На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные напрвления и особенности отечественной социологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… 3
      Социология в СССР……………………………………………….
4
    Развитие социологии в Беларуси …………………………....……
9
    Словарь……………………………………………………………..
15
Заключение…………………………………………………………………... 17
Список  использованной литературы………………………………………. 18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Введение 

      Среди ученых нет единого мнения относительно того, когда возникла социология как  самостоятельная наука. Первоначально  представления о человеке, об обществе носили религиозно-мифологический характер. С усложнением представлений о мире появляется и теоретическое оформление знаний об обществе. Все крупные мыслители прошлого, оставили массу ценных, оригинальных идей о сути общества, причинах его возникновения и особенно о том, каким должно быть общество, т.е. об общественном идеале. Некой самостоятельной, отдельной науки об обществе не было.
      Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Понятие  социология введено в научный оборот французским философом-позитивистом Огюстом Контом (1798 - 1857 гг.) в работе «Курс позитивной философии» (1842 г.). Огюст Конт – основоположник современной социологии как науки. Ему принадлежит и «изобретение» термина «социология».
      На  протяжении полутора веков существовало и существует много различных  определений социологии, и все  они зависят от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе  общественного развития.
      Главное же отличие социологии от предшествующих учений об обществе хорошо показано в одном из современных определений: «Социология — это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа» (Н. Смелзер). 
 
 
 

 1. Социология в СССР
      Зачатки социологии начали формироваться задолго  до реформ, а ее отдельные направления  активно развивались, хотя и в  весьма специфических формах, присущих советским общественным наукам. В  России термин «экономическая социология» вошел в активный научный оборот лишь в середине 1990-х гг. Однако, экономическая социология существовала и ранее. Просто до некоторого времени она выступала под иными именами (как это происходило и во многих других странах).
      Необходимо  заметить, что социология в СССР методологически базировалась на сочетании 2-х элементов: ортодоксальной марксистской политической экономии (официальная доктрина) и «буржуазной» теории структурного функционализма. Приверженность марксизму всячески подчеркивалась, а функционализм был для многих предметом более или менее явных увлечений, но держался при этом на безопасной дистанции [6].
      В социологии проходил процесс накопления эмпирического материала. Многочисленные социологические исследования, проводимые в различных регионах страны (СССР), касающиеся различных аспектов действительности, давали удивительную палитру нашего общества, высвечивая, как маленькими фонариками, тот или иной участок жизни [1].
      Исходным  хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. ХIХ в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии, как и на Западе, к началу 20-х гг. ХХ в. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии.
      Первый  этап (конец 60-х - первая половина 80-х  гг. ХIХ в.). Социология в России, как  и на Западе, возникает в лоне позитивистской доктрины. С точки  зрения позитивизма, социология рассматривается  как естественная наука, использующая все прочие науки как "склад" фактов для разработки собственных законов социальной статики и динамики. В это время позитивистская социология развивалась одновременно в виде различных подходов: географическая школа (Л.И.Мечников), органицизм (П.Л.Лилиенфельд, А.И.Стронин), психологизм (субъективная школа: П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Кареев, С.Н.Южаков; социо-психизм: Е.В.Де Роберти).
      Раньше  всех сформировала свои принципы субъективная социология. Движущим мотивом создателей субъективной социологии П.Л.Лаврова (1823-1900) и Н.К.Михайловского (1842-1904) было стремление обосновать идеи русского социализма и народничества.
      Идеи  психологического направления разрабатывались  в трудах Е.В.Де Роберти (1843-1915). Центральной  в его концепции была идея о  решаюшей роли культурных факторов как основных мотивах человеческого поведения.
      Объективно-ориентированная  социология получила наиболее полное воплощение в работах А.И.Стронина (1826-1889) и П.Л.Лилиенфельда (1829-1903). Последний, вслед за Г.Спенсером, был одним  из основателей социологического органицизма как самостоятельного направления в социологии. И Стронин и Лилиенфельд свои представления об обществе строили на основании аналогии общества с биологическим организмом.
