На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы и пути формирования правового государства в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКАЯ  РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ
_________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА,
УГОЛОВНОГО ПРАВА 
 
 

Курсовая  работа
по дисциплине Теория государства и права
     на  тему: Проблемы и пути формирования правового
     государства в РФ 

                                                                                                                                                    
 

                                                                 
                                      Выполнил:
                                      студент 1 курса, группы ЮЗВ-08-3,
                                      заочной формы обучения
                                      Новгородова Елена  Сергеевна 

                                      Проверила:
                                      ст. преподаватель  Дьячук А.А. 
 
 

Липецк  2008
 

Содержание

 

Введение
     Проблемы  правового государства всегда волновали  передовых людей, прогрессивных  мыслителей древности, средневековья  и современности. Вопросы о целях, месте, роли, идеях, признаках, чертах правового  государства практически всегда находились в поле зрения философов, юристов, историков, независимо от их взглядов и суждений, а также от того, как квалифицировалось и как называлось это государство – государством ли закона, справедливости, государством всеобщего благоденствия или же государством законности.
     В настоящее же время в соответствии с нынешней Конституцией «Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканкой формой правления» (ст. 1 Конституции РФ). Это положение имеет важнейшее значение, поскольку даёт определение Российской Федерации, перечисляя ряд её важнейших признаков, конкретизируемых в последующих статьях всей Конституции. Таким образом, целью нашей работы является выяснение вопроса насколько Россия, на данном этапе ее развития, является правовым государством.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - рассмотреть историю становления  и развития идеи правового  государства на протяжении существования  государства; 
     - выявить важнейшие признаки правового  государства и дать его чёткое определение;
     -  проследить основные проблемы  и наметить пути формирования  правового государства в России.
     Исходя  из указанных цели и задач, можно  сделать вывод, что объектом исследования в данной работе является правовое государство РФ, а предметом проблемы и пути его формирования.
     В данной работе были использованы такие  общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, системный и функциональный подходы в совокупности с принципом  историзма.
       Для решения этих задач были использованы труды таких ученых-правоведов, как Марченко М.Н., Малько А.В., Венгерова А.Б., Абдулаева М.И., Головастиковой А.Н. – работы по теории государства и права, а так же ряд нормативно-правовых актов.
         Эта тема очень актуальна в  наше время, так как обсуждение  вопроса о правовом государстве было всегда одним из центральных вопросов общества. Правовое государство было предметом дебатов в прошлом, остается в настоящем и будет в будущем.
     Российская  государственность сейчас переживает сложные времена и ей необходима быстрейшая реорганизация всех областей жизни общества, и правовое государство здесь выступает идеальным примером, к которому нужно стремиться нашей стране.
   
 

