На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Управление информационными ресурсами в здравоохранение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
                                                                                  
   РЕФЕРАТ 

   На тему: «Управление информационными ресурсами в здравоохранение»  
 
 

     
 
 

   Содержание
    Информационный менеджмент в здравоохранение, принципы сбора и 
          анализа данных.
    Источник информации в медицине и здравоохранение.  
    Данные как источник информации (первичный, вторичный, объективный, 
          субъективный). 
    Управление медицинской информацией и информацией общего характера в
           медицинских организациях. 
    Классификация медицинской и фармакологической информации.  
    Информационные системы и принципы их построения, типы, уровни 
          сложности, этапы и принципы разработки и внедрения современных
          информационных технологий в сфере обращения лекарственных средств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1. Информационный менеджмент в здравоохранение, принципы сбора и анализа данных.
   Информационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления. Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:
   обеспечение полноты создания первичных и производных информационных массивов и продуктов, составляющих государственные информационные ресурсы; надежное хранение и защиту этих продуктов;
   обеспечение свободного доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам, не содержащим сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или личную тайну;
   оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов;
   координацию деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов; создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений.
   Современные медицинские организации производят и накапливают огромные объемы данных. От того, насколько эффективно эта информация используется врачами, руководителями, управляющими органами, зависит качество медицинской помощи, общий уровень жизни населения, уровень развития страны в целом и каждого ее территориального субъекта в частности. ИТ сегодня становятся неотъемлемой составляющей здравоохранения, однако процесс их внедрения в сферу медицины по России далеко не равномерен. Некоторые регионы уже довольно далеко продвинулись на пути информатизации и получают вполне осязаемые результаты. В то же время, большинство российских территорий находятся, скорее, в начале этого сложного процесса.
   На смену эпохе бумажных носителей информации и самописных программ для ЛПУ приходит время крупных информационных систем, направленных как на поддержание внутренних функций, так и на решение задач управления медицинской отраслью. С началом реализации национального проекта "Здоровье" и ряда региональных программ комплексной информатизации муниципальных учреждений процесс информатизации здравоохранения значительно ускорился, а число масштабных проектов в этой сфере заметно увеличилось. Тем не менее, уровень проникновения информационных технологий в медицину по-прежнему остается одним из самых низких.
   Говоря о региональной информатизации здравоохранения, крайне важно оценить состояние текущих крупных региональных проектов, ресурсный потенциал, необходимый для их реализации, состояние телекоммуникаций. При этом необходимо иметь в виду, что сегодня акцент постепенно смещается с решения задач по информатизации административных управленческих структур на реализацию проектов информатизации медицинской деятельности. То есть приоритеты начали меняться в сторону таких направлений, как автоматизация рабочего места врача, создание единой электронной медицинской карты, распространение интеллектуальных систем поддержки принятия врачебных решений, применение и широкое распространение новейших медицинских технологий, развитие телемедицины. Наиболее актуальными на современном этапе вопросами информатизации регионального здравоохранения эксперты называют задачи радикального повышения качества управления системой; безопасность данных пациентов; сервисы для населения; интеллектуальные системы принятия решений; а также сбор и анализ целевых показателей управления здравоохранением и здоровьем нации. До недавнего времени в российском здравоохранении почти полностью отсутствовали хоть какие-то признаки автоматизации. Карты, бюллетени, процедурные отчеты, учет пациентов, лекарственных препаратов - весь документооборот производился на бумаге. Это сказывалось на скорости, а следовательно, и качестве обслуживания пациентов, затрудняло работу врачебного, медицинского персонала, что вело к врачебным ошибкам, большим затратам времени на заполнение карт, составление отчетов. Это осложняло руководство ЛПУ (отсутствие контроля работы подразделений, недостаток оперативной, аналитической информации) и работу контролирующих органов.
