На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Диалектика биологического и социального в человеке

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 
 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» 

Институт  интенсивного образования 
 
 
 

Реферат по дисциплине «Социология»
    Тема «Диалектика биологического и социального в человеке»  

Работу выполнила:        ________  Сафронова Е.В. 
Студент   гр. Зр (з) – СР - 91                   подпись,       и.о. фамилия
                                                                                                      
Работу проверил:
Преподаватель                                              Золотова Н.Д. _  
                                                                  подпись,        должность,  и.о. фамилия 
 
 
 

Заринск 2012
Содержание 

 


Введение

     Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную тайну и составляет сущность человека. Нелегко представить себе, как мучительно долго через значительность деяний, через художественное совершенство, через боль и трагедию истории продвигалось человечество к пониманию значимости всечеловеческого1.
     Интересующая нас проблема встает при рассмотрении соотношения биологического и социального компонентов человеческого поведения. Здесь конечный результат определяется нередко сочетанием, наложением или «конфликтом» генетически унаследованных и обретенных в ходе воспитания (социализации) форм поведения. Трудно судить, насколько первые значимы в нормальных жизненных условиях, но они дают себя знать в экстремальных ситуациях, особенно когда человек стоит перед драматической дилеммой: сохранение жизни (при пытке, голоде) или бесчестье. И может быть, «животный страх» - не просто художественно-метафорическое представление крайней степени человеческого испуга, блокирующего моральные принципы, а фиксация реальной деградации поведения до той ступени, где социальные ценности уступают свои контролирующие функции (критерия, нормы, образца) биологическим инстинктам?
     Включенность  человека сразу в два мира - в мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека. Из числа последних рассмотрим две, которые можно считать ключевыми.
     Суть  другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый
человек уникален, своеобразен, неповторим, в  практической жизни мы, однако,
группируем людей по различным признакам, из которых одни (скажем, пол,
возраст) определяются биологически, другие - социально, а некоторые -
взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое же
значение  в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
     Участниками дискуссий вокруг этих проблем, имеющих многовековую историю, являются не только философы, но и представители специальных наук о человеке, а также общественные деятели. Мировоззренческая значимость таких дискуссий очевидна. Ведь в ходе их не только выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, но и вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.
     Древнегреческих мыслителей особенно привлекал вопрос качественного своеобразия человека. Например, один из первых философов, Анаксагор, полагал, что человек является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки. Другой философ той же эпохи, Демокрит, объяснял специфику человека процессом его формирования, где важнейшее место отводил взаимоотношению его с природной средой. Уже здесь налицо различные подходы. Анаксагор видит специфику человека в его организме, Демокрит – вне его, в особом способе действия людей. Таким образом, уже на первых этапах развития древнегреческой философии рассматривалась проблема своеобразия человека, его отличия от животных (а это важная часть целостной проблемы соотношения социального и биологического)2.
     Древнегреческий философ Платон (427 – 347гг. до н. э.) считается основателем теории врожденных идей. Важным для понимания этой концепции является противопоставление Платоном души и тела.Самое главное в платоновском учении о душе то, что разумная часть ее бессмертна и переселяется в другие тела. Тех, кто достойно прожил жизнь, ожидает лучшее перерождение, недостойных – худшее. Одним из худших признается перерождение в рыбу. Лучшее из животных – благородный олень, из растений – благородный лавр. В целом, позиция Платона в вопросе соотношения врожденного и приобретенного сводится к тому, что и хорошую душу можно загубить без соответствующего воспитания.
     Несколькими десятилетиями позднее ученик Платона  Аристотель (384 – 322гг. до н.э.) предложил  свое понимание соотношения врожденного и приобретенного. Оригинальное у Аристотеля состоит в предложении рассматривать ум, разум человека по аналогии с чистой доской: «Здесь должно быть так, как на дощечке для письма, на которой еще ничего не написано; таков и ум». По Аристотелю, у человека имеется биологически потенциальная способность мыслить. Эта возможность становится действительностью при взаимодействии с окружающим миром, но все-таки она врожденная. Общую позицию Аристотеля в этом вопросе можно выразить так: движение от возможности мышления к действительности его через взаимодействие с окружающим миром3.
     Христианство  рассматривает человека как храм, как вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе знак иного  предназначения, ибо на него накладывается  отпечаток абсолютной личности творца. Человек обретает в христианстве некую самоценность, независимую от космологии. Вместе с тем, рождается идеальное представление о человеке как о существе, воплотившим в себе телесно-чувственную субстанцию, одушевленную разумом, духовностью. В христианстве оформилось воззрение на греховность людской природы: тело отвращает человека от высшего предназначения. Но христианство, которое принижает человека как плотское, заключающее в себе радикальное злое существо, тем не менее, утверждает, что человек создан по образу и подобию Божьему. Несовершенство человека вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами господнего творения4.
     Самый весомый вклад в решении вопроса  о соотношении врожденного и  приобретенного внес немецкий мыслитель  Г.В. Лейбниц (1646 – 1716). Он пытался связать врожденное и приобретенное, применяя для этого диалектику, взаимопереход потенциального и актуального. «Это не просто какая-то голая способность, заключающаяся в одной только возможности понять их (истины), - это предрасположение, задаток, преформация, которая определяет и благодаря которой эти истины могут быть извлечены из нее. Это подобно разнице между фигурами, произвольно высекаемыми из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже обозначены или предрасположены обозначиться, если ваятель воспользуется ими», - утверждал Лейбниц.
     Продолжали  дискуссию о роли биологического и социального в жизни человека французские философы – материалисты XVIIIв.: Руссо, Дидро, Гельвеций, Ламетри, Кондильяк, Гольбах. Все они придерживались мнения, что в формировании человека значительную роль играет воспитание, развивали материалистически понятый тезис об активности человека в процессе воспитания. Французские материалисты значительно обогатили содержание соотношения биологического и социального. Была создана всеобъемлющая программа формирования человека, служащая как ориентир в исследовании и руководство к практическим действиям.
     Таким образом, в истории можно наблюдать  полярные оценки человека. Этот вопрос в различных его формулировках привлекает внимание мыслителей уже, по крайней мере, двадцать пять веков. Но особенность рассматриваемой проблемы в том, что она имеет, не только научно-теоретическое, но и практическое значение, поскольку она затрагивает каждого из нас.
     Цель  данной работы - понимание сущности человека, что важнее в нем – биологическое или социальное? Задачей работы является рассмотрение человека в различных его составляющих, как биологических, так и социальных; рассмотрение единства и взаимосвязи социального и биологического в человеке.
     Данная  проблема очень актуальна в наши дни, так как, несмотря на богатейшую историю человека, мы до сих пор  не знаем сущности человеческого. Проблема актуальна, потому что и объектом, и субъектом исследований является ЧЕЛОВЕК. 
 

