На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Структура рынка: конкуренция и монополия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки РФ
Муниципальное образовательное  учреждение
ВОЛЖСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА 
 

Кафедра Экономическая теория 

Факультет заочного обучения 
 

Курсовая  работа 

по дисциплине: «Экономическая теория» 

на тему: «Структура рынка: конкуренция и монополия» 
 
 
 
 
 

                                                   Выполнил:
                                                          Студент 1курса
                                                         специальности
                                                                                «Менеджмент организации»
                                                гр. 1-зМ-2
                                                         

                                                                            Научный руководитель:
                                                                                    к. э. н. проф. Пономарева Н.М. 
 
 
 
 

Волжский 2010
Содержание:
Введение                                                                                                                   3
1. Рынок, структура и инфраструктура рынка                                               6
  1.1 Понятие и структура рынка                                                                              6
  1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы                                 11
  1.3 Принципы функционирования рынка                                                             25
  1.4 Инфраструктура рынка и её функции                                                             27
2. Характеристика и  значение конкуренции  на рынке                                   32
  2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная
конкуренция                                                                                                               32
  2.1.1 Ценовая дискриминация                                                                                37
  2.1.2 Монополия и эффективность                                                                       39
  2.1.3 Монополистическая конкуренция. Биржи и их роль в рыночной экономике                                                                                                                   40
  2.2 Виды конкуренции. Влияние налогов на поведение монополиста            51
3. Происхождение и  формы монополии                                                              54
  3.1 Монополия. Виды монополии                                                                          54
  3.2 Монополизм в России                                                                                       56
4. Различия и взаимосвязь  конкуренции и  монополии                                   66
  4.1 Входные барьеры, как причина различий между монополистическими и конкурентными рынками.                                                                                         66
  4.2 Динамика рыночных отношений  в РФ в переходной период                       69
Заключение                                                                                                               79
Список  использованной литературы                                                                  83
Приложение                                                                                                              85 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность  темы. В рыночной экономике выделяют различные типы рыночных структур, особенно яркими, занимающими диаметрально полярные позиции являются конкуренция и монополия.
     Диаметральная противоположность этих рыночных структур очевидна даже из их названия - «один  продавец» и «состязательность». Лучше понять сущность упомянутых типов  рыночных структур можно при помощи их детального сравнительного анализа, что и было проделано в рамках данной работы.
     Актуальность  исследуемой проблемы несомненна –  несмотря на ее огромную практическую значимость нельзя констатировать отсутствие значительного потенциала для ее исследования. Особенный интерес  представляет исследование этой темы еще и потому, что она помогает лучше понять сущность изменений происходящих в структуре рынка в последнее время, а также определить приоритетные направления его развития. Кроме того, исследование полярных рыночных структур позволяет лучше понять механизм функционирования промежуточных структур - монополистической конкуренции и олигополии.
     В экономической литературе мы видим  любопытные разобщения и путаницу понятий  конкуренции и монополии. В этой работе мы рассмотрим эти понятия  по отдельности, и увидим существующие различия между ними, конечно же, это приведет к углубленной и тщательной разработке основ обособленных теорий. В настоящее время выделяют следующие типы рынков: совершенная конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. За исключением совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России. Склоняясь на эти проблемы, я считаю, что моя тема курсовой работы максимально интересная.
     Целью данной работы является рассмотрение рыночных отношений, а также рассматриваются вопросы, связанные с инфраструктурой рынка, монополизации в России, а также проанализировать различия и взаимосвязь конкуренции и монополии.
     Данная  цель достигается посредством решения  ряда конкретных задач:
     1. Изучить понятие рынка, характеристику рынка можно раскрыть через его структуру и инфраструктуру.
     2. Охарактеризовать конкуренцию на  рынке, определить понятие ценовой дискриминации и рассмотреть поведение монополиста при влиянии налогов.
     3. Выяснить возникновение монополии  и как она проявляется себя в российской экономике.
     4. Изучить и найти различия конкуренции  и монополии на рынке.
       В связи с вышесказанными задачами, эта курсовая работа будет подразделяться на четыре главы. В первой главе ? выявим функции рынка, его структуру и инфраструктуру рынка. Во второй главе ? опишем виды конкуренции, то есть определим понятие ценовой дискриминации, осветим особенности монополистической конкуренции, рассмотрим монополию и эффективность, и изучим их в рыночной экономике, а также выявим влияние налогов на поведение монополиста. В третий главе ? рассмотрим происхождение монополии и монополизм в России. В четвертой главе ? выясним взаимосвязь между монополистическими и конкурентными рынками, а также и их различия.
     Решив построить рыночную экономику, надо, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка человеком препятствует несколько причин. Чтобы хотя бы в общих чертах уяснить смысл, суть, содержание рынка, надо рассмотреть принципы рыночной экономики и ее структуру.
     Проблемы  монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения.
     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая в еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.
     Таким образом, представляется необходимым  осуществить анализ монополии и  конкуренции под углом зрения, существенно отличающимся от подходов классиков.
     В работе использовались труды Э. Чемберлина, Джоана Робенса, Ф. Перу, Н.П. Кононкова и других. 
 
