На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Право Древней Месопотамии. Законы царя Хаммурапи

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

АМУРСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ») 
 

Факультет Юридический
Кафедра Конституционного права
Специальность 030501 – Юриспруденция 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
на тему: Право Древней Месопотамии. Законы царя Хаммурапи 
 

по дисциплине «История  государства и право  Зарубежных стран» 
 
 
 
 
 

Исполнитель студент группы 903-В
 
 
 
Ю.А. Черная
     
Руководитель старший преподаватель 
 
 
 
Н.В. Кононкова.
     
Нормоконтроль старший преподаватель
 
 
 
Н.В. Кононкова.
     
     
 
 
                                                             
 

                                             Благовещенск 2009 

                                  План:
    Источники права Древней Месопотамии………………………………………….3
    Право собственности по Законам Хаммурапи…………………………………….9
    Обязательственное право…………………………………………………...………13
    Брачно-семейное право и наследственное право………………………………….15
    Уголовное право и процесс в Древнем Вавилоне…………………………………16
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                  Источники права Древней  Месопотамии.
       В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт,  принятый по воле правителя  того  или иного царства. Появление царских узаконении было обусловлено здесь особыми условиями становления и  развития многочисленных государств, возникавших в ходе войн, переворотов,  завоеваний,  когда  складывались  непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя  -  гегемона, устанавливалось  верховенство  того  или  иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли.
         Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.     Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных  или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны,  городам, храмам, богам.  Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении  справедливости,  о защите царем обездоленных:  бедных,  сирот, вдов и т.д. 
       К числу таких  исторических  документов  и принадлежат так называемые "реформы" Уруингины, правителя царства Лагаша,  относящиеся к 2400 году до н.э. В них говорилось о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние
правители. Законы древневавилонского правителя Хаммурапи  появились в Древнем Вавилоне в XVIIJ веке до н. э.  и считаются одним из древнейших в мире. Состоят из преамбулы, текста и заключения, всего 282 статьи, но сохранились лишь 247.
Норма права формулировалась из судебного решения по конкретному делу. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самыми важными памятником всего древневосточного права, отразив вместе с тем самое начало развития права вообще. Начало исторического (не мифического) законодательства на Ближнем Востоке относится ко времени еще древнешумерийских  протигосударств.
         Законы Уруинимгины ( конец XXIV в. До н.э)- самые древние из известных в истории права. Эти законы не были еще вполне правовыми предписаниями, большинство правил устанавливало неюридического характера порядки в государственно- храмовом хозяйстве Лагаша, упорядочивало оплату жрецов и других слуг правителя, гарантировало держателям храмовых и государственных наделов их права на будущее на основе справедливости. Общей социальной цели поддержания древних порядков и стабильности служили столь важные декларации о «защите вдов и сирот», об отмене разного рода долговых и продажно- закладных сделок (купля- продажа в ту эпоху была еще особо, вынужденной сделкой, совершаемой только в случае невозможности вернуть долги и унизительной по смыслу).
       В законах были и правила уголовного суда о наказаниях за покушения на личность и имущество полноправных шумерийцев – в основном штрафах.  Более развитыми  в юридическом  отношении были Законы Ур - Намму (конец III тыс. до н.э.), правителя Шумера в период нового возвышения г Ура.
         Они заключили до 35 правил- статей, касавшихся главным образом охраны  брачно-семейных устоев: разрешалось  невозбранно убить любовника  неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание- промывание рта 1 кг соли. Законы карали  лжесвидетельство  в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления.
         Самыми древним и основным  уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали  охрану частных аграрных хозяйств.
       Законы  Липит- Иштра (XIX в. до н.э)   были первыми законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стеле, чтоб все прониклись  идеей всеобщей справедливости,  о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи- правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих.
         Более строго охранялась частная  собственность: за кражу со  взломом предписывалось вора  зарыть в землю на месте  преступления. Специальный условный  раздел (ст. 25-37) заключал правила,  видимому, новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьями брачно- семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданное наследовали только ее дети. Развод допускался, то только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинение в недевственности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если  она этого не делала, то считалось виноватой сама).
