На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных субъектов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Содержание   

            Введение…………………………………………………………………………..3 
        
       1. Рыночная конкуренция 
        
       1.1 Структура рынка……………………………………………………..….
       1.2 Функции рынка………………………………………………………….7 
       1.3 Понятие рыночной конкуренции…………………………………..…..
       1.4 Рыночная конкуренция в переходной экономике……………….……10 
               
       2. Основные модели рынка 
        
       2.1 Совершенная конкуренция…………………………….……………….13 
       2.2 Несовершенная конкуренция……………………………….………….17 
       2.3 Монополистическая конкуренция…………………………….….……18 
       2.4 Олигополия………………………………………………………….…..19 
       2.5 Монополия……………………………………………………..….….…21 
       

  3.1 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных       групп   рыночных субъектов………………………………………………...….26
      
Заключение……………………………………………...……………….….……40 
        
Библиографический список…………………………………………..……..…..41 
          
                                      
 
 

                                                Введение  
         Конкуренция (от лат. соncurrencia -сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики имеет основополагающее значение. Исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.

       За последние десятилетия усиление  конкуренции отмечено фактически  во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным. Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительства.
           Рынок любого товара или услуги  имеет свои особенности, не  меняющиеся, впрочем, суть самой  конкуренции. Как явление она  не нова, но многообразие ее  проявлений требует постоянного  изучения, включая оценки динамики  или интенсивности. Сегодня ни  одна  серьезная компания не  может обойтись без конкуренции.  Несмотря на разнообразные методы  и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать  свою конкурентную стратегию  для достижения рыночного успеха. Нужно постараться понять и  овладеть искусством конкурентной  борьбы.             
     Тема  данной работы – «Основные теории конкуренции, конкурентоспособность  и конкурентные преимущества различных  групп рыночных    субъектов». Целью написания курсовой работы является тщательный и подробный анализ структуры рынка, изучение основных моделей рынка.      
     Курсовая  работа состоит из трех частей, введения и заключения. В первой части приведен общий обзор рыночной конкуренции в современной экономике, в том числе и в переходный период. Вторая часть содержит подробное описание основных моделей рынка, где приведен полный анализ структуры и видов несовершенной конкуренции. Третья часть рассматривает конкурентоспособность и конкурентные преимущества различных групп рыночных    субъектов.
     Курсовая  работа  представляет собой теоретический  обзор рынка со- вершенной и несовершенной конкуренции в мировой экономики.   При   ее создании были использованы сведения методических пособий по изучению экономической теории. 
        
              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                   
                                1  Рыночная конкуренция       
      
                1.1 Структура рынка                    
          Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют   рыночной    структурой. Она характеризуется рядом   черт:   числом и   размером фирм, типом   предлагаемого   продукта, степенью контроля над ценами, условиями входа в отрасль и выхода из   нее, доступностью информации.                                                                                                                                                                     
       Понятие   «рыночная  структура»  шире категории «рынок».   Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыкновенной трактовке. 
       Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. 
       Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способность фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. 
       Представленная характеристика типов рыночных структур (табл.1) при сопоставлении с реальной действительностью показывает, что такие модели рынка, как совершенная конкуренция и монополия, фактически встречаются крайне редко, в то время как монополистическая конкуренция и олигополия описывают множество реально существующих рынков.   
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. [2,с.50]         
 

      
        
 
     Количество 
       и размеры 
       фирм
      
       Характер 
       продукции
      
       Условия входа 
       и выхода.
      
       Доступность 
       информации. 
      
       Совершенная 
       конкуренция
      
       Множество 
       мелких фирм
      
       Однородная продукция.
      
       Никаких 
       затруднений
      
       Равный доступ 
       ко всем видом 
       информации.
      
       Монополис- 
       тическая конкуренция
      
       Множество 
       мелких 
       фирм.
      
       Разнородная 
       продукция.
      
       Никаких 
       затруднений.
      
       Некоторые 
       затруднения.
      
       Олигополия.
      
       Число фирм невелико, 
       есть крупные фирмы
      
       Разнородная 
       или 
       однородная 
       продукция.
      
       Возможны 
       отдельные 
       предприятия.
      
       Некоторые ограничения.
      
       Монополия
      
       Одна фирма
      
       Уникальная 
       продукция
      
       Практически 
       непреодоли- 
       мые 
       барьеры на входе 
      
       Некоторые ограничения.
      
