На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Россия в первой половине XIX в. (реформы, М.М. Сперанский, восстание декабристов)

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       СОДЕРЖАНИЕ 

       Введение…………………………………………………………2стр. 

       Начало  царствования Александра I……………………...........5стр. 

       Внутренняя  политика………………………………………….7стр. 

       Реформы Сперанского………………………………………….9стр. 

       Революционеры-Декабристы………………………………….18стр. 

       Общественно-политическая мысль в 20-50 годы XIX века
       …………………………………………………………………..23стр. 

       Заключение…………………………………………………….26стр. 

       Список  использованной литературы………………………...27стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ
       В новый, XIX век Российская империя вступала могущественной державой.  В русской экономике окреп  капиталистический уклад, но по-прежнему определяющим фактором хозяйственной жизни страны  оставалось дворянское землевладение, соединившееся в годы правления  Екатерины II.  Дворянство расширило свои привилегии, только этому «благородному» сословию принадлежала вся земля, ему же на унизительных условиях была подчинена значительная часть крестьян, попавших в крепостное рабство.  Дворяне получили по Жалованной грамоте 1785 г. корпоративную организацию, которая оказывала большое влияние на местный административный аппарат.  Власти зорко следили за общественной мыслью.  Они предали суду вольнодума-революционера А.Н. Радищева - автора «Путешествия из Петербурга в Москву», а затем заточили его в далеком Якутске.
       Своеобразный  блеск российскому самодержавию придавали успехи во внешней политике.  Границы империи в ходе почти беспрерывных военных кампаний были раздвинуты: на западе в ее состав по разделам Польши вошли Белоруссия, Правобережная Украина, Литва, южная часть Восточной Прибалтики, на юге - после двух русско-турецких войн - Крым и почти весь Северный Кавказ.  Внутреннее положение страны между тем было непрочным.  Финансы испытывали угрозу постоянной инфляции.  Выпуск ассигнаций (с 1769 года) перекрывал запасы серебряной и медной монеты, накопленные в кредитных учреждениях.  Бюджет, хотя и сводился без дефицита, поддерживался только внутренними и внешними займами.  Одной из причин финансовых затруднений били не столько постоянные расходы и содержание расширившегося административного аппарата, сколько рост недоимок податей крестьян.  Неурожай и голод повторялись по отдельным губерниям каждые 3-4 года, а в целом по стране каждые 5-6 лет.  Попытки правительства и отдельных дворян увеличить товарность сельскохозяйственного производства за счет лучшей агротехники, о чем заботилось созданное в 1765 году Вольное экономическое, нередко лишь усиливали барщинный гнет крестьян, на что они отвечали волнениями и восстаниями.
       Сословный строй, который до этого существовал  в России, постепенно изживал себя, особенно в городах.  Купечество уже не контролировало всю торговлю.  Среди городского населения все более четко можно было выделить классы, характерные для капиталистического общества,- буржуазию и рабочих.  Они формировались не на юридической, а на чисто экономической основе, что характерно для капиталистического общества.  В рядах предпринимателей оказывались многие дворяне, купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне.  Среди рабочих преобладали крестьяне и мещане. В 1825 году в России было 415 городов и посадов.  Многие небольшие города имели аграрный характер.  В среднерусских городах было развито садоводство, преобладала деревянная застройка.  Из-за частых пожаров, случалось, опустошались целые города. 
       Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещалась в основном на Урале, Алтае и Забайкалье.  Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губерния, Тула.  К концу 20-х годов XIX  века Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.
       На  некоторых заводах началось применение паровых машин.  В 1815 году в Петербурге на машиностроительном заводе Берда  был построен первый отечественный  теплоход «Елизавета».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