 


Биологическое в человеке

     Человек в качестве индивида предстает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм. Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Человек как индивид является продуктом филогенетического и онтогенетического развития.
     Специфика человеческой индивидности, опосредована всей историей вида, которая преломилась в наследственной программе человека. Так, только человеку присущи рекордная продолжительность периода детства; возможность пребывать при рождении в состоянии крайней «беспомощности»» вес мозга ребенка при рождении составляет всего лишь около четверти мозга взрослого человека (у обезьян это соотношение составляет две трети). С момента рождения человеческий индивид является носителем специфически человеческой биологии, сформированной предшествующим развитием в филогенезе.
     Человек обладает физическим телом, которое  функционирует на той же основе, как и у других живых организмов на земле. Любой человек имеет совершенно индивидуальные биологические характеристики: нервную систему, обмен веществ, эндокринную систему, побуждения (голод, жажда), особенности созревания организма. Биологические характеристики человека оказывают определенное влияние на поведение человека, но не определяют его сущность
 


Человек как личность (социальное в человеке)

     В настоящее время существуют две  основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь сгусток ее регулятивно-духовных потенций, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека.
     Личность  индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек.
     Личность  формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формирование ее есть, в сущности, процесс социализации индивида. Этот процесс происходит путем внутреннего формирования неповторимо-уникального его облика. Процесс социализации требует от индивида продуктивной активности выражающейся в постоянной корректировке своих действий, поведения, поступков. Это в свою очередь, вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей специфика.
     Личность  есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра «я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. д.
     Таким образом, «я» есть сущностный элемент  структуры личности, это высший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой  ее центр. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «я» он-то и служит основой внутренней самооценки и представляет собою то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Процесс соотнесения образа «я» с реальными жизненными обстоятельствами, результирующийся в мотивациях и направленности личности, служит базой для самовоспитания, то есть для постоянного процесса совершенствования, развития собственной личности.
     Человек как личность не есть некая законченная данность. Он процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности. Человек вопрошает себя: Кто я? Зачем я явился в этот мир? В чем смысл моей жизни, мое предназначение? Живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Мировоззрение - это как бы мост, связывающий личность и весь окружающий ее мир.
     Одновременно  с формированием мировоззрения  складывается и характер личности - психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере  индивидуум приобретает свою постоянную определенность».
     Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедливо воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека.
     Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится, деформировано - субъективным. Упрямство - это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.
     Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого  индивида как личности.
     Особым  компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального насилия, а другая - закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «неличности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности.
     В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности.
     Разнообразие  человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто хоть сколько-нибудь имел возможность наблюдать поведение нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их «характерах». Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл.
     Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю  человеческого рода: ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными и историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается.
     Но  это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и  разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт - все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на свои составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно, заменив его другим, она всегда обременена багажом своей биографии.
     «Индивидуальность - это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого  до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо». Можно ли в таком случае про кого-нибудь сказать, что у него вообще нет ничего своего? Нет, конечно. У конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему адекватно оценить ситуацию и себя в этой ситуации.
     Индивидуальность  не есть, конечно, некий абсолют, она  не обладает полной и окончательной  завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность - это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная часть его – душа 5.
