На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы квалификации таможенных преступлений

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
 
Кафедра административного и таможенного права
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
 
           по дисциплине ____Таможенное право_____________________
           студента ____Лисичниковой Марии Михайловны___________
           группа ___331______ отделение _____очное_________________
           факультет _____юридический_____________________________
           на тему ___Проблемы квалификации таможенных преступлений
    
 
              Научный руководитель:
              к. политич. н., доцент кафедры
              гражданско-правовых дисциплин
              Васина  Анна Николаевна.
 
 
 
 
Владивосток
2011
 

Оглавление
 
 
Введение  ……………………………………………………………………...3
 
Глава 1. Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства …………8
 
Глава 2. Проблемные вопросы квалификации таможенных    преступлений ………………………………………………………………………………….19
 
Глава 3. Анализ динамики таможенных преступлений в Дальневосточном Федеральном округе………………………………………………………….33
 
Заключение  …………………………………………………………………..39
 
Список  источников и литературы ………………………………………..40
 

Введение
Актуальность  настоящего исследования. Таможенные преступления наносят серьезный урон экономической безопасности Российской Федера-ции. В этой связи одним из важных средств положительного влияния на ситуацию может служить исследование проблем квалификации и разграничения смежных составов таможенных преступлений.
В конце ХХ века Российское государство лишилось монополии на внешнюю торговлю, что неизбежно повлекло за собой резкий рост объемов внешнеторговых операций. В связи с этим особое значение и актуальность приобрели нормы права, регламентирующие нарушения таможенных правил и процедуру противодействия незаконным явлениям в этой сфере. Учитывая, что по различным данным от 45% до 51% доходной части бюджета Российской Федерации с 2000 года формируется за счет таможенных платежей, правовая регламентация и практика борьбы с правонарушениями, сопутствующими перемещению товаров через границу Российской Федерации, всегда были актуальными.
Последние кризисные явления в мировой  экономике породили резкий всплеск  нарушений в сфере внешнеэкономической  деятельности, связанных с незаконным перемещением товара через границу и имеющих цель уклонения от уплаты таможенных платежей, в целях минимизации расходов (а, следовательно, и увеличения прибыли) недобросовестного участника внешнеэкономической деятельности. Анализ динамики правонарушений в таможенной сфере в 2009 году в сравнении с предыдущими периодами позволяет утверждать, что актуальность института защиты экономической безопасности государства существенно возросла.
Помимо  экономического ущерба, преступления в таможенной сфере зачастую наносят урон здоровью граждан (когда ввозятся товары, не соот-ветствующие требованиям нормативов, технических условий и ГОСТов, не прошедшие сертификацию соответствия, санитарно-эпидемиологическую и гигиеническую сертификацию) подрывают рынок отечественных производителей путем ввода в оборот более дешевых и некачественных, нежели их российские аналоги, товаров, посягают на экологическую безопасность, нарушают законодательство о товарных знаках. Однако несовершенств современного законодательства зачастую затрудняет привлечение виновных к ответственности, а также создает проблем в квалификации совершенных ими преступлений.
В связи  с вышеизложенным, актуальность исследована  проблемы квалификации и разграничения  смежных составов таможенных преступлений в настоящее время неоспорима.
Степень научной разработанности  темы. Данная тема курсовой работы весьма актуальна на сегодняшний момент, поскольку анализ современной практики борьбы с контрабандой и другими таможенными преступлениями свидетельствует о том, что сотрудники органов дознания и предварительного следствия, в компетенцию которых входит осуществление этой деятельности, испытывают трудности при квалификации указанных выше преступлений. Основные причины этого: неуверенное владение нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного права, ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок, правила и условия осуществления внешнеэкономической деятельности; невнимание руководителей органов дознания и предварительного следствия к восполнению опыта использования этих и иных знаний для рассмотрения оперативных и следственных ситуаций. Одно из направлений успешного решения этой проблемы – дальнейшая разработка научно обоснованной квалификации контрабанды и таможенных преступлений, четкое определение способов выявления и раскрытия таких правонарушений. 
Важнейшие по своей содержательной глубине  и перспективному значению разработки в области исследования контрабанды  и иных таможенных преступлений разрабатывались известными учеными. Следует выделить работы А.З. Игнатюк, Ю.И. Сучкова, Г.П. Качкиной, И.Ф. Герасимов, О.В. Танкевича и многих других. Труды этих и других авторов являются теоретической базой данного исследования. 
