На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Педагогическая диагностика в процессе обучения. Диагностические методы и методики

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«С  И Б И Р С К И Й Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т»
Межинститутская базовая кафедра  СФУ
«Электрохимический  учебно-научно-производственный комплекс» 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                     

по дисциплине «Физическая культура»
тема  «Педагогическая диагностика в процессе обучения. Диагностические методы и методики» 
 

                Преподаватель ____________________           _________________
                                                     (подпись, дата)                                     (ФИО) 
 

                Студент  ___________       ______________      
                                        (код группы)            (подпись, дата)                      (ФИО) 
 
 
 

     Содержание: 

      Содержание…………………………………………………………2
      Введение…………………………………………………………….3
      Понятие педагогической диагностики…………………………...4
      Личность как предмет педагогической диагностики…………...5
      Диагностическая деятельность педагога…………………………7
      Психодиагностика и педагогическая диагностика……………...8
      Сущность и функции педагогической диагностики……………9
      Методики диагностики учащихся……………………………….14
      Наблюдение как основной метод педагогической
               диагностики……………………………………………………….16
      Методы педагогической диагностики…………………………..20
      Заключение………………………………………………………...23
      Список использованной литературы…………………………….24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение.
     Слово «диагностика» нас уже не пугает. С нею мы знакомы по визиту к  врачу: он ставит диагноз, прежде чем  лечить. Диагностику производит и  авто- слесарь, прежде чем делать ремонт автомобиля.
     Диагностика – это изучение работы организма, машины, любой сложной системы.
     Современная педагогика рассматривает обучение и воспитание как процесс в  рамках системы, которую составляют взаимосвязанные элементы: цели, содержание, методы и формы работы, наконец, ученик и учитель, другие субъекты воспитания.  Наука предлагает организовывать учебно-воспитательный процесс как технологический: «изготовление» выпускника можно сравнить с изготовлением  любого промышленного продукта, как  это ни покажется ужасно. Конечно, воспитание – дело чрезвычайно тонкое, поскольку ни учитель, ни ученик не являются бездушными деталями и частями  производства, тем не менее, идея технологизации образования все больше разрабатывается. Приходиться слышать в школе от учителей, что они используют такие-то технологии или, наоборот, просят дать им новые технологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Понятие педагогической диагностики.
     Диагностика – способ познания, изучения и установления различных отношений, состояний, качеств и свойств объектов исследования. Анализ общей и педагогической литературы показывает, что диагностика получила широкое применение в различных областях человеческой деятельности. Наиболее известными сегодня являются такие ее разновидности, как «медицинская диагностика», «психодиагностика», «диагностика управления», «техническая диагностика» и др.
     Диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. Результат такого познания - диагноз (гр. dagnoss – распознавание, определение). Диагноз – заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу. Данное понятие широко представлено и в современной педагогической науке. Однако в педагогике диагностика изменила свое содержание. Так, если, к примеру, психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена, прежде всего, на результаты формирования личности воспитанника, поиск оптимальных путей достижения этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
     Большинство исследователей-педагогов под педагогической диагностикой понимает сложный и специфический вид педагогической деятельности, динамическую систему взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержание которого составляет целенаправленное изучение и преобразование воспитанника. Наиболее важным элементом диагностической деятельности педагога выступает педагогический диагноз.
     Педагогический  диагноз – заключение о тех проявлениях и качествах личности, коллектива, на которые может быть направлено педагогическое воздействие, или которые могут быть исследованы в воспитательных целях, а также о педагогически значимых факторах, оказывающих влияние на воспитанников.
     Для того чтобы понять сущность и особенности  педагогической диагностики, уместно  провести сравнение между работой  врача и педагога. Первый начинает врачевание своего пациента с выяснения  происхождения болезненных симптомов, устанавливает их причины, прогнозирует течение болезни и ее возможные  последствия для больного, и с  учетом медицинского заключения (диагноза) назначает лечение и соответствующие  лекарства. Опытный и умелый педагог  также в начале своей работы с  воспитанником внимательно и  обстоятельно изучает социально-педагогические условия его прежнего формирования и развития, устанавливает причины  и факторы негативных образований, их характер. Затем он прогнозирует возможные альтернативы в развитии воспитанника и их последствия для  него с учетом спроектированной программы  психолого-педагогической коррекции  его трудности (неблагополучия).
     Для многих исследователей понятие «диагностика»  означает лишь фиксацию некоторых показателей  обученности, воспитанности или проявлений качеств личности воспитанника в различных ситуациях его жизнедеятельности.  
С одной стороны, диагностика осуществляется с целью изучения внешних обстоятельств жизни воспитанников, т.е. условий и характера воспитания и обучения, семьи, круга общения и других известных факторов формирования и развития личности. С другой стороны, для диагностики принципиально значимым становится изучение внутреннего мира воспитанника: соотношение личностных качеств, его направленности, ценностных ориентаций и др.
 