        
 
 
 
 
 
 
 

     1.2  Функции рынка  
 

     Первая  и одна из главных функций рынка  – ценообразование. Механизм установления рыночных цен представляет собой  уникальный способ коммуникации, распространения  информации, других важных сведений, необходимых  для человека в мире экономики. Все  эти сведения и информация воплощены  в ценах. Оперативная, обширная и  в то же время содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность  или дефицитность рынков каждого  вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления  их совершенствования. 
       Другой функцией рынка выступает конкуренция. Как и ценообразование, конкуренция является «собирательной», многосложной функцией. Чаще всего ее отождествляют с борьбой «фурий частного интереса». И это не лишено оснований, если иметь в виду, что в данной формуле воплощена мотивация экономического поведения людей в рыночной экономике. Однако это все же не полная характеристика конкуренции. Рынок и конкуренция в определенном смысле синонимы: одно без другого не существует. Во всяком случае, только рыночная конкуренция может быть, по классическому определению, процессом открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Рыночный процесс указывает индивидуумам направления поиска, хотя не дает никаких гарантий относительно его результатов. В этом одна из причин того, почему люди подчас возражают против рынка и конкуренции. Однако только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары, а также способы их производства.       

              
 
 
 

     1.3 Понятие рыночной  конкуренции        

     В условиях стремления  каждой   фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности, фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. [3,с. 51] Очевидно, что возникновения такого феномена, как конкуренция, стало возможно лишь на основе определённого комплекса психологических и этических особенностей человеческого поведения. 
       Например, если предположить, что основными доминантами человеческого поведения были бы пассивность, смирение с   судьбой   и готовность ограничиваться в жизни самым минимумом всех благ (аскетическое   воздержание), то   вряд ли   в таком человеческом    обществе возникли бы конкретные схватки.                  
       Однако возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана  с   ограниченностью  ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния. На основании этого можно раскрыть понятие о конкуренции.    
       Конкуренция– это экономическое соревнование между гражданами, фирмами и странами, направленное на то, чтобы получить в своё расположение наибольшее количество (или лучшие виды) ограниченных ресурсов и добиться от их использования максимальной выгоды.   
       Как правило, конкуренция играет в экономической жизни общества положительную  роль, побуждая   граждан, фирмы  и   страны искать наиболее рациональные  способы   получения и использования ограниченных ресурсов всех видов. Однако конкуренция может принимать и такие формы, которые нельзя отнести к числу продуктивных. Порою эти формы носят негативный и также разрушительный характер. 
       Если распределение  ограниченных ресурсов осуществляется не рынком, то это влечёт за собой ряд последствий,   хорошо известных в нашей стране: очереди, блат,   взяточничество (как способ обойти конкурентов за счёт подкупа чиновников) и другие уголовные методы   распределения, подменяющие рыночную конкуренцию за ограниченные ресурсы. Конкуренция в этих  формах распределяет  ресурсы  неэффективно, ведет  к разрушению  экономики,   природы, нравственности, а   в   конечном   счете к разрушению человеческой личности и общества. 
       Рыночная конкуренция, то   есть наличие большого   числа независимых продавцов и покупателей,   обладающих свободой войти или покинуть рынок, ограничивает разрушительную и сохраняет созидательную силу личного интереса, личной выгоды. Тем самым конкуренция выступает как главная регулирующая система в рыночной экономике. Чем выше конкуренция, тем лучше потребителям – гражданам страны. 
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.4 Конкуренция в переходной экономике  
Состязательность и конкуренция.       

     Отношения состязательности в плановой экономике  характеризуется двумя основными  особенностями. Во-первых, поскольку  главным субъектом, распределяющим ограниченные ресурсы, является здесь  государство, оно становится непосредственным участником состязаний за них. Предприятия, состязающиеся друг с другом через  взаимодействие с государственными органами хозяйственного управления. В органах управления материально  – техническим снабжения предприятия  борются за прикрепление к надёжным поставщикам   сырья, за высокие фонды и лимиты за поставку сырья,   материалов   и оборудования. В органах  ценообразования они ведут борьбу за   повышение  цен на свою продукцию и снижения цен на потребляемые ими средства производства. 
       Во-вторых, поскольку одним из основных признаков командной экономики   является тотальный дефицит товаров и   услуг, состязательность  в  сфере  товарного  обращения   выступает   здесь   в форме соперничества между   покупателями. Не продавцы товаров и услуг борются за   покупателя, а покупатели  борются  друг с другом за   обладание   товарами. Формы этой борьбы  многообразны, начиная с традиционного стояния   в   очередях и кончая  противозаконными   действиями, с целью добиться  расположения производителя  (или продавца) товаров. 
       Для рыночного хозяйства хорош принципиально иной тип состязательности – конкуренция.  Ареной   состязания  является   здесь рынок. Соперничество между предприятиями в производстве, в сфере послепродажного обслуживания клиентов и   т. п. имеет  цель    получения преимуществ на рынке. Государство также может принимать непосредственное   участие   в     рыночной   конкуренции, но не   через органы  хозяйственного   управления,    а    как    субъект  рынка, в   качестве покупателя или продавца товаров и услуг. 
       

