Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность планирования на предприятии и функции планирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Российский  Государственный Торгово-Экономический  Университет 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине планирование на предприятии
на тему: «Сущность планирования на предприятии и функции планирования». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                   Выполнила: Есипович Анна, ФУ-45
                Проверил: проф. Крышталёв В.К. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

2011 
Введение

     Современная экономика – это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала и совершенствуются информационные технологии. Вследствие чего современная экономика – это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия. Актуальность выбранной темы обусловлена ещё и тем, что во многих компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, в связи с чем происходят такие нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков.
     Современная экономика устанавливает определенные правила игры, которым необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов производства или региональной принадлежности.
     Исходя  из вышесказанного, управление компанией  ставит определенные задачи, которым  и должно соответствовать развитие экономики. Для предотвращения стихийных  процессов, которые могут привести к неблагоприятному результату, необходимо планирование, направляющее экономику в то русло, по которому предприятие идет к прибыли. Прибыль в данном случае – конечная цель движения. Любая финансово-хозяйственная деятельность осуществляется для получения максимального финансового результата.
     Развитие  экономики происходило под влиянием субъективного фактора. Причем любые действия имели под собой какую-то основу, т. е. запланированный результат. Ведь даже физические лица в основном строят планы на будущее, что же можно говорить о хозяйствующем субъекте, целом механизме, который функционирует для какой-то поставленной цели и в котором участвуют трудовые, материальные и финансовые ресурсы.
     Основными элементами построения плана являются: определение перспектив, анализ сложившейся  ситуации и определение программы  мероприятий для достижения поставленных целей. Взаимосвязь этих элементов направлена на процесс прогнозирования и даже, можно сказать, предвидения.
     Обладание достаточным объемом знаний и  опыта, умение анализировать сложившуюся  ситуацию и проектировать ее на будущее  позволяет предвидеть и прогнозировать финансово-хозяйственное развитие. Экономическая система многогранна, это целый механизм процессов, которые и представляются как факторы, влияющие на устойчивость и планомерность финансово-хозяйственной деятельности компании. Планирование призвано проанализировать все эти факторы и отразить их для полноты представления состояния и возможности развития предприятия. Вот почему требования к процессу планирования чрезвычайно жестки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 