       Впрочем, регулирование того или иного  вопроса   было довольно случайным  и только по поводу новшеств
       Законы  Эшнуны (XVIII в. до н.э.) регулировали по преимуществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его  собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые подразделение на не вполне полноправных людей ( мушкенум), связанных   с дворцовым хозяйство, полноправных  общинников  (авилум) и рабов.
       Полноправные  общинники защищались  обычным  правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере отношений. Связанных с государственным хозяйством и дворцом.
         Именно стремлению Зафиксировать  различные нововведения в правление  царя Хаммурапи и обязаны своим  появлением законы Хаммурапи  (XVIII в.до н.э.). Свод судебных правил был записан в самом конце царствования  знаменитого правителя -  около 1750 г. До н.э.- и должен был сохранить на будущее плоды судебно- реформаторской и административной деятельности царя.
         Составленные при Хаммурапи законы  не были всеобъемлющим сводом  всего своевременного ему вавилонского права. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Навурху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем- покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
         Многое оставалось  во власти  нор и правил обычного права  (так, законы даже не упоминают  о наказании  за простое  убийство, за обычную кражу, за  посягательство на религиозные  обряды) и в сфере действия  традиционных судов. Новыми же  законами следовало  руководствоваться царским судьям  в решении тех случаях, которые выходили за рамки  обыденной юстиции, представляли  особый  интерес для власти и государства. Строго говоря, это были не законы в общем значении слова, а отдельные или типичные судебные решения, записанные для общего сведения.
       Свод  Хаммурапи составлялось обдуманно  и по своеобразной системе. Условно  его подразделяют на 282 статьи, которые  можно объединить в несколько  тематических разделав. Начинает текст  законов особое Введение (в значительной степени повторяющее Введение из Законов Липит - Иштра).
       В нем Хаммурапи перечисляет свои царственные достоинства, призывая в поддержку, свей власти богов, и  подчеркивает цели своих нововведений: « Дать сиять справедливости в  стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы  сильному не притеснять слабого …доставлять стране благополучие». 1-й раздел ( ст.1-5) заключал общие правила об отправлении правосудия; 2-й раздел (ст.6-25)- правила охраны собственности царя, храмов, общин; 3-й раздел (ст.26-41) посвящался охране имущества полученных от царя за службу; 4-й раздел (ст42-67/71) – операциям с недвижимостью и охране ее от неправомерных посягательств посторонних; 5-й  раздел (ст.78/88-126) торговым делам и неправомерным действиям, связанными с торговлей; 6-й раздел (ст.127-195)- семейному праву; 7-й раздел (ст196-214) охватывал правила о наказаниях за телесные повреждения; 8-й раздел (ст.125- 282)- привила об операциях с движимым  имуществом и связанных с этим нарушениях
       Статьи  следовали друг за другом, подчиняясь принципу бытовой  ассоциативности (в системе законов еще не было особых юридических приемов). Так, после статей, посвященных  отношениям  отца  с усыновленным и возможных  пренебрежениях взаимным долгом, шла статья о наказании сына за избиение отца, завершавшая раздел о семейном праве; а первая статья следующего раздела- 196 – вообще начинала перечень возможных повреждений в результате избиения одного человека другим.
       Статьи  описывали исключительно конкретные случаи и тем самым давали законченные наставления судье: если выясняется такие- то обстоятельства и не будет тех- то условий, то вынеси такое- то решение ( почти каждая статья начиналась с « Если …») Такое построение правовых норм характерно для всего древнего права, не стремившегося к излишним и не полезным для тогдашней практики общениям; оно получило название казусного (от латинского casus- случай).
         Другими характерными принципом  законов  были в значительной  мере религиозный смысл тех  запрещений, которые предписывались  или подразумевались.  Хаммурапи объявил противоправными и наказуемыми такие же действия, которые в религиозной традиции рассматривались как греховные: насилие, обман, всякая ложь, инициатива в семейных раздорах, нарушение установленного богами порядка и, соответственно, особого положения других лиц.
       О Многих таких конкретных совпадениях  напоминает свисток древневавилонских  заклинаний «Шурпу» относящийся, правда, к более позднему времени (XII в.до н.э).Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в которой должны были стать мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность.
       Законы  содержат пережитки родового строя, что появляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Право собственности по Законам Хаммурапи.