      Второй  этап (вторая половина 80-х - 90-е гг. ХIХ  в.). В этот период складывается марксизм и антипозитивистские установки, резко критикуются натуралистические концепции. Позитивистскую методологию критикуют в своих работах Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, Л.И.Петражицкий, В.М.Хвостов. Известное влияние на развитие социологической мысли в России в это время оказал П.Б.Струве (1870-1944).
      Важным  моментом развития социологической  мысли в России можно считать  публикацию двухтомного труда М.М.Ковалевского (1851-1916) «Социология». Понимая социологию как науку об организации и эволюции общества, М.М.Ковалевский подчёркивал, что она имеет дело со сложным переплетением экономических, психологических, географических факторов, ни один из которых не является определяющим. Свою задачу он видел в преодолении односторонности социологических школ, в необходимости интегрировать всё положительное в них на почве "теории социального прогресса". Эта тенденция синтеза позитивных сторон различных школ и направлений, проявившаяся у Ковалевского, стала характерной чертой отечественной социологии на рубеже веков.
      Третий  этап (первые два десятилетия ХХ в.). Ведущей школой в это время  становится неопозитивизм (П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев), трактовавший социологию как общую теорию социального. Одновременно оформляется своеобразная «христианская социология» в русле религиозной философии (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк), во многом близкая к отмеченной трактовке предмета социологии, но не приемлющая неопозитивизма и бихевиоризма. В рамках ортодоксального марксизма, с одной стороны, усиливается вульгаризация и политизация социальной теории (В.И.Ульянов-Ленин), с другой - выделяется направление, стремящееся соединить марксистские идеи с современной наукой (А.А.Богданов).
      Первые  два десятилетия ХХ в. - это ещё  и время институциализации российской социологии. В 1912 г. открыта социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета; в 1916 г. учреждено русское социологическое общество имени М.М.Ковалевского; в 1917 г. вводится научная степень по социологии, образуются кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1920 г. в Петроградском университете открывается первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с П.А.Сорокиным. Однако высылка в 1922 г. большой группы учёных из России сразу же сказалась на снижении уровня отечественной социологии. Немарксистская социология в России прекратила своё существование [грицанов энциклопедия].
      В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974 гг.) был проведен ряд новаторских  эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития [5].
      Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические  работы Н. Д. Кондратьева (1892—1938 гг.), в  которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888—1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.
      Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных  общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским  ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения [8].
      В советский период официально развивалась  лишь марксистская социологическая  традиция, просуществовавшая до середины 30-х гг. Однако к середине 30-х гг. полностью возобладала упрощённая точка зрения на исторический материализм как на конкретизацию положений материалистической диалектики, составную часть марксистской философии. Социология как самостоятельная наука об обществе стала ненужной, более того, она была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. На конкретное изучение процессов, явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет.
      Перерыв в развитии социологической мысли  в СССР продолжался до начала 60-х  гг. Возрождение социологических  исследований началось с наступлением "хрущёвской оттепели". В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.
      В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах. [6].
        В то время ситуация в области социологии сложилась парадоксальная. Социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука - нет. Поэтому во избежание бесчисленных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального дела, было введено в научный оборот определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими исследованиями. Однако и конкретные социологические исследования в 70-80-е гг. проводились под контролем власти и подвергались жёсткой цензуре.
      С середины 80-х гг. вместе с реформами в СССР начинается и новый этап в развитии отечественной социологии. Социология была не только признана самостоятельной наукой об обществе, но и стала широко популярна в наших странах. За этот период появилось множество исследований различных проблем общественной жизни, сложились свои социологические школы и направления. Однако достаточно актуальной до сих пор остаётся проблема усвоения отечественными социологами опыта зарубежной социологии [3]. 
 

 2. Развитие социологии  в Беларуси
      С утверждением белорусской нации, белорусской  государственности, белорусских культуры, искусства и науки складывались и основы белорусской социально-политической мысли. Ее истоки восходят к деятельности религиозных и общественных деятелей. Нельзя не учитывать геополитического положения Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие [10].