НАЧАЛО  ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I 

       Самое начало  XIX века ознаменовалось внезапной сменой лиц на российском престоле.  Император Павел I, самодур, деспот и неврастеник, в ночь с 11 на 12 марта 1801 года был удавлен заговорщиками из высшей знати.  Убийство Павла было содеяно, ведома его 23-летнего сына Александра, который вступил 12 марта на трон, перешагнув через труп отца.
       Событие 11 марта 1801 года было последним дворцовым  переворотом в России.  Оно  завершило собой историю российской государственности XVIII веков.
       С именем нового царя все связывали  надежды не лучшее: «низы» на ослабление помещичьего гнета, «верхи» - на еще большее внимание к их интересам.  Дворянская знать, посадившая на трон Александра I, преследовала старые задачи: сохранить и упрочить в России самодержавно-крепостной строй.  Неизменной оставалась и социальная природа самодержавия как диктатуры дворянства.  Однако ряд угрожающе сложившихся к тому времени факторов заставлял александровское правительство искать новые методы для решения старых задач.
       Больше  всего дворян беспокоил рост недовольства «низов».  К началу XIX века Россия представляла собой державу, необозримо раскинувшуюся на 17 млн. кв. км от Балтийского до Охотского и от Белого до Черного моря.
       На  этом пространстве проживало около 40 млн. человек.  Достаточно сказать, что барщина в районах интенсивного земледелия составляла 5-6, а иногда и все 7 дней  в неделю. Помещики игнорировали указ Павла I о 3-х дневной барщине и не соблюдали его вплоть до отмены крепостного права. Крепостных тогда в России не считали людьми, их заставляли работать как тягловый скот, продавали и покупали, обменивали на собак, проигрывали в карты, сажали на цепь.  Этого не возможно было терпеть.  К 1801 году 32 из 42 губерний империи были охвачены крестьянскими волнениями, число которых превышало 270.
       Другим фактором, воздействовавшим на новое правительство, было давление со стороны дворянских кругов, требовавшие возвратить им привилегии дарованные Екатериной II.  Правительство вынуждено было учитывать распространение либеральных европейских веяний среди дворянской интеллигенции.  Потребности экономического развития вынуждали правительство Александра I к реформам. Господство крепостного права, при котором ручной труд миллионов крестьян, был даровым, мешало техническому прогрессу.  Промышленный переворот- переход от ручного производства к машинному, начавшийся в Англии с 60-х годов, а во Франции с 80-х годов XVIII века – в России стал возможным лишь с 30-х годов следующего столетия.  Рыночные связи между различными регионами страны были вялыми.  Более 100 тысяч деревень и сел и 630 городов, разбросанных по России, плохо знали, как и чем живет страна, а правительство об их нуждах и знать не хотело.  Российские пути сообщения были самыми протяженными и наименее благоустроенными в мире.  До 1837 года Россия не имела железных дорог.  Первый пароход появился на Неве в 1815 году, а первый паровоз  - лишь в 1834 году.  Узость внутреннего рынка тормозила рост внешней торговли.  Доля России в мировом товарообороте составляла  к 1801 году всего 3,7%.  Все это определило характер, содержание и методы внутренней политики царизма при Александре I. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВНУТРЕННЯЯ  ПОЛИТИКА 

       В результате дворцового переворота 12 марта 1801 года на российский престол вступил  старший сын Павла I Александр I. Внутренне Александр I  был не меньшим деспотом, чем Павел, но его украшал внешний лоск и обходительность.  Юный царь не в пример своему родителю, отличался прекрасной наружностью: высокий, стройный, с чарующей улыбкой на ангелоподобном лице.   В изданном  в тот же день манифесте он объявил о своей приверженности политическому курсу Екатерины II.  Он начал с того, что восстановил отмененные Павлом Жалованные грамоты 1785 года дворянству и городам, освободил дворянство и духовенство от телесных наказаний. Перед Александром I стояли задачи усовершенствования государственного строя России в новой исторической обстановке.  Для проведения этого курса Александр I приблизил к себе друзей своей юности - европейски образованных представителей молодого поколения родовитой знати. Вместе они образовали кружок, который назвали «Негласным комитетом».  В 1803 году был принят указ о «вольных хлебопашцах».  Согласно которому поещик при желании мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп.  Но помещики не спешили освобождать своих крепостных.  Александр впервые за всю историю самодержавия обсуждал в Негласном комитете вопрос о возможностях отмены крепостного права, но признал его еще не созревшим для окончательного решения.  Смелее, чем в крестьянском вопросе, были реформы в области просвещения.  К началу XIX  века административная система государства находилась в состоянии упадка.  Александр надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. Тройная нужда заставляла царизм реформировать эту область: требовались подготовленные чиновники для обновленного государственного аппарата, а также квалифицированные специалисты для промышленности  и торговли.  Также для распространения по России либеральных идей  необходимо было упорядочить народное образование.   В итоге за 1802-1804 гг. правительство Александра I перестроило всю систему учебных заведений, разделив их на четыре ряда (снизу вверх: приходские, уездные и губернские училища, университеты), и открыло сразу четыре новых университета: в Дерпте, Вильно, Харькове и Казани.
       В 1802 году вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел,  внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения  и юстиции. Но и в новых министерствах поселились старые пороки.  Александру были известны сенаторы, бравшие взятки.   Изобличать их боролось в нем с опасением уронить престиж Правительствующего Сената.  Нужен был принципиально новый подход к решению задачи.  В 1804 году был принят новый цензурный устав.  Он гласил, что цензура служит «не для стеснения свободы мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупотребления оною».  Отменен был Павловский запрет на ввоз литературы из-за границы, началось - впервые в России -  издание переведенных на русский язык сочинений Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Г. Рейналя, которыми зачитывались будущие декабристы.  На этом закончилась первая серия реформ Александра I , воспетая Пушкиным как «дней Александровых прекрасное начало». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       РЕФОРМЫ СПЕРАНСКОГО 

