Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности работы банков с проблемными кредитами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С.АМАНЖОЛОВА 
 
 
 
 

Курсовая  работа
На тему: «Особенности работы банков с проблемными кредитами» 
 
 

Выполнил  студент гр. ФН10-Б
Ф.И.О. :   А.Е. Болусова
Специальность: «Финансы»
Проверил: К.Е. Хамзин 
 
 
 
 
 
 
 
 

Усть-Каменогорск, 2011.
Содержание 

Введение
Глава I. Теоретические основы понятия  «проблемные кредиты»
1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения
1.2 Классификация и учет проблемных кредитов
Глава II. Особенности работы коммерческого  банка с проблемными кредитами (на примере АО «Темiрбанк»)
2.1 Кредитная  политика банка
2.2 Проблемы управления финансовыми активами коммерческого банка
Глава III. Основные направления в решении  вопроса проблемных кредитов
3.1 Реструктуризация  долга как основной способ  работы банков с проблемными  кредитами
3.2 Пути совершенствования организации работы банков с проблемными кредитами
Заключение
Список  используемой литературы 

 

Введение 

     В ходе глобального кризиса, с которым Казахстан столкнулся в конце 2008г., в стране впервые времен распада СССР и перехода к рыночной экономики, при вхождении в стадию экономического спада сохранилась функционирующая банковская система.
     Результатом этого стало то, что у казахстанских банков впервые накопились кредиты, выданные на коммерческих условиях, но более не приносящие доходов. Однако даже когда кредит перестает приносить доход, он все же обладает некоторой остаточной стоимостью.
     При стремлении извлечь максимальную остаточную стоимость требуются другие методы, нежели те, которые используются для управления беспроблемными кредитами, результатом чего является появление специализированных агентств, занимающихся покупкой таких кредитов у банков. При этом прозрачный и ликвидный рынок может появиться только при условии, что подходы к оценке активов у всех его участников будут сопоставимы.
     Банковская  деятельность неразрывно связана с  различного рода рисками (кредитный, операционный, рыночный и т.д.), возникающими в процессе взаимодействия банка с внешней средой. Кредитный риск, то есть вероятность невозврата выданных банком кредитов, предоставляет наибольшую угрозу для жизнедеятельности кредитных организаций. Именно поэтому управление кредитным рисками является основным в банковском деле. Подавляющее число банкротств, кредитных организаций обусловлено неграмотной политикой банка в области формирования и управления кредитным портфелем.
     Курсовая  работа посвящена ключевому вопросу в области управления кредитными рисками – работе банков с проблемными кредитами. Эффективная политика банка по оздоровлению баланса кредитной организации путем реструктуризации проблемных кредитов позволяет минимизировать убытки, что представляется крайне важным на фоне общемировой тенденции снижения рентабельности банковского бизнеса. Для Казахстана проблема управления проблемными кредитами усиливает свою актуальность, так как показатели просроченной и сомнительной задолженности по кредитным портфелям отечественных банков по различным оценкам превышают уровень аналогичных показателей банков развитых стран. Именно по этой причине, а также исходя из мировой практики и процедур снижения рисков банковской деятельности, Банк Казахстана постоянно указывает казахстанским банкам на необходимость совершенствования управления рисками в целом, и прежде всего кредитным рискам.
     Банки неизбежно сталкиваются с заемщиками, которые не в состоянии отдать свои долги. В связи с этим и  были разработаны процедуры по взысканию  таких долгов и реализация залога по ним. Участие в этих процедурах небанковских инвесторов, а также третьих лиц (специализированных коллекторских агентств) представляет собой относительно новое явление. Именно оно приводит к развитию активной и прозрачной торговли проблемными кредитами. Финансовый кризис ускоряет этот процесс. Поскольку во время кризиса количество проблемных заемщиков резко возрастает, проблемных кредитов становится все больше и больше, то существующие методы работы с ними не достаточны.
     Значимость  решения этих проблем для обеспечения  эффективного и стабильного функционирования, прежде всего казахстанской банковской системы определили актуальность, цели и задачи исследования.
     Объектом  исследования являются коммерческие банки  с проблемной задолженностью.
     Предметом исследования выступают финансово-экономические отношения, складывающиеся в процессе организации работы банков с проблемными кредитами.
     Основная  цель курсовой работы заключается в изучении особенностей работы банков с проблемными кредитами.
     Эта цель определила ряд конкретных задач:
    определение причин возникновения проблемных кредитов;
    определение правильной организации работы банков с проблемными кредитами;
    определить основные направления в решении вопроса проблемных кредитов.
 

