На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мотивация учения у средних подростков

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУВПО «АмГПГУ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Глава. …………………………………………………………………………….....
1.1 Мотивация  учения ……………………………………………………………...5
1.1.3. Виды мотивов учения………………………………………………………..6
1.1.4. Возрастные и индивидуальные особенности мотивации учения подростков…………………………………………………………………………..9
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста………………..17
2 Глава. Мотивация учения у средних подростков………………………………...
2.1. организация  исследования……………………………………………………20
2.2. анализ  полученных данных…………………………………………………..21
заключение…………………………………………………………………………23
список  литературы………………………………………………………………...24
приложение………………………………………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
   Мотивация является ведущим фактором регуляции  активности личности, ее поведения  и деятельности и представляет исключительный интерес для педагогов и родителей. По существу, никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей невозможно без учета его мотивации.
   В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением учебной  деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действий к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем к контрольно-оценочным). Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения. В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств.
   Однако  в средних классах у учащихся наблюдается снижение мотивации учения. Многие подростки теряют интерес к учебе.
   Принимая  во внимание все выше сказанное, следует отметить, что тема нашей курсовой работы кажется нам актуальной.
   Цель: исследование мотивов учебной деятельности учащихся 5-6 классов
   Объект: младшие подростки
   Предмет: мотивация учения
   Гипотеза: у детей младшего подросткового возраста преобладает внешне организованная мотивация
   Задачи:
    рассмотреть теоретический подход к проблеме мотивация учения в                      
      младшем подростковом возрасте
    дать психологическую характеристику детей младшего подросткового
      возраста
    провести исследование мотивации учения у учащихся 5-6 классов
    опираясь на полученный опыт и знания, проанализировать результаты и
      сделать выводы
   Методы: анкетирование
   Практическая  значимость исследования: Для организации эффективной воспитательной работы по развитию мотивации учителю очень важно представить себе общие тенденции возрастного развития школьника: знать, с какими мотивами приходит ребенок в школу, какая мотивация может и должна складываться у ученика к концу начальной школы, чтобы она готовила учащегося к решению задач средней школы; учитывать, какая мотивация может и должна сложиться у учащихся к концу средней школы, чтобы выпускник был готов к постановке и решению профессиональных и социальных задач.
   Характеристика  выборки: 5 и 6 классы по 23 и 22 человека соответственно
   База  исследования: массовая общеобразовательная школа № 32
   Структура: данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1 Глава
   1.1. Мотивация учения 

   Мотивация (или мотивационная сфера) включает в себя много разных побуждений. Прежде чем приступать к анализу мотивационной сферы, остановимся на том, что такое процесс учения.
   Учение  целесообразно рассматривать как  активную деятельность школьников по усвоению знаний, способов их самостоятельного приобретения.
   Что же представляет собой учение как  деятельность? В отечественной психологии есть разные подходы к этому пониманию. Изложим понимание целостной учебной деятельности как оно представлено в работах В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина.
   Прежде  чем начать учение, школьник должен усвоить (понять, принять для себя, самостоятельно поставить) учебную задачу. Полноценное учение невозможно, далее, без активных учебных действий - способов, приемов учебной работы (например, сравнить разные стороны изучаемого предмета, выделить в них отдельные признаки, перестроить их и преобразовать, построить схемы, модели). Осуществление активного учения требует также от ученика умений проверить себя, оценить, т. е. выполнения действий самоконтроля и самооценки. Таким образом, целостная учебная деятельность обязательно включает в себя все эти компоненты - учебную задачу, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки. В психологической литературе детально описаны особенности каждого из этих компонентов учебной деятельности.
   Рассмотрим  несколько примеров соотношения  учения и его мотивации. Один и тот же ученик учится по-разному по различным учебным предметам, ибо у него к этим предметам неодинаковый интерес, вследствие этого он не полностью реализует возможности своей учебной деятельности. Например, школьник не любит биологию и, хотя обладает соответствующими приемами умственной работы, не прибегает к ним, учится хуже, чем мог бы. Один и тот же ученик может обнаруживать зрелые формы мотивации на одном учебном предмете и пассивность, безразличие на другом. Здесь наблюдается различие в учебной деятельности из-за несовпадения мотивации к разным учебным предметам. Педагогическая работа в этих случаях должна состоять в восстановлении интереса к "нелюбимому" предмету, в данном случае к биологии. 
Одно и то же поведение ученика в ходе учения может побуждаться разными
мотивами и, значит, иметь разную значимость для школьника. Например, ученик может решать одну и ту же задачу и даже одним способом, но в одном случае он это делает, чтобы получить хорошую отметку учителя и одобрение родителей, в другом - заслужить авторитет у сверстников, в третьем случае его интересует содержание самого предмета, в четвертом он видит путь от изучения этого предмета к будущей профессии, в пятом действует сочетание нескольких побуждений. Во всех этих случаях действие одно и то же (значит, и цель везде одна и та же), а мотивы разные. Отношение мотива и цели и образует смысл учения для ребенка (А. Н. Леонтьев.).  