       Александру  I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора.  Михаил Михайлович Сперанский происходил из семьи сельского священника.  В 1807 году Александр I приблизил его себе.   Сперанский отличался широтой своего кругозора и строгой системностью мышления.  Он не терпел хаоса и сумбура.  В 1809 году по поучению  Александра он составил проект коренных государственных преобразований.  В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной.  Каждая из них, начиная с нижних звеньев, должна была действовать в строго очерченных рамках закона.  Создавались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным органом.  Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
       Все власти - законодательная, исполнительная и судебная - соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем.  Мнение Государственного совета, утвержденное царем, становилось законом. Ни один закон не мог вступить в действии без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете. 
       Реальная  законодательная власть, по проекту  Сперанского, оставалась в руках  царя и высшей бюрократии.  Действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль общественного мнения.  Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.
       По  проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами.  Мастеровые, домашняя прислуга крепостные крестьяне в выборах не участвовали.  Но пользовались важнейшими государственными правами.  Главное из них звучало так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». План реформ Сперанского.
              В первые годы царствования  Александра I Сперанский еще оставался в тени, хотя уже готовил некоторые документы и проекты для членов Негласного комитета, в частности по министерской реформе. После осуществления реформы он был переведен на службу в Министерство внутренних дел. В 1803 г. по поручению императора Сперанский составил «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в Росси», в которой проявил себя сторонником конституционной монархии, создаваемой путем постепенного реформирования общества на основе тщательно разработанного плана. 
            Однако практического значения  Записка не имела. Лишь в  1807 г. после неудачных войн с Францией и подписания Тильзитского мира, в условиях внутри политического кризиса Александр I вновь обратился к планам реформ.
              Новую роль Сперанский получил  не сразу. Сперва, как свидетельствовал  он сам, император поручал ему  «частные дела». Уже в 1807 г. Сперанского несколько раз приглашают на обед ко двору, осенью этого года он сопровождает Александра в Витебск на военный осмотр, а год спустя - в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Это был уже знак высокого доверия. Впоследствии в письме к Александру Сперанский вспоминал:
                «В конце 1808 года, после разных частных  дел Ваше величество  начали занимать  меня постояннее  предметами высшего  управления, теснее  знакомить с образом  Ваших мыслей... и  нередко удостаивая  меня провождать  со мной целые вечера в чтении разных сочинений, к сему относящихся. Изо всех сих упражнений, из стократных, может быть, разговоров и рассуждений Вашего величества надлежало, наконец, составить одно целое. Отсюда произошел план всеобщего государственного образования».
             Таким образом, план реформ, составленный  Сперанским в виде обширного  документа под названием «Введение  к Уложению государственных законов”»,  был как бы изложением мыслей, идей и намерений самого государя. Как верно замечает современный  исследователь этой проблемы С.В.Мироненко, «самостоятельно, без санкции царя и его одобрения, Сперанский никогда не решился бы на предложение мер, чрезвычайно радикальных в условиях тогдашней России». Что же это были за меры?
               Прежде всего Сперанский  настаивал  на тождестве исторических судеб России и Европы, тех процессов, которые в них происходили; со времени установления в России самодержавия при Иване Грозном «напряжение общественного разума к свободе политической всегда, более или менее, было приметно». Первые попытки изменить политический строй произошли при вступлении на престол Анны Иоанновны ив царствовании Екатерины II, когда она созвала Уложенную комиссию. Но «толпа сих законодателей не понимала ни цели, ни меры своего предназначения, но едва ли было между ними одно лицо, один разум, который мог бы стать на высоте сего звания», и в результате лишь  «грамоты дворянству и городам остались единственными памятниками великих ее замыслов». Отчего так произошло? Да потому , «начинания при императрице Анне и Екатерине II, очевидно, были преждевременны». Теперь же время для серьезных перемен настало. Об этом свидетельствует состояние общества, в котором исчезло уважение к чинам и титулам, подорван авторитет власти и «все меры правительства , требующие не физического, но морального повиновения, не могут иметь действия», а «дух народа страждет в беспокойствии Причина этих явлений не в ухудшении положения народа, ибо «все вещи остались в прежнем почти положении», а в том, что царит « выражение пресыщения и скуки от настоящего порядка вещей». Что же делать? Есть два выхода из положения.
