На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мои образовательные среды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пермский  Государственный  Технический Университет
   Кафедра ПЛиИТО 
 
 
 
 
 
 

   Реферат
     «Мои образовательные среды» 
 
 
 
 
 
 

   Выполнила:
   Студентка группы ХТБ-05
   Зернина Ирина Александровна 
 

   Преподаватель:
   зав. кафедрой ПЛиИТО
   Гейхман Любовь Кимовна 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Пермь, 2009
    Оглавление
    Введение………………………………………………………….3
    1. Понятие образовательной среды  и ее характеристики……..3
    2. Анализ образовательных сред………………………………..5
       2.1. Основные принципы методической  системы………….5

       2.2. Анализ собственной образовательной  среды «Семья»..7

       2.3. Анализ собственной образовательной  среды «Школа»..11

       2.3. Анализ собственной образовательной  среды «ВУЗ»…..13

       2.4. Взаимодействие образовательных сред…………………16
    Заключение…………………………………………………….…..17
    Список  использованной литературы………………………18 

    Введение
    Понятие образовательной среды тесно  связано с проблемами социальной экологии. В последние десятилетия  по аналогии с естественнонаучной дисциплиной экологией (технологическая экология) сложилась гуманитарная дисциплина – социальная экология, предметом которой являются связи между человеком и его средой. Социальная экология является составной частью «экологии человека», изучающей влияние среды на человека и человека на среду. Гуманитарное направление предполагает изменение мировоззрения в понимании экологической культуры человека.
      С экологической точки зрения невозможно понять развитие и функционирование организма, если одновременно не принять во внимание его окружение. Экологическая психология ставит своей целью изучение закономерностей взаимодействия человека, общества и окружающей среды. Одними из важнейших в формировании личности сред являются образовательные среды человека. Развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с образовательной средой. Анализ образовательной среды позволяет понять проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.
    Поэтому целью данной работы является анализ некоторых собственных образовательных сред, выявление и анализ их основных характеристик. 

    1. Понятие образовательной среды и ее характеристики
    Термин  «образование» имеет несколько  общеупотребительных значений: образование  как достояние личности, образование  как процесс формирования культурного облика человека, образование как специальный институт (система образования).  Под сущностью образования по Ясвину В. А. понимается «особым образом организованный процесс формирования духовного облика человека, развития у него способности самостоятельного решения личностно и социально значимых проблем в различных сферах деятельности на основе освоения культуры общества» [1]. В Законе Российской Федерации «Об образовании» термин определяется следующим образом: под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [2].
    Под социокультурной средой понимают конкретное социальное пространство, посредством которого человек включается в культурные связи общества. Социокультурная среда может быть оптимально благоприятной, нейтральной, враждебной. [3]

    Образовательная среда – часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда (по Ясвину В.А.) – процесс специального организованного целенаправленного формирования личности по социально обусловленному образцу [2,4]. Любая образовательная среда может быть оценена по различным условиям: комфортность, эмоциональная насыщенность, темп жизнедеятельности, расширяющие познавательные способности, виды активности, здоровьесбережение и другие [5].

    Основываясь на различных подходах, в образовательных  средах выделяют компоненты [6,7].
    По  Ясвину В. А. с позиций эколого-психологического подхода выделяется четыре компонента образовательной среды:
      субъекты образовательного процесса
      социальный компонент образовательной среды
      пространственно-предметный компонент образовательной среды
      технологический компонент образовательной среды
 
    Образовательная среда включает в себя множество  факторов и на сегодняшний момент связывается не только с деятельностью специальных социальных институтов (детских садов, школ, университетов). В современном обществе оказывается «множественность воздействий на личность», образовательная среда «объемлет широкий спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности»[7]. В частности обучение и воспитание зависят не только от воздействия педагога и индивидуально-психологических особенностей ребенка, но во многом определены социокультурными условиями, предметно-пространственным окружением, межличностным взаимодействием и другими факторами. Поэтому все более востребована становится «разработка гибкого средового подхода, ориентированного не столько на объектный, предметный мир, сколько на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений в образовательных системах» [3].
    Развитие  и функционирование образовательной  среды закономерно зависит от особенностей культурно-исторического  контекста. Образовательная среда  — неотъемлемая часть культуры. Кроме того, существующая связь образовательной  среды с культурой является двухсторонней: «любые изменения в культуре автоматически приводят к изменениям образовательной среды, а изменения в образовании нередко весьма существенно влияют на течение общекультурных процессов» [7]. 

