На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Практические аспекты применения различных методов и приемов обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение 3
     1 Проблема исследования в общей  и специальной педагогической 
     литературе  5
     1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике  5
     1.2 Основные методы и методические  приемы обучения                    
     естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 12
     2 Практические аспекты применения  различных методов и приемов
     обучения  естествознанию в специальной (коррекционной)
     школе VIII вида 21
     2.1 Конспект лабораторной работы по естествознанию  21
     Заключение 26
     Список использованных источников 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

    Актуальность  исследования. В современной педагогике проблема активизации учащихся в процессе обучения занимает центральное место. Успешность её реализации во многом зависит от того, насколько активно школьники приобретают жизненный опыт, включаются в учебную и практическую деятельность и овладевают навыками самостоятельной работы. Реализации данной задачи на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида служат разнообразные методы и приемы обучения.
      Проблема  оптимизации методов обучения естествознанию учащихся с нарушением интеллекта является одной из важнейших для специальной педагогики, так как учебные методы – это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает школьников основами науки, развивает у них познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует мировоззрение.
      Методы  и приемы обучения используются на уроках естествознания особым образом, предусматривающим их отбор и композицию с учетом особых образовательных потребностей ученика с нарушением интеллекта и специфики коррекционно-педагогической работы с ним; предусматривается и особая реализация сочетания методов. Общепедагогические методы на уроках естествознания используются не изолированно, а в необходимом сочетании друг с другом; тот или иной метод, будучи ведущим, дополняется и подкрепляется одним-двумя дополнительными, сюда же подключаются различные как общепедагогические, так и специальные приемы. Важным является взаимодополняемость методов.
      Выбор методов обучения естествознанию школьников с нарушением интеллекта осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности.
     Объектом  исследования является процесс обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
     Предмет исследования: методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
     Цель  исследования: рассмотреть методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
     Задачи  исследования:
     ? рассмотреть понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике; 
     ? изучить основные методы и методические приемы обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида;
     ? рассмотреть практические аспекты применения различных методов и приемов обучения естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
     В ходе работы применялись следующие  методы исследования: изучение и анализ общей и специальной психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Проблема исследования в общей и специальной педагогической литературе  

     1.1 Понятие «метод обучения», «методический прием» в педагогике  

     Методы  обучения – важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса, включающего в себя цели и задачи обучения, содержание, формы организации обучения и его результаты.
     Как известно, главной характеристикой  процесса обучения является его цель, от которой зависит выбор содержания обучения (учебного материала). Этому содержанию должны соответствовать и методы обучения.
     Методы обучения выполняют важные функции в процессе обучения: с их помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Методы также выполняет стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса [16,224].
     У И. П. Подласого метод обучения ? это путь, при помощи которого учитель организует, направляет и руководит работой учащихся по овладению ими основами наук [17,276].
     М. Н. Скаткин определил метод обучения как путь, которым учитель ведет учеников от незнания к знанию, от неумения к умению, путь формирования идеологии и развития умственных сил детей [20,44].
     Известный отечественный дидакт И. Я. Лернер дал такое определение: «Методы обучения – это способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельности» [9,77].
     Ю. К. Бабанский отмечал, что методы обучения наиболее рационально определять как способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение поставленных учебно-воспитательных                         целей [1,67].
     По М. И. Махмутову «дидактический метод – это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определенного круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели» [10,57].
     Учитывая, что методы обучения представляют собой  многоаспектное и многомерное педагогическое явление, по мнению П. И. Пидкасистого, им можно дать несколько разных определений, включающих в себя те толкования, которые рассматривались выше. Если в структуре процесса предусматривается руководящая роль учителя, то методы обучения можно рассматривать как способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления этой деятельностью. Учитывая познавательную направленность дидактических методов, их можно определять как способы, с помощью которых учащиеся под руководством учителя идут от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и более точному. С логико-содержательной стороны методы обучения можно рассматривать как применяемый логический способ, с помощью которого учащиеся сознательно овладевают знаниями, умениями и навыками. Подчеркивая содержательно-методологическую сущность методов обучения, их можно определить как форму движения содержания обучения [16,235].
