На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие о дидактике, ее историческое развитие. Процесс обучения и его основные компоненты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Реферат " Понятие о  дидактике, ее историческое развитие. Процесс  обучения и его  основные компоненты" 

1.Понятие  о дидактике, ее историческое  развитие. Вклад Я.А.Коменского в  становление дидактики как науки.  Вклад зарубежных и отечественных  ученых в разработку дидактики.
2.Процесс  обучения и его основные компоненты: понятие преподавания и ученья;
3.Основные  дидактические категории; знания, умения, навыки; взаимосвязь дидактики  и конкретных методик. Методологическая  основа процесса обучения.
4. Система  дидактических принципов, их взаимосвязь, реализация в учебном процессе. Принципы, разработанные Коменским и Ушинским. 

Перед педагогикой встал вопрос – каким  должен быть процесс передачи и получения  знаний, как его нужно осуществлять и использовать для развития и формирования личности. теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие научной дисциплины - дидактики.
Термин  «дидактика» происходит от греческих  слов didacticos – поучающий и didasko –  изучающий. Этот термин ввел немецкий педагог В.Ратке (1571-1635). Под дидактикой он понимал дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методологических основ обучения.
Фундаментальную научную разработку дидактики впервые  осуществил Ян Амос Коменский (1595-1670) –  чешский выдающийся философ-гуманист, лингвист, историк. В 1632 он написал свою «Великую дидактику», которая в 1633-1638 гг. перевели с чешского на латинский. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет свое научное значение до настоящего времени.
Большой вклад в развитие дидактики внесли Песталоцци, Ушинский, Острогорский. Так, К. Ушинский в своих педагогических трудах, отличающихся глубиной и оригинальностью, рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он считал, что обучение должно строиться на основе учета возрастных и педагогических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения, как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторение, системность. Большое внимание ученый уделял уроку и методам обучения. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, К. Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения. 
 Дидактические  идеи К. Ушинского развивали  такие его последователи, как  П. Коптерев, В. Бехтерев, В. Водовозов,  Н. Левицкий. Они создали методическую  систему первоначального обучения, равной которой не было в  мировой педагогике.  
 В  Украине А. Духнович написал такие замечательные дидактические труды, как "Книжица читальная для начинающих", "Краткий землепис для молодых русинов", "Народная педагогия" и др. Автором ряда учебников был Б. Гринченко, среди которых наиболее известный — "Украинська граматика до науки читання i писания".   
 Во  второй половине XIX в. в Западной  Европе были известны работы  по дидактике немецкого педагога, общественного деятеля Ф. Дистервега. Он, как и К. Ушинский, выдвигал  прогрессивные дидактические идеи  и выступал за народную школу.  
 В  начале XX в. мировая дидактика  развивалась на основе прагматизма.  Американский философ, психолог  и педагог Дж. Дьюи создал педагогическую  теорию педоцентризма (руководство  практическим опытом на основе  детской и учительской самодеятельности). Его называют также основателем деятельностного подхода в обучении. 
 Достойный  вклад в развитие дидактики  в 50-60-х годах внес В. Сухомлинский. В своих трудах он показал  образцы дидактического подхода  к обучению. Особое внимание он  уделял идее умственного развития Детей, а также индивидуальному подходу как в ходе учения, так и в практической деятельности.   
 В  50-80-х годах в дидактику внесли  свой вклад такие известные  теоретики, как М. Скаткин, М.  Данилов, Ю. Бабанский, Л. Занков, в Украине — С. Чавдаров, В. Памагайба, А. Алексюк, В. Онищук, И. Федоренко и др.  
 Большое  значение для разработки проблем  дидактики имеет практическая  деятельность учителей-новаторов,  участников движения "педагогики  сотрудничества", таких как И.  Волков, Е. Ильин, С. Лысенкова, В. Шаталов, Н. Гузик и др. 
Современная дидактика стремится выйти на мировые позиции. Она изучает  новые технологии, формы и методы обучения.  
 Как  и каждая наука, дидактика состоит  из понятий, среди которых выделяют  такие основные, как "обучение", "познавательная деятельность", "учение", "преподавание" и др. Рассмотрим некоторые из них.  