    2. Анализ образовательных  сред
    2.1. Основные принципы методической системы
    Для анализа образовательных сред была выбрана методическая система психодиагностических параметров, разработанная В. Н. Мясишевым, Б. Ф. Ломовым, С. А. Аерябо, В. А. Ясвиным [2]. Согласно данной методике в среде выделяют пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго» порядка: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Из всех параметров модальность является качественно-содержательной характеристикой. Остальные являются количественными и показывают высокую или низкую степень выраженности показателя.
    Модальность образовательной среды может  быть представлена с помощью векторного анализа образовательной среды [6,8]. Данная методика предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: ось «свобода — зависимость» и ось «активность — пассивность». Для построения вектора в этой системе координат, соответствующего тому или иному типу образовательной среды, необходимо на основе психолого-педагогического анализа данной среды ответить на шесть диагностических вопросов. Согласно такой методике может быть получен один из двенадцати теоретически возможных векторов, моделирующих определенный тип образовательной среды.

    Рис. 1. Полный спектр возможных векторных  моделей образовательной среды
    В результате построенный вектор соответствует  одному из четырех основных типов, выделенных Я. Корчаком:
    догматическая образовательная среда, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;
    карьерная образовательная среда, способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;
    безмятежная образовательная среда, способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;
    творческая образовательная среда, способствующая свободному развитию активного ребенка.
    «Догматическая» образовательная среда характеризуется такими ценностями как традиционность, авторитет, дисциплина, серьезность, твердость намерений, устойчивость, благоразумие. К существующим «догматическим» средам можно отнести армию, монастырь. Даже сегодня в большинстве школ господствует такой тип среды; основой такого управления является жестокий административный контроль.

    Вторым  типом сред является «творческая» среда. Такой тип среды формируется в творческих группах. Важнейшим условием формирования такой идейной среды – это отсутствие в творческой группе авторитарного лидера, берущего на себя главенствующую роль. Такая среда, как правило, очень хрупкая, неустойчивая. И в отличие от «догматической» в «идейной» среде личность характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

    Еще одним типом образовательных  сред является «безмятежная» среда, для которой характерен покой и беззаботность, чувствительность и приветливость, но отсутствие упорства,  желания, стремления достичь большего. Работа в такой среде не подчинена идее, она бесцельна. Человек, живущий в подобной атмосфере ленив, консервативен, снисходителен к современным течениям. Формирующаяся личность всегда довольна тем, что есть, пассивна и не способна к борьбе, «встречаясь с трудностями и препятствиями, такой человек предпочитает самоустраниться от их разрешения» [8].

    Последней средой, является «карьерная» среда. Для этой среды характерно тщеславие, хищность, высокомерие и раболепие, зависть. Чаще всего в такой среде оказываются дети, где с раннего детства воспитателем для ребенка является не родитель, а наемные няни, гувернеры. В карьерной образовательной среде формируется хотя и активная, но зависимая личность.
    Количественные параметры отражают уровень организации различных условий личностного развития всех субъектов образовательного процесса, дают представление о степени организации образовательных возможностей учебного заведения [2,6,8].

    2.2. Анализ собственной  образовательной  среды «Семья»

    В первую очередь с помощью векторной модели следует определить тип образовательной среды, то есть рассмотреть семью с точки зрения качественного показателя модальности. После ответов на диагностические вопросы получились следующие результаты:

    3 балла по шкале свободы

    1 балл по шкале активности

    Построенная модель соответствует творческому  типу среды, а точнее творческой среде  активной свободы.

