На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Естественно научная и гуманитарная культуры

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Филиал  ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКОГО  ЗАОЧНОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
в  г. Архангельске 

Кафедра Философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине
«Концепции  современного естествознания»
Тема: Естественно  – научная и гуманитарная культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Архангельск 2011    

Оглавление. 

I. Введение…………………………….……………………………..…….3
II. Естественно – научная и гуманитарная культуры…………………...4
Глава 1. Выявите  специфику и взаимосвязь естественно  – научного и гуманитарного типов культур………….…………………………………4
Глава 2. Дайте анализ роли «наук о природе» и «наук о духе» в развитии культуры……………………….…………………..………………………..6
Глава 3. Объясните  необходимость единства естественно  – научной и гуманитарной культур  в современном обществе…………..…………….11
III. Заключение……………………………………………………………...13
IV. Список использованной  литературы………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 

I.Введение
     Почти на всем протяжении ХХ века наблюдалось  противостояние двух сфер познания –  естественно - научной и гуманитарной. Английский ученый Ч. Сноу (1905-1980) сформулировал в середине ХХ века тезис об опасности этого противостояния, поскольку развитие естественных и гуманитарных наук не выходит на желаемый уровень интегративности. Ученый показал, что между традиционной гуманитарной культурой европейского Запада и "научной культурой", выросшей на основе развития естествознания и техники, возникает и углубляется существенный разрыв, если не сказать, пропасть.
     Целью моей работы является рассмотрение проблемы совмещения двух типов культур естественнонаучной и гуманитарной.
Задачи:
      выявить специфику и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур;
    проанализировать роль «науки о природе» и «науки о духе» в развитии культуры;
    объяснить необходимость единства естественнонаучной и гуманитарной культур в современном обществе.
При написании  работы мной была использована учебная, справочная литература  и электронные  ресурсы ВЗФЭИ. 
 
 
 
 
 

II. Естественно –  научная и гуманитарная  культуры.
    1.Выявите  специфику и взаимосвязь  естественнонаучного  и гуманитарного  типов культур.
    Слово «культура» в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура- это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных, научных и духовных ценностей.
    В сфере научной культуры выделяют культуру естественно - научного познания, культуру технического знания, культуру гуманитарного познания и др. В  рамках каждой из областей научной  культуры по-разному решаются вопросы  организации науки, отношения науки  и общества, науки и идеологии, науки и права и т.п. Наиболее сильно различия в решении данных вопросов проявляются между культурами естественно - научного и гуманитарного  познания. Это дает основание считать, что в настоящее время существуют две основные научные культуры: естественно  – научная и гуманитарная.
    Наиболее  четко различия между естественно  – научной и гуманитарной культурами сформулировал английский ученый и писатель Ч.П.Сноу (1905-1980) в своей работе «Две культуры», написанной в 1959 году. Он писал о том, что между так называемыми естественно – научной и гуманитарно – художественной культурами существует огромная пропасть, которая с каждым годом увеличивается.  Ученые, изучающие естественные и гуманитарные науки, все более и более не понимают друг друга, и это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.
    Естественно – научная культура базируется на знаниях, добытых человеком в  процессе изучения природы и явлений, происходящих в ней, а гуманитарная культура опирается на знания о поступках  людей, их ценностей и чувственной  оценке и ориентирована на гуманизм, нравственность, права человека, искусство, литературу, мифологию, религию и т.п. Следовательно, не существует резкой границы между гуманитарной и духовной культурой, сферы этих культур перекрываются. Это означает, что сфера разумной деятельности человечества и сфера его духовной деятельности взаимодействуют в соответствии с принципом дополнительности. Различия между естественными и гуманитарными науками носят фундаментальный характер, а следовательно, и формирующиеся на их основе естественно – научная и гуманитарная культуры также имеют принципиальные отличия. Однако, если рассматривать науку или культуру в целом, то можно видеть, что их естественные и гуманитарные компоненты являются взаимодополняющими. Единство и взаимосвязь естественных и гуманитарных наук и соответствующим им типов культур отражают единство и взаимосвязь природы и общества, с одной стороны, и человека, с другой стороны. В настоящее время развитие каждого из рассматриваемых типов культур достигло такого высокого уровня, что начался интенсивный процесс их взаимного обогащения. Это находит проявление , например, в формировании так называемых «симбиотических» наук (социологии, экологии, и др.), в гуманитаризации естественно – научного и технического образования и в фундаментализации естествознанием гуманитарного образования, в проведении гуманитарных экспертиз естественно – научных программ, затрагивающих жизненно важные интересы общества и отдельного человека. 
 