1. Возникновение и развитие идей правового государства

     За  последние годы проблемы правового  государства выдвинулись на передний план теоретических разработок отечественной юридической науки. Как известно, советская правовая доктрина долгое время отвергала идею правового государства, считая её выражением немарксистских (буржуазных либо оппортунистических) взглядов. Ситуация коренным образом изменилась в период перестройки. Многие юристы обратились тогда к теоретическому осмыслению вопроса и построению правового государства применительно к условиям России. В связи с этим заметно возрос интерес к проблемам  формирования и развития концепций правового государства в истории политической и правовой мысли.
     Идея  утверждения права (или закона) в  общественной жизни зародилась вместе с возникновением государства, ибо  ещё в условиях догосударственного развития все органы первобытной, а затем военной демократии формировались и функционировали в рамках определённой нормативной системы – обычаев и табу, освящались религиозными ритуалами и т. д. 
     Мысль о государстве закона в жизни  народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Ещё древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей–либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». Сходные взгляды развивались Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой–либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми…» [24;128]. 
     Таким образом, уже в древности мыслители  искали принципы, формы и конструкции  для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и  согласованного взаимодействия права и власти. Тогда  же сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствует право.
     Учёные  древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
     Рост  производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к  капитализму порождают новые  подходы к государству и пониманию  его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
     В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с  позиций историзма изложили прогрессивные  мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государства прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принципы политики, осмыслить движущие силы развития политической жизни с тем, чтобы набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности  свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы [13;159].
     Очень многое для развития идеи правового  государства было сделано мыслителями  Нового времени, такими как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье  и другие. Такое большое внимание к идее правового государства  было вызвано возникновением капиталистической формы собственности.
     В противовес официальным доктринам  абсолютизма они выдвинули рационалистические концепции естественного права  и договорного происхождения  государства. Свою аргументацию они  зачастую строили, что называется «от  противного» по отношению к феодальной идеологии, заимствуя выработанные ею теоретические конструкции (естественные права, субстанционная природа государства), но изменяя их идеологически значимую маркировку на противоположную[15;176].
     Заинтересованная  в устранении правового партикуляризма Средневековья, препятствовавшего образованию общенационального рынка, поднимающаяся буржуазия выдвигает требования создания единой общегосударственной правовой системы. Это требование, отвечавшее объективным потребностям развивающегося товарного производства, нашло отражение в представлениях о праве как первопричине и важнейшем инструменте социального порядка. Право начинают наделять чертами главенствующей нормативной системы, оттесняющей все остальные регуляторы поведения человека на периферию общественной жизни.
     Существенные  изменения претерпело соответственно и понимание государства. Поскольку  праву отводилась роль ведущей нормативной  системы, т.к. государство предстает у данных теоретиков в виде организации власти, признанной гарантировать собственность и права индивидов, а также разрешать в законном порядке возникающие между ними споры. Государство оказывалось тем самым средством утверждения правопорядка как равновесия между частной собственностью и общим благом. В трактовку соотношения государства и права в XVI–XVII веков были привнесены идеи, неизвестные предшествующей общественно–политической мысли, а именно идеи правового (конституционного) закрепления государственного строя, единой для всей страны законности, верховенства общих (безличных) законов и ограничения власти правительства, субъективных прав личности, взаимной ответственности индивида и государства.  
     На  качественно новую ступень обоснования  идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии И. Канта.  Он   обосновал  и  детально   разработал  философскую    основу    теории правового    государства,    центральное    место  в   которой   занимает    человек, личность.   Важнейшим   принципом   публичного права   философ    считал   прерогативу    народа    требовать   своего   участия   в установлении   правопорядка   путем  принятия   конституции,  выражающей  его волю. Верховенство народа обуславливает свободу,  равенство и  независимость  всех граждан в государстве,  которое выступает как «объединение множества людей,  подчиненных правовым законам». Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа,  там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести,  мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве  гражданин  должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона,  какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.  Возможность правовой организации Кант непосредственно связывает с разделением властей на  законодательную,  принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом [16;267].