    

    Рис.2. Векторная модель для образовательной  среды «Семья»

    Действительно, построенная модель соответствует  моему личному мнению, связанному с определением типа среды. В моей семье взаимоотношения являются свободными, каждый открыт и свободен в своих суждениях. Почти вся деятельность в семье осуществляется по желанию, порыву. Каждый член семьи совершенно свободен в выборе своей деятельности, профессии, хобби. Будучи ребенком,  я сама решала, какие кружки и секции мне посещать. Даже когда родители высказывали свои желания, последнее слово всегда оставалось за мной. Выбор ВУЗа после школы и общей профессиональной направленности был также лично моим, родители высказывали свое мнение и поддержали меня в выборе. Поэтому по шкале свободы наблюдается максимум. Показатель активности в семье находится на уровне +1. Действительно, серьезного стимулирования активности у меня в семье нет, требования достигать максимума в разных областях деятельности  также отсутствуют. Но в том, случае, если у меня оказываются какие-либо заслуги, яркие проявления, инициатива, которая привела к хорошим результатам, то эти проявления одобряются и поощряются. Хотя их отсутствие совершенно не сказывается на отношениях.

    Рассмотрим  основные количественные характеристики образовательной среды семья. Поскольку разработанная В. А. Ясвиным и коллегами методическая система предназначена для оценивания школы/ВУЗа, то достаточно сложно проводить количественные расчеты для оценивания семьи. Поэтому при рассмотрении семьи будем опираться на общие, качественные оценки.

    Широта. С точки зрения широты, как характеристики, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы включены в среду, моя семья имеет уровень, несколько ниже среднего. Если говорить о возможностях широты среды, то возможности в моей семье ограничены (например, получить зарубежное образование, путешествовать, получать редкие экземпляры книг и других материалов, моя семья не связана и не имеет контактов с деятелями науки, культуры, искусства). Но с другой стороны, в моей семье всегда существует свобода в выборе образования и занятий (выбор школы, ВУЗа, кружков, образовательных курсов). Поэтому у меня не бывает ограничений в тематике, области образования.
    Интенсивность образовательной среды является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды. Семья по показателю интенсивности находится на достаточно низком уровне. В основном образовательный процесс строился «по мере необходимости», и большую часть времени я была представлена себе. Некоторые интенсивные занятия все же осуществлялись, однако, только если это сильно требовалось.
    Степень осознаваемости образовательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. По степени осознанности моя семья находится на достаточно высоком уровне. Каждый человек старается заботиться о семье, о ее благополучии. О высокой степени осознанности также говорят и ряд традиций (обязательное празднование дней рождений, юбилеев, крупных праздников, формирование семейных фотоальбомов, сохранение связи с близкими и дальними родственниками, находящимися в других городах)
    Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Степень обобщенности моей семьи находится на уровне выше среднего. С одной стороны родители всегда совместно строят путь воспитания и придерживаются этого пути, но четкой и полностью согласованной концепции или идеи не существует.
    Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. По показателю эмоциональности семья находится на высоком уровне. Любые решения всегда рассматриваются с эмоциональных позиций. И большую роль играет эмоциональная оценка поступков и решений.
    Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Безусловно, семья обладает высокой степенью доминантности, поскольку очень значима в моей жизни, ее ценности первостепенны.
    Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Семья обладает довольно низким уровнем когерентности, поскольку в большей степени является обособленной от других образовательных сред, а взаимодействие происходит только по мере необходимости.
    Социальная  активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала. В моей семье наблюдается низкий уровень социальной активности, и семья в незначительном количестве способствует развитию социальной активности, способности транслировать и воплощать ценностей и цели развития общества.

    Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Мобильность моей семьи как образовательной среды сложно оценить. С одной стороны в семье родители всегда стремятся соответствовать современным требованиям по средствам образования (компьютер, новые книги). Но методически процесс образования не меняется, родители не всегда следят за новыми социальными запросами и не пытаются изменить образовательный процесс.

    Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Несмотря на то, что семья принадлежит к творческому типу, она является устойчивой. Это связано с тем, что семейные, родственные отношения значительно отличаются от отношений в других образовательных средах, и они способствуют сохранению семьи. Семья обладает высокой устойчивостью во времени, о чем свидетельствует ее длительное и стабильное состояние. Среди родителей и старших родственников нескольких поколений не случалось разводов, мой личный образовательный процесс благодаря этому не нарушался. При этом существует тесная и постоянная связь с близкими и дальними родственниками.

    Итак, в целом семья творческого типа обладает высокой осозноваемостью, обобщенностью, эмоциональностью, доминантностью и устойчивостью, но низкими показателями когерентности, социальной активности, мобильности.

