На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Надзор как способ обеспечения законности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 Надзор как способ обеспечения законности
  Надзор как  способ обеспечения законности  в деятельности органов исполнительной  власти отличается от контроля. Надзор заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальных  государственных органов за деятельностью  не подчиненных им органов  или лиц с целью выявления  нарушений законности. При этом  оценка деятельности поднадзорного  объекта дается только с точки  зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие  от контроля, вмешательство в  текущую административно-хозяйственную  деятельность поднадзорного исполнительного  органа (должностного лица) не допускается.
    Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти заключается в постоянном, систематическом наблюдении спе­циальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. Оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности, т. е. при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается.
    Основными  чертами надзора являются:
  • органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены;
   • в  процессе контроля могут применяться  меры дисциплинарного воз­действия  в отношении виновных лиц;
   • в  соответствии с действующим законодательством  органы контроля занимаются проверкой  различных сторон деятельности  подконтрольных объектов. 

     Различаются  две организационные формы надзора  в сфере управления:
- надзорная деятельность руководителей органов, а также создаваемых ими комиссий, не являющаяся для них основным видом работы и осуществляемая эпизодически, чаще всего на основе поступивших к ним заявлений, жалоб, дел;
- надзор, который осуществляется специальными ведомствами и службами, органами, для которых такая функция является главной или важнейшей (например, система государственных комитетов санитарно-эпидемиологического надзора, Государственный антимонопольный комитет и др.).
     Деятельность  органов надзора надведомственна (распространяется на все поднадзорные объекты независимо от ведомственной принадлежности).
     Различаются  два вида надзора: прокурорский  и административный. 

2. Надзор как способ обеспечения законности и его виды 

2.1Прокурорский надзор
     Прокуратура  РФ — это единая федеральная  централизованная система органов,  осуществляющих от имени РФ  надзор за исполнением действующих  на ее территории законов. Это  ее основная функция. Надзор  имеет своей целью обеспечение  верховенства закона, единства и  укрепления законности, защиту прав  и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом  интересов общества и государства.  Сущность прокурорского надзора  состоит в действиях прокуроров  по выявлению, пресечению, устранению  и предупреждению нарушений законов  государственными и общественными  образованиями.
     Общий прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты перечисленных органов и должностных лиц и выражается в установлении соответствия актов и действий поднадзорных органов и должностных лиц законам. При этом органы прокуратуры не обладают так называемой административной властью.
    Необходимо иметь в виду, что надзор органов прокуратуры не распространяется на указы Президента РФ.
     Предмет  прокурорского надзора за деятельностью органов исполнительной власти в рамках общего надзора определен Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. (в редакции Федерального закона от 10.02.99 г.):
   соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций,
    - соответствие законам издаваемых ими правовых актов,
   - соблюдение прав и свобод граждан, юридических лиц, общественных объединений,
     - исполнение законов судебными приставами, которые находятся в системе органов юстиции.
   
 
 

