На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Цель и функции ООН, ее эффективность в современных условиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
      В настоящее время существует множество международных организаций, которые вносят свой вклад в решение многих глобальных и региональных проблем. Данная работа посвящена одной из таких организаций, играющих значительную роль в мире. Организация Объединенных Наций создана в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами. ООН объединяет в настоящее время 193 страны мира.
    Основы  деятельности этой организации и её структура разрабатывались в годы 2-й мировой войны 1939-1945 ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Важнейшими этапами на пути создания ООН были Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании 1943 г., Думбартон-Окс конференция 1944 г., Крымская конференция 1945 г., Сан-францисская конференция 1945 г. На конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. представителями 50 государств был подписан Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 г., после сдачи ратификационных грамот Советским Союзом, США, Великобританией, Францией, Китаем и большинством других подписавших Устав государств (24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций)1.
    Воздействие ООН на современную политику весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:
    - ООН является самым представительным  форумом для дискуссий между  государствами по актуальным  проблемам международного развития.
    - Устав ООН является фундаментом мировой политики, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.
    - ООН сама стала важным механизмом  международного нормотворчества  и занимает совершенно особое  место среди других организаций. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.
    - В принципах построения ООН  (прежде всего в предоставлении  особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.
    - Под сенью ООН существует большое  число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках своего функционального предназначения.
    - ООН наделена исключительно важной  компетенцией решать вопросы  войны и мира, в том числе  и путем использования вооруженной  силы.
    Актуальность  темы исследования обуславливается ролью ООН на мировой арене на современном этапе. Организация Объединенных Наций была основана, как указано в ее Уставе, «чтобы избавить грядущее поколение от бедствий войны».
    Организация Объединенных Наций с 1948 года по сегодняшние дни провела 66 операций по поддержанию мира.
    Главными  органами ООН являются Генеральная  Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический  и Социальный Совет, Секретариат  и Международный Суд.
    Прием в члены Организации открыт для  всех миролюбивых государств, которые примут на себя обязательства по Уставу и которые могут и желают эти обязательства выполнять. Прием осуществляется постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
    Цель работы – дать характеристику Организации Объединенных Наций, изучить ее функции и деятельность, обозначить роль данной организации в современном мире.
    Объект исследования – Организация Объединенных Наций.
     Предмет исследования – структура, функции и деятельность ООН.
    Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи
    1) рассмотреть функции, цели, принципы и структуру ООН;
    2) проанализировать деятельность ООН;
    3) проанализировать различные мнения, точки зрения по поводу реформирования ООН. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Общая характеристика ООН, роль и функции ООН
     1.1 Общая характеристика ООН. Основные функции
     ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН), международная  организация, основанная в 1945, со штаб-квартирой  в Нью-Йорке. ООН создана союзными державами-победительницами после  окончания Второй мировой войны2. Ее задачи определены Уставом ООН: «Поддерживать международный мир и безопасность и для этой цели принимать эффективные коллективные меры по предотвращению и устранению угрозы миру... Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов... для обеспечения сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и всемерно способствовать развитию уважения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии»3.
     ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании и поддержании  которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Ее Устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка и придавшим им императивную силу.
     Создание  ООН, как и многие другие дипломатические  начинания, явилось отражением взаимопересекающихся, а порой и полярных интересов. Крупные державы при создании новой организации рассчитывали, что смогут сохранить после Второй мировой войны глобальную власть, которую они утвердили с опорой на свою военную мощь как победители. Однако начавшаяся вскоре «холодная война» начала ставить границы полномочиям новой организации.
     Устав ООН предполагал превратить эту  организацию в «центр для согласования действий наций» на пути достижения международного мира. Ее члены обязались поддерживать ООН в любой предпринимаемой  ею акции и воздерживаться от применения силы против других наций, за исключением случаев самозащиты.
     Новые члены принимаются в ООН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной  Ассамблеи должны проголосовать  за их вступление. В настоящее время число государств-членов – 193.
