На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие политического процесса

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                     Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 
«Поморский  государственный университет имени  М.В. Ломоносова»
Гуманитарный  факультет
Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 

Реферат по политической социологии на тему:
«Понятие  политического процесса» 
 
 

 


СОДЕРЖАНИЕ
 

                                                                             Введение
    Проблема  политической системы и политического процесса сама по себе не является привычной для нашей страны. Если в западных странах институты непосредственной и представительной демократии, участия народа осуществлении власти через политический процесс развивались давно, органично и постепенно; то в России реальный политический процесс конституируется лишь последние 20 лет. Новые общественные отношения требуют тщательного правового регулирования, прежде всего, конституционно-правового.
         Конечно, нельзя говорить о полном становлении западного политического процесса, ведь политическая система, его база, всегда подвержена влиянию противоречивых факторов стабильности и динамизма. Скорее можно констатировать, что сложилась определенная модель или набор моделей политического процесса. Они строятся с теми или иными вариациями на таких китах как народовластие, плюрализм, верховенство закона, равенство граждан, разделение властей, политические права и свободы и т.д. 

       Формулировка проблемы:
определение понятия политического процесса в современных реалиях, его роли в жтзни государства 

       Актуальность:
На исходе ХХ и начале ХХI в. еще четче стало  видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В настоящее время, по всей видимости, нет другой такой страны, как Россия, где ярко и одновременно проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. 

      Объект исследования:
Объектом является политический процесс в целом. 

      Предмет исследования:
 Предметом исследования  являются  особенности  и  специфические  черты
политического процесса. 
 

       Цель данной работы:
  рассмотрение политического процесса и его структуры. 

       Задачи данной работы:
    Раскрыть понятие политического процесса;
    Охарактеризовать структуру политического процесса;
    Найти особенности политического процесса в современной России.
 
 
     Выбор этой работы обусловлен тем, что проблематика данного исследования довольна актуальна для нашей страны и представляет большой научный интерес. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие политического процесса

