На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


научная работа Особенности становления глобальной экономики и интеграция стран в экономической, научной, образовательной сферах. Роль международных экономических организаций, анализ сотрудничества и динамики внешней торговли Республики Беларусь с Европейским Союзом.

Информация:

Тип работы: научная работа. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 25.07.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
Дисциплина
НАУЧНАЯ РАБОТА

на тему: Основные аспекты сотрудничества Республики Беларусь и Европейского Союза

студентка
ФБД, 2 курс, 611112 _______________ Е.И. Ленцевич (подпись)
_______________
(дата)
Руководитель _______________
Магистр (подпись)
экономических _______________
наук (дата) Н.В. Бокша
ПИНСК 2008-05-12
The abstract
Scientific work: ?? pages, ? drawing, ? tables, ?? sources, ? addenda
TECHNICAL HELP PROJECT, TURNOVER, EXPORT, IMPORT, BALANCE OF PAYMENTS, INVESTMENT, PREFERENCES, GDP, FOREIGN TRADE, INFLATION, FOREIGN TRADE DEFICIT, REAL INCOME
The objects of the research is European Union and its cooperation to Belarus.
The aim of the scientific work is a view of Belarusian foreign economic relations and analysis of its cooperation with European Union.
The methods of the research: historical, analysis of dynamics of the main macroeconomic indexes, comparison.
The problems of the scientific work: to familiarize with theoretical aspects of the emergence of European Union; to discover Belarusian relations with European Union; to analyze cooperation of Belarus to European Union; to discover the advantages of cooperation and forecasts of development of Belarusian national economy.
The author of the work confirms, that written in it calculated and analyzed material reflects the condition of the researched process right and objective, and all the theoretical, methodical and systematic positions and conceptions, borrowed from literary and other sources, are accompanied by links.
_______________________
(student's signature)
Введение
В настоящее время экономика любой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость от других стран. Между странами существуют разнообразные связи, экономические отношения, которые уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Происходит становление глобальной экономики, идущей на смену организованным по национальному признаку макроэкономическим государствам.
Интеграция стран в экономической, научной, образовательной сферах является причиной появления союзов государств, международных объединений и организаций, которые осуществляют межгосударственное регулирование экономических процессов, стимулируют международный обмен научно-техническими знаниями.
Объектом исследования являются международные экономические организации, которые представляют собой особую форму проявления экономического сотрудничества между различными странами. Они необходимы человечеству: их деятельность охватывает практически все формы сотрудничества государств и является основой укрепления мира и стабильности, создает предпосылки для успешного социально- экономического развития стран.
Предметом исследования являются взаимоотношения Европейского Союза с Республикой Беларусь, тенденции развития их сотрудничества и перспективы, открывающиеся стране после вступления в данную организацию.
Актуальность тематики определила цель исследования: обзор внешнеэкономических связей РБ и анализ ее сотрудничества с такой организацией как Европейский Союз для выявления перспектив дальнейшего укрепления их взаимодействия, что необходимо для успешного перехода страны к рыночной экономике и внедрения инновационных подходов во внутри- и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с теоретическими аспектами возникновения Европейского Союза, проанализировать его взаимодействие с Республикой Беларусь, выявить преимущества сотрудничества и прогнозы дальнейшего развития национальной экономики РБ.
Членство в ЕС является условием обеспечения устойчивого развития Республики Беларусь, включения ее в мировую политическую, экономическую, культурную и информационную систему, основанную на демократии, соблюдении фундаментальных прав и свобод человека, разделении властей и верховенстве закона, а также на рыночной экономике.
1. Европейский Союз как международная экономическая организация. Сотрудничество РБ и ЕС
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Отправной ее точкой принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950 года[9,c.172-176]. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества был подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951[10,c.733,c.741].
ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, улучшения условий труда и решения проблем занятости[32,c.283-286]. Интеграция угольной и металлургической отраслей промышленности открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 года членами ЕОУС Римского договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом)[3,c.5-15].
Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства[10,c.742-743].
