На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система пенсионного обеспечения в РФ и её влияние на экономику

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Норильский  Индустриальный Институт»
Кафедра бухгалтерского учёта  и финансов 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине: «Финансовый менеджмент»
на тему: «Система пенсионного обеспечения  в РФ и её влияние на экономику» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Лисович Е. М.
Проверил: Трифонов Е. В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Норильск 2011г.
Содержание 

Введение..……………………………………………………………………………..3
Глава 1: Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в  РФ…4
     1.1 Институты пенсионного обеспечения………………………………………..4
     1.2 Структура пенсионной системы………………………………………………6
     1.3 Государственное пенсионное обеспечение…………………………………8
     1.4 Формирование финансовых ресурсов  пенсионной системы………………11
     1.5 Негосударственное пенсионное  обеспечение………………………………14
     1.6 Инвестиционная политика НПФ……………………………………………..17
Глава 2: Реформа пенсионного  обеспечения в  РФ……………………………..20
     2.1 Становление системы пенсионного  обеспечения в РФ……………………20
     2.2 Предпосылки пенсионной реформы…………………………………………23
     2.3 Пути проведения пенсионной  реформы…………………………………….25
     2.4 Проведение пенсионной реформы…………………………………………..27
Глава 3: Пенсионные фонды  в РФ………………………………………………29
     3.1 Анализ деятельности пенсионного  фонда РФ на основе бюджета 
на 2002год…………………………………………………………………………….29
     3.2 Анализ деятельности НПФ……………………………………………………31
     3.3 Перспективы развития НПФ………………………………………………….33
Заключение……………………………………………………………………………35
Список  используемой литературы………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В любом социально  ориентированном государстве, забота о  незащищённых слоях населения  является неотъемлемым элементом государственной  политики. Статья 7 Конституции провозглашает  Российскую Федерацию, как «социальное  государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека». Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным  причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или  эта возможность существенно  ограничена. Поэтому одна из задач  государства – создание эффективного механизма, позволяющего этой категории  населения реализовать своё Конституционное  Право на достойную старость. Такой  механизм - Пенсионная система –  это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсионного  пособия. Следует также отметить, что материальная поддержка требуется  не только пожилым людям, но и гражданам, лишившимся источников дохода вследствие инвалидности, потери кормильца и  т.п. Оказание им материальной помощи –  ещё одна функция  Пенсионной системы.

     Пенсионная  система – это сложнейший механизм, любой сбой в котором мгновенно  отражается на социальной, политической, а значит и на экономической обстановке в стране. С другой стороны любые  экономические, социальные и политические изменения также оказывают влияние  на Пенсионную систему. Учитывая то, что  уровень пенсионного обеспечения  в значительной мере порождает образ  жизни пожилых людей, их участие  в экономической деятельности, необходимо осознавать ответственность за принимаемые  решения и максимально учитывать все последствия преобразований в этой сфере.

       Целью моей работы является  анализ пенсионной системы России, выделение основных проблем и перспектив развития. В первой главе дается представление об институтах пенсионного обеспечения, существующих в мире, а также характеристика структуры пенсионной системы России на данном этапе развития. Вторая глава посвящена реформе пенсионной системы России: становлению, проведению, перспективам. Анализ деятельности пенсионных фондов и использования средств пенсионной системы проводится в третьей главе.

Глава 1. Понятие о пенсионной системе и пенсионном обеспечении в РФ

      Институты пенсионного обеспечения

     Мировая практика выработала три базовых института пенсионного обеспечения:

     Первый, это институт социальной помощи. Данная форма защиты престарелых была единственной в советские времена. Пенсионное обеспечение в этой системе осуществляется в рамках единого государственного бюджета. Централизованно планируется формирование фонда социального обеспечения (помощи), куда входит и статья расходов на выплату пенсий. Для финансирования фонда социального обеспечения (помощи) устанавливается тариф в виде процента от выплачиваемой в народном хозяйстве заработной платы. Размер тарифа устанавливается государством, однако, ни одно, даже самое благополучное государство не в состоянии решить проблему пенсионного обеспечения граждан лишь за счёт бюджетных средств. Мировой опыт показал, что в рамках института социальной помощи следует осуществлять выплаты лишь наиболее уязвимым категориям граждан, которые не способны самостоятельно заработать себе на пенсию.

