На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МПСУ
Кафедра логопедии
Факультет логопедии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
по 
Специальная дошкольная педагогика
  на тему:
«Игровая деятельность и ее формирование у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием» 
 
 
 
 
 

                                                          

                                                        

                                                         Выполнила: студентка группы 29 ЛЗВ
                                                        Лавренова Т.В.
                                                         Приняла:                                                                              
                                                         К.п.н. Разуван Е.И.                                 
 

                                     Москва 2012 год.
 

Содержание
 

Введение

     Нет ничего гармоничнее играющего ребенка: Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. 
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.

 

Значение  игры для всестороннего  развития личности  ребёнка.

     Значение  игры для всестороннего развития личности  ребёнка.
     Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми  в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с  предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
     Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.
     Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом  своей культуры подрастающему поколению.
     Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности.
     Задачи  всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при  условии сформированности психологической  основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что развитие игры связанны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего в его интеллектуальной сфере, является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
     Умственное воспитание детей в игре.
     В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных  психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о  воспитании гармоничной  личности.
       Уровень развития мышления ребенка определяет характер его деятельности, интеллектуальный уровень ее осуществления.
     Ребенок приобретает  опыт в собственной  деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления  обогащают его духовный мир, и  всё это находит отражение в игре.
     Решение игровых задач с помощью предметных действий приобретает форму применения всё более обобщённых  игровых  способов познания действительности. Ребенок  поит куклу из чашки, затем  заменяет ее кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи   ребенок решает на более высоком интеллектуальном уровне.
     Игра  представляет собой  особую форму  познания окружающей действительности. Специфика игровых задач состоит  в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели не определенностью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.
     Очень важным моментом является установление преемственности содержания вне  игрового опыта и игры. Речь идёт не о копировании в игре реальных предметных действий, а об их осмыслении и переносе в игру. Более обобщенное игровое действие переводит саму игру на качественно новую интеллектуальную  основу.
     Особенно  показательно замещение игрового действия словом. Мотивом игры становится не действие с предметами, а общение детей друг с другом, в котором отражены взаимодействия и взаимоотношения людей.
     Когда необходимый уровень мышления сформирован, ребенок в состоянии заместить  собой образ другого человека  - взять на себя роль и действовать в соответствии с ее содержанием.
     Воспитательные  возможности игры наиболее полно  реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой  деятельности.
     Так постепенно в игре идет освоение детьми нравственных норм, растет ответственность за выполнение действий. Психолог  Д. Б. Эльконин выделил 3 стадии этого процесса.
     1. Ребенок сосредоточен на познании  свойств и качеств предметов,  возможности действия с ними. Удовлетворив  свой интерес к  предметам, ребенок начинает  проявлять внимание к действиям других детей, играющих рядом. Т. о. На этом этапе закладывается основа для дальнейшего развития детских отношений.                      
     2. Интерес детей перемещается в  сферу взаимоотношений взрослых.
     Педагог, руководя игрой, нацеливает детей на освоение нравственных норм, служащих основой гуманных человеческих отношений.
     3. Предметные действия, даже самые  привлекательные, ребенок подчиняет  главной игровой цели, определяемой  игровой ролью. Центром внимания  становится другой человек. Игровые действия выполняются в ситуации использования их результата на благо других людей, т. е. деятельность дошкольников  приобретает общественную направленность. Основной путь обогащения  игры нравственным содержанием лежит через ознакомление детей с явлениями общественной жизни и воспитания положительных отношений к ним.
     Обеспечить  усвоение норм, регулирующих нравственные отношения, одновременно сохранить  творческий, самодеятельный характер игры,  возможно лишь при правильном  педагогическом руководстве.
     С помощью игровых обращений можно  активизировать формируемые у детей  нравственные отношения и пополнить  развиваемый сюжет многочисленными  эпизодами. Педагог легко достигает  требуемой цели, если вступает с  детьми в ролевые отношения. Советы, предложения, вопросы, напоминания взрослого должны адресоваться ребёнку – исполнителю определённой роли. Педагог руководит игрой, активизируя и совершенствуя нравственный опыт дошкольника. В итоге самостоятельное общение в игре происходит на достаточно высоком моральном уровне и характеризуется длительностью, слаженностью отношений между всеми детьми.
     Игра  дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность  использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.
     На  существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
     Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.
     У эмоционально активных ярко выражен  интерес к игре в целом и  к действиям с одним или  несколькими предметами.  Они  играют  в течение длительного времени. Совершают  с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т.д.
       У эмоционально пассивных детей  игра носит характер беглого,  поверхностного ознакомления с  игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.
     Развитие  эмоций, возникающих в ходе действий с персонажами важно для развития игры, и для воспитания у него нравственных качеств личности.
     Необходимым условием возникновения полноценной  игры является развертывание в ней  социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений  между персонажами. Наблюдение за игрой  дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Диапазон эмоций, адресованных партнеру по игре, может быть чрезвычайно широким: от полного безразличия и игнорирования до заинтересованности и поддержки эмоциональных контактов, содержательного общения, взаимных действий. Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться.
     Особенно  следует подчеркнуть, что уровень  эмоциональной ориентации ребенка  на сверстника, характер эмоциональной  отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры.
 