Дипломатические отношения между РБ и Европейскими сообществами
были установлены в августе 1992 года. В ходе визита в Минск делегации Комиссии Европейских сообществ в ноябре 1992 года было принято решение о заключении между РБ и Европейскими сообществами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), призванного заменить Соглашение о торговле и экономическом сотрудничестве между СССР и Европейским экономическим сообществом, ЕОУС, Европейским сообществом по атомной энергии от 18 декабря 1989 г.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РБ и Европейскими сообществами было подписано 6 марта 1995 г. в Брюсселе.
С 1997 года, по мере упрочения внутренней и внешней самостоятельности Беларуси, в позиции ЕС стали нарастать критические подходы к политике белорусских властей.
15 сентября 1997 года Евросоюзом в одностороннем порядке были введены ограничения на сотрудничество с Беларусью, и процесс развития и укрепления институциональных отношений был приостановлен.
В марте 2006 года ЕС ввел санкции в отношении лиц, которых он считает ответственными за нарушение демократических норм при проведении выборов и за подавление выступлений оппозиции. ЕС заморозил счета и запретил въезд в страны-члены ЕС президента РБ А.Лукашенко и высокопоставленных белорусских чиновников.
С 21 июня 2007г. ЕС исключил Беларусь из Обобщенной системы преференций (ОСП). Ухудшение условий торговли с ЕС кажется малозначительным с точки зрения экономического расчета, но последствия нового торгового статуса Беларуси могут быть непредсказуемы. Обобщенная система преференций ЕС действует в отношении тех товаров, на которые установлены импортные таможенные пошлины. Наряду с 3300 товарами, которые можно ввозить в ЕС беспошлинно, есть 3700 «чувствительных» товаров. По ним таможенные пошлины значительно выше.Европейские партнеры белорусских предприятий весьма чувствительны к изменению таможенного режима ввоза товаров из Беларуси, и они не захотят заключать с производителями из РБ сделки себе в убыток или на худших условиях, чем у конкурентов. Значит, помимо финансовых потерь от отмены преференций Беларусь получила и ощутимый репутационный удар, финансовые последствия которого могут проявиться только через 2-3 года. ЕС поддерживает особые отношения со странами, которые являются его ближайшими соседями вдоль восточных и южных границ. Эти отношения определяются Европейской политикой соседства. При помощи этой политики он направляет свою деятельность на поддержку процессов политических и социально-экономических реформ в соседних странах и на их приближение к ЕС, в частности, при помощи постепенной экономической интеграции. Это даст возможность расширить пространство процветания, стабильности и безопасности, разделив с Беларусью преимущества, которые ЕС создал в течение 50 последних лет. Сотрудничая с соседями и партнерами Беларуси, ЕС стремится развить такие же отношения и с самой Беларусью. Это поможет усилить связи РБ со странами, которые уже стали частью Европейской политики соседства . В то же время это будет полностью соответствовать традиционным связям Беларуси с Россией, которая тоже является стратегическим партнером ЕС [2,c.733,c.741].
Ограничительная политика Европейского Союза в отношении Беларуси себя исчерпала. Необходим переход на новый этап во взаимоотношениях РБ и ЕС, в основе которых должны быть реализм и взаимное уважение. РБ заинтересована в прямом взаимодействии с Евросоюзом в сферах взаимного интереса: транзита, транспорта, энергетики, региональной и субрегиональной безопасности, противодействия трансграничным угрозам, охраны окружающей среды.
В Минске в скором времени откроется представительство Европейской комиссии. Наиболее вероятный претендент на пост главы миссии - Жан-Эрик Гольцапфель, координатор по связям с Беларусью представительства Еврокомиссии в Украине и Беларуси.
Представительство будет принимать участие в дипломатической жизни страны, рассказывать белорусам о Евросоюзе и информировать ЕС о том, что происходит в Беларуси. Еврокомиссия также имеет специальную компетенцию в области торговли. Основная ее деятельность - проекты по сотрудничеству.
Количество проектов и их бюджет зависит от взаимодействия между ЕС и Беларусью в целом.
Таким образом, членство в ЕС является не только формой защиты национальных интересов Беларуси, но и условием обеспечения ее устойчивого развития, включения в мировую политическую, экономическую, культурную и информационную систему, основанную на демократии, соблюдении фундаментальных прав и свобод человека, разделении властей и верховенстве закона, а также на рыночной экономике.