       Во  время правления Хаммурапи частная  собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне  существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. Земля рассматривалась правом в категориях свободного  и
зависимого  владения,  пользования.
       И царским, и храмовым хозяйством управлял царь, и это был  важнейший  источник дохода. Царская земля раздавалась в  пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико и в области торговли и обмена.
         Царские и храмовые земли обрабатывались  различными категориями зависимого  люда, сдавались в аренду,  передавались  за службу:  воинам, тамкарам, жрицам и др.                                     
         Царствование Хаммурапи отмечено  интенсивным развитием частной  собственности  на землю, чему  в немалой степени способствовало  расширение сети каналов. Общинная  земля находилась или в коллективном  владении  (выгоны  для скота,  луга и пр.),  или во владении частно-семейном.  Как свидетельствуют свободный  общинник-крестьянин обладал широкими правами за свой земельный участок,  которые были близки  к  правам
       собственника. Он мог продавать,  менять,  закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность при этом не требовалось ни согласия правителя,  ни согласия самой общины.
       Однако земля не стала обычным предметом купли-продажи.  Отчуждение земли в  представлении жителей Месопотамии было "несчастьем",  а покупка чужой земли - несправедливостью. В связи с этим передача земли  общинника  за  пределы  общины или круга членов его семьи была,  как правило,  невозможной.  САЗ,  закрепляя исключительную собственность общины  на арыки, колодцы и другие объекты коллективного общинного
владения, лишь в порядке исключения предоставляли  право на покупку участков земли с колодцами и арыками. Их покупали,  как правило, крупные землевладельцы, ростовщики,  собиравшие  большие массивы земли за счет невыкупленных участков, заложенных за долги.                 
          Полноправие вавилонянина было  прямо  связано  с  земельным  наделом общинной земли. По  ЗХ он терял не только земельный  участок, но и другие права, если порывал с общиной, даже жена могла отказаться от беглеца. Землевладение общинника-крестьянина всемерно охранялось правом.  По САЗ присвоение чужого поля с переносом межи влекло  за собой возвращение потерпевшему  втрое  большего  земельного  участка,  отрубание  пальца правонарушителю и наложение на него обязанности отработать месяц на царских работах.
         Во всех случаях присуждались  к царским работам лица,  вырывшие  колодец на чужом поле, нарушившие  границы землевладения собственника. Если же на пустующем поле выращивались овощи и сажались деревья, то хозяин мог забрать свое поле с урожаем.
         Значительное внимание в  законодательстве  уделялось землевладельческим правам воина. Но в правовом статусе земельного участка воина - "илку" в Ассирии и  Вавилоне были существенные различия,  так как в Ассирии он выделялся из общинной земли (здесь не было крупного царского   земельного фонда), а в Вавилоне - из земли царской.
         Воинский надел  по ЗХ полностью  исключался из торго-оборота,  всякая сделка относительно  земли  воина считалась ничтожной. Если воин ради избавления от службы бросал надел,  он не терял права на него  в  течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Эта
земля не переходила по  наследству.
         По  САЗ  земельный участок,   выделенный  общиной  человеку,  выполняющему царскую повинность,  назывался "долей дворца".  О самом
человеке  говорилось,  что  он несет повинность "поля и дома в своей общине". Такой же "долей дворца" обеспечивались  и другие лица внутри общины,  обязанные снабжать царя тем или иным  продуктом.
       Существовала  и относительная свобода распоряжения "долей дворца",  которая  становилась все больше объектом продажи, залога и других сделок. По ЗХ в подобном режиме находилось дворцовое имущество,  передаваемое за службу жрице,  купцу. Они могли продавать "за серебро" свое поле,  сад, но на покупателя при этом переходили обязанности службы.
       Отдельные виды договоров, например займа, мены, купли-продажи, в месопотамском законодательстве стали регулироваться  очень рано. Наибольшая степень разработанности и полноты норм,  касающихся договорных отношений, была характерна для ЗХ. Все сделки делились на две группы: с отчуждением вещи и без такового.
         Первый вид сделок в силу  традиционных представлений о тесной связи вещи с жизнью индивида требовал выполнения более строгих условий,  чем второй: письменного договора,  клятвы,  присутствия свидетеля и пр.
