На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Обзор Российского законодательства в сфере информатизации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Вятский  государственный гуманитарный университет»
Юридический факультет 
 
 
 
 

Реферат
По дисциплине: «Правовая информатика»
Тема: «Обзор Российского законодательства в  сфере информатизации» 
 
 
 
 
 

 Выполнил  студент
очной формы  обучения
группа  Ю-22
      Муравьев  Сергей
Преподаватель:
Целищева  А. А. 
 
 
 
 
 
 
 

Киров
2011
План
    Введение.
    Основные типы нормативных правовых актов относящейся к защите информации.
    Конституция Российской Федерации.
    Уголовный кодекс.
    Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
    Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
    Закон "Об электронной цифровой подписи".
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Программные продукты и базы данных являются предметом  интеллектуальной деятельности  труда  специалистов. Процесс их создания связан с материальными и трудовыми  затратами, следовательно в мире существует необходимость по защите  прав как разработчиков так и самих продуктов. Так и в нашей стране разработан ряд нормативно правовых актов направленных на защиту информационной безопасности.
Основные  типы нормативных  правовых актов относящейся  к защите информации.
    Конституция Российской Федерации,
    системообразующие (рамочные) законы, регулирующие базовые отношения в сфере применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
    видовые законы, относящиеся к правоотношениям в отдельных областях применения ИКТ или в отдельных составляющих деятельности по созданию и использованию ИКТ;
    отраслевые законы, регулирующие информационные правоотношения в отдельных (специфических) сферах социально-экономической жизни;
    законодательные акты общего характера (в том числе кодексы), содержащие нормативные правила по отдельным аспектам применения ИКТ.
    подзаконные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления и иные акты Правительства Российской Федерации, акты иных органов государственной власти), относящиеся к сфере применения ИКТ;
    законодательство субъектов Российской Федерации в информационной сфере;
    международные соглашения (включая двусторонние) в области разработки и применения ИКТ, участником которых является Российская Федерация.
Конституция Российской Федерации является фундаментом  для развития законодательства в  области разработки и применения ИКТ. Она устанавливает основные права и обязанности участников информационных правоотношений, базирующиеся на свободе личности и свободе  экономической деятельности, к которым, в частности, относятся:
    право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23 ч.1),
    право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст.23 ч.2.),
    недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст.24),
    свобода мысли и слова (ст.29 ч.1),
    право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29 ч.4),
    свобода массовой информации и запрещение цензуры (ст.29 ч.5),
    свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; охрана интеллектуальной собственности законом (ст.44)
    ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ст. 41, ч. 3)
    право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42)
    свобода совести, свобода вероисповедания (ст. 28)
К системообразующим (базовым) законам в области разработки и применения ИКТ, в частности, относятся:
    Закон Российской Федерации “О государственной тайне” (1993 г.),
    Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” (1993 г.),
    Федеральный закон “Об обязательном экземпляре документов” (1994 г.),
    Федеральный закон “Об информации, информатизации и защите информации” (1995 г.),
    Федеральный закон “Об участии в международном информационном обмене” (1995 г.).
К видовым  законам в сфере ИКТ относятся, в частности (всего таких законов  насчитывается несколько десятков):
    Закон Российской Федерации “О средствах массовой информации (1991 г.)”,
    Закон Российской Федерации “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” (1992 г.),
    Закон Российской Федерации “О правовой охране топологий микросхем” (1992 г.),
    Патентный закон Российской Федерации (1992 г.),
    Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.),
    Федеральный закон “О рекламе” (1995 г.),
    Федеральный закон “О связи” (1995 г.),
    Федеральный закон “Об электронной цифровой подписи” (2002 г.).
 