     Вторым, и самой перспективной на сегодняшний день системой пенсионного обеспечения является институт пенсионного страхования (накопительная система). Суть денной системы заключается в следующем. Граждане уплачивают в течение активной трудовой деятельности страховые взносы, взносы аккумулируются и капитализируются на их личных пенсионных счетах, а при наступлении страхового события (выхода на пенсию) граждане получают пенсии из созданного ими "личного пенсионного фонда". Соответственно, чем больше средств на счету — тем больше пенсия. Государство при этом несет ответственность за сохранность средств граждан, регулирует деятельность пенсионных фондов и страховых компании, а также гарантирует минимальную пенсию тем, кто не накопил достаточно средств на своем счету. Минимальные пенсии выплачиваются за счет бюджетных средств и/или отчислений работодателей. Именно данная пенсионная система, как считают большинство специалистов в мире, наиболее полно соответствует принципам социального страхования — самоответственности, солидарности и субсидиарности. Трудовое население несет ответственность за собственное материальное благополучие, солидарно с государством помогая самым необеспеченным слоям. Следует отметить, что речь идет лишь о трудовых пенсиях. Что касается социальных выплат инвалидам (в том числе детства), многодетным, одиноким матерям и так далее, то выплаты им должно производить государство в рамках института социальной помощи. При этой системе полностью соблюдается принцип эквивалентности страховых взносов и выплат. Наконец, именно эта система наилучшим образом повышает ответственность людей за собственное материальное благополучие.
 

      Структура пенсионной системы  в РФ
     Пенсионная  система в Российской Федерации  как совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных  институтов и норм, имеющих целью  предоставление гражданам материального  обеспечения в виде пенсионного  пособия [14, с.66], состоит из следующих частей:
    Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, обеспечивающая за счёт сумм единого социального налога предоставление базовой части трудовых пенсий, фиксированной части пенсий по инвалидности и иждивенцам умершего кормильца, а за счёт ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на федеральной государственной службе или привлечённых к исполнению государственных обязанностей.
    Обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление накопленной части трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также, страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.
    Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц либо средств субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
    Социальные пенсии назначаются постоянно проживающим на территории Российской Федерации лицам, страховой стаж которых составляет менее 5 лет, по достижении 65 лет мужчинам и 60 лет женщинам в размере, равном базовой части трудовой пенсии, и в других, установленных законодательством случаях.
    Пенсии лицам, находившимся на государственной службе или привлеченным к исполнению государственных обязанностей (военнослужащие, государственные служащие, депутаты, судьи, прокуроры, лица, пострадавшие при ликвидации техногенных катастроф, и др., а также члены их семей), регулируются специальными федеральными законами с учётом имеющейся продолжительности выслуги лет и денежного содержания (довольствия) либо в размере возмещения причиненного ущерба.
  Наемные и самозанятые работники, охватываемые государственной системой обязательного пенсионного страхования, при достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 для женщин и наличии не менее 5 лет страхового стажа имеют право на трудовую пенсию, состоящую из двух частей: базовой и накопленной.
    Базовая часть трудовой пенсии устанавливается в фиксированном размере, не зависящем от продолжительности страхового стажа и величины заработка, определяемом федеральным законом.
    Накопленная часть трудовой пенсии исчисляется из пенсионного капитала, который составляют накопленные суммы взносов, отражаемые на индивидуальных счетах застрахованных лиц, и периода выплаты пенсии (срока дожития), по следующей пенсионной формуле:
П = ПК / Т,   где  П – размер накопленной  части пенсии;
                        ПК – пенсионный  капитал; 
                         Т – период  выплаты пенсии (в  месяцах).   
 
