На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Оптимизация конкурсной документации

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема: Оптимизация конкурсной документации 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание.
Введение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Актуальность темы исследования. Современный рынок - структура сложная и многогранная. Каждый субъект рынка должен не только найти своего потребителя или партнера, но и извлечь из этого сотрудничества максимальную выгоду.
     Проведение конкурсов позволяет координировать действия рыночных субъектов, формировать конкурентную среду, оказывать положительное влияние на сдерживание инфляционных процессов. В условиях рыночной экономики конкурсный отбор подрядчиков является наиболее эффективным средством преобразования производственных отношений в инвестиционно-строительной деятельности.
     Система конкурсного отбора выявляет подрядные организации, максимально удовлетворяющие заказчика по стоимостным характеристикам продукции, с гарантией высокого качества работ в оптимальные сроки, с устойчивым финансовым положением, стабильными производственно-хозяйственными отношениями и связями со всеми участниками инвестиционного процесса.
      При проведении конкурсов, как правило, выбор производится только с позиции заказчика. Интересы подрядной организации в этом процессе не учитываются. Такая ситуация продиктована существующим рынком «покупателя», когда избыток мощностей подрядных организаций позволяет заказчикам диктовать свои условия и может привести к серьезным экономическим погрешностям.
     Координация деятельности участников инвестиционно-строительного рынка является важной и одновременно сложной задачей управления. При существующем обилии предложений на рынке строительной продукции сложно выбрать оптимальное коммерческое предложение, т.е. определить наиболее выгодного делового партнера с точки зрения приемлемых условий цены и качества строительной продукции, гарантированных сроков исполнения работ, надежности подрядной организации.
     Выбор оптимального исполнителя работ, осуществляемый в соответствии с интересами заказчика, проводится на основании оценки подрядных организаций с точки зрения материально-технической базы, квалификационного состава, надежности в части выполнения графика производства работ, цены и качества строительной продукции и т.д.
     Каким же образом заказчик может выбрать подрядчика, наилучшим образом удовлетворяющего его требования? На основании мирового и отечественного опыта можно говорить о существовании разнообразных методов и моделей оценки вариантов принятия управленческих решений относительно выбора исполнителя работ. Но все действующие на сегодняшний день методы рассматривают проблему оптимизации деловых отношений в системе «заказчик-подрядчик» в одностороннем порядке, с позиции максимальной выгоды заказчика.
     В то же время перед предприятиями - подрядчиками стоят не менее сложные задачи определения наиболее выгодного коммерческого предложения со стороны платежеспособного и экономически стабильного заказчика. Подрядные организации должны четко определять свое стратегическое направление в выборе оптимального портфеля заказов, свою нишу на рынке строительного производства. В условиях наметившейся положительной динамики экономического развития в целом и на рынке строительной продукции в частности, у подрядчиков появляется возможность выбора альтернативных вариантов, как среди заказчиков, так и среди объектов строительства с учетом собственных возможностей и величины ожидаемой прибыли от реализации работ.
     Вопрос формирования оптимального портфеля заказов является основой инвестиционной стратегии предприятий. Реализация производственного потенциала предприятия в максимальном объеме обусловливает не только его доходность, что также немаловажно, но и обеспечивает положительную динамику развития производства в целом, т.к. объемы подрядных работ непосредственно влияют на эффективность деятельности организации в длительном периоде.
     Подрядчик имеет альтернативные варианты: отдать предпочтение более крупному заказу или рассредоточить производство на выполнение нескольких, менее масштабных, строительных объектов. Кроме того, предприятия должны реально оценивать свои возможности при вступлении в конкурентную борьбу за право реализовать тот или иной проект. Немаловажную роль играет показатель объемов работ, выполняемых собственными силами, и субподрядных работ. При такой постановке задачи необходимо также учитывать фактор времени как непосредственно производства работ, так и их оплаты.