              Первый состоит в том, чтобы  «облечь правление самодержавное  всеми... внешними формами закона, оставив в существе ему ту  же силу», и тогда «все установления  так должны быть соображены, чтобы они в мнении народном казались действующими,  но никогда не действовали бы на самом деле». Этот путь ведет «самовластию», т.е. к деспотизму , который обречен на гибель.
             Другой путь в том , чтобы  « учредить державную власть  на законе не словами , но самим делом». Для этого необходимо осуществить подлинное разделение властей, создав независимые друг от друга законодательств судебную и исполнительную власти. Законодательная власть осуществляется через систему выборных органов- дум, начиная с волостных и до Государственной думы, без согласия которой самодержец не должен иметь право издавать законы, за исключением тех случаев, когда речь идет о спасении отечества. Государственная дума  осуществляет контроль за исполнительной властью- правительством, министры которого ответственны перед ней за свои действия. Отсутствие такой ответственности- главный недостаток министерской реформы 1802 г. За императором остается право распустить думу и назначить новые выборы.
             Претворение плана Сперанского  в жизнь началось уже в 1809 г. В апреле и октябре появились указы, по которым, во-первых, прекратилась практика приравнивая придворных званий к гражданским, позволявшая сановникам переходить с придворной службы на высшие должности в государственном аппарате, а во-вторых, вводился обязательный образовательный ценз для гражданских чинов. М.М. Сперанский, самородок, достигший энциклопедических знаний постоянным самообразованием, с гневом и тревогой констатировал чрезвычайно низкий образовательный уровень российского чиновничества. А потому он добился у царя принятия в 1809 г. указа об «экзамене на чин», по которому все чиновники, не имевшие университетского образования, должны были подготовиться и сдать специальным комиссиям достаточно серьезный экзамен по вопросам права, экономики, истории, естествознания. Это должно было упорядочить деятельность государственного аппарата, сделать ее более профессиональной. Проводились меры по облегчению положения крепостных. Государственных крестьян запрещалось отныне передавать в частные руки. Крестьян уже нельзя было продавать, если при этом они разлучались с семьей. В 1801 - 1805 гг. Было отменено крепостное право в Прибалтике, но при этом крестьяне, получив личную свободу, не получали земли.
           Как и предполагалось Сперанским, 1 января 1810 года был создан Государственный совет, заменивший совет Непременный. Деятельность Государственного совета регламентировалась специальными документами, также подготовленными Сперанским. Поскольку создание Государственного совета рассматривалось в качестве первого этапа преобразований и именно он должен был утверждать планы дальнейших реформ, то поначалу этому органу были приданы широкие полномочия, которыми он затем должен был поделиться с Государственной думой. При этом, однако, было установлено, что решения Совета входят в силу лишь после их утверждения государем. Вместе с тем, если по первоначальному плану Государственный совет должен был координировать деятельность всех других органов власти, то теперь он получал и законосовещательные функции, потому что желаемой системы органов власти попросту еще не было и ее только предстояло создавать.
             В соответствии с намеченным  уже в первые месяцы 1810 г. состоялось  обсуждение проблемы регулирования  государственных финансов. Сперанский  составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста 2 февраля. Основная цель документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита, прекращения выпуска обесценившихся ассигнаций и увеличении налогов, в том числе на дворянские имения. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли.
            Одновременно в течение 1810 г.  Государственный совет обсуждал  подготовленный Сперанским проект  «Уложения гражданских законов»  и даже одобрил первые две  его части. Однако осуществление следующих этапов реформы затянулось. Лишь летом 1810г. началось преобразование министерств, завершившееся к июню 1811 г.: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, а также ряд новых Главных управлений.