     
    Пенсия  по случаю потери кормильца состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от того, является ли получатель пенсии обычным иждивенцем (членом семьи умершего кормильца) или круглым сиротой.
     Пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца, может при достижении пенсионного возраста перейти на пенсию по старости, устанавливаемую по общим правилам.
    Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания состоит из двух частей: фиксированной части, устанавливаемой всем получателям на уровне базовой части трудовой пенсии, и страховой части, устанавливаемой в зависимости от степени утраты трудоспособности (группы инвалидности), выплачиваемой за счет средств обязательного пенсионного страхования. При этом выплата страховой части пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания осуществляется за счет части пенсионного капитала застрахованного лица.
 
 
 
 


      Государственное пенсионное обеспечение
 
    Первый  шаг в организации новой для  России, но успешно действующей в  развитых странах пенсионной системы, а также в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения был сделан в 1991 году с созданием Пенсионного фонда  РФ (ПФРФ). Он является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, выполняющим  отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество фонда  являются государственной собственностью. Денежные средства  ПФРФ не входят в  состав бюджетов, других фондов и изъятию  не подлежат. Это дает возможность  правительству, парламенту и всему  обществу видеть, сколько собирается взносов обязательного пенсионного  страхования, и как они расходуются, а также является залогом того, что эти средства тратятся на пенсии и пособия строго в соответствии с законом [13, с.168]. Кроме того, временно свободные средства Пенсионного фонда могут капитализироваться и доходы направляться на создание ресурсов при ухудшении экономической и демографической ситуаций. Бюджет фонда и отчёт об его исполнении утверждаются федеральным законом.
      Пенсионное обеспечение остается  в числе главных социальных  гарантий граждан России, а пенсионная  система РФ представляет собой  многозвенный комплекс государственных  органов социальной защиты, ответственных  за назначение и выплату пенсий  и органов Пенсионного фонда  России.
    Деятельность  фонда регулируется «Положением  о Пенсионном фонде РФ» от 1991 года с изменениями от 1997 и 2001 годов, которое  даёт детальное описание его работы.
Согласно  «Положению…», главными задачами Пенсионного  фонда РФ являются:
    • выплаты в соответствии с действующим  на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий в виде трудовых, военных и социальных пособий, а также пенсий по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
    • пособий по уходу за ребенком в  возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат;
    • организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации [7, с.69].
    Общее руководство Пенсионного фонда  осуществляется правлением, оперативное управление - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах - уполномоченные отделения.
    В силу сложившихся объективных причин развития и размещения производства, природно-климатических условий  концентрация пенсионеров различна: от 15 до 20 % к трудоспособному населению  на Севере, до 50 - 60 % в центральных  и южных районах России. В связи  с этим Пенсионный фонд осуществляет перераспределение финансовых ресурсов между регионами[13, c.174].
    Доставкой пенсий занимаются органы федеральной  почтовой связи Минсвязи России, отделениями  Сбербанка России и другими банковскими  учреждениями, а также доставочными организациями.
     Для обеспечения проведения реформирования пенсионной системы возникла необходимость  создания единой пополняемой базы обо  всех пенсионерах и плательщиках пенсионных взносов. Такая система  была создана в соответствии с  законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" от 1 апреля 1996 г. В соответствии с этим законом  был откорректирован порядок  назначения и перерасчета пенсий на основе индивидуальных лицевых счетов и в июне 1997 г. при Пенсионном фонде  был создан Информационный центр  персонифицированного учета.
    Введение  персонифицированного учёта в системе  государственного пенсионного страхования  было обусловлено следующими факторами:
    Созданием условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
    обеспечением достоверных сведений о стаже, заработке, определяющих размер пенсий при её назначении;
    созданием информационной базы для реализации и совершенствования законодательства;
    развитием заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов;
    созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;
    упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованными лицами.
    На  каждое застрахованное лицо ПФ РФ открывает  индивидуальный лицевой счёт. Для  внедрения условно-накопительных и именных накопительных элементов, в лицевой включается информация о: сумме страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах, и сумме, направленной на накопление; начисленном инвестиционный доходе, полученном от инвестирования взносов, направленных на накопление; страховых взносах, перечисленных через ПФ в профессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также сведения о начисленном инвестиционном доходе по этим накоплениям.
 