 Прокурор:
   -вправе проводить проверки на подконтрольных организациях при наличии сведений о нарушении закона;
   -координирует  деятельность правоохранительных  органов по борьбе с преступностью;
   -проверяет  жалобы на нарушения прав и  свобод граждан, законность административного  задержания.
     Законом  обусловлены формы реагирования  прокурора на нарушения законности:
   - протест на противоречащий закону правовой акт - направляется в орган, его издавший, или в суд (содержит требование отмены или приведения в соответствие с законом опротестованного акта). По общему правилу это не приостанавливает его действие;
   - представление (реагирование на факты нарушения закона) - вносится в орган, который полномочен принимать меры по устранению этих нарушений. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Представление прокурора готовится на основе материалов прокурорских проверок и преследует цель устранения нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий. Каждое представление индивидуально по своему содержанию.
   - постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении - направляется в уполномоченный орган;
    - предостережение о недопустимости нарушения закона – направляется должностному лицу в целях предупреждения при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
2.2 Административный надзор
     Административный  надзор как способ обеспечения  законности и дисциплины представляет  собой особый вид государственной  деятельности специально уполномоченных  органов исполнительной власти  и их должностных лиц, направленный  на строгое и точное исполнение  органами исполнительной власти, коммерческими и некоммерческими  организациями, а также гражданами  общеобязательных правил, имеющих  особо важное значение для общества и государства.
     Административный  надзор - специальный вид правоохранительной  деятельности ряда органов государственного  управления. Субъектами административного  надзора являются органы федерального  надзора (федеральный горный и  промышленный надзор, надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности), государственные инспекции (ГАИ-ГИБДД). Они могут применять меры административного принуждения.
     Полномочия  органов, осуществляющих административный  надзор:
   1) по предупреждению правонарушений: требовать устранения обнаруженных правонарушений, беспрепятственно посещать поднадзорные объекты, давать разрешения на строительство, производство продуктов питания, досматривать транспортные средства;
   2) по пресечению  правонарушений: выносить предписания  о приостановлении работ, запрете  эксплуатации технически неисправных  транспортных средств;
   3) по привлечению  к ответственности виновных лиц:  возбуждают и рассматривают дела  об административных правонарушениях,  налагают административные взыскания;
   4) по нормотворчеству:  самостоятельно или совместно  с другими органами разрабатывают  и утверждают правовые, технические  нормы, правила.
     Иногда  смешивают два понятия административный  надзор и надведомственный контроль, однако они имеют различия:                                            Во-первых, по их содержанию. Органы внешнего контроля обладают более широкой компетенцией: она включает в себя проверку состояния дел подконтрольного объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности принимаемых решений, что отражает, прежде всего, управленческий, организационный аспект контрольной деятельности. Административный же надзор связан с проверкой только законности действий конкретного объекта надзора, приобретая тем самым юридическую окраску.                                                                                                                           Во-вторых, контроль и административный надзор различаются по объему полномочий. Контрольные полномочия связаны с вмешательством органов контроля в оперативно-хозяйственную, конкретную производственную деятельность подконтрольного объекта.                                                              При этом контрольные полномочия допускают возможность использования дисциплинарной власти — привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до отстранения провинившегося сотрудника от занимаемой должности. Органы административного надзора такими полномочиями не обладают, они ограничиваются наблюдением, проверкой соблюдения определенных норм, нередко технико-юридического характера, общеобязательных правил, выявлением и пресечением правонарушений, привлечением виновных к административной ответственности.                               В-третьих, административный надзор и контроль различаются по объектам наблюдения и проверки. С этой точки зрения административный надзор включает три его разновидности:                                                                                 а) он осуществляется в отношении неопределенного (неперсонифицированного) круга физических и юридических лиц незави­симо от их ведомственной подчиненности и формы собственности, не находящихся в каком-либо подчинении органов надзора (правил пожарной безопасности);
   б) административный  надзор распространяется на определенный  круг граждан, должностных лиц,  юридических лиц и по конкретным  вопросам (за соблюдением гражданами  правил приобретения, хранения и  использования огнестрельного оружия, должностными лицами, ответственными  за сохранность и использование радиоактивных материалов, средств цветного копирования);
    в)  персонифицированный административный  надзор (ОВД в отношении некоторых  граждан, освобожденных из мест  лишения свободы).
     Контрольные  полномочия обычно касаются конкретных  органов и их должностных лиц,  предприятий, учреждений, организаций,  общественных объединений и не  распространяются на граждан.
   В-четвертых,  административный надзор и контроль  различаются по субъектам, их  осуществляющим. Административный надзор реализуется в деятельности большого числа государственных органов: это специализированные ведомства (например, Государственный таможенный комитет), государственные инспекции и надзоры, входящие в состав различных министерств и ведомств (например, санитарно-эпидемиологический надзор), иные специализированные надзорные органы (например, морской, речной, авиационный регистры), т.е. здесь наблюдается законченность организационного выделения субъектов данной деятельности в общей системе государственных органов исполнительной власти.
    Органы надведомственного (внешнего) контроля такого разнообразия не имеют. К ним, прежде всего, относятся государственные комитеты (например, стандартизации и метрологии) и некоторые министерства и службы (например, Министерство финансов и Министерство образования, Федеральная служба безопасности). 

   В-пятых, административный надзор и контроль реализуются в различных организационных и правовых формах (проверка знаний правил дорожного движения водителей, правил обращения со служебным огнестрельным оружием лиц, занимающихся частной охранной деятельностью).
     Организационно  административный надзор представляет  процесс последовательно осуществляемых  этапов или стадий: предварительный  — анализ информации о поднадзорном  объекте, разработка и доведение  до объекта надзора соответствующих  норм, правил его функционирования; текущий — включающий систематическое  и непосредственное наблюдение, инспектирование, проверки, в ходе  которых выявляются нарушения,  применяются меры пресечения, восстанавливается  нарушенный порядок, решается  вопрос о необходимости привлечения  виновных к ответствен­ности; заключительный — состоящий в анализе общего положения объекта надзора, выявлении тенденций, разработке предложений.
    Правовые формы осуществления административного надзора также отличаются большой спецификой (оформление и выдача гражданам и юридическим лицам различных разрешений, лицензий, необходимых документов (например, пропуска в пограничную зону).
   В-шестых, административный надзор и контроль  характеризуют особые методы  их осуществления. Для административного  надзора основным методом является  непосредственное постоянное наблюдение  за соответствующими объектами,  проверка по заявлениям и жалобам,  а также по собственной инициативе. Арсенал методов внешнего контроля  значительно шире: проверка, обследование, ревизия, проведение экспертизы  и др. 
 

