Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Христианство и Киевская Русь

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«СИБИРСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
(ГОУ  ВПО «СГГА») 
 

                                              Кафедра гуманитарных наук

РЕФЕРАТ

 
НА  ТЕМУ: 

«Христианство и Киевская Русь» 
 
 

                     Выполнил:  Голиков М.В.
                     Проверил:   Фёдорова Г.И. 
                 
                 
                 

НОВОСИБИРСК, 2011г
Оглавление
Христианизация  Руси3
Христианство  при Владимире3
Христианство  при Ярославе Мудром4
Церковь и «Русская Правда»5
Раскол  в церкви и государстве10
Церковь в период татаро-монгольского ига12
Церковь и культура13
Заключение15
Список  используемой литературы16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Христианизация  Руси.
    Христианизация  Руси представляла собой длительный и постепенный процесс, который  начался раньше времен правления  Владимира, а конец датируется несколькими  столетиями позже его княжения.
    Существует  концепция, что христианство известно славянам с незапамятных времен. Так  в «Начальный свод» летописи 1116 г. была сделана вставка об апостоле Андрее, который совершил-де в своё время путешествие на север вплоть до Киева и Новгорода, проповедуя христианство. Иван Грозный заявлял : «…мы получили христианскую веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат апостола Петра, пришел в эти страны, чтобы пройти в Рим..». Но эта легенда совершенно безосновательна, так как Киев и Новгород совершенно не лежат на пути из Греции в Рим, да и зафиксирован данный факт более нигде не был.
    Но  следует понимать, что процесс  христианизации Руси начался за несколько  столетий до княжения Владимира. В те времена славяне проводили систематические  военные походы на Византию, и неминуемо  были ознакомлены с религией и  культурой обитателей. Так же, наверняка, торговые связи с Византией и  контакты с частично христианизированными хазарами непременно принесли на Русь знания о христианстве. Однако из всех князей до Владимира лишь княгиня  Ольга приняла христианскую веру.
    Христианство  при Владимире.
    После становления Владимира единоличным  главой Киевской Руси, он установил  святилища в честь группы языческих  божеств близ своего дворца. Главным божеством этого святилища был Перун, который ранее не пользовался почитанием на Руси. Добрыня, которого Владимир посадил в Новгороде на правление, так же поставил идол Перуна над рекою Волхвом, и новгородцы приносили ему жертвы как богу. Таким образом Владимир пытался создать единый культ Перуна, «киевского бога», не исключая местных богов, но подчиняя их центральному. Позднее Владимир осуществил единый государственный культ, приведя Русь к христианству.
    События «Крещения Руси» не ясны. Летопись говорит, что к Владимиру являлись полы от народов, исповедующих различные  религии, и убеждали его принять  свою веру. Однако Е.Е. Голубинский и  большинство историков считают  этот факт неисторичным, основываясь на то, что в более ранних источниках никаких сведений о приходе миссионеров различных религий в Киев не имеется. И так, ясно, что в конце 80-х годов X в. Князь Владимир христианскую веру от византийского духовенства. Мотивы, побудившие Владимира принять христианство ясны. Ему требовалась религия, которая должна укрепить централизованную власть и государство, а также Византия стала политическим и экономическим союзником Руси на юге. После принятия христианства Владимиром перед ним встала иная, более трудная задача – христианизация всей Руси. Водное крещение стало событием, которое убеждало людей в ложности старой веры и истинности новой. Вот как это описывается в летописи. Князь послал по всему городу глашатаев со словами: "Если не придет кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - да будет мне враг". "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! Прогоняют меня отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не слышно было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не буду уже царствовать более в этих странах". После началось крещение всей Руси. У людей не было выбора. Знать с радостью принимала новую веру, т.к. была заинтересована в этом,  а низы завоевывались постепенно. Иногда христианизация встречала сопротивление, но оно подавлялось. Народные массы видели в христианстве развитие феодальных отношений, оно воплощало в их глазах те порядки, которые были развиты в христианских странах.
    Христианство  при Ярославе Мудром.
    Несмотря  на то, что Владимир крестил Русь, основателем русской церкви стал его преемник Ярослав Мудрый (1015-1054). В летописи это охарактеризовано так, что Владимир землю вспахал  и размягчил, а Ярослав ее засеял.
    Ярослав Мудрый понимал, что церковь может  помочь ему сохранить единство государства. Церковь не могла развиваться сама собой и в данных условиях князь был вынужден пользоваться помощью и руководством Византии. В 1037г. Русь получила из Византии первого метрополита – грека Феофемпта. Киевская метрополия быстро выросла и даже стала богатейшей из состава византийской патриархии. Но через назначаемых и поставляемых метрополитов Византия могла оказывать влияние на политические дела в государстве. Ярослав сделал все, чтобы избавиться в церковном отношении от установившейся вначале зависимости. Ярослав понимал, что фундаментом церкви  являются кадры низшего духовенства и в 1030 г. только в Новгороде князь собрал 300 человек для обучения в приходские священники. В 1074 г. он поставил митрополитом русского священника Илариона. Важным делом было замещение еписпокских кафедр. Комплектованию состава высшего духовенства способствовали монастыри, в которых было не мало представителей высших слоев населения. Вскоре церковь укрепилась, состав высших слоев духовенства был разбавлен «своими» людьми, а низшая часть и вовсе была заменена ими. Церковь превращалась в мощный политический и хозяйственный механизм, доходы ее возрастали. Церковь более не нуждалась в материальной поддержки князей, скорее она начала поддерживать их. Она освящала светскую власть, оказывала ей идеологическую поддержку.
    Церковь и «Русская Правда».
    Судебная  власть церкви устанавливалась над  всем христианским населением Руси, по определенным делам. Над некоторыми группами населения церковный суд  устанавливался по всем делам, так же как суд над населением церковных  земель. В целом ряде случаев действие церковных уставов накладывалось  на сферу действия государственного законодательства, основным источником которого была Русская Правда. 