2. Проекты технической помощи ЕС Беларуси, анализ динамики внешней торговли между РБ и странами-членами ЕС, оценка исключения РБ из Обобщенной системы преференций

Европейский Союз -- второй после Российской Федерации важнейший торговый партнер Республики Беларусь. Торгово-экономические отношения между Республикой Беларусь и ЕС характеризуются высокой динамичностью и в течение последних нескольких лет вышли на качественно новый для РБ уровень.
Европейский Союз является крупнейшим донором технической помощи РБ, оказываемой через Программу технического содействия странам СНГ (ТАСИС). За годы действия ТАСИС в Беларуси реализовано 320 проектов на сумму около 204 млн. евро, или более 40 процентов от всей иностранной технической помощи (около 510 млн. евро), поступившей в нашу страну с 1991 года. В стадии реализации находятся 9 проектов на сумму более 26 млн. евро.
Еврокомиссия постоянно осуществляет проекты технической помощи Беларуси. Вот некоторые из них:
ь Серия проектов BOMBEL, цель которых - усовершенствование управления охраной государственных границ, обучение пограничников, поставка оборудования и технических устройств для охраны границ. Проект BOMBEL- 1 c бюджетом 4,7 млн. евро был реализован в 2005 - 2006 гг. В настоящий момент реализуется 2-я часть BOMBEL на сумму 8,8 млн. евро. На заставы Брестской пограничной группы поступило семь "УАЗ-51519" и десять "УАЗ-3909". B ближайшее время в рамках этого проекта планируется поставка в Брест еще 40 внедорожников.
ь BUMAD - программа борьбы с распространением наркотиков. Общий бюджет программы - около 4,2 млн. евро.
ь В сентябре 2006 г. начата реализация 2-й фазы проекта по Трансграничному менеджменту речных бассейнов. Проект, цель которого охрана и устойчивое развитие экосистемы бассейна реки Припять, будет реализовываться на протяжении 30 месяцев. Бюджет - 4 млн. евро.
ь Проект по финансированию постройки второй очереди пограничного терминала "Козловичи-2" на границе с Польшей имеет наибольший бюджет из всех проектов Еврокомиссии в Беларуси - 14 млн. евро.
ь 3 октября 2006 года был установлен последний пограничный знак на белорусско-латвийской границе в ходе церемонии, проведенной около места стыка границ между Беларусью, Латвией и Литвой. Этой церемонией было отмечено завершение демаркации границы между Беларусью и ее прибалтийскими соседями.
Европейская Комиссия выделила через программу ТАСИС 3,3 миллиона евро на демаркацию 820 км границы (170 км с Латвией и 650 км с Литвой) между ЕС и Беларусью. Демаркация была проведена в два этапа: с мая 2002 года по апрель 2003 года, была проведена демаркация большей части границы между Беларусью и Литвой, а в ходе второго этапа, начатого в октябре 2005 года, упор был сделан на оставшихся частях границы с Латвией.
Европейская Комиссия намеревается продолжать оказывать помощь в целях повышения эффективности пограничного контроля. Планы будущего сотрудничества включают в себя новый проект, направленный на улучшение пограничного контроля в РБ, причем вклад Европейской Комиссии составит 8,8 миллионов евро. 1 миллион евро будет выделено на проект по борьбе с торговлей людьми с участием Беларуси, Молдовы и Украины, и 6,5 миллионов евро будет выделено на проект по предупреждению незаконного оборота наркотиков [16,c.21-23].
Еврокомиссия будет заниматься проектами охраны окружающей среды, культуры, демократизации, трансграничного сотрудничества. В процессе разработки и согласования находится большой проект на сумму 5 млн. евро, целью которого является поддержка энергетической стратегии Беларуси, энергоэффективность и использование возобновляемых источников энергии.
РБ также вовлечена в реализацию трех программ добрососедства ЕС: «Польша-Украина-Беларусь», «Латвия-Литва-Беларусь» и «Регион Балтийского моря».
Под реализацию проектов по данным программам Европейским союзом для Беларуси и других вовлеченных в них стран (Россия и Украина) по линии ТАСИС выделено около 19 млн. евро.
На сегодняшний день ЕС является крупнейшим инвестором в экономику Беларуси. Объем привлеченных в 2006 г. в РБ из Европейского Союза инвестиций составляет около 2,8 млрд. долл.США, что на 125 процентов превышает аналогичный показатель 2005 г( 1, 24 млрд. долл.США)[18].
