На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Право и его значение

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 

Введение.
     Право – это один из важнейших институтов человеческой цивилизации.  Возникновение  права обусловлено процессом  социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.
     На  любой стадии исторического развития человеческий коллектив для того, чтобы сохранить себя как устойчивую, организованную форму взаимоотношений, предполагает определенные, общеизвестные и общеобязательные для всех его членов правила и нормы поведения – нормативный порядок.  Без наличия соответствующего порядка невозможно существование какой-либо общности людей.
     Соблюдение такого порядка, в т.ч. путем официального принуждения является признаком и назначением всякой общественной власти.  Именно определенная нормативная организация всего социума и упорядочение применения силы отличает официальную социальную власть от господства физической силы и непосредственного насилия.  Однако наличие официальной власти ещё не означает наличие права.  Право (оформленное в виде государственной власти) возникает тогда, когда в обществе появляются свободные и несвободные люди.  Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных его членов.  Свободные и несвободные индивиды появляются в процессе разложения рода.
     На  смену институтам и нормам родовой  власти приходят право и государство, как всеобщая и необходимая форма  защиты свободы индивидов – субъектов права и государства и регулятора их взаимоотношений.  Право и государство возникают и развиваются как две взаимосвязанные части единого по своей сути способа существования свободных людей.  Под государством понимается такая форма официальной социальной власти, которая обеспечивает жизнь общества в соответствии с нормами права, т.е. можно сказать, в обществе без свободы нет права и нет государства.  Конечно, наличие несвободных людей  (объектов права и государства) не является их обязательным признаком.  Исторический прогресс права как формы свободы привел к ликвидации института рабства, хотя фактическое неравенство не исчезло.  Однако природа и сущность права, его основные принципы и назначение остались неизменными на всем протяжении его существования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Современное понимание права.
1.1. Понятие, сущность, основы функционирования права.
     В основе современного, либертарно-юридического подхода лежит понимание права  как метода регуляции общественных отношений.  Основой такого регулирования является равенство всех субъектов права, т.е. правовое равенство.  Правовое равенство – это формальное равенство свободных людей.  Можно сказать, что «Основанием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях».  Поэтому говорить о равенстве в отношении несвободных людей (рабов) нельзя.
     В реальности люди, т.е. субъекты права  фактически обладают различными имущественными правами, социальным статусом, индивидуальными  знаниями и навыками, а, следовательно, и различными возможностями в жизни.  Формально-правовое равенство означает равную возможность для всех свободных людей приобрести право на конкретный объект, конкретное благо, т.е. равную правоспособность.  Понятно, что в силу различий между людьми и их фактическими возможностями, в условиях формального равенства и равной правоспособности, их реальные права будут неравными.  Такое различие в приобретенных правах (или обязанностях) у разных индивидов является необходимым следствием соблюдения принципа формального равенства, – «Основанием (и критерием) правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме их правоспособности и правосубъектности». Таким образом, в рамках юридического правопонимание формальное равенство свободных индивидов есть необходимое условие существования права и правового государства.  Можно сказать, что люди свободны в меру своего равенства и равны в меру своей свободы.  Свобода человека (как физическая, так и свобода его воли) и равенство прав членов общества неотделимы и взаимно предполагают друг друга1.
     Право преобразует фактические различия между людьми в порядок равенств и неравенств, согласованных по единым нормам.  Другие концепции понимания  права, как отрицающие правовое равенство, так и отвергающие свободу в пользу принудительного уравнивания, являются, по сути, обоснованием произвола.
     Равные  права свободных членов общества охватывают все сферы жизни человека, включая и экономические (базовые для его физического существования), а собственность является основой этих отношений, таким образом, право на собственность есть основа для свободы и права.