Глава I. Теоретические основы понятия «проблемные кредиты» 

1.1 Проблемные кредиты: понятие и причины возникновения 

     В ходе реализации банком кредитной политики в части обеспечения возвратности кредита немаловажное значение имеет  работа с «проблемными» кредитами. Под «проблемными» понимаются кредиты, по которым после выдачи в срок и в полном объеме не выполняются обязательства со стороны заемщика или же стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Управление «проблемными» кредитами — один из наиболее важных аспектов банковской практики. От правильности выбора метода работы с «проблемными» кредитами зависит не только успешность разрешения отдельной конфликтной ситуации, но и стабильность и репутация самого банка.
     Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике.
       Наиболее широко распространены  следующие подходы. Во-первых, в  процессе контроля за соблюдением  условий исполнения обязательств  заемщиками, «тревожные» сигналы  систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту.
     Проблемные  кредиты чаще всего являются результатом  денежного кризиса у клиента. Указанный кризис может проявиться внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного подразделения являются первой «линией обороны» банка против возможных убытков.
     Ухудшение качества кредита необходимо выявлять на ранней стадии, когда в распоряжении банка еще имеется достаточно способов выправления ситуации. В  кредитной политике должно быть четко  определено, что банк будет делать с проблемными кредитами.
     Рассмотрим  подробнее признаки «проблемности» кредита.
    К организационным признакам можно отнести:
    необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;
    нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
    резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
    радикальные изменения в составе руководителей предприятия-заемщика;
    неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;
    частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;
    длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;
    просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.
    Экономические (финансовые) признаки «проблемности» кредита.
     Финансовые  признаки проблемности кредита проявляются  при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской  отчетности непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.
     В целях оперативного и своевременного выявления таких негативных моментов кредитные работники ведут постоянный мониторинг кредитной сделки, всесторонне анализируют хозяйственно-финансовую деятельность заемщика, проводят комплексные проверки наличия, состояния и достаточности принятого обеспечения в строгом соответствии с требованиями действующих в банке нормативных документов.
     Источниками информации о подобных кредитах и  заемщиках являются: данные анализа  финансового состояния заемщика, перечня документов на выдачу кредитов и обслуживания долга, плана мероприятий  по обслуживанию кредитного договора; результаты проверок на местах, сведения, полученные от других подразделений банка, информированных о кредитном портфеле головного офиса и филиалов банка, в т.ч. клиентских; публикации в средствах массовой информации и др.
     Исследование  структуры пассива баланса позволяет  установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности и, как следствие, невозврату кредита (неуплате процентов). Такой причиной может быть чрезмерно высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности.
     Выявление тенденции к увеличению доли заемных  средств в источниках образования  активов предприятий свидетельствует, с одной стороны, об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении  степени его финансовых рисков, с другой — об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
     При наличии информации о конкретных кредиторах предприятия и сроках выполнения обязательств перед ними составляются соответствующие перечни. Особое внимание уделяется фактам просроченной задолженности предприятия перед бюджетом и по внебюджетным платежам.
     Активы  предприятия и их структура исследуются  как на предмет их использования  в производстве, так и на их ликвидность. К наиболее ликвидным активам предприятия относятся денежные средства на счетах и краткосрочные ценные бумаги; к труднореализуемым активам — основные средства и прочие внеоборотные активы. При анализе первого раздела актива баланса следует обратить внимание, какие тенденции к изменению проявляются в таких его элементах (статьях), как оборудование к установке, незавершенные капитальные вложения. Поскольку данная часть активов не участвует в производственном обороте, то при определенных условиях увеличение их доли может негативно сказаться на результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
     Скорость  оборота текущих активов предприятия  является одной из качественных характеристик  проводимой финансовой политики: чем эффективнее выбранная стратегия, тем выше скорость оборота.
     Однако  рост (абсолютный и относительный) оборотных  средств свидетельствует не только о расширении производства или об усилении инфляции, но и о замедлении темпов из оборота, что объективно вызывает потребность в увеличении их массы.
     При изучении структуры запасов и  затрат основное внимание целесообразно  уделить выявлению тенденций  к изменению таких элементов  текущих активов, как производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция и товары. Так, рост запасов и затрат может привести к временному увеличению значения коэффициента текущей ликвидности. Однако необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в итоге приведет к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия.
