На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Развитие малого бизнеса в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра менеджмент
Курсовая  работа
по дисциплине Государственное управление экономики
Тема: Развитие малого бизнеса в России

      2009 г.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
 
 
ГЛАВА  I   Теоретические основы развития и поддержки малого бизнеса как факторы подъема национальной экономики…………………………..6
1.1.Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства…………………………………………………………….6
1.2.Классификация формы государственной поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………12
1.3. Зарубежный опыт регулирования и поддержки малого бизнеса малого бизнеса………………………………………………………................................15 

ГЛАВА II    Анализ состояния развития и поддержки малого бизнеса в России  
2.1. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса……………………………………………………………………………22
2. 2. Органы регулирующие деятельность малого бизнеса…………...............25
2.3.Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса……………………………………………………………………………26 

ГЛАВА  III    Перспективы развития и поддержки малого бизнеса
3.1. Проблемы малого бизнеса в России………………………………............31
3. 2. Перспективы  развития малого бизнеса в  России ………………………..35  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ………………………………………………………………..41 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44
 
 
 
      ВВЕДЕНИЕ 

      Проблема  взаимоотношений государства и экономики является одной из центральных в обществе, так как государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Возрастающие масштабы современной экономической деятельности, усложнение характера внутренних и международных хозяйственных связей создают объективные экономические предпосылки усиления роли государства в регулировании общественного производства.
      Во  все времена государство оказывало  значительное влияние на социально  – экономическое развитие. Современная  экономическая роль государства являются итогом длительной эволюции, в ходе которой условия, формы и методы его воздействия на экономику постоянно менялись. В любой стране, при любой общественно – политической и социально – экономической системе экономика в той или иной степени управляется государством в лице государственных органов.
      В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его  участие в управлении экономикой проявляется гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми. Природными и даже трудовыми ресурсами, в виде централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.
      В странах с рыночной экономикой степень  вмешательства государства и  его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер. Государство  воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства – частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.
      Государственное регулирование экономики может  быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малого бизнеса, благотворительной деятельности).
      Конец ХХ века для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
      Малый бизнес – это совокупность мелких и средних предприятий, ограниченных определенными правовыми нормами. Вместе с крупными предпринимательскими структурами, а также с государственным сектором малый бизнес составляет единое целое. Не преувеличивая значения малого бизнеса, надо вместе с тем отметить, что его роль в развитии экономики, в удовлетворении нужд населения достаточно велика, особенно в условиях рыночных методов хозяйствования.
         Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств: крупных, средних и мелких.
        За последние годы выявился небывалый рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.
         Для формирования предпринимательства нужны определенных экономические, социальные и правовые условия. В числе экономических условий – предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки, и др.
        Малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует о том, что в нашей стране имеются большие резервы малого бизнеса.
      Цель  работы – анализ и характеристика развития и поддержки малого бизнеса  как фактора подъема национальной экономики.
      В работе использованы общенаучные методы, которые включают в себя: диалектику, синтез и анализ изучаемого материала; специальные методы рассматривающие предмет как систему, сравнительный и частнонаучный методы.
      В работе использован нормативно –  правовой материал, а также   научная  и учебная литература, написанная на основе последних достижений экономической науки и посвящена вопросам анализа и  характеристики малого бизнеса в системе предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  I 

Теоретические основы развития и  поддержки малого бизнеса как факторы  подъема национальной экономики 

    1. 1. Условия, предпосылки и этапы развития государственного регулирования предпринимательства 