Конституция Российской Федерации.
Основным  законом Российской Федерации является Конституция, принятая 12 декабря 1993 года.
В соответствии со статьей 24 Конституции, органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы, если иное не предусмотрено  законом.
Статья 41 гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, статья 42 - право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.
В принципе, право на информацию может реализовываться  средствами бумажных технологий, но в  современных условиях наиболее практичным и удобным для граждан является создание соответствующими законодательными, исполнительными и судебными  органами информационных серверов и  поддержание доступности и целостности, представленных на них сведений, то есть обеспечение их (серверов) информационной безопасности.
Статья 23 Конституции гарантирует право  на личную и семейную тайну, на тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, статья 29 - право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Современная интерпретация этих положений включает обеспечение  конфиденциальности данных, в том  числе в процессе их передачи по компьютерным сетям, а также доступ к средствам защиты информации.
Уголовный кодекс.
Весьма  продвинутым в плане информационной безопасности является Уголовный кодекс Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). Глава 28 - "Преступления в  сфере компьютерной информации" - содержит три статьи:
• статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации;
• статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ;
• статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети.
Первая  имеет дело с посягательствами на конфиденциальность, вторая - с вредоносным  ПО, третья - с нарушениями доступности  и целостности, повлекшими за собой  уничтожение, блокирование или модификацию  охраняемой законом информации ЭВМ. Включение в сферу действия УК РФ вопросов доступности информационных сервисов представляется нам очень своевременным.
Статья 138 УК РФ, защищая конфиденциальность персональных данных, предусматривает  наказание за нарушение тайны  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Аналогичную роль для банковской и коммерческой тайны играет статья 183 УК РФ.
Интересы  государства в плане обеспечения  конфиденциальности информации нашли  наиболее полное выражение в Законе "О государственной тайне" (с  изменениями и дополнениями от 6 октября 1997 года). В нем государственная  тайна определена как защищаемые государством сведения в области  его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может  нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Там же дается определение  средств защиты информации. Согласно данному Закону, это технические, криптографические, программные и  другие средства, предназначенные для  защиты сведений, составляющих государственную  тайну; средства, в которых они  реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации. Подчеркнем важность последней части определения.
Закон "Об информации, информационных технологиях и  о защите информации".
Основополагающим  среди российских законов, посвященных  вопросам информационной безопасности, следует считать закон "Об информации, информационных технологиях и о  защите информации" от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (принят Государственной Думой 8 июля 2006 года). В нем даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
1. Настоящий  Федеральный закон регулирует  отношения, возникающие при:
1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
2) применении информационных технологий;
3) обеспечении защиты информации.
2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в  настоящем Федеральном законе
В настоящем  Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) информация - сведения (сообщения, данные) независимо  от формы их представления;
2) информационные  технологии - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и  способы осуществления таких  процессов и методов;
3) информационная  система - совокупность содержащейся  в базах данных информации  и обеспечивающих ее обработку  информационных технологий и  технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная  сеть - технологическая система,  предназначенная для передачи  по линиям связи информации, доступ  к которой осуществляется с  использованием средств вычислительной  техники;
5) обладатель  информации - лицо, самостоятельно создавшее  информацию либо получившее на  основании закона или договора  право разрешать или ограничивать  доступ к информации, определяемой  по каким-либо признакам;
6) доступ  к информации - возможность получения  информации и ее использования;
7) конфиденциальность  информации - обязательное для выполнения  лицом, получившим доступ к  определенной информации, требование  не передавать такую информацию  третьим лицам без согласия  ее обладателя;
8) предоставление  информации - действия, направленные  на получение информации определенным  кругом лиц или передачу информации  определенному кругу лиц;
9) распространение  информации - действия, направленные  на получение информации неопределенным  кругом лиц или передачу информации  неопределенному кругу лиц;
10) электронное  сообщение - информация, переданная  или полученная пользователем  информационно-телекоммуникационной  сети;
11) документированная  информация - зафиксированная на  материальном носителе путем  документирования информация с  реквизитами, позволяющими определить  такую информацию или в установленных  законодательством Российской Федерации  случаях ее материальный носитель;