     Важным аспектом внешней конъюнктуры рыночных отношений является риск. Деятельность любого рыночного субъекта - это, прежде всего, коммерческий риск, который становится неизбежным компонентом в работе предприятий. Чтобы минимизировать риск финансовых потерь необходимо уметь выбрать не только оптимальное по цене предложение, но и учесть платежеспособность и надежность заказчика.
     Оптимальное сочетание интересов заказчика и подрядной организации определило актуальность темы дипломной работы. Решение поставленной задачи позволяет наиболее рационально распределить ресурсы предприятий-участников инвестиционного процесса между объектами строительства в соответствии с масштабами этих объектов и потенциалом подрядных организаций. При этом обеспечивается защита интересов заказчика с точки зрения оптимальных стоимостных, качественных и временных характеристик, гарантированных подрядной организацией, а также учитываются предпочтения подрядных организаций.
     Координация действий экономических субъектов особенно актуальна на макроэкономическом уровне области, региона и т.д., а также при реализации нескольких объектов различной сложности и масштаба строительства. При реализации крупных проектов, имеющих важное хозяйственное значение, необходимо не только выбрать оптимального подрядчика, способного осуществить реализуемый проект в установленные сроки и с должным уровнем качества строительных работ, но и учесть интересы самого подрядчика, как субъекта рынка производителей услуг.
     Такой подход делает сотрудничество заказчика и подрядчика не только взаимовыгодным, но и способствует развитию подрядной организации, повышению ее конкурентоспособности, установлению прочных экономических связей, формированию конкурентной среды предприятий-производителей строительной продукции, снижения рисковых ситуаций. Оценка ситуации с позиции интересов, как заказчика, так и исполнителя работ, позволяет не только наиболее рационально использовать потенциал подрядной организации, но и обеспечивает реальную величину экономического эффекта.
     На сегодняшний день проблема сочетания интересов в экономической системе «заказчик-подрядчик» недостаточно освещена и не имеет под собой четкого научного обоснования. Реализация конкурсных процедур осуществляется в одностороннем порядке, с позиции защиты интересов заказчика, что приводит к нерациональному распределению производственного потенциала предприятий. 

     Целью дипломной работы является анализ отношений в системе «заказчик-подрядчик» при условии максимального сочетания интересов, позволяющего обеспечить инвестиционный процесс при сочетании интересов и реальных возможностей его участников.
     Для этого решаю задачи:
    разработать модель оценки объектов строительства при формировании портфеля заказов подрядной организации с учетом временного фактора и рисков проекта;
    разработать метод определения потенциального исполнителя работ на основе многокритериального анализа совокупности наиболее важных характеристик подрядной организации;
    разработать экономико-математическую модель определения оптимального сочетания интересов заказчика и подрядной организации;
    создать алгоритм оптимизации принятия решений при формировании подрядных работ
     Предметом исследования экономические отношения между предприятиями при оптимизации тендерной документации, на основе максимального сочетания интересов заказчика и подрядной организации.
Объектом исследования являются подрядные организации, осуществляющие строительство зданий и сооружений
     В результате проведенного анализа получены следующие результаты:
    предложена система формирования оптимальных деловых связей, которая, в отличие от существующей системы проведения конкурсных процедур с позиции обеспечения интересов заказчика, учитывает интересы подрядной организации;
    создана экономико-математическая модель формирования портфеля заказов подрядной организации по критерию максимизации величины ожидаемой прибыли с учетом временного фактора сроков строительства объекта, определявшейся ранее без поправки на инфляцию;
    разработана модель учета рисковых ситуаций, отличающаяся от ранее используемых методов оценки рисков учетом временного фактора и анализом платежеспособности заказчика;
    сформирована система показателей и разработана модель оценки конкурсного предложения подрядных организаций, обеспечивающая оптимальность выбора с точки зрения ценовых и качественных характеристик строительной продукции, а также надежности потенциального исполнителя работ;
     Практическая значимость выполненного исследования заключается в разработке новой методики определения оптимальных вариантов делового сотрудничества в системе подрядных отношений с учетом интересов всех участников инвестиционно-строительного процесса. Предлагаемый алгоритм может быть реализован как для крупных строительных объектов, имеющих важное значение для региона, так и при реализации менее масштабных проектов с целью рационального использования производственного потенциала предприятий.
