На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные принципы международного права

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
КОНТРОЛЬНО - КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: 

Международное право
на тему:
«Основные принципы международного права» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание: 

Введение……………………………………………………………………….….3 
§ 1. Понятие принципов международного права ………………………………5 
§ 2. Характеристика основных принципов международного права …………..9 
Заключение ………………………………………………………..........………23 
Список использованных источников ……………………………….....……24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Особенность международного права состоит в  том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
     Наиболее  значимые нормы международного права называются принципами международного права. Можно даже сказать что конституцию международного права образуют его основные принципы. Они представляют собой основополагающие общепризнанные нормы, обладающие высшей юридической силой. Все остальные международно-правовые нормы и международно-значимые действия субъектов должны соответствовать положениям основных принципов.
     В случае нарушение каким-либо государством принципа международного права рассматривается другими государствами как посягательство на международный правопорядок, этим и обуславливается актуальность данной контрольно – курсовой работы. Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию,
     Основные  принципы международного права зафиксированы  в Уставе ООН. Широко признано, что  принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем  порядке или по соглашению.
     Предметом данной контрольно - курсовой работы являются нормы, законодательства РФ, регулирующие основополагающие правовые идеи, заложенные в основе международного права, именуемые принципами.
     Объектом курсовой работы являются общественные отношения, тесно связанные с регулированием и установлением норма правил, которые в своей совокупности характеризуют содержание принципов международного права.
     Целью и основной задачей контрольно - курсовой работы является всестороннее изучение принципов международного права, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
     Для всестороннего раскрытия темы моей работы требуется решить следующие  задачи:
    рассмотреть понятие принципов международного права;
    проанализировать классификацию и характеристику принципов международного права.
     При написании контрольно - курсовой работы были использованы следующие методы научного исследования:
     - изучение нормативно-правовой базы;
     - изучение монографических публикаций и статей;
     - аналитический метод;
     - сравнительный метод. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Понятие принципов международного права 