 

     1. Рынок, структура  и инфраструктура  рынка
     1.1 Понятие и структура  рынка
     Рынок нередко определяют как совокупность существующих и потенциальных покупателей  товаров. Вместе с тем в более  широком плане рынок определяется как совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров. Таким образом, рынок представляет собой обширную сферу проявления индивидуальных случайностей.
     Поскольку воспроизводственный процесс отражает объективную логику развития общества, рынок не может быть случайным явлением – его возникновение вполне закономерно, и связано с процессом развития общественного производства.
     Рынок зависит от политических, социальных, географических и других условий. Вместе с тем, бесспорно, рынок не только является регулятором, но и служит критерием целесообразности затрат на производство тех или иных товаров. Если товар не реализуется, затраты на него являются убытками для общества.
     Идеальных рынков в природе не существует, поскольку не может быть абсолютно свободных товаропроизводителей, покупателей и цен. Общество существует как большая система, в которой между всеми элементами имеется огромное число причинно-следственных связей, поэтому реально не может быть не только всех, но даже единичных продавцов, покупателей и цен, абсолютно свободных и независимых. Отсюда мы видим, что основными составляющими рынка являются: продавец, покупатель и продукт или услуга. Продавец выступает на рынке, определяя товар, цену, рекламу, сервис, бытовые сети. Покупатель определяет методы оценки и выбора товара. Поскольку все сделки осуществляются в условиях действия окружающей среды, то, естественно, среда не остаётся пассивной к продавцу и товару.
     Внешнюю среду образуют политические, социальные, правовые, общеэкономические и другие факторы, действующие на рынок. Это ещё раз подчёркивает, что принципиально не может быть абсолютно свободных продавцов, покупателей и цен.
     Рынок может существовать только в том  случае, когда он одновременно включает следующие рынки:
     - рынок средства производства;
     - рынок потребительских товаров;
     - рынок интеллектуальных продуктов;
     - финансовый рынок (который подразделяется  на рынок ценных бумаг и  рынок кредитов);
     - рынок рабочей силы.
     Следует видеть разницу между потребителем и покупателем. Применительно к потребительскому рынку продукты питания, например, покупает обычно хозяйка дома – следовательно, она является покупателем. Потребляют же эти продукты все члены семьи, поэтому он являются потребителями. Поэтому следует в каждом конкретном случае чётко определить, кто является конечным потребителем товара, что позволит установить обратную связь.
     На  практике, как правило, имеет место  рыночная ситуация, при которой либо спрос превышает предложение, либо предложение превышает спрос. В первом случае складывается ситуация, называемая рынок производителя, при которой предложение определяет максимум объёма продажи данного продукта или услуги на определённом рынке. Второй случай – это рынок потребителя, определяющий рыночную ситуацию, при которой спрос определяет максимум объёма продажи данного товара на каком-то рынке.
     Недостаточность предложения, типичная для рынка  продавца, может иметь разный диапазон. Она может быть постоянной или  временной, охватывать весь рынок или  только его отдельные сегменты, например региональные или отраслевые. Основное ограничение предложения вытекает из дефицита факторов производства – производственных площадей, оборудования, сырья, материалов, комплектующих изделий, запасных частей. Другое ограничение может быть следствием контроля предложения, чаще всего в виде административного распределения. Это лимитирует свободную продажу и создаёт условия для развития теневой экономики. Другое ограничение предложения связано с низкой эластичностью факторов производства во взаимосвязи с действием фактора времени. Это означает, что прирост продукции иногда можно получить только через продолжительное время, например из-за длительности производственно цикла.
     Рынок можно раскрыть как совокупность актов купли – продажи через его структуру, систему и инфраструктуру. Инфраструктуру рынка мы рассмотрим ниже.
     В реальной жизни можно установить рыночный спрос всей отрасли, а не отдельной фирмы. Для того чтобы  определить, каковы будут объемы продажи  производимого товара при изменении ею цены товара, фирма должна знать, как поведут себя другие фирмы отрасли (поскольку их реакция на действия фирмы, безусловно, скажется на уровне ее продаж), то есть знать структуру рынка. Под структурой рынка понимается внутреннее строение, расположение, порядок его отдельных элементов, а также их удельный вес в общем объеме.
     Структуру рынка можно классифицировать по ряду признаков:
     1.Экономические отношения, они состоят из: свободной конкуренции, монополистической, монополистической конкуренции, олигополистической, смешанной.
     2.Характер  производимого продукта, состоит из: товаров и услуг, капитала, рабочей силы, научно-технических знаний и другие.
     3.Способ  хозяйствования, бывает командно-распределительный  и государственно-регулируемый.
     4.Характер продаж, бывает оптовый и розничный.
     5.По  отраслям, например: автомобильная отрасль, сельскохозяйственная, машиностроительная и так далее.
     6.Правовое  положение, то есть легальный  и теневой.
     7.По  географическому признаку, подразделяется: местный, национальный и мировой.
     В экономической теории выделяет четыре основных вида рыночных структур:
     1.совершенная  конкуренция
      2.монополистическая конкуренция
     3.олигополия
     4.монополия
     Рассмотрим в краткости каждую по отдельности. Рынок совершенной конкуренции. Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при совершенной конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены. В такой ситуации достоинства рыночных механизмов проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.
     При несовершенной конкуренции расщепление  экономической власти ослаблено  или вовсе отсутствует. Поэтому  производитель приобретает известную  степень влияния на рынок. Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции.
     Рынок монополистической конкуренции. Монополистическая конкуренция возникает в том случае, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками. Этот тип конкуренции подробно рассмотрим в следующей главе.
     Рынок олигополистической конкуренции (олигополия). Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. Нетрудно догадаться, что на рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции. Ведь практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.
     Рынок чистой монополии. На таком рынке  для покупателя складываются самые  худшие условия. При чистой монополии  возможности покупателя торговаться  становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует. Именно так была устроена экономическая жизнь в нашей стране. Огромная доля продукции, особенно сложно-технической, выпускалась здесь всего одним предприятием абсолютным монополистом. Понятно, что в таком случае единственный метод борьбы покупателя с всевластием монополиста-изготовителя – просто не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.
     Прежде  всего, надо установить, по каким критериям  различаются рыночные структуры, которые  сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или  иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
     ? количество фирм, представленных на рынке  той продукции, которая выпускается  данной отраслью;
     ?характер производимой продукции (стандартная или дифференцированная);
     ?наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
     ?степень доступности экономической информации.
     1.2 Функции рынка. Рыночный механизм и его элементы.
     Утвердившиеся в обществе рыночные отношения оказывают  огромное воздействие на все стороны  хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций. Рынок выполняет многообразные функции, в которых раскрывается его содержание и роль. В экономической литературе их название пишут по-разному, в своей работе я опишу их так:
     1.Информационная, необходимая для человека в мире экономики. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
     2.Регулирующая. Она связана с воздействием  рынка на все  сферы экономики  и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы,  столь остро поставленные П.  Самуэльсоном: что производить? для кого производить? как производить? Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
     Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая “невидимая рука”, о которой писал еще Адам Смит: Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая, совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.
     3.Стимулирующая.  Рынок стимулирует развитие научно-технического  прогресса, заставляет снижать  себестоимость продукции, повышать  качество товаров и услуг, поскольку  только так можно выжить в  современной конкурентной борьбе.
     4.Распределительная.  Рынок обеспечивает распределение  и обмен созданного продукта между различными группами людей в соответствии с получаемыми доходами.
     5.Санирующая. Рыночный механизм – это не  благотворительная система. Она  и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабому. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных  хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости  всего хозяйства в целом.
     Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.
     Рыночный  механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.
     1)субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и т.д.);
     2) объекты (различных видов рынка  товаров);
     3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в  кооперации или конкуренции; 
     4) наличие информации о принимаемых  решениях для установления экономических связей;
     5) механизм ценообразования. 
       Рыночный механизм оптимизируется  за счет действия конкуренции.  Причиной возникновения конкуренции  является редкость ресурсов и  благ. Можно выделить конкуренцию  между продавцами и конкуренцию  между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.
     Рыночный  механизм устанавливает четкую зависимость между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
     Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.
     Государство осуществляет контроль над состоянием окружающей среды и утилизацией  отходов производства и делает для  этого определенные затраты. Такие  затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
     Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.
     Сам рыночный механизм порождает ряд  проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.
     Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.
     Косвенное вмешательство государства осуществляется по направлениям:
     1.стимулирование капиталовложений;
     2.обеспечение наиболее полной занятости;
     3.стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
     4.воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;
     5.поддержка устойчивого экономического роста;
     Но  так ли идеально действует рыночный механизм? Конечно, нет. Как у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и свои недостатки.
     К преимуществам рынка относят:
    эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
    возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства. Например, фермеру, занимающемуся производством молока, не нужно знать, сколько потребляют молока малыши, сколько других фермеров выращивают коров молочной породы, сколько денег тратят на молоко, 
    а не на сахар. Ему достаточно информации о ценах на молоко 
    и на корма,    о затратах на различные породы скота, электроэнергию, рабочую силу. Имея такую информацию, фермер сможет производить приблизительно-то количество молока, которое необходимо для потребителей;

    гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например, когда повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов;
    оптимальное  использование  результатов  НТР (научно-технических ресурсов). Стремясь, получить максимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на  риск, разрабатывают новые товары, вводят новейшие технологии,  что  позволяет им   иметь  временные  преимущества 
    перед конкурентами;

    свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
    способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.
     Следует отметить, что рыночный механизм характеризуется  ориентацией производителей на спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей.
     В центре рыночного хозяйства стоит  потребитель. Без вмешательства извне участники рыночного процесса решают вопрос о том, что производить, в каких количествах. Длительный разрыв между рыночным спросом и производством здесь невозможен, так как это противоречит интересам всех участников рыночного процесса. Поэтому рыночный механизм исключает дефицитность экономики (разумеется, в пределах ресурсов, которыми располагает данная страна).
     Теперь  рассмотрим, как справляется рыночный механизм с тремя основными экономическими задачами: что производить, как производить и для кого производить.
     На  вопрос: что производить — рынок отвечает спросом, т.е. желанием потребителей заплатить деньги за нужный товар. Поэтому рыночный спрос всегда означает оплаченный спрос и его нельзя смешивать с потреблением, которое потенциально безгранично. Чтобы подчеркнуть демократический характер рынка, в западной литературе сравнивают спрос с голосами на выборах. Из совокупности таких голосов складывается рыночный оплаченный спрос, который информирует производителей, в каких товарах нуждается рынок. Получив такую информацию, производители начинают расширять выпуск товаров или производить изделия, пользующиеся наибольшим спросом. Если товар не пользуется заметным спросом, они снижают объемы его производства.
     В качестве механизма, регулирующего  спрос, выступает денежная цена товара. Одна из важнейших ее функций состоит в информировании участников рынка о ресурсах, производственных возможностях, потребностях и вкусах покупателей и т.п. Вторая функция цены, тесно связанная с первой, заключается в том, чтобы вызывать у людей стимулы к изысканию методов наиболее экономного производства товаров из наличных ресурсов. Из нее вытекает третья функция цены - обеспечить такое распределение дохода, при котором учитывались бы количество и качество труда, вложенного в производство товаров. Как справедливо подчеркивает американский экономист М.Фридмен, все эти функции следует рассматривать в неразрывной связи друг с другом, ибо именно в своей совокупности они координируют и регулируют экономическую деятельность на рынке. Между тем существовали и до сих пор имеются попытки заменить принцип рыночного распределения дохода более совершенным, основанным на ложно понятом равенстве. Но тогда подрывается ценовой механизм регулирования рынка, подрываются стимулы к добросовестному труду, к поискам более совершенных методов производства и наиболее экономному использованию ограниченных ресурсов и, в конечном счете, к рациональному ведению хозяйства. Поэтому стремление к использованию двух функций ценового механизма в отрыве от рыночного распределения приводит, по сути дела, к отказу от рынка.
     Таким образом, ценовой механизм через  спрос регулирует производство. Именно цена диктует производителям, какие товары в настоящее время следует выпускать и в каком количестве. Поскольку производители конкурируют друг с другом, то рынок может быть перенасыщен какими-то товарами, хотя по другим может возникнуть дефицит. Но здесь снова вступает в действие механизм цен, ибо с падением спроса на товар цена на него падает, что заставляет производителей сокращать его выпуск. Очевидно, что с помощью механизма цен рынок реагирует и координирует производство и оплаченный спрос, а отнюдь не производство и потребление. Ведь потребление ничем не ограничено, а возможность производства всегда ограничены как имеющимися ресурсами, так и существующим оборудованием, инструментами и т.п. Ясно также, что хотя производители товаров не согласовывают свои действия и даже противодействуют друг другу в ходе конкуренции, тем не менее, механизм рынка заставляет их служить общей цели, учитывает и корректирует их стремление и интересы. Не зря, поэтому функционирование рыночного механизма уподобляют работе гигантского компьютера, но, в отличие от последнего, он без всяких программ и математического обеспечения регулирует экономические отношения между огромным числом производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Надежность рыночного механизма, его способность к коррекции и координации действий продавцов и покупателей подтверждена многовековой практикой, в процессе которой он возник и совершенствовался.
     На  вопрос: как производить — рынок также дает однозначный ответ. Речь, конечно, идет не о рекомендациях по технологии производства, которая непосредственно не касается экономики, а о том, какое производство оказывается наиболее эффективным и поэтому одерживает победу в конкурентной борьбе. Очевидно, что чем меньше издержки производства и чем больше объем его выпуска, тем меньшую цену может назначить продавец на рынке и тем самым выиграть в конкуренции с продавцами, издержки которых выше. Но чтобы уменьшить издержки производства, необходимо поднять производительность труда, применить новые достижения науки, технологии и организации производства, сократить непроизводительные расходы и т.п. Одним словом, рынок диктует производителям, как рациональнее и эффективнее вести хозяйство, чтобы не только выжить в конкурентной борьбе, но и максимизировать свои доходы.