       В самом широком смысле процессы  есть  формы  политической  активности
общества. исключительное  многообразие  этой  активности  и  тот  факт,  что
каждый ее отдельный  случай имеет свою причину и свою  цель, разную  степень
предсказуемости результата  и  многие  другие  различия,  весьма  затрудняют
научные исследования политических процессов,  порождают  многообразие  точек
зрения по одним  и тем же вопросам.  можно  без  преувеличения  сказать,  что
если   провести   конкурс   на   самый   высокий   уровень   дискуссионности
рассматриваемых политических  проблем,  то  тема,  посвященная  политическим
процессам,  займет  первое  место.  И,  тем  не   менее,   степень   научной
разработанности политических проблем  в целом  и  политических  процессов  в
частности позволяет  достаточно  четко  увидеть  разновидности  политических
процессов, провести их классификацию [1].
       Политический процесс - одна из центральных и, вместе   с  тем,  весьма
специфическая категория политической науки.
       В рамках этих различных подходов  политический процесс  обнажает  свои
важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время  при  всех  различиях
теоретической    интерпретации     политического     процесса,     считается
общепризнанным,  что  он  отображает   реальное   взаимодействие   субъектов
политики, сложившейся  не в соответствии и намерениями  лидеров  или  программ
партий, а в  результате действия самых  разнообразных  внешних  и  внутренних
факторов. Иначе  говоря,  политический  процесс  показывает,  как  индивиды,
группы,   институты   власти   со   всеми   своими   стереотипами,   целями,
предрассудками  взаимодействуют друг с  другом  и  с  государством,  реализуя
специфические  роли  и  функции.  А  так  как  ситуации,  стимулы  и  мотивы
человеческого   поведения   постоянно   изменяются,   политический   процесс
исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий  и
явлений.
       Раскрывая содержание  политически   через  реальные  формы  исполнения
субъектами своих  ролей и функций, политический  процесс  демонстрирует,  как
осуществление этих ролей  воспроизводит  или  разрушает  различные  элементы
политической  системы, показывает поверхностные  или глубинные  ее  изменения,
переход от одного  состояния  к  другому.  Политический  процесс  раскрывает
характер движения, социодинамики, эволюции политической  системы,  изменение
ее состояний во времени и пространстве [1].
       Анализируя содержание политического  процесса, можно сказать, что он
раскрывает в  основном две фундаментальные формы  политического
волеизъявления  граждан. Прежде всего, это- различные  способы презентации
рядовым участником политического процесса своих интересов  в различных видах
артикуляции  и агрегирования последних (в участии в выборах, референдумах,
членстве в  политических партиях), а так же формы  принятия и реализации
управленческих  решений, осуществляемых политическими  лидерами и элитами.
       В содержательном смысле политический  процесс охватывает все реальные
действия рядовых  граждан и представителей элит, которые  могут как
поддерживать  правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. В
политическом  процессе взаимодействуют различные  субъекты политики и
факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в
политической  сфере общества.
       С содержательной точки зрения  реализация различными политическими
субъектами своих  функций выражает происходящее в  обществе распределение
власти, осуществление  политической мобилизации граждан, принятие решений,
контроль за этапами и другие формы политической активности инструментов,
групп и лиц. Причем не только признаваемые правящим режимом, но и
обладающие нелегитимным характером. Поэтому в политическом процессе
присутствуют  и такие формы политической активности населения, как заговоры,
террор, деятельность нелегальных партий и организаций. Впрочем, они обычно