     Условия становления и  развития рыночной конкуренции.        
     Рыночная  конкуренция есть система отношений  между экономическими самостоятельными производителями товаров и услуг. Она имеет место только тогда, когда производители и продавцы способны реагировать на изменение  коньюктуры рынка, на те или иные действия своих конкурентов, т.е. когда они  свободны в определении и объема и ассортимента выпускаемой продукции, в выборе поставщиков и покупателей  своих товаров, в определении  цен. Важнейшим условием становлении  конкуренции при переходе к рынку  является отмена характерной для  плановой экономики системы административных предписаний предприятиям относительно цен, производственной программы, взаимоотношений  с поставщиками сырья и потребителями  готовой продукции. [1,с.367]  
       В этом ряду следует особенно выделить либерализацию цен. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, уничтожают состояние дефицита и тем самым создают условия для перерастания состязательности покупателей за продавцов в конкурентную борьбу продавцов за покупателей, их товаров и услуг. 
       Предприятия    вступают      в    конкурентную     борьбу   в    конечном счете,   ради  получения  прибыли. Поэтому   рыночная   конкуренция  эффективна   только    тогда,   когда   товаропроизводители   и    продавцы реально заинтересованы в росте прибыли. 
       Для командной экономики характерна система индивидуальных нормативов    отчислений   от  прибыли предприятий в госбюджет. Чем выше получается   прибыль, тем,   как   правило, выше   нормативы отчислений. Это подавляет  заинтересованность предприятий в увеличении прибыли и, следовательно,   препятствует   становлению   рыночной конкуренции при переходе к рынку является   налоговая    реформа, заменяющая  систему нормативов единым налогом на прибыль. 
       Развитие  конкуренции    при  переходе   к    рынку    во   многом зависит от степени жесткости   бюджетных    ограничений     предприятий. В  общем  виде   бюджетные   ограничение    состоит  в   том,   что денежные расходы предприятия ограничены принадлежащими им денежными фондами и текущими денежными расходами. 
       Процесс развития конкуренции в переходной экономике зависит от темпов преобразования отношений собственности. Прибыль не является непосредственной целью экономической деятельности государства. Поэтому интерес госпредприятий к увеличению прибыли объективно ослаблен. [1,с.369]  
       Не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию  рынка. Некоторые ее формы оказывают разрушающее воздействие на экономику. Речь  идет  о   так называемой   недобросовестной конкуренции, которая должна быть законодательно  запрещена. Закон   РФ «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» запрещает   недобросовестную    конкуренцию, в  том числе распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков, фирменных   наименований, маркировки, внешнего оформления товаров других фирм.   
          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Основные модели рынка  
          
        2.1 Совершенная конкуренция       

     Рынок свободной конкуренции состоит  из большого числа продавцов, конкурирующих  между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию  многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных  производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма  не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой»[ 2,с.51] , принимать ее как заданный параметр. 
       Участники   конкурентного   рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все  продавцы имеют  представление   о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об  их   изменениях. Существует  свобода   входа    и   выхода:   любая    фирма, при желании, может   начать   производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.                                                                                                          
       Колебания цены могут быть довольно интересными – сравните цену огурцов в конце лета и весной, - но разница в цене эта не результат действия отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. 
       На практике совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в ХХ столетии, но и предыдущих веках. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру.