Объект  и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с посягательствами на порядок и ус-ловия перемещения через таможенную границу Российской Федерации то-варов и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь, а также практика таможенных органов, соответственно, по раскрытию, расследованию, судебному исследованию и предупреждению таможенных преступлений; нормативная база, имеющая отношение к теме исследования, результаты аналитической работы таможенных органов и судов.
Предмет исследования составляют проблемы квалификации и разграничения смежных составов таможенных преступлений.
Цель  и задачи исследования. Целью исследования являются научное осмысление проблем квалификации и разграничения смежных составов та-моженных преступлений.
Для достижения указанной выше цели автор настоящей  работы ста-вил перед собой следующие  задачи:
- исследование  системы таможенных преступлений,
-  рассмотреть  специфику уголовных преступлений  в сфере таможенного дела,
- анализ  динамики совершения таможенных  преступлений  за 2009-2010гг.,
- исследовать  проблемные вопросы квалификации  таможенных преступлений
Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют: методы комплексного программно-целевого изучения явлений и процессов, относящихся к предмету исследования во взаимосвязи и взаимообусловленности с положениями наук уголовно-правового цикла, общенаучной литературы, исторический метод, логический метод, метод анализа, сравнительный метод, специально – юридический метод.
Источниковая  база.
При подготовке и написании работы был использован  широкий круг источников. Условно  их можно разделить на следующие  группы.
В первую группу входят нормативные правовые акты, содержащие нормы, касающиеся вопросов о преступлениях и административных правонарушениях в сфере таможенного дела.
Вторая  группа источников   это справочные статистические материалы. В работе использованы статистические данные из текущего архива Дальневосточного таможенного управления и Сибирского таможенного управления.
В третью группу источников входят учебники и  учебные пособия, содержащие теоретические  аспекты по данным вопросам.
Четвертая группа источников представлена российской периодической печатью. Ценный материал почерпнут из центральных и региональных (дальневосточных) российских журналов («Право», «Государство и право», «Проблемы Дальнего Востока»). Наиболее аргументированная информация по рассматриваемой теме была извлечена из специализированных журналов таможенного профиля («Таможня», «Таможенная политика России на Дальнем Востоке» и др.).
Практическая  значимость настоящего исследования определяется и тем, что его результаты могут быть использованы в практике таможенных органов, а также в учебном процессе на юридических факультетах и на курсах усовершенствования дознавателей таможенных органов. Выводы и предложения, сформулированные в результате работы могут быть использованы в дальнейших теоретических разработках, посвященных этой проблеме и в практической деятельности органов дознания ФТС РФ.
Научная новизна состоит в комплексном анализе проблем квалификации и разграничения смежных составов таможенных преступлений согласно современному законодательству.
Структура и объем работы обусловлены объектом, предметом, целью и задачами исследования и включают в себя введение, три главы, заключение и библиографию.
 

Глава 1 Характеристика таможенных преступлений. Теоретические и практические основы применения уголовного законодательства.

  Преступления  в таможенной сфере часто называют таможенными преступлениями. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:

  1. Контрабанда (ст. 188 УК РФ).

  2. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ).

  3. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

  4. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ).

  5. Уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

  Рассмотрим  подробнее каждое из вышеперечисленных  преступлений.

  2.1 Контрабанда

  Определение контрабанды дано в статье 188 УК РФ. Контрабандой признается- перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй статьи 188 УК РФ, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

  Объект  контрабанды – установленный  порядок перемещения товаров  и иных предметов через таможенную границу Таможенного союза.

  Важное правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

  В качестве предмета контрабанды первого  вида названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

  В качестве предмета второго вида контрабанды  дан исчерпывающий перечень товаров  и иных предметов, изъятых полностью  или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства , психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества , вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения ), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества , материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения , стратегически важные сырьевые товары , культурные ценности).