     Невозможность включения в определение метода обучения всех выявленных его существенных признаков объясняется, во-первых, тем, что для каждой конкретной педагогической ситуации это определение может быть одноаспектным. Лишь при изменении конкретной ситуации учебного процесса понятие метода может выступать другой своей стороной, выделяя иной свой существенный признак. Во-вторых, методы обучения выступают одновременно и в виде своеобразных педагогических требований к способам учебно-воспитательных действий учащихся и учителя.
     Если  выделить наиболее общий признак  методов, то методы обучения можно определить как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников.
     Учитывая, что в определении понятия  «метод обучения» отражаются сущностные характеристики той реальности, которую изучает педагогика и по отношению к которой она разрабатывает (проектирует) различного рода средства (способы) воздействия, В. И. Гинецинский приводит несколько подходов к определению метода, в каждом из которых так или иначе подразумевается наличие трех групп признаков, характеризующих учебно-познавательную деятельность, педагогическую деятельность и предмет совместной деятельности участников педагогического процесса:
     – метод обучения есть аспект целостного педагогического процесса, характеризующий систему воспроизводящихся, устойчивых признаков деятельности его участников;
     – метод обучения есть аспект индивидуальной профессионально-педагогической деятельности, характеризующий устойчивую систему приемов оперирования учебной информацией, регулирования учебно-познавательной деятельности;
     – метод обучения есть аспект индивидуальной учебно-познавательной деятельности, характеризующий сложившиеся у субъекта способы порождения новообразований в структуре его опыта в типичных условиях его организации;
     – метод обучения есть способ управления учебно-познавательной деятельностью путем выбора педагогически целесообразных форм представления учебного материала и вариантов его развертывания в рамках учебного времени;
     – метод обучения есть нормативно-ценностная модель организации учебного процесса, предписывающая определенную схему построения профессионально-педагогической деятельности;
     – метод обучения есть система общих признаков учебно-познавательной деятельности, присутствующих в работе учащихся, которые обучаются одним и тем же педагогом;
     – метод обучения есть система рефлексивно выделяемых признаков педагогической деятельности, ориентирующейся на определенные модели осуществления познавательной деятельности;
     – метод обучения есть определенный вариант выбора системы факторов, учитываемых (принимаемых во внимание) при регулировании познавательной деятельности;
     – метод обучения есть аспект функционирования педагогической системы, характеризующий способ достижения инструментальных (промежуточных) и терминальных (конечных) целей [3,57].
     Педагогической  наукой накоплен богатый материал, касающийся методов обучения. Существуют также различные классификации методов обучения, многообразие которых зависит от избираемого принципа                           классификации.
     Одна  из первых классификаций методов  обучения была предложена                        Е. В. Перовским и Е. Я. Голант [4, 54]. Строилась она по основанию источника знаний, ориентируясь на «золотое правило» дидактики. В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены соответственно три группы методов, которые рассмотрены в таблице 1.
      Таблица 1
      классификация методов обучения, предложенная
      Е. В. Петровским и Е. Я. Голант
Группы  методов      методы
Словесные      Лекция, рассказ учителя, беседа, работа с  книгой, учебным текстом.
Наглядные      Демонстрация  картин, муляжей, кинофильмов и диафильмов, гербариев и т. д.
Практические            Выполнение опыта, эксперимента, исследовательской работы, лабораторной работы, упражнения, составление таблиц, графиков, диаграмм, выполнение измерений на местности, изготовление прибора и т. д.
     Эти методы определяются по внешним признакам, в основном по видам деятельности учителя. Однако такая классификация методов не раскрывает деятельность учащихся, а также психические процессы, связанные с этой деятельностью. Поэтому ряд ученых делают попытку разработать такую классификацию методов обучения, в основе которой лежал бы характер деятельности учителя и учащихся.