   1.1.2. Виды мотивов учения  

   Мотив учения - это направленность ученика  на различные стороны учебной  деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других - отношения с другими людьми в ходе учения. Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
   1) познавательные мотивы, связанные  с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
   2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
   Эти группы мотивов описаны в психологической  литературе. 
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп: 1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

   2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляцию учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
   3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого "мотива достижения", который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
   Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей 
школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и 
инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть "на уровне века", запросов времени и т. д.

   Вторая  большая группа мотивов - социальные мотивы - также распадается на несколько подгрупп:
   1) широкие социальные мотивы, состоящие  в стремлении получать знания, 
чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в 
понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико 
значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. 
К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо 
подготовиться к избранной профессии;

   2) узкие социальные, так называемые  позиционные мотивы, состоящие в 
стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. 
Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в 
стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания 
отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними. Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую "мотивацию благополучия", проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что они работают только на "положительном подкреплении"). 
Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое 
место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о "престижной 
мотивации". Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения - в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

   3) социальные мотивы, называемые мотивами  социального сотрудничества, 
состоящие, в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с 
другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать Способы, формы 
своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, 
постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

   Иногда  отмечают у школьников наличие собственно творческих мотивов. Наличие творческих мотивов означает, что ученик не только усваивает те приемы учебной работы и те способы общения, которые ему предлагаются в ходе учения как образец, но и ищет новые способы учебных действий и форм сотрудничества и взаимодействия с окружающими людьми.
   1.1.3. Возрастные и индивидуальные  особенности мотивации  учения подростков 

   Ведущей деятельностью для всех школьных возрастов является учение, однако специфика каждого возраста определяется тем, освоение каких сторон действительности осуществляется ребенком в ходе учения. Это и определяет ведущую деятельность каждого школьного возраста. Так, в младшем школьном возрасте ребенок осваивает "предметную" действительность, т. е. знания, закрепленные в учебных курсах. В отличие от раннего возраста в младшем школьном возрасте ребенок осваивает благодаря учению ту предметную действительность, которая далеко выходит за пределы его личного непосредственного опыта. Младший школьный возраст – возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). В среднем школьном возрасте ученик осваивает социальную действительность межчеловеческих отношений, осознает эталоны общественного сознания (идеалы, ценностные ориентации), сопоставляет себя с ними через мнения и оценки других людей. Одновременно здесь происходит дальнейшее освоение структуры учебной деятельности. Таким образом, средний школьный возраст - возраст овладения самостоятельными формами учебной деятельности и способами взаимодействий с другим человеком в ходе учебной деятельности. В старшем школьном возрасте ученик вновь обращается к освоению "предметной" действительности, но на новом ее уровне - к миру будущей профессии, что существенным образом окрашивает ход его учения. В этом возрасте на основе той или иной меры освоения школьником компонентов учебной деятельности (учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и самооценки) у него складывается самоорганизация учебного поведения под углом зрения избранной профессии.
   Соответственно, ведущей деятельностью младшего школьного возраста является собственно учебная деятельность, что требует от ребенка овладения всеми ее компонентами. Ведущей деятельностью среднего школьного возраста является взаимодействие и общение школьника в ходе учения с другим человеком (взрослым, сверстником), что сближает учение в этом возрасте с разными видами общественно полезной деятельности. В старшем школьном возрасте ведущей деятельностью является так называемая учебно-профессиональная деятельность, учение как подготовка к будущей профессии, к трудовой деятельности. Значит, нельзя говорить об учении или учебной деятельности вообще, а надо видеть ее возрастные особенности.
   Средний школьный возраст характеризуется  объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих порой разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ, требующий новых уровней учебной деятельности; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.  
Выделим особенности подростка, способствующие становлению мотивации учения и препятствующие этому. Благоприятными особенностями мотивации в этом возрасте являются:

    "потребность во взрослости" - нежелание считать себя ребенком, 
    стремление занять новую жизненную позицию по отношению к миру, к другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;

    стремление подростка на основе мнения другого человека (сверстника, учителя) осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требования другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
    стремление подростка к самостоятельности;
    увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности;
    возрастание определенности и устойчивости интересов;
    развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков (музыкальных, литературных, технических и др.). Психологи отмечают, что "в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей. У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей". 
    Особенности негативной мотивации к учению у подростка вызваны рядом причин;

    Незрелость оценок подростком самого себя и другого человека приводит к трудностям во взаимоотношениях с другими людьми: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми;
    Стремление ко взрослости и нежелание прослыть маленьким среди сверстников вызывают внешнее безразличие ко мнению и отметке учителя, 
    порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением 
    взрослого;

    Стремление подростка к самостоятельности вызывает его отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы;
    Отсутствие понимания связи учебных предметов, изучаемых в школе, с 
    возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к учению;

    Избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам из-за неумения подростка совместить их, организовать свою учебную работу;
    Широта интересов может приводить к их поверхности и разбросанности; новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах и Дворцах пионеров, спорт, коллекционирование и др.) составляют конкуренцию для учебной деятельности;
    Неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию;
    Мотивы положительного отношения к учению осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.
   Проследим развитие познавательных и социальных мотивов учения в 
подростковом возрасте. Прежде всего, у подростка укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Причем в этом возрасте у большинства школьников интерес к фактам сменяется интересом к закономерностям. В. А. Сухомлинский называл это духовной потребностью отрочества в абстрагировании, потребностью охватить мыслью большое число фактов, что повышает интерес к учению, снимает усталость. Психологи подчеркивают, что подростковый возраст сензитивен, т. е. очень благоприятен для развития познавательных интересов, которые возникают в той или иной мере у всех детей, а не только у детей, обладающих исключительными способностями. Развитию широких познавательных мотивов способствуют в этом возрасте многие виды внеклассных и внешкольных увлечений (кружки, секции и др.).

   В подростковом возрасте существенно  укрепляются и учебно-познавательные 
мотивы, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. 
Надежной основой этих мотивов является стремление школьников к взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний. Вместе с тем подростки пока с трудом осознают этот вид учебных мотивов. Обследование показало, что большинство школьников V-VIII классов считает, что для них наиболее значим мотив овладения новыми знаниями, мотив же овладения способами добывания знаний выступает как значимый очень редко.

