На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Философия и ее роль в жизни человека и общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тема 1. Философия и  ее роль в жизни  человека и общества 

План 
    Философия как часть духовной культуры общества и личности. Философия как любовь к мудрости.
    Происхождение философии.
    Сущность философских проблем.
    Философия как мировоззренческая форма сознания.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Философия как  часть духовной  культуры общества  и личности. Философия  как любовь к  мудрости.
      Как отмечал в свое время О. Шпенглер, у культур общая структура  и судьба, но каждая из них живет  своей особой жизнью, создает собственные ценности – религию, науку, искусство, нравственность, стиль и законы мышления, ощущения, видения и переживания, социальные и политические учреждений. Он считал, что каждой культуре свойственен свой собственный способ видеть и познавать природу, чувствовать и переживать историю.
      Современные процессы в развитии культур мира, по крайней мере, Востока и Запада, свидетельствуют о правоте автора: они имеют уникальный, собственный  путь развития, предполагающий, однако, взаимодействие и взаимовлияние, заканчивающееся взаимообогащением, но не взаимопоглощением. Известно, что история развития и формирования философии – очень сложный процесс; в разные периоды объект и предмет философских изысканий порой различались между собой радикально. Развитие естествознания, научно-техническая революция, другие процессы в жизни общества повлияли на мировоззренческие позиции людей, их отношения к проблемам собственной судьбы и мира.
      В этом плане интересно место философии  в современной духовной культуре. Практическое значение ответа на этот вопрос очень велико: получив ответ через философию на многие мировоззренческие проблемы, человечеству будет легче решить вопросы глобального плана, такие, как экологический кризис, проблемы отчуждения, народонаселения и т.д.
      Сегодняшняя философия существует как культура самосознания, как стиль мышления, как метод исследования различных  естественнонаучных и общественных проблем.
      Поскольку эти проблемы встают перед каждым поколением вновь и вновь, они  привлекают внимание каждого человека, особенно в молодом возрасте, когда формируются мировоззренческие основы самосознания, статусные функции и роли. Считается также, что через философию познается мир, хотя подчеркивается, что в принципе это невозможно. Отмечается, что благодаря ярким именам в истории философии, можно познать мир и предвидеть его будущее; личности философов в данном случае становятся образцом для подражания.
      Самые яркие идеи, которые привнесла  философия в нашу жизнь – это  демократия, детерминизм, диалектика, материализм, а также коммунизм, платонизм, идеализм, принцип неопределенности (видимо, речь идет о влиянии философии на научные творчество Н.Бора), другие естественно-научные идеи, такие, как эволюционная теория, теория Большого Взрыва, компьютерные технологии, научно-техническая революция в целом сознание, материя, идея развития, развитие разнообразных научных идей и теорий, идеи о возникновении и формировании общества, идеи равенства и свободы, закон единства и борьбы противоположностей, афоризм «Я мыслю, следовательно, я существую» Декарта, мир идей Платона, идеи Канта в после критический период, идеи Фрейда, существование потустороннего мира, национальное самосознание, политическое правление (идеи разделения властей и создания государства), идеи бытия, марксизма, экзистенциализма, афоризм «познай самого себя», идеи этики, религии, политики и права, и т.д.
      Разнообразие  приведенных идей подтверждает мнение о том, что философские идеи выступают  смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Самые яркие идеи в философии охватывают проблемы и бытия и сознания; но заслугой ее все-таки является сознание, отсюда значимость афоризма «я мыслю, следовательно, я существую», идей иррационализма, вселенской души, идеи совершенства и гармонии, идеи смысла жизни, справедливости, ответственности, единства человека и космоса.
      Решить  проблему соотношения философии  и науки, определить роль философии  в жизнедеятельности человека, в  духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.
      Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как  система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями.
      Научную форму философии нельзя считать  заведомо лучшей или единственно  верной. В случае сведения философии  только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?». Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства. Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.
      Далеко  не все поэты и писатели в своих  произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.
      Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает  теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.
     Социальная  значимость философии как живой  души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
      Мировоззренческая функция философии проявляется  в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте  в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
      Методологическая  функция философии заключается  в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины.
      Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод  познания, который представляет собой  совокупность взаимосвязанных принципов  или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
      Роль  философии особенно возрастает на переломах  истории в периоды революционных  изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.