     Хотя  делопроизводство ведется на шести  разных языках (английский, арабский, испанский, китайский, русский, французский), только английский и французский являются официальными языками ООН.
     ООН считает своей задачей поддержание международного мира и безопасности.
     На  протяжении своей истории ООН  удавалось предпринимать эффективные  меры по предотвращению серьезных угроз  миру.
     За  последние шестьдесят лет ООН  создала и направила в «горячие точки» планеты 66 миссии по поддержанию мира и наблюдению. Благодаря этому была достигнута нормализация обстановки, что позволило многим странам преодолеть последствия конфликтов. В настоящее время в мире осуществляется 15 миротворческих операций, в которых участвуют около 120 000 отважных мужчин и женщин из 115 стран мира, которые отправляются туда, куда не могут или не желают отправляться другие.
     Благодаря посредническим усилиям ООН или  действиям третьих сторон при  поддержке ООН третьих сторон с 90-х годов прошлого века удалось  положить конец многим конфликтам. Речь идет, в частности, о конфликтах в Сальвадоре, Гватемале, Намибии, Камбодже, Мозамбике, Афганистане, Сьерра-Леоне, Бурунди и конфликте между северной и южной частями Судана. Согласно результатам проведенных исследований деятельность ООН по установлению и поддержанию мира и предотвращению конфликтов стала одним из главных факторов 40-процентного сокращения с 1990-х годов прошлого века числа конфликтов в мире. Используя превентивную дипломатию и другие формы превентивных действий, ООН сумела предотвратить многие потенциальные конфликты. Кроме того, осуществляемые ООН миротворческие миссии на местах участвуют в урегулировании постконфликтных ситуаций и занимаются миростроительством.
     Государства-члены  координируют свои усилия по борьбе с терроризмом в рамках Организации Объединенных Наций. В 2006 году Организация Объединенных Наций приняла глобальную стратегию противодействия терроризму. Учреждения и программы Организации Объединенных Наций оказали странам помощь в практическом осуществлении общей стратегии, оказали им юридическую помощь и содействовали международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Организация Объединенных Наций обеспечила также нормативную базу для борьбы с терроризмом. Под эгидой Организации Объединенных Наций были проведены переговоры, завершившиеся принятием шестнадцати глобальных международно-правовых документов, в том числе заключением договоров о борьбе с захватом заложников, угоном воздушных судов, бомбовым терроризмом, финансированием терроризма, а недавно также и о борьбе с ядерным терроризмом4.
     ООН занимается вопросами повышения  уровня жизни людей, развития у них  необходимых для этого навыков  и развития человеческого потенциала в мире, направляя на эти цели имеющиеся ресурсы. Начиная с 2000 года, она руководствуется в своей деятельности Целями развития тысячелетия (Декларация тысячелетия). Практически все средства, направляемые ООН в рамках оказания помощи в целях развития, формируются за счет взносов стран-доноров. Так, Программа развития ООН (ПРООН), сотрудники которой работают в 145 странах, оказывает поддержку в осуществлении проектов, направленных на сокращение масштабов нищеты, содействие благому управлению, урегулирование кризисов и сохранение окружающей среды. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) осуществляет свою деятельность в более чем 150 странах, занимаясь главным образом вопросами защиты детей, иммунизации, образования для девочек и борьбы с ВИЧ/СПИДом. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) содействует тому, чтобы развивающиеся страны в максимальной степени использовали имеющиеся у них возможности в сфере торговли. Всемирный банк предоставляет развивающимся странам кредиты и субсидии, при этом с 1947 года он оказал поддержку в осуществлении более 10 000 проектов в области развития. ООН также борется с голодом, ведет работу с пострадавшими и беженцами, занимается вопросами прав человека, окружающей среды, социального развития, здравоохранения5.