      Формирование  финансовых ресурсов пенсионной системы
 
     Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются:
    страховые взносы работодателей в виде отчислений от социального налога;
    ассигнования из федерального бюджета ( в том числе на выплату государственных пенсий);
    средства, возмещаемые из бюджета в связи с назначением досрочной пенсии безработным;
    средства, взыскиваемые с работодателей в результате применения регрессивных требований;
    доходы от капитализации временно свободных средств;
    беспроцентные ссуды, займы и кредиты;
    добровольные взносы юридических и физических лиц;
    другие поступления.[13, с.172]
     Главным источником доходов Пенсионного  фонда РФ является часть средств  единого социального налога, введённого в действие Налоговым кодексом РФ с 1 января 2001 года. Кодекс  определяет также объём средств, перечисляемых  Пенсионному фонду. За счёт отчислений от ЕСН формируется около 90% доходов  Пенсионного фонда. Второй по объёму поступлений статьёй доходов  Пенсионного фонда являются поступления  из федерального бюджета (10% поступлений). Из других статей дохода ПФ в последние  годы наиболее значительными являются средства, поступающие за счёт применения санкций к работодателям и  капитализация временно свободных  средств ( до 5%).  
   С 1 января 2002 года в связи с реформированием  пенсионной системы средства ЕСН  разбиты на 2 части:
    необходимые для финансирования выплаты базовой части трудовой пенсии (они зачисляются в Федеральный бюджет, а затем передаются Пенсионному фонду РФ);
    тариф страховых взносов в пенсионную систему, установленный федеральным законом на уровне, необходимом для финансирования накопленной части пенсии.
     Страховой взнос на обязательное пенсионное страхование - это отличный от налога, индивидуально возмездный обязательный платеж (сбор), имеющий персонально целевое назначение - обеспечение права гражданина (на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете).
     Некоторое сходство страхового взноса с налогом  обусловлено исключительно публично-правовым характером страхового взноса, а также установленной законом обязательностью его уплаты.
     Существенным  отличием страховых взносов от налогов  является также то, что непоступление  в Пенсионный фонд Российской Федерации  взносов за застрахованное лицо влечет за собой отсутствие обязательств пенсионной системы по выплате соответствующих сумм пенсии по обязательному пенсионному страхованию данному гражданину.
     Контроль  за поступлением единого социального налога (взноса) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и за поступлением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 1.01.2002 осуществляется органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
     За  счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, будет осуществляться финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии, а также фиксированной части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
     За  счет сумм страховых взносов в  Пенсионный фонд Российской Федерации  будет осуществляться финансирование выплаты накопленной части трудовой пенсии, а также страховой части пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца.
     Порядок финансирования пенсий, которые выплачиваются за счет средств федерального бюджета, не меняется и остается прежним.
     При этом, если при переходе на новую  пенсионную систему размер установленной пенсии (в том числе инвалидам и семьям, потерявшим кормильца) превысит величину базовой части трудовой пенсии, разница покрывается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
     Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации создан накопительный фонд, который призван обеспечить безусловное выполнение (гарантию) обязательств перед застрахованными лицами. Средства накопительного фонда могут также формироваться за счет части доходов от размещения временно свободных средств.
       Решение об инвестировании временно  свободных средств принимает  создаваемый при Правительстве  Российской Федерации Инвестиционный комитет, который в соответствии с законодательством определяет порядок размещения средств и структуру инвестиционного портфеля.
     Ежеквартально независимой аудиторской компанией, выбираемой на конкурсной основе в  порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, проводится аудит накопительного фонда.
     Надзор  за деятельностью по размещению и  расходованию денежных средств обязательного пенсионного страхования производится наблюдательным советом Пенсионного фонда Российской Федерации, созданным из представителей Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания и общественных организаций, обладающим широкими полномочиями по проверке активов пенсионной системы.
     Вышеуказанная схема позволит обеспечить максимальную прозрачность финансовых потоков в  системе обязательного пенсионного страхования и сохранность пенсионных средств для гарантирования выполнения обязательств по выплате пенсий.
 