   В подростковом возрасте продолжают развиваться  и мотивы самообразования. Если у  младших школьников эти мотивы чаще выражены в неопределенных, расплывчатых задачах своего развития и реализуются в простейших способах - чтении дополнительной литературы, посещении ближайших библиотек, то у подростка мотивы и способы самообразования поднимаются на следующий уровень. Задачи самообразования становятся более конкретными, причем нередко на первый план выступают близкие цели - сдать экзамены или зачеты, поступить в кружок - без отчетливой связи с перспективными целями выбора профессии и развития личности в целом. Способами осуществления самообразования здесь являются выборочное и довольно систематическое чтение новых источников, усвоение новой информации и одновременно максимальное использование материала школьной программы. Интерес к знаниям, выходящим за пределы школьной программы, является очень характерным для подростков. Наряду с этим учащихся этого возраста отличает, как отмечалось выше, переход к овладению не только дополнительными знаниями, но и методами научного мышления. Познавательный интерес в среднем школьном возрасте отчетливо приобретает ненасыщаемый характер, т. е. возрастает по мере удовлетворения.
   Развитие  познавательных мотивов в этом возрасте в целом определяется 
активным стремлением подростка к самостоятельным формам учебной работы. Это проявляется в удовлетворении, с которым подросток выполняет самостоятельные учебные задания на уроке, в его работе со сложным учебным материалом, в стремлении самому строить свою познавательную деятельность за пределами школьной программы, в различных формах самообразования. 
Перейдем к обсуждению социальных мотивов учения в подростковом возрасте. Если в младшем школьном возрасте наиболее интенсивно развиваются познавательные мотивы, то в среднем школьном возрасте самые существенные 
сдвиги происходят в социальных мотивах.

   Прежде  всего, зримо совершенствуются широкие социальные мотивы, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах социалистического общества. Эти мотивы особенно укрепляются в тех случаях, когда учитель постоянно показывает школьникам возможность использования результатов учения в будущей профессиональной деятельности, в общении, самообразовании. Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте имеют место в так называемых узких социальных, т. е. позиционных, мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию "взрослого человека") в отношениях с окружающими - взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности в среднем школьном возрасте, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другим человеком, овладения способами налаживания этого сотрудничества в учебном труде. Подросток во всех видах деятельности, в том числе и учебной, ставит перед собой вопрос: "Неужели я не такой, как все, или еще хуже - такой, как все?" Этим обусловлен интерес школьника ко всем формам групповой и коллективной работы, где могут быть реализованы его социальные потребности в дружбе, в общении и взаимодействии с другим человеком, в самовыражении и самоутверждении через отношения с другими людьми. Для реализации этих интересов эффективны различные формы взаимо- и саморецензирования, виды взаимо- и самоконтроля школьников, где учитель может помочь подростку в осознании и оценке отдельных сторон его учебной деятельности и личности в целом. Подростку импонируют такие формы учебной работы, где учитель и школьники совместно, как "коллеги", осуществляют поиск нового знания и новых путей его обнаружения. Вместе с тем по сравнению с младшими школьниками, у подростков возникает иногда весьма критический взгляд на учителя. Они очень чувствительны к несправедливости учителя, сплачиваются в группы в ходе конфликта с учителем. При хорошей организации учебной и общественной деятельности у подростков возникают и развиваются социальные мотивы сотрудничества, когда ученики не просто стремятся взаимодействовать друг с другом в разных видах коллективной работы, но и пытаются осознать разные способы этого 
взаимодействия, искать лучший из них.

   Процесс развития самосознания, характерный  для подросткового возраста, 
захватывает и собственно мотивационную сферу. Подросток вплотную подходит к задаче осознания своей мотивации. Причем вначале осознание своих мотивов и целей осуществляется через их сопоставление с мотивами и целями своих товарищей, поэтому так плодотворны коллективные и групповые формы работы в этом возрасте. Подросток соотносит, пока не всегда осознанно, свою мотивацию, мотивацию сверстников, а все это, вместе взятое, с образцами, идеалами, принятыми в нашем обществе. А. Н. Леонтьёв отмечал, что в подростковом возрасте становится реальной задача на сопоставление мотивов, решение школьниками задач на "смыслы": "Что для меня всего важнее?", "Что всего важнее для другого?", "Что для меня самое главное, что менее важное (учеба, спорт, музыка и т. д.)?", "Почему я делаю это так, а не иначе?". 
Осознание подростком соподчинения, сравнительной значимости их мотивов 
означает, что в этом возрасте складывается осознанная система, иерархия 
мотивов. К концу подросткового возраста может наблюдаться устойчивое 
доминирование какого-либо мотива. Подросток, как правило, осознает, что им 
движет несколько мотивов, умеет их назвать.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.