    В Русской Правде не раз встречаются  замечания, что так “судил” или  “уставил” Ярослав. Но в Правде можно встретить несколько постановлений, изданных преемниками Ярослава, его  детьми и даже его внуком Владимиром Мономахом. Русская Правда была плодом законодательной деятельности не одного Ярослава. 

    В Русской Правде нет одной важной особенности древнерусского судебного  процесса, одного из судебных доказательств  – судебного поединка или поля. Между тем сохранились в древних  источниках истории России следы, указывающие  на то, что поле практиковалось как  до Русской Правды, так и долго  после нее. Этот документ игнорирует его, не хочет признавать. Можно объяснить это непризнание: духовенство настойчиво на продолжении веков проповедовало против судебного поединка, как языческого остатка, обращаясь даже к церковным наказаниям, чтобы вывести его из практики русских судов, но долго его усилия оставались безуспешными. 

    По  разным спискам, Русская Правда является в нескольких основных редакциях. Краткая  редакция попадается чаще в памятниках чисто литературного свойства, не имевших практического судебного  употребления, в летописях. Пространная  Правда встречается большей частью в Кормчих, иногда в сборниках  канонического содержания, которые  носили название Мерила праведного. Эта  редакция Русской Правды встречается  среди юридических памятников церковного или византийского происхождения, принесенных на Русь духовенством и  имевших практическое значение в  церковных судах. Древняя русская  Кормчая– перевод византийского Номоканона, о чем уже говорилось выше. Номоканон –свод церковных правил и касающихся Церкви законов византийских императоров. Этим сводом и руководствовалась древнерусская Церковь в своем управлении и особенно в суде по духовным делам. Византийский Номоканон, наша Кормчая, является в нашей письменности с целым рядом дополнительных статей. Одной из них, а не самостоятельным судебником, является Русская Правда, которая составлялась под влиянием памятников византийского права. Составители, ничего не заимствуя дословно из этих памятников, ими руководствовались. Читаемый нами текст Русской Правды сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой руководствовались ее составители в своей работе. Этим объясняется, почему в Русской Правде нет постановлений о политических преступлениях, которые не подлежали церковному суду, об оскорблении женщин и детей и об обидах словом, которые разбирались исключительно церковным судом на основании не Русской правды, а особых церковных законов. 