     Какова  же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества? Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе такой мысленный эксперимент: все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество? Разнообразие индивидуальностей - существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности - это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.
     Проблему  личности нельзя решать всерьез без  четкой философской постановки вопроса  о взаимосвязи личности и общества. В каких же формах она проявляется? Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль - роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников.
     Непосредственные  формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества - личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом, для личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а выявляется и самоутверждается.
     Выполняя  ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в громадном спектре  разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности. Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам - это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.
     Ныне  при достаточно широко развитой социально-психологической  службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где  все их члены были бы объединены также по неформальным признакам: в данном случае речь идет о способностях людей, их собственной оценке своих возможностей и понимании каждым, что он действительно на своем месте и что он -необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе, функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.
     Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива - личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность - дойдет ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями к всеобщему благу
 


Биологическое и социальное в  истории становления  человека

     Изучение  законов взаимовлияния биологического и социального в человеке может приобрести истинно научное значение только в свете исторического метода, на протяжении всех главных этапов происхождения современного человека.
     По  существу, мы вступаем в область  неизвестного, когда обращаемся к  анализу эволюции гоминид, которая  имеет совершенно необычный характер, так как она шла под влиянием не только биологических законов, но и биосоциальных факторов.
     Очевиден  тот факт, что предки человека вышли  из недр животного царства по законам  генетической эволюции.
Известно, что принципиальное различие в работе головного мозга животных и человека связано с наличием у людей  второй сигнальной системы, представляющей собой систему речевых сигналов, с помощью которых обобщаются отдельные конкретные раздражения. Это этап сознания.
     Могучим фактором рождения и развития сознания стал труд. Использование орудий в  пределах первой сигнальной системы  свойственно многим видам животных. В условиях жизни вида, особи которого были способны к элементам целенаправленного планирования поведения, труд принял новую форму, он стал орудием воздействия на природу. Так возникла и стала развиваться общественная форма движения материи.
     В момент возникновения общественной формы движения материи возникла качественно новая форма связи  между поколениями. Если биологические  особенности первых гоминид записывались в генах и эволюционировали под  влиянием отбора мутаций и рекомбинаций, то все, что накапливалось в группах людей в форме общественного опыта, передавалось через влияние духовной и материальной культуры, вне связи с генетической наследственностью.
     Таким образом, возникла категория социального  наследования. В результате началась взаимообусловленная эволюция социального и биологического.
     Появление общественной формы движения материи  в корне изменило принципы приспособляемости  предков человека к условиям окружающей среды. Было утеряно приспособительное  значение многих структур и функций, столь важных для животных предков человека. В новых условиях побеждал не самый сильный, быстрый, с острыми когтями и т.д. Побеждали группы с наивысшим проявлением общественно - трудовой деятельности, связанной с развитием мозга.
     В этих условиях естественный отбор преобразует биологические черты человека, он отметает все ненужное человеку в его новом положении и постепенно создает облик нового, раннее невиданного типа существ. Сначала осуществляться процесс гармонизирующей эволюции, при котором изменение биологических особенностей предков человека направляется потребностями общественной формы движения материи. В результате этой эволюции каждый человек при рождении несет в себе итоги биосоциальной эволюции. Он не имеет ничего социального, но своими биологическими особенностями подготовлен к восприятию и дальнейшему развитию огромной социальной программы.
     Вначале темпы биологической эволюции были очень велики. На конечных стадиях  это выразилось в необычайной  эволюции мозга. 5 млн. лет тому назад  объем мозга австралопитеков был равен 500 см3 . При появлении прямых предков современного человека, 100 – 200 тыс. лет тому назад, этот объем составил 1500 см3 .  30 – 40 тыс. лет тому назад появился современный человек – Homo sapiens, который вышел из-под власти биологических направлений эволюции, а его прогресс стал определяться социальными причинами. Биологическая эволюция человека как вида затормозилась.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.