На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цели налоговой политики и методы их реализации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал)  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет «Экономика и право»
                Кафедра «Финансы и кредит» 
         
         

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по дисциплине: «Теория и история налогообложения» 

Цели  налоговой политики и методы их реализации 

БГТИ  (ф) ГОУ ОГУ 080107.65.5010.09.00 
 
 

                                                                  Руководитель работы
                              _____________Алексеева Е.В.
"___"_______________2010 г.
                     Исполнитель
                     Студент №  233   группы
                  ____________ Журавлева С.А.
                  "___"_______________2010 г. 

Бузулук 2010

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию
БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
(филиал) ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет «Экономика и право»

Кафедра «Финансы и кредит» 

              Задание на курсовую работу

Цели  налоговой политики и методы их реализации

 
Исходные  данные:  Законы, основная литература, периодические издания. 

Перечень подлежащих разработке вопросов:
       1) значение и принципы налоговой  политики;
       2) методы реализации налоговой политики государства;
       3) направления совершенствования  реализации налоговой политики. 
         
Перечень  графического материала: рисунки, характеризующие  систему принципов налоговой политики, область действия налоговой политики, величину налоговых поступлений; таблица, характеризующая предлагаемые ставки взносов по различным направлениям. 

Дата  выдачи задания "____" _________2010г
Руководитель  работы                   Алексеева Е.В.
Исполнитель                                 
Студент 233 гр.                               Журавлева С.А.
Срок защиты работы "____" __________2010г

       Содержание

 

Введение………………………………………………………………………4

 
1 Значение  и принципы налоговой политики……………………………...7  
      Сущность  налоговой политики……..…………………..….…………...7
      Принципы налоговой политики…………………………….…….……11
 
1.3 Налоги  в системе государственного регулирования экономики……15  

2 Процесс  реализации налоговой политики государства…….……….....19

 

2.1 Инструменты  реализации налоговой политики………………………19

 
2.2 Современные  проблемы реализации налоговой  политики………….25  
3 Направления  совершенствования реализации налоговой политики.…29  
Заключение………………………………………………………………….36  
Список  использованных источников……………………………………...39  
Приложение А»»……………………………………………………………40  
Приложение Б» «……………………………………………………………41  

Приложение В»»……………………………………………………………42

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
\ 
 
 

Введение 
 

       Практическая  деятельность правительств по осуществлению  экономической политики, в конечном счете, направлена на ее решение. Бюджетно-налоговая политика является ключевым звеном экономической политики государства и представляет собой инструмент регламентирования макроэкономических пропорций, определенных способностью республики по сбору доходов и эффективным управлением расходами. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
       Так, налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.
       В условиях рыночных отношений существенно  меняется роль налоговой политики в  регулировании общественного производства и распределения национального  дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий.
       Несмотря  на безусловно полезные способности  налоговой системы к стабилизации, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов,  проведение дискреционной политики представляется необходимым (под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контролем над инфляцией и ускорением экономического роста.
       Таким образом, налоговая политика, определяемая экономической политикой и имеющая  свои собственные принципы, может  быть эффективным макроэкономическим инструментом воздействия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем.
       В то же время бессистемная, непродуманная  налоговая политика, преследующая лишь фискальные цели, способна привести государство  к ситуации “налоговой ловушки”, когда платить налоги будет уже не из чего, и тем самым к краху всей финансовой системы государства.
       От  продуманной, последовательной и рациональной налоговой политики в значительной мере зависит благосостояние всего  общества, богатство всего государства.
         Российская налоговая политика  не учитывает такого фактора,  как переложение налога, так как  трудно определить, какие налоги  перелагаемы и как процесс  переложения налогов влияет на  процесс воспроизводства в экономике.
       Проблема переложения налогового бремени имеет такую же давнюю историю, как и сами налоги. Суть проблемы заключается в следующем: формальное и реальное бремя налогов не всегда совпадают. Другими словами, налоги не всегда поступают в государственный бюджет из тех источников, которые по закону подлежат налогообложению. Бремя налога может смещаться от одних субъектов налогообложения к другим – в этом и состоит проблема переложения налогового бремени. Налогоплательщик может стремиться к тому, чтобы переложить налог либо “вперед” - на покупателей своих товаров, повышая цену товаров в соответствии с размером налога, либо - “назад” - на людей, у которых он сам покупает товары, уплачивая им меньше, чем если бы налога не существовало. Некоторые налоги могут быть переложены на различные части национальной экономики. Так или иначе, это сказывается в первую очередь на субъектах финансовой системы государства. Поэтому необходимо точно определить сферу переложения основных видов налогов и выявить конечные пункты, куда налоги перемещаются.
       Цель  курсовой работы – изучить цели налоговой политики и рассмотреть на практике методы их реализации.
       Объект  исследования данной работы – различные методы, с помощью которых могут реализовываться цели налоговой политики государства.
       Предмет исследования в данной работе – особенности и методы реализации налоговой политики.
       При написании курсовой работы были поставлены следующие основные задачи:
       1) изучить значение и принципы  налоговой политики;
       2) изучить методы реализации налоговой политики государства;
       3) рассмотреть направления совершенствования  реализации налоговой политики.
       Методы  написания курсовой работы – сравнительный  и табличный.
       Методологической  базой послужили труды отечественных  авторов, а также периодические  печати, посвященные налоговой политике и процессу переложения налогов при ее реализации.
       Материалы данной работы могут быть использованы для дальнейших научных разработок в области функционирования налоговой  политики. 
 