    Церковь судила всех христиан, духовных и мирян, по некоторым делам духовно-церковного характера, а некоторых христиан, духовных и мирян, по всем делам, церковным  и нецерковным, гражданским и уголовным. Для церковного суда над этими христианами по нецерковным делам и был необходим церковным судьям писаный свод местных законов. Эта необходимость обуславливалась двумя причинами:
    1) первые церковные судьи были  греками или южными славянами,  не знавшими русских юридических  обычаев;
     2) этим судьям был нужен такой  свод законов, в котором были  бы устранены или изменены  некоторые обычаи, особенно претившие  нравственному и юридическому  чувству христианских судей, воспитанных  на византийском церковном и  гражданском праве. 
    Этими потребностями и была вызвана  в церковной среде попытка  составить кодекс, который воспроизводил  бы действовавшие на Руси юридические  обычаи применительно к изменившимся под влиянием Церкви понятиям и отношениям. Плодом этой попытки была Русская  Правда. 

    Изначальными  источниками Русской Правды были: “закон русский”, то есть обычное право  древней языческой Руси, который  и лег в основу Русской Правды, был основным ее источником. Так  же составители пользовались и другими  источниками, которыми служили постановления, изменявшие или развивавшие древний  юридический обычай Руси. Такими источниками  были: законодательные постановления  русских князей, судебные приговоры  князей по частным случаям, законодательные  проекты духовенства, принятые князьями. 

    Главное содержание Русской Правды составляет юридическое определение деяний, которыми одно лицо причиняет вред другому. За некоторые из тех деяний закон полагает лишь частное вознаграждение в пользу потерпевшего, за другие сверх  того и правительственную кару со стороны князя. Деяния первого рода–  гражданские правонарушения, деяния второго рода –уголовные преступления. Русская Правда отличала личное оскорбление, обиду, нанесенную действием лицу, от ущерба, причиненного его имуществу, но и личная обида, физический вред, рассматривался законом преимущественно с точки зрения ущерба хозяйственного. Она строже наказывала за отсечение руки, чем за отсечение пальца, потому что в первом случае потерпевший становился менее способным к труду, т. е. приобретению имущества. Смотря на преступления преимущественно как на хозяйственный вред, Правда карала за них возмездием, соответствующим тому материальному ущербу, который они причиняли. Русская Правда обращает мало внимания на мотивы преступления и не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Она имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Правда не знает преступлений нравственного характера, ей чужда мысль о нравственной справедливости. 

    Русская Правда была верным отражением русской  юридической действительности XI –XII веков, но неполным отражением. Она  воспроизводит один ряд частных  юридических отношений, построенных  на материальном, экономическом интересе. Но в эти отношения все глубже проникал с конца Х века новый  строй юридических отношений, который  создавался на ином начале, на чувстве  нравственном. Эти отношения проводила  в жизнь Церковь. 

    Церковный Устав князя Владимира определяет положение Церкви в новом для  нее государстве. Церковь на Руси ведала в то время не только одно дело спасения душ: на нее было возложено  много чисто земных забот, близко подходящих к задачам государства. Она является сотрудницей мирской  государственной власти в устроении  общества и поддержании государственного порядка. Церкви была предоставлена  широкая юрисдикция над всеми  христианами, в состав которой входили  дела семейные, дела по нарушению неприкосновенности и святости христианских храмов и  символов, дела о вероотступничестве, об оскорблении нравственного чувства, о противоестественных грехах, о  покушениях на женскую честь, об обидах словом. Церкви было предоставлено  устраивать и блюсти порядок семейный, религиозный и нравственный.
    В ведомстве Церкви состояли и сами учреждения, в которых находили убежище  церковные люди: монастыри, больницы, богадельни. Все это ведомство  Церкви определено в Уставе Владимира  общими чертами, часто одними намеками. Церковные дела и люди обозначены краткими и сухими перечнями. Практическое развитие начал церковной юрисдикции, изложенных в этом Уставе, можно  найти в церковном Уставе его  сына Ярослава. Это уже довольно пространный и стройный церковный  судебник. Он повторяет почти те же подсудные церкви дела и лица, какие перечислены в Уставе Владимира, но сухие перечни последнего разработаны  в тщательно сформулированные статьи со сложной системой наказания и, по местам, с обозначением самого порядка судопроизводства. 