   В настоящий момент в России достигнут существенный прогресс в обеспечении медицины электронными сервисами. В то же время предстоит еще долгий путь в направлении комплексной информатизации регионального здравоохранения. Характерными особенностями развития информатизации здравоохранения в большинстве регионов на современном этапе являются, во-первых, направленность на решение локальных учетно-расчетных задач и ведение документации, обеспечение делопроизводства. Во-вторых, не развиты аналитические схемы поддержки принятия решений и контроля использования ресурсов. В-третьих, отсутствие электронного документооборота и слабо развитый парк современного компьютерного оборудования. В-четвертых, несовершенное программное обеспечение, отсутствие лицензионного ПО, отсутствие защиты информации. В-пятых, проблема привлечения квалифицированных специалистов и низкий уровень компьютерной грамотности.
   Очевидно, что необходимо создание интегрированных информационных ресурсов системы регионального здравоохранения, единых решений по обеспечению систем безопасности и защите персональных данных, организации межведомственного взаимодействия с использованием медицинской информации. Развитие корпоративных порталов и повсеместное внедрение в ЛПУ интернета также способствует возрастанию роли информационно-коммуникационных технологий в системе российского здравоохранения, как на уровне всей страны, так и в масштабах отдельно взятого региона.
   Интеграция управления через информационную систему менеджмента позволяет управленческом персонала обмениваться информацией через распределены базы по вертикали и горизонтали, что обеспечивает хорошую техническую взаимодействие и быстрое принятие судьбоносных решений рамках своей компетенции, позволяет проводить ненавязливий контроль выполнения решений по каждом вертикальном назязку. При ограниченном времени по условиям неопределенности и динамики деятельности решения возникающих проблем должно начинаться из самых низких уровней при одновременной горизонтальной взаимодействия со всеми подразделениями, что позволяет выявить много дополнительных деталей внутри установленной данного уровня ответственности. Решение проблемы передается будущий уровень, если он принятия может влиять на параметры деятельности, из-за которых отвечает следующий уровень.
   Информационная систему менеджмента решает все проблемы управления, хотя многое из аспектов могут быть решены специализированными информационными системами. Особое значение приобретают проблемно-ориентированы методы решения задач управления по горизонтальных назязках, например - маркетинг-производство-сбыт. Для успешного решения задач, возникающих, прежде всего нужно формализовать горизонтальные назязки. Основная задача заключается в разработке взаимопонимания и усилении обмену информацией, необходимой для совместимого анализа забот наработки комплексного решение. С целью информационной системе менеджмента должны быть решены проблемы взаимодействия, которые в частности состоят в своевременному обмене необходимой информацией, использованию одинаковых методик оценки параметров, классификации и накоплении статистических данных, наработке общего подхода сборки прогнозов. Формализация горизонтальных назязкив обеспечивается разработкой стандартов, определяющие все круг задач и вопросов, по которых решение должно приниматься данном горизонтальном уровне.
   Информационная систему менеджмента предусматривает матричную систему назязкив под управлением с шире горизонтальными и более короткими вертикальными назязками, то есть малоривневу иерархию управления по свободной горизонтальной координацией независимо от степени иерархии. Матричная структура назязкив управления уменьшает уровень функциональной специализации. При сохранении полной ответственность при функции на высших уровнях управления повышается персональная ответственность по горизонтальных назязках, что обеспечивает более широкую инициативу принятии совместных решений персонала разного функционального подчинения.
   Информационная система менеджмента обеспечивает выполнения основных функций управления (планирования, организация, координация, контроль выполнения решения и т.д.) и ей невозможна жесткая детализация, регламентация задач, процедур, поведения. Определена регламентация фактически остается только в ходе некоторых первичных специализированных функций, например, таких, финансовой дисциплина, материально-техническое обеспечения, сбыт продукции и другие. В результате, информационная система менеджмента являются ни столько системой механического типа, сколько системой органического типа, ориентированной человека, когда главными критериями эффективности управления становится обоснованность постановки задачи, определения перечня забот формирования ожидаемых конечных результатов. 