      Решение глобальных проблем современности  требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа  прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.
      Философия видит свое предназначение в культивировании  потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».
Философия как любовь к мудрости.
      Философия внутренне связана с неспециализированным, обыденным знанием. Проявляется эта связь, прежде всего, в языке философии. Он богат словами, фиксирующими жизненный опыт индивидов; их назначение — обеспечивать повседневную практику людей, непосредственные контакты с окружающей действительностью, в том числе с социумом. Анализ языка философии в его сопоставлении с обыденным языком показывает, что «язык философии в целом ближе к живому естественному языку, чем язык специальных наук... Философские категории формируются в развитии культуры и воплощаются в структурах обыденного языка. Философия эксплицирует, систематизирует, углубляет смысл своих понятий, но не устраняет их и общий, обыденный смысл» (Пукшанский Б. Я. «Обыденное знание. Опыт философского осмысления».
      Содержание  философского знания включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений, их познание и использование в повседневной практике.
      Именно  в обыденном знании, в его глубинах происходит кристаллизация того драгоценного феномена соборной человеческой жизни, проявляющегося не столь уж редко, который называется «мудрость». Специализированному знанию о природе этот феномен не свойственен: говоря «знающий специалист», мы никогда не скажем «мудрый человек». Если к тем или иным ученым все же применяют данное понятие, то оно касается не предмета их изучения и результатов его познания, а их общего отношения к жизни. В. И. Вернадский говорил: «Можно быть философом, и хорошим философом, без всякой ученой подготовки, надо только глубоко и самостоятельно размышлять обо всем окружающем, сознательно жить в своих собственных рамках. В истории философии мы видим постоянно людей, образно говоря, «от сохи», которые без всякой другой подготовки оказываются философами. В самом деле, в размышлении над своим Я, в углублении в себя — даже вне событий внешнего [для] личности мира — человек может совершать глубочайшую философскую работу, подходить к огромным философским достижениям». Философские размышления, свойственные индивидам, не являющимся профессионалами-философами, и формируют то, что принято называть мудростью. С другой стороны, специалисты-философы, размышляя над проблемами своей области знания, способны (конечно, далеко не все философы) достигать такого уровня отношения к бытию, который соотносится с понятием «мудрость».
      О содержании понятия «мудрость» в  «Словаре русского языка» С.И. Ожегова  говорится: «Мудрость... Глубокий ум, опирающийся  на жизненный опыт». В «Толковом  словаре живого великорусского языка» Вл. Даля поясняется: Мудрость — это  «соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшего состояния умственного и нравственного совершенства». «Философский словарь», изданный в ФРГ, поместил в соответствующей статье фрагмент из книги Н.Гартмана «Этика» с раскрытием существа мудрости. Мудрость, по Н. Гартману, — это «проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного «оценивания», сопровождающего каждое переживание; постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия; всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью».
      Любопытным  представляется буквальное значение слова  «философия» = от греч. phileo — люблю + sophia — мудрость, — любовь к мудрости. У древних греков это слово означало «стремление к пониманию», «стремление к знанию», «жажду знания». В этом смысле оно употреблялось Фукидидом, Сократом и др. представителями античной культуры. До нас дошло как предание, будто Пифагор называл себя не мудрецом, а любителем мудрости: сама мудрость (как и знание) дана лишь Богам, а человек должен удовлетвориться только стремлением к мудрости (к знанию). Отсюда и «философия» как любовь (или стремление) к мудрости. Специалисты по античной философии полагают, что термин «философия» в качестве названия особой сферы знания впервые употребил Платон.
      В последние десятилетия слово  «философия» только в его буквальном переводе соотносилось с мудростью. Существо же его не принималось во внимание. Некоторые поборники философии  как науки снисходительно замечали: такое значение этого термина «устарело», оно «архаизм», дискредитирующее современную философскую науку.
      Однако, нет сколь-нибудь веских причин отказываться от давней традиции, от философии как  любви к мудрости. Во-первых, в  нем отражен определенный этап становления философии, причем — как научного знания (см. об этом подробнее в главе III); это «историческое" не ликвидировано последующим развитием человеческой культуры, но ассимилировано и сохранено, хотя и в несколько модифицированном виде. Во-вторых, как только что мы видели, близость философского знания к житейскому опыту, к личностному и обыденному знанию обусловливает включение в его состав также и мудрости как определенного, ценностного отношения к бытию. Может даже стоять вопрос: а не является ли мудрость, или мудрое философствование той осью координат, на которой «завязаны» все другие разновидности философских размышлений?