     Высокие темпы роста дебиторской задолженности  по расчетам за товары, работы и услуги, по векселям могут свидетельствовать  о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, если платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.
     Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования  полученной прибыли. Исходная информация содержится в прилагаемой к балансу предприятия форме № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании».
     В случае если предприятие убыточно, кредитный специалист делает вывод  об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения  предприятием нормальной хозяйственной деятельности. Если в ходе хозяйственной деятельности предприятия получена прибыль, следует оценить пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды, фонды накопления и фонды потребления. При этом наличие значительных отчислений в фонды потребления можно рассматривать как одну из характеристик избранной предприятием стратегии в осуществлении финансовой деятельности. А вот при неплатежеспособности предприятия данная часть прибыли — это потенциальный резерв его собственных средств, которые путем изменения соотношений в распределении прибыли между фондами потребления и накопления нужно было бы направить на пополнение оборотных средств.
     При рассмотрении кредита, проявляющего признаки «проблемности», необходимо выяснить причины их возникновения. При этом следует учитывать, что в ряде случаев указанные признаки могут иметь и другое толкование (отличное от проблемного). Например, изменение в планах деятельности клиента может быть вызвано изменением общей конъюнктуры рынка, что не дает возможности заемщику прибыльно работать на привычном для него сегменте рынка. В случае же, если обнаружено отклонение показателей финансовой отчетности (например, снижение выручки, рост кредиторской и дебиторской задолженности), необходимо проанализировать аналогичные финансовые показатели за прошлые годы. Если изменение финансовых показателей связано с сезонным характером бизнеса — это еще не свидетельствует о реальном ухудшении финансового состояния заемщика в целом.
     Признаками  финансового неблагополучия заемщика, с точки зрения кредитного специалиста, являются:
    нецелевое использование кредита;
    падение оборотов по кредиту;
    проведение кредитования с нарастающим итогом (перекредитование);
    поступление негативной информации о заемщике со стороны службы экономической защиты Банка, деловых партнеров, других банков;
    моральное и физическое старение залогового имущества;
    ухудшение финансового состояния Гаранта или Поручителя заемщика;
    задержка или неполная выплата процентов за пользование предоставленными кредитными средствами.
     Независимо  от того, являются ли признаки «проблемности» кредита финансовыми или нефинансовыми, ответственный кредитный специалист должен предпринять следующие меры, которые позволят разработать план мероприятий по улучшению качества предоставленного кредита:
     — провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;
    собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;
    ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;
    проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;
    изучить возможность получения обеспечения в случае, если кредит не обеспечен.
     В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который  включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:
     1. Мероприятия по организационной,  финансовой и иной помощи банка  проблемному заемщику, способствующие  преодолению кризиса и выполнению  обязательств заемщика перед  банком, в том числе:
    разработка программы изменения структуры задолженности (пересмотр графика платежей по возврату ссудной задолженности и выплате процентов, изменение форм кредитования и т.д.);
    работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;
    назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;
    расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;
    увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;
    получение дополнительной документации и гарантий и др.
     2. Мероприятия, непосредственной целью которых является возврат кредита в кратчайшие возможные сроки:
    реализация обеспечения;
    продажа долга заемщика третьей стороне;
    обращение к Гарантам и Поручителям;
    принятие мер правового характера;
    оформление документов о банкротстве и др.
     Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик— Банк» с  помощью этой группы мероприятий.
     Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, — это пересмотреть условия  действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка.
     Второй способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество — выгодно.
     Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.
     Наиболее  радикальный, четвертый, способ — ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются.
     Чтобы приведенные схемы действий с  «проблемными» кредитами были успешно  реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.
     Единственное  условие, которое должно быть соблюдено  банком-кредитором, — это предварительное  обращение со своим письменным требованием  к основному должнику. Отказ последнего от его удовлетворения дают кредитору право обратиться непосредственно к поручителю. Важным является также положение о том, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня наступления срока исполнения должником основного обязательства. 