             В начале 1811 г. Сперанский представил  и новый проект реорганизации  Сената. Суть этого проекта в  значительной мере отличалась  от того, что планировалось первоначально.  На сей раз Сперанский предлагал  разделить Сенат на два - правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться государем, а частично избираться от дворянства. Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хотя царь все равно утвердил его, реализован он так и не был. Что же касается создания Государственной думы, то о ней, как кажется, в 1810 - 1811 гг. И речи не было. Таким образом, едва ли не с самого начала реформ обнаружилось отступление о первоначального их плана, и не случайно в феврале 1811 г. Сперанский обратился к Александру I с просьбой об отставке.
          Почему, как пишет С.В.Мироненко,  «верховная власть оказалась  не в состоянии провести коренные  реформы, которые явно назрели и необходимость которых была вполне очевидна наиболее дальновидным политикам»?
             Причины, по существу, обнаруживаются  те же, что и на предыдущем  этапе. Уже само возвышение  Сперанского, превращение его  - выскочки, «поповича» - в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. В 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому еще более усилилась и, по его собственному признанию, он ста объектом насмешек, карикатур и злобных выпадов: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный совет, всеобщее недовольство достигло апогея. В письме к императору Сперанский писал:
          «... Я слишком часто и на всех почти путях встречаюсь и с страстями, и с самолюбием, и с завистью, а еще более с неразумием. <...> Толпа вельмож, со всею их свитою, с женами и детьми, меня, ни по роду моему, ни по имуществу не принадлежащего к их сословию, целыми родами преследуют как опасного уновителя. Я знаю, что большая их часть и сами не верят сим нелепостям; но, скрывая собственные их страсти под личиною общественной пользы, они личную свою вражду стараются украсить именем вражды государственной; я знаю, что те же самые люди превозносили меня и правила мои до небес, когда предполагали, что я во всем с ними буду соглашаться ...»
       Даже  поэтапный характер реформ и то, что на самом деле они не посягали на главную привилегию дворянства, да и вообще их подробности держались в секрете, не спасло положения. Результатом было всеобщее недовольство; иначе говоря, как и в 1801 - 1803 гг., Александр I оказался перед опасностью дворянского бунта. Дело осложнялось и внешнеполитическими обстоятельствами - приближалась новая война с Наполеоном.
             Возможно, отчаянное сопротивление  верхушки дворянства, интриги и  доносы на Сперанского (его  обвиняли в масонстве, в революционных  убеждениях, в том, что он французский шпион, сообщали о всех неосторожных высказываниях в адрес государя) в конечном счете все же не возымели бы действия на императора, если б весной 1811 г. лагерь противников реформ не получил вдруг идейно-теоретического подкрепления совсем с неожиданной стороны. В марте этого года Александр посетил Тверь, где жила сестра великая княгиня Екатерина Павловна. Здесь, в Твери, вокруг великой княгини, женщины умной и образованной, сложился кружок людей недовольных либерализмом Александра и в особенности деятельностью Сперанского. Среди посетителей салона Екатерины Павловны был и Н.М. Карамзин, замечательный русский историк, читавший здесь первые тома своей «Истории государства Российского». Великая княгиня представила Карамзина государю, и писатель передал ему «Записку о древней и новой России» - своего рода манифест противников перемен, обобщенное выражение взглядов консервативного направления русской общественной мысли.
             По мнению Карамзина, самодержавие - единственно возможная для России  форма политического устройства. На вопрос, можно ли хоть какими-то способами ограничить самовластие в России, не ослабив спасительной царской власти, - он отвечал отрицательно. Любые перемены, «всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надо прибегать только в необходимости». Однако, признавал Карамзин, «сделано столько нового, что и старое показалось бы нам теперь опасною новостью: мы уже от него отвыкли, и для славы государя вредно с торжественностью признаваться в десятилетних заблуждениях, произведенных самолюбием его весьма неглубокомысленных советников... надобно искать средств, пригоднейших к настоящему». Спасение же автор видел в традициях и обычаях России и ее народа, которым вовсе не нужно брать пример с Западной Европы и прежде всего Франции. Одна из таких традиционных особенностей России - крепостничество, возникшее как следствие «естественного права». Карамзин спрашивал:
            
