Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "История исторической науки. Историография всеобщей истории"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


История исторической науки. Историография  всеобщей истории
Конспект  лекций.
Лекция 1
Историческая  мысль на пороге Нового времени. Гуманистическая  историография
План
    Общие черты гуманистического мировоззрения и историографии.
     2.  Историки-гуманисты.
1. Общие черты гуманистического мировоззрения и историографии.
В XV–XVI  вв. рост товарно-денежных отношений, зарождение очагов капиталистического производства приходили в столкновение со средневековыми корпоративными связями, рождали представление о важности и ценности свободного труда.
       Великие географические открытия, достижения в астрономии привели  к перевороту в знаниях о  пространстве и месте в нем  человека. Одним из ключевых факторов  развития науки и культуры  стало изобретение в середине  XV в. книгопечатания. Оно необычайно расширило возможности распространения сочинений античных авторов.
       В этих условиях возникает  новое идейно-мировоззренческое  и культурное направление –  гуманизм. Наиболее яркая черта  этого мировоззрения – мысль  о громадных творческих возможностях человека. Гуманисты отходили от теологического видения мира, заменяя его антропоцентристскими представлениями. Средневековая историография строилась на  принципе провиденциализма: история обусловлена божественным промыслом, провидением. Средневековое понимание истории было также телеологическим: история движется согласно плану и цели, предустановленными Богом – от акта Творения к пришествию и смерти Иисуса Христа и далее к Страшному суду и установлению тысячелетнего Царства Божия.
        Гуманисты сохранили конечную причинность в истории за Богом. Но при объяснении отдельных исторических событий они обращались к человеческим мотивам и действиям, и, следовательно, стремились к рационалистической интерпретации прошлого. История рассматривается как сфера действия людей, а не Бога, и это приводит к  секуляризации исторического сознания. Гуманисты рассматривали достижения культуры как важнейший показатель эволюции общества. Они отказались от деления всемирной истории по четырем монархиям и предложили трехстадийную периодизацию (Ф. Биондо): золотой век античности, средний век готического варварства, новый век возрождения античного наследия.
        Ренессанс (Возрождение), выразившийся  в «подражании» гуманистов античным  ученым и деятелям культуры, был обусловлен спецификой социально-политической жизни  Европы XV – XVI вв., связанной с утверждением абсолютизма и формированием национальных монархий. Обращение гуманистов к античности, как эпохе гражданской доблести и политического величия, было порождено поиском образов, которые могли бы подтвердить новые общественные идеалы. 
        Рационалистическое объяснение  истории диктовало необходимость  критического анализа исторических  источников Призыв гуманистов  “ad fontes” («к источникам») отражал стремление выявить в документах подлинные факты и отказаться от домыслов и легенд.
    Историки-гуманисты.
Родина  гуманизма – Италия. Остановимся  на вкладе в историографию двух итальянских  гуманистов – Лоренцо Валлы и  Никколо Макиавелли.
       Лоренцо Валла (1407–1457, Неаполь) известен своим трактатом «Рассуждения о подложном и вымышленном дарении Константина» (1440). В нем он подверг всесторонней критике грамоту «Константинов дар», якобы составленную в IV в. императором Константином. В благодарность за исцеление – путем крещения – от проказы император одарил епископа Сильвестра папским саном и передал ему право управления Римом.
Валла подверг критике один из главных  документов, обосновывавших притязания Ватикана на право светской власти.
Три группы критических аргументов Л. Валлы:
    Морально-религиозные и политико-правовые доводы, которые обосновывали невозможность для духовного главы обладать светской властью и неправомочность передачи императором власти другому лицу.
    Об этом неординарном событии должны были упоминать и другие источники, но таких упоминаний нет.
    Лингвистический анализ текста грамоты показал прямое несоответствие терминологии и стиля документа нормам классической латыни IVв. Она была написана на варварской латыни, т.е., составлена не ранее VII в.
    Таким образом, Л.Валла  привел убедительные доказательства недостоверности «Константинова дара».
      Николо Макиавелли (1469–1527, Флоренция)  – представитель новой политической  школы. Государственная деятельность  в 1498– 1512 гг. на посту правительственного секретаря Флоренции. Литератор, политический философ («Государь»), историк. Главный исторический труд – «История Флоренции». Одна из отличительных особенностей этого сочинения: оно написано не на латыни, а на итальянском языке. Мысли Макиавелли обращены к общественно-политическим проблемам Флоренции и Италии. Считая основной бедой политические раздоры, он обосновывает необходимость сильной государственной власти. Государство у Макиавелли верховная сила, оно проходит в своем развитии две фазы – доблести и упадка. Обращение к внутриполитической жизни – другая отличительная особенность исторической концепции Макиавелли. Через призму борьбы за власть и материальные интересы итальянский гуманист рассматривает историю родной Флоренции. Он убежден, что познание обстоятельств, порождающих  внутренние раздоры и вражду  – необходимый и полезный урок. Польза изучения истории состоит в том, что правители и граждане, умудренные опытом других, научатся сохранять единство. Макиавелли намечает три линии внутриполитической борьбы во флорентийской истории: среди нобилей, между нобилями и пополанами, меду пополанами и плебсом. Макиавелли применял проблемный метод. В своем труде он представил исторические портреты политиков – Джулио и Козимо Медичи.
       Если Л. Вала был мастером источниковедческой критики, Н. Макиавелли оставил замечательный труд по внутриполитической истории, то французский гуманист Жан Боден (1530–1596) тяготел к исследованию теоретических проблем исторической науки. Монах, отказавшийся от монашеского обета, он служил в Парижской судебной палате и на досуге занимался наукой. Его труд «Метод доступного познания истории»  – это рассуждения о предмете истории, методах исторического познания, требованиях к историку.
       История изучает деятельность  людей, их жизненные потребности, естественную природу человека, окружающую природную среду. Боден одним из первых ввел в историческую науку понятие закономерности, показав обусловленность развития народов и форм государственности природными факторами. Климат–пища – кровь и желчь – темперамент и нравы – общественная жизнь. Но мудрые законы, как и религия, могут преобразить нравы, которые сложились пол воздействием климата.
       Методы изучения истории основаны  на принципах информативности,  правдивости, фактографичности, смысловой, а не дидактической оценки истории, сравнительно-исторического подхода, установления причинно-следственных связей, на идее поступательного развития человеческого общества, на применении филологического анализа исторических источников, на доступной и увлекательной форме повествования.
       К историку Боден предъявлял  очень высокие требования: профессионализм,  энциклопедически общее образование,  морально-нравственные добродетели,  блестящее знание древних языков, сильный характер, талант, природная одаренность.
       Боден предложил свою периодизацию  истории, положив в ее основу  климатические условия и продвижение  цивилизации с юга на север.  Он выделил три великих эпохи  во всемирной истории, каждая  из которых продолжалась две  тысячи лет. В первую эпоху ведущая роль принадлежала народам юго-востока, во вторую – жителям Средиземноморья, в третью – народам Севера.         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 2
Общественно-политическая и историческая мысль XVII в.
План
    Концепция естественного права и общественного договора.
    2.  Историки Английской революции  XVII в.
             
    Концепция естественного права и общественного договора.
Общественно-исторические и гносеологические предпосылки  сдвигов в обществознании и историографии. Нидерландская и Английская революции. Развитие капиталистических отношений в Европе. Достижения естественных и точных наук, в особенности механики, анатомии и физиологии. Открытия И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона и др. Деизм в философии: Ф. Бэкон, Р. Декарт. В итоге складывается новая научная картина мира: пространство и время независимы и абсолютны; материя имеет атомарное строение; движение как механическое перемещение определяется тяготением; причина и следствие линейно связаны. Эмпирический метод исследования поднимал значение наблюдения и опыта, чувственного и рационального проникновения в сущность вещей и явлений.