    Эта система и этот порядок построены  на соотношении понятий греха  и преступления. Грехами ведает Церковь, преступлением – государство. Всякое преступление Церковь считает грехом, но не всякий грех государство считало  преступлением. На комбинации этих основных понятий построен порядок церковного суда в Уставе Ярослава. Все дела определяемые в Уставе, можно свести к трем разрядам: 1)дела только греховные, без элемента преступления, например, употребление запрещенной церковными правилами пищи, судились исключительно  церковной властью без участия  княжеского судьи; 2)дела греховно-преступные, воспрещенные и церковными правилами, и гражданскими законами, например, умычка девиц, разбиралась княжеским судьей с участием судьи церковного; 3)дела третьего разряда, преступления, совершенные церковными людьми, как духовными, так и мирянами. По Уставу Владимира, всеми делами таких людей ведали церковная власть, но и князь оставлял за собою некоторое участие в суде над ними. Наиболее тяжкие преступления, совершенные церковными людьми, душегубство, татьбу с поличным, судил церковный суд, но с участием княжеского, с которым он делился денежными пенями. 

    Устав Ярослава внес новые понятия в  русское право и юридическое  сознание. Во-первых, он осложнил понятие  о преступлении, о материальном вреде, причиняемом другому, мыслью о грехе, о нравственной несправедливости или  нравственном вреде, причиняемом преступником не только другому лицу, но и самому себе. Во-вторых, подвергал юридическому вменению греховные деяния, которые  старый юридический обычай не считал вменяемыми, такие как умычка девиц, обида словом. В-третьих, согласно новому взгляду на преступление, осложнял действовавшую систему наказаний, состоявшую из денежных пеней, нравственно-исправительной кары, епитимьи и заключения в церковном доме, соединенного с принудительной работой в пользу Церкви. 