  Субъектами  контрабанды могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства. В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды  признаются должностные лица, совершившие  преступление с использованием своего служебного положения.

  2.2 Незаконный экспорт  или передача сырья,  материалов, оборудования, технологий, научно-технической  информации, незаконное  выполнение работ  (оказание услуг), которые могут  быть использованы  при создании оружия  массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)

  В уголовном праве под незаконным экспортом понимается экспорт, осуществляемый с нарушением законов и иных нормативных  актов РФ. Незаконным будет, например, экспорт, осуществляемый с нарушением требований, содержащихся в Перечне отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники, а также, в Положении о порядке контроля за экспортом из РФ такого рода сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые утверждены распоряжением Президента РФ от 11 февраля 1994 г. №74-рп .

  Регулируется  экспорт технологий двойного назначения зарубеж Федеральными Законами РФ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» от 19 июля 1998 г., «Об экспортном контроле» от 19 июля 1999 г., «Об основах регулирования внешнеэкономической деятельности» от 08 декабря 2003 г., и другими нормативными актами.

  Из  их содержания усматривается, что законным экспортом признается разрешенный компетентными государственными органами вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также исключительных прав на них с таможенной территории РФ без обязательства их обратного ввоза на эту территорию.

  Объектом  преступления является установленный  порядок осуществления ВЭД, включающий в себя государственную монополию  на экспорт отдельных видов товаров  и порядок перемещения их через  таможенную границу России.

  Предметом преступления являются технологии, научно-техническая информация и услуги, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники.

  Следовательно, способы совершения преступления находятся  в прямой зависимости как от характера предмета посягательства (его материального носителя), так и от особенностей нарушения специального экспортного контроля.

  Преступление  признается оконченным с момента  фактического вывоза с нарушением специального экспортного контроля (включающего и таможенное оформление) хотя бы одного из названных предметов за пределы таможенной территории России, либо с момента предоставления услуги за пределами России.

  Признаки  возможности использования технологий, научно-технической информации и услуг при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и наличия в отношении указанных технологий, научно-технической информации и услуг специального экспортного контроля являются взаимодополняющими, что означает – отсутствие одного из них – значит отсутствие состава рассматриваемого преступления в целом.

  Состав  преступления – формальный.

  Субъектами  незаконного экспорта признаются физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего  возраста, независимо от гражданства. С учетом особенностей данного преступления ими могут быть должностные лица либо представители предприятий-изготовителей, экспортных организаций, уполномоченные на совершение таких операций. За оказание услуг такого характера, поскольку преступление совершается за пределами России, уголовной ответственности по статье 189 УК РФ подлежат только граждане РФ либо лица без гражданства, постоянно проживающие в России.

  Наказание за незаконный экспорт альтернативное:. штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до трех лет.

     2.3 Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ)

  Введение  в российское законодательство уголовной  ответственности за невозвращение  на территорию РФ культурных ценностей, подлежащих обязательному возвращению, обусловлено спасением национального достояния народов России от расхищения и утраты, которые с переходом нашей страны к рыночным отношениям приобрели невиданный размах.

  Несмотря  на принимаемые меры противодействия, небывалый вывоз и невозвращение на территорию России не ослабевает, что приводит к весьма тревожному результату.

  Безусловно, невозвращение культурных ценностей, вывезенных из РФ, нарушает ее право  собственности, владения либо распоряжения предметами, являющимися всенародным достоянием России или зарубежных стран. Но это конечный результат совершенного преступления. Однако в таких случаях всегда, в первую очередь, непосредственно нарушается порядок возврата культурных ценностей из страны, в которую они вывезены законно и на определенный срок, оговариваемый в соответствующем договоре или соглашении и с обязательством возвращения их на территорию РФ.

  Предметом преступления могут быть не всякие культурные ценности, а лишь те движимые предметы, которые подпадают под действие ст. 6, 7 и 9 ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» от 15 апреля 1993 г., принадлежат к особо ценным объектам культурного наследия РФ или зарубежных стран и взяты под особую охрану нашим государством как национальное достояние.

