На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ конкурентоспособности продукции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Введение 

     Понятие «конкуренция» составляет основу рыночной экономики, как главная движущая сила эволюции взаимоотношений субъектов, функционирующая в данной среде. Те, кто способны выдерживать конкурентную борьбу на отечественном и внешнем рынках являются наиболее успешными участниками такого соревнования
      Удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.
     Конкурентоспособность - универсальный показатель, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности. Все же по своей сути она остается понятием экономическим, и наиболее правильное ее применение именно к экономическим объектам.
     Отношения, возникающие в сфере экономики, подразделяются на три уровня:
    микроуровень (виды продукции, производства, предприятия);
    мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм);
    макроуровень (народно-хозяйственные комплексы, страны, объединения стран).
      Конкурентные характеристики и факторы, их определяющие, подразделяются на микроуровневые (отражают качество и цены продукции); мезоуровневые (обеспечивают улучшение показателей эффективности использования имеющихся производственных ресурсов отраслей) и макроуровневые (отражают общее состояние хозяйственных систем, их
сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим, тарифно-таможенную политику и т.п.).
     В данной курсовой работе будет рассмотрен анализ микроуровня.
     Традиционным  направлением анализа микро-конкурентоспособности являются расчеты и исследования конкурентоспособности товаров, услуг, а также предприятий, их производящих. С помощью соответствующей оценки можно установить, какой из видов продукции (услуг) предпочтительнее для потребителей.
           Цель экономического анализа конкурентоспособности  продукции заключается в исследовании реального и потенциального уровня конкурентоспособности продукции, выявлении факторов, которые оказали влияние на его изменение, оценку влияния на важнейшие показатели деятельности организации, поиск резервов повышения конкурентоспособности продукции.
     В I главе данной курсовой работы будут рассмотрены теоретические вопросы: Понятие конкурентоспособности продукции, товаров, услуг; факторы, определяющие конкурентоспособность продукции, товаров и услуг и методы оценки конкурентоспособности,  также сущность SWOT анализа.
     Во  II главе – анализ рынка ЖК телевизоров, а также расчет конкурентоспособности ЖК телевизоров.
      К основным задачам данной курсовой работы относятся:
    анализ текущего состояния рынка телевизоров и характеристики потребительских свойств телевизоров, представленных на российском рынке.  
    анализ конкурентоспособности передовых моделей ЖК телевизоров.
 
 
 
 
 
 
 
 
     Глава I. Теоретические и методологические основы конкурентоспособности продукции,  товаров и услуг 

   
      Понятие и сущность конкурентоспособности
 
     Конечная  цель любой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается  она или нет - зависит от конкурентоспособности  товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению  с аналогами - продукцией и услугами других фирм. Поддержание конкурентоспособности продукции на должном уровне осуществляется благодаря высокоорганизованной и методически обеспеченной аналитической и контрольной работы.
     Товары  должны не только обладать набором  технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и  т.д.).
     Каждый  покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет  его личные потребности, наиболее соответствует общественным потребностям по сравнению с другими. Следовательно, степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя. Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.
     Конкурентоспособность товара определяется только той совокупностью  свойств, которые представляют несомненный  интерес для определенной группы покупателей, и обеспечивает удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен - на внешнем, и наоборот.
     Конкурентоспособность  товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий.
     Некоторые компании индустриально развитых стран (Япония, США, Франция, ФРГ) позволяют  добиваться конкурентоспособности  товаров лишь на внутреннем рынке, будучи уверенными в возможности сбыта  своих товаров и на внешнем  рынке.
     Анализом конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка — предприятия-изготовители, предприятия сферы услуг, потребительские организации. В конечном счете оценка конкурентоспособности является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар, который в наибольшей степени удовлетворит его потребности при минимальных затратах.
     При конкурентоспособности товаров  и услуг принимаются во внимание условия поставки1, наличие и эффективность обслуживания при продаже товара и последующем его использовании. В разрезе хозяйствующих субъектов могут оцениваться как отдельные категории видов деятельности (конкурентоспособность маркетинговой деятельности, менеджмента и т. д.), так и составные элементы хозяйственного процесса (конкурентоспособность технологии производства, оборудования и т. д.).
     Предприятие, производящее неконкурентоспособную  продукцию, обречено на снижение выручки  от реализации, рост дебиторской задолженности, приводящие к хронической неплатежеспособности предприятия, а, следовательно, к угрозе банкротства. Платежеспособность предприятия находится в прямой зависимости от спроса на выпускаемую продукцию, определяемого ее конкурентными преимуществами и соответствием цен данным преимуществам.
     На  практике конкурентоспособность оценивают  чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом  на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец  выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие  в оценке, определяются на основе результатов  изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель  при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических  методов.
     Чтобы товар был приемлемым для покупателя, он должен обладать набором определенных характеристик. Существуют следующие основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:
     К группе технических  параметров, используемых при анализе конкурентоспособности, относятся:
    параметры назначения, качества (также с точки зрения потребителя), которые определяют технические свойства изделия, область применения и функции, которые оно выполняет.  По данным параметрам можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данного изделия в конкретных условиях потребления. Параметры назначения подразделяются на классификационные, технической эффективности и конструктивные;
    эргономические параметры, которые характеризуют изделия с точки зрения соответствия свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций и взаимодействия с машиной включают в себя гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические. Показывают степень комфортности и удобства;
    эстетические, служащие для моделирования внешнего восприятия изделия, отражающие именно такие его внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными (цвет, мода, стиль);
    нормативные, характеризующие свойства изделия, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где это изделие предполагается продавать. В случае несоответствия действующим стандартам и нормам оно не может быть использовано для удовлетворения существующей потребности и поэтому не обладает для покупателя потребительной стоимостью.
    имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и функциями, которые она обязана выполнять.
     Экономические параметры создают цену потребления, куда входит цена продажи. К ним можно отнести: цену товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты. 