 Этапы формирования игровой  деятельности детей.

     Первым  этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она  представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
     Следующий этап игровой деятельности получил  название Отобразительной игры, в которой отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
     На  рубеже первого и второго годов  жизни ребёнка развитие игры и  предметной деятельности смыкается  и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и  в способах действий наступает следующий  этап в развитии игры: она становится сюжетно - отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению. Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
     На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений  между людьми. Наступает этап собственно-ролевой игры, в которой играющие моделируют знакомые им трудовые и общественные отношения людей.
     Научные представление о поэтапном развитии игровой деятельности даёт возможность  выработать более чёткий, систематизированные  рекомендации по руководству игровой  деятельностью детей в различных  возрастных группах.
     Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровой задачи, педагогу необходимо комплексно руководить формированием, а именно: целенаправленно обогащать тактический опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольника к творческому отражению действительности.
     Кроме того, хорошее игро - действенное  средство коррекции нарушений в  эмоциональной сфере детей, воспитывающиеся  в неблагоприятных семьях.
     Эмоции  цементируют игру, делают её увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку доля его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости  дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.
     Игра  динамична там, где руководство  направлено на поэтапное её формирование, с учётом тех факторов, которые  обеспечивают своевременное развитие игровой деятельности на всех возрастных ступенях. Здесь очень важно опираться  на личный опыт ребёнка. Сформированные на его основе игровые действия приобретают особую эмоциональную окраску. В противном случае обучение игре становится механическим.
     Все компоненты комплексного руководства  формирования игры взаимосвязаны и  одинаково важны при работе с  детьми раннего возраста.
     По  мере взросления детей меняется и  организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. В связи с этим обновляется содержание обучающих игр и условия предметно- игровой среды. Смещается акцент активизирующего общения взрослого с детьми: оно становится деловым, направленным на достижение совместных целей. Взрослые, выступают в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуют коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей.
     И так, сформированности игровой деятельности создаёт необходимые психологические  условия и благоприятную почву  для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с  учетом их возрастных особенностей требует  систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой  деятельности, протекающий в игровой форме. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения како гота конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности.
     Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющиеся жизненный опыт детей.
     Развитие  ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт  разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные на физическое воспитание (подвижные),  эстетическое (музыкальные), умственное (дидактические и сюжетные). Многие из них в то же время способствуют нравственному воспитанию (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, подвижные и др.).
     Все виды игр можно объединить в две  большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия  взрослого, а также разными формами  детской активности. 
     Первая  группа - это игры, где взрослый принимает  косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности  определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны          самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.  В самостоятельных играх создаются условия для проявления детьми инициативы, которая всегда свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
     Игры  этой группы, к которым можно отнести  сюжетные и познавательные, особенно ценны своей развивающей функцией, имеющей большое значение для общего психического развития каждого ребёнка.
     Вторая  группа - это различные обучающие  игры,  в которых взрослый,  сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого програмного материала и правил, которым должны следовать играющие. Важны обучающие игры также для нравственного - эстетического воспитания дошкольников.
     Активность  детей в обучении играм носит  в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят  способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.
     В группе игр с фиксированной программой действия относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры - драматизации, игры- развлечения.
     Кроме собственно игр следует сказать  о так называемой не игровой деятельности, протекающей не в игровой форме. Это могут быть особым образом  организованные начальные формы  детского труда, некоторые виды изобразительной  деятельности, ознакомление с окружающем на прогулке и т. д.
     Своевременное и правильное применение различных  игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач поставленных «программой  воспитания и обучении в д /с» в  наиболее приемлемой для детей форме. Нельзя не отметить, что игры имеют существенное преимущество перед специально организованными занятиями в том плане, что в них складываются более благоприятные условия для проявления активного отражения в детской самостоятельной деятельности общественно сложившегося опыта.
     Поиск ответов на возникшие игровые проблемы повышает познавательную активность детей и реальной жизни. Достигнутые в игре процессы психического развития ребёнка существенно влияют на возможности его систематического обучения на занятиях, способствуют совершенствованию его реальной нравственно- эстетической позиции среди сверстников и взрослых.
     Прогрессивное, развивающие значение игры состоит  не только в реализации возможностей всестороннего развития ребенка, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в занятиях становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребёнка к обучению в школе. 
 