 

    2. Дайте анализ роли  «наук о природе»  и «наук о духе»  в развитии культуры.
     Постановка  проблемы различения «наук о  природе» и «наук о духе»  впервые была осуществлена во  второй половине XIX в.  Накопленные  с тех пор аргументы в пользу обособления двух типов научного знания выглядят примерно так.
    Объяснение - понимание.  Науки о природе  исходят из того, что природа для  нас есть нечто внешнее, материальное, чуждое.  Исследование явлений  сводится к их расчленению на причины и  следствия, общее и особенное, необходимое  и случайное и пр. Все в природе  жестко сцеплено причинной обусловленностью и закономерностями. А сведение явлений  природы к их причинам и законам  существования есть объяснение - главная  и определяющая познавательная процедура  в науках о природе.
      Науки о духе, напротив, имеют  дело с предметом не внешним,  а внутренним для нас. Явления  духа даны нам непосредственно,  мы их переживаем как свои  собственные, глубоко личные. Поэтому  дела человеческие подлежат не  столько объяснению, сколько пониманию.  То есть такой познавательной  процедуре, в которой мы можем  как бы поставить себя на  место другого и «изнутри»  почувствовать и пережить какое-либо  историческое событие, религиозное  откровение или эстетический  восторг. При этом жизнь человеческая  не сводится полностью к рациональным  началам. В ней всегда есть  место и иррациональному - в  принципе необъяснимым по причинно-следственной  схеме порывам и движениям  души.
      Именно поэтому истины в науках о природе доказываются: объяснение одинаково для всех и общезначимо. Истины же в науках о духе лишь истолковываются, интерпретируются: мера понимания, в чувствования, сопереживания не может быть одинаковой.
    Цель  наук о природе - отыскать общее в  разнообразных явлениях, подвести их под единое правило. И чем больше различных объектов подпадает под  найденное обобщение, тем фундаментальнее  данный закон. Обычный камень или  целая планета, галактика или  космическая пыль - различия несущественны, если речь идет о формуле закона всемирного тяготения: она одинакова  для любых подобных объектов. На поиск таких универсальных обобщений  и ориентированы естественные науки. Единичные объекты или отдельные  особи не имеют для них значения.
      Гуманитарная наука, если она хочет оставаться именно наукой, также обязана искать общее в объектах своего исследования и, следовательно, устанавливать общие правила, законы. Она это и делает, только весьма своеобразно. Ведь сфера ее компетенции - человек. А последний, как бы он ни был сир и убог, все же имеет в культуре большее значение, чем какой-нибудь электрон для физика-экспериментатора или бабочка для энтомолога. Поэтому пренебрегать его индивидуальностью, отличиями от других людей нельзя даже при установлении общего правила или закона. Общее в сфере гуманитарной реальности, разумеется, тоже есть. Но оно должно быть представлено лишь в неразрывной связи с индивидуальным.
      Таким образом, «индивидуализирующий» метод наук гуманитарных противопоставляется «генерализирующему» методу наук естественных. Они по отношению друг к другу противоположны. Одни нацелены на индивидуализацию, другие на интеграцию.
      Отношение к ценностям. Следующим параметром, разводящим гуманитарные и естественные науки по разные стороны баррикад, является их отношение к ценностям. А точнее - степень влияния человеческих ценностей на характер и направленность научного знания.
      Под ценностями обычно понимают общественную или личностную значимость для человека тех или иных явлений природной и социальной реальности. Это могут быть и конкретные предметы жизненного обихода (пища, кров, достаток), и высокие идеалы добра, справедливости, красоты и пр. В науке, допустим, высшей ценностью можно смело объявлять истину.