     На  основе вышесказанного, можно выделить следующие основные цели ООН:
     - поддержание мира и безопасности на планете;
     - развитие дружественных отношений между странами;
     - сотрудничество в разрешении международных проблем и в обеспечении уважения прав человека;
     - согласование действий разных стран. 

    2.2 Цели и принципы ООН
    Цели  и принципы ООН играют основополагающую роль в современной мировой политике. Они изложены в Уставе ООН. Устав ООН воплотил общечеловеческие интересы и надежды на то, что совместными усилиями государства обеспечат мир и процветание. В основу Устава лег принцип сотрудничества.
    Статья 1 Главы I Устава ООН «Цели и Принципы» определила следующие основные цели для новой международно-правовой системы:
    -  Поддерживание международного мира и безопасности посредством принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии «в согласии с принципами справедливости и международного права». Данная цель предусматривает также коллективные действия по улаживанию или разрешению «международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»;
    - Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
    - Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем, экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам6.
    Исходя  из вышеперечисленных целей новой  международной системы, Уставом  на ООН возлагалась задача функционирования в качестве центра для «согласования  действий наций в достижении этих общих целей».
    Для достижения целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют  в соответствии со следующими Принципами:
    1) Принцип суверенного равенства;
    Этот  принцип гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов». Этот принцип включает в себя следующие элементы:
    - государства юридически равны;
    - каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
    - каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
    - территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
    - каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;
    - каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами1.
    2)Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств;
    Устав ООН гласит: «Все Члены Организации  Объединенных Наций добросовестно  выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации».
      Для этого принципа сохраняет  свое значение общее положение  о том, что единственным способом  создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение. Согласно интерпретации принципа Уставом ООН, права и преимущества, могут быть обеспечены государствам лишь при условии выполнения обязательств.
    3)Принцип мирного разрешения международных споров;
    Этот  принцип является одним из самых  важных с точки зрения обеспечения  международной безопасности. Согласно этому принципу, государства обязаны  разрешать международные спора  исключительно мирными способами. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи, среди которых важное место занимает Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 г.
    В Уставе ООН имеется следующее положение о необходимости разрешения споров мирным путем: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».
    Характерной чертой принципа является то, что он распространяется только на международные  споры и не касается дел, входящих во внутреннюю компетенцию государств (принцип невмешательства).
    Другая  особенность излагаемого принципа состоит в том, что под него подпадают не только международные споры, но и ситуации, ставящие под угрозу мир и безопасность.
    4)Принцип неприменения силы;
    Одна  из главных целей Устава ООН состоит  в избавлении грядущих поколений  от бедствий войны. Эта цель нашла  свое отражение в принципе, гласящем: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций».
    Устав ООН предусматривает применение силы или угрозы силой лишь в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае наличия угрозы миру, любого нарушения мира или  акта агрессии (Глава VII). Во вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).
    Таким образом, Устав ООН исключает несанкционированное применение силы, а также ее использование не в оборонительных целях.
    Принцип неприменения силы особо оговаривает  недопустимость насильственных действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального гнета, их права  на независимость. Также нельзя оправдать применение силы обеспечением прав определенной группы людей, т.к. любое вооруженное действие приведет к массовому нарушению фундаментальных прав человека, включая право на жизнь.
    Еще одним немаловажным признаком принципа неприменения силы является то, что он не распространяется на соглашения, вступившие в силу до принятия Устава ООН.
    5)Принцип уважения прав человека;
    Уважение  прав человека занимает одно из ключевых мест в обеспечении международной  безопасности. Устав ООН на второе место после задачи избавления от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в основные права человека».
    6)Принцип невмешательства;
    В Уставе ООН говорится, что он не дает организации права на вмешательство  в дела, которые по существу входят во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств–членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Сделано лишь одно исключение: принцип не распространяется на те ситуации, которые ставят под открытую угрозу мир и безопасность. Иными словами, принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии.