       Ф. Бэкон («Новый Органон») писал  о единстве истории и опытного  естественнонаучного знания. И история  общества, и естественная история  занимались изучением единичных событий и явлений. За наблюдениями следовали выводы и рассуждения. Таким образом,  между исследованием явлений природы и событий прошлого (историей) не делалось принципиальных различий. Многие принципы исследования природы стали рассматриваться как универсальные, и социальные философы пытались применить естественнонаучные методы к познанию общества и его истории. Не случайно науки об обществе носили названия «социальная физика», «социальная геометрия». Исходным пунктом  социальной науки был тезис об отдельном изолированном человеке, наделенном от природы естественными свойствами (правами): право на жизнь свободу, равенство (перед Богом), счастье,  собственность, свободу сопротивляться произволу. Но в человеческой природе выделяли и агрессивное начало. Свойство общения привело к объединению людей в общество. Но людям свойственно также взаимное отталкивание, что является причиной войн.  Общество, таким образом, представлялось как та или иная комбинация естественных прав.  Возникновение государства как общественного института выводилось из естественного инстинкта самосохранения людей. Стремление избежать самоистребления подвигло людей в древности заключить соглашение (общественный договор) о наделении отдельных членов общества полномочиями по обеспечению безопасности жизни и стабильности. Божественный характер мирской власти оспаривался в пользу власти, имеющей свои источником добровольно-договорные начала.
       Концепция естественного права  и общественного договора разрабатывалась  в трудах голландских мыслителей Г. Гроция и Б. Спинозы, английских философов Т. Гоббса и Дж. Локка. Так, Гоббс («Левиафан») называл государством «одно гражданское лицо, (в которое) многие естественные лица, заботясь о самосохранении, объединяются под влиянием взаимного страха». Объяснение Гроция («О праве войны и мира») сводилось к тому, что «люди объединились в государство добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств противостоять насилию». Локк («Два трактата о государственном правлении») выделял три «прирожденных права» личности: на жизнь, свободу и собственность. Она служила теоретическим обоснованием лозунгов буржуазных революций – идей свободы, равенства, народного суверенитета.
    Историки Английской революции XVII в.
       Английская революция XVII в. актуализировала проблемы власти и собственности. Сторонники абсолютизма доказывали, что власть (в первую очередь королевская) ниспослана Богом и стоит выше всякой критики. Право короля на самодержавную власть они выводили из Библии и утверждали, что монарх является прямым наследником Адама и его власть не подлежит какому-либо контролю. Консервативные публицисты считали революцию незаконной. Роялистское направление в историографии революции представлено Эдуардом Хайдом (лордом Кларендоном). В «Истории мятежа и гражданских войн в Англии» он нарисовал идиллическую картину дореволюционного английского общества. В нем царило довольство, все находилось на своих местах под мудрым управлением просвещенного монарха. Революция, или «мятеж» – результат деятельности клики злобных интриганов. Гражданские войны – страшное время, когда умами овладели зловредные и опасные доктрины. Кромвель в изображении историка лишь убийца, тиран и злодей. Однако, заключает Кларендон, (работа над книгой завершена в годы Реставрации) по воле Провидения все окончилось благополучно. С воцарением Карла II все встало на прежнее место. 
     Опору в религии искали и  сторонники революции. Но в  противовес идее божественного  происхождения власти, они апеллировали  к концепции естественного права. Бог создал людей равными, наделив их естественными правами, которые не могут быть отчуждены никакой властью. Но «ассортимент» этих прав у идеологов и историков революции не был одинаковым.
      Джеймс Гаррингтон, один из идеологов  индепендентов, («Республика Океания») утверждал, что естественное состояние людей – неравенство. Он установил зависимость форм государственного правления в Англии от характера распределения собственности в обществе («баланса собственности»). Так, в средневековой Англии существовал, по определению Гаррингтона, «готический баланс собственности», которому соответствовала монархическая форма государственного управления. Однако в годы революции произошло перераспределение земли и возник «народный баланс собственности». В результате на смену монархии неизбежно должна была придти республика. Гаррингтон предложил социальную трактовку Английской революции, интерпретировав с позиции новых классов собственников естественно-правовую теорию.
        Вождь революционного течения левеллеров Джон Лильберн  в памфлете «Разоблачение новых цепей Англии» доказывал, что революция не закончилась, демократические реформы  должны быть продолжены. Он отвергал все привилегии и титулы  и прокламировал  всеобщее равенство граждан перед законом. По существу, он требовал введения всеобщего избирательного права. Начало угнетения английского народа, потерю им свободы и прав Лильберн связывал с нормандским завоеванием. Сторонник частной собственности, он считал, что это институт существовал изначально, а не возник в результате завоевания, как полагал Уинстэнли.  
        Идейный защитник диггеров («истинных  левеллеров») Джерард Уинстэнли  («Закон свободы») констатировал,  что  казнь короля Карла  I и установление республики не привели к освобождению крестьян от феодальных повинностей и административного произвола. Выступление диггеров (занятие общинных земель) рассматривалось как естественное продолжение революционных преобразований Он приходил к мысли, что частная собственность противоречит разумной, естественной природе человека. «В начале времени,  – писал он, – великий творец – разум создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, лишь постепенно эгоизм людей привел к тому, что они поделили землю и обнесли ее изгородью».  К числу этих людей он относил наследников нормандских завоевателей: королей, старых и новых джентри.  Революция, по мысли Уинстэнли, должна устранить частную собственность и осуществить переход к коллективному владению землей.  
       Английская революция сообщила  заметный импульс развитию общественной мысли. В изучении конкретной истории было сделано немного, но теории естественного права, общественного договора, происхождения собственности способствовали более глубокому пониманию исторического процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекции 3–4
Исторические  воззрения просветителей (XVIII в.)
План
    Общие черты просветительской историографии.
    Исторические взгляды английских, французских, немецких просветителей.
 
    Общие черты  просветительской историографии.
В XVIII в. происходили перемены в социально-экономической и политической жизни. Буржуазные революции в Северной Америке и Франции. Начало промышленного переворота в Англии. Потребности капитализма обусловили открытия в естественных науках  – механике, химии, биологии. В науках об обществе – классическая политэкономия (А. Смит). XVIII век – век философии.
       Идеи, свободы, равенства, общественного  прогресса становятся ведущими  в системе ценностей. Двигателем  прогресса признаются просвещенный  разум и здравый смысл, противостоящие  слепой вере и предрассудкам. Острая критика сословного неравенства, абсолютистского произвола, католической церкви. Так  сложилось широкое идейно-интеллектуальное и культурное движение – Просвещение.
      Теории просветителей опирались  на концепцию естественного права  и общественного договора. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда представление о возможности вывести вечные законы общественного развития.  Общество следовало преобразовать по законам разума, в соответствии с естественными правами человека. Многие мыслители возлагали надежды на просвещенных монархов, которые были бы в состоянии реализовать их идеи на практике  – концепция просвещенного абсолютизма (переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II, дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II). Родина Просвещения – Англия, но ее духовный центр Франция. Издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».
      Для просветителей характерен  живой интерес к истории, в  которой они видели школу политического опыта и морали. Стремление показать единство человеческого разума объясняет попытки просветителей написать историю человечества (труды по  всемирной истории Вольтера, И. Г. Гердера). Такой подход сосуществовал с интересом К истории отдельных стран и народов. Большинству просветителей был свойствен исторический оптимизм. Теория прогресса в истории (Вольтер, Гердер, Ж. Тюрго, Ж. Кондорсе). Широкое распространение понятий «культура» и «цивилизация», под которыми понимались улучшение условий жизни, выработка справедливых законов, смягчение некогда грубых нравов, усовершенствование вкусов и манер.. Преобладание европоцентристского подхода.