      Вся человеческая культура, если посмотреть на нее как на целостность, оказывается  состоящей из частей, или сегментов, соответствующих познавательным способностям человека и специфическим предметным областям действительности. Ее общая структура подобна структуре философского знания. Философия — средоточие культуры, ее ядро. И насколько целостным оказывается это ядро, настолько, по-видимому, будет целостной вся духовная культура человечества. Во всяком случае, от процессов синтезирования и интегрирования, которые происходят и будут в дальнейшем происходить в философии, в немалой степени будет зависеть и развертывание интегративньгх связей внутри культуры. 

2. Происхождение  философии
      Мифология и религия в истории философии  и науки имеют предварительное, подготавливающее интеллектуальную почву, предфилософское, значение. Когда рассматривают  историю философии, то начинают ее именно с периода господства мифа, в котором находит себе выражение настоятельная духовная потребность объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Мысль первобытного человека и устремилась к постижению определяющих бытие природы и человека сил. Именно благодаря этому этапу позднее возникнет философия и наука. И формула "от мифа к логосу" (от образа к понятию, от веры к разуму), объясняющая процесс происхождения философии, как раз раскрывает значение мифологического периода в интеллектуальном развитии человечества.
      Мифология является исторически первой формой мировоззрения. Она возникает на самой ранней стадии общественного  развития. Тогда человечество в форме  мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мироздания (космоса) в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение сил в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству, эволюции природы (космогония). Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных (служащие объектами для подражания, ритуальными образцами поведения).
      Миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое  образное синкретическое представление  о явлениях природы и коллективной жизни. Если применительно мифу можно  говорить о познании, то слово "познание" здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания. Для первобытного человека знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.
      Основным  принципом решения мировоззренческих  вопросов в мифологии был генетический (генезис - становление). Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в "Теогонии" Гесиода и в "Илиаде" и "Одиссее" Гомера - собраниях древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся, например, следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлые День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.
      На  ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к логосу, свидетельствующий о разложении традиционной картины мира, неудовлетворительности объяснения для нового человека (этот процесс происходит примерно в 1-м тыс. до н.э. во всех известных культурах того времени - Индии, Китае, Ближнем Востоке, Греции).
      Мифология не была единственной дофилософской  мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. На самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются "религиозными", а другие - "мифологическими". Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.
      Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана "укоренить" человека в трансцендентном (в том, что выходит за его границы, в запредельном).
      Таким образом, философия появляется на той  ступени истории, когда в связи  с развитием общественных отношений  начинается разложение миологического сознания. Первые философские системы возникают более или менее одновременно в культурах Индии, Китая и Др. Греции (7-6 века до н. э). В новых условиях "место" человека определяется в значительной степени не традицией и связанными с ней нормами жизни, а собственной активностью человека, при чем успех его целенаправленной деятельности зависит от того, сумеет ли человек охватить существующие независимо от него и не укладывающиеся в рамки обыденного сознания реальные связи окружающей его динамической социальной обстановки. Все это и создает предпосылки для появления сознательного теоретического отношения к миру, противопоставления субъекта и объекта, при чем субъект отличает себя от мира и выступает в качестве деятеля. Отсюда вытекал основной вопрос философии о соотношении материи и духа, бытия и сознания.
      Античность  создала термин "философия", сформулировала ее проблематику, наметила пути ее решения, выделила основные философские направления (материализм и идеализм). Термин "философия" в переводе с греческого означал "любовь к мудрости". Философия стала формой общественного сознания, направленной на выработку целостного взгляда на мир и на место в нем человека. В отличие от предшествующих ей форм мировоззрения (мифологической и религиозной) - философия стремилась реализовать мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности, противопоставляя антропоморфизму мифологии представление о мире как о поле действия объективных безличных сил (категорий, сущностей - бытия, небытия, становления, движения и покоя, пространства, времени), а традиционности мифа - - сознательный поиск и выбор осознанных представлений на основе логических и гносеологических (теоретико-познавательных) критериев (обоснованность, доказательность, истинность, понятность). 

3. Сущность философских  проблем.