 Обучение  — путь получения знаний, процесс  овладения знаниям передачи и  усвоения знаний, умений и навыков,  а также способов познавательной  деятельности. В процессе обучения реализуются цели образования. Это процесс двусторонний, осуществляемый преподавателем и обучающимися в их взаимодействии. Обучение всегда носит воспитательный характер, поскольку в его процессе формируется мировоззрение, развиваются познавательные способности, мышление, память, творчество, инициатива, самостоятельность и др.  
 Учение  — система познавательных действий  обучаемого, направленная на решение  учебно-воспитательных задач. Это  сложный процесс овладения знаниями, умениями и навыками.  
 Преподавание  — деятельность педагога по  управлению учебной (познавательной) деятельностью обучающихся, направленная  на усвоение ими учебного материала.   
 Активная  познавательная деятельность —  характерная черта учебной деятельности. В ней выражается интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, живое участие обучающегося в процессе обучения, в выполнении индивидуальных и общих заданий, его интерес к деятельности преподавателя и сокурсников. Активность в познавательной деятельности ведет к формированию важных личностных качеств, которые способствуют развитию личности в целом.  
 Содержание  образования — один из компонентов  процесса обучения. Это система  научных знаний, умений и навыков,  овладение которыми обеспечивает  всестороннее развитие умственных способностей обучающихся, формирование мировоззрения, моральных качеств и поведения, осознание своего долга и ответственности, подготовку к трудовой деятельности.  
 Знания  — это целостная система научных  понятий о законах развития  природы, общества и мышления, накопленных человечеством в процессе активной преобразующей деятельности, направленной на дальней шее познание и изменение объективного мира.  
 Навыки  — это упрочившиеся, доведенные  до автоматизма способ1 выполнения  действий. В дидактике рассматривают навыки интеллектуальные (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), практически' (трудовые) и учебные (работа с компьютером, чертежами, измерительными приборами, справочной литературой и др.).
умения  — это возможность успешного  осознанного выполнения действий на основе приобретенных знаний и навыков для решения поставленных задач в соответствии с заданными условиями. К умениям относятся, например, трудовые умения, умение решать математические задачи, чертить чертежи, а также логические и другие умения.
Методологической  основой процесса обучения в современной  дидактике является научная теория познания, которая предполагает единство исторического и логического  в педагогических процессах, методологический анализ дидактических понятий и  т. п. 
 Процесс познания идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него — к практике. Усваивая знания, обучаемые познают объективный мир. С этой точки зрения усвоение знаний является разновидностью познания. А это значит, что закономерности познания имеют Для учебного процесса методологическое значение. В дидактике выделяют следующие закономерности процесса обучения :
1. Процесс  обучения обусловлен потребностями  общества в образованных и  всесторонне развитых людях, которые  продолжат развитие прогресса  и возрождение украинского государства.
2. Процесс  обучения является основной частью  комплексного учеб но-воспитательного  процесса учебного заведения;  он являете единственным и  закономерным; его учебно-информативная,  вое питательная и развивающая  функции закономерно представляют собой единое целое.
3. Процесс  обучения зависит от реальных  учебных и возрастных особенностей  обучаемых.
4. Процесс  обучения закономерно зависит  от материальных условий учебного  заведения (помещения, финансирования  и др.).
5. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.  
 Таким  образом, специфика процесса обучения  состоит в том, что обучение  протекает под руководством педагога; источниками знаний являются  не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (фильмы, радио- и телепередачи, газеты, журналы), практические и лабораторные занятия; обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль; практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний; в единстве с обучением и на его основе формируются научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся; развиваются умственные способности; теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.  
 Как  и процесс научного познания, процесс обучения сложен и  противоречив. Его движущими силами являются внутренние противоречия — источники развития и совершенствования:
- между  постоянно возрастающими требованиями  общества к образованию, которые  диктуются социально-экономическим  прогрессом, и возможностями процесса  обучения в данных условиях. Это  противоречие — важнейший источник совершенствования самого учебного процесса, содержания образования, форм и методов обучения;
- между  познавательными задачами, которые  выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного  развития обучаемых (между знанием и незнанием);
- между  преподаванием и учением, требующим  самостоятельности и активности  обучаемых. 