12) оператор  информационной системы - гражданин  или юридическое лицо, осуществляющие  деятельность по эксплуатации  информационной системы, в том  числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.
Статья 3. Принципы правового регулирования  отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое  регулирование отношений, возникающих  в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода  поиска, получения, передачи, производства  и распространения информации  любым законным способом;
2) установление  ограничений доступа к информации  только федеральными законами;
3) открытость  информации о деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления и свободный доступ  к такой информации, кроме случаев,  установленных федеральными законами;
4) равноправие  языков народов Российской Федерации  при создании информационных  систем и их эксплуатации;
5) обеспечение  безопасности Российской Федерации  при создании информационных  систем, их эксплуатации и защите  содержащейся в них информации;
6) достоверность  информации и своевременность  ее предоставления;
7) неприкосновенность  частной жизни, недопустимость  сбора, хранения, использования и  распространения информации о  частной жизни лица без его  согласия;
8) недопустимость  установления нормативными правовыми  актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации  об информации, информационных технологиях  и о защите информации
1. Законодательство  Российской Федерации об информации, информационных технологиях и  о защите информации основывается  на Конституции Российской Федерации,  международных договорах Российской  Федерации и состоит из настоящего  Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
2. Правовое  регулирование отношений, связанных  с организацией и деятельностью  средств массовой информации, осуществляется  в соответствии с законодательством  Российской Федерации о средствах  массовой информации.
3. Порядок  хранения и использования включенной  в состав архивных фондов документированной  информации устанавливается законодательством  об архивном деле в Российской  Федерации.
Статья 5. Информация как объект правовых отношений
1. Информация  может являться объектом публичных,  гражданских и иных правовых  отношений. Информация может свободно  использоваться любым лицом и  передаваться одним лицом другому  лицу, если федеральными законами  не установлены ограничения доступа  к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
2. Информация  в зависимости от категории  доступа к ней подразделяется  на общедоступную информацию, а  также на информацию, доступ к  которой ограничен федеральными  законами (информация ограниченного  доступа).
3. Информация  в зависимости от порядка ее  предоставления или распространения подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению  лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными  законами подлежит предоставлению  или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской  Федерации ограничивается или  запрещается.
4. Законодательством  Российской Федерации могут быть  установлены виды информации  в зависимости от ее содержания  или обладателя.
Статья 6. Обладатель информации
1. Обладателем  информации может быть гражданин  (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект  Российской Федерации, муниципальное  образование.
2. От  имени Российской Федерации, субъекта  Российской Федерации, муниципального  образования правомочия обладателя  информации осуществляются соответственно  государственными органами и  органами местного самоуправления  в пределах их полномочий, установленных  соответствующими нормативными  правовыми актами.
3. Обладатель  информации, если иное не предусмотрено  федеральными законами, вправе:
1) разрешать  или ограничивать доступ к  информации, определять порядок  и условия такого доступа;
2) использовать  информацию, в том числе распространять  ее, по своему усмотрению;
3) передавать  информацию другим лицам по  договору или на ином установленном  законом основании;
4) защищать  установленными законом способами  свои права в случае незаконного  получения информации или ее  незаконного использования иными  лицами;
5) осуществлять  иные действия с информацией  или разрешать осуществление  таких действий.
4. Обладатель  информации при осуществлении  своих прав обязан:
1) соблюдать  права и законные интересы  иных лиц;
2) принимать  меры по защите информации;
3) ограничивать  доступ к информации, если такая  обязанность установлена федеральными  законами.
Статья 7. Общедоступная информация
1. К  общедоступной информации относятся  общеизвестные сведения и иная  информация, доступ к которой  не ограничен.
2. Общедоступная  информация может использоваться  любыми лицами по их усмотрению  при соблюдении установленных  федеральными законами ограничений  в отношении распространения  такой информации.
3. Обладатель  информации, ставшей общедоступной  по его решению, вправе требовать  от лиц, распространяющих такую  информацию, указывать себя в  качестве источника такой информации.
Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации  (юридические лица) (далее - организации)  вправе осуществлять поиск и  получение любой информации в  любых формах и из любых  источников при условии соблюдения  требований, установленных настоящим  Федеральным законом и другими  федеральными законами.