       2. Исторические взгляды английских, французских, немецких просветителей.
      Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории» (1735).
Отстаивал идею истории как науки в противоположность  развлекательной истории.
– Интерес  к истории – одно из проявлений человеческой природы – диктуется  жизненными потребностями и интересами человека;
– История  должна решать не частные профессионально ограниченные задачи, а философские проблемы, затрагивающие животрепещущие проблемы человечества;
– История  как бы расчленена на ряд периодов-циклов. Начало каждого из них обусловлено  фундаментальными причинами.
         Английский философ Д. Юм – автор восьмитомного труда «История  Англии от вторжения Ю Цезаря до революции 1688 г.» (1752–1762). В центре внимания политическая история, но – в духе Просвещения – уделяет внимание религии, нравам, культуре, общественной мысли. В основу периодизации положены правления династий и монархов. Яркий язык, аргументированное изложение.  Более столетия оставался для англичан главным источником знаний по национальной истории.  
        Не меньшее влияние на общество  оказали труды Э Гиббона и в особенности «История упадка и гибели Римской империи» (!776–1788). Движим размышлениями о судьбе Британской империи (отпадение североамериканских колоний).
       Задачу историка Гиббон видел  в том, чтобы раскрыть значение  конкретных исторических фактов. Он излагает исторический материал в проблемно-исторической последовательности, но блестящим литературным языком. Причины распада Западной и Восточной Римской империй:
– расширявшийся  объем завоеваний;
– нарушение  равновесия между тремя ветвями  власти, сложившегося в эпоху Республики. Оно привело к установлению «дикой демократии», цезаристской диктатуры, а затем к деспотизму восточного образца.
       Христианство как фактор, ускоривший  гибель Римской империи: исчезновение  воинского духа, возобладание духа пассивности, смирения, непротивления, одновременно рост нетерпимости, фанатичное преследование «еретиков». Средние века – «кровавое и преступное безумие», насаждаемое церковью и монастырскими орденами.     
        Французские историки-просветители. Интерес к истории средних веков, в частности, к вопросу о происхождении социально-политических учреждений Франции и французской нации. Полемика между графом А. де Буленвилье и аббатом Ж.Б. Дюбо (первая треть XVIII в.). Булевилье, выразитель настроений и интересов аристократии, отстаивал тезис о том, что происхождение французского общества и государства есть результат германского (франкского) завоевания Галлии. Завоеватели составили основу дворянского сословия, а покоренные гало-римляне – подданными, простонародьем (впоследствии – третьим сословием). «Право победителя», воплощенное в крови дворянской «расы», передавалось последующим поколениям. Короли изначально избирались аристократами, были лишь первыми среди равных.
         Ж.Б. Дюбо противопоставил германистской версии романистскую теорию. Произошло не завоевание Галлии, а постепенное органическое слияние исконного населения Галлии и пришельцев-франков. На этой основе происходило формирование французской нации. Дворянские привилегии – выдумка, результат узурпации прав народа. Эти теории отражали столкновение дворянства и третьего сословия в экономической сфере и общественно-политической жизни. Просветители признавали факт франкского завоевания, но отвергали сословно-тенденциозные выводы Буленвилье.    
        Ш. Монтескье из знатной семьи  провинциального дворянства мантии. Сторонник конституционной монархии  на основе разделения и равновесия  ветвей власти в качестве гарантии  индивидуальных свобод. При объяснении  различий исторических судеб  народов и стран обращался к конкретной истории человеческих обществ, применяя сравнительный метод. В сочинении «О духе законов» (1748) он трактовал исторические законы как «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Историческое развитие в конечном итоге детерминировано природно-географическим фактором: «От различия в потребностях, порождаемых различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни – различие законов».
       Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) из  семьи казначея счетной палаты. Сторонник конституционной монархии. Автор концепции просвещенного абсолютизма. Ввел в науку понятие «философия истории»: задача историка не только собирать и описывать, но и объяснять, как каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего. Автор большого числа исторических трудов: «Век Людовика XIV», «История Карла XII», «История России в царствование Петра Великого», «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (1756), статьи «История» в «Энциклопедии». Призывал писать историю не королей, а людей, изучая дух, нравы, обычаи народов. «Три вещи непрестанно влияют на склад и характер людей – климат, государственное управление и религия».    Расширил предмет истории: не только политическая история, но и история ремесла, торговли, мореплавания, народонаселения, социальных групп. Раздвинул географические рамки исторической науки, преодолев европоцентризм и обратившись к истории азиатских народов(халдеев, индусов, китайцев и др.), культурными достижениями которых пользуются европейцы.  Сторонник теории прогресса в истории: «Нетрудно заметить, как сильно изменились почти на всей земле нравы со времени нашествия варваров до наших дней». Носитель прогресса – образованная часть общества. Народные низы (чернь) «не должны рассуждать, не должны идти самостоятельным путем». Критерий отбора источников: достойны доверия те «памятники», которые вышли из-под пера просвещенных современников. Отношение к Средневековью в целом негативное: это время «нелепейших, грубейших суеверий».
        Ж.Ж. Руссо – сын швейцарского  часовщика, идеолог эгалитаризма. Философско-исторические взгляды  изложены в сочинениях «Рассуждение  о происхождении и основаниях  неравенства между людьми», «Об  общественном договоре, или Принципы  политического права» и др.
        Отталкиваясь от концепции естественного  права и общественного договора, считал, что в первобытную эпоху  царили равенство, свобода. Люди, занимаясь охотой и собирательством,  «жили свободными, здоровыми, добрыми  и счастливыми. В дальнейшем  рост населения делал все более трудным  удовлетворение насущных потребностей и стимулировал  развитие способностей. Люди научились изготавливать железные орудия труда и обрабатывать землю «Железо и хлеб… цивилизовали людей и погубили человеческий род». Возникла частная собственность, и исчезло первобытное равенство. Богатые члены общества хитростью навязали всем другим соглашение и создали государство. С того времени история человечества – это процесс упадка.  Временный прогресс возможен при условии перераспределения собственности и установления республиканских порядков. В этой связи обосновал закономерность восстания против деспотического правления. Итак, Руссо раскрыл материальную основу  цивилизационного прогресса, но одновременно указал на его противоречивость.
        Ж. Тюрго, экономист-физиократ,  государственный деятель, изложил  свою концепцию прогресса в  истории в сочинении «Рассуждения  о всемирной истории» (1750). Человечество  медленными шагами движется ко  все большему совершенству, «переживая  попеременно спокойствие и волнения…» Считая средневековье периодом глубокого упадка, он тем не менее выделял и в истории средних веков тенденцию прогрессивного развития, которая просматривается в технических изобретениях. Рост городов и укрепление королевской власти подготавливали успехи человеческого духа, которыми отмечено Новое время.
        Идеи Тюрго оказали влияние  на историческую концепцию Ж.  Кондорсе.
Известный математик, философ, энциклопедист, участник Французской революции, Кондорсе в 1793–1794 гг. написал труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Определяющими критериями прогресса в истории выступают развитие разума, научных знаний и успехи в достижении свободы. Эти критерии положены в основу периодизации всемирной истории, в которой Кондорсе выделил 9 эпох.