     Планирование  является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.
     Планирование  представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается  в логичном определении развития предприятия, постановке целей для  любого сектора деятельности и работы каждого структурного подразделения, что необходимо в современных условиях. При осуществлении планирования ставятся задачи, определяются материальные, трудовые и финансовые средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации. Кроме того, анализируются и выявляются факторы, имеющие влияние на развитие деятельности предприятия, для своевременного предотвращения их на стадии возникновения в случае их негативного влияния.
     Таким образом, можно сказать, что планирование как функция управления означает стремление учитывать заблаговременно все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают подходящие условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно также определяет разработку комплекса мероприятий, устанавливающих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее результативного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятиям. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями предприятия, которые содержат всю технологическую цепочку. Такая деятельность основывается на обнаружении и прогнозировании спроса потребителей, анализе и оценке имеющихся в наличии ресурсов и перспектив развития конъюнктуры. Отсюда следует необходимая увязка планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта в связи с изменениями спроса на рынке. Планирование охватывает как текущий, так и перспективный временной период и осуществляется в виде прогнозирования и программирования.
     Процесс планирования подразумевает постановку определенных целей, разработку мероприятий  по достижению этих целей, а также  политику предприятия на долгосрочную перспективу.
     Для управления планирование являет собой этап, от которого во многом зависит развитие.
     Большое влияние на планирование оказывает  грамотность руководства, квалификация специалистов, вовлеченных в данный процесс, достаточность ресурсов, необходимых  для осуществления процесса (компьютерная техника и пр.), информативная база.
     Конечно, иногда факторы, оказывающие влияние  на процесс планирования на предприятии, зависят от специфики деятельности, от региональной принадлежности, но при  наличии квалифицированного кадрового  состава и компетентного руководства все недостатки могут быть ликвидированы в короткие сроки.
     В основе эффективного планирования на предприятии лежит системный  подход, основанный на всестороннем и  последовательном изучении состояния  предприятия, его внутренней и внешней среды. Системный анализ призван найти ответы на следующие вопросы о работе предприятия:
     1)Как выделить систему, деятельность которой мы собираемся планировать?
     2)В какой сфере и в каких условиях действует предприятие?
     3)Как организовано предприятие и как оно функционирует в действительности?
     4)Какая политика и практика предприятия действуют в настоящий период?
     5)Каковы главные приоритеты руководства предприятия?
     6)Как работало предприятие в прошлом и как оно работает сейчас?
     7)Какова структура акционерного капитала?
     8)Что представляют собой конкуренты предприятия, какова их доля на рынке и как она изменяется?
     9)Какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия, и каким образом?
     Полученные  в ходе системного анализа ответы на подобные вопросы позволяют выявить все основные факторы, ограничивающие рост предприятия и мешающие его плановому развитию.
     Планирование  и управление экономической деятельностью  тесно связаны между собой  такими функциями производственного  менеджмента, как выбор цели, определение ресурсов, организация процесса, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала и т.д. В их выполнении участвуют многие категории персонала - руководители всех уровней управления, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др. Основные функции высшего руководства предприятия состоят в установлении единой стратегии развития или в обосновании цели планирования, выборе основных способов ее достижения, определении методов и технологии разработки планов. Руководители остальных звеньев управления, а также специалисты плановых служб разрабатывают все текущие и тактические планы. В их функции входит также анализ внешней и внутренней среды предприятия, составление прогнозов развития своих подразделений, расчет и оценка необходимых ресурсов, плановых показателей и т.д.
     Руководство планово-экономических служб предприятий  осуществляют общие, научные, методологические и другие главные функции по управлению всей текущей и перспективной  плановой деятельностью. Персонал службы планирования совместно с высшим руководством принимает участие в разработке стратегии предприятия, выборе и обосновании экономических целей, создании необходимой нормативной базы, анализе и оценке плановых и фактических результатов конечной деятельности. В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятия зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности и т.д. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2
     До  середины ХХ столетия фирмы действовали преимущественно в условиях стабильного превышения спроса над предложением, неизменности внешней среды. Это позволяло им работать на основе текущих планов, составляемых исходя из поступающих заказов.
       В 1950-е гг. темп изменений во внешней среде стал нарастать, но они еще оставались предсказуемыми. Здесь уже, наряду с текущим приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным планированием, составлять перспективные целевые программы.
       В 1960–1970-е гг. общий темп развития ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое исходило из будущих возможностей. Планирование стало осуществляться от будущего к настоящему на основе мнений экспертов и сложных математических моделей.
       С начала 1970-х гг. изменения во  внешней среде стали протекать  столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические  планы перестали соответствовать  потребностям хозяйственной практики. В дополнение к ним стали составляться стратегические программы, позволяющие оперативно учитывать эти изменения в текущих решениях.
       В планах отражаются: прогнозы  развития организации в будущем;  промежуточные и конечные задачи  и цели, стоящие перед ней и  ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов; стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.
       Сам процесс планирования начинается  с анализа настоящего и будущего  состояния предприятия и среды.  На этой основе ставятся цели, вырабатываются стратегии и определяется комбинация инструментов, позволяющих наиболее эффективно их реализовывать.
       В некоторых крупных организациях  планирование осуществляет плановый  комитет, членами которого обычно  бывают руководители подразделений,  а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов координируется первым лицом либо его заместителем.
       В задачу плановых органов  входит определение того, какие  подразделения будут участвовать  в реализации тех или иных  организационных целей, в какой форме это будет происходить, как обеспечиваться ресурсами.
       Если организация многоуровневая, планирование осуществляется одновременно  на всех уровнях. Причина состоит  в том, что ни одно плановое  решение не является независимым  от других, и требуется понимание проблем всех связанных между собой звеньев управленческой цепочки.
       С учетом степени централизации  управления организацией процесс  планирования может осуществляться  тремя способами. 
      1) если она высока, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям.
      2)   при среднем уровне ими принимаются только основополагающие решения, которые впоследствии в подразделениях детализируются.
      3)  в децентрализованных организациях «сверху» определяют цели, лимиты ресурсов, а также единую форму планов, а планы уже составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, увязывают и сводят в общий план организации.
       В зависимости от экономических возможностей организации, могут использоваться три подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, и появление новых в будущем не предвидится, то цели ставятся, в первую очередь исходя именно их них. В дальнейшем планы не пересматриваются, даже если и появляются какие-то благоприятные возможности. Ибо на их реализацию может просто не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно небольшими фирмами, главная цель которых – выживание.
       Более богатые организации могут  позволить себе изменять планы,  подстраиваясь под новые возможности  и, привлекая для их использования  дополнительные средства, излишками  которых они располагают. Таким  образом, составленные однажды  планы в зависимости от ситуации могут корректироваться. Такой подход к планированию получил название адаптационного.
       И, наконец, предприятия, располагающие  значительными ресурсами, могут  использовать оптимизационный подход  к планированию, исходящий из  целей, поэтому, если проект ожидает быть прибыльным, средств на него не жалеют. 