 
 
 

       1 Значение и принципы  налоговой политики

 
       1.1 Сущность налоговой политики 

       Одним из основных инструментов государственного регулирования экономических процессов  является налоговая политика, которая  представляет собой систему целенаправленных действий государства в области  налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий. Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования.
       Содержание  и цели налоговой политики обусловлены  объективными и субъективными факторами, политическим строем, задачами, стоящими перед государством.
       В силу указанного представляется первостепенным сформировать концепцию налоговой  политики с позиции экономической  детерминированности, т.е. равновесия финансовых интересов государства  и хозяйствующих субъектов. Отношения  собственности на средства производства и предметы потребления, обусловливая распределение ресурсов между хозяйствующими субъектами и ограничивая тем самым их производственное и личное потребление, являются причиной возникновения противоречия между ограниченными размерами объекта собственности и изменчивым процессом налогообложения. Социально-экономический смысл налога – смена формы собственности на финансовые ресурсы налогоплательщиков в государственную бюджетную сферу.
       Сложившиеся в государстве налоговые отношения  отражаются в налоговой политике, задача которой состоит в обеспечении финансовыми ресурсами функционирования самого государства, создании благоприятных условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения уровня жизни населения. Налоговая политика определяет роль налогов в обществе, которая может быть позитивна или негативна по отношению к субъектам хозяйствования. Для государства рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования – отрицательным. Проблема состоит в определении границ изъятия, в оптимальном сочетании функций налогов, их влияние на состояние экономической, социальной и политической системы в обществе./2/
       Центральный вопрос налоговой политики – это  необходимость научного обоснования  предела налоговых изъятий, т.е. величины ставки налогов, не угнетающей производителей и воспроизводство рабочей силы. Вопрос о пределах налогообложения включает два вектора. Первый связан с размером индивидуального налогообложения, т.е. размером налога, возлагаемого на конкретного плательщика. Второй – с размером налогового бремени на макроуровне, т.е. какая доля созданного ВВП должна перейти к государству.
       Выделяют  следующие цели налоговой политики:
       - фискальная – основная, которая  выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
       - экономическая – целенаправленное  воздействие на экономику через  налогообложение для регулирования  спроса и предложения, проведения  структурных изменений общественного воспроизводства;
       - социальная – сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения  путем перераспределения национального  дохода и валового внутреннего  продукта;
       - стимулирующая – предполагает  активизацию инвестиционной и  инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
       - экологическая – охрана окружающей  среды и рациональное природопользование  за счет введения экологических  налогов и штрафных санкций;
       - контрольная – используется государством для принятия решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
       - международная – введение налогов  в соответствии с требованиями  международных соглашений для  укрепления экономических связей с другими странами./3/
       Методы  осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые  стремится достичь государство. В современной практике широкое  распространение получили такие  методы, как изменение налоговой  нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот и др.
       Субъект управления – государство.
       Объект  управления – налогообложение.
       Содержание  налоговой политики многогранно  и включает в себя:
       - выработку научно обоснованной концепции развития налоговой системы;
       - определение основных направлений  и принципов налогообложения;
       - разработку мер, направленных  на достижение поставленных целей  в области социально-экономического  развития общества, увеличения доходной  части бюджета и т.д.
       В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач налоговая  политика подразделяется на налоговую  стратегию и налоговую тактику. Налоговая стратегия предусматривает решение крупномасштабных задач, связанных с разработкой концепции развития налоговой системы страны.
       Налоговая тактика предусматривает решение  задач конкретного периода путем  своевременного изменения налоговой  системы.
       Стратегические  направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной власти государства.
       Можно выделить следующие стратегические направления налоговой политики:
       - построение стабильной налоговой  системы;
       - облегчение налогового бремени  товаропроизводителей;
       - сокращение налоговых льгот;
       - развитие налогового федерализма.
       В зависимости от масштаба и сферы  влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внешняя  налоговая политика направлена на избежание  двойного налогообложения, сближение  налоговых систем различных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций. Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.
       Существует  три типа налоговой политики:
       1) политика максимальных налогов;
       2) политика разумных налогов;
       3) политика высоких налогов с  одновременно высоким уровнем  социальных гарантий.
       В первом случае государство устанавливает  высокие ставки налогов, сокращает  налоговые льготы, преследуя только фискальную цель. Такая политика проводится государством в определенные моменты развития. Подобная политика была в Российской Федерации в 1992 г. Вместе с тем предпосылок для ее проведения не существовало, в силу чего она привела к негативным последствиям.
       Во  втором случае государство учитывает  не только фискальные интересы, но и создает максимально благоприятные условия для развития экономики и предпринимательской деятельности. Данная политика приводит к сокращению налоговых поступлений в бюджет и, следовательно, к свертыванию социальных программ.
       Третий  тип налоговой политики представляет собой нечто среднее между второй и первой. Ее суть в установлении высокого налогообложения и значительного числа государственных программ.
       Для осуществления налоговой политики государство использует всю совокупность элементов налогового механизма./4/ 