     Личность  как предмет педагогической диагностики.
     Педагогическая  деятельность, как и всякая другая профессиональная деятельность, имеет  предмет, цели, задачи, содержание, формы, методы и результаты.
     Предмет педагогической диагностики - развивающаяся личность дошкольника, младшего школьника, подростка и старшеклассника. Поэтому каждый, кто хочет овладеть теорией и практикой профессионально-диагностической деятельности, должен хорошо знать предмет педагогической диагностики, т.е. разбираться в современной трактовке понятия личность, в основных положениях теории развития личности и в возрастных особенностях становления личности школьника.
     Понятие «личность» в применении к педагогике выражает две общие тенденции. С  одной стороны, происходит простой  перенос результатов исследования личности из социологии и психологии в педагогику, с другой — встречаются  попытки интеграции данных социологии и психологии в системе педагогики. Продуктивна вторая тенденция, предполагающая интеграцию данных социологии, психологии развития в систему педагогики (X.Й. Лийметс). Эта интеграция подразумевает: соотнесение этих наук с педагогическим процессом и с той концептуальной схемой, которая отражает педагогическую реальность; уточнение на основе этих наук имеющихся в педагогике понятий и представлений о закономерностях педагогического процесса, а также введение новых понятий, более точно отражающих педагогический процесс и те содержательные аспекты, которые были впервые зафиксированы социологией и психологией; практическую проверку тех теоретических представлений, которые возникли на основе обобщения данных других наук, что и будет содержанием личности в контексте педагогики.
     Выделяют  основные направления анализа личности учащегося в педагогике.
     1. Воспитание личности в детском  возрасте — это целостный процесс.  Целостность процесса формирования  личности школьника обеспечивается  реализацией функций (свойств) воспитания: стимулирующей, соответствием деятельности, в которую вовлекаются учащиеся, общественно ценной деятельности человека; целостностью компонентов процесса воспитания.
     2. Развивающий, воспитывающий потенциал обучения в формировании личности. Учебная деятельность направлена на перестройку личности.
     3. Общение школьника как процесс  становления субъекта общения.  Поведение школьника как субъекта  общения определяют социальные  установки. Одна из самых важных  социальных установок школьника  как субъекта общения — «образ Я».
     4. Самовоспитание личности школьника. Самовоспитание определяется активностью личности, направленной на собственное формирование и совершенствование.
     5. Преодоление отклонений в развитии  и поведении личности. Направленность  и активность личности, отношение  к ведущим деятельностям, индивидуально-психологические  особенности и качества — основные  критерии трудновоспитуемости детей  и подростков.
     Таким образом, личность — продукт социального  развития общества и является социальным качеством. Личность как социальное качество воспитывается. Общественная ценность человека определяется тем, насколько  он сформировался как личность.  