1.2 Классификация и учет проблемных кредитов 

     Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких  процедур, как их классификация по степени риска, создание резервов под них, учет проблемных кредитов, а также списание кредитов. Указанные процедуры описываются ниже.
     Классификация активов. Все большее число банков классифицируют кредитные риск по каждому  кредиту в момент его предоставления. Исходная классификация и рейтинг позволяют банкам балансировать риск своих кредитных портфелей и сообщать о первоочередных направлениях проверок. При появлении каких-либо проблем классификации меняется в зависимости от степени риска и вероятности погашения кредитов. Банки сами классифицируют свои кредиты в соответствии с установленными органами надзора нормами. Такая классификация может быть скорректирована, если в результате проведенной регулирующими органами проверки будет установлено, что классификация была слишком «мягкой». Проблемные кредиты могут классифицировать также с точки зрения возможности их «спасения».
     Создание  резервов. После того как были выявлены проблемные активы, банку следует  создать адекватные резервы против возможных убытков.
     Правила создания резервов и списания кредитов могут быть и обязательными, и рекомендательными – это зависит от банковских правил, устанавливаемых органами надзора, а также от налогообложения. В странах, где отсутствуют жесткие нормы классификации активов, банки часто сами устанавливают уровень кредитов, по которым прекращают начисление процентов, размеры резервов по кредитам и убытки. Что приводит к неточным данным в финансовых отчетах, к накоплению неявных убытков и в конце концов к большим финансовым затратам.
     Казахстанские банки обязаны создавать резервы для покрытия просроченных кредитов. Кроме того, просроченные кредиты оказывают отрицательное воздействие на нормативы ликвидности. Существует компенсирующий фактор, суть которого состоит в том, что увеличение резервов на случай невозврата кредита ведет к уменьшению прибыли банка, а значит, и к уменьшению налога на прибыль. Сокращение расходов наличных средств в период экономической напряженности может оказаться важнее, чем негативное воздействие на показатели ликвидности. Однако по мере спада напряженности, банки захотят в кратчайший срок сократить размеры просроченных кредитов на своем балансе.
     Учет  проблемных кредитов. Если заемщик  не погашает вовремя основную сумму  кредита и проценты, то банк должен решить, стоит ли ему отражать кредит в учете по принципу накопления. В отсутствие смягчающих обстоятельств национальные банки в США в случае, если выплаты просрочены более чем на 90 дней, должны отказаться от принципа накопления, и вся сумма начисленных, но не полученных процентов должна быть списана со счета доходов банка. Если они не сделают этого, то размер их доходов будет завышен. И хотя это требование действует во многих странах, практика от страны к стране сильно различается.
     Учет  овердрафтов. Овердрафты из-за своей  гибкости широко используются как в развитых, так и развивающихся странах. Однако управление ими особенно сложно, потому что в этом случае весьма непросто определить, что такое своевременное обслуживание долга. Овердрафтами широко злоупотребляют, капитализируя не заплаченные проценты, что ведет к завышению размера дохода, капитала и активов.
     Списание  кредитов. Политика банков в этой области  очень сильно различается. Обычно решение  о том, списывать или не списывать  сомнительные или безнадежные долги, принимают сами банки, хотя в некоторых странах это является обязательным. Банки могут решить списать кредит в случае, если им не удается его «спасти» или из соображений налогообложения. Для ведения учета активов по их рыночной стоимости может применяться частичное списание кредитов. В некоторых странах банки не списывают даже безнадежные активы (создавая при этом 100-процнтный резерв) на том основании, что списание лишает их возможности взыскать сумму кредита с заемщика через суд, а заемщик после списания ведет себя так, как будто это обязательство более не существует. В странах, где от банков требуют исчерпать все юридические возможности погашения кредита, прежде чем он будет списан в налогонеоблагаемом порядке (такие положения существуют в законодательстве многих стран), процесс списания кредита растягивается на неопределенный срок. 

