На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Статистика профессионального образования населения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию 

Реферат
на тему:  
«Статистика профессионального образования населения» 
 
 
 
 

Ростов  – на – Дону
2010 

Содержание 
 
 

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Источники информации об уровне образования населения……………....5
2. Уровень образования населения…………………………………………….6
3. Профессиональное образование населения:
       3.1. Методологический аспект ………………………………………..11
       3.2. Статистика профессионального образования…………………..13
Заключение…………………………………………………………….………..19
Библиографический список……………………………………………….……20 
 
 

 


Введение
       Социальная  статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистического  метода. Она дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и  измерить основные закономерности в  поведении людей, в распределении  благ между ними.
       Важным  направлением социальной статистики является изучение особенностей поведения отдельных  групп: на что тратят время и деньги интеллектуалы и люди с низким культурным уровнем, каковы политические ориентации разных социальных групп, взаимоотношения  между поколениями и т.д.
       Социальная  статистика призвана выявлять социальные индикаторы тех или иных процессов, оценивать их устойчивость и изменчивость, их принадлежность к определенному  времени, определенной стадии развития общества.
       К числу наиболее значимых направлений  исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая  структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень  благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная  статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области  исследования разрабатывается система  показателей, определяются источники  информации и существуют специфические  подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования  социальной обстановки в стране и  регионах. Вместе с тем все эти  направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
       Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно  важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
       При оценке качества и уровня образования статистика является одним из важнейших инструментов, позволяющих правильно планировать стратегию дальнейшего развития. Анализ статистики профессионального образования позволяет заметить закономерности, присущие структуре высшего образования населения, а также обеспечить развитие и регулирование данной системы. Благодаря сведениям статистики, органы государственного управления имеют возможность выявлять и предотвращать проблемы в образовании, которые могут привести к серьезным негативным последствиям во всех сферах деятельности.
 


1. Источники информации об уровне образования
населения
       Основным  источником об уровне образования населения  является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных  заведений, в которых он учился или  закончил.
       Значительное  внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов, как  рабочих, так и специалистов со средним  специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке внесены  в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 года.
       Главным источником информации о государственных  учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа  отчетности содержит сведения о численности, составе и движении обучающихся; профессиональной подготовке и продолжительности  педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные  данные собираются в выборочных обследованиях  обучающихся, проводимых не только статистическими  службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами.
       С переходом к рынку платных  услуг, в том числе в области  образования, интенсивно формируется  сеть частных учебных заведений, получает развитие обучение по программам зарубежных университетов. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен. Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований.
 


2. Уровень образования населения
       Одна  из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества – это накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
       Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.
       В современных условиях стали актуальными  проблемы:
    доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
    выявления приоритетов в развитии системы обучения;
    выработки понятия и методики измерения качества образования.
       При проведении переписи населения фиксируется  уровень образования каждого  респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается (обучался) опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
       В программе прошедшей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксировался в зависимости от возраста опрашиваемых. Для детей в возрасте 3-9 лет, не посещающих школу, следовало указать, посещает ли ребенок дошкольное учреждение. Для лиц в возрасте 6 лет и старше необходимо было указать тип образовательного учреждения (если обучаются), а именно: общеобразовательное, начального профессионального образования, среднего профессионального образования или высшего профессионального образования. Для лиц в возрасте 10 лет и старше выделялось образование: начальное общее; основное общее (неполное среднее); среднее (полное) общее; среднее профессиональное; неполное (незаконченное) высшее профессиональное; высшее профессиональное и послевузовское профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывалось: умеют ли они читать и писать, а для респондентов в возрасте 15 лет и старше, имеющих образование среднее (полное) общее и ниже - наличие или отсутствие начального профессионального образования.
       При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.
       На  основе материалов переписи формируются  два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:
    процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше [Literacy rate (adult)];
    уровень грамотности среди взрослых;
    число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
    число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше1;
    средний уровень образования в годах обучения, при этом наличие начального образования приравнивается 4 годам, высшего — к 15.
       Обобщающие  показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе — численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих из этих показателей включают:
    брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения - долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;
    охват (общий и частные, валовой и чистый) - отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования [Enrolment ratio (gross and net)];
    долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы.
       Тесная  связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного  использования перечисленных показателей  при анализе динамики, а также  при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения  доли лиц в возрасте 25 — 45 лет, имеющих  высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание  доли молодежи в возрасте 15 — 20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего  показателя. Корректность выводов достигается  сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам.
       Согласно  данным Федеральной службы государственной статистики России охват населения образованием (на начало учебного года; тысяч человек) за период 1990-2003 гг. имеет следующий вид:
  1990/91 1995/96 2000/01 2001/02 2002/03
Численность обучающихся - всего 27354,7 28041,9 28977,7 29108,3 29242,9
в том числе в:          
общеобразовательных учреждениях 20328,5 21567,3 20074,3 19429,6 18918,1
учреждениях начального профессионального образования 1866,7 1689,5 1679,3 1648,7 1651,1
учреждениях среднего профессионального образования 2270,0 1929,9 2360,8 2470,2 2585,5
учреждениях высшего профессионального образования 2824,5 2790,7 4741,4 5426,9 5947,5
аспирантуре и докторантуре 65,0 64,5 121,9 132,9 140,7
       Исходя  из данных таблицы, можно сделать  выводы о том, что за период 1990-2003 гг. общая численность обучающихся выросла (на 1888,2 тыс. чел. за 10 лет), причем имеет место значительное увеличение числа лиц, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования (ВУЗах) – их число возросло в 2 раза за 10 лет, ? и лиц, обучающихся в аспирантуре и докторантуре – их число увеличилось в 2,2 раза за 10 лет. Также следует отметить повышение числа обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования (техникумах, колледжах) и заметное снижение (на 1,15% за 10 лет) численности лиц, проходящих обучение в учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических лицеях, колледжах). Нельзя также не заметить значительное снижение числа учащихся общеобразовательных учреждений на 1410,4 тыс. чел. (или на 7%) за период с 1990 по 2003гг. Подобная динамика, вероятнее всего, связана с демографической ситуацией в стране, а именно с сокращением рождаемости и, возможно, с повышением детской смертности, поскольку общее образование включает в себя дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее (последние три составляющих обычно включены в школьное образование детей).
 