      Действительно значимым для социологии в Беларуси оказалось открытые Белорусского Государственного Университета (1921 г.) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета (первый ректор университета), С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии (Труды БГУ, Мн., 1923, № 4-5).
      Масштабы  научно-исследовательской работы в  области социальной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 году Института Беларуси, который возглавил В.М. Игнатовский.
      В этот период были организованы систематические  исследования в области социально-экономических  и социально-культурных проблем  развития белорусской нации (Е.М. Карский, С.М. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (С.М.Василевский, А.А.Гаваровский, С.М.Ривес). Работы этих авторов получили широкую известность в республике и за ее пределами. Правда, теоретико-методологическая база белорусских исследователей не отличалась оригинальностью, социологические идеи зачастую либо переплетались с работами исторического, этнографического или демографического характера, либо тяготели к работам общего, социально-философского плана. Белорусская социология не выходила еще на уровень конкретно-прикладных исследований, к которым с самого начала Советская власть относилась с известной долей подозрения. Кроме того, не была создана методическая база подобных исследований. Социология в этот период развивалась в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось в 1922 году.
      В 1927 году в Минске вышла в свет коллективная монография (Рабочая молодежь в Беларуси. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние”, подготовленная коллективом преподавателей кафедры социальной гигиены БГУ во главе с Б.Я. Смулевичем. Она вполне соответствовала стандартам прикладного социологического исследования. В этом же году под руководством С.М, Василевского было проведено выборочное исследование ценностных ориентаций и уровней культурного развития отдельных групп молодежи Беларуси. В его книге “Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психико-технических исследований” впервые в отечественной науке был дан систематический анализ основных методов конкретного социологического исследования. Под руководством П.Я. Панкевича осуществлено исследование образа жизни, состояния нравственного сознания и быта белорусского студенчества. Интерес представляют работа С.Я. Вольфсона “Социология брака и семьи”, вышедшая в Минске в 1929 году, и ряд других публикаций. Таким образом, в Беларуси в 20-е годы отчетливо прослеживается тенденция в научному осмыслению социально-политических процессов, происходивших в период Советской власти.
      В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. Обрушившиеся в этот период на белорусскую интеллигенцию репрессии уничтожили ее наиболее квалифицированное ядро. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских обществоведов. В 1929 году смещается с поста ректор В.И. Пичета, много сделавший для возрождения белорусской науки и культуры, утверждения белорусского языка в качестве государственного (преподавание в университете велось в основном на белорусском языке). В сентябре 1930 года он был арестован и в составе 115 научных сотрудников обвинен в связях с белой эмиграцией по так называемому “делу историка С.Ф.Платонова” и сослан в Вятку (освобожден в апреле 1936 года). Трагически оборвалась и жизнь В.М.Игнатовского – первого президента Академии Наук Беларуси. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек [7].
      Разрушительный  вал Великой Отечественной войны, дважды прокатившийся по Беларуси, довершил процесс искоренения национальной культуры, в том числе и ее научных достижений, особенно в сфере общественных наук. Обществоведение становится притягательным для разного рода карьеристов. Лишь после смерти И.Сталина и последовавшей “оттепели” 50-60 годов начинается возрождение социологии как в целом в Союзе, так и в Беларуси. Вновь оживляется интерес к социологической проблематике, хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.