         К ним относились договоры  купли-продажи,  дарения, раздела наследства, усыновления. В письменном договоре купли-продажи требовалось  точное обозначение  объекта купли,  удостоверение собственнических прав продавца на вещь,  чтобы оградить покупателя  от  иска  со  стороны третьего лица,  от обвинения в краже, от притязаний государства (в частности при продаже неотчуждаемых  царских земель,  земельных наделов воинов и т.д.). Этот договор мог включать в себя  обоюдный  или  односторонний отказ от иска и обещание не оспаривать законченную сделку,  скрепляемую часто специальной прибавкой к договорной цене ("вартум"). После уплаты цены договор купли-продажи мог быть расторгнут только при определенных обстоятельствах, например при преднамеренном сокрытии продавцом изъянов вещи. В ЗХ говорится, например, о продаже раба,  страдающего эпилепсией.  Договор в  этом случае мог быть расторгнут в течение одного месяца.   Жесткие требования договора купли-продажи  о  немедленной плате обходились путем оформления фиктивной купчей,  наряду с которой оформлялась и долговая расписка. Число  свидетелей при такой сделке доходило до трех десятков. При отчуждении земли  человек  как бы оставлял после себя заместителя.
         Частное землевладение было различным  по своему объему, крупные землевладельца  использовали труд рабов и   наемных рабочих, мелкие –  сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины.   Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких- либо ограничениях со стороны  общины источники не упоминают  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Обязательственное право.
       В законах Хаммурапи имеется ряд  статей, регулирующих аренду,  земли, игравшую, очевидно, большую роль в  земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась  обычно одной трети урожая.  При аренде на условиях отдачи половины урожая арендодатель  обязывался  участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал  больше дохода, сдавали за  две трети урожая. Аренда была краткосрочной  ( на один или два года).
         На Законодательство, определяющее  отношения между  хозяином  земли и арендатором, способствовало  развитию хозяйства. Если  арендатор  не обрабатывал взятую   землю,  то он должен был уплатить  хозяину  поля   исходя из  объема урожая, выращенного соседями.    Кроме аренды  поля, сада, законы Хаммурапи упоминают о различных видах имущественного найма: помещения, домашних животных, судов, повозок, рабов. Законы устанавливали не только плату за наем вещей, но и ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества.
         Был широко распространен договор  личного найма.  Кроме сельско  - хозяйственных   рабочих нанимала  врачей, ветеринаров, строителей.  Законы определяли  порядок оплаты  труда этих лиц, а так же  ответственность за результаты  труда  ( например, врача в случае смерти больного). Довольно  подробно законы Хаммурапи регулировали договор займа. Характерной чертой законодательства Хаммурапи в этом вопросе является стремление оградить должника  от кредитора и предотвратить долговое рабство. Об этом свидетельствует положение, о максимальном сроке отработки долга (3года), ограничение процентов, взимаемых  ростовщиком, как с денежного, так и с натурального займа, ответственность кредитора  в случае смерти должника в результате дурного обращения с ним.  В условиях существования частной собственности,  как на движимое, так и недвижимое имущество большое развитие получил договор купле - продажи. Продажа наиболее ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялось в письменной форме (на глиняных табличках) при свидетелях. Продавцом мог быть  только собственник вещи.  Продажа имущества, изъятого из оборота (например имущество илку), считалось недействительной. Кроме названых законодательство Хаммурапи знает договоры хранения (поклажа), товарищества, мены. Поручения. Закон6ы Хаммурапи знают обязательства из причинения вреда. Ответственность несет тот, кто причинит смерть рабу ( хозяину следует отдать раба за раба). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Брачно-семейное право и наследственное право.
       Общими для всех сословий были требования брачно –семейных законом. Общие условия заключения брака, порядок сопровождавших брак церемонией, здесь не регулировались:  по- видимому, в этом отношении беспрекословно действовали нормы обычного права. Не характеризовались специально  и права главы семьи, который рассматривался как собственник всего имущества и самих членов семьи. Законы Хаммурапи регулировали более усложненные ситуации брачно- семейных отношений.
       Брак  был действительным только при наличии  письменного договора, заключенного между будущим  мужем и отцом невесты. Семейные отношения строились  на главенстве  мужа.  Жена за неверность подвергалась суровому наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Однако замужняя женщина  не была бесправна: она  могла иметь  свое имущество, сохраняла право  на приданное имела право развод, могла  наследовать после мужа вместе с детьми.
       Довольно  сильная власть отца над детьми  появилась в  возможности продавать  детей, отдавать  в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Отношения родителей и детей строились на принципе патриархальной власти главы семейства. Отце давал разрешения на брак дочери, имел право по собственной воле « брать жен» для сыновей. Тем не менее закон ограничивал эту власть. Так отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления, однако суд исследовал обоснованность этого решения  и разрешал такие действия, если сын вторично допустил «тяжкий грех» в отношении отца ( в первый раз надлежало его простить). Дочери, выданные замуж, выдавалось приданое, владельцем которого впредь была она сама.  Дочерям, отпущенным в жрицы, следовало выделять долю из наследства. Такая же обязательная доля полагалась и пережившей супруге вдове. Наследство женщин получали только их дети. 