находятся на периферии  политической  жизни.
       Применительно к обществу в  целом политический процесс раскрывает
взаимодействие  социальных и политических структур и отношений, то есть
показывает, как  общество формирует государственность, а государство, в свою
очередь, «завоевывает»  общество. С точки же зрения внутреннего  содержания
политический  процесс выражает как бы технологию осуществления власти,
представляя собой  совокупность относительно самостоятельных  локальных
взаимодействий  субъектов, структур и институтов, связанных  теми или иными
специфическими  целями и интересами в поддержании (или изменении) системы
правления.
       Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что
он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменений
ее состояний  во времени и пространстве. Политический процесс представляет
собой совокупность действий институализированных и неинституализированных
субъектов по осуществлению  своих специфических функций (дисфункций) в сфере
власти, и в  конечном счете ведущих к развитию или упадку политической
системы общества.
       Политический процесс-это «совокупная  деятельность социальных
общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих
определенные  политические цели; в узком смысле - деятельность социальных
субъектов по осуществлению политических решений» [1]. 
 
 
 
 
 

     Политическая  деятельность

Понятие "политическая деятельность" дает возможность в анализе политики сосредоточить внимание на наиболее подвижном, динамичном ее аспекте - разнообразных действиях людей, направленных на реализацию той или иной цели. Важнейшими чертами такой деятельности служат:
- сосредоточение  усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
- рассмотрение  государства, его интересов в  качестве основных институтов  решения этих проблем;
- использование  политической власти как главного  средства достижения поставленных целей.
Органическая  связь с властью делает политическую деятельность мощным фактором управления, целенаправленной ориентации и упорядоченности  действий. Изучение данной стороны  политики позволяет выявить зависимость  политических событий и процессов  от состояния направленности мыслей и действий тех людей, которые в политику вовлечены. Существует сложный комплекс устойчиво действующих, не зависящих от субъекта политики обстоятельств, игнорирование которых обрекает политическую деятельность на неудачу, а учет служит обязательным условием обеспечения ее успеха. В их число входят по крайней мере следующие.
ЗАКОНЫ ПОЛИТИКИ. Их специфика заключается в том, что они действуют не помимо людей, а проявляют себя как совокупность условий, потребностей, интересов, требующих усилий в определенном направлении и направляющих таким образом ход политических процессов. Очевидна, например, связь экономической инициативы и политической свободы, демократии и расширения круга людей, участвующих в принятии экономических решений.
УСЛОВИЯ. Объективная  взаимосвязь обстоятельств и  факторов, влияющих на течение политической деятельности. Для истории характерно постепенное расширение круга факторов, служащих объективным основанием политической деятельности, выступающих в качестве ее стимулов.
ПОТРЕБНОСТИ. Это  комплекс  условий, воспринимаемых людьми как абсолютно необходимые  для нормального существования. При этом растет не только их объем, но и качественные параметры, степень  многообразия потребностей. Например, безопасность сегодня не сводится только к военному ее аспекту, но и включает другие параметры.
КУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  СРЕДА, в которой разворачивается  политическая деятельность. Многие ее компоненты практически не зависят  от людей, и должны приниматься ими  во внимание: это традиции, настроения, укорененные в определенной социальной группе стереотипы мышления и поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Структура и акторы политического  процесса.