      Повышение интереса к социальной проблематике, и особенно к конкретно-социологическим исследованиям, было характерно для специалистов всех стран социализма. На фоне изменения отношения к социологии в Советском Союзе оживляется интерес к социологии и в Беларуси. Интерес к ней начинают проявлять не только ученые, но и партийное руководство республики. Осенью 1965 года вышло постановление ЦК КПБ “Об организации конкретно-социологических исследований в республике”, в значительной мере стимулировавшее разработку ряда важных социологических проблем и решение организационных вопросов, направленных на развитие социологических служб и подразделений. Активно стали формироваться хоздоговорные группы, деятельность которых позволила расширить диапазон социологических исследований. Все это подготовило почву для открытия в 1990 году в рамках национальной академии Института социологии. С момента создания институт возглавлял профессор, академик НАН РБ Е.М.Бабосов, под руководством которого проведено большое количество конкретных социологических исследований, издан ряд фундаментальных работ. В частности, следует указать трехтомный коллективный труд об основных тенденциях изменения социальной структуры белорусского общества. Большой интерес представляют социологический анализ труда и экономики, осуществленный в монографиях профессора Г.Н. Соколовой и анализ социально-демократической сферы в работах С.А. Шавеля и А.А. Ракова.
      Параллельно с академическими структурами социология стала активно внедряться в сеть высших учебных заведений. С конца 60-х годов в вузах республики на базе общественных кафедр начинают создаваться группы и лаборатории социологического профиля, который на хоздоговорных началах изучали проблемы промышленной социологии, трудового коллектива, социального планирования и управления. В конце 60-х – начале 70-х годов такие группы были созданы в Институте народного хозяйства, в Белорусском Политехническом институте, Институте культуры и ряде других столичных и областных вузов.
      Большую известность в этот период получили работы профессора В.Н. Семенькова «Совершенствование социализма и общественное воспитание» (1966); «Производственный коллектив: труд, среда, воспитание» (1975); «Комплексный характер воспитания» (1979).
      В 1968 году в Белорусском госуниверситете была создана проблемная социологическая научно-исследовательская лаборатория. Первым ее руководителем был профессор И.Н. Лущицкий, затем доцент С.И. Деришев и профессора Ю.Г. Юркевич, Г.П. Давидюк, С.Д. Ларптенок. Начав со штата в четыре человека, лаборатория выросла в крупное научное подразделение, сыгравшее важную роль в возрождении социологической мысли Беларуси. Вначале лаборатория действовала в рамках кафедры истории философии, а затем – в 1971 году, когда в Белгосуниверситете была создана кафедра философии гуманитарных факультетов, которую возглавил профессор Г.П. Давидюк, она вошла в состав этой кафедры. Эти два подразделения – кафедра и лаборатория – и стали базой, на основе которой возрождалась социология как вузовская дисциплина.
      Лаборатория проводила конкретно-социологические  исследования на многих предприятиях Беларуси (изучались проблемы эффективности  воспитательной работы, студенческой молодежи, молодой семьи, трудовых коллективов, социального планирования, совершенствования методов управления). Руководители промышленных предприятий стали прислушиваться к голосу социологов, не без волнения ожидая результатов социологических исследований, когда очевидными становились недоработки управления. Так конкретная социология все шире входила в жизнь белорусского общества [4].
      Важным  шагом в становлении белорусской  школы социологов явилось учреждение в 1976 году Белорусского отделения советской  социологической ассоциации, преобразованного в 1991 году в самостоятельную Белорусскую  социологическую ассоциацию, возглавляемую Е. М. Бабосовым.
      Достижения  белорусских социологов позволили  им выйти на всесоюзную и мировую  арену. Они активно участвовали  в работе крупных социологических  форумов международного значения. Все  говорило о том, что в Беларуси сложилась школа социологии со своими традициями и достижениями. Не хватало лишь одного звена – подготовки специалистов –социологов с высшим образованием. Ощущалась необходимость открытия этой специальности в одном из вузов республики [10].
      В 1989 году в Белгосуниверситете был открыт философско-экономический факультет, в состав которого вошли отделения философии, политической экономии и социологии. В 1994 году был осуществлен первый выпуск социологов. Открытие отделения социологии потребовало и создания кафедры социологии, которая открылась в 1989 году. Первым заведующим этой кафедры стал профессор А.Н. Елсуков. Первоначально кафедра социологии состояла из заведующего, трех доцентов, одного докторанта и трех учебно-вспомогательных работников. В настоящее время на кафедре работает 7 докторов наук, профессоров, 9 кандидатов наук и два преподавателя. С кафедрой постоянно сотрудничают участвуют в учебном процессе ведущие социологи республики, среди них академик НАН РБ Е.М. Бабосов, член-корреспондент НАН РБ А.Н. Данилов, доктор социологических наук Г.Н. Соколова и др.