     2.1 Структура планов
     Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также  его внутренняя административно-хозяйственная  структура. Каждое структурное подразделение  разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.
     Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия  не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.
     Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным  направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые  правила, а именно: 

     1) обоснование всех элементов и этапов плана;
     2) контроль четкого исполнения  плана его участниками;
     3) постоянный учет и контроль, а  также внесение корректировок  в план и его исполнение.
     Планы можно сгруппировать следующим  образом.
     По  срокам исполнения:
     1) оперативно-календарные;
     2) текущие;
     3) среднесрочные;
     4) долгосрочные;
     5) стратегические.
     По  назначению:
     1) производственные (производство готовой  продукции);
     2) коммерческие (рынки сбыта продукции  и обеспечение предприятия материально-техническими  ресурсами);
     3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие;
     4) планы по труду, заработной  плате, социальному обеспечению  персонала.
     По  уровням управления:
     1) общефирменные;
     2) цеховые;
     3) планы работ структурных подразделений.
     По  видам продукции, работ, услуг:
     1) освоенного производства;
     2) осваиваемого производства;
     3) планируемого к освоению в  будущем.
     Бизнес-план предприятия имеет следующую  структуру:
     1) краткое описание бизнес-плана; 

     2) стратегия бизнеса (управленческая  структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала);
     3) маркетинговая стратегия и определение  рынков сбыта (анализ конкурентоспособной  среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых  сторон бизнеса, эффективность сектора экономики);
     4) эксплуатация и производство (планы  развития, оценка производственных  мощностей и т. д.);
     5) управленческий процесс (количественный  и качественный показатель команды  управления);
     6) финансовая политика (определение  денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.);
     7) определенные факторы риска (наличие  технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности  и коэффициентов, характеризующих  финансовое состояние);
     8) приложения. 

     2.2 Классификация и виды планов
     Планирование классифицируется следующим образом:
     1) по степени охвата;
     2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых  возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление  мероприятий по реализации планируемых возможностей);
     3) по объекту планирования;
     4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские  работы и т. д.);
     5) по охвату;
     6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); 

     7) по степени жесткости и гибкости.
     Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов: 

     - принцип необходимости планирования  означает повсеместное и обязательное  применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях фриланс, в условиях свободного графика работы, в условиях работы в онлайн. Чем более свободный график или режим работы, тем большее значение имеет планирование и четкое следование плану. 

     - принцип единства планов предусматривает  разработку общего или сводного  плана деятельности, в котором  отдельные пункты плана способствуют  достижению конечной цели. Единство  планов предполагает общность  ваших целей. 

     - принцип непрерывности планов заключается в том, что процессы планирования, организации и управления своей деятельностью, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки; 

     - принцип гибкости планов тесно  связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации всех видов деятельности; 

     - принцип точности планов определяется  многими факторами, как внешними, так и внутренними. Поэтому  всякий план составляется с  такой точностью, которую сам человек желает достичь, с учетом его состояния и возможностей. 

