На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности творчества Сергея Сергеевича Прокофьева

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Муниципальное образовательное учреждение 
дополнительного образования детей 
«Дом детского творчества»
 
 
 
 
 
 

Реферат 
по музыкальной литературе 
Тема
: Особенности творчества Сергея Сергеевича Прокофьева 
 
 
 

Выполнила ученица 7 класса
Половникова Анастасия 
 
 

Педагог: Татьяна Дмитриева 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Лыткарино
2011г. 

Оглавление. 
 

1.Введение.
2. Об авторе. Биография композитора.
3. Основная часть. Анализ произведений.
3.1. История создания и содержание балета «Ромео и Джульетта»
3.1.1 .Особенности произведения
3.2. История создания и содержание кантанты «Александр Невский»
3.2.1. Особенности произведения
4. Выводы.
5. Приложения.
6. Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

       Темой моего исследованиия стало творчество композитора С.С.Прокофьева. Для того, чтобы полностью расскрыть её я рассмотрела Кантату «Александр Невский» и балет «Ромео и Джульетта» и сделала вывод об особенностях работ Прокофьева. Так же я сравнила творчество С.С.Прокофьева с другими композиторами, его современниками. 

Цель  работы:
Обозначить особенности  произведений композитора С.С.Прокофьева. 
 

Задачи:
1.Выделить основные направления работы С.С.Прокофьева,обозначить основные черты творчества композиитора. 

2. Сравнить произведения С.С.Прокофьева и других композиторов XX века. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Об авторе. Биография композитора. 

     “Может  ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь  того убеждения, что  композитор, как и  поэт, ваятель, живописец  призван служить  человеку и народу…  Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”
     С.С.Прокофьев         
Сергей Сергеевич  (1891 - 1953)- современный композитор, пианист, дирижёр. Народный артист РСФСР (1947). Родился в семье агронома, управляющего имением. Семья сумела обеспечить одарённому мальчику все условия для быстрого духовного созревания. Особенно велика была роль матери - хорошей пианистки, ставшей его первой музыкальной воспитательницей. Жизнь в деревенской усадьбе среди степной природы, крестьянские песни навсегда оставили след в сознании композитора, заложив основы его гармониеского. мировосприятия.
С.С. Прокофьев - это наша национальная гордость. Он давно признан классиком ХХ века. Его музыка исполняется очень  часто на концертах, передается по радио и телевидению. Прокофьевские балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», оперы «Любовь к трем апельсинам», «Игрок», «Огненный ангел», «Семен Котко», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке», сказки для детей «Гадкий утенок», «Петя и волк», различные симфонические произведения и многое другое - все это говорит о широчайших интересах композитора. 
Сам С. Прокофьев вспоминал в автобиографической повести «Детство», что сочинять музыку он начал очень рано. Уже в 5 лет он написал маленькую фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп». А в 9 лет Сережа впервые попал в оперный театр и просто «заболел» им (услышал оперы «Фауст» Ш. Гуно и «Князь Игорь» А.П. Бородина, побывал на балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского). Вернувшись в родную Сонцовку (Екатеринославской губернии) он начал писать оперу «Великан» на собственный сюжет: Великан хотел поймать девочку Устинью, а Сергеев (сам Сережа) и Егоров (приятель Сережи Егорка) ее защищали.

Зимой 1902г. дарование мальчика высоко оценил С. И. Танеев. Танеев посоветовал начать серьезные занятия по музыке. По его рекомендации летом в Сонцовку приехал молодой музыкант, будущий известный композитор, автор балетов «Красный цветок», «Медный всадник», Рейнгольд Морицевич Глиэр. Под его руководством вскоре Сережа начал писать симфонию и оперу «Пир во время чумы» по знаменитой маленькой трагедии А.С. Пушкина. 
Уже в детстве Прокофьев обнаружил редкую широту интересов: сильнейшим увлечением на всю жизнь стал театр; очень любил литературу, шахматы; любопытно детское увлечение железной дорогой, быстрым и точным движением. 
В 1904 году по совету А.К. Глазунова Прокофьев поступает в Петербургскую консерваторию. Вступительный экзамен прошел блестяще. Приемная комиссия была восхищена способностями мальчика, а также «солидным» грузом сочинений, который принес с собой тринадцатилетний композитор. «Я вошел,- рассказывает сам Прокофьев, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. «Это мне нравится!» – сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен».Годы учения в Петербургской консерватории (1904-14) были для Прокофьева периодом стремительного творческого развития, создали прочные основы его композиторского и пианистического мастерства. Он учился у А. К. Лядова (композиция), Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), Я. Витола (анализ форм).