    Церковь оказывала большое воздействие  на быт и нравы русского общества в первые века его христианской жизни. Церковь не изменила ни форм, ни оснований политического порядка, который она застала на Руси, она только старалась устранить некоторые тяжелые его следствия, например, княжеские усобицы, и внушить лучшие политические понятия, разъясняя князьям истинные задачи их деятельности и указывая наиболее пригодные и чистые средства действия. Точно также, не касаясь ни форм, ни начал русского юридического быта, она прививала к нему новые, лучшие юридические понятия и отношения и с помощью их изменяла быт и нравы общества. Особенно глубоко было ее воздействие на дух и формы частного гражданского общежития. Здесь она разрывала старый языческий родовой союз создавая новый–христианскую семью. Средством для этого было церковное законодательство о браке. Церковными правилами были точно определены степени родства, в которых запрещались брачные союзы. Точными и строгими предписаниями об отношениях между мужем и женой, между родителями и детьми Церковь очищала нравы, вносила право и дисциплину туда, где прежде господствовали инстинкт и произвол.
    Раскол  в церкви и государстве.
    В 1054 г. произошел церковный раскол, при котором единая христианская Церковь раскололась на православную во главе с Константинопольским  патриархом и на католическую во главе с Папой. Так как митрополитом Киевской Руси, то есть главою русской Церкви, в то время был русский - Илларион, поставленный против воли Константинопольского патриарха Керуллария, то русская Церковь первоначально в расколе не участвовала и сохраняла единство с Апостольской Столицей. Римские послы, отлучившие от Церкви патриарха Керуллария, отправились в Киев, для ликвидации в Киевской Руси влияния Константинопольского патриарха Керуллария. К сожалению, 1054 год - год церковного раскола был одновременно годом смерти Киевского князя Ярослава Мудрого, и наступившая после его смерти политическая раздробленность Киевской Руси (борьба за власть между сыновьями Ярослава Мудрого) делала невозможным осуществление единых действий в русском обществе - одни князья склонялись к Западу, другие к Византии.
    В период феодальной раздробленности наступило тяжелое время для церкви. Мало того, что сама церковь раскололась на два течения – католицизм и православие, так и феодальная раздробленность ставила церковь в тяжелое положение. Пока государство было единым, церковь пропагандировала центральную власть, под предлогом божественного происхождения ее. Теперь это было невозможно. Выделить из массы феодальных властителей одного мог разве что митрополит, который не был напрямую зависим ни от одного князя. Епископы, находившиеся в прямой зависимости от своих князей, были вынуждены поддерживать их право на власть. В этот период церковь занимала нейтральное положение. Религия пыталась стать стабилизирующим фактором, но обещания данные князьями даже на кресте не соблюдались. Однако религия все еще имела идеологическую и  политическую силу, князья старались продвинуть «своих» епископов на более значимые места. Не редко это вызывало еще большие конфликты и разногласия.
    После смерти Ярослава Мудрого первый из русских князей, сохранивший церковное  единство с Западом, был сын Ярослава, великий князь Киевский - Изяслав (+1078). Изгнанный дважды из Киева, он искал помощи у племянника своей  жены - польского короля Болеслава Смелого, второй раз у германского императора Генриха IV и даже у самого Папы Григория VII с помощью своего сына Ярополка, посланного с этой целью в Рим. В результате этого, Апостольская столица возвела Киевское княжество в королевство, одновременно взяв его под свою защиту и просила польского короля Болеслава Смелого оказать Изяславу помощь, что тот и сделал. Характерно, что папское послание к Изяславу выдержано в таком стиле, как будто бы Киевская Русь полностью принадлежала к странам западного христианства и ничего общего не имела с отколовшейся от церковного единства Византией. Сын Изяслава, Ярополк - князь Владимирский, также сохранял свою верность Апостольской столице. Церковное единство с Римом сохранялось и при Киевских князьях Всеволоде Ярославовиче (1078-1093) и Святополке Изяславовиче (1093-1113).
    Христианство  стало политическим и идеологическим оружием в руках властей. Русские  князья использовали проблемы христианского  вероучения и разногласия возникавшими в связи с расколом церкви в личных целях, убирая, таким образом, не нужных им церковных служителей и ставя своих.
    В конце концов русская церковь не приняла католицизм, а последовала за византийской, приняв православие.
    Церковь в период татаро-монгольского ига.
    К началу 40-х годов XII в. русские княжества оказались под властью татаро-монгольского ига. По нашествию татар глава русской церкви, митрополит Иосиф, бежал из страны, а греческое духовенство потеряло и контроль над русской церковью. Позже, когда отношения с завоевателями стали более устойчивыми, и духовенству никакие опасности не грозили, византийское духовенство вновь начало попытки восстановить контроль.
    По  определенным причинам, завоеватели  не стали насаждать свою религию  и вели себя лояльно по отношению к церкви. Более того, духовенство освобождалось от всех видов дани и пошлин, а все имущество церкви и ее владения объявлялись неприкосновенными. Епископы и митрополиты были частыми гостями в столице Золотой Орды. Церковь же, по началу, старалась прекратить восстания против татар, сохранять более спокойное положение дел.
    Завоеватели стремились использовать церковь в качестве органа, который помогал бы сохранять спокойствие в русских землях. Служители церкви убеждали народ не противиться татарам, не проливать кровь и платить пошлины. Кроме того, церковные служащие оказывали такое же влияние и на князей, ориентируя их на покорность татарам. Такая церковная деятельность и позиция полностью устраивала захватчиков. 