Существует  ряд условий, при которых возникающие  противоречия становятся движущими  силами учебного процесса:
а) раскрытие  значимости знаний для обучаемого и для общества в целом;
б) определение  преподавателями познавательного  уровня, интеллекта обучаемых;
в) умелая организация познавательной деятельности студентов; концентрация внимания на главном.   
 Процесс  обучения имеет свою логику  движения: от незнания — к знанию, от знания неполного — к знанию полному.  
 Естественнонаучной  основой процесса обучения является  учение 0 высшей нервной деятельности  человека. Для дидактики особое  значение имеет учение о пластичности  нервной системы, динамическом стереотипе, сигнальных системах. Учение о типах высшей нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обучения, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) — правильно организовывать его.  
 Процесс  обучения выполняет три основные  функции: образовательную, воспитательную  и развивающую. 
 Образовательная  функция — основная, определяющая. Главное назначение обучения  — вооружение знаниями, формирование  специальных и общенаучных умений  и навыков. С философской точки зрения знание — это результат познания действительности в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет. Требования к знаниям: полнота, систематичность, осознанность, действенность.  
 Воспитательная  функция предполагает решение  основных задач в процессе  учения, формирование мировоззрения,  духовных, нравственных, трудовых, эстетических  представлений, убеждений, взглядов, идей и т. п. 
 Развивающая функция обеспечивает процесс создания личности, Развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.  
 Эти  функции взаимосвязаны и взаимодействуют  в процессе комплексного планирования  и решения задач образования,  воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения.  
 Процесс  обучения как совместная деятельность  педагога и обучающихся подразделяется  на два взаимосвязанных процесса: преподавание как деятельность  педагога и учение как деятельность обучаемого. Преподавание состоит из нескольких слагаемых: знания педагогом своего предмета; умения организовывать учебно-воспитательный процесс; знания современных методов и средств обучения и др. Руководящая деятельность преподавателя включает ряд структурных элементов: составление календарно-тематических планов, организацию учебной работы стимулирование внимания и интереса к предмету; контроль и внесение изменений в организацию обучения с последующим анализом результатов учения, общение. Последнее оказывает сильное влияние на мотивацию учения, создание эмоционально-психологического климата в учебном коллективе.  
 Учение  — активный познавательный процесс,  в котором проявляются и формируются  умственные силы обучаемого, моральные  и волевые черты его характера, свойства личности и темперамента.  
 Преподавание  и учение — две стороны единого  учебно-воспитательного процесса  в любом учебно-воспитательном  учреждении. Нельзя осуществлять  преподавательскую деятельность  без ориентации на деятельность обучаемых, на то, как они усваивают знания, насколько активны в процессе обучения.   
 Существует  несколько подходов к организации  усвоения знаний Среди них  выделяют рефлекторно-ассоциативную  теорию и теорию поэтапного  формирования умственных действий. Первую рассматривают известные психологи Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые, подчеркивая значение самостоятельного поиска определения понятий и способов решения новых задач, рекомендуют аналитико-синтетическую деятельность, при которой сравнения, ассоциации, обобщения достигаются на основе конкретных данных. Они предлагают такую утвердившуюся в отечественной дидактике структуру процесса усвоения знаний.
1) восприятие  — отображение в сознании человека  отдельных свойств предметов  и явлений, действующих в данный момент на органы чувств;
2) понимание  (осмысление) — установление связей  между предметами и явлениями,  процессами, выяснение их строения, состава, назначения, вскрытие причин  явлений или событий, т. е.  анализ, синтез, сравнение и т.  п.;
3) обобщение предполагает выделение и объединение существенных черт предметов и явлений действительности, изучаемых в данный период;
4) закрепление  обеспечивает прочное запоминание,  углубляет и расширяет знания, развивает учебно-познавательные  умения и навыки;
5) применение  — умение использовать полученные  знания на практике в учебном  процессе и жизни. 