       1.2 Принципы налоговой  политики 

       Для выработки эффективной налоговой  политики необходимо сформулировать ее принципы  как основные, исходные положения, которыми необходимо руководствоваться  субъектам данной политики./5/
       К общенаучным, фундаментальным принципам отнесем положения, обусловленные диалектическим методом познания (отражения явлений в динамике, взаимосвязи и взаимозависимости).
       В качестве методологических принципов  налоговой политики примем те, которые  органически следуют из принципов налогообложения.
       Группа  общенаучных принципов включает:
       1 Эволюционность налоговой политики: учет и анализ теоретического  опыта развития налоговых систем  в России и за рубежом, нацеленность  на будущее социально-экономическое  развитие страны, региона, муниципального образования, взвешенной последовательности предпринимаемых шагов по совершенствованию и реформированию налоговой системы.
       2 Теоретическая и методологическая  основательность, научное обоснование  видов и соотношения налогов,  форм их изъятия для достижения нормального развития предприятий (организаций) и воспроизводства рабочей силы.
       Данный  принцип требует увязки принципов  налоговой политики и налогообложения, разработки методологии формирования и оценки результатов реализации политики, ее мониторинга и анализа с позиций достижения эффективности налоговой системы.
       В свою очередь методология должна базироваться на использовании современных  методов и средств, апробированных отечественной и мировой  практикой, отвечающих потребностям перераспределения средств в условиях рыночных отношений и базирующихся на передовых информационных технологиях.
       3  Соответствие социально-экономической  политике государства, субъектов  РФ, муниципальных образований, определяющей  финансовую, экономическую и социальную цели налоговой политики.
       4 Гибкость, быстрая реакция на  изменения экономической и политической  конъюнктуры, смену социальных  приоритетов.
       К группе методологических принципов  отнесем:
       1 Равенство и справедливость. Этот  принцип обусловлен соответствующим  основополагающим положением налогообложения, согласно которому распределение налогового бремени должно быть равным и каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в казну государства, субъектов РФ и муниципальных образований.
       2 Эффективность. Данный принцип определяется сущностью политики как системы мер по достижению эффективности налоговой системы и исходит из экономических принципов налогообложения – эффективности и соразмерности налогов./6/
       Налоговая политика должна способствовать экономическому росту, активности граждан и организаций, с одной стороны, максимальной эффективности каждого налога, с другой. Реализация принципа должна быть направлена на достижение соразмерности налогов, экономической сбалансированности интересов налогоплательщиков и субъектов налоговой политики. Необходимо учитывать экономические последствия и для бюджета, и для развития национальной экономики, и для хозяйственной деятельности налогоплательщиков./5/
       3 Системность. Направления налоговой  политики должны быть взаимоувязаны и взаимообусловлены, подчинены единым целям.
       Принцип базируется на таком принципе налогообложения, как множественность налогов, предполагающая наличие не одного, а совокупности дифференцированных налогов, разумное сочетание в рамках налоговых  системы прямых и косвенных налогов, федеральных, субфедеральных и местных налогов.
       Базовыми  для принципа системности выступают  следующие организационные принципы налогообложения:
       - универсализация налогов вне  зависимости от форм собственности,  субъекта налогообложения, его отраслей принадлежности, источника или места образования дохода или объекта обложения;
       - удобство и время взимания  налогов;
       - определенности налоговой системы;
       - одновременности обложения.
       4 Единство федеральной, региональной  и муниципальной налоговой политики. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, составной частью которой выступает налоговая политика, а также из единства экономического пространства и налоговой системы.
       Региональная  налоговая политика должна разрабатываться  в рамках и общенациональной, а муниципальная – учитывать цели и направления региональной политики.
       5 Гласность. Налоговая политика  любого уровня должна быть  прозрачна, а ее основные направления  доведены до всех заинтересованных  лиц. Налоговые законы и нормативные акты должны быть опубликованы и при необходимости разъяснены.
       6 Юридическая обоснованность. Данное  положение базируется на юридических  принципах налогообложения и  обеспечивает детальную структурированность  и целостность налоговой системы  и политики, централизацию управления налогами со стороны государства на основе налогового законодательства.
       На  рисунке (Приложение А) представлена система  принципов налоговой политики в  их увязке с принципами налогообложения  в части методологических принципов.
       Следует отметить, что в отличие от принципов налогообложения, формировавшихся на протяжении столетий как теоретические, научные, фундаментальные основы теории налогообложения и вследствие этого мало подверженных изменениям, принципы налоговой политики более динамичны, т.к. на них оказывают влияние приоритеты целей налоговой политики, определяемые экономическими возможностями государства, состоянием финансовой системы и направлениями национальной социальной политики на определенный отрезок времени./5/
       Еще раз необходимо подчеркнуть, что принципы налогообложения первичны, политики – вторичны и в части методологических принципов производны от первых.
       Среди общенаучных принципов акцентируем  внимание на принципе теоретической  и методологической основательности  налоговой политики, поскольку нередко политика рассматривается как конкретная практическая деятельность определенных органов власти, что приводит к ее субъективности и несостоятельности вследствие отсутствия опоры на фундаментальные положения финансовой науки, апробированные и доказанные огромным историческим опытом развития налоговой системы как за рубежом, так и в России.
       В зависимости от того, какие принципы и в каком объеме закладываются  в основу политики, функции налогов  как регулятора бюджетных доходов, структуры и динамики экономики, социальных отношений в стране могут выражаться в разной степени./6/ 