3. Профессиональное образование населения.
3.1. Методологический аспект
       Система профессионального образования  включает разветвленную сеть государственных  высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального  образования, институты повышения  квалификации специалистов; учебные  центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные  учебные заведения, центры дистанционного обучения.
       В целях правильного понимания  структуры профессионального образования  следует дать определения следующим  основным понятиям, которые используются в процессе статистического наблюдения.
       В соответствии с  Федеральным законом  «Об образовании» в Российской Федерации  установлены следующие образовательные  уровни (образовательные цензы):
       I. Общеобразовательный уровень:
    Начальное общее образование – образование, полученное при окончании начальной общеобразовательной школы.
    Основное общее образование – образование, полученное при окончании неполной средней общеобразовательной школы.
    Среднее (полное) общее образование – образование, полученное при окончании средней общеобразовательной школы, лицея, гимназии и т.п., и подтвержденное аттестатом о среднем (полном) общем образовании.
       II. Профессиональный уровень:
    Начальное профессиональное образование – образование, полученное в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня) на базе основного (полного) общего образования.
    Среднее профессиональное образование – образование, полученное в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях). К средним специальным учебным заведениям относятся: техникум (училище, школа), колледж, техникум-предприятие (учреждение).
    Неполное высшее профессиональное образование – образование, полученное при завершении обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования в объеме не менее 2 лет срока обучения или при наличии диплома о неполном высшем образовании.
    Высшее профессиональное образование – образование, полученное в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Высшие учебные заведения – это учреждения, имеющие статус юридического лица и реализующие профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования. Обучение с целью получения высшего образования осуществляется в следующих видах учебных заведений: университет, академия, институт, колледж. Высшие учебные заведения могут иметь филиалы, факультеты, кафедры, подготовительные отделения, научно-исследовательские лаборатории, аспирантуру, докторантуру, учебные подразделения профессионального образования, опытные хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения.
    Послевузовское профессиональное образование – образование, полученное в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.
 