     Особенности развития игровой  деятельности детей  дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

     Эльконин  Д.Б. отметил, что «игра выступает  как такая деятельность, в которой  происходит формирование предпосылок  к переходу умственных действий на новый, более высокий этап — умственных действий с опорой на речь».
     Рассмотрим  особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушениями речи, которые  обусловлены психофизиологическим отставанием в развитии этих детей.
     Изучение  взаимодействия детей с нарушениями  речи в игровых ситуациях методом  «мгновенного картрирования» обнаружило следующие особенности.
     Среднее количество контактов с отдельными детьми в течение игровой деятельности у детей с ОНР и у детей  с нормальным развитием (объем общения) существенно не различается. При  этом дети с нарушениями речи чаще меняют партнеров. Их контакты осуществляются в основном на более низком уровне общения по сравнению со здоровыми детьми. Преобладают невербальные формы общения, в основном бессюжетные подвижные игры.
     Здоровые  дети проявляют большее постоянство  во взаимодействии с партнерами. Их общение более продолжительно и отличается, как правило, развернутым игровым сюжетом. Здоровые дети взаимодействуют между собой в основном вербально, с выраженными ролевыми отношениями и иерархией статусов.
     Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, медленное образование дифференцировок, нестойкость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры. Из-за нарушения общей и речевой моторики, особенно у дизартриков, ребенок в игре быстро утомляется. У детей с речевыми нарушениями нередко возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключаться с одного вида деятельности на другой. Терентьева В.И. также отмечает, что у детей с нарушением речи количественно (по числу контактов) общение отличается от общения детей с нормальным развитием, «но по содержанию значительно проигрывает».
     Также более выраженная объективная тяжесть  речевого дефекта осознается детьми лучше, чем легкая его степень.
     Для детей с алалией, у которых  нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры этих детей однообразны, подражательны. Чаще они производят манипулятивные, а не игровые действия с игрушкой. Они воспринимают окружающую действительность поверхностно, поэтому их игры не имеют замысла и целенаправленных действий.
     Заикающиеся дети в игре робки, не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре. Они чаще выступают зрителями  или берут на себя в играх подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда бывает, что заикающийся дошкольник в играх проявляет неуместное фантазерство, отличается резонерством, некритичен к своему поведению.
     Особенности игровой деятельности у детей  с тяжелыми нарушениями речи.
     Замысел игры, постановка игровых целей и  задач - самостоятельно не начинают игр.
     Смысл игры для них - совершение действий с игрушками. Даже в лучшем случае их игра носит процессуальный характер с элементами сюжета.
     Содержание  игр - совершают предметно-игровые, отобразительные действия. Стереотипность. Предпочтение подвижным играм.
     Речевое сопровождение игры бедно или  отсутствует.
     Сюжет игры - на бытовые темы. В основном отображаются негативные аспекты семейных взаимоотношений.
     Отсутствие  развернутого сюжета. Выполнение роли и взаимодействие детей в игре.
     Нечеткое  разделение ролей. Выполняют второстепенные роли в игре с детьми с нормальным развитием. Не обращают внимания на то, чем занимается находящийся рядом с ними ребенок, не вступают с ним в общение, взаимодействие или общаются опосредованно, через взрослого.
     Игровые действия - игровые действия детей бедны, однообразны и с несформированностью действий замещения, в основном без самостоятельного речевого сопровождения, могут состоять из 1-3 коротких игровых цепочек.
     Процессуальный  характер игры. Правила игры  -  нечеткое соблюдение правил. Усложнение правил может привести к распаду игры.
     Таким образом, исследователи игровой  деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями речи отмечают заметное отставание и несформированность компонентов сюжетно-ролевой игры. С.А. Миронова считает, что игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с недоразвитием речи. Поэтому необходима специальная коррекционная работа по формированию игровых умений у детей с речевыми нарушениями. 

 
     
 

Заключение
     Преимущество  игры перед любой другой детской  деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
     И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать  себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно.
     А ведь именно это самостоятельное  регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение  осознанным и произвольным.

     Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр; " Игра имеет важное значение  в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. По этому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,  в игре... " 
Список литературы:

1. Миронова С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и
    группах для детей с нарушениями речи. - М.: АПО. 1993
2. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.
    - М.: Просвещение. 1991.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.