 Естественно,  все описанные элементы усвоения  существуют не изолированно, они  не являются навсегда предопределенными.  Возможны случаи, когда усвоение  учебного материала начинается с решения проблемы, которое ведет от практического применения к теоретическому обоснованию, пониманию и осмыслению, т. е. последовательность и мера применения элементов усвоения зависят от задач обучения, специфики содержания, возможностей студента и пути, избранного педагогом. 
 Характерной  чертой рефлекторно-ассоциативной  теории обучения, базирующейся на  основных закономерностях условно-рефлекторной  деятельности головного мозга,  является особое внимание, направленное  на активизацию познавательной деятельности и умственное развитие обучаемых, на формирование у них самостоятельного и творческого мышления на основе принципов сознательности, активности, последовательности и других, которые с точки зрения рассматриваемой концепции необходимы для продуктивного обучения. 
 Теорию  поэтапного формирования умственных  действий представляют такие  ученые-психологи, как А. Леонтьев, П. Гальперин, Д. Эльконин, Н.  Талызина и др. По их мнению, высокая эффективность подготовки  специалиста (возможно, и учащихся) обеспечивается прежде всего полнотой ориентировки обучаемых в осваиваемом действии, чего нет при традиционном обучении. Кроме того, высокая эффективность данной теории заключается в том, что она задает строгую целенаправленность и последовательность обучения. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий овладение новыми знаниями, навыками и умениями проходит несколько этапов: 
I этап  — формирование мотивационной  основы действия (предварительное  ознакомление с действиями и  условиями их выполнения); 
 И  этап — формирование действий  в материальной форме с развертыванием  всех операций, которые в них  входят; 
III этап  — формирование деятельности  с использованием внешней Речи, т. е. выполняя какое-то действие, обучаемые проговаривают, что они будут делать дальше;
IV этап  — формирование действия во  внутренней речи;  
V этап  — переход действий в обобщенные  процессы мышления, что позволяет  выполнять их безошибочно, самостоятельно  и качественно  
 Последний  этап наглядно показывает различие  рассмотрении теорий; при традиционном обучении знание является результатом предварительного заучивания, запоминания и затем применения, а при по этапном формировании умственных действий знание приобретается в процессе самой деятельности (но специально организованной), и в результате оно переходит в обобщенные процессы мышления.  
 Обе  рассмотренные теории имеют много  положительного, но у них есть  и отрицательные стороны. Поэтому  преподавателю следует творчески  подходить к использованию рассмотренных  концептуальных положений.  
 Составляющими  процесса обучения являются следующие  компоненты (по Ю. Бабанскому): целевой,  стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный. Они отражают  развитие взаимодействия педагогов и обучаемых в учебном процессе.  
 Так,  целевой компонент представляет  собой осознание педагогами и  принятие целей и задач изучения  темы или учебного предмета  в целом.  
 Стимулирующе-мотивационный  компонент предполагает стимулирование педагогом у обучаемых интереса к занятиям, потребности в решении поставленных учебно-воспитательных задач, развитие мотивов учения и познавательной активной деятельности обучаемых.  
 Содержательный  компонент определяется учебным  планом, государственными учебными программами и учебниками по данному предмету.  
 Операционно-деятельностный  компонент непосредственно отражает  процессуальную сущность обучения. Он реализуется посредством определенных  методов, средств и форм организации  преподавания и учения.  
 Контрольно-регулировочный  компонент предполагает осуществление  контроля со стороны преподавателя  за ходом решения поставленных  задач и самоконтроля обучающихся  за правильностью учебных действий, результатов учения. Обратная связь  в течение занятий помогает регулировать, корректировать учебный процесс.
Оценочно-результативный компонент предполагает оценку знании обучаемых, самооценку ими достигнутых  в процессе обучения результатов  согласно поставленным задачам, проектирование новых задач, восполнение пробелов в знаниях и умениях. 
 Все  компоненты учебного процесса  закономерно взаимосвязаны. Так,  цель определяет его содержание. Цель и содержание требуют  определенных форм, методов и  средств стимулирования и организации  обучения. По ходу обучения необходим контроль. Все компоненты процесса обучения в совокупности обеспечивают конечный результат — приобретение знаний, умений, навыков.  