   В-седьмых, административный надзор, как правило, связан с применением административного принуждения, причем надзорные органы используют администра-тивно-предупредительные меры (например, карантин), меры административного пресечения (например, запрещение эксплуатации неисправного автомото-транспорта), меры административно-процессуального обеспечения (например, изъятие вещей, товаров и документов), административные наказания. Следовательно, органы административного надзора одновременно являются и органами административной юрисдикции. Органы надведомственного, внешнего контроля таким объемом административно-принудительных полномочий не обладают.
    С  учетом изложенного, можно отметить, что административный надзор как самостоятельный вид государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти обладает следующими признаками:
   - отсутствие организационной подчиненности субъектов надзора и поднадзорных объектов;
   - возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
   - невозможность вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность объекта надзора;
   - наличие специального объекта надзорной деятельности — норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, и их исполнение физическими и юридическими лицами; 

   - возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угроз безопасности различным объектам;
   - строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий.
    Итак, административный надзор — это  особый вид государственной управленческой  деятельности, осуществляемой специальными  органами исполнительной власти  в отношении организационно не  подчиненных им органов, предприятий,  учреждений, организаций, должностных  лиц и граждан по поводу  исполнения ими общеобязательных  норм, правил, стандартов, требований  с использованием комплекса мер  административного принуждения  с целью предупреждения, выявления  и пресечения правонарушений, восстановления  установленного порядка и привлечения  виновных к административной  ответственности.
     К  федеральным органам исполнительной власти, основной деятельностью которых является административный надзор, относятся: Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России), Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России), различные инспекции в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти (ветеринарного, пожарного, рыбного, геодезического и др. надзора), а также территориальные органы надзора (например, энергетического).
     Некоторые органы исполнительной власти можно назвать контрольно-надзорными, так как в ряде случаев трудно отличить контрольные функции от надзорных, например, у Государственного таможенного комитета или Министерства по налогам и сборам. Поэтому в законодательстве не всегда четко проводится разграничение между контрольными и надзорными функциями. 

     Деятельность  органов административного надзора  направлена на соблюдение специальных  норм, действующих во всех или  многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомственных  границ. Цель — обеспечить безопасность  граждан, общества, государства,  а также надлежащее качество  продукции, услуг и работ. 
 

3. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
Государственный надзор – функция специальных  государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением  законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении  неподчиненных им юридических и  физических лиц.
Виды государственного надзора: административный и прокурорский.
Административный  надзор – вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц по систематическому наблюдению за точным и единообразным соблюдением, исполнением  и применением юридическими и  физическими лицами правовых норм в  сфере государственного управления.
Особенности административного  надзора:
является особой разновидностью государственного контроля;
осуществляется  специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
деятельность  по надзору осуществляется систематически;
цель – обеспечение  правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
между субъектами и объектами надзора отсутствует  организационная соподчиненность;
осуществляется  в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных  лиц и граждан;
осуществляется  при помощи определенных методов;
оценка объекта  дается только с позиции законности.
Методы осуществления  административного надзора:
постоянное наблюдение;
периодические проверки;
обследование  поднадзорного объекта;
истребование  и анализ документов;
изучение обращений  граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере  государственного управления.
Административный  надзор осуществляют:
специальные федеральные  надзоры (Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения  и социального развития, Федеральная  служба по надзору за соблюдением  законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного  наследия, Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в  сфере природопользования, Федеральная  служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);   государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями): Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).
Полномочия органов, осуществляющих административный надзор: получение информации; применение мер  административного предупреждения; применение мер административного  пресечения; привлечение к административной ответственности; регистрация и  учет; выдача разрешений (лицензий); нормотворчество.
Отличия государственного контроля и административного надзора:            органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
объектом контроля выступает как законность, так  и эффективность деятельности; объект надзора – только законность деятельности;
контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
контроль и  надзор имеют разные субъекты осуществления;
контроль и  надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления  и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире. 

Прокурорский  надзор в сфере государственного управления - деятельность органов (должностных  лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов  РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции  и законов, а также соответствием  законам издаваемых ими правовых актов.
Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:
за исполнением  законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием  законам издаваемых ими правовых актов;
соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и  некоммерческих организаций;
исполнением законов  администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих  назначаемую судом меру принудительного  характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных  под стражу.
Формы реагирования прокурора на нарушения законности:
протест прокурора;
представление прокурора;
постановление прокурора;
предостережение о недопустимости нарушения закона. 
 

Прокурор или  его заместитель приносит протест  на противоречащий закону правовой акт  в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента  поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Прокурор, исходя из нарушения закона должностным  лицом, выносит мотивированное постановление  о возбуждении уголовного дела или  производства об административном правонарушении.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии  сведений о готовящихся деяниях  прокурор или его заместитель  объявляет в письменной форме  должностным лицам предостережение  о недопустимости нарушения закона.
4. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления
Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности. 

Субъектами судебного  контроля являются федеральные суды, (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ) (конституционные (уставные) суды, мировые судьи). 

Судебный контроль в сфере государственного управления осуществляется:
- при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
- рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);
- рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
- проверке законности нормативных правовых актов;
- рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;
- рассмотрении уголовных дел;
- рассмотрении жалоб юридических лиц.
5. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления.
Общественный  контроль за законностью в сфере  государственного управления представляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан  и общественных объединений участвовать  в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.
Особенности общественного  контроля:
- осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.