     Так, М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют следующие методы.
     1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод, основное назначение которого состоит в организации усвоения учащимися знаний в готовом виде. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Объяснительно-иллюстративный метод относится к наиболее экономным способом передачи накопленного человечеством обобщенного и систематизированного опыта подрастающему поколению. Учитель сообщает информацию с помощью устного слова (объяснение, рассказ, лекция), печатного слова (учебник), наглядных средств (картины, кино- и диафильмы, схемы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий), практического показа способов деятельности (показ опыта работы на станке, образцов склонения, способа решения задачи, доказательства теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.). Этот метод включает рассказ, лекцию, объяснение, использование и изучение литературы, использование наглядных средств, дидактических машин и т. п. Он тренирует память, дает знания, но не способствует развитию творческого мышления.
     2. Репродуктивный метод, главным признаком которого является воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя. Данный метод характеризует не только деятельность ученика, но и предполагает организующую, побуждающую деятельность учителя. С целью повышения эффективности репродуктивного метода разрабатываются системы упражнений, а также программированные материалы, обеспечивающие обратную связь и самоконтроль. Важную роль при осуществлении данного метода играет алгоритмизация, когда ученикам предлагается определенный алгоритм, т. е. правила и порядок действий, в результате выполнения которых ученик распознает объект (явление), выясняет его наличие и одновременно осуществляет определенный порядок действий.
     3. Проблемное изложение (используется главным образом на лекции, в ходе работы с книгой, экспериментирования и т. д.) заключается в том, что учитель ставит проблему, сам ее решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Учитель показывает образцы научного познания, научного решения проблем, а учащиеся мысленно следят за его логикой, усваивая этапы решения целостных проблем. Результатом проблемного изложения является усвоение учеником способа и логики решения поставленной проблемы, но еще без умения применять их самостоятельно. Своеобразие этого метода заключается в том, что ученик не только воспринимает, осознает и запоминает готовые знания, но и следит за логикой доказательства, контролирует убедительность мысли учителя.
     4. Частично-поисковый, или эвристический, метод состоит в том, что учитель организует участие школьников в выполнении отдельных этапов поиска, конструирует задание, расчленяет его на вспомогательные, намечает шаги поиска, а учащиеся осуществляют его самостоятельно, актуализируя наличные знания, мотивируя свои действия. Этот метод включает самостоятельную работу учащихся, беседу, лекции и т. д.
     5. Исследовательский метод определяется как способ организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний, овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применение их. Кроме того, он является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности [9; 20].
     Предложенная  авторами классификация методов  обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Безусловно, данная классификация методов обучения наиболее совершенна, однако в ней не раскрываются способы овладения знаниями, сообщениями и практическим материалом, не характеризуется работа с отдельными источниками знаний, поскольку и учитель и учащиеся не вооружаются конкретными приемами работы.
     Методы  реализуются в педагогической действительности в различных формах: в конкретных действиях, приемах, организационных  формах и т. п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. Например, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть нацеленной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т. д. Необходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), одни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же беседа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой ? к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увеличиваться в зависимости от содержания учебного материала, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать индивидуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания [16,289].
     Таким образом, методы обучения – важнейшие структурные компоненты целостного педагогического процесса. Это многоаспектное и многомерное педагогическое явление. Поэтому единого определения данному понятию в современной науке нет. Наиболее общим является следующее определение: методы обучения это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников.
     Методы  обучения выполняют важные функции  в процессе обучения: с их помощью осуществляется передача ученикам содержания изучаемых предметов, управление познавательной деятельностью учащихся, интеллектуальное развитие учащихся и формирование необходимых личностных качеств. Методы также выполняют стимулирующую, коммуникативную, диагностико-коррекционную функции, необходимые для нормального функционирования учебного процесса.
     В настоящее время в основу классификаций  методов обучения положены следующие основания: источник знаний; характер познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования; дифференцированные и разнообразные действия учителя и его учащихся; сущность и закономерности функционирования методов осуществления целостного педагогического процесса. 