      Негосударственное пенсионное обеспечение
     Организация обеспечения граждан в старости является одной из основных функций государства. При этом имеется в виду, что пенсионная система включает в себя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взносов и выплате пенсий, но и негосударственные формы организаций пенсионного обеспечения. Роль государства в этой части пенсионной системы состоит в осуществлении комплекса мер, направленных на повышение надежности и экономическом устойчивости таких организаций, поскольку невозможность исполнения ими принятых обязательств по пенсионному обеспечению в случае возникновения способна вызвать большую социальную напряженность.
     В зависимости от состава участников все НПФ условно делятся на:
 фонды закрытого типа (профессиональные пенсионные системы или производственные фонды), которые создаются только для участников, сгруппированных  по определённому принципу.
 фонды открытого типа не имеют ограничений  для состава участников. Их учредителями могут быть юридические и физические лица.
     Таким образом, одна из ключевых позиций в  деятельности пенсионной системы принадлежит  организациям – негосударственным  пенсионным фондам, являющимся специализированными  организациями социального Страхования. Негосударственные пенсионные фонды  появились в соответствии с указом Президента РФ от 16.09.92 года №1077 "О  негосударственных пенсионных фондах" и серии последующих постановлений  Кабинета Министров РФ. В настоящее  время правовой основой деятельности НПФ является ФЗ №   от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах" (с изменениями и дополнениями).
     Так что же такое Негосударственный  Пенсионный Фонд? НПФ – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное  пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров  о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками  фонда в пользу участников фонда. Структура негосударственного пенсионного  обеспечения в соответствии с  действующим законодательством  представлена на рисунке 1.1:
 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
 
 
     Рис.1.1 Система негосударственного пенсионного обеспечения  РФ.
 
     В соответствии с Законом «О Негосударственных  пенсионных фондах» основные звенья системы негосударственного пенсионного  обеспечения трактуются следующим  образом:
       Вкладчик  – юридическое или физическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и перечисляющее пенсионные взносы в пользу назначенных им участников. Вкладчики имеют право: требовать от фонда выполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объёме; представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников; обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством РФ; требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда или пенсионным договором.
       Пенсионный договор – соглашение между фондом и вкладчиком фонда в пользу участника фонда, в силу которого вкладчик обязуется перечислять пенсионные взносы в фонд в установленные сроки и в определённых размерах, а фонд обязуется при наступлении пенсионных оснований выплачивать участнику установленную пенсию.
       Участник  – физическое лицо, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства, которому в силу заключённого договора между вкладчиком и фондом должны производиться или производятся пенсии. Участник может быть вкладчиком в свою пользу.
       Управляющая компания – коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда на основании договора.
       Депозитарий – профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, которой признаётся оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учёту и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
       Независимый актуарий – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,  имеющие разрешения (лицензии) и осуществляющие актуарное оценивание принятых фондом обязательств перед вкладчиками и участниками, порядка формирования пенсионных резервов, аккумулирования пенсионных взносов и выплаты негосударственных пенсий и выкупных сумм, а также актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих.
     Каждое  звено в системе негосударственного пенсионного обеспечения выполняет  свои строго определенные функции. НПФ  выполняет следующие функции:
        разрабатывает   условия   негосударственного пенсионного  обеспечения участников и заключает  пенсионные договоры;
         аккумулирует пенсионные взносы;
         ведет пенсионные счета, информирует  вкладчиков и участников о  состоянии указанных счетов;
        заключает договоры с управляющим  (управляющими);
        формирует и размещает самостоятельно  или через управляющего (управляющих)  собственные средства, включая пенсионные резервы. Важно отметить, что на пенсионные резервы не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, управляющего и депозитария;
               ведет в  установленном порядке бухгалтерский учет и актуарные расчеты;
       производит выплаты негосударственных  пенсий;
       осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением средств в  фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
       предоставляет контролирующим органам  информацию о своей деятельности.
      Инвестиционная  политика НПФ
 
