На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 
 

Кафедра финансов и кредита 

Курсовая  работа
По  дисциплине: «Финансы»
Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы 
 
 
 
 
 

Выполнила:
                студентка 2 курса,
                  группы 10122,
                финансы и кредит
                Хомушку Ч. В. 

                Научный руководитель:
                старший преподаватель
                Гоманова  Т.К. 
                 
                 
                 

Новосибирск, 2011 

 

Введение

      Проблема  данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Малое предпринимательство в России является одним из важнейших направлений решения экономических и социальных проблем на федеральном и региональном уровне.  Обеспечение высоких темпов экономического роста может создать необходимые условия для изменений в социальной сфере: в росте реальных доходов населения, уменьшении безработицы, повышении уровня жизни населения. Таким образом, развитие малого предпринимательства имеет большое значение для уменьшения безработицы, увеличения реальных доходов населения, формирования доходной базы бюджета, повышения конкурентоспособности и, как следствие, ускорения экономического роста. В свою очередь стремительное развитие малого бизнеса напрямую зависит от его налогообложения. 
          Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.  
Объектом данного исследования является анализ условий налогообложения малого бизнеса. 
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования. 
Целью исследования является изучение темы "Налогообложение малого бизнеса: проблемы и перспективы" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. 
В рамках достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: 

    Дать характеристику малого предпринимательства как субъекта налогообложения;
    Проанализировать эволюцию системы налогообложения малого предпринимательства в России;
    Рассмотреть структуру системы налогообложения малого бизнеса;
    Выявить проблемы и рассказать о перспективах развития системы налогообложения малого бизнеса в РФ.
 

    Становление российской системы налогообложения  малого бизнеса
    Малый бизнес – это стабильная налогооблагаемая база. Большая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на субъекты малого предпринимательства, которое достаточно крепко стоят на ногах.  

    Налоговая система в России не в полной мере способствует развитию малого предпринимательства, которое способно наладить производство импортозаменяющей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить приток денег в бюджеты всех уровней.
В России действуют три системы налогообложений  малого предпринимательства
1. общеустановленная  система, при которой малые  предприятия уплачивают НДС, налог на прибыль, налог на имущество и др.;
2. упрощенная  система налогообложения;
3. система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности.
В развитии налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ можно проследить несколько этапов: 

На первом этапе были приняты постановление  совета министров СССР (в августе 1990г.), постановление Совета министров  РСФСР (в июле 1991г.) о мерах поддержки  и развития малых предприятий  в стране. В этих документов определены критерии и отнесения предприятий к категории малых малых, а также предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств. 