       1.3 Налоги в системе  государственного  регулирования экономики 

       Макроэкономическая  политика современного государства, как  правило, основывается на базовой экономической теории. Развитие экономической системы приводит к постоянной смене экономических концепций, лежащих в основе экономической политики государства.
       До 30-х годов 20 в. концепция о стихийно и автоматически поддерживаемом рыночном равновесии в условиях совершенной конкуренции, при полной занятости производственных ресурсов и ограниченной роли государства в хозяйственной жизни, была доминирующей в экономической литературе.
       Однако  в начале 20 в. взрывной характер развития техники и технологии, разрушительные экономические кризисы перепроизводства и потрясения в банковской системе, ярко выраженная тенденция к монополизации, изменили рыночный механизм. В этих условиях он оказался недостаточным для поддержания экономической системы в равновесном состоянии, и государство вынуждено было брать на себя функцию регулирования многими экономическими процессами. Период Великой депрессии, падение производства, массовая безработица послужили основанием для разработки нового теоретического подхода. Для этого подхода характерны энергичные методы государственного вмешательства в хозяйственные процессы посредством целого ряда методов, в том числе комплекса мероприятий в налоговой и денежно-кредитной сферах. Выделим два альтернативных направления использования налогов в государственном регулировании: 1) кейнсианское;
                      2) неоклассическое./7/
       Дж. Кейнс явился основоположником теории и практики государственного регулирования  экономики, одним из инструментов которой  являлись налоги. Кейнсианская модель государственного регулирования главное значение придает «эффективному спросу» населения, в недостатке которого автор видит основную причину кризисных явлений в экономике. Государство должно восполнить недостающий спрос за счет увеличения своих расходов, налогов, стимулирования инвестиций и производства. Именно государство, считал Кейнс, в экстремальные периоды должно выбирать приоритетные направления развития экономики и проводить соответствующее финансирование за счет своих доходов. Образовавшийся при этом дефицит государственного бюджета покрывается государственными займами, а выплаты процентов по этим займам проводятся за счет налогов. Варьируя разницей между доходами и расходами бюджета в зависимости от конкретных экономических условий, государство может влиять на изменение основных макроэкономических пропорций. В данной системе налоги становятся не только средством балансирования бюджета, но и инструментом регулирования потребления и инвестиций. Кейнс писал, что серьезное изменение в налоговой политике может вызвать известные перемены склонности к потреблению. Налоги, полагал Кейнс, являются средством стабилизации экономики. Отводя государству ведущую роль, Кейнс обосновал тезис о возможности изменения налоговых ставок в зависимости от фазы цикла или темпов роста экономики.
       Кейнсианский  подход к макроэкономическому регулированию  нашел отражение в официальных  программах экономической политики ряда стран.
       Экономическая реальность 70-80-х гг. 20 в., связанная  с обострением инфляционных процессов, снижением темпов экономического роста, повышением уровня безработицы и бюджетным дефицитом, изменила приоритеты экономического развития. Доктрина Кейнса перестала соответствовать новым условиям. Кейсианское направление в макротеории уступило место неоклассическим концепциям, базирующимся на знаменитом принципе свободы и тезисе о внутренней устойчивости рынка, а следовательно, отрицании активной государственной политики. В неоклассическом направлении широкое распространение получили две концепции: монетаризм и теория экономики предложения./8/