            «И будут ли земледельцы счастливы, освобожденные от власти господской, но преданные в жертву их собственным порокам, откупщикам и судьям бессовестным? Нет сомнения, что крестьяне благоразумного помещика, который довольствуется умеренным оброком или десятиною пашни на тягло, счастливее казенных, имея в нем бдительного попечителя и сторонника». 

            Как видим, ничего принципиально нового в Записке Карамзина не содержалось: многие его аргументы и принципы были известны еще в предшествующем столетии. Неоднократно слышал их, по-видимому, и государь. Однако на сей раз эти взгляды были сконцентрированы в одном документе, написанном живо, ярко, убедительно, на основе исторических фактов и (что, может быть, было для императора самым главным) человеком, не близким ко двору, не облеченным властью, которую боялся бы потерять. Насколько в действительности все это подействовало на Александра, неизвестно. С Карамзиным он простился холодно и даже не взял текст Записки с собой. Правда. Вернувшись в Петербург, в беседе с французским послом он упомянул о том. Что познакомился в Твери с очень разумными людьми, но такая оценка еще не означала согласия. Важнее было другое: Александр конечно понимал, что неприятие его политики охватило широкие слои общества и голос Карамзина был голосом общественного мнения.
           Развязка наступила в марте  1812 г., когда Александр I объявил Сперанскому о прекращении его служебных обязанностей, и он был сослан в Нижний Новгород. Судя по всему, к этому времени давление на императора усилилось, а получаемые им доносы на Сперанского приобрели такой характер, что было просто невозможно и далее оставлять их без внимания. Александра вынуждали назначит официальное расследование деятельности своего ближайшего сотрудника, и, вероятно, он так бы и поступил, если бы хоть немного поверил наветам. Вместе с тем самоуверенность Сперанского, его неосторожные высказывания, о которых немедленно становилось известно императору, его стремление самостоятельно решать все вопросы, оттесняя государя на второй план, - все это переполнило чашу терпения и послужило причиной отставки и ссылки Сперанского.
              Так закончился еще один этап царствования Александра I, а вместе с ним и одна из наиболее значительных в русской истории попыток осуществить радикальную государственную реформу. Спустя несколько месяцев после этих событий началась Отечественная война с Наполеоном, завершившаяся изгнанием французов из России, за которым последовали заграничные походы русской армии. Прошло несколько лет, прежде чем проблемы внутренней политики вновь привлекли внимание императора.
       Осуществление проекта началось в 1810 году, когда  был создан Государственный совет.  Но затем дело остановилось: Александр все более входил во вкус самодержавного правления.  Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить гражданскими правами крепостных, открыто выражало недовольство.  Против реформатора объединились все консерваторы, начиная с Н.М. Карамзина и кончая А.А. Аракчеевым, попав в милость и к новому императору.  В марте 1812 года Сперанский был арестован и сослан в Нижний Новгород. 
 
 
 
 
 
 
 

РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ-ДЕКАБРИСТЫ 

       Война резко ускорила рост  политического сознания дворянской интеллигенции.  Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т. е. между потребностями национального развития 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.