        Первые пять эпох охватываю  восходящую линию развития человечества  от первобытного строя до античности. Шестая эпоха (V–XI вв.) характеризуется глубоким упадком, однако в городах существовали начатки просвещения, что предвещало в будущем возрождение. В седьмую эпоху (XI– середина XV вв.) делаются важные открытия, важнейшее из которых – изобретение книгопечатания. Начинают расшатываться суеверия, в Италии, Швейцарии, Англии появляются ростки свободы. Восьмая эпоха (середина XV – середина XVII в.) отмечена ускорением прогресса, успехами наук и философии. «Разум окончательно разбивает свои цепи» в девятую эпоху («от Декарта до образования Французской республики»). В эту эпоху «люди дошли, наконец, до понимания истинных прав человека». В этих условиях, считал Кондорсе, революции в Северной Америке и во Франции были неминуемы. Кондорсе был убежден в том, что история открывает возможность предвидения. Основываясь на этой идее, он писал о десятой эпохе – о «будущем прогрессе человеческого разума» во всем мире.
        Выдающийся деятель немецкого  просвещения И. Г. Гердер, ученик  Канта, глава Веймарского духовного  ведомства, в сочинении «Идеи  к философии истории человечества»  (1784–1791) рассматривал историю человечества  как продолжение истории природы. У него в отличие от французских просветителей прогресс развивается не плавно, непрерывно (линейная концепция), а скачкообразно. Критерий прогресса – распространение идеи гуманности. С Гердером связано понимание культуры как способа жизни общества. Как период в истории – необходимый этап в развитии культуры. Тем самым Гердер преодолел отрицательное отношение большинства просветителей к средневековью.
         Считал родиной человечества  Азию, откуда земледелие, скотоводство  и общественные отношения распространились на европейские народы. Связующим звеном между прошлой историей и будущим называл германскую культуру. Вместе с тем был принципиальным противником  европоцентризма и шовинизма, видя в этом проявление варварства.
         Предвосхищая деятельность романтиков, Гердер много внимания уделял изучению народных песен и легенд – «архива народной жизни». Он полагал, что Библия – такой же продукт народного творчества, как и древнегреческие эпические поэмы. Поэтому и ее следует изучать, применяя научные методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекции 4–7
Историческая  наука Запада в первой половине XIX в.
План
    Романтическая историография.
    Марксистское материалистическое понимание истории.
 
    Романтическая историография.
Французская революция конца XVIII в. имела общеевропейское значение. На континенте в первой половине XIX в. существовали условия для новых буржуазных революций и реформ. Промышленная революция, начавшись в Англии, распространилась на континенте. Изменялась социальная структура общества, формировались классы промышленной буржуазии и пролетариата. Происходило становление идеологических течений: либерализма (он преобладал), консерватизма, радикализма, социализма. Идея развития, которому подчинено все – от техники до человека – охватывала все слои общества.
        Французская революция конца  XVIII в. как переломное событие Нового времени была в центре общественно-политических споров. Оправдался прогноз просветителей о смене сословного строя и абсолютистского государства обществом гражданского равенства и конституционной монархией или республикой. Но их вера в скорое наступление царства разума и свободы оказалась утопией, и это основательно пошатнуло линейную теорию прогресса. Объяснение истории посредством концепции естественного права и общественного договора  оказалось недостаточно убедительным. Во Французской  революции и последующих событиях столкнулись не только рациональные идеи, но и страсти, корыстные интересы, предрассудки. Остро встал вопрос об историческом значении борьбы не только идей, но и (как показал опыт революции) социальных групп. Разворачивавшийся промышленный переворот актуализировал вопрос о роли экономики в развитии общества.  
        В этих условиях в культуре  и социально-гуманитарных науках  формируется новое направление – романтизм (понятие «романтизм» ввел немецкий литератор Новалис). Романтикам было свойственно стремление открыть новые факты, дать новое объяснение уже известным фактам. Это объяснение было не только рационалистичным, но и основанным на интуитивном понимании. Несмотря  на неоднородность взглядов романтиков, можно выделить ряд общих отличительных черт этого направления.
        1. Принцип историзма предполагал  взгляд на прошлое как на  «органический» процесс возникновения,  становления, расцвета, упадка и гибели того или иного явления. Каждое историческое событие следовало объяснять внутри того времени, в системе тех ценностей, к которым оно принадлежало. Из этого вытекало пристальное внимание романтиков к своеобразию, неповторимости исторических явлений.
        2. Объектом их научных интересов  была прежде всего история  отдельных народов и стран.  Это стремление отражало объективную  потребность в самоидентификации  народов Европы и Америки, переживавших  в XIX в. подъем национального движения.
        3. Особенности этой истории определялись в конечном итоге влиянием «народного духа» (коллективного сознания, национальной психологии), возникающего вместе  с народом.
          4.  Постичь народный дух можно  было посредством вживания, вчувствования.  Передать же неповторимые черты эпохи было возможно, добиваясь яркого, образного изложения.
       В первой половине XIX в. общественный интересе к истории был необычайно высок. О. Тьерри утверждал в 1823 г., что именно история наложит свой отпечаток на XIX век и даст ему имя, как философия дала свое имя веку восемнадцатому. Открытие исторических факультетов (отделений) в университетах, музеев, исторических обществ, специализированных журналов. Многотомные собрания источников по национальной истории: «Памятники истории Германии», «Неизданные документы по истории Франции», «Государственные документы Америки» (США). Публичные лекции Ф. Гизо, Ф. Шлоссера, Т.Н. Грановского. Исторические романы В. Скотта, В. Гюго, О. де Бальзака, Ф. Купера, А.С. Пушкина оказали влияние не только на художественную литературу, но и на приемы написания национальных историй.
       Переплетение в общественной  жизни тенденций преемственности  и разрыва с прошлым находило  свое отражение в идеологических  предпочтениях историков, что,  в свою очередь, сказывалось на их научных концепциях. В романтизме выделяют три течения: консервативное, либеральное и демократическое.
        Представители консервативного  течения негативно оценивали  Французскую революцию конца  XVIII в. Английский публицист и политический деятель Э. Бёрк в памфлете «Размышления о революции во Франции» (1790) осуждал насильственную кровавую Французскую революцию, которая привела к воцарению хаоса и анархии и террора.  Сама революция – результат «заговора» просветителей, осуществивших «философскую революцию», и нового имущего класса. Ее движущая сила – «якобинцы» – люди энергии,  фанатичной одержимости и одновременно некомпетентные и самонадеянные. Революция нарушила естественный, установленный Богом ход развития. В противоположность Франции в Англии, по мнению Бёрка, даже в моменты самых решительных действий осторожность, осмотрительность, нравственность, поддерживаемая религией, были руководящими принципами политиков.
        Во Франции писатели и публицисты  Ж. де Местр, Л. де Бональд,  Ф. Монлозье, Ф. Шатобриан, используя приемы романтического письма, пытались воссоздать колорит средневековья, когда христианство, по их мнению, облагораживало нравы. Консервативные романтики, отвергая рационалистический подход просветителей к изучению прошлого, подвергали критике концепцию естественного права и общественного договора. В сочинениях Ж. де Местра «Рассуждения о Франции» (1797),
Ф. Шатобриана «Гений христианства» (1802) и др. идеализировались дореволюционный сословный строй, монархия и католическая церковь. Утверждалось, что 1) разум (философия просветителей) оказался бессильным обеспечить стабильность в обществе. Порядок всегда поддерживается общей верой, хранителем и распространителем которой является церковь. «Писаная конституция, – писал де Местр, – всегда бездушна, а между тем вся суть дела в народном духе. Этот дух выражается, прежде всего, в чувстве патриотизма».   2) Люди от природы неравны, и поэтому естественно сословное неравенство. «Лучшие люди страны (из дворян. – А.А.) должны нести особые обязанности».  3) В окружающей действительности  все устроено монархически: бог правит миром, душа –  человеком, отец – семьей, король – страной. Участие народа в делах управления – фикция. Таким изображался естественный порядок, который якобы был нарушен во Франции появлением «нового народа» – буржуазии. Революция была заговором этой «расы рабов», она была кровавой нелепостью, которая разрушила естественно выросший государственный организм Франции.   