     Кроме того, право содержит в себе такую  важнейшую категорию как справедливость, т.е. право по определению справедливо.  Справедливость это именно внутренне свойство права, а не внеправовая категория (религиозная, моральная, нравственная, социальная, в которых она активно используется).  Справедливость в праве означает «наличие в отношениях между людьми правового начала и выражает его правильность и необходимость».  Можно сказать, что действовать по справедливости, значит поступать согласно всеобщим и равным требованиям права, которые обязательны для всех членов общества, включая и носителей государственной власти, устанавливающих конкретную правовую норму.  Отрицание правового и всеобщего характера справедливости ведет к тому, что под справедливостью начинают  понимать неправовое начало (требование под лозунгом справедливости либо привилегий, либо уравниловки; удовлетворение чьих-либо политических, экономических, социальных, религиозных интересов)2.
     Право возникает из необходимости управления социальными процессами и их упорядочения, в условиях их развития и совершенствования.  Возникновение права обусловлено либо материальными причинами (когда юридическая форма закрепляет уже сложившиеся отношения в обществе, например, в экономике), идеологическими (когда государство закрепляет еще полностью не сложившиеся отношения, сознательно и активно способствуя их утверждению в общественной жизни), историческими (когда непосредственной основой возникновения права может служить юридическая практика), нравственными (когда правовые нормы заимствуются из религиозных  текстов), международными (когда нормы международных правовых норм инкорпорируются в национальное законодательство)3.
     Следует заметить, что нормы права реализуются  через деятельность людей, и потому в юридической теории принято  говорить о двух сторонах права –  объективной и субъективной, взаимодействие которых воплощает в жизнь принципы права.
     Объективное право – это собственно правовые нормы, изложенные в законодательстве или иных правовых средствах, которые  не зависят от воли любого субъекта права (например, законодателей).
     Субъективное  право – это совокупность наличных прав, имеющихся у субъекта права, т.е. предусмотренная объективным правом мера возможного поведения участника правоотношения.  Субъект права (физическое или юридическое лицо) может отказаться от своего права или воспользоваться им, в той мере, в какой такое его действие не ущемляет права других субъектов, т.е. в рамках общенормативного, объективного права.
     В зависимости от того, какие причины  преобладали в правообразовательном процессе конкретной системы права, одна из сторон права занимает решающее место среди источников права.  В некоторых государствах прецедентное право (например, судебная практика) играет решающую роль и впоследствии получает статут законодательной нормы, т.е. субъективное право предшествует объективному, в других случаях, на основе государственного законодательства возникают новые правоотношения, которые впоследствии закрепляются в юридической практике4.
     Надо  иметь в виду, что содержание субъективного  права составляют, прежде всего, права  и свободы личности, закрепленные в законодательстве.
     Таким образом, говоря об основных признаках  права, можно сказать, что право  есть мера свободы и поведения  человека, – он свободен делать то, что не вредит другому.  Праву  присуща системность и нормативность, т.е. право есть упорядоченная и  внутренне согласованная система норм.  Норма – это правила поведения членов общества, которые определяют их права и обязанности, они устойчивы и типичны для конкретных условий.  Нормы права всегда формально определены, т.е. содержат точные указания, какие действия правомерны, а какие нет, и закреплены правовыми средствами (законами, нормативными актами, договорами).  Право всегда обеспечено государством, оно гарантирует общеобязательность правовых норм.  Право есть реально действующая сила регулирования социальных отношений.  Право, которое не действует реально, не исполняется на практике, не существует.  Право выражается через закон (или иное правовое средство), который должен соответствовать природе, идеям, ценностям права5.
     Таким образом, можно определить право как систему общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.  Это определение позитивного права, т.е. права получившего официальную форму признания, – закона.  Можно также сказать, что это операциональное определение права, формулирующее условия применения права6.
     Однако  исходным является определение, которое  содержит абстрактную, мировоззренческую характеристику, например, «Право – это нормативная форма выражения свободы, посредством принципа формального  равенства людей в общественных отношениях».
     Оба этих определения являются разными  сторонами общего, синтезированного понятия права, которое включает различие и взаимосвязь права и закона.  Например, «право – это исторически изменчивая, объективно обусловленная справедливая общая мера свободы и равенства, получающая посредством официального выражения общеобязательную силу».