   2. Источник информации в медицине и здравоохранение.
   Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень руководящей лестницы: 1. Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др. 2. Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен. 3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности. 4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц. 5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др. 6. Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль. Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование. Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы. Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок. Алгоритм (последовательность управленческих решений: 1. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование). 2. Сбор необходимой информации. 3. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений; 4. Принятие управленческого решения; 5. Организация исполнения; 6. Контроль исполнения; 7. Оценка эффективности и корректировка результатов; На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок. Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить: - отсутствие личных ценностных ориентаций; - отсутствие личной заинтересованности; - недостаточная профессиональная квалификация; - неумение влиять на людей; - неумение самосовершенствоваться; - неумение владеть собой; - рвачество; - отсутствие чувства долга; - необязательность; - неорганизованность; - нечестность; - неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др. Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства: 1. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу. 2. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений. 3. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия. 4. Демократический стиль, когда лидерпридерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям. 5. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать. 6. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.
   В системе практического здравоохранения наиболее часто используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.
   Методы управления бывают организационно-распорядительные, экономико-хозяйственные, правовые и социально-психологические. К методам управления относят: - методы подкрепления и стимулирования; - методы регулирования поведения; - методы по оптимизации трудового процесса и роста ответственности сотрудников; - развитие инициативы сотрудников и повышение индивидуального мастерства. Функции управления определяются уровнем системы управления. Система управления любого объекта имеет 3 уровня - стратегический, тактический и оперативный. На стратегическом уровне определяются цели и возможные результаты в перспективе. Тактический уровень позволяет оптимально определить конкретные задачи, организацию, поэтапное выполнение и контроль результатов. Оперативный уровень обеспечивает эффективное выполнение производственных процессов с оптимальным использованием имеющихся ресурсов. К этому уровню можно отнести учет, контроль и анализ деятельности уже функционирующих структур. Среди функций управления главными являются следующие: 1. Технические операции - производство. Для медицинских учреждений к производственным функциям относятся диагностика, экспертиза, реабилитация, меры профилактики и др. 2. Коммерческие - покупка, продажа, обмен; для медицинских учреждений - это продажа отдельных видов медицинских услуг. 3. Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности. 4. Страховые - страхование и охрана имущества и лиц. 5. Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др. 6. Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль. Целями управления могут быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование. Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы. Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок. Алгоритм (последовательность управленческих решений: 8. Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование). 9. Сбор необходимой информации. 10. Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений; 11. Принятие управленческого решения; 12. Организация исполнения; 13. Контроль исполнения; 14. Оценка эффективности и корректировка результатов; На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок. Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить: - отсутствие личных ценностных ориентаций; - отсутствие личной заинтересованности; - недостаточная профессиональная квалификация; - неумение влиять на людей; - неумение самосовершенствоваться; - неумение владеть собой; - рвачество; - отсутствие чувства долга; - необязательность; - неорганизованность; - нечестность; - неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др. Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства: 7. Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу. 8. Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений. 9. Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия. 10. Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям. 11. Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать. 12. Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития. Успешно лидерство руководителя возможно при использовании различных стилей руководства.  

   3. Данные как источник информации (первичный, вторичный, объективный, субъективный). 
   Информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов. Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).
   Свойства информации:
   1. Объективность информации
   Информация -- это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве свойства информации можно выделить ее объективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
   Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания или «вредности» конкретного субъекта.
   2. Достоверность информации
   Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
    преднамеренное искажение (дезинформация);
    искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
    когда значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
   3. Полнота информации
   Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
   4. Актуальность (своевременность) информации
   Актуальность -- важность, существенность для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).
   5. Полезность или бесполезность (ценность) информации.
   Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.
   Самая ценная для нас информация -- достаточно полезная, полная, объективная, достоверная и новая. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.  