    Что касается внутренних вооруженных конфликтов, то ООН, как следует из вышеуказанного, имеет право в него вмешаться: а) в случае прямой угрозы миру и безопасности, влекущей за собой массовое нарушение прав человека, и б) посредством оказания гуманитарной помощи, даже если для этого понадобится применение силы.
    Принцип невмешательства во внутренние дела государств распространяется как на прямое (вооруженное вмешательство, экономическая и гуманитарная интервенция и т.д.), так и на косвенное вмешательство, зачастую осуществляющееся посредством фирм вмешивающейся стороны и ТНК.
    7)Принцип территориальной целостности;
    Территория  является материальной основой государства  и является одним из его основных компонентов. Поэтому государства  уделяют особенное внимание обеспечению  целостности своей территории. Устав  ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государств.
    Принцип территориальной целостности отличается следующими характерными особенностями:
    - Этот принцип не относится к действительности договоров по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН;
    - Данный принцип ограничивается правом угнетенных колониальным гнетом народов на самоопределение;
    - Принцип территориальной целостности и неприкосновенности также распространяется на использование государством ресурсов другого государства без согласия суверена, т.е. этот принцип также распространяется на ресурсы, находящиеся в рамках территориальных границ государства.
    8)Принцип нерушимости границ;
    Этот  принцип дополняет собой принцип  территориальной целостности. Его значение определяется тем, что уважение существующих границ – необходимое условие мирных отношений между государствами.
    Принцип содержит обязательство признания  нерушимости всех существующих международных границ в Европе.
    9)Принцип равноправия и самоопределения народов;
      «Развивать дружественные отношения  между нациями на основе уважения  принципа равноправия и самоопределения  народов, а также принимать  другие соответствующие меры  для укрепления всеобщего мира»  (ст. 1, п. 2).
    Таким образом, согласно этому принципу, межгосударственные отношения должны осуществляться с учетом того, что все народы равноправны и каждый из них имеет право распоряжаться своей судьбой.
    10)Принцип сотрудничества;
      Принцип обязывает государства  сотрудничать в следующих основных направлениях:
    - Поддержание мира и безопасности;
    - Всеобщее уважение прав человека;
    - Осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;
    - Сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом;
    - Содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.
    Итак, мы подошли к концу нашего раздела, повествующего о роли целей и  принципов, разработанных совместными усилиями членов ООН. Принципы ООН играют незаменимую ключевую роль в обеспечении международной безопасности. Благодаря четко изложенным принципам человечество избежало опасности начала Третьей мировой войны, которое было бы возможным, учитывая накал гонки вооружений и апогей, которого достигла Холодная Война в 60-е – 70-е годы. Приверженность принципам также помогла безболезненно пережить развал СССР и Варшавского пакта и предотвратить или же потушить многочисленные конфликты, которые могли бы возникнуть и возникали на просторах бывшего социалистического блока. Именно активность мирового сообщества в отстаивании принципов позволила Кувейту избежать длительной оккупации со стороны Ирака.
    Несмотря  на некоторые проблемы, возникшие  в последнее десятилетия, цели и принципы ООН, все еще носят в себе значительный потенциал, и мы уверены, что на их основе будет сделано еще много хороших дел и принято много справедливых решений. 

    1.3 Структура ООН
    В соответствии с Уставом ООН учреждены  шесть основных органов всемирной организации: Совет Безопасности, Генеральная Ассамблея, Секретариат, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд ООН7.
    СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ
    В Совет Безопасности входят 5 постоянных членов – Великобритания, Китай, Россия, США и Франция – и 10 членов, избираемых на Генеральной Ассамблее на двухлетний срок; повторное переизбрание не допускается. Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно, а представитель каждого из его членов должен постоянно находиться в штаб-квартире ООН. Председательство в Совете предоставляется каждому члену в течение одного месяца, ротация председателей происходит в соответствии с расположением их имен по английскому алфавиту.