     
    Церковь и культура.
    Христианизация  Руси в форме православия закрепила  и славянский язык, явившийся формой развития средневековой русской  культуры. Византийское православие, которое  утверждалось в Киевской Руси, имело  в этом отношении существенное преимущество перед римской католической церковью, которая придерживалась жестких  ограничений в употреблении языков для богослужений. Единственно возможными считались три языка: древнееврейский, греческий и латинский. Это языки, на которых были написаны Ветхий и  Новый Завет, которыми владели и  папы римские, и такие классики богословия, как Августин Блаженный. Восточная  же церковь, к которой относится  и православие, разрешала молиться и на других языках. Это право  отстаивал один из просветителей  славянских народов - Кирилл, прозванный Философом. Когда Кирилл после создания (вместе с братом Мефодием) славянской азбуки отправился в Италию, то его встретили там упреками за отступление от традиций, от канонов, согласно которым богослужение должно вестись только на языках апостолов и богословов, т. е. на одном из трех традиционных языков. Новая "собственная" письменность послужила основой бурного развития книжной культуры в Киевской Руси, которая до монгольского нашествия была одним из самых цивилизованных государств средневековой Европы в XI -XIII веках. Рукописные книги светского содержания, наряду с греческими богословскими трудами, становятся необходимым знаком приобщенности к культуре. Книги в эту эпоху держат у себя не только князь и его приближенные, но и купцы, и ремесленники. Основная же часть литературы - это ранние церковные песнопения, сочинения отцов византийского православия - Иоанна Дамаскина, Иоанна Златоуста, Василия Великого, а также различные хроники, исторические сочинения, апокрифы - народные религиозные книги, оппозиционные официальной церкви. Особое место в библиотеке, собранной еще самим Ярославом Мудрым, занимали переведенные на славянский язык книги. Именно они и были размещены в Софийском соборе.
      С появлением христианства стали воздвигаться церкви по образцу византийских церквей. Церкви были роскошными сооружениями для того времени, которые посещались народными массами. Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце Х в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.
    Принятие  христианства на Руси оказало огромное влияние на даль­нейшее развитие государства. Оно укрепило центральную власть князя. Со временем стало единым мировоззрением и единой идеологией для раз­ноплемённого населения государства; предоставило возможность Ки­евскому государству как равноправному войти в число могуще­ственных стран Европы, активизировать политические, экономические, военные, культурные связи с ними; способствовала бурному развитию торговли, каменного строительства, а также культурным связям с христианским миром. Христианство повлияло на мораль и культуру, спо­собствовало их гуманизации, выступало против невольничества, учило мило­сердию, уважению и любви к ближнему. Христианство связало Русь с достижениями европейской и мировой культуры: открывались новые школы, распространялись знания, письменность; основывались монастыри, где переводили и переписывали книги; опыт славянских мастеров обогащал­ся благодаря заимствованиям архитектурного и живописного искусства раз­витых стран, прежде всего Византии.
    Цивилизационное значение крещения Руси трудно переоценить. Известный историк В. Н. Топоров, оценивая значение принятия христианства для Русской цивилизации, пишет:
    «Эти  два события [принятие христианства Русью и Литвой], сыгравшие исключительную роль в истории этих стран и  предопределившие на многие столетия их место в истории, должны расцениваться  и как события вселенского характера… Принятие христианства на Руси не только приобщило к уже христианскому миру наиболее обширную и самую отдалённую часть единого пространства — Восточную Европу, но и тем самым в исторически ближайшем будущем открыло новый огромный мир, который должен был христианизироваться с помощью русских христиан»
 


    Список  используемой литературы.
    Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 томах. Т. 10. Русская религиозность. Ч. 1. Христианство Киевской Руси. X-XIII вв. М.: Мартис, 2001.
    Ключевский В.О. «Русская история»: Москва «ЭКСМО» 2006.
    Крывелев И.А. «История религий» Т. 1: Москва «Мысль» 1975.
    Голубинский Е.Е. «История русской церкви» Т.1.
    «Повесть временных лет» ч. 1.
    «Википедия» http://ru.wikipedia.org

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.