   Существует две системы классификации: иерархическая и фацетная. При иерархической классификации множество объектов последовательно разбиваются на соподчиненные подмножества.
   Формы представления информации
   Информация - очень емкое понятие,  в которое вмещается весь мир: все разнообразие вещей и явлений, вся история, все тома научных исследований, творения поэтов и прозаиков. И все это отражается в двух формах - непрерывной и дискретной.  Обратимся к их сущности.
   Объекты и явления характеризуются значениями физических величин. Например, массой тела, его температурой, расстоянием между двумя точками,  длиной пути (пройденного  движущимся  телом), яркостью света и т.д.  Природа некоторых величин такова, что величина может принимать принципиально любые значения  в  каком-то диапазоне.  Эти  значения  могут быть сколь угодно близки друг к другу, исчезающе малоразличимы, но все-таки, хотя бы в принципе, различаться,  а количество значений, которое может принимать такая величина, бесконечно велико.
   Такие величины называются непрерывными величинами, а информация, которую они несут в себе, непрерывной информацией.
   Слово "непрерывность"  отчетливо выделяет основное свойство таких величин - отсутствие разрывов, промежутков между значениями,  которые может принимать величина.  Масса тела - непрерывная величина,  принимающая любые значения от 0 до бесконечности.  То же  самое  можно  сказать о многих других физических величинах - расстоянии между точками,  площади фигур, напряжении электрического тока.
   Кроме непрерывных существуют иные величины, например, количество людей в комнате, количество электронов в атоме и т.д. Такого рода величины могут принимать только целые значения, например,  0, 1, 2, ..., и не могут иметь дробных значений. Величины, принимающие не всевозможные,  а лишь вполне определенные  значения,  называют дискретными.  Для дискретной величины характерно, что все ее значения можно пронумеровать целыми числами 0,1,2,...Примеры дискретных величин: геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность); буквы алфавита; цвета радуги.
   Можно утверждать, что различие между двумя формами информации обусловлено  принципиальным различием природы величин.  В  то же  время непрерывная и дискретная информация часто используются совместно для представления сведений об объектах и явлениях.
   Количество информации - это мера уменьшения неопределенности некоторой ситуации. Различные количества информации передаются по каналам связи, и количество проходящей через канал информации не может быть больше его пропускной способности. А ее определяют по тому, какое количество информации проходит здесь за единицу времени.
   Увеличение роли и значения информации в современном обществе безусловно велика. Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизни человека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важная информация вырабатывается, хранится передается в основном с помощью биофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями, т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнения человеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резко возрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейся нарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний, необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения, должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объема материального производства в два паза необходимо четырехкратное возрастание объема обеспечивающей его информации. В современных условиях отсутствие необходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального и научно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицита традиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны.
   В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и исторически важные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценный продукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходит суммарную стоимость продуктов материального производства.
   Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишь способов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалось созданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио и телевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процесса создания, переработки и смысловой трансформации знания.
   Информационно-компьютерная революция радикально технологизирует интеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средств связи. 