      Государственное регулирование – это процесс  прямого, косвенного и обратного  воздействия государственных органов  на хозяйствующие субъекты путем  создания рыночных условий через экономические рычаги, приемы и методы регулирования региональных рынков, планирование бюджетов, финансовое – налоговое  и др.
         Государственное регулирование  – это деятельность органов власти по воздействию на процесс в целях достижения общественно полезных результатов.
         В экономике развитых стран одновременно функционируют  крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
      Все предприятия, являющиеся составной  частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. 1
      Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики по установленным законами критериям (показателям), констатирующим сущность понятия. Основным критерием в первую очередь является средняя численность работников, занятых в отчетный период на предприятии [10].
      Государственная поддержка малого предпринимательства  является одним из приоритетных направлений социально – экономической политики российской Федерации.
      Целями  государственной поддержки предпринимательства  являются:
    содействие развитию предпринимательства в Российской Федерации, повышению деловой и инвестиционной активности организаций и граждан;
    увеличение объемов производства продукции (работ, услуг) и соответствующее дополнительное поступление средств в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;
    повышение уровня научно – технического потенциала экономики Российской Федерации, субъектов российской Федерации, муниципальных образований;
    повышение конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) на внутреннем и внешнем рынках, расширение экспорта российской продукции и на мировом рынке;
    содействие созданию новых рабочих мест, укрепление социальной стабильности в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях [10].
      Государственная поддержка предпринимательской  деятельности основывается на следующих  принципах:
    адрестность и дифференцированный подход при ее оказании;
    применение мер экономического стимулирования развития предпринимательства;
    предварительная экспертная оценка целесообразности государственной поддержки, а также возможных социально – экономических результатов ее оказания;
    открытость и гласность при принятии решений об оказании государственной поддержки, а также при реализации программ, проектов и мероприятий по поддержке предпринимательства;
    приоритетность в отношении производственного и инновационного предпринимательства;
    комплексный подход при оказании государственной поддержки, основанный на сочетании различных направлений, видов и форм ее оказания [10].
      К субъектам предпринимательской деятельности, которым может оказываться государственная поддержка, относятся:
    организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в приоритетных отраслях экономики или осуществляющие приоритетные виды деятельности;
    инновационные предприятия;
    организации, осуществляющие разработку и освоение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства;
    организации и индивидуальные предприниматели, ориентированные на экспорт российских несырьевых товаров (работ, услуг) или их производство в целях замещения импорта в Российскую Федерацию соответствующих иностранных товаров (работ, услуг);
    малые предприятия;
    иные субъекты предпринимательской деятельности, определяемые федеральными законами.1
      Малое предпринимательство России пользуется поддержкой государства, что нашло  отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в Указе Президента РФ от 4 апреля 1996 г. «О первоочередных мерах государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и в других документах. 1
      Государственная поддержка малого предпринимательства  в Российской Федерации в соответствии с Законом осуществляется по следующим  направления:
    формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально – технических и информационных ресурсов, а также научно – технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
    установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
    поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно – технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
    организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.2
      Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную. поддержку малого предпринимательства:
    разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;
    проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
    организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;
    подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средства федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;
    оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
    координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.1
        Содействие малому бизнесу со стороны государства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки  малого предпринимательства, региональными, отраслевыми и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В бюджетах соответствующих уровней ежегодно предусматривается выделение ассигнований на реализацию таких программ.1
      Законодательно  предусмотрена возможность создания фондов поддержки малого предпринимательства. Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направляемых на его поддержку и развитие.2
      Федеральным органам исполнительной власти и  органам исполнительной власти субъектов  РФ, а также органам местного самоуправления поручено разрабатывать и осуществлять меры по созданию соответствующей информационной структуры в целях получения  субъектами малого предпринимательства на льготных условиях экономической, правовой, статистической, производственно – технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития и в целях обмена между ними указанной информации.3
      Однако, государство должно вмешиваться в экономику только в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки.
      Условиями для вмешательства государства  могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность  обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.), ухудшение состояния окружающей среды и др.
      Под предпосылками понимается еще не явное проявление негативных условий  и тенденций в экономике и  других сферах человеческой деятельности. В этом случае роль государства заключается  в своевременном выявлении и  устранении этих предпосылок. Это самый  лучший вариант, так как государство еще в «зародыше» и с наименьшими усилиями и средствами устраняет возможность появления негативных явлений для развития предпринимательства и экономики страны.
      Под позитивными условиями понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.
      Однако  возможности государственного регулирования  экономики не безграничны. Экономической основой является часть ВВП, перераспределяемая через государственный бюджет и внебюджетные фонды, и государственная собственность. Эффективность государственной экономической политики при прочих равных условиях тем выше, чем выше государственные доходы, чем большая доля ВВП перераспределяется государством, чем большую роль в экономике играет государственный сектор. Но у государственных доходов и у государственного сектора есть относительны границы роста. 1 