     
      Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров, продуктов и услуг
 
     При совершении покупок каждый потребитель  осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и  приобретает то из них, которое в  наибольшей степени удовлетворяет  его потребность. Проводя сравнение  товаров, предназначенных для удовлетворения одной и той же потребности, покупатель учитывает их конкурентные потребительские  свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. При этом он стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских  свойств изделия и расходами  по его приобретению и использованию, т. е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. По отношению  к конкретной потребности указанное  соотношение может быть достигнуто рядом различных товаров благодаря наличию у них аналогичных свойств. Поэтому все они будут обладать способностью - удовлетворить данную потребность и по отношению к ней могут рассматриваться как взаимозаменяемые.
     Для того чтобы объективно оценить уровень  конкурентоспособности своего изделия, поставщик при анализе должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная изделию поставщиком, совпадет с мнением покупателя.
     Конкурентоспособность складывается из совокупности характеристик. Чтобы определить, насколько успешно  способен товар удовлетворять требования конкретного рынка по сравнению  с продукцией конкурентов, необходимо, в первую очередь, выделить критерии конкурентоспособности (наиболее существенные качественные и количественные параметры  продукции, представляющие интерес  для покупателя и гарантирующие  удовлетворение данной потребности).  

     К основным факторам, определяющим конкурентоспособность товаров и услуг относятся:
    Качество товаров и услуг.
     Качество  – главный фактор определяющий конкурентоспособности.
     Качество  – это совокупность характеристик  товара, что касаются его способности  удовлетворять установленные и  предусмотренные потребности. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака.
     Качество  товара можно охарактеризовать с  точки зрения его свойств и  параметров качества.
     Параметр  товараколичественно или качественно характеризует будь какое его свойство, в том числе и такие, за которыми определяется качество товара.
     Свойства  товара обусловливают удовлетворение потребностей в соответствии с его назначением. Свойства подразделяются на простые и сложные.
     Простые свойства - это стойкость к сносу прочность.
     К сложным свойствам относится надежность товаров, которая включает в себя безотказность в работе, долговечность.
     Качество  товара зависит от потребности общества, и если потребность в каком-то  виде товара исчезла, то и качество этого товара сводится к нулю. Более жесткое требование - соответствие стандартам. Успех товару на рынке обеспечен, если он сможет способствовать удовлетворению скрытых (подсознательных) потребностей – духовных, статусных, психологических, возрастных. 
     Непосредственно к качеству у потребителей повышенный интерес.
     Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей.
    Цена товаров и услуг.
     Ценообразование – один из важнейших вопросов, стоящих  перед предпринимателем. Именно цена отражает состояние дел на рынке  определённой продукции и уровень  рентабельности предприятия.
     Цена - денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.
     Существуют  факторы, которые способствуют снижение цен: рост производства, технический  прогресс, снижение издержек производства и обращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов, расширение прямых связей. Другие вызывают рост цен: спад производства, нестабильность экономической ситуации, монополия  предприятия, ажиотажный спрос, увеличение массы денег в обращении, рост налогов, рост зарплаты, увеличение прибыли  предприятия, улучшение качества товара, соответствие моде, рост цен рабочей силы, низкая эффективность использования капитала, известность фирмы;
    Уровень квалификации персонала и менеджмента.
     Высокий уровень базового образования позволяет  специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и  обретать навыки, необходимые для  работы в условиях рынка. Следовательно, наличие квалифицированного персонала - существенное преимущество, способствующее обеспечению конкурентоспособности российских предприятий.