Второй  этап развития налогообложения малого бизнеса связан с постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ».
Предусматривался  комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий, а также налоговые льготы для малых предприятий, работающих на приоритетных направлениях в том числе:
    Освобождение от налогообложения суммы прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;
    Освобождение малых предприятий от уплаты налога на прибыль в первые два года работы;
    Установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работы с момента их регистрации;
    Возмещение НДС, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных средств;
    Освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц и от подоходного налога – физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и в аналогичные государственные фонды, создаваемые органами государственной власти и управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления;
    Предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, предоставляющих кредиты малым предприятиям, занимающимся производственной деятельностью;
    Распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;
    Сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;
    Уточнение порядка и сроков взимания налога на прибыль и НДС для малых предприятий.
Постановление сыграло положительную роль, что  выразилось в заметном росте числа  малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г.
Общеустановленная система налогообложения малого бизнеса была по существу оформлена  на втором этапе развития. Хотя субъекты малого предпринимательства облагались общими налогами, что и все остальные  предприятия, в то же время в целях стимулирования более быстрого их развития им предоставлялись специальные налоговые льготы по основным налогам.
Однако  в целом общеустановленная система  обложения малого предпринимательства  не была идеальной.
Можно выделить следующие факторы, определяющие негативное отношение предпринимателей к этой системе:
    Совокупный процент налогов, которые платит предприятие, велик;
    Заполнение огромного количества форм отчетности, которые сдаются в разное время в разные организации;
    Большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз;
    Плохая проработка законов;
    Постоянные изменения в законодательной базе.
На третьем  этапе развития налогообложении  субъектов малого бизнеса был  принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Он определил общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
С января 1996 г., начал действовать Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в котором большая роль отводилась  налоговым вопросам.
Цель  Закона – максимальное упрощение  ведения бухгалтерского учета, составления налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. На этой основе Правительство РФ пыталось вывести из «теневого оборота» субъекты малого предпринимательства, расширив налоговую базу. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, однако, такие надежды не оправдались. По данным Министерства по налогам и сборам РФ по состоянию на 1 июля 1999 г. на территории  РФ действовало около 890 тыс. малых предприятий, которые производят примерно 12 % ВВП. На упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности перешли около 3 % малых предприятий.
Приведенные данные свидетельствуют, что абсолютное число малых предприятий предпочитают пользоваться общепринятой системой учета, отчетности и налогообложения, предусматривающей немало льгот для малого бизнеса. Это объясняется жесткими требованиями перехода к новой системе.
Следующим этапом в развитии налогообложения  субъектов малого предпринимательства  стало принятие Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Необходимость появления такого Закона вызван тем, что действующий до этого закон не выполнял возложенных на него задач. В силу особенностей деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (работа с наличными деньгами, без кассовых аппаратов и др.) он не обеспечивал полного учета объектов обложения и не давал возможности наладить контроль за малым бизнесом, чтобы исключить уклонение от  уплаты налогов и развитие теневой экономики.
С принятием  указанных двух федеральных законов  налоговая политика в отношении  субъектов малого предпринимательства  пошла по двум направлениям.
Первое  направление – введение упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения путем замены федеральных, региональных и местных налогов: единым налогом на совокупный доход или валовую выручку либо единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Второе  направление – предоставление на определенных условиях и на определенный срок налоговых льгот в целях стимулирования развития малых предприятий. Законодательство РФ устанавливает общие дл всех налогоплательщиков налоговые льготы, которые действуют в виде:
    Снижения налоговой ставки;
    Установления необлагаемого минимума;
    Исключения из объекта каких-либо элементов;
    Налоговых каникул – освобождения налогоплательщика от уплаты налога на конкретный период;
    Налогового кредита – освобождения налогоплательщика от  уплаты налога на конкретный период на возвратной основе (отсрочка).
Такое давление двух направлений налоговой  политики условно, поскольку одно не исключает другое, и они могут  действовать параллельно. Принятые государством меры хотя и продвинули налогообложение субъектов малого предпринимательства в нужном направлении, но не достигли ожидаемой цели, поскольку при этом не были учтены многие существенные детали.
Для урегулирования вопроса налогообложения малых  предприятий необходимо:
    Ввести в налоговый кодекс раздел о статусе и налогообложении малого бизнеса как отдельного вида налогооблагаемой базы;
    Провести систематизацию множества налоговых изъятий с малых предприятий;
    Унифицировать налоги, оставляя преимущества за тем, что идет на развитие производств;
    Дифференцировать шкалу ставок, изменяющихся в зависимости от уровня дохода и различающихся по отраслевому признаку и видам деятельности.
 
 
 

 