       В отличие от Кейнса, яркий представитель  монетаристской теории М.Фридман решительно выступал против расширения экономических  функций государства. Поставив под  сомнение кейсианский механизм бюджетного финансирования, где изменения налоговых  ставок и расходов бюджета обеспечивают многократный прирост национального дохода, монетаристы отводят налогам незначительную роль в стабилизации экономики.
       В их теории налоги, наряду с другими  механизмами, воздействуют лишь на денежное обращение, изымая излишнее количество денег. Золотое правило монетаризма предполагает стабильность элементов бюджета, в том числе налоговых ставок. Последние не должны корректироваться в ответ на циклические изменения хозяйственной активности. Этот подход отвергает кейнсианские рецепты точной настройки экономики, сокращает возможность государства воздействовать на экономическую среду.
       Изменение ставок налогов на поведение индивидов  определяется соотношением двух эффектов: эффекта доходов и эффекта  замещения. Изъятие большой доли доходов ведет к тому, что люди предпочитают уменьшать продолжительность и интенсивность труда, и труд заменяется досугом. Это относится не только к наемному труду, но и к деятельности предпринимателей. В то же время налог, частично обесценивая доход, вынуждает индивида изменять объем и структуру потребления. Поэтому при разработке налогообложения необходимо учитывать как эффект дохода, так и эффект замещения, которые способны оказывать дестимулирующее воздействие на функционирование экономики. Необходимым условием устранения этого воздействия, по Лафферу, является снижение налоговых ставок. Теория Лаффера обосновала положение о том, что более низкие налоговые могут не изменить или даже увеличить налоговые поступления. Налоговые поступления, согласно Лафферу, являются продуктом одновременно и налоговой ставки, и налоговой базы. По мере того, как налоговая ставка возрастает, база сокращается. Эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления, следовательно зависят от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке.
       Лаффер  считал, что сокращение налогов, понижение  предельных норм обложения может  иметь стимулирующий эффект на экономику, налоговую базу: - налоговая база будет расти вследствие расширения объема производства;
       - часть экономических субъектов выходит их так называемой подпольной экономики в легальную;
       - активизируется рациональное использование производственных возможностей.
       Эти три эффекта, взятые вместе, указывал Лаффер, демонстрируют простую логику того, как сокращение отдельных налоговых ставок может в действительности увеличить налоговые поступления. Зависимость между налоговой системой и налоговыми поступлениями представлена кривой Лаффера (Приложение Б)./9/
       На  основе анализа статистических данных были выведены оптимальные предельные ставки. Авторы налоговой реформы в США И.Брэдли и Р.Гефард установили предельную ставку для корпораций – 30-35%, М.Фридмен понижал ее до 25%, а М.Эванс предлагал еще более низкие ставки, которые позволят затормозить и инфляционные процессы.
       Очевидно, что при таком подходе уровень налоговых ставок является главным решением всех проблем смешанной экономики, основным регулятором хозяйственной жизни./8/ 
 