     1.2 Основные методы  и методические  приемы обучения                       естествознанию в специальной (коррекционной) школе VIII вида 

     В соответствии с принятой в дидактике  и наиболее распространенной классификацией методов обучения на основе целостного деятельностного подхода в процессе обучения естествознанию умственно детей с нарушением интеллекта выделяются методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; ее стимулирования и мотивации; методы контроля и самоконтроля. Дидактика специального обучения пользуется как общепедагогическим арсеналом методов и приемов обучения, так и своими специфическими для каждой категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, методами и приемами коррекционно-педагогической работы, представляющими собой оригинальные образовательные технологии [12,133].
      Сообщение новых знаний по естествознанию осуществляется с помощью объяснения, рассказа. В этих случаях ведущая роль принадлежит слову учителя.
      Объяснение – это истолкование отдельных понятий, явлений, правил, приёмов работы с инструментами, содержания наглядных пособий и правил их применения, а так же слов и терминов. На уроках естествознания необходимо объяснение новых слов для понимания читаемого или сообщаемого материала. Эта необходимость связана с тем, что у школьников с нарушением интеллекта ограниченный словарный запас, содержание многих распространённых слов и особенно специальных терминов они не понимают. Поэтому на этапе объяснения понятий учитель прибегает к различным сочетаниям методических приёмов.
      Объяснение  сопровождается демонстрацией наглядных пособий различной модификации. Используются упражнения на классификацию существующих признаков. Для объяснения подбирается небольшой по объёму и доступный материал, изложение его должно быть непродолжительным. Объяснение на уроках естествознания применяется в основном при изучении нового материала, иногда при закреплении, если выясняется, что учащиеся не поняли тот или иной материал [12,134].
      Рассказ – это метод, предполагающий повествовательное изложение содержания учебного материала. В педагогике различают три вида рассказа: рассказ-вступление, направленный на подготовку учащихся к восприятию нового материала; рассказ-изложение, в котором раскрывается содержание новой темы; рассказ-заключение, цель его обобщить изученный на уроке материал, сделать выводы.
      В первом случае учитель своим рассказом  стремится своим рассказом создать  положительное отношение к изучаемому, заинтересовать детей, в доступной форме сообщить им задачи предстоящей деятельности.
      Рассказ – изложение применяется тогда, когда сообщаемый материал по естествознанию незнаком учащимся, или они имеют о нём отдельные несистематизированные и неточные сведения.
      Помимо  рассказов, главная дидактическая  цель которых заключается в изложении  фактического материала, применяются  рассказы-описания. Их главная цель – создание у учащихся представлений, определённых образов о объектах живой и неживой природы [6,25].
      Рассказы  на уроках естествознания должны быть небольшими по объёму, содержать ограниченное количество новых сведений, достоверные и научно проверенные факты. Содержание должно раскрываться конкретно, по плану, с четким выделением существенных моментов, доступным языком, включать новые слова и термины. Излагаемые сведения следует подтверждать примерами, сопровождаться наглядной демонстрацией, прослушиванием звукозаписи, просмотром учебных кино- и диафильмов [8,70].
      Рассказ может проводиться в начале урока  естествознания и занимать его небольшую  часть, после чего идёт усвоение полученных знаний с помощью упражнений, познавательных игр.
      Метод демонстрации применяется в сочетании с другими методами. Демонстрироваться могут реальные объекты (плоды деревьев, минералы, растения и др.), работа механизмов, все виды учебно-наглядных пособий. Среди последних выделяют: натуральную и образную наглядность, символическую наглядность, схематические изображения, географические средства наглядности, технические демонстрационные средства. Наглядные пособия используются в ходе уроков сообщения новых знаний, при закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы [8,71].
      Однако  наглядные средства смогут служить  чувственной опорой для мыслительной деятельности учащихся с нарушением интеллекта только в том случае, если ими будут поняты условные обозначения, которые должны соотноситься с конкретными  предметами и явлениями окружающей действительности.