       В Германии консервативные романтические  идеи в историографии (особенно прусской) были представлены наиболее полно. Немецкие романтики пытались доказать, что для достижения гармонии в обществе необходимо поддерживать традиции, идущие от средневековья, и постигать дух народа как мистическую, изначальную сущность. В трудах представителей «исторической школы права» Ф.К. Савиньи и К.Ф. Эйхгорна обосновывался тезис о длительном естественном развитии законов, их соответствии национальной культуре и народному духу. Выступая против перенесения на почву Германии опыта Французской революции, они утверждали, что невозможно произвольно создать новое право.
        Многими стонами своих взглядов  к консервативному романтизму  близок крупнейший германский  историк XIX в. Л. Ранке. Выходец из семьи прусских бюргеров, он начал свою карьеру учителем гимназии во Франфурте-на-Одере, а закончил профессором Берлинского университета, прусским придворным историографом. Традиционно прусская историография испытывала сильное влияние классической филологии, государствоведения и богословия. Это способствовало усиленной разработке метода филологической критики источников, абсолютизации роли государства в истории, приданию теологического оттенка взглядам неа исторический процесс.     
       Ранке – автор огромного количества  исторических трудов: «История римских пап», «История Германии в эпоху Реформации», «Прусская история», «История Франции в XVI – XVII вв.», «Всемирная история». Они написаны блестящим литературным языком, содержат яркие исторические портреты. Приверженец идеи плавности исторического развития, Ранке рассматривал государство как исторически сложившуюся индивидуальность, воплощение неких «господствующих идей», в первую очередь религиозных.  В его концепции государства приоритетное значение имело исследование внешней политики. «Вечным законом» существования государств он считал борьбу за господство», из этого вытекал взгляд на войну как на естественное состояние общества.
       Придавал громадное значение  критическому анализу источников. Опираясь на источники (по мнению Ранке, наиболее достоверные официальные документы), свободный от морализаторства историк сможет описать прошлое так, «как это действительно происходило». Ранке учил работать с источниками на семинарах, которые он первым ввел в Берлинском университете. Эти семинары посещали немецкие и иностранные студенты, которые постигали «метод Ранке». Он включал в себя ряд требований: выяснить происхождение каждого исторического источника, компетентность автора документа, определить степень доверия к нему, а затем сравнить используемые источники для установления подлинной картины прошлого. 
        Разработка принципа историзма  в немецкой философии связана  с именем Г.В.Ф. Гегеля. Он обосновал  диалектический принцип развития: пружина развития – в разрешении  противоречия, в борьбе противоположностей. В старом порядке содержится его собственная противоположность, элементы нового. В «Философии истории» (лекционный курс 1822–1830 гг.) Гегель рассматривает всемирно-исторический процесс как отражение саморазвития абсолютного духа в эволюции сознания свободы. Понятие духа состояло из тех компонентов: общего, особенного и единичного. Общее – Божественный дух. Единичное – его воплощение в отдельном человеке. Особенное – дух народа. Сознание свободы зародилось у народов Передней Азии, где абсолютный дух возник, и Европы, где он получил подлинное развитие.  В Европе сознание свободы было неодинаковым у разных народов. Оно было замедленным у славян и не достигло высокого уровня у романских народов. Только германцы с давними традициями индивидуальной свободы оказались подлинными ее носителями. У них развитие абсолютного духа достигает апогея и на этом завершается. Государство понималось как абсолютная цель разума, оно наделялось высшей функцией упорядочивания человеческого бытия.
      Критики философско-исторической системы Гегеля упрекали его в панлогизме, в игнорировании момента иррациональности в истории. Они обращали внимание на то, что у немецкого философа все существующее в мире трактовалось как необходимость; таким образом, и справедливость, и зло получали одинаковое «оправдание».
       Либеральное течение в романтизме  синтезировало рационализм просветителей,  их концепцию прогресса с идеей  органического развития общества. Сторонники реформ, либеральные  романтики признавали историческое значение революций, включая Французскую революцию конца XVIII в.
        Во Франции в 1820–1830-е гг. сложилась  «школа историков периода Реставрации». Ее виднейшими представителями  были О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье,  А. Тьер. Объектом их пристального внимания было третье сословие. Начиная со средних веков они прослеживали борьбу этого сословия против дворянства. В отличие от консервативного романтизма представители либерально-романтического течения не склонны были наделять понятие народного духа мистическим смыслом. Народ (буржуазия и люди незнатного происхождения) – это общность с особой культурой и духовным складом. Такая трактовка отражала политико-идеологическую ориентацию либеральных историков. Тьерри  в капитальном исследовании «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» (1856) утверждал, что история третьего сословия во Франции началась с XII в., когда средневековые города добились автономии от феодальных сеньоров. Возвышение третьего сословия во главе с буржуазией было закреплено Французской революцией конца XVIII в. и завершено революцией 1830 г.
         В «Письмах по истории Франции» (1817–1827) Тьерри изложил свое понимание   принципа историзма. «Великое  правило, – писал Тьерри, –  которое следует рекомендовать  историкам, заключается в том, что надо различать, а не смешивать…Буква остается, дух меняется». (Пример с названием «французы»). Таким образом, он требовал конкретности при описании событий и выступал против модернизации прошлого. Нужно изучать сущность конкретных явлений и воспроизводить их неповторимое своеобразие.         
        Ф. Гизо – политик, историк  известен  курсами лекций, которые  он читал в Сорбонне: «История  цивилизации во Франции» (1823), «История  цивилизации в Европе» (1828). Гизо  предлагает свою трактовку понятия цивилизации, понимая под ним прежде всего прогресс и развитие. Он выделяет два аспекта: прогресс гражданской жизни, отношений между людьми и прогресс человеческого духа. Основываясь на теории завоевания Галлии римлянами, а затем франками, он выводил третье сословие из римского корня. Вся последующая история Франции была наполнена борьбой сословий (классов). Этапом этой борьбы была «ужасная, но справедливая» Французская революция конца XVIII в. В основе противоборства сословий стояли имущественные (поземельные) противоречия, которые, в свою очередь, коренились в человеческой природе и были обусловлены уровнем духовного развития человека.
         Гизо не считал, что борьба  сословий (классов) должна заканчиваться  полной победой одной стороны  и полным уничтожением другой. Его идеалом было национальное единство при гегемонии буржуазии. Он был пленен историческим развитием Англии, в которой разные социальные группы вынуждены были идти на компромиссы. Сравнивая исторические пути Англии и Франции, Гизо отмечал, что Британия могла служить примером для Франции после событий 1789 г. Англия обуздала своего Робеспьера и (или) Наполеона–Кромвеля, что сделало возможным свершение второй, тихой, но решительной революции (Славной революции 1688 г. – А.А.) и установление прочной общественной системы. Франция смогла повторить ее опыт в июле 1830 г.
         Ф. Минье , автор «Истории Французской  революции» (1824) выделил в революции  три силы: привилегированные классы, «средний класс» (буржуазию) и  народ. Революционная деятельность «среднего класса» имела своим результатом конституцию 1791 г., а активность народа привела к установлению якобинской диктатуры и принятию конституции 1793 г. Симпатии Минье на стороне «среднего класса», но, следуя принципу историзма, он считал закономерными все этапы Французской революции. Он полагал также, что о революции следует судить как с политической, так и с нравственной точки зрения.