  В соответствии со ст. 7 этого закона к  культурным ценностям отнесены: уникальные произведения живописи, редкие рукописи и документальные памятники, архивы, включая фото, аудио, кино, видеоматериалы, редкие музыкальные инструменты, почтовые марки, иные филателистические материалы отдельно или в коллекциях, старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, редкие коллекции и образцы флоры и фауны, археологические значимые находки и другие предметы, представляющие интерес для истории, культуры, науки, в том числе их копии, взятые государством на особый учет и охрану.

  Приведенный перечень далеко не исчерпывающий, так  как на основании экспертного  исследования культурными ценностями могут быть признаны любые другие движимые предметы, печатные, рукописные документы, археологические находки и т.п.

  Если  указанные предметы перемещаются в  другую страну, то только временно и  в строго определенных законом целях: во-первых, для реставрационных работ  или научных исследований; во-вторых, в связи с разнообразной артистической деятельностью; и в-третьих, в иных необходимых для Российской Федерации случаях и на оговоренный сторонами срок, по истечении которого они должны быть возвращены его собственнику, если установленный срок не будет продлен в соответствующем договоре или ином соглашении (ст. 27 Закона).

  Культурные  ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов  РФ вывозу (даже временному) из России не подлежат, в связи с чем, предметом  анализируемого преступления быть не могут.

  Временный вывоз культурных ценностей в  рамках международного сотрудничества России с другими государствами  осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими и физическими  лицами для организации выставок, осуществления реставрации, научных исследований, в связи с театральной и иной артистичной деятельностью, и в других необходимых целях.

  Порядок временного вывоза культурных ценностей  с обязательством их обратного ввоза  в оговоренный срок строго регламентирован  Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другими нормативными актами.

  Ходатайства собственников культурных ценностей  или уполномоченных ими лиц о  временном вывозе рассматривают  и выдают свидетельство на право  их временного вывоза соответствующие  отделы и управление Министерства культуры РФ и подведомственные им учреждения.

  Если  ходатайство о временном вывозе касается культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные  камни, архивных материалов либо оружия, являющегося культурной ценностью, то свидетельство на право временного вывоза выдается по согласованию соответственно с Комитетом по драгоценным металлам РФ, Государственной архивной службой России и МВД РФ.

  Ответственность за данное преступление установлена  в целях сохранения культурного  наследия народов России, а также в целях защиты культурных ценностей от незаконного вывоза и передачи прав собственности.

  Объектом  преступления является монополия государства  на перемещение предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, а не монополия государства на владение и распоряжения ими, как считают некоторые авторы . Права физических и юридических лиц – собственников культурных ценностей, в таких случаях ограничены действующим законодательством не в полной мере, а лишь в части права перемещения культурных ценностей за пределы территории РФ. Право владения и пользования ими государством не монополизировано.

  Преступление  признается оконченным с момента  истечения установленного срока  временного вывоза культурных ценностей.

  Субъект преступления – общий, т.е. им может  быть физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, независимо от гражданства.

  Субъектами  преступления могут быть работники  музеев, архивов, библиотек и других государственных и муниципальных хранилищ культурных ценностей, уполномоченные на их временный вывоз, представители юридических лиц, не входящих в систему государственных и муниципальных органов, и частные граждане – собственники временно вывозимых культурных ценностей, либо их представители. Если представители собственников культурных ценностей совершают преступление по сговору с собственниками, последние подлежат уголовной ответственности за соучастие.

2.4 Невозвращение из-за  границы средств  в иностранной  валюте (ст. 193 УК РФ).

  Основным источником приобретения иностранной валюты различными учреждениями и организациями, независимо от их организационно-правовой формы собственности, зарегистрированными в установленном порядке на территории России, является ВЭД.

  В результате ВЭД, обязательному зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках подлежит: экспортная и иная валютная выручка резидентов за границей, а также доходы в инвалюте, связанные с экспортом товаров, в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).