3.2. Статистика профессионального образования
       Система профессионального образования  в России в настоящее время значительно расширяется, ведь спрос на подобные услуги непрерывно растет. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек). Тенденция снижения наблюдается и в период с 2000 по 2002 г.: число учреждений сократилось на 50 (с 3893 до 3843), прием сократился 845 до 842 тыс. человек.
       Государственной статистикой учитываются число  учреждений начального профессионального  образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются  движение учащихся, прием и выпуск, численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.
       Основной  формой подготовки специалистов выступает  обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная  статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:
    число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;
    результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;
    распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;
    численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.
       К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:
    их численность;
    распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;
    численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.
       Показатели  материально-технического обеспечения  учебных заведений характеризуют:
    наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;
    обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;
    обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.
       По  данным на начало учебного года в 2009 г. в России функционировали: 2564 государственных и муниципальных учреждения среднего профессионального образования, в которых обучались 2052,3 тыс. студентов; 662 государственных и муниципальных образовательных учреждения высшего профессионального образования с численностью студентов 6135,6 тыс. человек.
       В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц, получающих образование третьего уровня, или третьей ступени (категории 5-7 Международной Стандартной Классификации Образования). Образование  третьей ступени обеспечивает получение среднего профессионального, высшего (университетского) и послевузовского (послеуниверситетского) образования. Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в нижеследующей таблице.
       Сбор  и разработка информации по группам  специальностей, областям знаний (наук), специальностям среднего и высшего  профессионального образования, направлениям подготовки (в высшем образовании) осуществляется в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО).
       Численность студентов третьей  ступени образования  на 1000 человек населения
                         год   страна
1990 1995 1997 1999 2000 2001 2002
Россия  35 32 37 44 50 56 60
Австралия 29 53 56 561
Белоруссия2 33 31 35 41 43 46 49
Великобритания 23 31 33 34 35
Германия 26 26 26 25
Греция 19 31 36 371
Индия 6 6 10 10
Испания 31 41 44 46 46
Китай 3 5 5 6 4
Норвегия 34 42 42 43 42
Польша 14 19 28 37 41 44
США 55 53 50 48 49
Украина2 32 30 32 36 39 44 47
Франция 30 36 35 34 34
Швеция 23 30 32 39 40
Япония 23 30 31 31 31
   11998 г.
   2 Студенты средних профессиональных и высших учебных заведений.
       Как видно из таблицы, в России за период с 1990 г. по 2002г. число студентов, получающих образование третьей ступени (на 1000 человек населения), возросло почти в 2 раза. В то же время следует отметить такие страны, как Австралия, Греция, Польша, в которых процесс повышения численности таких учащихся за период с 1990 г. по 1999г. протекал гораздо интенсивнее. Одновременно с тем, существуют страны, в которых снижалось число учащихся третьей ступени из расчета на 1000 человек населения: Германия, США. Особо хочется отметить такие страны, как Индия и Китай, в которых численность студентов третьего уровня обучения чрезвычайно мала: 10 учащихся на 1000 человек населения в Индии и 4 учащихся на 1000 человек населения в Китае.
       На  основе данных ведомственной статистики разработана методика определения  рейтинга высших учебных заведений. Система показателей высших учебных заведений, подготовленная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включает следующие разделы:
    оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям;
    характеристика содержания образования;
    качество набора;
    эффективность системы оценок качества подготовки выпускников и студентов;
    состояние кадрового потенциала;
    состояние структуры вуза;
    эффективность научно-исследовательских работ;
    эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов;
    финансовое, материальное обеспечение вуза;
    состояние технологии обучения;
    эффективность оценки и аттестации преподавателей.
       Каждый  из приведенных выше разделов содержит определенный набор показателей, раскрывающих содержание данного раздела. Например, первый раздел «Оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям» включает следующие показатели:
      Процент выпускников, решивших комплексное квалификационное задание (по отношению к общему списочному составу).
      Средний балл решавших комплексные квалификационные задания.
      Процент решивших комплексные контрольные задания на «хорошо» и «отлично».
      Средний балл дипломных проектов и работ.
      Процент дипломных проектов и работ, защищенных на «хорошо» и «отлично».
      Оценка качества подготовки выпускников их руководителями на предприятиях, фирмах.
      Процент студентов, подготовка которых осуществляется на основе трехсторонних договоров.
      Процент выпускников, имеющих работу по специальности (на основе данных результатов трудоустройства).
       На  основе таких подробных наборов показателей формируются два обобщающих показателя. Один из них характеризует качество подготовки специалистов, другой — материальное и финансовое положение учебного заведения.
       Перспективными  направлениями исследований в сфере  профессионального образования, в  частности вузовского обучения, следует  признать исследования, основанные на различных базах данных. К таковым  относятся, например, разработки Пензенского  госуниверситета по анализу уровня подготовки абитуриентов по школам и  районам города и области на основе сопоставления среднего балла аттестата зрелости со средним баллом, полученным на вступительных экзаменах в вузах. Важным направлением исследований является согласованный анализ трудоустройства выпускников учебных заведений по данным системы образования, региональных комитетов по труду и занятости, выборочных опросов безработных, трудоустроившихся в данном году.
       Заслуживает внимание опыт распространения хозрасчетных отношений на все подразделения  учебного заведения, включая кафедры  и факультеты, а также работа по автоматизации внутривузовского учета, педагогической и организационной  деятельности в университете.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.