    С момента образования Совета Безопасности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разрешения, а также налаживания сотрудничества между государствами. Функции и полномочия Совета Безопасности заключаются в следующем:
    - поддерживать международный мир  и безопасность в соответствии  с принципами и целями ООН;
    - расследовать любой спор или  любую ситуацию, которые могут  привести к международным конфликтам;
    - рекомендовать методы урегулирования споров или условия их разрешения;
    - определять наличие угрозы миру  или акта агрессии и рекомендовать  меры, которые следует предпринять;
    - призывать членов Оранизации  к применению экономических санкций  или других мер, не связанных  с использованием силы, для предупреждения или прекращении агрессии;
    - предпринимать военные действия  против агрессора;
    - рекомендовать принятие новых  членов;
    - осуществлять функции ООН по  опеке «стратегических районах»;
    - вырабатывать рекомендации Генеральной  Ассамблее о назначении Генерального Секретаря и вместе с Ассамблеей избирать судей Международного Суда.
    ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ
    Генеральная Ассамблея, учрежденная в 1945 году в  соответствии с Уставом Организации  Объединенных Наций, является главным  совещательным, директивным и представительным органом Организации Объединенных Наций. Состоит из 193 членов Организации Объединенных Наций.
    Генеральная Ассамблея задумывалась как форум, на котором нациям мира должна быть предоставлена широкая возможность  «обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава». Это крупнейший и наиболее представительный, но не самый полновластный орган ООН, поскольку Ассамблея не имеет полномочий заставить провести в жизнь свои решения. Принятые Ассамблеей резолюции, в отличие от решений СБ, не имеют обязательной силы, при этом ни одна из наций не может наложить на них вето8.
    Генеральная Ассамблея контролирует деятельность Экономического и Социального совета, Совета по опеке, а также специальных  учреждений; на нее возлагаются также  ключевые электоральные обязанности. Совместно с Советом Безопасности Ассамблея избирает генерального секретаря и судей Международного суда; она же принимает решения о приеме в ООН новых членов. Ассамблея избирает 10 также непостоянных членов. Наконец, она определяет размеры взноса каждого государства – члена ООН в бюджет Организации.
    Помимо  регулярных сессий, Генеральная Ассамблея  ведет работу через использование  сложной структуры комитетов  и региональных групп; это позволяет  различным правительствам быть уверенными, что их интересы и приоритеты их регионов адекватно представлены в ООН. Эти группы принимают участие также в отборе государств, которые в соответствии с процедурой ротации должны будут войти в Совет Безопасности.
    Ассамблея ежегодно избирает нового председателя, 21 заместителя председателя и председателей семи основных постоянных комитетов. Председатель Ассамблеи руководит ее работой через Генеральный комитет.
    В основном решения на Генеральной  Ассамблее принимаются простым  большинством голосов. Однако те из резолюций, которые в соответствии с Уставом касаются ключевых вопросов (миротворческие резолюции и избрание новых членов), должны приниматься большинством в две трети голосов.
    СЕКРЕТАРИАТ
    Поскольку ООН стремилась стать нечто большим, чем просто группой представителей, отстаивающих интересы собственных наций, в рамках ООН был создан Секретариат во главе с Генеральным секретарем ООН – особый штат служащих, которые, как предполагалось, должны были подходить к проблемам мирового сообщества с той же мерой ответственности, что и к национальным проблемам.
    Во  главе Секретариата стоит Генеральный  Секретарь – высшее должностное лицо ООН. Генеральный Секретарь назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации СБ на пятилетний срок с правом переизбрания. Его назначение требует одобрения всех пяти постоянных членов и большинства в две трети членов Генеральной ассамблеи. Генеральный секретарь действует как главное административное должностное лицо на заседаниях Генеральной ассамблеи, Экономического и социального совета и Совета по опеке.