2. Гражданин  (физическое лицо) имеет право  на получение от государственных  органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке,  установленном законодательством  Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей  его права и свободы.
3. Организация  имеет право на получение от  государственных органов, органов  местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав  и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
4. Не  может быть ограничен доступ  к:
1) нормативным  правовым актам, затрагивающим  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, а также  устанавливающим правовое положение  организаций и полномочия государственных  органов, органов местного самоуправления;
2) информации  о состоянии окружающей среды;
3) информации  о деятельности государственных  органов и органов местного  самоуправления, а также об использовании  бюджетных средств (за исключением  сведений, составляющих государственную  или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах  библиотек, музеев и архивов,  а также в государственных,  муниципальных и иных информационных  системах, созданных или предназначенных  для обеспечения граждан (физических  лиц) и организаций такой информацией;
5) иной  информации, недопустимость ограничения  доступа к которой установлена  федеральными законами.
5. Государственные  органы и органы местного самоуправления  обязаны обеспечивать доступ  к информации о своей деятельности  на русском языке и государственном  языке соответствующей республики  в составе Российской Федерации  в соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ  к такой информации, не обязано  обосновывать необходимость ее  получения.
6. Решения  и действия (бездействие) государственных  органов и органов местного  самоуправления, общественных объединений,  должностных лиц, нарушающие право  на доступ к информации, могут  быть обжалованы в вышестоящий  орган или вышестоящему должностному  лицу либо в суд.
7. В  случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
8. Предоставляется  бесплатно информация:
1) о  деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления, размещенная такими органами  в информационно-телекоммуникационных  сетях;
2) затрагивающая  права и установленные законодательством  Российской Федерации обязанности  заинтересованного лица;
3) иная  установленная законом информация.
9. Установление  платы за предоставление государственным  органом или органом местного  самоуправления информации о  своей деятельности возможно  только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными  законами.
Статья 9. Ограничение доступа к информации
1. Ограничение  доступа к информации устанавливается  федеральными законами в целях  защиты основ конституционного  строя, нравственности, здоровья, прав  и законных интересов других  лиц, обеспечения обороны страны  и безопасности государства.
2. Обязательным  является соблюдение конфиденциальности  информации, доступ к которой  ограничен федеральными законами.
3. Защита  информации, составляющей государственную  тайну, осуществляется в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о государственной  тайне.
4. Федеральными  законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
5. Информация, полученная гражданами (физическими  лицами) при исполнении ими профессиональных  обязанностей или организациями  при осуществлении ими определенных  видов деятельности (профессиональная  тайна), подлежит защите в случаях,  если на эти лица федеральными  законами возложены обязанности  по соблюдению конфиденциальности  такой информации.
6. Информация, составляющая профессиональную  тайну, может быть предоставлена  третьим лицам в соответствии  с федеральными законами и  (или) по решению суда.
7. Срок  исполнения обязанностей по соблюдению  конфиденциальности информации, составляющей  профессиональную тайну, может  быть ограничен только с согласия  гражданина (физического лица), предоставившего  такую информацию о себе.
8. Запрещается  требовать от гражданина (физического  лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
9. Порядок  доступа к персональным данным  граждан (физических лиц) устанавливается  федеральным законом о персональных  данных.
Статья 10. Распространение информации или  предоставление информации
1. В  Российской Федерации распространение  информации осуществляется свободно  при соблюдении требований, установленных  законодательством Российской Федерации.
2. Информация, распространяемая без использования  средств массовой информации, должна  включать в себя достоверные  сведения о ее обладателе или  об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
3. При  использовании для распространения  информации средств, позволяющих  определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений  и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано  обеспечить получателю информации  возможность отказа от такой  информации.
4. Предоставление  информации осуществляется в  порядке, который устанавливается  соглашением лиц, участвующих  в обмене информацией.
5. Случаи  и условия обязательного распространения  информации или предоставления  информации, в том числе предоставление  обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.
6. Запрещается  распространение информации, которая  направлена на пропаганду войны,  разжигание национальной, расовой  или религиозной ненависти и  вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена  уголовная или административная  ответственность.
Статья 11. Документирование информации
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.