       2 Процесс реализации налоговой политики государства 

       2.1 Инструменты реализации  налоговой политики 

       Развитие  рыночных отношений ставит перед  российской экономикой более сложные, чем ранее, задачи, решение которых  возможно только на базе знания стадий, видов, форм и направлений налоговой  политики. Точная, научно обоснованная классификация дает возможность найти в объекте исследования определенные общие признаки и путем их объединения в отдельные группы позволяет достичь единого подхода в определении принципов, задач и целей налоговой политики.
       Основами  налоговой политики являются:
       1) научно обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с закономерностями общественного развития и выводами экономической и финансовой наук;
       2) учет специфики конкретных исторических  внешних и внутренних условий,  географического положения, реальных  экономических возможностей государства;
       3) изучение генезиса налоговой  политики, мирового опыта, выявление  прогрессивных тенденций, применимых  на соответствующем историческом  этапе развития экономической  стратегии конкретной страны;
       4) учет многоотраслевой структуры  и многоуровнего характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики;
       5) использование многовариантных  расчетов при выработке концепции  налоговой политики и предвидение  возможных положительных и отрицательных  последствий наложения соответствующих  налоговых сценариев на конкретную экономическую ситуацию в стране на основе широкого применения различных экономико-математических методов./9/
       Документальное  оформление налоговой политики происходит, прежде всего в: - программах социально-экономического развития страны и отдельных регионов на долгосрочную и краткосрочную перспективу;
       - бюджетных посланиях Президента  РФ, губернаторов и мэров соответствующих  регионов и округов;
       - законах о бюджетах на федеральном,  региональном и местном уровнях;
       - различных законодательно-нормативных актах по налоговым вопросам.
       Кроме того, отдельные положения налоговой  политики закрепляются в многосторонних и двусторонних международных договорах, соглашениях об устранении двойного налогообложения и других актах.
       Необходимо  отметить, что специфика налоговой политики определяется рядом факторов. Можно выделить три основные группы факторов, предопределяющих условия формирования и реализации налоговой политики:
       - временные, изменяющие приоритеты  целей и задач и их ценность;
       - ресурсные, определяющие возможности для проведения налоговой политики, а также ограничения при ее осуществлении;
       - человеческие, которые влияют на  принятие решений в условиях  ограниченности ресурсов в различных  исторических условиях с учетом  различных рисков./10/
       Налоговая политика формируется и реализуется  под постоянным воздействием внешней  среды, которая оказывает влияние  через следующие свои сегменты:
       - общеэкономическую среду (положение  страны на различных международных  рынках, отраслевая и региональная  структура экономики, условия конкуренции, инфляционные процессы);
       - финансово-кредитную среду (бюджетный  федерализм и структура доходов  бюджета, уровень развития рынка  ценных бумаг, страхового рынка,  банковской системы);
       - научно-техническую среду (уровень  развития техники и технологии, уровень научных разработок, компьютеризация);
       - инвестиционный климат (государственная  поддержка инвестиционной деятельности  и стимулирование инвестиционных  процессов различными методами)./9/
       Выделяют  две стадии налоговой политики:
       1) Формирование налоговой политики;
       2) Реализация налоговой политики.
       На  стадии формирования налоговой политики:
       - формулируются цели и задачи  налоговой политики в рамках  общей экономической стратегии  страны в целом или отдельного  региона;
       -    разрабатывается налоговое законодательство;
       - определяется налоговая составляющая  бюджетного процесса государства;
       - фиксируются основные моменты  институциональных аспектов налоговой  политики.
       В результате формирования налоговой  политики определяются налоговая система страны или соответствующего региона и механизмы управления ею.
       На  стадии реализации налоговой политики:
       - обеспечивается поступление налогов  и сборов на всех уровнях  бюджетной системы;
       - апробируется и совершенствуется  налоговое законодательство;
       - модернизируются налоговые органы;
       - развивается кадровая составляющая  налоговой политики;
       - в конечном итоге обосновывается  необходимость внесения изменений  в действующую налоговую политику  или разработки новой налоговой  политики. В ходе реализации налоговой политики корректируется налоговая система страны или региона, совершенствуются механизмы управления ею.
       Необходимо  отметить, что формирование и реализация налоговой политики тесно взаимосвязаны  и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии государства.
       К инструментам по реализации налоговой  политики можно отнести: изменение  элементов налогообложения (введение или отмена налоговых льгот и  преференций, введение дифференцированной системы налоговых ставок и т.п.); замену одних способов или форм налогообложения другими; изменение сферы распространения тех или иных налогов; изменение прав и обязанностей различных участников налоговых отношений; изменение элементов налогового администрирования.
       Алгоритм  деятельности, связанной с организацией налоговой политики, можно представить  в виде следующих блоков.
       1) анализ текущего состояния налогового  потенциала страны или региона  и возможных перспектив его  развития.
       2) составление планов, т.е. принятие  решений о будущих социально-экономических целях государства и способах их достижения, в том числе налоговыми методами.
       3) осуществление плановых решений.  Результатом этой деятельности  являются экономические показатели: повышение благосостояния, увеличение  инвестиционной активности, улучшение собираемости налогов, снижение уровня налоговых изъятий и т.д.
       4) сравнение реальных результатов  с плановыми показателями, а также  создание предпосылок для корректировки  действий государства в нужном  направлении.
       5) контроль является последним блоком налоговой политики, и именно он позволяет оценить эффективность планового процесса в стране.
       На  основе системы перечисленных мероприятий, по налоговой политике осуществляется организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей./11/
       Налоговая политика состоит из таких этапов, как:
       - определение и постановка главных  ее целей, конкретизация перспективных  и ближайших задач но определенном историческом этапе развития государства;
       - поиск необходимой величины соответствующих  ресурсов;
       - обеспечение оптимальных путей  достижения выбранных целей и  решения поставленных задач, разработка  конкретных форм, методов и средств  организации налоговых отношений на кратко- и долгосрочную перспективу;
       - подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные  задачи, организовывать их практическое  выполнение;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.