     Хотя  Кант не употреблял  ещё термина «правовое государство», но он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовых отношениях государственное устройство», «гражданско-правовое состояние».
     Философская концепция  Канта  оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.
     Под влиянием его идей в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили своё внимание на разработки теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали: Роберт Фон Моль (1799-1875), Карл Теодор Велькер (1790-1869), Отто Бэр (1817-1895)  и другие. Благодаря их трудам идеи правового государства обрели терминологическую определённость, а также получили широкое распространение в Германии и за её пределами. 
     Термин  «правовое государство» (по-немецки Rechtsstaat) впервые ввёл в оборот Р. Моль. Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счёту после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства[9;426].
     Во  второй половине XIX века в немецкой юриспруденции появились многочисленные публикации, посвящённые вопросам правового государства. В ряде сочинений этот термин выносится в заголовок. Приобретая всё большее число сторонников в Германии, концепция правового государства одновременно начинают проникать в другие страны.
     В России, имевшей давние и прочные связи с университетами Германии, немецкая юридическая терминология использовалась вообще без перевода. Небезынтересно, в частности, что теоретиков правового государства у нас первое время называли «рехштатистами», т.е. переиначив немецкое слово на русский лад. К вопросам теории  правового  государства обращались крупнейшие русские юристы,  в том  числе Б.Н. Чичерин,  П.И. Новгородцев, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский. Специальные исследования посвятили этой теме А.С. Алексеев, В.М. Гессен, С.А. Котляревский и другие государствоведы.
     Распространение    концепций    правового   государства,   вместе   с   тем,   шло неравномерно.  Особый  интерес  к  ним проявляли в отсталых странах, таких как Германия и Россия, где сохранились многочисленные пережитки феодальных отношений, и перед буржуазией стояла задача завоевания политической власти. Напуганная размахом революционных событий 1848 – 1849 годов, она использовала идеи правового государства главным образом для пропаганды мирных, ненасильственных и постепенных преобразований в обществе. В концепциях правового государства её привлекали не столько философско-исторические обобщения (вроде кантовских), сколько антиреволюционные лозунги [14;265]. 
     С конца XIX века  популярность идей правового государства значительно возросла. Тому способствовало несколько взаимных между собой причин. Утверждение отношений, свойственных зрелому капитализму, сопровождалось углублений общественных противоречий и резкой поляризацией социально-политических позиций, особенно по поводу того, какими путями и способами эти противоречия могут быть разрешены. Среди господствующих классов, а также в рабочем и коммунистическом движении обозначились две исключающие друг друга тенденции. Одна из них нацеливала на подавление классовых противников силой и удержание политической власти с помощью диктатуры, тогда как другая была сориентирована на поиски классовых компромиссов и разрешение социальных конфликтов путём взаимных уступок. Распространение концепций правового государства стимулировали, хотя и по-разному, обе названные тенденции [6;397].
     Рассматривая  современное состояние идей правового  государства, следует избегать преувеличения  их роли и степени распространения. В настоящее время правовое государство  выступает идеалом, лозунгом, конституционным принципом и не получает своего полного воплощения в какой-либо стране. Реальная политическая практика государств, провозгласивших себя правовыми, нередко расходятся с нормами конституции.
     История политической мысли, таким образом, показывает, что идеи правового государства разрабатывались с различных идеологических и теоретических позиций. В области политики эти идеи могут играть конструктивную роль, но могут использоваться и для обоснования весьма консервативной политической деятельности [19;118].   
     Таким образом, идея правового государства зародилась в очень давние времена и по мере развития общества и государства эта концепция претерпела множество критик и изменений. В зависимости от периода жизни разные мыслители пытались представить такую форму государственности, где бы соблюдался баланс интересов государства, общества и личности. Эти попытки строились на основе собственных представлений о том, что такое «государство», «право», «власть» и каково их соотношение. Следовательно, концепция правового государства есть своеобразный   синтез   представлений   о   возможном   и желаемом   устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующимся на признании свободы личности. Можно ещё сказать, что учёные своими новыми концепциями хотели обратить  пристальное  внимание  правителей  к  этому  важнейшему  вопросу  и, может быть, заставить их задуматься и переосмыслить положение в обществе и государстве, которое оставляло желать лучшего. Переломным этапом в истории учений о правовом государстве явился XVII-XIX век, в котором проявился большой интерес учёных к этой проблеме, и, благодаря этому, она получила дальнейшее своё развитие и распространение по всему миру [20;237].
 