     Рынку в условиях совершенной конкуренции  присущи следующие черты:
     1. На этом рынке действует большое  число фирм, каждая из которых  не зависима от поведения других фирм и принимает решения самостоятельно. Любая фирма отрасли не в состоянии воздействовать на рыночную цену производимого отраслью товара.
     2. Фирмы отрасли производят один  и тот же (гомогенный) товар, поэтому  для покупателей абсолютно безразлично,  товар какой фирмы приобретать.
     3.Отрасль  является открытой для входа  в нее и выхода любого числа  фирм. Ни одна фирма отрасли не предпринимает какого-либо противодействия, как не существует и каких-либо законодательных ограничений этому процессу.
     Спрос отдельной фирмы. Поскольку в условиях совершенной конкуренции
     фирма отрасли в границах изменения  объемов ее выпуска не оказывает  существенного влияния на цену товара и реализует любое количество товара по неизменной цене, спрос на продукцию отдельной фирмы является абсолютно эластичным, а кривая спроса каждой фирмы горизонтальна. Кроме того, каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке фирмы одну и ту же величину предельной выручки, равную цене товара.
     Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней и предельной выручки равны цене
товара  Р, т.е. МR = АR = Р, поэтому  кривые спроса, средней  и предельной
выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную
линию, проведенную на уровне цены товара.[4,с.83]                                            
     Равновесие  в краткосрочном  и долгосрочном периодах
     Согласно  правилам 1 и 2, действуя в каждой рыночной структуре, фирма, чтобымаксимизировать прибыль, должна производить такой объем товаров и услуг , при котором MR = MC (правило 2) и Р > AVC (правило 1). Но в условиях совершенной конкуренции предельная выручка MR равняется средней выручке AR и цене товара, т.е. MR = AR = P.
     Значит, функционируя на совершенно конкурентном рынке, фирма максимизирует прибыль, если будет выпускать такой объем q товаров, при котором предельные издержки сравняются с ценой товара, устанавливаемой рынком независимо от действий фирмы. 

     Указанная ситуация отражена на рис. 1 

                 Р, издержки                                           МС
                                                                       К
                                                                                            AVC
                                                               Е
      РЕ                                                                                                         МR=AR=P
                        Е1  

                                                           В
                                                          
 
 
 

                                                     q1          qE         q2 

     Производя Qе единиц товара, когда МС = Р, фирма  максимизирует прибыль, и любые  отклонения от этого объема уменьшают  ее прибыль. Если фирма будет выпускать Q1 < Qe единиц товара, то цена товара (которая  не меняется) станет превосходить предельные издержки, и фирма обязана в  этих условиях увеличить производство, иначе она не максимизирует прибыль. Когда же Q2 > Qе, предельные издержки начинают превосходить цену и фирме  необходимо снизить объемы выпуска.
     В точке Е1 предельные издержки MR также равняются цене товара Р, но в точке Е (а не Е1) цена Р превосходит средние переменные издержки AVC, т.е. удовлетворяется правило 1. Значит, именно в точке Е, а не Е1 фирма имеет равновесие в краткосрочном периоде.
     В ходе долгосрочного периода фирмы  могут приспособиться к различным  переменам на рынке. Для долгосрочного  периода на совершенном конкурентном рынке характерны следующие условия:
     1. Функционирующие фирмы наиболее  эффективно используют имеющееся  капитальное оборудование. Это означает, что каждая фирма отрасли во  всех краткосрочных периодах, которые  в сумме и образуют долгосрочный  период, максимизирует прибыль, производя  такой объем продукции, когда  МС = Р.
     2. Не существует побудительных  причин для фирм иных отраслей  входить в данную отрасль. Иными словами, все фирмы отрасли имеют объем производства, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в каждом краткосрочном периоде, и получают нулевую прибыль, т.е.        SATC = P.
     3. Фирмы отрасли не имеют возможности  снижать суммарные издержки на  единицу продукции и получать прибыль за счет расширения масштабов производства. Это равносильно условию, при котором каждая фирма отрасли производит объем продукции q*, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в долгосрочном периоде, где кривая LATC имеет минимум. Важно отметить, что, поскольку в условиях совершенной конкуренции фирмы могут свободно входить и выходить из отрасли, при равновесии в долгосрочном периоде каждая фирма будет иметь нулевую экономическую прибыль.          
 