     Принципы  международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.
     В основном они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes, т.е. обязательства в отношении всех и каждого из членов межгосударственного сообщества. Они объединяют нормы международного права различного уровня, распространяющие свое действие на тех или иных участников межгосударственных отношений, в единую правовую систему.
     Во  второй половине XX в., с принятием  Устава ООН 1945 г., принципы международного права были в большей своей  части кодифицированы, т. е. закреплены в писаной форме. В соответствии с указанными источниками наиболее важными, сущностными признаками этого вида норм являются следующие:
    обязательность для всех субъектов международного права;
    примат в отношении всех остальных норм международного права, которые обретают качество недействительности в случае несоответствия положениям принципа (ст. 3 Устава ООН, ст. 53 Венской конвенции 1969 г.);
    наличие обратной силы относительно не соответствующих ему норм, хотя бы и возникших ранее нового основного принципа (ст. 64 Венской конвенции 1969 г.) 1.
     Значение  принципов Устава выходит за рамки  ООН. Однако не существует абсолютно  точного перечня основных принципов  международного права. В одних случаях  он может быть более детальным, в  других – более коротким.
     Принципы  исторически обусловлены. С одной стороны, они необходимы для функционирования системы международных отношений и международного права. С другой - их существование и реализация возможны в данных исторических условиях. Принципы отражают коренные интересы государств и международного сообщества в целом. С субъективной стороны они отражают уровень осознания государствами закономерностей системы международных отношений, своих национальных и общих интересов.
  Появление принципов обусловлено и интересами самого международного права, в частности необходимостью координации огромного многообразия норм, обеспечения единства системы международного права.
     Принципы  выполняют важные функции. Прежде всего они определяют основы взаимодействия субъектов специфическим образом, закрепляя основные права и обязанности государств. Принципы выражают и охраняют комплекс общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие важнейшие ценности, как мир и сотрудничество, права человека. Они служат идейной основой функционирования и развития международного права 2.
     Принципы - это фундамент международного правопорядка, они определяют его политико-правовой облик. Принципы являются критерием  международной законности.
     Будучи  ядром системы международного права, принципы осуществляют общее авангардное  регулирование при появлении новых субъектов или новой сферы сотрудничества. Вновь возникшее государство связано принципами международного права. Действие принципов было немедленно распространено на сотрудничество государств в космосе. Значительна роль принципов в восполнении пробелов в международном праве 3.
     Характерной чертой принципов является их взаимосвязанность. Лишь во взаимодействии они способны выполнять свои функции. При высоком  уровне обобщенности содержания принципов  применение предписаний каждого  из них возможно лишь путем сопоставления с содержанием других. Так, при применении принципа самоопределения следует учитывать принцип территориальной целостности. Значение их взаимосвязи было с самого начала подчеркнуто в Декларации о принципах 1970 г 4.
     Комплексу принципов присуща некоторая иерархия. Центральное место занимает принцип неприменения силы. Задаче обеспечения мира так или иначе подчинены все принципы. Принцип мирного разрешения споров дополняет принцип неприменения силы, что отмечалось и Международным Судом ООН. События, связанные с агрессией Ирака против Кувейта, подтвердили, что в отношении государства, нарушившего принцип неприменения силы, может быть приостановлено действие иных принципов, включая принцип добросовестного выполнения обязательств.
     Содержание  принципов развивается с некоторым  опережением действительности. Постепенно реальные международные отношения  подтягиваются до уровня принципов. Опираясь на достигнутое, государства  делают новый шаг в развитии содержания принципов. Осуществляется это главным образом с помощью резолюций международных органов и организаций 5.
     Но  основной юридической формой их существования  является обычай, а именно та его  разновидность, которая складывается не в поведенческой, а в нормативной  практике. Резолюция формулирует содержание принципа, государства признают за ним юридическую силу (opinio juris).
     Для того чтобы принцип стал общеобязательным, необходимо признание его международным  сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств.
     Особенности формирования и функционирования принципов в значительной мере определяются тем, что они отражают и закрепляют необходимые основы мирового порядка и международного права. Они представляют собой необходимое право (jus necessitatis) 6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Характеристика основных принципов международного права 

Принцип суверенного равенства  государств
    Сущность  данного принципа составляет правило  о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов" 7.
    Данный  принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах  международных организаций системы  ООН и других документах.
    Основное  социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.
    В Декларации принципов Заключительного  акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать  принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 г., но и уважать права, присущие суверенитету 8.
      В отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет 9.
    Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная  организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности. 

Принцип добросовестного  выполнения международных  обязательств
    В качестве общепризнанного принципа международного права принцип закреплен в Уставе ООН, преамбула которого подчеркивает решимость членов ООН "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права". Согласно п. 2 ст. 2 Устава "все члены ООН добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации".
    Рассматриваемый принцип носит универсальный характер, что удостоверяется, к примеру, Венской конвенцией о праве международных договоров следующим образом: "Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". Кроме этого в Конвенции также закреплено следующее положение: "Участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".
    Принцип добросовестного выполнения международных  обязательств распространяется только на действительные соглашения. Это значит, что рассматриваемый принцип применяется только к международным договорам, заключенным добровольно и на основе равноправия.
    В международном праве существует максима следующего содержания: любой  договор, противоречащий Уставу ООН, является недействительным, и ни одно государство не может ссылаться на такой договор или пользоваться его преимуществами. Такое положение соответствует ст. 103 Устава.
    Кроме того, любой договор не может противоречить  императивной норме международного права, как она определяется в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 10. Подобного рода положения и максимы свидетельствуют о расширении сферы применения принципа добросовестного соблюдения международных обязательств 11. 