     Данные  определения исходят из понимания единой природы права, которая выступает в форме идей, представлений индивидов о праве, в форме юридических норм, исходящих от государства, в форме действий, правоотношений, в которых реализуются идеи и нормы права.  Такой единый подход позволяет выявить суть права как реальную силу общества, регулирующую отношения его субъектов.  В праве находят выражение интересы различных людей и их групп, которые изменяются в зависимости от характера экономического развития общества, уровня культуры, социальной структуры, традиций7.
     В различные периоды истории, в  условиях разных типов государственного устройства под правом понимались различные  формы общественных отношений, однако можно сказать, что во все времена  право было и будет основным регулятором  общественных отношений.  Главной устойчивой внутренней основой права, отражающей его сущность, является волевой характер права, поскольку воля есть сознательная целеустремленность, активность человека, которая проявляет себя  в действиях, направленных на то, чтобы выразить свои интересы в правовой форме.  Уже в Новое время, выдающийся голландский юрист Гуго Гроций отмечал, что «право имеет своим источником свободную волю».  В современной юридической теории поддерживается мнение о том, что признание волевого характера права позволяет наиболее точно отобразить механизм его действия, связь с устремлениями людей, социальной структурой, производственными отношениями8.
     Следует учитывать и то, что волевая  природа права многосторонняя.  С одной стороны, определенные социальные группы, слои, классы общества, объединенные едиными целями и общими интересами привносят в право свою волю.  Еще Томас Гоббс утверждал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими».
1.2. Принципы права.
     В зависимости от функционального назначения и объекта применения принципы права подразделяются на две основные группы: социально-правовых и специально-правовых принципов.
     Социально-правовые принципы отражают систему ценностей, свойственных обществу, обеспечивают доминирование общечеловеческих ценностей по отношению к интересам классов или наций, признание прав и свобод личности высшей ценностью общества, обеспечивают единство общих и специфических интересов участников правоотношений. Специально-правовые принципы, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сферы действия на общеправовые, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые9.
     Общеправовые  принципы присущи всем отраслям права  и отражают природу права в  целом, выступают в качестве одного из источников права.  К ним относятся: принцип гуманизма – главенство в функционировании системы права прав и свобод человека, принцип равенства граждан перед законом – все люди имеют равные права независимо от расы, национальности, религии, пола, должности, принцип демократизма – в праве отображается общая воля всех членов общества через институты народовластия, принцип законности – осуществление государственной деятельности в соответствии с требованиями права, принцип справедливости – строгое соблюдение соответствия меры юридической ответственности допущенному правонарушению10.
     Межотраслевые принципы  характерны для нескольких отраслей права, к ним относятся  такие принципы как: осуществление  правосудия только судом, гласность  судебного разбирательства, независимость  судей, возможность ведения судопроизводства на национальном языке.
     Отраслевые  принципы свойственны одной отрасли  права и определяют ее специфику, например, принцип обеспечения свободы  труда и занятости свойствен  трудовому праву, принцип устойчивости права на землю принадлежит земельному праву.
     Внутриотраслевые  принципы – это принципы конкретных институтов права и их действие ограничено предметом регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Функции российского права.
2.1. Классификации функций права.
  Предмет общей теории права характеризуется широтой, многогранностью. В него включается правовая действительность в целом и собственно право и правовое регулирование - весь комплекс многообразных правовых явлений, входящих в правовую надстройку, в механизм правового регулирования.
  Активная роль права выражается в его функциях, т.е. направлениях правового воздействия, выражающих роль права в организации общественных отношений.
  Функции права можно рассматривать в нескольких плоскостях, определяемых широтой угла зрения, в частности в зависимости от того, освещаются ли они в рамках всей государственно - правововой части.
  Социально - политические функции - направления правового воздействия, выражающие социально политическое созерцание права. Право в данной плоскости рассматривается широко - в единстве с государством.