     Наконец, на вопрос: для кого производить - рынок недвусмысленно отвечает: для тех потребителей, которые в состоянии купить товар, располагают деньгами. Ясно поэтому, что картина демократическою рынка, где каждый покупатель своим "голосом" влияет на производство, оказывается далеко не радужной, что в первую очередь относится к распределению товаров, ибо рынок дает товар тому, кто в состоянии заплатить за него, а не тому, кто в нем больше всего нуждается. На эту социальную несправедливость обычно указывают все критики рынка. Однако рынок как определенная структура организации экономической деятельности и не строился для реализации социальной справедливости в обществе. Его функция заключается в регулировании хозяйственной деятельности, организации эффективного обмена товарами.
     Что касается социальной справедливости, то она наилучшим образом может быть достигнута государством и органами его управления. Налагая определенные обязательства на граждан в виде налогов, повышая налоги на высокие доходы, государство в состоянии уменьшить разрыв между доходами различных групп населения и тем самым способствовать утверждению социальной справедливости. Рынок же ориентирован, прежде всего, на рациональную организацию хозяйства, оптимальное использование ограниченных ресурсов общества путем создания стимулов для умелых и инициативных работников, которые могут обеспечить победу в конкурентной борьбе.
     Конкуренция является важнейшим элементом рыночной экономики и вместе с механизмом цен служит необходимым ее регулятором. Разумеется, для конкуренции требуется наличие на рынке множества производителей однородных товаров, причем каждый из этих производителей не мог бы выбросить на рынок такое количество товаров, которое бы заметно повлияло на установившуюся рыночную цену. Иными словами, свободный рынок должен исключить господство монополий и максимально способствовать конкуренции. Такую конкуренцию называют совершенной или свободной, хотя на реальном рынке она в действительности нигде не наблюдается.
     На  первый взгляд, кажется, что поскольку каждый стремит  продать подороже и побольше, а купить подешевле, то никакого порядка и равновесия на рынке возникнуть не может. Ведь никакого согласования о ценах и количестве товаров между производителями не происходит, а потому на рынке может возникнуть либо дефицит одних товаров, либо избыток других. Но здесь вступает в игру конкуренция, или соперничество, многочисленных продавцов, их борьба за покупателя. Хотя каждый из них преследует свои цели и интересы, тем не менее, силой обстоятельств они вынуждены считаться с некоторой средней, равновесной или, как писал А.Смит (1723— 1790), естественной ценой. Этот результат действия конкуренции А.Смит сравнивал с действием "невидимой руки" по регулированию рыночных цен. По его мнению, конкуренция через механизм цен информирует участников рынка о возможностях, которыми они могут воспользоваться для эффективного применения тех ограниченных ресурсов, которыми располагает общество. В то же время рынок способствует концентрации знаний, умений и навыков, которые рассеяны в обществе и могут быть использованы для производства товаров.
     К недостаткам рыночного механизма относят:
     Говоря  о достоинствах  рынка, не следует забывать об его негативных сторонах, а также, разумеется, о тех проблемах, которые он не может решить по своей природе.
     Рыночная  конкуренция, по самой своей природе порождает тенденцию к монополизации. Из массы мелких производителей выделяются наиболее крупные, которые стремятся полностью овладеть рынком. Чтобы предотвратить такое саморазрушение рынка, необходимо на определенном уровне его развития осуществлять за этим процессом целенаправленный контроль.
     Монополизм  порожден рынком. О его существовании  можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен. Не следует отождествлять с монополией любое крупное предприятие в производстве, торговле, банковском деле. Источниками монополистических тенденций бывают мелкие и средние предприятия, государство и т.п. Конечно, внутри крупного бизнеса всегда скрыт изрядный потенциал монополизма. Любая мощная корпорация не прочь воспользоваться выгодами своего положения в производстве, тяготеет к установлению диктата над рынком, рассматривая это как один из эффективных вариантов экономического поведения. Но в современном рыночном хозяйстве такая возможность вовсе не обязательно превращается в реальность.
     Разрушение  рынков монополиями не сулит экономике  ни чего хорошего. Подавляя стимулы к технологическим инновациям, монополии делают экономику чрезвычайно расточительной, развивающейся главным образом за счет привлечения дополнительных ресурсов, обрекают ее на низкую эффективность. Для получения прибыли в отсутствие конкурентов не обязательно осваивать эффективные технологии, снижать затраты и расширять сбыт, достаточно установить монопольные цены и навязать их потребителям. Последним придется мириться и с тем, что товары будут продаваться в ограниченных количествах, а их качество снизится. В монополизированной экономике цены слабо реагируют на колебания потребностей и спроса, а монополии заглушают импульсы, которые идут от спроса к производству. В результате потребители надолго остаются наедине со своими потребностями, без необходимых им товаров и услуг.