     Диагностическая деятельность педагога.
     Систематическое наблюдение учителя за своими учениками  уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых  принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся  сбор диагностической информации: с  помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например методом простого наблюдения).
     В педагогической диагностике, прежде всего, сравнивается наблюдаемое поведение с прежним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием поведения какого-нибудь лица или же с описанием стандартного поведения, анализируется с целью определения причины отклонения в поведении, прогнозируется, с тем чтобы предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем, интерпретируется, чтобы после индексации и оценки имеющейся информации дать оценку тому или иному поведению. 

     Психодиагностика  и педагогическая диагностика.
     Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии  человека (группы людей) в целом или  по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству.
     Психодиагностика – это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей). Психодиагностика выступает как совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности для последующего, при необходимости, коррекционного воздействия на ее развитие. Исходя из этого определения, прежде всего надо осознать высочайшую ответственность всех тех, кто берется осуществить эту функцию. Уровень профессионализма такой деятельности включает в себя, по крайней мере, два составляющих элемента. Способность: а) собрать факты и дать им обоснованное объяснение; б) подобрать адекватные приемы психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что для комплексного решения этой двуединой задачи наиболее эффективно сочетание усилий специалистов психологической службы и опытных учителей-практиков.
     Существует  ряд различий между педагогической диагностикой и психодиагностикой. Педагогическая диагностика никогда  не была только исполнителем, который по заказу исследует клиентов, отмечает их признаки и затем передает полученные данные заказчику. Педагогическая диагностика может выполнять только служебную функцию внутри системы воспитания и обучения. Характерным для педагогики является не то, что она ведает процессом познания в определенной области, а то, что она является теоретическим фундаментом практической деятельности. Этой же задаче подчиняется и педагогическая диагностика. Психологам удалось ввести в дискуссию вокруг педагогической диагностики много своих проблем, хотя эти проблемы не являются для нее релевантными. Педагогическая диагностика должна быть подчинена педагогике, и необходимо вновь еще более четко обозначить ее самостоятельность по отношению к психодиагностике. 

     Сущность  и функции педагогической диагностики.
     В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит  диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного  процесса. Не составляет исключения и  профессионально-педагогическая деятельность учителя, педагогического коллектива школы. Однако, как писал еще К.Д. Ушинский, педагогическая диагностика  пока еще не стала органической составной  частью профессиональной деятельности учителя, и воспринимается она педагогами не на том уровне серьезного отношения, на котором находится психодиагностика у психологов, медицинская диагностика  у медиков и техническая диагностика  у инженеров. Обычно считается, что  изучение учащегося, воспитуемого —  функция психологии, а не педагогики. Каждый учитель проверяет результативность обучения и воспитания, выясняет причины  слабой успеваемости, однако эти аналитические  действия не соотносят с диагностикой. Руководитель школы посещает уроки, анализирует их, оценивает — это  называется внутришкольным контролем, но никак не диагностикой состояния учебного процесса. Критерии качества деятельности школы также обычно не связываются с диагностикой состояния определенного звена системы образования и разрабатываются вне ее принципов и процедур.
     Педагогическая  диагностика в не совсем четко  выраженном виде присутствует в любом  педагогическом процессе, начиная с  взаимодействия учителя и ученика  на уроке и кончая управлением  системой народного образования  в целом. Она проявляется и  в форме контрольных работ, и  в любой характеристике, как ученика, так и учителя, без нее не может  быть состоятельным экспериментальное  исследование, не обходится ни одна инспекторская проверка. Многие перечисленные  педагогические явления не тождественны педагогической диагностике, они богаче ее и имеют право на самостоятельность. Настала пора выявить, что в них  и во многих других педагогических объектах относится к понятию  «педагогическая диагностика».
     В понятии «педагогическая диагностика» прилагательное «педагогическая» характеризует  следующие особенности данной диагностики: во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т.е. она  ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов  получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика; во-вторых, и это главное, она дает принципиально новую  содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя;  
в-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя; в-четвертых, с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя; в-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.