 

Глава II. Особенности работы коммерческого банка с проблемными кредитами (на примере АО «Темiрбанк») 

2.1 Кредитная политика банка 

     Кредитная политика - это стратегия и тактика  банка в области кредитных операций. Кредитная политика коммерческого банка представляет собой систему денежно-кредитных мероприятий, проводимых банком для достижения определенных финансовых результатов и является одним из элементов банковской политики.
     Сущность  кредитной политики банка состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных операций, то есть в умении свести к минимуму кредитный риск. Таким образом, кредитная политика - это определение того уровня риска, который может взять на себя банк.
     Не  существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый банк формирует  свою собственную кредитную политику, учитывая экономические, организационные  и иные факторы, оказывающие влияние  на его деятельность.
     Кредитная политика включает в себя стратегию - приоритеты, принципы и цели на кредитном рынке, и тактику - инструментарий, используемый для реализации целей и порядок осуществления кредитных операций. Кредитная политика создает предпосылки для эффективной работы персонала, уменьшает вероятность ошибок и снижает риски.
     Руководство по кредитной политике должно включать в себя следующие разделы:
     1. Функциональные звенья, участвующие  в кредитном процессе, и их  полномочия.
     2. Порядок разрешения ссуды. 
     3. Инструкции по организации кредитования.
     4. Методические указания по анализу кредитоспособности клиентов.
     5. Методические указания по анализу  кредитного портфеля.
     6. Методические указания по анализу  выполнения кредитных договоров.
     АО  «Темiрбанк» действует на основании лицензии ЦБ РК на осуществление банковских операций за номером 107.
     АО  «Темiрбанк» работает на казахстанском рынке с 2007г.
     Филиальная  сеть банка насчитывает 21 филиал и 80 точек продаж по Республике Казахстан, банк представлен во всех областных  центрах страны и городах с  численностью населения свыше 50 тысяч человек.
     В настоящее время Темiрбанк сохраняет  свою розничную направленность, выпускает  кредитные и дебетные карточки международных  платёжных систем VISA и MasterCard (Cirrus/Maestro).
     Активы  и пассивы банка:
    1 июля 2001 года объявленный уставный капитал ОАО “Темiрбанк” составляет 1,4 млрд тенге, оплаченный уставный капитал (за минусом выкупленных акций) – 1,38 млрд тенге.
    В 2007 году согласно требованиям АФН РК в части повышения надежности и устойчивости коммерческих банков, размер уставного капитала АО «Темiрбанк» был увеличен почти в 2 раза — с 19,9 млрд до 38,9 млрд тенге, а собственный капитал банка возрос за 2007 год с 26,7 млрд тенге до 54,1 млрд тенге.
    На 1 января 2008 года активы Банка составили 325,9 млрд тенге. Чистый доход банка по итогам 2007 года составил 8,6 млрд тенге.
    На начало 2009 года собственный капитал - 44,6 млрд тенге
    январь-май 2009 - АО «Темiрбанк» по данным АФН занимает восьмое место среди банков Казахстана по размеру активов. За январь-май 2009 года его активы составили 299,9 млрд тенге, собственный капитал – 25,7 млрд тенге. Непокрытый убыток за указанный период составил 23,9 млрд тенге.
    1 октября 2009 года - Собственный капитал банка сократился до «минус» 40,8 млрд тенге. Темiрбанк, согласно данным агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН), занимал 10-е место среди банков Казахстана по размеру активов.
    На октябрь 2009 года активы составили 204,7 млрд тенге, дефицит собственного капитала – 61,17 млрд тенге. Непокрытый убыток за январь-октябрь 2009 года составил 110,8 млрд тенге.
    6 ноября 2009 года и 9 ноября 2009 года - банк не смог произвести платежи своему основному акционеру АО «БТА Банк» по депозитным соглашениям.
    В мае 2010 года основным акционером банка стало АО «Фонд Национального Благосостояния «Самрук-Казына» с 79,93% голосующих акций.
    30 июня 2010 года реструктуризация внешних обязательств банка успешно завершена, собственный капитал АО «Темiрбанк» увеличился до 18,2 млрд. тенге и все пруденциальные нормативы были восстановлены.
    На 1 декабря 2011 года активы банка составляют 256,8 млрд тенге.
 