Принцип всеобщего уважения прав человека
    Появление принципа всеобщего уважения прав человека и основных свобод в качестве одного из основных международно-правовых принципов  относится к возникновению ООН  и связано непосредственно с  принятием Устава ООН, хотя само понятие  прав человека известно в теории с конца XVIII века.
    В преамбуле Устава члены ООН подтвердили "веру в основные права человека... в равноправие мужчин и женщин...". В статье 1 в качестве цели членов Организации говорится о сотрудничестве между ними "в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии".
    В статье 56 предусматривается, что "все  члены Организации обязуются  предпринимать совместные и самостоятельные  действия в сотрудничестве с Организацией для достижения целей, указанных в ст. 55" 12.
    Анализ  многочисленных международных документов по правам человека, к которым относятся, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека 1948 г. 13, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., показывает, что в современном международном праве имеется универсальная норма, в соответствии с которой государства обязаны уважать и соблюдать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии 14.
    Тем не менее непосредственная защита прав и свобод человека является делом  сугубо национальной правовой политики. Международные нормы в области  прав человека в подавляющем большинстве  не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему. Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека.
    Итоговый  документ встречи государств - участников СБСЕ в Вене предписывает государствам "уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с  другими вносить активный вклад  в развитие и защиту прав человека и основных свобод", предусматривает "право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединяться к другим с этой целью", а документ Копенгагенского совещания СБСЕ обязывает государство "обеспечивать, чтобы отдельным лицам было разрешено осуществлять право на ассоциацию, включая право создавать, присоединяться и эффективно участвовать в деятельности неправительственных организаций, которые стремятся поощрять и защищать права человека и основные свободы, включая профсоюзы и группы по наблюдению за соблюдением прав человека". 

Принцип невмешательства  во внутренние дела государства
    Принцип невмешательства в качестве общего принципа межгосударственных отношений  начал формироваться еще в  эпоху буржуазно-демократических революций, хотя в то время применялся ограниченно, поскольку международное право во многих случаях допускало различные формы вмешательства во внутренние дела государств, включая вооруженное вмешательство.
    В настоящее время принцип невмешательства  определен в п. 7 ст. 2 Устава ООН и в таких авторитетных международных документах, как Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ, Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета от 21 декабря 1965 г. и др.
    В соответствии с п. 7 ст. 2 Устава ООН  Организация не имеет права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию  любого государства", причем под  вмешательством понимают любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию 15.
    Решение вопроса о делах, относящихся  к внутренней компетенции государств, на практике часто вызывает споры. Следует помнить, что с развитием международного сотрудничества увеличивается число вопросов, которые государства на добровольной основе подвергают международному регулированию.
    Однако  концепция невмешательства не означает автоматически то, что государства могут произвольно относить к своей внутренней компетенции любые вопросы. Международные обязательства государств, в том числе и их обязательства по Уставу ООН, являются критерием, который позволяет правильно подходить к решению этого вопроса. 

Принцип территориальной  целостности и  неприкосновенности государств
    Этот  принцип появился в теории международного права с закреплением его в  Уставе ООН в 1945 г. Значение этого  принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и заключается в защите территории государства от любых посягательств.
    Устав ООН запретил угрозу силой или  ее применение против территориальной  целостности (неприкосновенности) и  политической независимости любого государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., при раскрытии содержания формулировки п. 4 ст. 2 Устава ООН были отражены многие элементы принципа территориальной целостности (неприкосновенности) следующим образом: каждое государство "должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны". В Уставе ООН также подчеркивалось, что "территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение положений Устава", и что "территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения". В связи с этим, отмечалось далее, не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения. Вышеприведенные положения не должны толковаться как нарушающие положения Устава ООН или любые международные соглашения, заключенные до принятия Устава и имеющие юридическую силу в соответствии с международным правом.
    Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной целостности государств. Звучит она следующим образом: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной" 16.
    Этот  принцип отличается от рассмотренных выше принципов запрещения использования силы или угрозы силой, либо превращения территории в объект военной оккупации, либо приобретения с использованием силы или ее угрозы. Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны "воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН". 
 