     Рынок, конкуренция всегда были антиподами монополизма. В течение долгих лет их исторического противостояния именно рынок являлся той единственной реальной силой, которая препятствовала тотальной монополизации экономики. Там, где рынок продолжал работать, распространение монополизма не зашло слишком далеко. Установилось зыбкое равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы. Там, где рынок разрушили, монополизм, не встречая преград, поразил все народное хозяйство.
     Механизм "невидимой руки" рынка также  не улавливает проблему долгосрочного развития экономики. Рыночное хозяйство развивается неравномерно, периоды ускоренного роста чередуются с периодами застоя. Интересы экономической эффективности требуют, чтобы эти циклические колебания были максимально сглажены. Более того, в современных условиях быстрый экономический рост на стихийной основе становится вообще невозможным. Для ускорения нововведений нужны солидные ассигнования, как на долгосрочные научные исследования, так и на практическую реализацию их результатов. Поскольку рыночная саморегуляции, по самой своей природе эффективна лишь в краткосрочной перспективе, то необходима сознательная корректировка направленности экономического роста.
     Чистая  рыночная экономика и бережлива, и расточительна в одно и то же время. Стихийно приспосабливаясь к изменяющимся общественным потребностям, она лишь задним числом сигнанализирует о сложившихся диспропорциях, например, о том, что какого-то товара произведено больше, чем требуется. Изменение пропорций сопровождается потерями ресурсов, которые были израсходованы на создание излишней продукции. Циклическое развитие производства сопровождается недоиспользованием ресурсов, включая и трудовые.
     Ориентируясь  только на индивидуализированный платежеспособный спрос, рынок также не может уловить те общественные потребности, которые могут предоставляться не отдельным покупателям, а обществу в целом. Эти потребности удовлетворяются в форме так называемых общественных благ (развитие культуры, здравоохранение, охрана общественного порядка и т. п.).
     Стремление  к максимизации прибыли за счет экономии на издержках производства ведет к загрязнению окружающей среды и истощению не воспроизводимых естественных ресурсов. Дело в том, что рынок игнорирует интересы тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем данного товара
     Социальная  ограниченность рынка заключается в том, что он не может реализовать принцип социальной справедливости. Вопрос о том, для кого производить, решается в пользу тех, кто имеет больший доход, богатство. Поэтому многие жизненно необходимые товары и услуги в рыночной экономике недоступны семьям бедняков. Между тем современная гуманистическая культура требует обеспечить всем людям определенный жизненный стандарт независимо от трудового вклада. Рыночный механизм "невидимой руки" в принципе не предназначен для решения этой задачи.
     Распределение доходов в рыночной экономике  не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. В этом состоит некая социальная «несправедливость» рынка.
     Рыночное  распределение доходов социально  «несправедливо» по отношению к нетрудоспособным,  неимущим, безработным, не желающим трудиться. Государство организует перераспределение доходов, которое должно осуществляться в определенных пределах. На минимальную границу влияет уровень жизни в стране, текущее состояние экономики и выбранная модель ее регулирования. Максимальная граница обусловлена допустимыми размерами социальных выплат и налогов, а также негативными эффектами, которые могут деформировать рынок рабочей силы и рыночный механизм в целом.
     Рыночный  механизм так же не в состоянии  решить проблему инфляции.
     Инфляция  представляет собой одну из самых  тяжелых болезней экономики в 20-21 вв. Ее грозные симптомы зафиксированы как в рыночных хозяйствах, так и нерыночных, где механизм рынка разрушен административно-командной системой.
     Инфляция - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. По мере нарастания инфляции деньгам все труднее выполнять свои функции, обслуживать обращение товаров и услуг, платежные операции и т.п. Зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, инфляция долго не задерживается там, а распространяется дальше, поражая производство и потребление.
     Инфляция  в принципе неустранима, поскольку современная экономика инфляционная по своему устройству. Антиинфляционное регулирование - бессрочная, постоянная функция государства. Причины инфляции обусловлены неправильной денежной политикой центрального банка; бюджетным дефицитом независимо от способа его устранения; инфляционными эффектами милитаризации экономики; монополизацией рынков, влияющей на интенсивность инфляционного процесса; внешне экономическими факторами.
           Открытая инфляция проявляется в росте цен. Она деформирует, но не разрушает механизм рынка. Адаптивные инфляционные ожидания связаны с деформацией психологии потребителей и производителей в условиях инфляции. В основе инфляции издержек лежит взаимосвязь издержек и 
цен. Инфляция спроса характерна для экономики с чрезмерным использованием факторов производства, особенно труда. Неверные действия государства в сфере налогообложения могут привести к налоговой инфляции. Стремясь компенсировать будущие убытки, предприниматели провоцируют инфляцию ценовой накидки.