        А. Тьер в «Истории Французской  революции» (1823–1827) и «Истории консульства  и империи» (1845–1869), как и Минье, признавал неизбежными все этапы Французской революции. Он выдвинул концепцию «революционного блока», интерпретируемую с буржуазно-либеральных и патриотических позиций. В трудах Тьера приводился обширный новый материал по военной и финансовой истории революции.
         Выдающимся представителем либерально-романтического  течения в Англии был Т. Маколей.  Его главный труд – «История  Англии» (1842–1859) – охватывает  период 1665–1702 гг.  Он стремился  написать историю, которая бы  соединяла в себе научную точность и литературные достоинства. «История Англии» – образец миниатюрного описания, исчерпывающего предмет. Маколей начинает свое изложение с раскрытия особенностей политической ситуации. Он рисует 200 исторических портретов государственных деятелей Англии. Далее он анализирует экономическую жизнь страны и останавливается на развитии городских центров. Описание городской жизни сменяется очерками о культуре.   
         Маколей изучил огромное количество  опубликованных и архивных материалов: официальные документы, мемуары, письма, народные песни, памфлеты, сатиру. Он посетил все места, связанные с главными событиями той или иной эпохи. Сущность эпохи раскрывается в крупных исторических событиях и в выдающихся личностях. Центральное событие «Истории Англии» – революция 1688 г. Она осмысливается через призму противостояния Якова II и Вильгельма Оранского, символов прошлого и настоящего. 
        Ф. Шлоссер, профессор Гейдельбергского  университета, предложил первую  в германской историографии либеральную концепцию Французской революции. Осуждая в «Истории восемнадцатого столетия» (1823) революционное насилие с нравственных позиций, он, тем не менее, признавал ее необходимой и полезной  для прогрессивного развития Франции. Революция, по его мнению, даровала равенство и другте благодеяния, а якобинцы «спасли отечество, основали новый дух свободы и истребили с корнем все средневековое зло». Невежество породило все крайности революции.
         Много внимания уделил эпохе  просвещенного абсолютизма Фридриха  II, повернувшего Пруссию на путь прогресса. Во «Всемирной истории» (1844–1850) представил историю общества как процесс нравственного самоусовершенствования и изменения злой природы человека.
         Для либерально-романтической историографии  США были характерны поэтизация Войны за независимость, культивирование идеи об особой исторической мисси США – единственной крупной республики, где не развит бюрократический аппарат.
        Лидер либерально-романтической  историографии Дж. Бэнкрофт опубликовал  в 1834–1874 гг. десятитомную «Историю Соединенных Штатов»: от открытия Америки до окончания Войны за независимость. В методологии испытал влияние Л. Ранке.
        Центральная идея – об избранности  американского народа, которого  Бог направил по более совершенному пути, чем другие народы. Американский народ сложился благодаря сочетанию необыкновенно благоприятных природных условий Америки с моральными и религиозными принципами лучшей части европейских иммигрантов – поселенцев-пуритан. «Дух свободы», с самого начала живший в колониях Новой Англии, распространился затем на все колонии и привел к Войне за независимость. Подчеркивая революционный характер Войны, историк высоко оценивал е лидеров – Т. Джефферсона, Дж. Вашингтона, С. Адамса.
       Бэнкрофт широко привлекал документы не только из американских, но и из английских и французских архивов. Хотя он ограничивался изучением политической, военной и дипломатической истории США, одним из первых представил ее не как истории отдельных колоний, а как целостное развитие североамериканской нации. Романтизм Бэнкрофта нашел свое выражение в приподнятом, даже напыщенном стиле изложения, что способствовало популярности труда американского историка.
        Демократическое течение романтической  историографии представление взглядами Томаса Карлейля в Англии, Жюля Мишле во Франции, Вильгельма Циммермана в Германии.
         Заметное влияние на мировоззрение  и исторические взгляды Т. Карлейля  оказала философия Гегеля, его  учение об абсолютном духе. В  1838 г. вышло в свет первое  крупное историческое сочинение Карлейля – «Французская революция. История». Новизна этого исследования заключалась и в использованных источниках, и в концепции автора. Помимо письменных свидетельств, Карлейль привлек материалы своих бесед с участниками революции. Противник анархии и бунта, Карлейль исторически оправдывал  революционное насилие, указывая на голод и нищету, кошмарный гнет, давивший 20 с лишним млн. французов. Свергнутую монархию он характеризует как власть «испорченную и обветшалую». В революции он признавал исторически необходимыми все этапы: «Якобинизм, санкюлотизм.., давайте название, какое хотите, должны иметь свою очередь».
        В 1840–1860-е гг. объектом исторического  анализа Карлейля оказываются  представители элиты общества, выдающиеся личности. В их деятельности, считал Карлейль вслед за Гегелем, воплощается абсолютный дух. История мира – это биография великих людей. Они воплощали романтический образ гения, чьи помыслы и дела откладывают отпечаток на его эпоху. В 1841 г. английский историк и публицист опубликовал свои беседы «Герои, почитание героев и героическое в истории». Среди героев-вождей он выделил Наполеона и Кромвеля. Карлейль издал пятитомное собрание писем и речей Кромвеля. В 1858–1865 гг. была опубликована шеститомная монография «История Фридриха II», прусского короля, названного Великим.      
       Ж. Мишле был автором «Истории  Франции» и «Истории Французской  революции». Его перу принадлежит  также книга «Народ», в которой  рисуется идеализированный образ  мелкого собственника-труженика. Природный инстинкт и добродетельные качества верно направляли народ к конечной цели – освобождению от многовекового гнета. Помехой на этом пути стала борьба партий, вызванная честолюбием вождей. Мишле первым среди исследователей Французской революции использовал архивные документы. В основе Французской революции, считал Мишле, лежали идеи свободы, братства, справедливости, а не материальные интересы. Кумир историка – Жорж Дантон, Максимилиан Робеспьер, напротив – инквизитор.          
         К демократическому крылу гейдельбергской исторической школы принадлежал Вильгельм Циммерман. Его главный труд «История великой крестьянской войны» (1841–1843) был написан на архивных материалах. Отвергая нападки и клевету на участников крестьянских движений, Циммерман показал, что тяготевший над народом гнет вызывал восстания задолго до Реформации. Циммерман восхищался Томасом Мюнцером как «Одной из самых отважных и самых интересных фигур эпохи Реформации». Одновременно он осуждал Мартина Лютера за непоследовательность и переход в лагерь «угнетателей».
 
         2. Марксистское материалистическое  понимание истории.
К. Маркс  и Ф. Энгельс – немецкие мыслители, революционеры, социалисты.
Середина  и вторая половина XIX в. отмечены стремительным ростом городов, промышленного производства, изменениями в повседневном быте и культуре. Возникли новые социальные проблемы, прежде всего, «рабочий вопрос». Естественные науки с их материалистическим методом исследования пользовались большим авторитетом в обществе.
       В этой обстановке формируется концепция материалистического понимания истории с ее идеей обусловленности политико-идеологических процессов условиями материальной жизни.
1. Конечная  причина исторического развития  коренится в сдвигах в материальном  производстве.
2. Способ  производства, или экономический  базис общества – это взаимодействие (комплекс) производительных сил  (предметов, средств труда, рабочей  силы) и производственных отношений,  ядро которых образуют отношения  собственности. Базис оказывает  влияние на надстройку: политические, идеологические, духовно-культурные институты и отношения.
3. По  типу базиса  выделяются пять  общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая,  феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
4. Смена формаций происходит в процессе классовой борьбы и революций, которые устраняют возникшее несоответствие производственных отшений уровню производительных сил.