     В современном планировании помимо рассмотренных  классических принципов планирования широкую известность имеют и  общеэкономические принципы планирования. 

     1. Принцип комплексности. У каждого человека результаты деятельности во многом зависят от уровня развития способностей, физического состояния,  мотивации, ранее приобретенного опыта и т.д. Все они образуют взаимосвязанную систему, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из этих параметров приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других. 

     2. Принцип эффективности требует  разработки такого варианта деятельности, который при существующих ограничениях  используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего эффекта/результата. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в грамотном распределении ресурсов. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами. 

     3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив. 

     4. Принцип пропорциональности, т.е.  сбалансированный учет ресурсов  и возможностей. 

     5. Принцип научности, т.е. учет  последних достижений науки и техники. 

     6. Принцип детализации, т.е. степени  глубины планирования. 

     7. Принцип простоты и ясности,  т.е. соответствия уровню понимания  вами вашего собственного плана.
     Основные  принципы планирования ориентируют  человека на достижение наилучших результатов. Многие принципы планирования тесно взаимосвязаны друг с другом. Некоторые из них действуют в одном направлении, например, эффективность и оптимальность. Другие – в разных (гибкость и точность).
     Как видно, основные принципы планирования легко можно применить к организации собственной деятельности, это поможет достичь желаемых целей оптимальным путем.        Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.
     Для осуществления процесса планирования необходимо определить:
     1) объект планирования;
     2) субъект планирования;
     3) период планирования;
     4) средства планирования;
     5) методику планирования;
     6) согласование планов.
     Принадлежность  того или иного плана к определенному  виду зависит от того, к какому циклу  управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.
     В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают  следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.
     В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.
     При стратегическом планировании выделяются следующие цели:
     1) рыночные (определение рынка сбыта  продукции);
     2) производственные (использование какого  уровня техники и технологий  позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);
     3) финансово-экономические (определение  источников финансирования и  прогнозирование результата деятельности);
     4) социальные (степень удовлетворения  конечным продуктом производства  определенных социальных слоев и общества в целом). 

     2.3. Функции планирования
     В состав   функций  планирования  входят   следующие:
        1)  Уменьшение  сложности.
        Важнейшей   функцией   планирования    является    преодоление    реально существующей  сложности  планируемых  объектов  и  процессов.
        2) Мотивация.
        С помощью  процесса   планирования   должно   инициироваться  эффективное использование  материального и интеллектуального   потенциала   предприятия.
        3) Прогнозирование.
        Одной  из функций   планирования   является    как  можно   более  точное прогнозирование    состояния  как  внешней,   так   и    внутренней    среды предприятия  путем   систематического  анализа   всех   факторов.   Качество прогноза  определяет  и качество  плана.
        4) Обеспечение  безопасности.
         Планирования  должно  учитывать   фактор   риска,  чтобы   избежать   или уменьшить его.
        5) Оптимизация.
        В соответствии с  данной    функцией    планирование   должно  обеспечить выбор допустимых  и  наилучших,  с точки  зрения   ограничений,  альтернатив использования  ресурсов.
        6)  Функция  координации и  интеграции.
        Планирование  должно   объединять   людей,  как  в  процессе   разработки плана, так и в процессе  его   реализации.   Так  же   должно  предотвращать конфликты,   учитывать    интеграцию     различных     сфер     деятельности предприятия.
        7) Функция  упорядочения.
        С помощью   планирования    создается   единый   порядок   действий  всех работников  предприятия.
        8)  Функция  контроля.
        При помощи  планирования  можно  наладить  эффективную  систему  контроля за  производственно-хозяйственной   деятельностью,   анализировать    работу всех  подразделений  предприятия.
        9) Функция  документирования.
        Планирование    обеспечивает   документированное    представление    хода производственно-хозяйственной  деятельности.
        10) Функция  воспитания и   обучения.
        Планирование  оказывает  воспитательный  эффект    посредством   образцов рациональных  действий и  позволяет  учиться  на ошибках.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.