     Следует также подчеркнуть, что НПФ по своей природе имеют двойственный характер.
     Во-первых, они могут рассматриваться как  важный социальный институт, призванный решать задачи по улучшению материального  положения нетрудоспособных членов общества. НПФ предоставляют людям  возможность иметь более высокие  доходы в старости, чем тот минимум, которым их будет способно обеспечить государство.
     Во-вторых, НПФ выступают в роли специфических  институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения широких  слоёв населения для осуществления  долгосрочных инвестиций. Небольшой  размер минимальных пенсионных взносов  при длительном сроке пенсионных платежей позволяет привлекать сбережения лиц с невысокими доходами, а также  денежные ресурсы работодателей. Неликвидность  активов НПФ и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет  этим институтам направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой  надёжностью и длительным сроком реализации. Практически ни один из других финансовых институтов не имеет  конкурентных преимуществ перед  НПФ в данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, т. к. их деятельность ограничена более жёсткими требованиями ликвидности  активов.
     Инвестируемые ресурсы, аккумулируемые НПФ, теоретически могут образовываться за счёт собственного имущества фондов. А оно в соответствии с федеральным законодательством, подразделяется на имущество, предназначенное  для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) и пенсионные резервы. ИОУД  образуется за счёт совокупного вклада учредителей, целевых взносов вкладчиков, части дохода фонда от размещения пенсионных резервов, используемых для  покрытия издержек фонда в соответствии с правилами фонда, а также  благотворительных взносов. Пенсионные резервы представляют собой сумму  чистых обязательств фонда перед  его участниками, т.е. современную  стоимость отсроченных выплат. Наличие  временного лага между поступлением взносов и пенсионными выплатами  позволяет НПФ до завершения выплат использовать его для финансирования инвестиционных программ.
     В этой связи большое значение имеет  инвестиционная политика НПФ и управляющей  компании, которая понимается как  основные направления использования  накопленных фондами финансовых ресурсов для обеспечения ожидаемого дохода при соблюдении установленных государством инвестиционных ограничений. При этом компания обязуется осуществлять инвестирование аккумулированных НПФ средств в интересах участников фонда и в рамках требований определяемых Правительством РФ в виде ежегодно обновляемого постановления. Смысл этих правил исходит из природы и назначения средств НПФ и состоит в ряде ограничений, в идеале стремящихся достичь две цели: максимизация надёжности при минимальном риске. В соответствии с Правилами (утверждёнными постановлением Правительства РФ) активы фондов в определённых пропорциях могут быть размещены в:
    Ценные бумаги (облигации, акции, векселя, депозитные сертификаты) Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ;
    Банковские вклады (депозиты);
    Ценные бумаги других эмитентов;
    Недвижимое имущество;
    Валютные ценности;
    Денежные средства на расчётном счёте;
Запрещается инвестирование активов  по следующим направлениям:
    Предоставление займов и кредитов юридическим и физическим лицам;
    Вложения в интеллектуальную собственность;
    Осуществление торгово-посреднической, банковской и производственной деятельности;
    Заключение договоров купли-продажи кроме заключаемых по перечисленным выше объектам инвестирования;
    Оплата расходов по ведению дел фонда.

При размещении пенсионных резервов НПФ допускается  размещать:

      В векселя  не более 50% пенсионных резервов, и этот норматив представляется обоснованным с точки зрения соблюдения принципа надёжности, т.к. работа с данным видом  ценных бумаг достаточно рискованна;
      Если стоимость размещенных пенсионных резервов не превышает 1500000 рублей, процентные ограничения на размещение пенсионных резервов в федеральные государственные ценные бумаги и (или) банковские вклады (депозиты) банков, категория надёжности которых по методике информационного центра «Рейтинг», не накладываются. Т.е. фондам с небольшими по сумме пенсионными резервами даётся самостоятельность в решении вопросов размещения;
      При размещении пенсионных резервов в паи паевых инвестиционных фондов, правилами и инвестиционной декларацией которых предусмотрено выполнения правил и требований к составу и структуре и порядку размещения пенсионных резервов, заключаемого фондом и управляющим, процентные ограничения на стоимость пенсионных резервов, размещённых в паи этих паевых инвестиционных фондов, не накладываются. Т.е. расширяется количество направлений, по которым у фондов есть возможность производить размещение пенсионных резервов;
      В порядке согласования предложений по ведению особого порядка размещения пенсионных резервов с Инспекцией по НПФ при соблюдении норм пенсионного законодательства [22, с.71-72].
 