4. Управление медицинской информацией и информацией общего характера в
   медицинских организациях
   В развития массового применения информационных средств и технологий, обеспечивающий достижение и поддержание уровня информированности субъектов здравоохранения, необходимого и достаточного для кардинального улучшения охраны здоровья каждого гражданина России. Процесс охраны здоровья в России реализуется в результате взаимодействия следующих основных субъектов:
    медицинских менеджеров,
    медицинских экономистов и бухгалтеров,
    медицинского персонала (врачей, фельдшеров, медицинских сестер),
    обеспечивающего медицинского персонала (санитарок, поваров, водителей и т.п.) пациентов.
   В настоящее время усилия государства сосредоточены на информатизации функции финансирования здравоохранения, то есть деятельности медицинских экономистов и бухгалтеров. Компьютеры в здравоохранении используются для автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в области обязательного медицинского страхования, ведения взаиморасчетов. Практически во всех регионах территориальные фонды обязательного медицинского страхования профинансировали оснащение ЛПУ компьютерной техникой и закупку необходимого для решения задач фонда программного обеспечения. Поэтому на сегодняшний день можно считать автоматизированными все процедуры, связанные с деятельностью фонда обязательного медицинского страхования, а именно:
    выполнение взаиморасчетов по медобслуживанию пациентов,
    учет взаимоотношений в системе дополнительного лекарственного обеспечения,
    сбор медицинской статистики.
   Предлагаемый подход к информатизации системы охраны здоровья опирается на принципы работы иммунной системы человека, которая успешно решает задачи «охраны здоровья»   живых клеток организма. Исследованием вычислительных возможностей иммунной системы занимается иммунокомпьютинг - новое научно-техническое направление, использующее в моделях сложных систем методы обработки информации специализированными молекулами белков и иммунными сетями.  В настоящей статье термин «иммунокомпьютинг» (искусственная иммунная система) используется как синоним словосочетания «информационная система (ИС)  здравоохранения, обладающая специальными свойствами». Эти специальные свойства, по нашему убеждению, непременно будут приобретены в результате эволюции ИС здравоохранения (насыщения компьютерной, телекоммуникационной техникой и соответствующими технологиями). Суть этих свойств в том, что выполняются условия полноты и замкнутости информационных потоков о состоянии здоровья пациентов.
   Применительно к проблеме информатизации здравоохранения выделим следующие принципы иммунокомпьютинга:
    сетевой принцип организации информационной структуры,
    принцип дублирования информации,
    постоянный и активный характер контроля состояния пациентов,
    лояльность пациента к системе охраны здоровья, которая выражается в том, что инициатива выдачи достоверного сообщения о нарушении структуры или исполняемых функций принадлежит пациенту,
    формирование коллективной памяти об эффективных способах профилактики и борьбы с заболеваниями.
   Реализация указанных принципов предполагает предоставление каждому гражданину России и каждому лицензированному врачу персонального выделенного сетевого информационного ресурса в общегосударственном информационном пространстве. Кроме того, каждый врач должен быть оснащен персональными средствами информационной поддержки, которые способны обеспечить интегрирование его опыта и знаний, а также оперативный доступ к общим информационным ресурсам.
    В России проживает более 142 млн. граждан, каждый из которых обладает законным правом стать клиентом системы здравоохранения. Распределение состава населения России по возрастным группам (с интервалом 5 лет). Профессионально занимаются охраной здоровья граждан России более 700 тыс. врачей.
   Задача информатизации ключевого звена здравоохранения - процесса взаимодействия врача и пациента, не может быть решена для всех участников процесса одновременно. Необходимо определить стратегию поэтапного внедрения предлагаемой технологии.
   Первый этап должен быть выбран так, чтобы, во-первых, задача в целом могла быть решена в обозримый период и, во-вторых, каждый этап должен приносить ощутимый целевой и экономический эффект.
   Для реализации первого этапа информатизации процесса взаимодействия врача и пациента следует выбрать наиболее перспективные категории участников этого процесса (субъекты системы здравоохранения).
   На наш взгляд, такими категориями являются, с одной стороны, выпускники медицинских ВУЗов - дипломированные (лицензированные) врачи и, с другой стороны, граждане России, родившиеся в текущем году.  Очевидно, что основные затраты на решение проблемы информатизации указанных категорий субъектов здравоохранения должно взять на себя государство. Объем этих затрат должен рассчитываться из известных статистических данных на текущий год: числа молодых врачей и числа родившихся граждан. Технологической и инфраструктурной основой единого подхода к информатизации здравоохранения может служить национальная составляющая сети Интернет. Персональные выделенные сетевые ресурсы врача и пациента должны быть построены на основе типовых (единых для информационной системы здравоохранения) Web и Grid сервисов, что обеспечит управляемость сетью персональных информационных ресурсов (ИР). В результате взаимодействия врача и пациента должна формироваться и сохраняться минимально необходимая информация, на основе которой могут быть вычислены все параметры лечебного процесса от диагноза до стоимости медицинской услуги. Информация должна сохраняться в 3-х экземплярах: в базе пациента, базе врача и в базе фонда ОМС. Структура этой информации должна быть унифицирована и содержать следующие компоненты:
    идентификатор врача,
    идентификатор пациента,
    время начала приема,
    список назначений,
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.