      Ценности в науках о природе  и в науках о духе являются  диаметрально противоположными, даже  в методах их разграничения.   Так,  разграничение ценностей  в  гуманитарных и естественных  науках происходит  ценности  «сомнительным» (в научном плане)  способом их обоснования. Суть  в том, что строго теоретически  обосновать выбор человеком тех  или иных ценностей невозможно, ибо для однозначной оценки  той или иной ценности  отсутствует  какая-либо объективная общая  норма. Таковы все суждения, в  которых оперируют понятиями  «лучше», «красивее», «справедливее»  и т.д. Они не подлежат проверке  на истинность, поскольку апеллируют  к человеческим ценностям, богатство  которых бесконечно, а выбор во  многом произволен.
      Таким образом, ценностная составляющая  знания оказывается существенной  в основном для гуманитаристики.  Из естествознания ценности упорно  изгонялись. Но, как показало развитие  событий в XX в., и естественные  науки не вправе считать себя  полностью свободными от ценностей.  Хотя, конечно, влияние последних  на естествознание гораздо меньше  и далеко не так очевидно, как  в области знания гуманитарного.
      Антропоцентризм. Из признания  ценностной природы гуманитарного  знания вытекает и ряд других  важных следствий для проблемы  различения гуманитарных и естественных  наук. В частности, естествознание  потратило немало усилий, чтобы  избавиться от присущего ему  на первых порах антропоцентризма - т.е. представления о центральном  месте человека в мироздании  в целом.
        На таком фоне подлинное утешение  и необходимую дозу  самоуважения  доставляют человечеству лишь  гуманитарные  науки. В них  человек по-прежнему находится  в центре внимания, представляет  собой главную ценность и важнейший  объект интереса. Гуманитарное знание  антропоцентрично по определению.
      Идеологическая нейтральность - нагруженное. Еще одним важным  следствием ценностной деформации  научного знания является его  идеологическая нагруженность.
      Теоретическое знание, в котором  представлен тот или иной социально-групповой  интерес, называется идеологией. Идеология не тождественна науке,  но частично с ней совпадает,  так как использует знание  теоретического, научного уровня.   Расхождение же между ними  лежит в области целей и  задач: наука ищет истину, идеология  стремится обосновать и оправдать  какой-либо социальный интерес.
      А поскольку истину в области  обществознания ищут вполне конкретные  представители определенных социальных  групп (наций, классов и пр.), то происходит взаимоналожение  научных и идеологических устремлений.  И гуманитарные науки невольно  оказываются идеологически нагруженными.
      В естествознании картина иная. Его объект - мир природы - по  счастью, не является полем  столкновения противоречивых общественных  интересов. И его конечные выводы  практически не затрагивают интересы  конкурирующих социальных групп.  Поэтому естественные науки идеологически  нейтральны. А если в них и  представлен какой-либо социальный  интерес - то, наверное, общечеловеческий.
      Но   в науке все же существует  идеологическая нагруженность –  разные научные школы имеют  собственную идеологию. Таким  образом,  в результате дифференциации  наук о природе, наук о духе,  возникают множество научных  и духовных школ, каждая из  которых может иметь собственную  идеологию.
      Субъект-объектное отношение. Различия  в объекте познания (мир природы  и мир человека) являются, конечно,  главным основанием выделения  специфики гуманитарных и естественных  наук.
      В области естествознания субъект  (человек) и объект познания (природа)  строго разделены. Человек как  бы наблюдает природный мир  «со стороны», отстраненно.
      В сфере же гуманитарной субъект  (человек) и объект познания (общество) частично совпадают. Это ведь, по сути, самопознание общества. Такое положение приводит к  весьма любопытным последствиям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.