В 1909 году Прокофьев  закончил консерваторию по классу композиции, а пятью годами позже - как пианист  по классу знаменитой русской пианистки  А.Н. Есиповой. На выпускном экзамене он играл свой первый фортепианный концерт. Не все сразу поняли и приняли это произведение. Отдельные критики называли его «футбольным», «варварским» и предлагали надеть на автора «смирительную рубашку». А после ему была вручена премия им. А. Г. Рубинштейна за исполнение своего 1-го концерта для фортепиано с оркестром. Со времени исполнения первого концерта начинается громкая известность Прокофьева. Он постоянно выступает публично, играет свои новые произведения, почти всегда вызывающие бурные споры. Так проходят исполнения второго концерта и симфонической «Скифской сюиты». В 1911-18 Прокофьев увлекался новейшими музыкальными идеями. Разочаровавшись в эстетической ценности позднего романтизма и русского академизма, он не стал последователем ни эстетического символизма Скрябина, ни импрессионизма Дебюсси; более заметным было воздействие творчества И. Ф. Стравинского. Важную роль в формирования иск-ва Прокофьева сыграли новые течения в области театра, поэзии, живописи. Его привлекали стихи А. А. Ахматовой и К. Д. Бальмонта, живопись русских последователей П. Сезанна и А. Матисса, театр. идеи В. Э. Мейерхольда. В 1914 С. П. Дягилев, один из влиятельных покровителей и консультантов Прокофьеева в последующие полтора десятилетия, заказал ему балет. В летние месяцы 1913 и 1914 Прокофьев выезжал за границу для знакомства с зарубежным иск-вом. В годы 1-й мировой войны 1914-18 Сергей Сергеевич много концертировал: в Петрограде, Москве и других городах России. Острое, брызжущее молодостью и озорством иск-во композитора пугало академистов и эстетов, но встретило горячую поддержку наиболее проницательных современников.
В 1916 - 1917 годах  Прокофьев работал над своей  «Классической симфонией», ставшей  симфонией № 1, симфонией жизнерадостной и очень остроумной. В симфонии чувствуется близость музыки Прокофьева ясному стилю классиков XVIII века. В 1917 г. в Петрограде Прокофьев знакомится с Маяковским. Композитор был восхищен стихами поэта, равно как поэт был восхищен сочинениями композитора. При всем их различии у них оказалось много общего: оба отстаивали искусство деятельное, порой намеренно резкое и обжигающе солнечное; оба восстали против искусства изнеженного, привычно «красивого», расслабленного. Тогда же композитор закончил цикл из двадцати крошечных фортепианных пьес под названием «Мимолетности». Название цикла возникло под впечатлением стихотворения К. Бальмонта. Каждая из пьес представляет собой какой-нибудь характерный для музыки Прокофьева образ или сценку: лирическую с оттенком сказочности (№ 1, 8, 16), юмористическую (№ 10), бурно драматическую (№ 14, 19) и т.д.
В 1918 г., получив  разрешение от Наркома просвещения  А.В. Луначарского, Прокофьев выехал за границу на несколько месяцев  для гастролей. Эти «несколько месяцев» затянулись на пятнадцать лет. (1918 - 1933). За эти годы Прокофьев объездил весь мир: был в Японии, Соединенных штатах, на Кубе, но дольше всего он был во Франции. Встречался со многими выдающимися деятелями искусства (композиторами М. Равелем, И. Стравинским, С. Рахманиновым, дирижерами Л. Стоковским и А. Тосканини, киноартистом Чарли Чаплиным и многими другими). Его произведения исполнялись в различных городах мира. Так, в 1921 году в Чикаго состоялась премьера оперы «Любовь к трем апельсинам» по сказке итальянского писателя Карло Гоцци. Но постепенно Прокофьев начинает все больше ощущать, что отрыв от родной земли пагубно сказывается на его творчестве. Один из французских друзей композитора вспоминает слова, сказанные ему Прокофьевым: «Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли... В ушах моих должна звучать русская речь... Здесь я лишаюсь сил».
1933 год. Прокофьев  снова в Москве, снова «дома». Он вновь встречается со своими  друзьями - Н. Мясковским и Б.  Асафьевым. Начинается работа  вместе с советскими режиссерами, писателями, балетмейстерами.  
Начиная с 1933 композитор становится в строй ведущих деятелей сов.культуры, не прекращая до 1938 конц. поездок за границу. Он сотрудничает с сов. режиссёрами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, С. Э. Радловым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Г. Г. Нейгаузом, С. Т. Рихтером, Э. Г. Гилельсом, Д. Ф. Ойстрахом. 
По возвращении на Родину Весной 1936 Сергей Прокофьев с семьей обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу лишь дважды. Творческая жизнь Прокофьева между 1936 и 1948 отличалась исключительной интенсивностью. В 1936 он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан ему в 1934 дирекцией театра им. Кирова в Ленинграде (премьера балета в этом театре состоялась в 1940; мировая премьера прошла в 1938 в Брно, Чехословакия). В том же 1936 в Московском театре для детей была поставлена симфоническая сказка «Петя и волк». Год спустя Сергей Прокофьев представил Комитету по делам искусств свою Кантату к 20-летию Октября — грандиозную фреску для двух хоров и четырех оркестров на слова Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. По существу, это был опыт создания своего рода коммунистической литургии (по своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы); но осуществленное Прокофьевым музыкальное воплощение слов классиков марксизма-ленинизма было сочтено идеологически неприемлемым, и Кантата была положена «на полку» (ее первое исполнение, к тому же с купюрами, состоялось в Москве только в 1966).Значительной художественной удачей явилась вторая монументальная кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» (1939), созданная на основе музыки к одноименному фильму С. М. Эйзенштейна. В 1940 были завершены соната №6 для фортепиано и комическая опера «Обручение в монастыре» по пьесе Р. Шеридана «Дуэнья», премьера которой состоялась в Ленинграде уже после войны, в 1946. Летом 1941 Сергей Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где вскоре написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора). В том же году он начал работать над оперой «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого. Работа эта растянулась на 11 лет. В первоначальных редакциях оперы основное внимание уделялось бытовым, семейным мотивам романа, тогда как ее окончательная версия (премьера — Ленинград, 1955, в более полном виде — Москва, 1959) представляет собой грандиозную народно-патриотическую эпопею. В военные годы Сергеем Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение — балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет — симфонии № 5 и 6 (1944, 1947), сонаты № 7, 8, 9 для фортепиано (1942, 1944, 1947), соната для флейты и фортепиано (1943; известна также в скрипичной редакции), соната для скрипки и фортепиано (1938-1946). Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». От этого удара Сергей Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 (опера «Повесть о настоящем человеке», поставлена в Москве в 1960, балет «Сказ о каменном цветке», 1950, поставлен в Москве в 1954, оратория «На страже мира», 1950, симфония №7, 1952) малоудачны, отмечены вымученными попытками «упростить» свой музыкальный язык. Среди немногих исключений — два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича: соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).
 