    2.3. Анализ собственной  образовательной  среды «Школа»

    Определим тип образовательной среды исходя из векторной модели. После ответов на диагностические вопросы получились следующие результаты:

    3 балла по шкале зависимости

    1 балл по шкале пассивности

    Построенная модель соответствует догматической  среде, а точнее догматической среде  пассивной зависимости.

    

    Рис.3. Векторная модель для образовательной среды «Школа»

    Действительно, в школе основными ценностями являлись порядок и дисциплинированность. Всегда благоразумным являлись труд, выполнение своих основных обязательств. Неуспеваемость и невыполнение обязательств в той или иной мере наказывались (персональные выговоры на советах, линейках, вызовы родителей в школу). В школе достаточно высоки были традиции, авторитет учителя, образовательный процесс всегда строился по желанию учителя, ученики не имели возможности даже частично влиять на процесс. Однако школа не была типичной догматической, поскольку в ней была не столько сильна степень пассивности. Инициативность и активность всегда одобрялись и в ряде случаев поощрялись, хотя стимулирования и поддержки активности учащихся не существовало, активность существовала исключительно из-за желания учеников.

    Далее проведем анализ количественных параметров школы по методической системе, разработанной В. А. Ясвиным и коллегами. Для этого проведем расчет основных параметров образовательной среды. При этом по методической системе важно учитывать коэффициент модальности. Модальность показывает коэффициент полезного действия образовательного процесса: какой процент предоставляемых возможностей для своего собственного развития используется учащимися. Для догматической среды пассивной зависимости коэффициент модальности составляет 0,9. Результаты анализа представлены в таблице 1.

    Таблица 1
    Анализ  параметров образовательной среды  «Школа»
Параметр Суммарный балл параметра Итоговый  балл с учетом коэффициента модальности
Широта 2,7 2,43
Интенсивность 4 3,6
Осознаваемость 4,25 3,85
Обобщенность 1,9 1,71
Эмоциональность 1,2 1,08
Доминантность 6,8 6,12
Когерентность 3,1 2,79
Активность 1,1 0,99
Мобильность 1,5 1,35
Устойчивость    12
     

    Как видно из полученных данных школа обладает высокой устойчивостью, доминантностью, что вполне соответствует догматическому типу среды. Действительно школа имеет большую историю (более 50 лет), в школе сохраняется основной костяк учителей, многие бывшие ученики отдают в школу своих детей, также школа успешно преодолела ряд трудностей (период сильного сокращения финансирования). В тоже время в моей жизни школа имела большое значение, о чем свидетельствует повышенное значение доминанности. Показатели широты, интенсивности и когерентности находятся на уровне ниже среднего. А показатели обобщенности, эмоциональности, социальной активности и мобильности сильно низки. Действительно, определенной общей образовательной концепции в школе не существовало, каждый учитель организовывал образовательный процесс по самостоятельно выбранному методу, поэтому обобщенность школы была на низком уровне.

    Осознаваемость  среды также низка, но имеет место. В школе всегда присутствовал некоторый уровень осознанности учениками самого образования. Школа, в которой я обучалась, является гимназией, в которую многие родители специально стремились отдать своих детей. Это сказалось частично и на некоторых учениках, которые считали ценным учиться в гимназии. Об уровне осознаваемости также свидетельствуют некоторые атрибуты и школьная символика (музей школы, тематические выставки старых школьных фотографий, школьные значки). Эмоциональность образования была низка, занятия строились по традиционному «беспристрастному» принципу и лишь небольшая часть учителей создавала на своих уроках некоторый уровень эмоциональности.

    По  социальной активности также уровень  низок. С одной стороны в школе  постоянно утверждалось приоритетное направление образования: целеустремленной, социально активной личности, личности, способной успешно адаптироваться в современном мире. Но большинство из этих утверждений оставались на словах и в проектах. Реальных действий по изменению и перестройки методических программ не производилось, поэтому уровень социальной активности низок. Во многом такая ситуация сложилась из-за низкого уровня мобильности. Школа незначительно откликалась на современные тенденции. И если в обеспечении средств образования школа имела хорошие показатели, то мобильность процесса образования, кадрового обеспечения была очень низка.