2. Понятия и признаки правового государства

     Идея  правового государства в условиях современной действительности нашла  значительное освещение в работах  отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, утверждается, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.
     Рассмотрим  более обстоятельно основополагающие выводы учёных относительно правовой государственности. По мнению представителей философии, правовое государство –  это государство, в котором не издаётся никаких законов, противоречащих нравственным идеям права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. 
     В литературе по политологии в большинстве случаев утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще  закону, а закону, который выражает и защищает интересы общества, а не господствующего слоя. В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона, как акта, принятого законодательным органом, согласно специальной демократической процедуре [18;267].
     Обратим внимание на некоторые определения  и выводы учёных отечественной юридической науки.
     По  мнению А.В. Малько, «правовое государство – такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений» [19;317].
     А.Ф. Черданцев кратко выражает суть правового  государства так: «правовое государство  – государство, деятельность которого осуществляется на основе и в рамках законов и, которое признаёт и  охраняет права и свободы граждан».
     В.А. Четвернин полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина» [25;75].
     Как видно, названные положения, относящиеся  к правовому государству, объединяют наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура,   включающая   ряд   составляющих   элементов.  В  этой  связи можно предложить  следующее  определение  правового  государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.
     В нынешней российской ситуации правовое государство находится в стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на ценности прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.
     Первым, и, пожалуй, одним из основных признаком  правового государства является верховенство закона. Его суть заключается  в том, что ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем  более   не  нарушать  его. Также недопустимо «обогащать» закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был бы предусмотрен  законодателем.  Кроме того, все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании [26;159].
     Верховенство  закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую  противоречие между ними. В государстве  законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить.  Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения,  которые вносил Верховный Совет Российской  Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества,  то ее изменение,  обновление должно осуществляться в соответствии с ней. Отступление от конституции, пренебрежение к   закону   создают   удобную   атмосферу для различного  рода злоупотреблений, произвола и преступлений. Растет организованная преступность. Целые районы выходят из-под контроля законов. Правоохранительные органы не могут противостоять этим явлениям, и сами оказываются пораженными деформационными процессами. Вот почему формирование правового государства связано, прежде всего, с верховенством закона, а для этого необходимо, чтобы закон, в первую очередь конституция, имел значение непосредственно действующего права.
     Не  последнюю роль здесь играет необходимость  придания законам, в том числе  и Конституции, прямого действия. По мнению А. Венгерова, «в духовной сфере,   в правосознании,  в   мировосприятии   прямое   действие Конституции выполняет роль «мотора», преобразователя. Десятилетиями насаждавшееся утопическое общественное сознание через мифологический этап устремляется ныне к сознанию рациональному, деятельному, побуждающему. А в нравственной сфере возврат к доброму и разумному религиозному ядру моральных заповедей и начал, которые содержатся не только в православии, но и у всех религиозных систем, также находят опору в Конституции» [8;154].
     П. 1 статьи 15 устанавливает высшую юридическую  силу Конституции, её прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Также в ряде статей Конституции  РФ (статьи  4, 15,  76  и  др.) закреплено верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.
       «Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью. Признание,  соблюдение и защита прав и  свобод человека и гражданина  – обязанность государства». Статья 2 Конституции РФ указывает нам на второй признак правового государства: защита и ценность прав и свобод граждан.
     Верховенство  закона подразумевает не столько  приоритет закона как разновидности  нормативно-правового  акта  в  отношении подзаконных актов,  сколько широкий аспект прав и свобод,  закрепленных за членами общества действующим законодательством.  В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, правовое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства.  Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий,  обеспечивающих такое равенство.
     Перечень  прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому  государству,  содержится в международных актах.  Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека,  принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об экономических,  социальных и культурных  правах,  Международный пакт о гражданских и политических правах,  принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г. [4].
     Перечень  прав и свобод,  провозглашенных  в указанных актах, закреплен  и гарантирован в  конституциях правовых  государств. Особое  значение  в них придается   юридической   защищенности   личности,    которая   немыслима   без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает,  что подлинно демократическое государство признает,  что все вопросы,  связанные с  виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления,  следует решать только в судебном порядке.  Более  того, при  рассмотрении уголовных дел, по которым может быть вынесен смертный приговор,  гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд  присяжных.  В  Российской  Федерации  это право отражено в ст.49 Конституции РФ.
     Также этот признак отражён в статьях 2, 6-8, 13,14 и полностью в главе 2 Конституции  РФ.
     Как писал некогда известный французский  государствовед А. Эсмен, – «Индивидуальные права представляют все одну общую черту: они ограничивают права государства,  но  не  требуют от  него  никаких положительных услуг, никаких жертв в пользу граждан. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивидуум больше ничего не может требовать на этой почве» [11;175].
     Иными словами, государство не несёт юридической  обязанности по отношению к гражданам, за исключением одной: предусмотреть правовые механизмы защиты этих прав от покушения со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, других граждан.
     Но  любое общество встает перед проблемой  того, каким образом защитить провозглашенные  права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения [16;65].
     Взаимная  ответственность государства и  личности – неотъемлемый признак  правового государства. Государство, провозглашая права и свободы граждан, наделяет их и обязанностями, т.е. личность и государство вступают в правоотношения, т.е. отношения, в которых субъекты реализуют свои права и обязанности. На сколько равноправны стороны в этих отношениях, по этому можно судить о правовом государстве. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед  государством.  Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус.  В правовом же государстве,  напротив, делается акцент  на  ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и  свободы.  Эта  ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих  жесткие  санкции за это (ч.3 ст.41, статьи 52, 53 Конституции РФ).
     Отношения между государством как носителем  политической власти и гражданином   как   участником   ее   формирования   и   осуществления   должны строится на началах равенства  и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.
     На  тех же правовых началах строится ответственность личности перед  государством.   Применение   государственного   принуждения   должно   носить правовой   характер,   не  нарушать   меру   свободы   личности,   соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
     Правовой  характер взаимной ответственности  государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.
     Еще И. Кант говорил, что «каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину». Иначе говоря, законодатель так подзаконен, как и любой гражданин [22;152].
     Основным  принципом организации  и  деятельности  правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными,  исполнительными и судебными органами государства.  Данный принцип означает,  что ни одному из государственных органов  не  принадлежит  вся государственная власть в полном объеме. Каждый из н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.