     Подавленная инфляция парализует механизм рынка. При административном контроле цен со стороны государства она выражается в повсеместном дефиците товаров. Подавленная инфляция способствует развитию инфляции предложения, когда на потребительском рынке к избытку спроса добавляется постоянная нехватка предложения товаров.
     Социальные  последствия инфляции для потребителей связаны с падением реальной ценности личных сбережений, снижением текущих реальных доходов. Неминуемо социальное расслоение и углубление имущественного неравенства населения.
     Для производителей социальные последствия  инфляции сказываются в утрате работниками стимулов к труду при подавленной инфляции; в отраслевых и региональных диспропорциях; в отрицательном влиянии на техническое состояние производства; в общем замедлении экономического развития. Цель антиинфляционной политики состоит в установлении надежного контроля над инфляцией и поддержании небольшого темпа роста цен.  Подавленную инфляцию следует перевести в открытую, с которой только и можно бороться. Антиинфляционные методы должны воздействовать непосредственно  на устойчивое  неравновесие  рынков  либо  на механизмы инфляции.
     1.3 Принципы функционирования рынка.
     Функционирование  рыночной экономики предполагает наличие определенных ее элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.
     Первым  и важнейшим элементом рыночной экономики выступают производители  и потребители. Они формируются  в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие — потребляют его. Потребление подразделяется на личное и производительное. При личном потреблении товары выбывают из  сферы производства и используются для удовлетворения личных нужд населения. Производительное потребление выступает, как продолжение процесса производства, когда товар используется для дальнейшей переработки другими производителями. В этом случае взаимодействие между производителями и потребителями устанавливается в качестве обмена результатами деятельности. В рыночном хозяйстве оно отличается постоянством, строится на основе специализации и проявляется в форме оптовых рыночных сделок.
     Вторым  элементом рыночной экономики выступает  экономическая обособленность, которая  обусловлена частной или смешанной  формами собственности на базе корпоративного управления производственными единицами.
     Третий  важнейший элемент рыночной экономики  — цены. Они — предмет особого  исследования. Здесь лишь сделаем  два замечания. Первое — цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от действующей конъюнктуры. Второе - цены определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе. Границы этой сферы определяются транзакционными издержками, то есть издержками обращения, связанными с обменом.
     Четвертым центральным звеном рыночной экономики  являются две составляющие - спрос  и предложение (смотрите Приложение 1). Спрос выступает на рынке в виде потребности в товарах. Потребители могут купить эти товары при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос выступает в качестве стимула к применению наиболее экономных методов производства и эффективного использования ресурсов. Спрос и предложение являются важнейшими элементами рыночного механизма, которые обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями материальных благ.
     Пятый элемент рыночного механизма - конкуренция  
(смотрите Приложение 2). Она, обеспечивает максимизацию прибыли и на этой основе расширение масштабов производства. Конкуренция выступает в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов и механизма регулирования пропорций. Адам Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики. Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и так далее. Кроме этого, неотъемлемым элементом рыночной экономики является рыночная инфраструктура. Рынок требует создания и функционирования товарных бирж, структур оптовой и розничной торговли.