       Материалистическое понимание истории  изложено в работах К. Маркса  и Ф. Энгельса «Немецкая идеология» (1845–1846), «нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1848), «К критике политической экономии» (1859), «Капитал» (1867), «Анти-Дюринг» (1876–1878), «Письма об историческом материализме» (1893–1895).
         Маркс и Энгельс «апробировали» свой материалистический метод на анализе ряда исторических событий. К. Маркс о французской революции 1848–1849 гг.: «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год», «18 брюмера Луи Бонапарта»; о Парижской коммуне 1871 г: «Гражданская война во Франции». В истории революции 1848–1849 гг. установил зависимость политической борьбы от экономических сдвигов; выявил три этапа нисходящей линии революции; раскрыл феномен бонапартизма; пришел к выводу, что всеобщее избирательное право при буржуазном строе – не панацея. Нужно разрушить государственно-бюрократическую машину.
         Работы Ф. Энгельса по истории:  «Революция и контрреволюция  в Германии», «Крестьянская война  в Германии». 
         Марксизм и принцип историзма.  Острополемический характер работ основоположников марксизма. 

Лекции  7–8
Историческая  наука Запада во второй половине XIX в.
План
1. Общие черты  позитивистской историографии.
2. Позитивизм  в исторической науке Франции,  Великобритании, Германии, США. 

1. Общие  черты позитивистской историографии.
        Социально-исторические предпосылки  возникновения позитивизма. Бурное  развитие капитализма в условиях  промышленной революции актуализировало  вопрос о значении экономики  в жизни общества. Возникли новые  социальные проблемы. Индустриальный прогресс сопровождался открытиями в точных, естественных и технических науках. Заметное влияние на мировоззрение общества оказала эволюционная теория Ч. Дарвина. Стиралось принципиальное различие между естественнонаучным познанием и обществознанием.
        В этой обстановке складывается  новое научно-мировоззренческое  направление – позитивизм. Он  имел многочисленных сторонников  в исторической науке.  Его  отличительные признаки:
     1. Установление точных, позитивных  знаний посредством критического   
          анализа источников.
    Поворот внимания исследователей к экономической и социальной истории.
    Теория «плюрализма факторов».
    Эволюционистская трактовка исторического процесса.
    Функционалистская трактовка исторических законов.
        Позитивисты внесли значительный вклад в дальнейшую разработку методики источниковедческого анализа, в частности статистического и сравнительно-исторического методов. Позитивисты считали, что на историческое событие оказывают влияние различные факторы: политический, экономический, социальный, биологический, идеологический, географический, психологический и др. Исследователь должен заниматься всеми этими равнозначными взамодействующими факторами, выясняя их влияние на ход истории. В этом сущность теории «плюрализма факторов». Формально не отдавая предпочтение ни одному из факторов, историки-позитивисты в своей исследовательской практике обычно выделяли один из них. Теория прогресса получила в трудах позитивистов «второе дыхание». Прогресс мыслился как постепенные, эволюционные (после окончания на Западе эпохи буржуазных революций) изменения. Революции прошлого – это результат досадной ошибки, случайность. Позитивисты основывались на лапласовском детерминизме: всякое явление имеет свою причину, и поэтому рано или поздно оно наступит. Не отрицая исторических законов, позитивисты трактовали их лишь  как функциональные внешние связи между явлениями и событиями, которые исследователю необходимо установить.
        Основоположник позитивизма, французский  математик и логик О. Конт изложил свою методологию научного познания в труде «Курс позитивной философии» (1832–1842). Он делил науки на теоретические и «прикладные». Истории он отводил вспомогательную роль в научном познании и предложил создать новую теоретическую общественную науку – социологию. Она должна заниматься анализом причинных связей между фактами, которые обнаруживают историки. Так формулируются исторические законы. У Конта смена основных этапов истории человечества – отражение последовательной смены трех форм коллективного сознания («закон трех стадий»): теологической (древность и средневековье), метафизической (XVI–XVIII вв.), позитивной, или научной (современный период). Аналогично сознанию, которое изменяется постепенно, общество развивается эволюционным путем.  

      2. Позитивизм в исторической науке Франции, Великобритании, 
          Германии, США.
Во французской  историографии позитивистская концепция  рельефно представлена в трудах А. де Токвиля и И. Тэна.
       А. де Токвиль, крупный чиновник, парламентарий, политический социолог, историк. Его первая крупная работа «Демократия в Америке» (1835–1840) оказала влияние на формирование исторической интерпретации Французской революции конца XVIII в. Токвиль одобрительно отзывался о Первой американской революции, которая в отличие от Французской развивалась «с любовью к порядку и законности, сохраняла тесную связь между религиозным духом и идеей свободы». Политическим идеалом Токвиля была также Англия, где сложился союз буржуазии и дворянства.
        Свой главный исторический труд  «Старый порядок и революция» (1856) Токвиль  писал под впечатлением революции 1848–1849 гг. и переворота Наполеона III. Не принимая авторитарных порядков, Токвиль отрицательно  относился и к революционным методам общественного преобразования, к действиям «толпы». Однако он отмечал, что Старый порядок (политический и социальный строй во Франции до 1789 г.) был ненавистен французам, и считал Французскую революцию антифеодальной. Тем не менее, Токвиль не считал неизбежным именно революционное разрушение Старого порядка. По его наблюдениям (анализ опубликованных и архивных материалов),  задолго до революции во Франции уже складывались основные элементы буржуазного общества: крестьянская собственность, административная децентрализация, уравнение граждан в правах. Революция лишь «закончила сразу судорожным и болезненным движением, без переходов, без предосторожностей все то, что закончилось бы мало–помалу, само по себе и в течение долгого времени». Почему же все-таки произошла революция?  Вместо выяснения причин Токвиль ставил вопрос о виновниках революции. Это прежде всего правительства Старого порядка, централизовавшие власть и установившие деспотизм. Они обрушили на крестьян груду повинностей и произвол, отделив крестьянство от остального общества.   
             И. Тэн опубликовал в 1863–1864 гг. многотомную «Историю английской литературы», применив историко-генетический метод анализа. В своем основном историческом труде «Происхождение современной Франции» (1876–1893) он апробировал разработанный им «психологический метод». Психология общества формируется под воздействием трех факторов: «расы» (национальных особенностей), «среды» (географических и социально-политических условий), «исторического момента» (взаимодействия расы, среды и исторической традиции).
       Выясняя исторические истоки  Парижской Коммуны 1871 г., Тэн обратился  к изучении. Французской революции  конца XVIII в. В Парижском национальном архиве он собрал большой материал о народных движениях. В революции он выделил две главные действующие силы: народ, грубый и невежественны, отравленный разрушительной философией просветителей, способный лишь насилию, и якобинцев. Это особый психологический тип, олицетворяющий самый дух революции. Якобинец предстает как озлобленный демагог и честолюбивый догматик, пропитанный абстрактными идеями, в особенности философией Руссо. В итоге революция в изображении Тэна стала гибельным взрывом преступных страстей и не имела никакого позитивного значения. Книга знаменитого историка была восторженно встречена в консервативных кругах. Но в начале XX в. ее постигла печальная участь. Французский историк А. Олар, авторитетный исследователь истории Французской революции, опубликовал в 1907 г. работу «Тэн как историк». Олар, случайно обнаружив несостоятельность одной из ссылок Тэна, проверил весь научный аппарат в тэновском труде и попутно проанализировал его методику исследовательской работы. Тэн делает в цитатах тенденциозные пропуски, исправляет стиль документов. Часто ссылки выдуманные: таких документов нет; единичные факты необоснованно обобщаются. Книга Тэна, заключал Олар,  направлена на возбуждение ненависти или презрения к людям и идеям Французской революции.           