  Под экспортной валютной выручкой понимается сумма валютных поступлений от экспорта товара (в том числе в форме  авансовых переводов – предоплаты), т.е. внешнеторговая валютная цена за вычетом  расходов в валюте, связанных с  поставкой на экспорт (комиссионных, транспортных и т.д.).

  Действующий механизм валютного контроля за поступлением экспортной выручки исходит из того, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. Зачисление экспортной выручки в инвалюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ РФ.

  Порядок перевода и пересылки валютных ценностей  из Российской Федерации нерезидентами  и правила проведения ими валютных операций устанавливаются Центральным Банком РФ совместно с Министерством финансов РФ или самостоятельно.

  Невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте, как правило, происходит путем  их сокрытия. Практике известны различные  способы сокрытия иностранных валютных средств, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченные банки.

  Наиболее  распространенный способ сокрытия валютной выручки от экспорта товаров –  это фальсификация документов, необходимых  для проведения экспортной операции (внесение ложных сведений в паспорт сделки или учетную карточку таможенно-банковского контроля и др.) .

  Статьей 193 УК РФ предусмотрена уголовная  ответственность за невозвращение  в крупном размере из-за границы  руководителем организации средств  в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает тридцать миллионов рублей.

  Целью статьи 193 УК РФ является уголовно-правовая охрана финансово-хозяйственных интересов  государства, установленного порядка  проведения валютных операций и стабильность валютного рынка.

  Предметом преступления является иностранная  валюта (иностранные денежные знаки – банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении, а также изъятые из обращения, но подлежащие обмену), средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и в международных денежных или расчетных единицах, ценные бумаги в иностранной валюте – платежные документы (чеки, облигации) и другие долговые обязательства, а также средства в иностранной валюте, поступающие в пользу резидентов в качестве дара, пожертвований, благотворительных взносов и иные поступления неторгового характера, поскольку они подлежат зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках.

  В соответствии с действующим валютным законодательством РФ, перевод иностранной  валюты на счета уполномоченных банков должен быть осуществлен в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами).

  Валютный  контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспортных товаров осуществляется органами валютного  контроля (Центральный банк РФ, Правительство РФ) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, управления валютного контроля ФТС, отделы валютного контроля РТУ и таможен).

  Основными документами такого контроля являются паспорт сделки (ПС), оформляемый  экспортером в уполномоченном банке  по каждому заключенному им контракту, и учетная карточка (УК), составляемая ФТС РФ по каждой из произведенных отгрузок.

  2.5. Уклонение от уплаты  таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

  Можно утверждать, что именно с отменой  тотальной монополии государства  на внешнюю торговлю и переходом  Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности на рыночные отношения, широчайшее распространение, наряду с контрабандой, получило уклонение от уплаты таможенных платежей, экономический ущерб от которого, по оценкам международных экспертов и таможенных органов, составляет от 14 до 20 млрд. долларов в год .

  Поэтому вполне оправданными явились усиление государственных мер противодействия  уклонению от уплаты таможенных платежей и установление за его совершение уголовной ответственности.

  Характерно, что, несмотря на кажущуюся простоту, в уголовно-правовой науке нет единого понимания сущности этого состава преступления и однозначно не определено его место в сфере экономической деятельности РФ, что и вызывает в юридической литературе оживленные дискуссии и споры.

  Одни  ученые относят уклонение от уплаты таможенных платежей к налоговым  преступлениям, поскольку эти платежи  являются разновидностью налогов, в  конечном счете, его финансовой деятельности .

  Другие  полагают, что это деяние следует  относить к группе таможенных преступлений, так как речь в данном случае идет об уклонении именно и только таможенных платежей в сфере его ВЭД .

  Вторая  точка зрения предпочтительнее, поскольку  она связывает уклонение от уплаты различных платежей (пошлин, налогов, сборов и т.д.) исключительно с таможенной деятельностью, и в частности, с перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.

  Объектом  данного преступления признается установленный  порядок взимания налогов как  составной части финансовой системы.