  Специально - юридические функции - направления правового воздействия, которые рассматриваются лишь в рамках самого права, выражают юридическое значение права для опосредствующих отношений и проявляются в специально- юридическом его созерцании.
  Регулятивная функция - направления правового воздействия, нацеленные на то, чтобы обеспечить надлежащую нормальную организацию господствующих общественных отношений. Не случайно, поэтому регулятивные функции можно именовать функциями организации. Активная роль права в жизни общества в его функциях11.
  Функции права - это основные направления его воздействия на общественные явления (отношения), на поведение людей. Функции права могут рассматриваться в различных плоскостях. Так как право неразрывно связано с государством, то его функции во многом совпадают с функциями государственной власти. Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. С одной стороны, можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует функциям государства. С другой стороны, по субъектам государственной власти различают законодательную, исполнительную, и судебную функции права.
  Функции права могут подразделяется на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяются такие направления правового воздействия, которые выражают специфику как регулятора общественных отношений, его юридическое значение для этих отношений.
2.2. Основные функции права: регулятивная и охранительная.
     Функция права выражает наиболее существенные его черты и направлена на решение  важнейших задач права.  В реальной жизни функции права тесно взаимосвязаны, поскольку каждая из них действует в рамках единой системы функций права, а сферы общественной жизни, на которые они воздействуют, также взаимосвязаны, поскольку являются частями целостной системы – общества. Поэтому, разделение функций права, в некоторой степени условно (особенно это касается социальных функций права), они взаимодополняют друг друга.  Тем не менее, можно выделить главные, характерные черты, выраженные в конкретной функции права, и на этом основании систему функций права можно представить в виде двух основных групп: собственно юридических и общесоциальных, в которых можно выделить основные и неосновные функции12.
     Основные  функции права – регулятивная и охранительная как раз и  характеризуют право как самостоятельное социальное явление.  А регулятивная функция занимает в праве определяющее место, поскольку регулирование общественных отношений это основная функция права.
     Важнейшая задача системы права цивилизованной страны - упорядочивание общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции права.
     Регулятивная  функция - это такое направление  правового воздействия, которое  призвано обеспечить чёткую организацию  общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.
     Регулятивная  функция права  воздействует на общественные отношения следующим  образом:
     Во-первых, путём закрепления этих  отношений  в нормативно - правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую  форму тем отношениям, которые  составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан.
     Во-вторых, право обеспечивает высокую степень  свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование и развитие. Такое воздействие права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах13.
     В результате правового регулирования устанавливается наиболее оптимальный порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, потребность в которых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству).
     Наиболее  характерными путями осуществления  регулятивной функции права являются определение правосубъектности граждан, закрепление и изменение их правового статуса, определение компетенции государственных органов, установление правового статуса юридических лиц, определение юридических фактов, которые направлены на изменение правоотношений, установление конкретной правовой связи между субъектами права, определение типа правого регулирования. В рамках регулятивной функции права выделяют две подфункции: статическую и динамическую.
     Статическая функция права состоит в том, что оно закрепляет в своих институтах, в правовых актах, в четко урегулированной форме те общественные отношения, которые являются основой устойчивого, стабильного существования общества и выражают общую волю его членов. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам собственности, закрепляющим экономические основы общественного устройства, а также институту политических прав и обязанностей граждан, избирательному, авторскому, изобретательскому праву14.
     Динамическая  функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения, т.е. динамики.  Она отражает процесс развития общества, его экономической базы, социально-правовых, этических представлений.  Она воплощена, в частности, в институтах гражданского, административного, трудового права.
Важно иметь в виду что динамизм и  статика права – это две  стороны одного процесса – постоянной эволюции общества, в ходе которой  возникают новые реальности в  материальной и духовной жизни людей, изменяются способы производства и характер производственных отношений, появляются новые идеологии, изменяются нормы морали и нравственности.  Все эти новшества находят свое выражение в правовых предписаниях, с течением времени становятся привычной основой жизни и в дальнейшем сами претерпевают изменения.