 
 
 
 
 
 

     2.2 Несовершенная конкуренция
     Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется  хотя бы одно из условий чистой конкуренции. 
       На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм. Крупные корпорации, сосредоточившие   в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая господствующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия  реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и реакция на их поведение   должна  быть своевременной. Конкурентные  отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.                                         
       Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. 
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3 Монополистическая конкуренция       
     Большинство    производителей,    производящие   похожие,  но различные    с  точки   зрения   покупателей     товары,     действуют    в условиях монополистической конкуренции.  Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения,   упаковкой,    дизайном.  Таким   образом,  фирмы   конкурируют,   продавая    дифференцированные    продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно  устанавливать цену вне зависимости от действий конкурента.  Каждая  фирма   является    единственным   производителем,    и  в этом смысле, монополистом.  (2,52) . Однако, фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. 
       На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших  фирм обычно   приходятся   не   более  25% общих внутренних поставок, а на восемь менее 50%. (2,52)  
       Вход  на  рынок    монополистической  конкуренции   достаточно свободен и определяется   размерами   капитала.    Однако   вход  на рынок по сравнению со свободной конкуренцией   не настолько  легок:   в   процессе завоевания доли новые продавцы   могут    испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми  марками и услугами. Следует    заметить,   что    дифференциация   продукта  в   какой-то степени определят степень монополизации рынка. 
              
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Олигополия       
     Под олигополией понимается рынок, на котором  доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, т.к. олигополистический рынок охватывает довольно большую часть национального  рынка, ограниченную с одной стороны, монополией, с другой – монополистической  конкуренции.   
     Олигополистический  рынок характеризуется взаимозависимостью – взаимореакцией немногих соперников, на что в свое время и обратил  свое внимание основоположник теории олигополии – французский экономист  К. Курно: т.к. на рынке конкурируют  лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные  последствия своих решений.
     Основные  черты олигополии
     Олигополию  характеризуют следующие признаки:
     1) в отрасли находится несколько  соперничающих фирм, так что ее  нельзя отнести к чистой монополии;
     2) кривая спроса каждой фирмы  имеет «падающий» характер, поэтому  отрасль не может считаться совершенно конкурентной;
     3) в отрасли находится хотя бы  одна крупная фирма, которая  считает, что ее действия не  останутся без ответной реакции  со стороны конкурентов, следовательно,эта  рыночная структура отличается  от монополистической конкуренции.
     Невозможность однозначно предсказать ответ соперничающих  фирм усложняет теоретическое определение величин Q и P, при которых фирма-олигополист максимизирует прибыль. В этой связи многие экономисты пытаются найти общие принципы деятельности фирм-олигополистов. В частности исследователи выделяют две общие характеристики ценообразования в условиях олигополии:
     1) цены при олигополии отличаются  меньшей чувствительностью, они  более «жесткие», не так быстро и значительно меняются, как при других рыночных структурах;
     2) если цены все же меняют, то  чаще фирмы делают это одновременно.[4,с.116]
     В зависимости от типа продукции различают  чистую олигополию и дифференцированную. [2,с.53 
       Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный  продукт:  алюминий, цемент, продукция химической  или   сталелитейной   промышленности.   Идентичность  этих товаров определят и единую цену на них. 
       Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения,   называется    дифференцированной.   Обычно   дифференцированные    олигополии   специализируются  на выпуске  товаров  потребительного назначения, это – автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
       2.5 Монополия       
 

     Монополию можно рассматривать как тип фирмы.[ 2,с.54] Она представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства.   Обычно   монополия ассоциируется с   известными   всему   миру компаниями.  Но есть и другая трактовка понятия «монополия» - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит преприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика. 
       Обращаясь   к    монополии    как    виду экономической структуры рынка, мы рассматриваем ее как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. 
 Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Степень использования монопольной власти, установление цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число    продуктов,   не имеющих заменителей, ограничено. К чистой   монополии можно  отнести   предоставление  коммунальных    услуг, компании кабельного ТВ, телефонные компании или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.п.  Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естесственно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, следующие: 
        1. Эффект  масштаба    Высокоэффективное   производство  с   низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию часто называют «естественной монополией» [2,с.54] , т.е.  отраслью,   в   которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. 
        2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привелегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы монополизированных отраслей и населения. 
        3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права. 
        4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

     Фирма-монополист   в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении и (в отличие от совершенной конкуренции, при которой отдельные фирмы не могут воздействовать на цену производимого ими товара). Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирмамонополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки MR всегда лежит ниже кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.
     Равновесие  в краткосрочном  периоде. Согласно универсальному правилу 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество q товара, при котором MR = MC. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар фирмы-монополиста (кривой спроса). Раскрытие зависимости цены товара, производимого монополистом, от объемов выпуска проще сделать с использованием соответствующих графиков.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.