     Уровень квалификации менеджмента - важную роль в обеспечении конкурентоспособности. Первый путь решения этой проблемы - повышение квалификации существующих управляющих, и второй - замена управляющих новыми, более квалифицированными.
    Технологический уровень производства в значительной степени влияет на качество выпускаемой продукции и ее конкурентоспособность, поэтому предприятие осуществляет плановые инвестиции в модернизацию и расширение производственных фондов. Именно уровнем развития технологии на предприятии определяется способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами
    Насыщенность рынка, спрос и предложение. Соотношение спроса и предложения, и это один из ключевых вопросов эффективной работы фирмы и конкурентоспособности ее продукции на том или ином рынке. Насыщенность рынка - количественный показатель, характеризующий наличие товаров в торговле по ассортиментному перечню. Насыщенность рынка тем выше, чем больше широта ассортимента.
 
         1.3. Методы оценки  конкурентоспособности  товаров и услуг 

     Разработка  проблемы конкурентоспособности товаров  и услуг зависит от выбранного метода оценки.
     При определении набора подлежащих оценке и сравнению параметров конкурентоспособности  товаров учитывают параметры, характеризующие  потребительские свойства товара (потребительскую  стоимость) и его экономические  свойства (стоимость), т.е. затраты покупателя на приобретение и использование  изделия на протяжении всего периода  его эксплуатации (потребления). В  совокупности эти расходы составляют цену потребления - объем средств, нужных потребителю в течение всего  срока службы товара.
     За  базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец – это аналогичный  товар или услуга, имеющая максимальный объем продаж и наилучшую перспективу  сбыта в будущем.
     Оценка  способности товара конкурировать  производится путем сопоставления  параметров анализируемой продукции  с параметрами базы сравнения. За базу сравнения принимается, в данной курсовой работе, товар (ЖК телевизоры).
     При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки.
     Дифференциальный  метод оценки конкурентоспособности  основан на использовании  единичных параметров анализируемой продукции  и базы сравнения  и их сопоставлении.
     Данный  метод позволяет только свидетельствовать о конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции, особенно при ее сравнении с гипотетическим образцом. Метод не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.
    Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:
     
     
,
 

     где gi – единичный показатель конкурентоспособности;
     pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
     p - величина i-го параметра (образца), при котором потребность удовлетворяется полностью;
     2. Если за базу оценки принимается  образец, расчет единичного показателя конкурентоспособности проводится по формуле:
       (i = 1, 2, 3,...,n),
                         ,
     где gi – единичный показатель конкурентоспособности;
     pi - величина i-го параметра для анализируемой продукции;
     p - величина i-го параметра (образца), при котором потребность удовлетворяется полностью;
     Из  данных форму выбирают ту, согласно которой рост показателя соответствует улучшению параметра показателей
     Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основывается на применении технических, экономических и интегральных показателей. Данным методом будет произведен расчет конкурентоспособности ЖК телевизоров во II главе.
     По  единичным показателям рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности, которые характеризуют соответствие изделия потребности в нем.
    Групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам рассчитывается как: соотношение параметром анализируемого объекта и параметров товара конкурента с учётом весовой значимости каждого параметра в совокупной величине параметров, характеризующих товар.
     
                                              I т.п. = ?pi/p * a, 

     где Iт.п. - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
     pi - единичный показатель анализируемого объекта;
     p – параметры конкурента;
     a – весовой коэффициент.
     q = pi/p - единичный показатель конкурентоспособности по i-му техническому параметру, рассчитывается по формулам. 