2.2 Проблемы управления финансовыми активами коммерческого банка.
     В процессе деятельности АО «Темiрбанк» сталкивается с различными видами банковского риска. Ниже, в таблице 18 представлена информация о концентрации рисков, присущих секторам экономики, в рамках ссуд, предоставленных клиентам. 

     Таблица 1 – Концентрация рисков по секторам экономики.
Показатели Сумма на 31.12.2006 г. в тыс. тенге % Сумма на 31.12.2005г. в тыс. тенге %
1 2 3 4 5
Физические  лица 98 100 912 66,08 20 742 451 41,64
Оптовая торговля 14 359 243 9,67 6 568 682 13,19
Строительство 7 080 758 4,77 6 827 969 13,71
Финансовые  услуги 6 869 322 4,63 2 896 941 5,82
Водоснабжение, поставка газа и электроэнергии 6 139 332 4,14 230 755 0,46
Недвижимость 3 888 899 2,62 1 816 838 3,65
Транспортные  услуги 2 802 219 1,89 939 502 1,89
Сельское  хозяйство 1 658 422 1,12 493 959 0,99
Гостиничный и ресторанный бизнес 1 424 277 0,96 1 506 964 3,03
Розничная торговля 1 166 483 0,79 574 775 1,15
Услуги  предприятиям 719 454 0,48 2 624 014 5,27
Пищевая промышленность 739 443 0,50 1 978 860 3,97
Производство  бумаги 416 353 0,28 222 064 0,45
Химическая  промышленность 342 176 0,23 219 084 0,44
Фермерское  хозяйство 341 352 0,23 228 183 0,46
Здравоохранение 240 940 0,16 111 769 0,22
Печатное  производство 237 692 0,16 423 531 0,85
Производство  мебели 164 486 0,11 149 769 0,30
Коммунальные  услуги 111 471 0,08 11 813 0,02
Образование 89 236 0,06 74 511 0,15
Металлические изделия 32 414 0,02 137 878 0,28
Досуг 19 018 0,01 118 382 0,24
Горнодобывающая пром-ть 2 138 0,00 196 721 0,39
Нефтегазовая  промышленность - - 442 432 0,89
Аренда - - 39 152 0,08
Прочее 1 515 818 1,02 236 473 0,47
Итого займы, предоставленные клиентам 148 461 858 100 49 813 472 100
 
     В таком случае, имея в распоряжении свободные денежные средства, банк должен не только обеспечить их сохранность, но и позаботиться о диверсификации. Изменения и идентификация риска  на сегодняшний день являются только первым шагом управления рисками и контроля за ними в банковском секторе. Так как основную часть прибыли банк получает от своих ссудных операций, то становится очевидным важность минимизации именно кредитного риска, то есть риска неплатежа по ссуде, в процессе взаимодействия банка и клиента. Как правило, именно непогашение ссуды заемщиками приносит банкам крупные убытки и служит одной из наиболее частых причин банкротств кредитных учреждений.
     Из  таблицы 1 видно, что на 31.12.2006 года более половины (а именно 66,08 %) займов составляли кредиты физическим лицам – 98 100 912 тысяч тенге, на 31.12.2005 года данный показатель составлял 20 742 451 тысяч тенге (41,64 %). Темп прироста по данному виду займа составил 372,95 %. Можно предположить, что главной причиной высокого процента риска по данной статье явился увеличившийся спрос на такие программы как «Темiр ОК» и «Темiр Экспресс», являющиеся беззалоговыми.
     Значительно снизился процент риска по статьям  строительство и оптовая торговля: на 31.12.2006 года он составлял 4,77 % и 9,67 % соответственно, когда как на 31.12.2005 года этот же показатель составлял 13,71 % и 13,19 %. Следует также отметить, что по таким статьям, как нефтегазовая промышленность и аренда в 2006 году предоставления займов не было, тогда как в 2005 году ссуды составляли 442 432 тысячи тенге и 39 152 тысячи тенге.
     Из  таблицы 2 видно, что в качестве залогов в 2005-2006 годах в банк были предоставлены следующие виды имущества: недвижимое и движимое, товары в обороте, поручительства и гарантии, кроме того имели место и необеспеченные займы.
     Следует отметить, что недвижимое имущество  составляет большой удельный вес  в общем объеме залога АО «Темiрбанк» и с каждым годом он возрастает, в связи с тем, что банку выгоден именно этот вид залога, так как он является наиболее ликвидным. Если в 2005 году недвижимое имущество составляло 58,32 %, то в 2006 г. оно возросло до 64,12 %.
     К залогу движимого имущества относится  залог товарно – материальных запасов, ценных бумаг, залог товаров  в обороте, в переработке, залог транспортных средств. В редких случаях принимается спецтехника из-за низкой ликвидности, то есть невозможности быстрой реализации данного оборудования. Что же касается товаров в обороте, как одного из видов закладываемого имущества, то данный вид залога нежелателен для Банка из-за проблем, связанных с хранением и контролем за сохранностью продуктов. 