Глава 2. Реформа пенсионного обеспечения в РФ

      Становление системы пенсионного  обеспечения в  России
 
     На  протяжении последних десяти лет  пенсионная система РФ претерпела существенные изменения, связанные с введением  в действие принципов пенсионного  страхования. Создана единая система  регистрации застрахованных лиц, работающих по найму, и самозанятого населения, приведены к единой базе состав заработка (дохода), из которого исчисляется пенсия, и страховые взносы  в Пенсионный фонд Российской Федерации, отработаны механизмы достижения финансовой сбалансированности доходов и обязательств системы  государственного пенсионного обеспечения, реализован персонифицированный учёт сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного  страхования. И по сей день высказываются  сомнения: нужно ли было отказываться от ранее принятой модели пенсионного  обеспечения и начинать реформу? Ведь в последние года финансовое положение Пенсионного фонда  было достаточно стабильно. К концу 1999 года ПФР  удалось полностью  ликвидировать задолженности по выплате пенсий, выплатной график с той поры соблюдается повсеместно  и неукоснительно. С 2000 года пенсии индексировались регулярно каждый квартал.
     Судя  по этим показателям, пенсионная система, на первый взгляд, была стабильна и  не нуждалась ни в каких существенных изменениях. Однако это только на первый взгляд. На деле же, использовавшаяся до недавнего времени пенсионная модель была крайне несовершенна. Даже профессионалы-пенсионщики  и те не могли заранее рассчитать, с чем встретят старость.
     Пенсионное  законодательство не было кодифицировано, до конца 2001 года в Российской Федерации  действовали одновременно 2 пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих устанавливаемыми ими ограничениями  по учитываемой ими заработной плате  при назначении пенсии. Логика этих ограничений понятна – законодатель устанавливал достаточно высокий коэффициент  замещения утраченного при выходе на пенсию заработка, однако пенсионная система не имела достаточно источников доходов для выполнения всех возникающих  обязательств. И тогда законом  устанавливались ограничения, отсекавшие часть обязательств и ограничивающие пенсионные права, прежде всего, лиц, получавших более высокие взносы, с которых  выплачивались более высокие  взносы.
     Так, по закону от 20.11.1990 года №340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (введён в действие в 1992 году) гражданин в зависимости от своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75% среднего заработка, либо за последние 2 года перед выходом на пенсию, либо за любые 5 лет подряд из всей трудовой деятельности. Однако пенсия, исчисленная по этой формуле, не могла превышать трёх минимальных размеров пенсии (168 рублей 47 копеек на начало 2001 года).
     Повысить  пенсию по Закону от 20.11.1990 года до более  реального уровня оказалось возможно только указами Президента Российской Федерации, которыми вводились дополнительные компенсационные выплаты к пенсии.. В результате обычной стала ситуация, когда пенсионер получал пенсию в размере 468 рублей, из которых 168 рублей были им заработаны как пенсия, а 300 рублей доплачивались ему как  компенсация. Пенсия для этой категории  получателей, по своей сути, превратилась в социальное пособие, назначаемое  в связи с достижением пенсионного  возраста.
     Новый закон № 113-ФЗ, принятый в 1997 году и  вступивший в силу в феврале 1998 года, должен был преодолеть это противоречие и восстановить утраченную связь  между зарплатой и размером пенсии. Согласно нормам данного закона, за работником было сохранено право  на получение пенсии в размере  от 55 до 75% заработка в зависимости  от стажа. А вместо трёх минимальных  пенсий законодатель установил в  качестве ограничителя размер средней  заработной платы в стране, установленной  для исчисления пенсии, и его отношение  к зарплате пенсионера. Данное отношение  было первоначально установлено  в размере 0,7 (т.