 
      Некоторые исследователи полагают, что политический процесс — стихийное явление, имеющее иррациональный характер, зависящее от воли и характера людей, прежде всего политических лидеров. Значимость случайных явлений и событий особенно заметна на микроуровне. Однако общий характер политической деятельности как целедостижения, а также институциональный и прочие контексты данной деятельности (правила, определенные формы и способы поведения, традиции, господствующие ценности и т.п.) делают политический процесс в целом упорядоченным и осмысленным. Он представляет собой логически разворачиваемую последовательность взаимодействий между акторами. Таким образом, политический процесс — целостное явление, поддающееся структурированию и научному анализу. Непредсказуемость и кажущуюся необъяснимость тех или иных событий следует рассматривать в основном как следствие несовершенства научного аппарата и инструмента. Структура политического процесса может быть описана с помощью анализа взаимодействия между различными политическими акторами, а также посредством выявления динамики (основных фаз политического процесса, смены этих фаз и т.п.) этого явления. Большое значение имеет также выяснение факторов, влияющих на политический процесс. Таким образом, структуру политического процесса можно определить как совокупность взаимодействий между акторами, а также их логической последовательности («сюжета» политического процесса). Каждый отдельно взятый политический процесс имеет свою собственную структуру и, соответственно, свой собственный «сюжет». Акторы, совокупность их взаимодействий, последовательность, динамика или сюжет, временные единицы измерения, а также факторы, влияющие на политический процесс, обычно носят название параметры политического процесса. Основными акторами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды. Политический институт — воспроизводимая с течением времени совокупность норм и правил, а также организационного потенциала, упорядочивающих политические отношения в определенной сфере политической жизни. Основным властным институтом, одним из основных акторов политического процесса, выступает государство. Другим важным актором политического процесса является гражданское общество, которое тоже может рассматриваться как политический институт. Следует заметить, что государство и гражданское общество как политические акторы формируются в Европе и США примерно в период Нового времени под влиянием происходящих модернизационных изменений. Именно с этого времени складывается основной институт власти в обществе, обладающий монополией на принуждающее насилие на определенной территории, — государство. В то же время, под влиянием этого процесса происходит формирование своеобразной антитезы государства — гражданского общества. Менее масштабными акторами политического процесса являются партии, группы интересов, а также индивиды и группы людей
        Индивиды и группы могут участвовать в политике не только в институциональной форме, например голосуя на выборах, но и в неинституциональных формах, в форме стихийных массовых выступлениях.
Люди отличаются различной степенью активности в  политике. Многие не слишком активны, но в целом участвуют в большей  части институциализованных процессов. Некоторые лишь наблюдают со стороны, не только не принимая активного участия в политической жизни, но и не участвуя в выборах, не читая газет и т.п. Другие же, обычно это меньшинство граждан, напротив, принимают самое активное участие в политической жизни. Для достижения групповых целей индивиды могут создавать специальные группы, отличающиеся различной степенью институциализации — от случайной группы, образованной на митинге, до высокоорганизованной, носящей постоянный характер и действующей по строгим правилам группы интересов. От степени институциализации политической деятельности зависит не только достижение конкретных целей (оно, как правило, тем эффективнее, чем выше степень институциализации), но и воспроизводимость, повторяемость, регулярность каких-либо политических отношений, их закрепление в правилах и нормах. При анализе политического процесса следует учитывать характер взаимодействия между его субъектами. Здесь важно отметить, что характер взаимодействия во многом зависит от масштаба политического процесса и акторов. В частности, характер взаимодействия между политической системой и средой будет определяться уровнем эволюционного развития системы и среды, например степенью внутренней дифференциации. В то же время характер взаимодействия между акторами, в частности между гражданином и определенной партией, будет определяться другими параметрами: институциональными условиями, особенностями партийного развития, местом партии в политический системе, социально-психологическими особенностями развития личности и т.п. В целом, абстрагируясь от специфики политических процессов и акторов, чаще всего характер взаимодействия между акторами описывается в терминах конфронтации, нейтралитета, компромисса, союза, консенсуса. Можно выделить две группы факторов политического процесса: «внутренние» и «внешние». К «внешним» относятся среда (социально-экономические, социокультурные и прочие условия) и ее воздействие, системные, но «внешние» для данного политического процесса политические обстоятельства, такие как правила и условия политической игры, «внешние» политические события и т.п. К «внутренним» можно отнести такие параметры, как характеристика акторов, их целей и намерений, распределение властных ресурсов, логика и «сюжетика» политического процесса. Важным параметром политического процесса является его членение на этапы. Политические процессы различного рода дают пример сочетания разных этапов. Разнохарактерность и равномерность процессов приводит к тому, что выделить какие-либо этапы, общие для всех типов процессов, достаточно сложно. Различными будут этапы функционирования политической системы, электорального процесса или процесса создания и функционирования политической партии. Поэтому выделение конкретных этапов целесообразно, применительно к определенным типам политических процессов. Большинство взаимодействий политических акторов касаются осуществления публичной власти. В силу этого обстоятельства особенно велика значимость процесса принятия и реализации политических решений. Анализ этого процесса является одной из наиболее популярных тем зарубежной политической науки. Среди исследователей нет единого мнения относительно количества и содержания его этапов. Обобщая различные подходы, можно выделить следующие основные фазы:
- постановка  проблемы (сбор необходимой информации о существующих проблемах, общественных запросах и возможных путях решения, определение первостепенных и второстепенных проблем);
- формулирование  альтернативных решений;
- сравнительный  анализ и выбор наиболее эффективного  решения;
- формулирование государственного решения и его легитимация (путем принятия законов, голосования и проч.);
- реализация  принятых решений;
- контроль за  реализацией и осуществление  «обратной связи».
Если обратиться к процессу функционирования всей политической системы, то набор этапов будет существенно отличаться, так как будет учитываться взаимодействие системы со средой. Вместе с тем известные в науки попытки выделения основных этапов этого процесса также сконцентрированы на принятии и реализации управленческих решений. «Классическим набором» фаз является выделение основных этапов Г.Алмондом и Г.Пауэлом:
1. Артикуляция  индивидуальных и групповых интересов.
2. Агрегирование  этих интересов (их объединение  в единой позиции).
3. Выработка  политического курса.
4. Реализация принятых решений.
5. Контроль за  исполнением этих решений.
Необходимо отметить, что данная модель отражает лишь один из типов политического процесса и не может рассматриваться как универсальная[4]. 
 