2.    Структура системы налогообложения малого бизнеса

      Налоги, поступающие в местный бюджет от субъектов малого предпринимательства
      Согласно  ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
      Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
      К местным налогам отнесены: земельный  налог и налог на имущество физических лиц.
      Субъекты  малого предпринимательства, являющиеся собственниками земли, должны уплачивать земельный налог.
        Земельный налог
      Земельный налог устанавливается Налоговым  кодексом и нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
      Устанавливая  налог, представительные органы муниципальных  образований определяют налоговые  ставки в пределах, установленных  главой 31 НК РФ, порядок и сроки  уплаты налога, также могут устанавливаться  налоговые льготы, основания и  порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
      Налогоплательщиками налога признаются организации и  физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
      Не  признаются налогоплательщиками организации  и физические лица в отношении  земельных участков, находящихся  у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
      Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
      Не  признаются объектом налогообложения  земельные участки:
      - изъятые из оборота в соответствии  с законодательством РФ;
      - занятые особо ценными объектами  культурного наследия народов  Российской Федерации, объектами,  включенными в Список всемирного  наследия, историко-культурными заповедниками,  объектами археологического наследия;
      - предоставленные для обеспечения  обороны, безопасности и таможенных нужд;
      - ограниченные в обороте в соответствии  с законодательством РФ, в пределах  лесного фонда;
      - занятые находящимися в государственной  собственности водными объектами  в составе водного фонда, за  исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
      Налоговая база определяется как кадастровая  стоимость земельных участков. Кадастровая  стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством  РФ.
      Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
      Налогоплательщики-организации  определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
      Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую  базу самостоятельно в отношении  земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
      Налоговым периодом признается календарный год.
      Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие  и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
   Поступления от земельного налога в полном объеме зачисляются в местный бюджет.
        Специальные налоговые режимы
      Начиная с 1998 года в Российской Федерации проводится реформа налогообложения, затрагивающая и малый бизнес. Одним из важных положений этой реформы является введение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства.
      Налоговый кодекс РФ (НК РФ) определяет специальный налоговый режим следующим образом: специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
      Федеральным законом от 29.12.95 г. № 222-ФЗ в РФ введен специальный налоговый режим  – упрощенная система налогообложения, учета, отчетности для субъектов  малого предпринимательства (УСН).
      Применение  упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
      Следующим этапом реформирования налогообложения  малого бизнеса явилось введение Федеральным законом от 31.07.98 г. № 148-ФЗ системы налогообложения в  виде единого налога на вмененный  доход для определенных видов деятельности (ЕНВД).
      Таким образом, в настоящее время в  РФ для малого бизнеса установлены  и действуют два специальных  налоговых режима, различающиеся  тем, что при применении первого  из них - УСН – учитываются результаты финансово-хозяйственной деятельности, при применении ЕНВД налогом облагается вмененный доход, не зависящий от результатов деятельности предприятия.
      В 2002 году сделан очередной шаг в  реформировании и упрощении налогообложения  малого бизнеса в РФ с принятием  Федерального закона от 24.07.02 № 104-ФЗ. Этим законом введены в действие с 01.01.2003 две главы НК РФ, регулирующие применение следующих специальных налоговых режимов: глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения” и глава 26.6 “Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”.
   Упрощенная  система налогообложения
      Следует отметить, что законодатель в данном случае вообще отказался от применения термина “субъект малого предпринимательства”. Таким образом, в настоящее время  расширен круг юридических лиц, имеющих право на применение УСН. Одновременно с этим введены новые критерии, ограничивающие возможность применения указанного специального налогового режима:
    Организации, имеющие в своем составе филиалы, не вправе применять УСН.
    Ограничения по численности работников до 100 человек независимо от вида деятельности.
    Доля непосредственного участия в уставном (складочном) капитале других юридических лиц не должна быть более 25 %.
    Остаточная стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности, не должна превышать 100 млн. руб.
    Величина дохода не должна превышать 20 млн.рублей в год.
    УСН не применяется организациями, применяющими другие специальные налоговые режимы.
      Кроме перечисленных, глава 26.2 НК РФ ограничивает применение УСН по видам деятельности: не вправе применять УСН банки, страховщики, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.д. Полный перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять УСН, приведен в ст. 346.12 НК РФ.[9, c. 47] 