      Постижение  необъятного открывает человеческому  уму вечное, бесконечное, единое в  неисчислимом множестве изменяющихся, имеющих свой конец, разнообразных  вещей. Вот почему не всякое знание (например, знание единичного, случайного, эмпирического калейдоскопа повседневной жизни, «глупой бесконечности») является мудрость. Такое обилие знаний, мудрости не прибавляет, как говорит пословица, “Уму не учит”.
      Таким образом, цель философии – познание необъятного.
      Философия не только стремится подниматься  над случайным и единичным, а  и перешагнуть через время. Философская  мысль - это мысль о вечном. Она  является тем волшебным зеркалом, вглядываясь в которое человек  видит себя как существо космическое, вечное. Поэтому в фокусе познавательного интереса философии на протяжении всей истории ее существования находятся такие вопросы (вечные проблемы): что является основой и первоначалом всего сущего. Как соотносятся в мире материальное и духовное начала. В каком состоянии пребывает космический универсум: в движении он или в покое, хаотический или упорядоченный, свободный или детерминированный, имеет цель своего развития или нет. Но самое главное это то, что философов всегда интересовал не мир сам по себе, не мир как таковой (этот объективный мир является главным объектом внимания науки), а живое отношение человек - мир, взятое в целостности и общности.
      Например, даже ранних греческих натурфилософов проблемы вселенной, космоса интересовали не сами по себе, а в контексте  решения проблем человеческого бытия. За видимым бесконечным разнообразием тел и явлений природы греческие философы - досократики (VI -V вв. д.н.э.) пытались познать единую сущность. Бесконечная сила, упорядоченность и гармония космоса были в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должны быть и их общий мир, и их моральность. Софисты (учителя мудрости) уже в V в. д.н.е. Провозгласили известный тезис «Человек является мерой всех вещей», а Сократ в своей ироничной шутливой манере заявил, что природу он не замечает, она его не интересует. Лозунгом его философии, как известно, стало выражение дельфийского оракула «Познай самого себя».
      Человек - альфа и омега, исходный пункт  и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму не приобретала философия. Это направление философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию к расширению и углублению антропологической проблематики. В эпоху Возрождения, к примеру, понятие предмета философии формулируется одним из замечательных гуманистов XV в. Колюччо Салютати так: «Размышления об активности человека, живое понятие общего труда, размышления о положении человека и его судьбу, о его поведении, способ жизни, сама живая причастность ко всему драматичному жизненному опыту –это и есть философия». Знаменитые вопросы, которые сформулировал Иммануил Кант в XVIII в. («Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?») очертили не только предметное поле философии Нового времени, а и подготовили экзистенциально - антропологический поворот в философии XX в.
      Философия базируется на особом типе мышления, который  не направляется к утилитарно - прагматическому  или сугубо рациональному знанию, не отождествляет себя с пользой, с истиной или с мудростью «на все времена», но обеспечивает тот настрой ума и души человека, который лежит в основе так называемого «философского/ рефлексивного/ отношения к жизни». «Философское отношение к жизни» - это не непосредственное, дающееся практически каждодневно - жизненными потребностями отношение, а отношение через осмысление имеющихся форм культуры, (мораль, религию, искусство, науку), это позиция некоторой отстраненности от повседневной жизни, это возможность посмотреть на мир и на себя в этом свете с точки зрения вечности.
      Философия не имеет четко выделенного из какой-либо области действительности предмета, и можно сказать, что  ее предметом является целостное  отношение человека к миру. Основными  аспектами (или даже относительно самостоятельными отношениями внутри такового) целостного отношения человека к миру, которое является обобщением всех философских размышлений.
      Вопрос  о природе философского знания имеет  такую трактовку: или показывается философия естественным наследием  развития общественных нужд, которые принципиально не удовлетворяются ничем другим; или философия - “ничья земля" между теологией и наукой (так трактовал философию великий английский философ Б. Рассел); или философия -промежуточное положение идей, этап в их развитии от теологического или фиктивного до научного или (это точка зрения родоначальника позитивизма О. Конта); или философия - всего лишь форма политической идеологии (видимость чего создавалась и в эпоху Просвещения, и – тем более в советскую эпоху) и т.д.
      Представляется, что философия как особый тип мировоззрения возникла как ответ на вечную для человека потребность расширять кругозор, которая исторически развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллект человека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программ своего поведения.
      Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить  потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.