3. Основная часть. Анализ произведений.
     “Может  ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь  того убеждения, что  композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своём искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…”
     В этих словах гениального  композитора Сергея Сергеевича Прокофьева раскрывается смысл  и значение его  творчества, всей его  жизни, подчинённой  непрерывному дерзанию поискам, завоеванию всё новых высот  на пути создания музыки выражающей помыслы  народа. 

3.1. История создания и содержание балета «Ромео и Джульетта»
 
Истинным шедевром стала первая крупная работа –  балет "Ромео и Джульетта". Трудно начиналась его сценическая жизнь. Он был написан в 1935-1936 годах. Либретто разработано композитором совместно  с режиссёром С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова). Но постепенное вживание в непривычную музыку Прокофьева все же увенчалось успехом. Балет "Ромео и Джульетта" был закончен в 1936 году, но задуман раньше. Судьба балета и дальше развивалась сложно. Сначала возникли трудности с завершением балета. Прокофьев вместе с С. Радловым, разрабатывая сценарий, подумывал о благополучном конце, что вызвало бурю негодования у шекспироведов. Объяснялась кажущаяся непочтительность к великому драматургу просто: "Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические: живые люди могут танцевать, умирающие не станцуют лежа". На решение, закончить балет, как у Шекспира, трагически, более всего подействовало то, что в самой музыке, в ее заключительных эпизодах не было чистой радости. Проблема была улажена после бесед с хореографами, когда оказалось, что "можно разрешить балетно конец со смертельным исходом". Однако Большой театр нарушил договор, сочтя музыку нетанцевальной. Во второй раз от договора отказалось Ленинградское хореографическое училище. В результате первая постановка "Ромео и Джульетты" состоялась в 1938 году в Чехословакии, в городе Брно. Постановщиком балета стал известный хореограф Л. Лавровский. Партию Джульетты танцевала прославленная Г. Уланова.  
Хотя в прошлом были попытки представить Шекспира на балетной сцене (например, в 1926 году Дягилевым был поставлен балет "Ромео и Джульетта" с музыкой английского композитора К. Ламберта), но ни одна из них не признается удачной. Казалось, что если образы Шекспира можно воплотить в опере, как было сделано Беллини, Гуно, Верди, или в симфонической музыке, как у Чайковского, то в балете из-за его жанровой специфики - нельзя. В этой связи обращение Прокофьева к шекспировскому сюжету было смелым шагом. Однако традиции русского и советского балета данный шаг подготовили.  
Музыка Прокофьева ярко раскрывает основной конфликт шекспировской трагедии – столкновение светлой любви с родовой враждой старшего поколения, характеризующий дикость средневекового уклада жизни. Композитор создал в балете синтез - слияние драмы и музыки, как в свое время Шекспир именно в "Ромео и Джульетте" соединил поэзию с драматическим действием. Прокофьеву удалось воссоздать в балете шекспировские характеры в их разнообразии и полноте, глубокой поэтичности и жизненности. Поэзия любви Ромео и Джульетты, юмор и озорство Меркуцио, простодушие Кормилицы, мудрость Патера Лоренцо, неистовство и жестокость Тибальда, праздничный и буйный колорит итальянских улиц, нежность утреннего рассвета и драматизм сцен смерти – все это воплощено Прокофьевым с мастерством и огромной выразительной силой.  
Либретто сжато и убедительно показывает основу шекспировской трагедии. В нём сохранена основная последовательность сцен (сокращены лишь немногие сцены – 5 актов трагедии сгруппированы в 3 больших акта).
 

3.1.1. Особенности произведения 

Появление балета “Ромео и Джульетта” составляет важную переломную веху в творчестве Сергея Прокофьева. Балет "Ромео
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.