      Школьников  нужно научить пользоваться готовыми схемами и таблицами, а также динамическими графическими пособиями, символической наглядностью.
      Беседа – это вопросно-ответный метод обучения, применяющийся для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также контроля знаний учащихся с нарушением интеллекта. Для сообщения новых знаний используется в том случае, если у учеников есть некоторые сведения по изучаемому вопросу, и учитель имеет возможность опереться на их опыт.
      Метод беседы занимает значительное место  в процессе обучения естествознанию. Это объясняется, прежде всего, тем, что в ходе умело построенной беседы создается возможность не только дать учащимся определённые знания или закрепить их, но и учить их делать простейшие обобщения, формировать их диалогическую речь. Кроме того, метод беседы активизирует учащихся с нарушением интеллекта, позволяет организовать их внимание, направлять его в нужное русло. Для лучшего усвоения разбираемой темы учитель во время беседы часто пользуется наглядностью, успех применения которой зависит от того, насколько продуманы им цель и место её использования, широко привлекаются наблюдение, лабораторные и практические работы. Источником беседы могут быть материалы учебника, записи                         на доске [19,21].
      Наблюдение определяется как целенаправленное, планомерно, различное по длительности восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. На уроках естествознания оно используется с целью обучения умению замечать изменения в природе, жизни растений, поведении животных, анализировать факты и явления, обобщать их. Активное применение этого метода объясняется тем, что создаются условия, позволяющие на основе чувственного познания окружающей действительности развивать у учащихся наглядно-образное мышление, активизировать их внимание, стимулировать интерес к учению, расширять и обогащать знания.
      В связи с тем, что учащиеся с нарушением интеллекта не умеют планомерно и полно анализировать объекты и явления, необходима специальная работа, направленная на то, чтобы наблюдения школьников были продуктивны. В первую очередь нужно руководить наблюдениями детей с помощью системы вопросов, количество которых должно постепенно сокращаться по мере формирования у учащихся умения приобретать знания о внешнем облике объектов, характерных признаках наблюдаемых явлений окружающей действительности, выделять существенное в изучаемом, сравнивать, делать выводы и обобщения [23,175].
      Работа  с книгой используется как метод получения новых знаний, а также как метод закрепления и повторения, систематизации и обобщения знаний. Цель обучения работе с книгой – это приобретение знаний и в некоторой мере – подготовка к самообразованию.
      Работа  с учебником является сложным  видом умственной деятельности учащихся, состоящей из осознания ими поставленной задачи, логического осмысления читаемого, установления причинно-следственных зависимостей, анализа смысловой структуры текста.
      Начинаться  она должна с ознакомления с его  структурными элементами. Сначала школьники с нарушением интеллекта учатся находить название учебника, нужную страницу, картинку, текст. Постепенно они должны быть вооружены знаниями о всех структурных элементах книги, её назначении, продуктивных способах деятельности с текстами, иллюстрациями. Учащихся с нарушением интеллекта необходимо научить правильно и быстро ориентироваться в аппарате учебной книги, т. е. находить текст, задания и вопросы к нему, иллюстрации и схемы, способствующие пониманию читаемого. Это создаёт условия для самостоятельной учебной работы. Также следует учить детей с нарушением интеллекта (прежде, чем приступать к выполнению работы) обращать внимание на образцы выполнения задания или упражнения, разобрать их. Это способствует формированию навыков                                      самоконтроля [23,175].
      Чтение  для учащихся с нарушением интеллекта представляет значительную трудность. В связи с этим большое значение имеет подбор методов и приёмов, способствующих формированию сознательного чтения. Это может быть знакомство с натуральными объектами, наблюдения и практические работы, объяснения учителя, экскурсии, словарная работа и т. д.
      Сознательному восприятию текста способствуют также  разные виды чтения: объяснительное, выборочное, повторное и др. Основное внимание должно быть уделено формированию у учащихся умения анализировать текст учебника, выделять существенное из прочитанного.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.