  Предметом преступления являются таможенные платежи, которые взимаются в установленном порядке при перемещении товаров и иных предметов через таможенную границу ТС, и в иных случаях, предусмотренных Таможенным Кодексом ТС.

  Неуплата  таможенных платежей в установленные сроки по неосторожности, преступления не образует, но влечет административную ответственность за нарушение таможенных правил. Такая же ответственность наступает и в случае умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей не в крупном размере.

 

   Глава 2 Проблемные вопросы квалификации таможенных    преступлений

  Как показывает практика, трудности в  разграничении смежных с контрабандой составов преступлений возникают в  отношении уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) и невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ).

  Контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей.

  Проблеме  разграничения составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 188 и 194 УК РФ, на сегодняшний день уделено немало внимания. Считаются весьма спорными различия при квалификации контрабанды и уклонения от уплаты таможенных платежей, поэтому до сих пор возникают трудности по этому вопросу.

  В качестве подтверждения этому можно упомянуть мнение гражданина Смирнова И.Н., подавшего жалобу в Конституционный Суд РФ и заявившего в ней, что нормы УК РФ, содержащие ответственность за контрабанду и уклонение от уплаты таможенных платежей, не содержат согласованного с нормами таможенного законодательства определения понятий "контрабанда" и "уклонение от уплаты таможенных платежей" и не позволяют провести различие между этими двумя видами преступлений1.

  Действительно, составы преступлений, предусмотренные  ст. ст. 194 и 188 УК РФ, смежные. Наряду с несколькими другими их можно отнести к преступлениям, совершаемым в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля. Уклонение от уплаты таможенных платежей осуществляется путем обманного декларирования (недекларирования или недостоверного декларирования). С помощью обманного же декларирования может совершаться контрабанда. Кроме того, сама контрабанда может выступать как способ уклонения от таможенных платежей. Однако это два разных преступления, предусмотренных законодателем в УК РФ.

  Как показывает правовой анализ указанных  составов преступлений, имеется ряд  признаков, по которым должно производиться  их разграничение.

  1. Важное отличие контрабанды и  уклонения от уплаты таможенных  платежей прослеживается по непосредственному объекту преступлений, поскольку под ним понимается конкретное отношение, на которое может быть направлено посягательство. Например, правоведы О. Круглова, А. Котельников в качестве непосредственного объекта контрабанды называют установленный порядок перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу РФ. Это мнение наиболее распространено в научной литературе, и его можно лишь немного скорректировать. Опираясь на теоретическое определение непосредственного объекта любого преступления, непосредственным объектом контрабанды можно считать общественные отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающие установленный порядок перемещения товаров и т.п., входящих в предмет контрабанды, через таможенную границу РФ, и охраняемые уголовным законом от преступных посягательств. В любом случае приведенные выше определения отличаются от того, как учеными понимается непосредственный объект уклонения от уплаты таможенных платежей2.

  Непосредственный  объект уклонения - установленный федеральным  законом порядок общественных отношений, складывающихся по поводу исчисления и уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц3.

  Рассматриваемые общественные отношения складываются по поводу совершения различных действий. Перемещение через таможенную границу товаров и т.п., входящих в предмет контрабанды, - это совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и иных предметов любым способом. Исчисление же и уплата таможенных платежей - это совершение действий, более локальных по своей сути, необходимых для обеспечения финансовых интересов государства.

  2. Существует разграничение и по  объективной стороне указанных  составов. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, заключается в уклонении от уплаты таможенных платежей в крупном размере организациями и физическими лицами независимо от способа уклонения4. Объективная сторона контрабанды включает обманное использование документов на стадии декларирования как создание возможности незаконно переместить товары через границу РФ. Из этого определения следует, что обманное использование документов на стадии декларирования выступает как способ совершения контрабанды (недекларирование, недостоверное декларирование). Этот способ указан в диспозиции ст. 188 УК РФ и имеет принципиальное значение для квалификации преступления, в то время как при уклонении (как было сказано выше) способ не столь важен.