     Таблица 2 - Виды закладываемого имущества АО «Темiрбанк»
Вид залога 2005 год 2006 год
Сумма, тыс. тенге Доля, % Сумма, тыс. тенге Доля, %
Недвижимость 29 051 621 58,32 95 191 010 64,12
Движимое  имущество 5 237 611 10,51 20 187 908 13,60
Обеспечение денежными средствами или гарантиями Правительства Республики Казахстан 4 508 728 9,05 3 187 885 2,14
Гарантии  компаний 994 551 2,00 10 126 610 6,82
Прочие  виды обеспечения 9 469 869 19,01 9 246 899 6,23
Необеспеченные  займы 551 092 1,11 10 521 546 7,09
Всего 49 813 472 100 148 461 858 100
 
     Несмотря на высокий риск непогашения кредита, в практике АО «Темiрбанк» широко используются гарантии и поручительства. Рассмотрим, что из себя представляет банковская гарантия и поручительство. В силу того, что обязательства хозяйствующих субъектов не имеют абсолютной финансовой надежности, и должник к моменту платежа может оказаться несостоятельным, в качестве одного из условий более надежных гарантий полного и своевременного обеспечения обязательства используется банковская гарантия. Давая банковскую гарантию, банк, иное кредитное учреждение или страховая организация дают по просьбе другого лица письменное обязательство в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить кредитору принципала - (бенефициару) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
     Поручительством признается обязательство определенного  лица, именуемого поручителем, перед  кредитором другого лица отвечать за исполнение обязательства этого  лица полностью или частично субсидиарно. Поручительством, как правило, обеспечивается исполнение должником денежного обязательства. Это вытекает из сущности ответственности поручителя: поручитель, если иное не предусмотрено договором, несет ответственность в пределах суммы, указанной в поручительстве. Но поручитель, как и гарант, вправе, если иное не вытекает из условий поручительства или обычаев делового оборота, или уплатить указанную в поручительстве денежную сумму, или исполнить обязательство должника в натуре.
     Как и гарантия, поручительство является правоотношением, устанавливаемым  между кредитором по обеспеченному обязательству и лицом, не являющимся должником по основному обязательству. Поручитель так же, как и гарант, по отношению к основному обязательству всегда является третьим лицом. К обязательству по поручительству, как и при гарантии, хотя и производному от основного обязательства, основной должник непосредственного отношения не имеет и в правоотношении по поручительству не участвует. Отношения между поручителем и должником по основному обязательству, как и при гарантии, остаются вне правоотношений по поручительству и основному обязательству.
     В АО «Темiрбанк» в качестве поручителя или гаранта как правило выступает юридическое лицо, зарекомендовавшее себя на рынке как стабильное, добросовестное и состоятельное. Использование гарантий компаний в качестве обеспечения обязательства снизилось на 4,82 %.
     Залог прочего имущества уменьшился на 12,78 % в 2006 году по сравнению с 2005 годом. По залогу под денежные средства и  гарантию Правительства РК количество договоров уменьшилось на 29,3 %. Процент  договоров без обеспечения увеличился с 1,11 % в 2005 году до 7,09 % в 2006 году. Это связано с тем, что банк стал больше заключать договоров без обеспечения, в связи с увеличивающимся спросом на данный вид кредитования.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.