      Однако ситуация все же изменилась  и уже в последние 1-1,5 года  моего обучения начались серьезные  изменения в школе в целом  и в образовательном процессе. Сильно увеличилась мобильность средств обучения, появились необязательные профильные предметы и даже профильные классы, стали появляться новые предметы, связанные с развитием личности учащегося и его социальной активностью (основы профессиональной подготовки, межличностное и деловое общение), а традиционные предметы стали дополняться новыми разделами. В последние годы моего обучения сильно возросла интенсивность образования, вызванная в основном высокими требованиями выпускных экзаменов.

    2.3. Анализ собственной  образовательной  среды «ВУЗ»

    Определим тип образовательной среды исходя из векторной модели. После ответов на диагностические вопросы получились следующие результаты:

    3 балла по шкале зависимости

    1 балл по шкале активности

    Построенная модель соответствует типичной карьерной среде.

    

    Рис.4. Векторная диаграмма для среды  «ВУЗ»

    Высокая степень зависимости обусловлена тем, что одними из основных требований в ВУЗе являются выполнение своих обязательств, дисциплинированность, серьезность отношения к учебе, порядок. Однако контроль над соблюдениями этих требований в ВУЗе намного меньше, чем в школе.  Достаточно большая часть преподавателей сохранили свои традиции в преподавании и придерживаются их на протяжении многих лет. В некоторых случаях единственным вариантом существования является приспособленческая позиция студентов, когда учащиеся не в силах что-либо изменить. Все это говорит о достаточно высокой зависимости в среде ВУЗ. И лишь часть преподавателей имеют свой стиль и метод образования, часто не соответствующий догматическому типу среды, с большей степенью свободы и больше соответствующий современным тенденциям.

    Для моего ВУЗа также характерен высокий  показатель активности. Достаточно сильно поддерживается развитие и проявление инициативности, упорство в достижении учебных, творческих или социально-значимых успехах. При этом существует система поощрений для отличившихся в той или иной деятельности студентов (благодарственные послания, денежные выплаты, официальное поздравление на научных советах в присутствии ректората, оплачиваемые экскурсии в другие города, отдых).

    Аналогично  предыдущей образовательной среде определим показатели количественных параметров, описывающих среду ВУЗ. Коэффициент модальности в этом случае составил 1,1.

    Таблица 2
    Анализ  параметров образовательной среды  «ВУЗ»
Параметр Суммарный балл параметра Итоговый  балл с учетом коэффициента модальности
Широта 2 2,2
Интенсивность 4,5 4,95
Осознаваемость 2,5 2,75
Обобщенность 1,9 2,09
Эмоциональность 1,1 1,21
Доминантность 5 5,5
Когерентность 4,6 5,06
Активность 5,8 6,38
Мобильность 3 3,3
Устойчивость    11,8
     
    Как видно из полученных данных ВУЗ обладает очень высоким показателем устойчивости, что можно объяснить его продолжительным существованием, историей, устойчивостью к социально-экономическим перепадам, которые пришлось пережить нашей стране. Также среда в ВУЗе имеет высокие показатели интенсивности, когерентности и социальной активности. Действительно, образовательный процесс строится так, что интенсивность оказывается достаточно большой. Помимо основной учебной нагрузки студенты некоторых специальностей (в частности моей) имеют индивидуальную научно-исследовательскую работу, которая требует от студентов интенсивной работы. В то же время ВУЗ в определенной степени сотрудничает с другими научными, творческими, социальными, бизнес- и другими организациями, что говорит о развитой когерентности, значительно превышающие таковые в школе. Уровень мобильности находится ниже среднего, но в два раза превышает таковой в школьной среде. И, как в случае со школой, в основном низка мобильность целей и содержания образования, кадрового обеспечения образования, хотя частично перестройка содержания образования все же осуществляется. Остальные показатели низки и близки к показателям в школе. Небольшой уровень обобщенности может быть связан с тем, что ВУЗ является достаточно большим,  и создать единую концепцию образования иногда тяжело даже в пределах кафедры. Самым низким является эмоциональность образования, связанная скорее с традиционными принципами, стилем преподавания.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.