  В то же время есть точка зрения, что  объективная сторона уклонения  включает действия или бездействие, состоящие в обеспечении возможности не платить таможенные платежи или платить их в меньшем размере путем заявления неверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости и т.д.5. Однако такое толкование объективной стороны уклонения от уплаты таможенных платежей является расширительным, охватывающим и способы совершения этого преступления, в чем нет прямой необходимости.

  3. Различие по элементу объективной  стороны (способу уклонения) тесно  связано с различием по направленности  умысла, которое будет обозначено ниже. Дело в том, что действия по уклонению совпадают с недостоверным декларированием и представляют собой способы уклонения. Эти действия осуществляются именно для неуплаты таможенных платежей, но вовсе не предназначены для собственно перемещения предметов6. Таким образом, при уклонении от уплаты таможенных платежей необходимо установить направленность действий лица на такое уклонение. Направленность действий при совершении контрабанды иная - незаконно переместить товары или иные предметы.

  4. Существует различие в формировании  момента окончания анализируемых  преступлений.

  При уклонении от уплаты таможенных платежей лицо может вполне законно переместить  товар через границу, а потом  отказаться от уплаты обязательных платежей при подаче таможенной декларации. Прослеживается цепочка: законное перемещение - неуплата таможенных платежей, т.е. совершение преступления.

  При контрабанде при вывозе товаров  за пределы территории РФ преступление считается оконченным в момент представления  недостоверных документов, правильное заполнение которых необходимо для перемещения. Прослеживается другая цепочка: представление недостоверных документов, то есть оконченное преступление, - перемещение предметов контрабанды через границу.

  Такое различие называют в своих работах З.М. Абдурахманов7 и А.Э. Жалинский. Таким образом, особенность этого разграничения состоит в самом перемещении товаров через границу. В одном случае это перемещение является законным, в другом - напротив. Кроме того, его и не требуется для квалификации преступления как оконченной контрабанды.

  5. Различие в субъективной стороне  вышеуказанных двух преступлений, в частности в направленности  умысла, подчеркивает Р.К. Талов8. Уклоняясь от уплаты таможенных платежей, лицо осознает сам факт этого бездействия и желает именно не внести таможенные платежи, потому что, как было сказано выше, само перемещение через границу преступным умыслом не охватывается и не является незаконным.

  З.М. Абдурахманов называет также и цель совершения преступлений, причем считает, что при совершении контрабанды у лица может быть как желание переместить запрещенные к обороту предметы, так и желание уклониться от уплаты таможенных платежей. Уклоняясь же от уплаты таможенных платежей, лицо преследует только корыстную цель.

  В этой связи представляется, что у  лица, совершающего контрабанду, может  быть, во-первых, корыстная цель (переместить  товары и иные предметы с материальной выгодой для себя) и, во-вторых, цель, связанная с личной заинтересованностью (например, в перемещении наркотических средств). А при уклонении справедливо считать, что лицо не платит таможенные платежи из желания сэкономить денежные средства, т.е. с корыстной целью.

  Все перечисленные различия прослеживаются непосредственно по элементам состава  преступления: объекту, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне. К сожалению, несмотря на достаточное количество этих различий, по-прежнему проблема разграничения для юристов-практиков остается, возможно, потому, что предложенным вариантам решения проблемы присуща излишняя теоретизация.

  В связи с этим хотелось бы назвать  два существенных различия между  составами преступлений, предусмотренных  ст. ст. 188 и 194 УК РФ, которые принципиально  их разграничивают.

  Во-первых, для контрабанды и уклонения  от уплаты таможенных платежей по-разному установлен крупный размер. Контрабанда признается совершенной в крупном размере, если стоимость предметов контрабанды превышает 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК РФ). Уклонение от уплаты таможенных платежей считается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных платежей превышает 3 млн. руб. (примечание к ст. 194 УК РФ). Таким образом, подчеркнем следующее. Если лицо совершает контрабанду, предусмотренную ч. 1 ст. 188 УК РФ, на сумму более 3 млн. руб., то оно должно быть ответственно еще и по ч. 1 ст. 194 УК РФ, так как, совершая контрабанду, заодно уклонилось от уплаты таможенных платежей на эти товары9
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.