     Другая  основная функция права, охранительная  также тесно связана с регулятивной.  Необходимость в охране общественных отношений будет существовать до тех пор, пока существует общество.  Можно сказать, что охранительная  функция права – это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых данному обществу, причем это вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны тех отношений, которые нуждаются в охране.  Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права15.
     Охранительная функция - это такое направление  правового воздействия, которое  нацелено на охрану положительных и вытеснения вредных для общества отношений. Охранительная функция направлена на пресечение и предотвращения противоправного поведения.
     Охранительное воздействие права  выражается в следующем:
     в определении запретов на совершение противоправных деяний;
     в установлении юридических санкций  за совершение указанных деяний;
     в непосредственном применении юридических  санкций к лицам совершившим  правонарушения
2.3. Неосновные функции права.
     К неосновным функциям права можно  отнести компенсационную, восстановительную и ограничительную.  К основным социальным функциям – экономическую, политическую и идеологическую, а к неосновным – экологическую, информационную и социальную в узком смысле этого слова.
Ограничительная функция права соприкасается  с охранительной.  Поскольку назначение права состоит в том, чтобы регулировать общественные отношения, т.е. предписывать варианты поведения соответствующие интересам индивидов, социальных групп, всего общества, постольку, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав других, чтобы пресечь вседозволенность и произвол, право устанавливает определенные ограничения для участников общественных отношений.  Такие ограничения формулируются в запрещающих и обязывающих нормах, например, в Конституции, некоторые статьи которой ограничивают права и свободы граждан, реализация которых ведет к ущемлению прав и свобод других граждан и общества в целом (например, пропагандистские действия, возбуждающие расовую, религиозную, социальную ненависть и вражду)16.
     Компенсационная функция права очень тесно связана с восстановительной.  Они различаются в формах, методах и правовых последствиях их реализации.  Нередки случаи, когда с помощью правовых средств восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, он вновь становиться обладателем тех прав, которых он был лишен (например, лицо восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, возвращается утраченное имущество или права на него), – это восстановительная функция.  В случае компенсации за причиненный материальный или моральный ущерб действует компенсационная функция (возмещение убытков).  Иногда действие этих функций совпадает, например, при незаконном увольнении пострадавшее лицо одновременно восстанавливается на прежнем месте работы и одновременно получает компенсацию за вынужденный прогул.
     Реализация  восстановительной функции часто  осуществляется в форме отмены принятого  правового акта или юридически значимого  действия. В гражданском законодательстве, в котором представлены нормы, выполняющие  и компенсационную и восстановительную функции нередко восстановление положения, существовавшее до нарушения права, не связывается с возмещением убытков.  Эти функции права проявляются в уголовном, трудовом законодательстве, в Конституции17.
     Одна  из важнейших социальных функций  – экономическая осуществляется как путем регулирования действий участников экономических отношений (например, в форме договоров, в которых стороны определяют свои права и обязанности и факт наступления правовых последствий), так и путем угрозы наступления санкций (например, за нарушение условий договоров, или за умышленные преступления в сфере экономики – хищение, мошенничество, вымогательство, уничтожение имущества, подделку денег или ценных бумаг и т.д.).  Экономическая функция выражается в самых различных институтах: финансовом, административном, уголовном, трудовом и других.
     Экологическая функция тесно связан с экономической, ее объектами являются земля, недра, почва, вода, воздух, флора и фауна, околоземное пространство. Появление  этой функции права связано не с тем, что экономическая функция оказалась не в состоянии решить задачи экологической защиты общества, а с тем, что экологическая сфера стала в современных условиях очень важной и превратилась в одну из проблем существования человечества.  У права своя ниша в ее решении, – юридическое воздействие на деятельность человека, в целях защиты его среды обитания, причем значение такой защиты будет все возрастать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.