      В республике появились первые кандидаты  и доктора социологических наук, подготовленные в традициях местной  школы. Первыми докторами социологических  наук стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий, А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др. Первым кандидатом наук, имеющими базовое социологическое образование, стала Е.А. Коростелева.
      О развитии белорусской социологии говорит  и тот факт, что в 90-е годы был  создан ряд независимых (негосударственных) социологических институтов и центров  изучения общественного мнения: Белорусская  социологическая служба «Общественное мнение», возглавляемая Д.Г. Ротманом; Независимый Институт социально-экономических и политических исследований, возглавляемый профессором О.Т. Манаевым; Частно-исследовательское предприятие «НОВАК», возглавляемое профессором А.П. Вардомацким; Национальный центр стратегических инициатив “Восток-Запад”, возглавляемый в настоящее время профессором Л.Ф. Заикой [2]. 
 

      3. Словарь
      Институционализация - процесс упорядочения и формализации социальных связей, что невозможно без возникновения соответствующих социальных потребностей.
      Исследование - вид систематизированной познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов - наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п.
      Нация - исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.
      Общественное  мнение - важнейший компонент общественной жизни, выражающий взгляды, оценки, ценностные ориентации определенных групп людей или обществ в целом, воплощающий в себе коллективную совесть и имеющий силу неписанного закона.
      Научное исследование - это метод проверки теорий и гипотез путем применения определенных правил анализа к данным, полученным в результате наблюдений и интерпретации этих наблюдений в строго заданных условиях.
      Социальный  прогресс - глобальный, всемирно - исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации.
      Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Понятие социология введено в научный оборот французским философом-позитивистом Огюстом Контом (1798 - 1857 гг.) в работе "Курс позитивной философии" (1842 г.). О.Конт является основоположником современной социологии как науки.
      Статистика - числа, в суммарном виде отражающие распределение значений переменных или зависимости между переменными; признаки выборки, соответствующие определенным параметрам генеральной совокупности.
      Эволюция  социальная - совокупность необратимых изменений и усложнений общественной жизни, ее дифференциации и объединение на новом уровне организации преимущественно количественного характера, протекающих в различных социальных системах и общностях - в экономике, политике, культуре, в функционировании семьи и т.п.
      Эмпирическое  социологическое  знание - знание об объектах, процессах и явлениях социальной действительности, полученное при помощи эмпирических методов исследования - наблюдения, изучения документов, интервьюирования, массовых опросов населения и его различных групп, социальных экспериментов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Исходным  хронологическим началом российской социологии считается конец 60-х гг. ХIХ в., а завершился процесс самоопределения отечественной социологии к началу 20-х гг. ХХ в. В развитии российской социологической науки просматриваются три исторических этапа. В контексте эволюции понимания предмета социологической науки чётко просматриваются три исторических этапа развития российской социологии. Советские социологи-марксисты в 20—30-х годах провели ряд социальных и социологических исследований. Накапливался и отрабатывался методический инструментарий науки, ее исследовательская база, шел активный процесс накопления опыта организации проведения социологических исследований.
      Белорусская социологическая наука прошла достаточно длинный путь развития, который начался  с того, что социологическая мысль в Беларуси формировалось под влиянием представителей русской социологической мысли. Белорусская социологическая школа активно заявляет о себе фундаментальными и прикладными исследованиями, участием в международных конференциях, разветвленной сетью социологических служб, подготовкой молодых специалистов высокого класса и вносит существенный вклад в развитие социологии – одной из важнейших наук современного общества. Становление и развитие социологической науки в Беларуси в общих чертах воспроизводят историю советской социологии.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.