е. зарплата пенсионера при назначении пенсий учитывалась  в размере не свыше 0,7 от средней  заработной платы по стране). В дальнейшем же отношение зарплат поэтапно повышали. И уже с мая 2001 года максимальный заработок, с которого начисляется  пенсия, стал на 20% превышать величину средней зарплаты по стране, установленной  для расчёта пенсии (на конец 2001 года это в денежном выражении составляло 2005 рублей). А максимальный размер трудовой пенсии достиг 90% от средней зарплаты по стране для исчисления пенсий [30, с.46]. Положение с выплатой пенсий на конец 2001 года представлено на следующих графиках. Анализ графиков показывает, что, повышая отношения зарплат, можно обеспечивать более полный учёт заработка у тех, кто получал высокую зарплату, и за счёт этого рост средней пенсии. Но в этом случае без повышения остаются те, чей заработок уже в полном объёме учтён по нормам закона №113-ФЗ при назначении пенсии. А также те, кто получает пенсию по закону от 20.11.1990 года. Но и те, и другие, как правило, - малообеспеченная категория пенсионеров. И таких у нас 15-16 млн. человек из 38,5 млн. получателей государственных пенсий. Причём среди них несколько миллионов при наличии полного трудового стажа до марта 2001 года получали пенсию в размере 468 рублей. Ненормально было бы отвернуться  от проблем этой категории на том основании, что они не заработали право на большую пенсию. С пенсиёй, составляющёй 45% прожиточного уровня пенсионера, выжить невозможно. Поэтому с марта 2001 года Указом Президента РФ минимальный размер пенсионной выплаты был установлен на уровне 600 рублей (а с августа – 660 рублей). Получатели минимальных пенсий горячо его поддержали. Получатели средних по размеру пенсий справедливо считали, что повышение должно происходить с одинаковыми темпами для всех пенсионеров вне зависимости от того, как обстоят дела с минимальными пенсиями и насколько оптимально соотношение между максимальной и минимальной пенсиями. Наконец, получатели высоких зарплат, во многом неучтённых при назначении пенсии, настаивали на том, чтобы дополнительные доходы Пенсионного Фонда должны в первую очередь направляться на увеличение дифференциации пенсий, т.е. на повышение пенсий тем пенсионерам, чей заработок не был учтён в полном размере при назначении и перерасчёте пенсии. К сожалению, эти различия интересов разных групп пенсионеров на основе старой пенсионной модели преодолеть было невозможно.
     Не  устраивала эта модель ещё по одной  причине – она не создавала  у работающих заинтересованности в  уплате пенсионных взносов с полного  размера их зарплаты. В итоге, в 2000-2001 годах пенсионные взносы платились 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения  – были в тени, а взносы в Пенсионный Фонд, которые по закону должны были составлять 28% от ФОТ, на деле едва превышали 10% от него [30, с.46]. И заинтересованности в изменении этой ненормальной ситуации старая модель не создавала. Какой смысл работнику отказываться от теневых схем получения высокой зарплаты, если пенсионные права он зарабатывал не с полного её размера, а всего с 2000 из него!
 

      Предпосылки пенсионной реформы
 
     Противоречия  старой пенсионной системы свидетельствуют  о том, что она, несмотря на достаточно стабильное положение Пенсионного  Фонда в последние годы, находилась на грани кризиса, из которого её, основываясь  на косметических изменениях старого  пенсионного законодательства проводимого  на протяжении 90-х годов, нельзя было вывести. Осуществляемые преобразования подготовили необходимые предпосылки  для проведения дальнейших реформ, однако из-за влияния «внешних» к  пенсионной системе (в первую очередь, политических, экономических, демографических) факторов их позитивное влияние с  каждым годом всё более снижается.
Основные  экономические причины пенсионной реформы:
    устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательной способности пенсии;
    сужение дифференциации размеров пенсии, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранении жёстких ограничений на предельный размер (потолок) пенсии, при необходимости перманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.