Принцип нерушимости государственных  границ
    Принцип нерушимости государственных границ как один из важнейших принципов международного права составляет одну из важнейших основ безопасности европейских государств. Этот принцип был сформулирован в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. следующим образом: "Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, так и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы".
    Под посягательством на государственные  границы принято понимать односторонние действия или требования, направленные на изменение положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения линии границы на местности. Государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе тем самым выразили международно-правовое признание или подтверждение существующих границ европейских государств.
    Выделяют  три основных элемента принципа нерушимости  границ:
    1) признание существующих границ  в качестве юридически установленных  в соответствии с международным правом;
    2) отказ от каких-либо территориальных  притязаний на данный момент  или в будущем;
    3) отказ от любых иных посягательств  на эти границы, включая угрозу  силой или ее применение 17.
    Принцип нерушимости границ тесно связан с принципом неприкосновенности государственных границ, в содержание которого входит обязанность государств соблюдать существующую линию границы на местности: не допускать произвольного перемещения линии границы на местности и ее пересечения без соответствующего разрешения или вне установленных правил, а также право каждого суверенного государства контролировать пересечение его границы людьми и транспортными средствами. 
 

Принцип самоопределения  народов и наций 

    Уважение  права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития, самоопределяться является одной из принципиальных основ  международных отношений. На современном  этапе развития международного права  принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН - "развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов..." (п. 2 ст. 1 Устава) 18 .
    Принцип самоопределения народов и наций, как это подчеркивается в литературе, представляет собой именно право  народов и наций, а не обязанность, и теснейшим образом связан со свободой политического выбора. Самоопределившиеся народы свободно выбирают не только свой статус как самостоятельного участника международных отношений, но и свою внутреннюю структуру, и курс внешней политики. Неотъемлемым образом с принципом осуществления народами права на самоопределение связан принцип сотрудничества государств, который выражается, независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном строе, в различных сферах международных отношений в целях поддержания международного мира и безопасности и иных целях, закрепленных в Уставе ООН 19.
    Право национального самоопределения  не исчезает, если нация образовала самостоятельное государство или  вошла в состав федерации государств. Субъектом права на самоопределение  являются не только зависимые, но и  суверенные нации и народы. С достижением национальной самостоятельности право на самоопределение лишь меняет свое содержание, что находит отражение в соответствующей международно-правовой норме. Без строгого уважения и соблюдения принципа самоопределения народов невозможно выполнить многие жизненно важные задачи, стоящие перед ООН, в частности, невозможно содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Без строгого соблюдения указанного принципа невозможно также поддержание отношений мирного сосуществования между государствами. Каждое государство в соответствии с Декларацией 1970 г. обязано воздерживаться от любых насильственных действий, которые могли бы помешать народам осуществлять их право на самоопределение. Важным элементом принципа является право народов испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН в случае, если их лишают права на самоопределение насильственным путем.
Принцип мирного разрешения международных споров
    Данный  принцип международного права закреплен в п. 3 ст. 2 Устава ООН следующим образом: "Все члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость". Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.
    Согласно  п. 1 ст. 1 Устава международные споры  должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и международного права", следовательно, мирные средства обязательны для разрешения любых международных споров.
    Устав ООН предоставляет сторонам, участвующим  в споре, свободу выбора таких  мирных средств, которые они считают наиболее подходящими для разрешения данного спора. Среди мирных средств разрешения международных споров чаще всего используются дипломатические переговоры, поскольку они наилучшим образом отвечают задаче быстрого разрешения международного спора, гарантируют равенство сторон, могут быть использованы для разрешения как политических, так и юридических споров, наилучшим образом способствуют достижению компромисса, дают возможность приступить к улаживанию конфликта сразу же по его возникновении, позволяют не допускать разрастания спора до таких масштабов, когда он может угрожать международному миру и безопасности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.