      2. Классификация формы поддержки малого бизнеса
 
      Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать  интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и  свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересован будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
      Между тем малые предприятия как  неустойчивая предпринимательская  структура, наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.1
      Существуют разнообразные формы государственного регулирования экономики: непосредственное государственное управление рядом отраслей; налоговое регулирование; государственное внешнеэкономическое регулирование; денежно – кредитное регулирование; бюджетное регулирование; ценовое регулирование; социальное регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда; государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды; государственное антимонопольное; государственное внешнеэкономическое.2
      Как можно видеть из приведенного укрупненного перечня. Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишат предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемых государственным регулированием.1
      В России также существуют различные  организационные фонды поддержки  и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, действует Всемирная ассамблея мелких и средних  предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. У нас государственная поддержка малых форм производства с первых шагов малого бизнеса сводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.2
      Э. А. Арустамов подробно рассматривает виды поддержки предпринимательской деятельности.3
      Финансовая  поддержка субъектов предпринимательской деятельности осуществляется путем предоставления им финансовых средств. Государственных и муниципальных гарантий за счет бюджетов разных уровней бюджетной системы российской Федерации, в соответствии с государственными и муниципальными целевыми программами развития и поддержки предпринимательства, иными программами и проектами, а также из внебюджетных источников.
      Имущественная поддержка – это продажа или предоставление имущества, находящегося в государственной собственности, в собственность или пользования (аренду или безвозмездное пользование) субъектам предпринимательской деятельности на льготных условиях или в результате проведения для них целевых конкурсов и торгов.
      Поддержка внешнеэкономической  деятельности. Органы государственной власти осуществляют меры по расширению участия субъектов предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также меры по их привлечению к реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участия в международных выставках и ярмарках, а также иными мерами обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.
      Информационная  поддержка предпринимательства. Органы государственной власти разрабатывают и осуществляют меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами предпринимательской деятельности экономической, правовой, статистической, производственно – технологический и иной информации, необходимой для их эффективного функционирования и развития.1 