   
 Система  дидактических принципов, их взаимосвязь,  реализация в учебном процессе. Принципы, разработанные Коменским  и Ушинским. 
 Принцип  (от лат. prmcipium — основа, первоначало)  — это руководящая идея, основное  правило или требование к деятельности.  
 Принципом  обучения называют исходные требования  к процессу обучения, вытекающие  из закономерностей его эффективной  организации. В современной дидактике выделяют следующие принципы:
- гуманистическая  целенаправленность (обучение и  воспитание всесторонне развитой  личности с учетом ее индивидуальности  и социальных условий);
- связь  с жизнью, с задачами, которые  решают общество, коллектив, личность в их единстве;
- сотрудничество  преподавателя и студента, семьи  и общественности, трудового (студенческого)  коллектива в достижении намеченных  задач обучения и воспитания;
- научность  в организации обучения (разработка  целей, отбор содержания, выбор методов и форм организации обучения, разработка новых технологий обучения);
- наглядность,  единство абстрактного и конкретного,  материально-предметного, наглядно-образного,  словесно-знакового и др.;
- доступность  в обучении, единство научного и эмпирического, учет индивидуальных уровней развития творческих способностей обучающихся;
- прочность,  систематичность и последовательность  в реализации содержания и  использования новых технологий, методов, форм организации на  разных этапах обучения;
- сознательное и активное отношение учащейся молодежи к обучению при руководящей роли преподавателя;
- сочетание  различных форм, методов и средств  обучения
в зависимости  от задач и содержания;
— создание необходимых условий для обучения.   
 Эти  принципы в совокупности обеспечивают эффективность процесса обучения.  
 Как  и сама дидактика, ее принципы  находятся в постоянном совершенствовании.
Фундаментальную научную разработку дидактических  принципов впервые осуществил Ян Амос Коменский (1595-1670) – чешский  выдающийся философ-гуманист, лингвист, историк. В 1632 он написал свою «Великую дидактику», которая в 1633-1638 гг. перевели с чешского на латинский. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему». Эта капитальная работа вошла в историю как выдающееся достижение мировой педагогики и сохраняет свое научное значение до настоящего времени.
Будучи  проповедником и одновременно учителем Коменский много занимался самообразованием, изучая педагогическое наследие Древнего мира, произведения гуманистов эпохи Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла), обобщая все положительное, что было достигнуто его предшественниками и современниками в области методики обучения. В результате он создал стройную педагогическую систему, прогрессивную по своему основному содержанию. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Именно Коменским была высказана мысль о непрерывности образования. Он разработал систему дошкольного и школьного обучения и воспитания. Говорил о том, что в каждом государстве должны быть высшие школы для молодежи от 18 до 24 лет «школы зрелого возраста, в которых преподает сама жизнь». Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности. Его девиз: никакого насилия над человеком. Он был убежден, что «академические работы будут продвигаться вперед легче и успешнее, если каждый посвятит себя тому виду занятий, к которому его предназначила природа». Многие дидактические принципы и положения Коменского вошли в современную теорию обучения.
УШИНСКИЙ  Константин Дмитриевич (1824-1870/71), основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета, в 1846-49 профессор Ярославского Демидовского лицея, в 1854-59 преподаватель и инспектор классов Гатчинского сиротского института, в 1859-62 инспектор классов Смольного института. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Им была разработана цельная дидактическая система. Ушинский считал, что обучение должно строиться на основе учета возрастных и педагогических особенностей развития детей. К.Ушинский выделял такие важнейшие принципы обучения, как посильность, последовательность, наглядность, осмысленность, прочность, повторение, системность. Большое внимание ученый уделял уроку и методам обучения. Критикуя рутину в проведении уроков и учитывая быструю утомляемость детей, К. Ушинский рекомендовал перемену занятий и разнообразие методов обучения.
Ушинский  впервые поставил перед учителем задачу научить учеников учиться: «следует передать ученику не только те или  иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания».
Ушинский  утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. При этом подчеркивал: «Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека».


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.