     Групповой показатель объединяет единичные показатели и характеризует степень удовлетворения потребности в целом.
     Полученный  групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей.
     Основа  для определения весомости каждого  технического параметра в общем  наборе - экспертные оценки, основанные на результатах рыночных исследований, спросов потребителей, семинаров, выставок образцов. 

     Расчет  группового показателя по экономическим  параметрам, которые характеризуются через затраты потребителя на приобретение, послепродажную деятельность и эксплуатацию (потребление) товара в течение всего срока службы (годности).
     
     Iэ.п.=З/З0 * a, 

     где З - полные затраты анализируемого объекта;
     З0 - полные затраты конкурента;
     a – весовой коэффициент. 

     Полные  затраты потребителя состоят  из единовременных затрат на приобретение продукции (Зе) и средних суммарных  затрат на эксплуатацию продукции:
     
     где Т– срок службы; i– год по порядку. 

     4. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
     
     K= Iт.п./Iэп.., 

     где К - интегральный показатель конкурентоспособности  анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу. 

     Интегральный показатель отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
     При оценке конкурентоспособности конкретного  товара его можно сравнить с подобными  продуктами-конкурентами (образцами-конкурентами), для которых также было проведено  подобное сравнение с эталонным  образцом, и сделать вывод об их сравнительной конкурентоспособности.
     Если  К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.
     Чем больше показатель К1, тем больше показатель конкурентоспособности.
     При выборе образца-конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый товар  были аналогичными по значению и условиям использования и предназначались  для одной группы потребителей.

1.4 Сущность SWOT-анализа

 
     Само понятие SWOT является аббревиатурой от четырех слов - силы2, слабости3, возможности4 и угрозы5 (strengths, weaknesses, opportunities, threats).
     Визуально это представляется в виде таблицы № 1:
     внутренние
 
S (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ)  Внутренняя среда                                    
 
W (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ) Внутренняя  среда
 
O (ВОЗМОЖНОСТИ) Внешняя среда
 
T (УГРОЗЫ) Внешняя среда
     Таблица №1. SWOT – анализ 

     Впервые она была предложена в 1963 году гарвардским  профессором Кеннетом Эндрюсом. Он же выступил одним из разработчиков  и теоретиков методики SWOT-анализа, которая с 1965 года стала применяться для разработки стратегии поведения фирмы.
     Ситуационный, или «SWOT (СВОТ) - анализ» может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработке стратегических планов и планов маркетинга в самых различных областях деятельности.
     Его идея заключается в том, что успешная стратегия должна строиться на принципе увязки внутренних возможностей предприятия  и внешней обстановки, представленной в виде возможностей и угроз.

     Элементами  внутренней среды являются сильные  и слабые стороны. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия индивидуален.

     К сильным сторонам относится все  то, что предприятие умеет делать лучше других, или то, обладание  чем обеспечивает предприятию преимущества над конкурентами. Это может быть какой-то специфический вид ресурсов, организационные возможности, опыт в разных областях деятельности, передовая технология, высокая репутация. Например, наличие секретов производства, обеспечивающих низкие издержки, лучший сервис, продукт упакован в удобную упаковку ради применения, лучшее местоположение, система внедрения новых продуктов и т. п. Наоборот, слабости предприятия - это то, что оно делает хуже других, или то, что ставит предприятие в худшие условия по сравнению с конкурентами.

     Реальная  работа для каждого предприятия  заключается в составлении списков сильных и слабых сторон и оценке важности каждой позиции в зависимости от условий конкуренции в отрасли. Наиболее значимые сильные стороны предприятия должны стать основой стратегии. Именно то, что составляет исключительное превосходство предприятия, должно на практике стать основой для построения конкурентного преимущества в рамках разрабатываемой стратегии.
       С другой стороны, хорошая стратегия  должна позволять сводить к  минимуму отрицательное воздействие слабых сторон предприятия на его стратегическое положение.
    Наиболее  важными и очевидными элементами внутренней среды являются:
    Продукт,
    Маркетинговая политика,
    Ценообразование,
    Продвижение (PR, реклама, стимулирование сбыта, личная продажа),
    Маркетинговая информация,
    Сбыт,
    Торговые марки,
    Позиционирование фирмы/товара,
    Инжиниринг и разработка новых товаров,
    Оперативная деятельность,
    Производство,
    НИОКР,
    Финансовые и материальные ресурсы,
    Навыки и опыт,
    Заработная плата и премии,
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.