         Законы Хаммурапи признают усыновление  детей.  Наследование по завещанию  уже имеет силу, но с известными  ограничениями. Наследственные отношения  строились по принципу семейной  общности. Наследство по завещанию  существовало в зачаточном состоянии. Отец при жизни мог подарить сыну, который ему нравился, определенное имущество, например, дом или сад. Договор дарения составлялся в письменной форме. При смерти мужа жена получала «вдовью долю». Если при жизни муж не оставлял ей долю, то ей выделяли часть из общего наследства. Завещаний вавилонское право, видимо не допускало.  В качестве наследников выступали: дети, усыновленные дети  от рабыни- наложницы, если отец признавал их своими. Оформление специальным договором, эти дарения считались неоспоримыми  и наследственному пределу не подлежали.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Уголовное право и процесс  в Древнем Вавилоне.
       Наказания в законах Хаммурапи были строго определены, но не все указаны.   Судебный процесс.  Четких различий между уголовным и гражданским  судопроизводством  в праве не проводилось, однако уже выделился ряд правонарушений,  преследование за которые государством не  могло быть прекращено даже в случае примирения сторон и уплаты компенсации. Так как ростовщические  операции  тамкара  требовали  присутствия царского контролера, последний имел право привлечь тамкара к ответственности за правовые нарушения.                  
         Как и другие древние кодификации,  законы Хаммурапи не дают общего  понятия преступления и перечня  всех тех деяний, которые признаются  преступными. Уголовное право по законам Хаммурапи основало  свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило  ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному высказыванию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Ничего не говорится в законах о государственных и религиозных преступлениях, всегда караемых смертью.
         Из содержания кодификации можно  выделить лишь три вида преступлений: против личности, имущественные   и против семьи. Среди преступлений  против личности законы называют  неосторожное убийство (об умышленном  ничего не говорится), к таким преступлениям относятся, например, действие строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину. Таки образом отвечал врач, причинивший смерть человеку в результате операции.
       Довольно  подробно в законах говорится  о различного рода членовредительствах: о повреждении глаз, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В Случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф. В большинстве  случаев  истец или потерпевший должен был сам доставить ответчика в суд. Розыск и арест особо опасных преступников были делом царских наместников. 
         К имущественным преступлениям,  указанным в законах, следует   отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие клейма  с рабов  законы определяют  как преступные действия. Отличным от  кражи  преступлением законы называют грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство ( отрубание руки например), либо  огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили  Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние ( например  только со стороны жены), кровосмешение ( например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы  преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть ( сын, ударивший своего отца, лишился руки).
       Виды  наказаний, предусмотренные законами Хаммурапи, определялись их целью. Такой  целью  было возмездие. Поэтому при  определении наказания законодатель довольно часто руководствовался  принципом талиона. Основным  видом  наказания являлось смертная казнь в самых различных вариантах: сожжение, утопление, посажение на кол; членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание пальцев, языка и т.п. штрафы, изгнание. Суд и процесс, как в Древнем Египте, не отделен от администрации. Судьями были чиновники, а высшим судьей — царь. Суд велся публично.
       В больших городах создавались  и профессиональные суды. В судах  происходил обвинительно-состязательный процесс. Процесс был одинаков как  по уголовным, так и по гражданским  делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Право на обжалование принадлежало только царю. Доказательствами считались также ордалии — «суд божий», клятвы. Например, ордалии применялись в случаях обвинения женщины в измене мужу и обвинение в чародействе. Решение суда о смертной казни и членовредительских наказаниях приводилось публично и немедленно.
         Нормы процессуального права  требовали от судей лично «  исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12 – кратном размере к сумме иска и лишался своего места без права судить кого-либо.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.