    Основатели  ООН наделили Генерального секретаря  как политическими, так и административными  полномочиями. Он более чем кто-либо иной, считается представителем ООН  как единого целого. Устав наделяет Генерального секретаря правом привлекать внимание Совета Безопасности к любому явлению, создающему угрозу международному миру и безопасности. Для выполнения подобных задач Генеральный секретарь наделен полномочиями принимать серьезные решения, выступая в ряде случаев в качестве двенадцатого члена СБ. Поскольку его статус и влияние возрастают, процедура избрания Генерального секретаря усложняется и все более точно отражает расстановку сил в Совете Безопасности9.
    В настоящее время Генеральным  Секретарем ООН является Пан Ги Мун.
    За  четыре с половиной года руководства Пан Ги Муна он столкнулся с масштабными кризисами, связанными с развитием ядерных программ в Иране и Северной Корее, так и гуманитарными катастрофами, такими как последствия землетрясения на Гаити в 2010 и в Японии в 2011.
    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ
    В состав Экономического и Социального  Совета вхадят 54 государства. Члены Совета избираются Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Ежегодно его состав обновляется на треть. Хотя в Уставе данный вопрос не оговаривается, фактически постоянные члены СБ сохраняют постоянное членство и в ЭКОСОС. Остальные члены избираются с учетом расстановки сил в Генеральной Ассамблее. ЭКОСОС обычно проводит две сессии в год. Его решения принимаются простым большинством голосов.
    ЭКОСОС  несет ответственность перед  Генеральной Ассамблеей и часто выступает в качестве комитета Ассамблеи со специальными функциями. Его задача - изучение путей развития международного сотрудничества в экономической и социальной сферам. С этой целью он составляет проекты соглашений для представления Ассамблее и готовит международные конференции. ЭКОСОС также дает рекомендации Ассамблее по экономическим и социальным программам, заслуживающим рассмотрения ООН.
    Поскольку ЭКОСОС не является оперативным органом, большая часть его работы заключается в координации деятельности многочисленных комиссий и комитетов, находящихся под его контролем. Они занимаются вопросами статистики, народонаселения, социального развития, прав человека и защиты прав меньшинств, положения женщин и контроля за наркотическими средствами. Кроме того, ЭКОСОС учредил региональные экономические комиссии для Европы, Азии и бассейна Тихого океана, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока. Существуют также четыре специальные благотворительные программы, которые зависят исключительно от поддержки со стороны правительств и частных спонсоров: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ); Программа развития ООН (ПРОООН), Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Ближневосточное агентство для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Под юрисдикцией ЭКОСОС находятся также Бюро координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО); Фонд ООН для деятельности в области народонаселения (ЮНФПА); Научно-исследовательский институт социального развития при ООН (НИИСР); Мировая продовольственная программа (МПП). ЭКОСОС служит связующим звеном между ООН и большим числом сотрудничающих с ней неправительственных организаций (НПО), которые ведут особенно активную деятельность в таких сферах, как защита окружающей среды, положение женщин и права беженцев.
    СОВЕТ ПО ОПЕКЕ
    Совет по Опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя  оставшаяся подопечная территория Организации  Объединенных Наций, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.
    При создании международной системы  опеки Уставом был учрежден Совет  по Опеке в качестве одного из главных  органов Организации Объединенных Наций, на который была возложена задача по наблюдению за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему опеки. Главные цели системы заключались в содействии улучшению положения населения подопечных территорий и их прогрессивному развитию в направлении к самоуправлению или независимости. Совет по Опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности — Китая, Российской Федерации, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции. Цели системы опеки были достигнуты, когда все подопечные территории достигли самоуправления или независимости либо в качестве самостоятельных государств, либо посредством объединения с соседними независимыми странами.
    В соответствии с Уставом Совет  по Опеке уполномочен рассматривать  и обсуждать отчеты управляющей  власти, касающиеся политического, экономического и социального прогресса народов подопечных территорий и прогресса в области образования, а также в консультации с управляющей властью рассматривать петиции, поступающие из подопечных территорий, и устраивать периодические и другие специальные посещения подопечных территорий.
      МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУД
    Международный суд создан в 1945 как часть системы  ООН. Суд сменил Постоянную палату международного правосудия Лиги наций. Старый Всемирный  суд был одним из наиболее успешно действующих институтов Лиги. Новый Международный суд, как и его предшественник, учрежден в Гааге (Нидерланды).
      Международный суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний  срок Генеральной Ассамблеей  и Советом Безопасности. Право  вето Большой пятерки не предусматривается 10. Статут Суда утверждает, что судьи избираются "из числа лиц с высокими морально-этическими характеристиками, обладающими общепризнанной компетенцией в международном праве" и представляют "основные формы цивилизации и основополагающие юридические системы мира". Судьи должны представлять различные географические регионы, в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Предполагалось, что эти положения будут гарантировать беспристрастность Суда и превратят его в объективный международный трибунал. Вместе с тем страна-истец имеет право при рассмотрении конкретного дела ввести в состав Суда дополнительного судью, своего представителя, если такового не имеется среди постоянных членов Суда11.
    Ни  одну страну нельзя заставить вынести на слушание Международного суда спор с другой, но любая страна, которая обратится в Суд с соответствующим ходатайством, должна быть готова принять решения Суда. Механизмов принуждения не предусмотрено. Отдельный гражданин может обратиться к Суду лишь в случае представления его (или ее) правительством. Суд принимает решения большинством голосов. Полномочия Суда обеспечиваются Советом Безопасности.
    СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ  УЧРЕЖДЕНИЯ
    ООН заключила соглашения с рядом  межправительственных специализированных учреждений и международных неправительственных агентств, которые осуществляют широкую деятельность, соотносимую с целями ООН. Все эти специализированные учреждения являются самоуправляемыми.
    Международная организация труда. МОТ была создана  в 1919 в качестве самостоятельного учреждения, связанного с Лигой наций. В 1946 стала специализированным учреждением ООН. МОТ содействует обеспечению достойного уровня жизни, условий труда, занятости.
    Продовольственная и сельскохозяйственная организация  ООН . ФАО - первое специализированное учреждение ООН, основано 16 октября 1945. Обеспечивает техническую помощь в сфере сельского хозяйства, производства продовольственных товаров, продуктов лесной и рыбоперерабатывающей промышленности.
    Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО образована 4 ноября 1946. ЮНЕСКО ставит своей задачей развитие образования, науки и культурных связей между странами.
    Всемирная организация здравоохранения . ВОЗ  начала функционировать 7 апреля 1948. Это главное международное учреждение по здравоохранению.
    Международный банк реконструкции и развития. Всемирный банк создан 27 декабря 1945 в Вашингтон. Цель банка - помогать развитию государств-членов путем предоставления кредитов тем странам, которые не могут привлечь частный капитал на приемлемых условиях.
    Международная ассоциация развития. МАР организована в сентябре 1960. Выполняет те же задачи, что и Всемирный банк, но предоставляет  кредиты на более льготных условиях.
    Международная финансовая корпорация. МФК учреждена в 1956 как филиал Всемирного банка с целью оказания помощи частным предпринимателям наименее развитых государств.
    Международный валютный фонд. МВФ создан 27 декабря 1945. Его цель - способствовать стабильности иностранных валют, осуществлять международное  сотрудничество в области финансов и международной торговли.
    Международный фонд сельскохозяйственного развития. МФСР организован в 1977 для финансирования проектов по увеличению производства продовольствия в наименее развитых государствах-членах.
    Международная организация гражданской авиации. ИКАО создана 4 апреля 1947 с центром в Монреале. Цель ИКАО - развитие техники воздушных сообщений и помощь в улучшении работы международного воздушного транспорта.
    Всемирный почтовый союз. Учрежден в 1874 под названием Общий почтовый союз. В 1948 ВПС стал специализированным учреждением ООН. Задача Союза - формирование единой мировой почтовой службы.