      3.  Зарубежный опыт  регулирования и  поддержки малого  бизнеса малого  бизнеса
 
         Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. В последние несколько лет в западной Европе, США и Японии малый бизнес представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная их масса – мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило сократить безработицу в этих странах.2
         Предприятия малого бизнеса эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабриката и других элементов, необходимых для производства конечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли предприятий малого бизнеса в экономике. В данной сфере кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.1
      Малый бизнес успешно функционирует во многих промышленно развитых странах  прежде всего благодаря его государственной  поддержке.
      Развитие и поддержка малого бизнеса в США. В США ведущим органом государственной поддержки малого бизнеса является Администрация малого бизнеса (АМБ), ее региональные и местные отделения. Кроме того, в этом участвуют комитеты конгресса по делам малого бизнеса им многочисленные специальные органы в министерствах, ведомствах и в местных органах власти.2
      АМБ решает три важнейшие задачи: обеспечение  финансовой поддержки малых и  средних предприятий; содействие в  получении государственных заказов; предоставление технических и консультационных услуг по вопросам управления.3
      Политика  стимулирования инновационной активности малого бизнеса проводится на всех уровнях государственного управления – от федерального до муниципалитетов. Главным в государственной политике в этой области является создание своего рода инновационного климата, т. е. обеспечение благоприятных экономических, правовых, организационных, психологических и других условий для возникновения и развития новых фирм. В первую очередь занятых генерированием, освоение и коммерциализацией научно – технических нововведений. Государство, в отличие от регулирования деятельности экономически и организационно сложившегося крупного бизнеса, основные усилия направляет на начальные и даже предначальные периоды становления мелких инновационных предприятий.1
      Главным содержанием государственной инновационной политики в отношении малого бизнеса является регулирование финансовых потоков, направленное на обеспечение доступа мелких фирм к источника финансовых средств. Здесь выделяются два направления: целенаправленное субсидирование из бюджета (через федеральные агентства и ведомства) и привлечение частного капитала к финансированию инновационной деятельности мелких фирм.2
      Что касается налоговых и амортизационных  льгот, предоставляемых малому инновационному бизнесу, то они применяются менее широко, и поскольку для мелких фирм намного важнее первоначальная и предначальная поддержка.
      Если  говорить об амортизационных льготах, то в отношении малого бизнеса  действует только одна значительная мера: мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода.
      Представляет  также интерес финансирование малого бизнеса в США. Оно осуществляется в основном из двух источников: по линии  Администрации малого бизнеса (SBA) и по линии коммерческих банков. Наибольшая доля кредитов выдается Администрацией малого бизнеса.3
      Развитие  и поддержка малого бизнеса в Японии. В Японии развитие малого бизнеса имеет свою специфику. Здесь малые и средние фирмы являются важным элементом экономики наряду с крупными могущественными корпорациями. 1
      Для малого бизнеса Японии характерна широко развитая субподрядная система, где малые и мельчайшие предприятия получают и выполняют заказы от крупных фирм – машиностроительных, авиастроительных, автомобилестроительных и т. п.
      Существуют  четыре центра регулирования и стимулирования малых и средних предприятий:
    центральное правительство;
    местные органы власти;
    крупный бизнес;
    самостоятельные объединения малого бизнеса.2
      По  линии центрального правительства  делами малого бизнеса занимается Управление малых предприятий в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Как центральные, так и местные органы власти стимулируют становление и развитие малого бизнеса при помощи займов, кредитных гарантий, налоговых льгот, обучения кадров и облегчения доступа к информации. Кроме того, предприятиям малого бизнеса предоставляется безвозвратная финансовая помощь только на осуществление научно – технических программ, таких как:
    повышение технического уровня производства;
    совершенствование технологии производства в пищевой промышленности;
    разработка совместно с университетами и государственными научно – исследовательскими институтами новой наукоемкой техники и технологии.3
      Последняя программа финансируется местными органами власти, предыдущая – центральным правительством, а первая – и теми и другими.
      Значительно шире, под льготный процент, предоставляются  займы на осуществление следующих  проектов:
    разработку новых видов продукции и новой технологии (финансирование по линии местных органов власти);
    разработку новых видов производства и техники (по линии центрального правительства);
    возрождение мелких предприятий для развития экономики отдельных регионов (по линии центрального правительства);
    содействие производственной и технической кооперации между предприятиями малого бизнеса (также по линии центрального правительства).1
      Большую роль в оказании финансовой помощь малым и средним предприятиям играет Финансовая корпорация малого бизнеса Японии. Она предоставляет  на льготных условиях таким предприятиям долгосрочные займы (срок более года) на увеличение основного и оборотного капиталов.
      На  кредитовании мелких и мельчайших компаний специализируется национальная финансовая корпорация Японии. В Японии есть еще одно специализированное учреждение – Банк Соко – Чукин, финансирующий деятельность кооперативов, малых и средних предприятий, а также отдельных их чипов.
      Государство обеспечивает гарантирование и страхование кредитов, предоставляемых малым и средним предприятиям, через так называемую систему дополнительного общественного кредитования.
      Важным  звеном финансовой поддержки малых  и средних предприятий служат займы и кредиты, предоставляемые  для конкретной помощи предприятиям, попавшим в затруднительное финансовое положение вследствие объективных факторов.
      Таким образом, в Японии создана и функционирует всесторонняя государственная поддержка малого предпринимательства на разных уровнях.1
      Малый бизнес в Европе. В европейских странах интересы малого бизнеса представляют, как правило, специальные отделы или департаменты в рамках Министерства экономики или Министерства торговли и промышленности. Так, в Великобритании при Министерстве торговли и промышленности создана «Служба мелких фирм». Она оказывает помощь мелким предпринимателям в организации собственного дела, получении кредитов, заключении договоров и контрактов, обучении кадров и консультировании малых предприятий. Эта Служба имеет местные отделения по всей стране. Только в 1998 – 1989 гг. ею было оказано около 30 тыс. консультаций. За этот же период Служба поддерживала контакты с 226 тыс. мелких английских фирм.2
      Большое внимание в Великобритании уделяется подготовке кадров малого и среднего бизнеса.
      Правительство ФРГ стало оказывать широкую поддержку малым и средним предприятиям сразу после окончания великой мировой войны. Уже в 1948 г. в Германии был создан банк кредитный гарантий для управления денежными средствами, поступающими на восстановление Европы по так называемому Плану маршала. Одновременно были созданы и региональные кредитные корпорации.3
      После объединения восточных и западных земель германии  для возрождения малого бизнеса на территории бывшей ГДР правительство ФДР наметило и осуществляет Федеральную программу субсидирования мелких и средних фирм с целью повышения в них доли собственных средств.
      Интересно отметить, что в ФРГ с 1976 г. существует особое положение, регулирующее участие мелких и средних фирм в выполнении государственных заказов. Если мелкие фирмы считают себя обойденными в дележе таких заказов, то они могут обратиться с жалобой в соответствующие инстанции на федеральном и местном уровнях.
      Важная  часть программы содействия мелким и средним предпринимателям –  обучение кадров, которое осуществляется через систему торгово-промышленных палат, регулярно устраивающих семинары для начинающих предпринимателей.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА II 