Порядок применения упрощенной системы налогообложения
      Упрощенная  система налогообложения для  налогоплательщиков привлекательна с  точки зрения возможной минимизации  налогообложения. Юридические лица и индивидуальные предприниматели  при упрощенном режиме налогообложения  находятся в относительно равных условиях. Тем не менее, некоторые различия все же есть. Поэтому рассмотрим, что дает применение упрощенного режима налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по отдельности.
      Юридические лица
      Согласно  п.2 ст.346.11 применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты следующих налогов:
    налога на прибыль организаций;
    налога на имущество организаций;
    единого социального налога;
    налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
      Уплата  вышеперечисленных налогов заменяется уплатой единого налога.
     Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики уплачивают в  соответствии с общим режимом налогообложения.
      Индивидуальные  предприниматели
      Согласно  п.3 ст.346.11 применение упрощенной системы  налогообложения индивидуальными  предпринимателями предусматривает  замену уплаты следующих налогов:
    налога на доходы с физических лиц в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности;
    налога на имущество, в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности;
    единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя;
    единого социального налога с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу наемных работников;
    налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
      Уплата  вышеперечисленных налогов заменяется уплатой единого налога.
      Поскольку индивидуальный предприниматель —  прежде всего физическое лицо, то он может работать в качестве наемного работника на предприятиях и организациях, у других индивидуальных предпринимателей. Поэтому освобождение от уплаты вышеперечисленных налогов действительно только в отношении предпринимательской деятельности, доходы от которой облагаются налогами по упрощенному режиму налогообложения.
      Все другие налоги, не указанные в перечне, налогоплательщики уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.
      В настоящее время плательщики  упрощенного режима налогообложения  лишены права руководствоваться  только гл.26.2 НК РФ и вынуждены тщательно  отслеживать все изменения в налоговом законодательстве на предмет того, не появилась ли обязанность по уплате того или иного налога.
      Кроме вышеперечисленных налогов и  сборов особое внимание следует обратить на то, что организации и индивидуальные предприниматели — плательщики упрощенного режима налогообложения являются также плательщиками:
      - страховых взносов на обязательное  пенсионное страхование в соответствии  с законодательством РФ. Страховые  взносы на обязательное пенсионное  страхование имеют «двойное значение». Во-первых, потому что существует обязанность по их начислению и уплате. Во-вторых, уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование влияют на сумму единого налога, подлежащего уплате при упрощенном режиме налогообложения в бюджет. При этом индивидуальные предприниматели должны начислять взносы на обязательное пенсионное страхование, как со своих доходов, так и с доходов, начисленных в пользу наемных работников;
      - страховых взносов на обязательное  социальное страхование от несчастных  случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ. Для некоторых бухгалтеров все налоги, исчисляемые с начисленной заработной платы работникам, с учетом налоговых вычетов ассоциируются с «налогами с заработной платы». К ним относятся ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налог на доходы с физических лиц. Плательщики упрощенного режима налогообложения освобождены от уплаты только ЕСН. А в состав ЕСН из платежей, производимых в ФСС для организаций, входят только взносы на обязательное социальное страхование. Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не входят в состав ЕСН и поэтому подлежат уплате налогоплательщиками при упрощенном режиме налогообложения.
      Выбор объекта налогообложения по единому  налогу осуществляется самим налогоплательщиком. По единому налогу, исчисляемому при упрощенной системе налогообложения, возможны следующие объекты налогообложения:
    доходы;
    доходы, уменьшенные на величину расходов.
      В пункте 2 ст. 346.14 установлено, что объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
      Объект налогообложения — доходы
      Объект налогообложения — доходы является самой простой налогооблагаемой базой. При этом объекте налогообложения учитываются только доходы налогоплательщика, а фактически произведенные расходы не влияют на налогооблагаемую базу. Также не повлияют на налогооблагаемую базу и налоги, уплаченные налогоплательщиком, за исключением взносов на обязательное пенсионное страхование и уплаченных работодателем работнику пособий по временной нетрудоспособности. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения — доходы, существенно сокращаются затраты на ведение учета. Тем не менее, необходимо иметь первичные документы по произведенным расходам. Налоговые органы могут проявить интерес не только к порядку исчисления единого налога, но и других налогов, плательщиками которых могут быть плательщики упрощенной системы налогообложения. Например, транспортный налог, налог на доходы с физических лиц, взносы на обязательное пенсионное страхование и другие. Правильность исчисления этих и прочих налогов налогоплательщики могут подтвердить только при наличии первичной документации. Кроме этого, существует вероятность утраты права применения упрощенного режима налогообложения, тогда придется восстанавливать данные бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) на основании первичных документов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.