 

     Общий политический процесс  в современной  России

 
     На  политическом поле современной России развивается множество политических процессов. Конечно, наибольший интерес  представляет развитие общего политического  процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического  режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.
     Известно, что по форме правления СССР был  республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, который  избирал на определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах.
     Практически разделения властей не было. Вторая особенность республиканской формы  правления в СССР заключалась  в руководящей роли Коммунистической партии. Все важнейшие решения в стране принимались ее высшим руководством. Таким образом, форма правления в СССР была советским типом государственности, которая отрицала важнейшие принципы правового государства, прежде всего разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, контроль общества за органами власти, верховенство закона над властью.
     Современный политический процесс в России высокими темпами перевел в новое состояние  ее политическую систему. Это коснулось  и формы правления, и политического режима. Начнем с формы правления. Современная России, как это подчеркивается в Конституции страны (статья 1), является республикой. Однако нынешняя республиканская форма весьма существенно отличается по содержанию от республиканского СССР. Общий политический процесс в стране наполнил ее адекватным ей содержанием. Республиканская форма правления в современной России обрела сущностью характеристики: разделение властей, политический плюрализм, свободные выборы как путь формирования высшей государственной власти.
     Вместе  с тем российская республиканская  форма правления сохраняет ряд  черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные  стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская форма правления, отвечающая всем основным критериям.
     То  же самое можно сказать о состоянии государственного устройства России в части национально-территориального ее деления. В этом отношении общий политический процесс, развиваясь, породил много сложностей. Современное федеративное устройство Российского государства – одна из них.. Возможности субъектов Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами федерации не могут быть одинаковыми.
     Развитие  общего политического процесса в  России и части смены формы  политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает "чистому" типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс "вывел" его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии. В качестве переходного он ближе всего к авторитаризму.
     Таким образуй можно сделать вывод: развитие общего политического процесса в современной России привело  к созданию переходного типа государства устремленного, к демократии. Такое развитие определено в нашей литературе как либерализация. Ее суть заключается в том, что усилия государства направлены в первую очередь на создание экономической основы демократии. Речь идет о необходимости развития социально ориентированного рыночного хозяйства. В свою очередь, это предполагает равноправие всех форм собственности, совершенствование проводимой в стране приватизации, формирование среднего класса как социальной силы, способствующей экономической и политической стабилизации страны. Либерализация должна затронуть и политическое поле страны [5]. 
 
 
 
 
 

                                                                   
 
 

                                                              Заключение
    В результате проделанной работы были рассмотрены особенности политического процесса и описана его структура.
    Также были решены следующие задачи:
    Раскрыто понятие политического процесса;
    Охарактеризована структура политического процесса;
    Перечислены особенности политического процесса в России.
    Понятие “политической системы” появилось  первоначально в западной социологии и политологии с попыткой рассмотреть общество с точки зрения взаимосвязи его элементов. Его появление связано с именами А.Бентли, В.Парето, Д.Истона и др. Параллельно с 50-х годов XX в. развивалось и понятие политического процесса. Политический процесс – это все действия по осуществлению власти народа, управлению общественными и государственными делами как оформленные правом (они-то и будут прежде всего интересовать нас в нашей работе), так и протекающие на базе иных социальных норм - политических традиций, обычаев, уставов политических партий и др. Основными субъектами политического процесса являются политические системы, политические институты (государство, гражданское общество, политические партии и т.д.), организованные и неорганизованные группы людей, а также индивиды. Политическая жизнь российского общества характеризуется сегодня высоким участием граждан в политике. Идет борьба людей за свои интересы. Необычна их включенность в избирательные кампании. Одни выступают сторонниками реформ и модернизации общества, другие являются противниками обновления страны, всей системы общественно политических отношений. Раскрыв своей работе данную тему, мы попытались понять сущность структуру политического процесса, а также способы его реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

    «Политический процесс: основные аспекты и способы анализа» - под ред. Мелешкиной, М., 2004.
    Ильин В.В. Политология. Учебник. М., 2001.
    Теория политики: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. СПб: Изд-во БГТУ, 2003.
    Лазарев В.В. Конституционное право. - М.: Юристъ, 2003.
    Современный политический процесс в России. - М.: БЕК, 2004.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                             Приложения
Вопросы по теме: «Понятие политического процесса».
    Почему мы можем назвать политический процесс динамической характеристикой политики?
    Охарактеризуйте структуру политического процесса.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.