     1.4 Инфраструктура рынка  и её функции.
     Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике.
     Все институты рыночной экономики можно условно разделить на две группы:
    институты общего назначения;
    специальные институты.
     Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции в составе рыночной инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации и иных задачей и целей, особенно если учесть, что многие из этих элементов принадлежат государству и используются не только в бизнесе в коммерческих целях. Эти институты ориентированы на преимущественное взаимодействие либо с товарными, либо с денежными потоками.
     Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры в этой части рыночной экономики относятся: дороги (автомобильные и железные); порты (речные, морские); аэродромы; грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах; склады (в том числе таможенные); предприятия связи; жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к институтам общего характера можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т. п. Характер этой части институтов инфраструктуры делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда – заинтересованность государства в их развитии), но и их приватизацию или коммерческой использование государством.
     Институты специального характера представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть, включающая предприятия оптовой и розничной торговли, так и государством в лице таможенных органов и иных регулирующих и контролирующих инстанций.
     Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.
     Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.
     Пригодность или непригодность института  инфраструктуры, равно как и степень  его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как  через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости образуется элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.
     Правовое  обеспечение инфраструктуры включает в себя систему законов и организаций (органов), которые их обеспечивают. Обычные суды разрешают имущественные  споры между гражданскими лицами. Споры юридических лиц разрешают третейские суды по выбору спорщиков и арбитражные органы.
     В основе выделения инфраструктуры, как  крупной сферы народного хозяйства  лежит различие между особенными и общими условиями производства.
     Особенные условия, к ним относятся конкретные формы технологического процесса, которые присуще к каждому виду производства в отдельности.
     Общие условия, относятся только к тем, без которых не может эффективно функционировать производство, но они  не связаны с технологией конкретного вида производства. Они создаются в результате производственной деятельности, на примере народного хозяйства, как транспорт, связь и другие.
     Особенность инфраструктуры определяется ее признаками. Во-первых, инфраструктура ? это  сектор экономики общего назначения. Во-вторых, инфраструктуре присущ характер коллективного потребления, особенно когда требуются новая форма организации производства. В-третьих, инфраструктура непосредственно влияет на процесс производства, хотя находится за её технологическими приделами. Круг инфраструктурных отраслей и элементов достаточно гибок, но в значительной степени изменяется под влиянием научно-технической революции.
     Недостатки  в работе предприятий и объектов инфраструктуры сказываются обычно на всей экономической деятельности народного хозяйства. Например, слабо развитая дорожная сеть на определенной территории, недостатки в работе транспорта вызывают разрыв цепи производства ? потребление.
     Развитие  инфраструктуры служит обязательным условием вовлечения в хозяйственный оборот новых природных ресурсов, рационального их использования, улучшения размещения производственных сил страны.
     Эффективность функционирования инфраструктуры четко  проявляется в снижении затрат, в  росте объема национального дохода. Это достигается в результате того, что технически развитая инфраструктура позволяет бесперебойно функционировать основному производству и, следовательно, производить большее количество продукта с минимальными затратами. Таким образом, инфраструктура народного хозяйства оказывает значительное влияние на увеличение национального богатства страны.
     Функции инфраструктуры следующие:
     1)облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов;
     2)повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
     3)организационное оформление рыночных отношений;
     4)облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
     Поскольку функцией инфраструктуры является обеспечение всего процесса производства, её можно рассматривать на трех уровнях:
     1. На микро-уровне инфраструктуру  понимают, как совокупность инженерно-технических  сооружений, необходимых для функционирования  отдельной отрасли;
     2.Мезоэкономика, или медиум-уровень (термин стал использоваться относительно недавно). Предполагает исследование законов функционирования определенных подсистем национальной экономики в территориальном (регион, область, город, район и т.д.) или отраслевом (промышленность, аграрный сектор, военно-промышленный комплекс и т.п.) разрезе, то есть инфраструктура анализируется применительно к определенному району или региону. Здесь она представляет собой системы сооружений, обеспечивающих непрерывную и эффективную связь предприятий основного производства в пределах района и нормальную жизнедеятельность населения этого же района.
     3.   На макро-уровне инфраструктура выявляется как совокупность общих экономических и социальных условий, обеспечивающих эффективное развитие страны в целом и удовлетворяющих потребности всех членов общества. Этот уровень инфраструктуры подразделяется на: производственную, социально-бытовую и институциональную.
     К институциональной инфраструктуре относятся все виды учреждений и  организаций, которые обеспечивают регулирование экономической и социальной жизни общества. Например - это банки, управление по социальной защите населения.
     Подобное  разграничение инфраструктуры важно  для практики экономического развития. Чтобы экономическое развитие проходило согласовано во всех звеньях: регион, отрасль, фирма нельзя допускать отставание ни одного из них. 
 