Из таблицы 2.1 видно, что основные объемы инвестиций поступали из Великобритании( 1445,3 млн. долл.США), Германии(401,7 млн. долл.США), Австрии( 276 млн. долл.США), Кипра( 243 млн. долл.США) и Латвии (150 млн. долл.США). Наиболее популярными для инвесторов остаются нефтехимический, энергетический и банковский секторы. Кроме того, инвестиции активно привлекаются в Беларусь в форме кредитных линий на модернизацию производственных мощностей предприятий.
Немаловажно и рассмотрение торговли ЕС с РБ, как показателя развивающихся и укрепляющихся взаимоотношений. Из таблицы 2.2 следует, что, начиная с 1997 года (1924 млн. долл. США), товарооборот нашей страны с ЕС увеличился почти в 7 раз( 13969 млн. долл.США) и более чем на 31 % ( 3350 млн. долл.США) превысил соответствующий показатель 2005 г (10619 млн. долл.США); белорусский экспорт возрос более чем в 18 раз(1997 г.-493 млн. долл.США; 2006 г.- 8984 млн. долл.США), а по сравнению с 2005 годом (7044 млн. долл.США), экспорт увеличился на 27,5% (1940 млн. долл.США). Отрицательное сальдо торгового баланса Беларуси с ЕС, которое в 1997 г. составляло 939 млн. долл.США, в 2003 г. впервые сменилось положительным (502,4 млн.долл.США) и в 2006 г. увеличилось до 4 млрд. долл.США. Импорт из ЕС составил в 2006 году 5 млрд. долл.США, по сравнению с 2005 годом (3574 млн. долл.США) увеличившись на 40 % (1411 млн. долл.США). Сальдо сложилось положительным в размере 3999 млн. долл.США и превысило на 529 млн. долл.США аналогичный показатель предыдущего года.
ЕС продолжает занимать первое место среди импортеров белорусской продукции. Удельный вес ЕС в общей структуре белорусского экспорта в 2006 г, равного 19734 млн. долл.США, составил свыше 45 % (8984 млн. долл.США).
В январе-июле 2007 года товарооборот РБ со странами Европы увеличился на 10,6 процента, при этом белорусский экспорт вырос на 1,3 процента. Положительное сальдо в торговле со странами Европы составило 2190 млн. долл.США [17].
По итогам 2007 г., экспорт в страны Европейского союза вырос на 17,4 % или на 1579,5 млн. долларов и составил 10,7 млрд. долларов. Доля стран ЕС в общем объеме белорусского экспорта составила 43,8 % (46,1 % в 2006 г.).
Из рисунка 2.1 следует, что наиболее крупными торговыми партнерами Беларуси из числа стран-членов ЕС являются Нидерланды (26,6 % от товарооборота с ЕС(13969 млн. долл.США)), Германия (17,3% - 2422,4 млн. долл.США на 2006 год), Польша (12,9%-1797,8 млн. долл.США), Великобритания (11,9% - 1659,6 млн. долл.США) и Литва (4,3% - 603,0 млн. долл. США).
Рассмотрим развитие внешнеторговых отношений с этими странами.
Из таблицы 2.3 видим, что товарооборот с Германией увеличивается. По сравнению с 2000 годом ( 819, 6 млн. долл.США), товарооборот в 2006 году увеличился на 195% ( на 1602, 8 млн. долл.США). По сравнению с 2005 годом (1829,5 млн. долл.США), товарооборот в 2006 увеличился на 32, 4 % (на 529, 9 млн. долл.США). Наблюдается увеличение экспорта и импорта. Экспорт в 2006 году ( 725,5 млн. долл.США) увеличился по сравнению с 2000 годом( 231, 7 млн. долл.США) на 212, 12% ( на 493,8 млн. долл.США), а импорт ( в 2000 году- 587,9 млн. долл.США) на 184% (1082 млн. долл.США) к 2006 году(1669,9 млн. долл.США) . Сальдо сложилось отрицательным в 2006 году (-917,4 млн. долл.США), в то время как в 2005 году сальдо составляло - 412, 7 млн. долл.США. Из табли и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.