    Международный телекоммуникационный союз  организован  в Женеве в 1865 как Международный  телеграфный союз, с 1947 - специализированное учреждение ООН. Его функция - развивать международное сотрудничество в использовании телекоммуникаций и способствовать техническому прогрессу в данной области.
    Всемирная метеорологическая организация  возникла в 1950 на базе Международной  метеорологической организации, основанной в 1873. Стремится совершенствовать обмен метеорологической информацией.
    Международная морская организация  основана 17 марта 1958 в качестве Межправительственной Морской консультативной организации, содействующей безопасности на море и эффективной навигации.
    Всемирная организация интеллектуальной собственности  учреждена 14 июля 1967, с 1974 - специализированное учреждение ООН. Обеспечивает защиту интеллектуальной собственности во всем мире.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 ООН в современном мире
    2.1 Деятельность ООН
    Одной из главных задач Организации  Объединенных Наций является поддержание мира во всем мире. Согласно Уставу ООН, государства-члены должны разрешать свои международные споры мирными средствами и воздерживаться от угрозы силы или ее применения против других государств.
    Операции  Организации Объединенных Наций  как средство разрешения конфликтов обладают уникальными преимуществами в силу своего всемирного характера. Это укрепляет их правомерность и контролирует последствия для суверенитета принимающей стороны. Миротворцы, находясь вне конфликта, могут содействовать переговорам между воюющими странами, привлекая внимание мирового сообщества к местным проблемам – открывая двери для коллективных усилий по достижению мира.
Историки  установили наличие выраженной обратной зависимости между развертыванием миротворцев и военными потерями: чем шире масштабы операций по подержанию мира, тем меньше военные потери, причем как в краткосрочном, так и в долгосрочном планах. Этот вывод был сделан в двух недавно проведенных независимо друг от друга исследованиях учеными университета Британской Колумбии и специалистами корпорации «Рэнд»12 . Исследователи этой корпорации рассмотрели восемь завершенных операций ООН по поддержанию мира: в Бельгийском Конго, Намибии, Сальвадоре, Камбодже, Мозамбик, Сьерра-Леоне и Восточном Тиморе. Проведенный ими анализ позволил сделать вывод, что две третьих этих операций были «успешными».
    Кроме того, было установлено, что ООН обеспечивает оптимальные институциональные  рамки для всех миссий в области  государственного строительства благодаря  относительно низкой затратности, высокой эффективности и высокой степени международной законности операций ООН. Также операции являются весьма эффективным инструментом направления постконфликтных обществ в сторону достижения прочного мира и демократического правления и самой эффективной формой международного вмешательства из всех ныне известных.
На протяжении многих лет ООН играет важную роль в содействии предотвращению международных  кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляет комплексные  операции, связанные с установлением мира и оказанием гуманитарной помощи.
    Для удовлетворения возросшего спроса на комплексные операции по поддержанию  мира в 1992 г. был создан Департамент  операций по поддержанию мира (ДОПМ)13.
    На  современном этапе перед операциями по поддержанию мира стоят колоссальные вызовы. За последние несколько лет был отмечен значительный рост спроса на операции по поддержанию мира.
В настоящий  момент на четырех континентах развернуты 16 операций по поддержанию мира.
    15 миротворческих операций и одна  специальная политическая миссия в Афганистане. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ).
    В настоящее время проходят следующие миссии: в Азии - Индия, Пакистан с 1949 года по настоящее время; Тимор-Лешти с 2006 г., Афганистан с 2002 г.; в Америке - Гаити с 2004 г., в Африке - Абьей, Судан 2011г.; Дарфур, Судан с 2007 г.; Демократическая Республика Конго с 2010г.; Западная Сахара с 1991 г.; Кот-д'Ивуар с 2004 г.; Либерия с 2003 г.; Южный Судан с 2011г; на
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.