 
 
 

2. Характеристика и  значение конкуренции  на рынке.
2.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. Несовершенная конкуренция.
     Наиболее  мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Конкуренция, с перевода латинского, означает столкновение, состязание.
     Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
     Конкуренция выполняет в рыночной экономике  важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с разделением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
     Конкуренция имеет большое значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.
     При наличии конкуренции на рынке  производители постоянно стремятся  снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются  издержки и компания получает возможность  уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
     Чаще  всего рынок в зависимости от его конкуренции делят на две разновидности. Рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции. Рынок несовершенной конкуренции подразделяется на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции. Кратко про эти рынки мы рассматривали в предыдущей главе. А в этой главе рассмотрим подробней.
     Наивысшей конкуренции обладает рынок, где полностью отсутствует возможность влияния участников рыночного процесса на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Режим, рынка, совершенной конкуренции определяется следующими признаками:
     1. Количество, как продавцов, так и покупателей настолько велико, что ни один из них, и ни одна группа. И они не способны существенно повлиять на рыночные процессы. Прежде всего, на цены. Примером может служить рынок промышленных товаров, где продавцов очень - много, каждый из них продает свой товар. И изменение цены на товар одним продавцом совершенно не означает изменения цены другим продавцом, точно так же, как увеличение объема продаж одним продавцом не оказывает влияния на объемы продаж других, а, следовательно, на общую равновесную цену на рынке;
     2.Всеми продавцами предлагаются для продажи одинаковые, идентичные по свойствам товары и услуги, так называемый стандартизированный товар, который не предполагает индивидуальных характеристик товара, особых товарных знаков и марок. Такая однородность товара устраняет наличие неценовой конкуренции, то есть конкуренции, основанной на базе различий качества товара, рекламы. Покупателю все равно у кого покупать, главное для него цена. Примером таких однородных, стандартизированных продуктов выступает хлеб, пшеница, определенные виды одежды, обуви;
     3.Все продавцы и покупатели обладают полным объемом рыночной информации (о ценах, товарах, спросе, предложении);
     4.Покупатели и продавцы могут свободно входить на рынок и покидать его в силу отсутствия каких-либо законодательных, финансовых, технологических ограничений, барьеров;
     5.Все материальные, финансовые и прочие ресурсы очень мобильны, участники рынка могут свободно привлечь нужные ресурсы.
     Понятие несовершенной конкуренции включают все рыночные структуры, которые  не подпадают под определение  совершенной конкуренции. Для них характерны такие виды рыночной структуры, как олигополия, монополия и монополистическая конкуренция. Под несовершенной конкуренцией экономисты понимают в самом широком виде такие рыночные структуры, при которых фирмы могут иметь определенный контроль над ценами своей продукции.
     Несовершенная конкуренция определяется следующим  образом:
    рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;
    характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;
    рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.
     Так как модель совершенной конкуренции  является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.
     Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные  общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.