       Выдающимся английским историком-позитивистом  был Г. Бокль. Он изучил 19 древних  и новых языков. Его домашняя библиотека насчитывала 22 тысячи книг. Все это было нужно для реализации грандиозного замысла – написания «Истории человеческой цивилизации». В свет вышли два вводных тома «История цивилизации в Англии».
        В соответствии с позитивистской методологией, Бокль рассматривал историю общества как продолжение истории природы. Историку нужно заниматься не биографиями отдельных выдающихся личностей, а изучением природной среды, распределения богатств, прироста населения и особенно накопления знаний. Бокль, прослеживая влияние факторов эволюции общества, полагал, что в древних цивилизациях приоритетным был географический фактор («физические деятели»). В более поздних цивилизациях, особенно в Европе, влияние географической среды ослабевает. Над силами природы одержал победу человеческий ум, и он стал главным фактором прогресса человеческой цивилизации. Разные стороны исторического процесса интересуют Бокля преимущественно с одной точки зрения: как они сказались на умственном прогрессе той или иной страны.
       В германской историографии второй  половины XIX в. ведущие позиции занимала малогерманская ранкеанская школа с приоритетным вниманием к внешней политике и дипломатии. Г. Зибель в труде «Основание Германской империи» (написан по заказу Бисмарка), Г. Трейчке в монографии «Немецкая история», И. Дройзен в исследовании «История прусской политики» обосновывали концепцию о национальной объединительной миссии Пруссии и Гогенцоллернов.
        В противовес политической истории  развертываются исследования по экономической и социальной истории. Складывается «историческая школа в политэкономии», опирающаяся на позитивистские принципы познания. Виднейшие представители «школы» – Г. Шмоллер, А. Вагнер, Л. Брентано. Их работы публиковались в «Ежегоднике законодательства, управления и народного хозяйства». Подчеркивая значение экономического фактора, ученые трактовали его как результат взаимодействия психологического и природного факторов. Сформулировали концепцию о социальной миссии Гогенцоллернов. К. Бюхер предложил периодизацию истории по типу хозяйств (домашнее–независимое натуральное; городское – с регулярным обменом; народное) и стадиям развития промышленного производства ( домашнее, ремесленное по заказам, ремесленное на рынок, домашняя промышленность, фабричное производство).
        Развитие позитивистской историографии  в Германии связано также с  творчеством К. Лампрехта, предпринявшего  попытку дать синтез экономического, социального, политического и  духовного развития и написать  универсальную историю. Ученый считал исторические законы выражением наиболее общих законов психологии, а саму историю – сменой определенных социально-психологических эпох.
        Психогенетические ступени культуры  легли в основу периодизации  германской истории («История  германского народа», 1891–1909). Первой являлась эпоха коллективного хозяйствования, или анимизм. С возникновением частной собственности и индивидуальной формы хозяйства наступила эпоха «символизма», охватывающая время от раннего средневековья до X в. В развитое средневековье Лампрехт включил две культурные эпохи: «типизм» (X–XIII) и «конвенционализм» (XIII–XIV), когда господствовали натуральное хозяйство и феодальная вотчина. С XV в. с появлением денежного хозяйства наступила эпоха «индивидуализма», которую с середины XVIII в. сменил период «субъективизма» ( распад сословного строя и свобода экономической деятельности). Внутри каждой из культурных эпох возникает особая «социальная душа», для изучения которой необходимо создать самостоятельную науку о психологическом существовании людей.
         В историографии США с позитивистских  позиций исследовал национальную  историю Дж. Мак Мастер. В «Истории  американского народа» он уделил  значительное внимание изучению  быта, нравов, духовного развития. Использовал  прессу, забытые мемуары, письма, дневник. Представил историческое развитие страны как эволюционный процесс. Война за независимость рисовалась как респектабельная революция с любовью к законам и порядку Герой американской истории – великий «средний класс» англосаксов.
        Генри Адамс читал курс лекций  по американской истории, который  лег в основу его главного  труда «История США  в период  администрации Джефферсона и  Мэдисона». Влиянием позитивистской  методологии можно объяснить  аналогии, которые историк проводит между социальным развитием США и физическими процессами в природе. Он изучал религиозную жизнь в Новой Англии, раскрыл роль просветительских идей в образовании США, выяснял влияние колонизации Запада на психологию американцев. Результатом эволюции американского национального характера стало появление «нового типа человека».       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лекция 9
Изучение Новой  истории Запада в России (вторая половина XIX – начало XX в.)
План
    Начало изучения Новой истории Запада в российских университетах.
    Разработка истории Французской революции конца XVIII в. и Английской революции XVII в.
 
    Начало  изучения Новой истории Запада в  российских университетах.
Исторические  условия развития исторической науки  в пореформенной России. Ослабление цензуры. Возможности изучения и преподавания истории революций на Западе. Либеральная концепция всемирной истории. «Государственная историческая школа» (С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин) противопоставила  «пагубному французскому пути русский путь «своевременных преобразований сверху». Главную причину Французской революции конца XVIII в. усматривала в слабости правительственной власти.
       Революционно-демократическая концепция  (Н.Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д.И. Писарев) видела в революции  – остром взрыве классовой борьбы – всемирно-историческую закономерность.  По пути революций пошли Франция, другие европейские страны, этим же путем пойдет Россия.
          По принятой  тогда периодизации  Новую историю начинали обычно  с рубежа XV–XVI вв. (открытия Америки, германской Реформации).
        М.Н. Петров, профессор Харьковского  университета, в историческом очерке  «Томас Мюнцер. Великая крестьянская  война» (1868) поставил Крестьянскую  войну в Германии в один  ряд с Английской революцией  XVII в. и Французской революцией XVIII в. Выделял два крыла в германской Реформации: умеренное во главе с М. Лютером и радикальное («смелых новаторов»). Назвал Т. Мюнцера «самым оригинальным и даровитым» из вождей Крестьянской войны)  
         Начало регулярному преподаванию Новой истории в Петербургском университете положил В.В. Бауэр. В «Лекциях по новой истории» (1886) уделил особое внимание Германской реформации, подчеркнув ее закономерный характер. Вскрыл сословные противоречия в германском обществе, выявив антагонизм городов  и феодалов. Негативно оценивал стихийные выступления народных низов, усматривая в их «необузданности» «все несчастье Германии».
        С именем В.И. Герье, профессора  Московского университета, связано  начало систематического изучения  и преподавания в России истории Французской революции конца XVIII в. Влияние лекций Т.Н. Грановского на Герье. Он первым в России организовал исторические семинары по немецкому образцу. Считал, что главным предметом изучения для историка являются поступки людей и историческое познание должно опираться на психологический метод. Подчеркивал также влияние идей на судьбу народов и ход цивилизации.
         Его концепция Французской революции  основана на теории «государственно-исторической  школы», взглядах А. де  Токвиля и И. Тэна. Опубликовал сборник статей и очерков «Идея народовластия и Французская революция 1789 г.» (1904) .Осуждал французскую монархию за то, что она не превратилась в «просвещенный абсолютизм». В политической незрелости французского общества видел одну из главных причин революции. Идея народовластия более всего содействовала тому, что переворот 1789 г. принял революционный характер. Во имя этой идеи совершился первый революционный акт: превращение депутатов третьего сословия  на Генеральных  штатах  1789 г. в Национальное собрание; под знаменем  идеи народовластия происходили дальнейшие события революции; с ослаблением веры в эту идею изменился характер революции, и она завершилась полным отрицанием идеи народовластия.
       
    Разработка истории Французской революции конца XVIII в. и Английской революции XVII в.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.