     Диагноз – дифференцированное знание о единичном, отнесение отдельного к определенной группе, типу, классу. Такой подход предполагает следующее: во-первых, создание полного перечня этих групп, типов, классов: в медицине — всевозможных нарушений нормального функционирования организма, в технике — различных неполадок объектов и систем и т.п. Педагогическая диагностика также нуждается в предварительном структурировании учебно-воспитательного процесса и его компонентов. Во-вторых, проведение диагноза на основе информации о состоянии отдельных параметров системы. В-третьих, принятие решений, что является наиболее сложным и наименее разработанным моментом педагогического диагноза.
     Педагогическая  диагностика занимается конструированием современного и надежного прибора  для фиксации состояний существенных признаков, разработкой алгоритмов и процедур принятия решений, подготовкой  соответствующих методических рекомендаций для всех участников педагогического  процесса. Педагогическая диагностика в школе– практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач, а также совершенствования этой практики.
     В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о сильных и слабых сторонах явлений  и процессов, происходящих в школе. Такую информацию может предоставить педагогическая диагностика, потому что  ее назначение в школе выражается в следующих основных функциях: обратной связи, оценочной, управленческой.
     В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.
     Создание  возможностей получения каждым школьником и учителем необходимой информации о ходе и результатах учебно-воспитательного  процесса для своевременной его  корректировки – важнейшая задача педагогической диагностики.
     Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.
     Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает  с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник  осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные  стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает  к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым  устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.
     Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая). Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.
     Педагогу, который общается с учениками  и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить  начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно  приходится улавливать изменения и  отражать их при планировании своей  деятельности.
     Полнота и объективность информации при  начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.
     Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
     В системе прогнозирования результатов  воспитательной работы проводится обобщающая диагностика в конце каждого  учебного года. Обобщающая диагностика - дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года. 

     Методики  диагностики учащихся.
     Диагностика — это способы изучения личности человека путем использования стандартных  процедур тестирования. В качестве схемы педагогического исследования можно взять следующую последовательность процедур изучения школьника.
     1. Общие сведения: возраст ученика;  класс; школа; состояние здоровья; внешность.
     2. Изучение социальной ситуации развития учащегося и его окружения: состав семьи; профессии; возраст; краткая характеристика родителей и других членов семьи; взаимоотношения в семье.
     3. Особенности школьника:
     а) диагностика познавательной сферы (характеристики познавательных процессов):
     — восприятие (целостность, осмысленность, восприятие времени и пространства);
     — память (уровень развития видов памяти, индивидуальные и возрастные особенности);
     — воображение (воссоздающее и творческое, склонность к фантазированию, проявление в творческой деятельности, оригинальность, гибкость, беглость, самостоятельность, уровень развития творческого потенциала личности);
     — внимание (виды, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрасту);
     — мышление (уровень развития видов  и операций, самостоятельность, скорость протекания мыслительных процессов, логичность; влияние на успеваемость);
     б) диагностика развития способностей (общие, специальные, одаренность;
     в) диагностика темперамента (тип нервной системы, психологическая характеристика, проявления в поведении и общении);
     г) диагностика эмоционально-волевой  сферы:
     — самооценка как компонент самосознания;
     — воля и волевые нарушения, уровень развития, целеустремленность, инициативность, решительность, самообладание, наличие волевых привычек;
     — наличие тревожности, страхов;
     — депрессивность, эмоциональная расположенность  или замкнутость;
     д) диагностика способности к общению и межличностных отношений (потребность в общении, общительность, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конформизм, эмпатия, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола);
     е) диагностика уровня развития учебной  деятельности (готовность к школьному  обучению (для первоклассников); мотивация  учения и учебные интересы; отношение  к школе, учению и отметкам; учебные  достижения (успеваемость, знания, умения, навыки); активность, любознательность, прилежание; наличие «школьной тревожности»);
     ж) направленность личности младшего школьника (доминирующие мотивы и цели деятельности), тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.