Анализ  состояния развития малого бизнеса в  России 


2. 2. Анализ нормативно – правовой базы регулирующей деятельность малого бизнеса 

      Социально – ориентированное рыночное хозяйство  с его экономической свободой, многообразием форм собственности, предпринимательством, социальным партнерством и общественной пользой закрепляется в качестве конституционной основы экономики России.
      С принятием Конституции Российской Федерации были заложены конституционные основы предпринимательства. Как и всей системы рыночной экономики. Непосредственное отношение к регулированию рынка имеет более 20 статей Конституции.1
      Исходя  из конституционных основ российского  общества Гражданский кодекс РФ закрепляет принципы гражданско-правового регулирования. Которые складываются из семи начал: равенства участников гражданского оборота, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого – либо в частные дела, беспрепятственного осуществления гражданских прав, их восстановления и судебной защиты права. Ограничения гражданских прав могут быть установлены лишь на основании федерального закона и только в той мере. В какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности страны.2
      Закладывая  правовой фундамент рыночной экономики, Гражданский кодекс не только уравнивает граждан, юридических лиц и государство в их гражданско-правовом статусе, но и закрепляет право граждан и их объединений на занятие предпринимательством в качестве их абсолютного права; гарантирует каждому субъекту права подлинные имущественные и личные права, не подверженные вторжению в эту сферу государства; представляет право обладания любым имуществом без ограничении его состава, количества и стоимости, а ограничения в отношении отдельных объектов могут быть лишь по соображениям общественной пользы и безопасности; наконец, предусматривает защиту среди других личных благ деловой репутации и предпринимательской тайны.1
      Гражданский кодекс РФ дает понятии предпринимательства как самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.2
      В целях развития малого бизнеса и  обеспечения государственной поддержки  малого предпринимательства правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» № 446 от 11 мая 1993 г. отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства.1
      В качестве основного нормативного акта, регулирующего государственную поддержку предпринимательства и направленного на реализацию вышеназванного конституционного принципа. Следует выделить Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Этот закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.2
      Законом определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства.3
      В декабре 1995 г. был принят Федеральный  закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», имеющий важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране.
      Несомненно, к федеральным законам, направленным на государственную поддержку предпринимательства следует отнести и Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948 – I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».4
      Государственная поддержка предпринимательства  в Российской Федерации осуществляется в соответствии с вышеназванными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными федеральными законами. Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли»; Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1219 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации» и др.1
      Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации приводится в Федеральном законном «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».2 

2. 2.   Органы регулирующие деятельность малого бизнеса 

      В соответствии с федеративным государственным  устройством РФ, к федеральным органам исполнительной власти относятся: Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства. Органы исполнительной власти субъектов РФ относятся: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.
      В зависимости от объема и характера  компетенции различают: органы общей компетенции, осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности; органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление.
      Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой компетенции в различных формах и по различным направлениям реализуют принадлежащие им контрольные функции и полномочия.
      При Правительстве РФ создан Совет по предпринимательству. Он призван обеспечить взаимодействие исполнительной власти с малым, средним и крупным  бизнесом.
      К государственным органам, регулирующим деятельность субъектов малого бизнеса относятся: Федеральная налоговая служба; Роспотребнадзор, Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Госкомстат, Госгортехнадзор, Комитет РФ по торговле и др.1 

    2. 3.  Анализ текущего состояния развития и поддержки малого бизнеса 

         Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.
         В. Я. Горфинкель, В. А. Швандара приводят следующие статистические данные: по состоянию на 1 января 2002 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса (1997 г. – 841,7; 1998 г. – 861,1; 1999 г. – 868,0; 2000 г. – 890,6; 2001 г. – 879,3). В 2001 г. ими произведено продукции (работ, услуг) на сумму 852,7 млрд. руб. В этой сфере было занято 6483,5 тыс. человек.1
        Как  видно из приведенных статистических данных за последние годы количество предприятий малого бизнеса вначале несколько возросло, а затем вернулось к уровню 1997 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишь в торговле и общественном питании (рост за 1997 – 2002 г. с 359,3 до 388,1 тыс., или с 42.7 до 46%), в здравоохранении (с 11,0 до 17,4 тыс., или с 1,3 до 2,1%), в операциях с недвижимым имуществом (с 3,9 до 14,2 тыс. или с 0,5 до 1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс. или с 0,3 до 0,6%) и в некоторых других отраслях экономики.2
         Вместе с тем в промышленности имеет место абсолютное и относительное снижение числа предприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,1 тыс., или с 15,7 до 14.8%), в строительстве (со. 138,0 до 121,9 тыс., или с 16,4 до 14,5%).3
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.