    На основе метода разработаны:
    перечень показателей, учитываемых при оценке потенциального исполнителя строительных работ;
    методика многофакторного анализа предприятий-подрядчиков с точки зрения их надежности и оптимальности коммерческих предложений;
    модель расчета экономической эффективности проекта с позиции предпочтений подрядной организации, учитывающая риск инфляции и платежеспособности заказчика;
алгоритм сочетания интересов в системе «заказчик-подрядчик» и выявления оптимальных вариантов сотрудничества 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Общие сведения о тендерных торгах 

    1.1. Мировой и отечественный опыт проведения конкурсов
    Приобретение товаров работ и услуг в мировой практике развития занимает видное место и является непрерывным процессом, направленным на рациональное освоение фондов и инвестиций. Термин "приобретение" (англ. procurement) существует в русском языке наряду с термином "закупки", в то время как в отдельных публикациях можно встретить и не совсем благозвучное "прокьюремент". В любом случае, термин "приобретение товаров, работ и услуг" в современном мире означает получение видов продукции, выполненных работ или оказанных услуг в обмен на определенное вознаграждение.
    В международной практике в качестве основного инструмента приобретения товаров, работ и услуг рассматриваются тендерные торги. Порядок и условия проведения торгов регламентируются общепринятыми международными нормами и правилами, которые формулируются и выражаются в правилах проведения закупок крупных международных организаций, финансовых институтов и донорских агентств. Помимо этого, методы закупок товаров, работ и услуг посредством тендерных торгов устанавливаются в национальных законодательствах отдельных стран, отраслевых нормативах и других обязательных и рекомендательных документах, используемых при проведении торгов.
    Смысл торгов заключается в получении товаров, работ и услуг за наименьшую стоимость при оптимальном качестве. Уже само по себе это утверждение содержит предположение о том, что определяющим фактором при выборе победителя торгов является соотношение цены и качества в представленном претендентом предложении. Однако, важность этих двух факторов в зависимости от предмета торгов различна, что обусловлено особенностями предмета торгов (товары, работы или услуги) и положениями тендерной документации, применяемой для проведения конкретных торгов.
    При проведении тендерных торгов применяются два метода определения победителя - выбор на основе цены, или "ценовой выбор" (ВЦ или CBS в английском варианте) и выбор на основе качества, или "качественный выбор" (ВОК или QBS). Подводя итоги торгов, организаторы тендеров, как правило, используют сочетание этих двух методов. При этом удельный вес факторов цены и качества при оценке предложений, например, на поставку товаров будет существенно отличаться от удельного веса этих же факторов при оценке предложений на оказание услуг. Эти различия, а также некоторые особенности работы оценщиков при проведении международных торгов рассматриваются в настоящей статье.
    Существует множество разновидностей тендерных торгов, или конкурсных торгов, если пользоваться определением, сложившимся в русскоязычных публикациях. Торги различают по кругу участников (открытые, закрытые и пр.), по процедуре допуска (с квалификационным отбором или без него), по географическому признаку (международные, национальные, местные), по процедурам выбора (обычные, упрощенные) и т.д. Существует также еще один вид классификации торгов - по их предмету, т.е., торги на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.
    Торги на выполнение работ - известны как подрядные торги и применяются при необходимости найма подрядчиков для выполнения строительных или строительно-монтажных работ и оказания сопутствующих услуг. Участники торгов - Заказчик и Подрядчики.
    Торги на оказание услуг - направлены на привлечение инженерных, юридических, финансово-экономических и прочих услуг, необходимых для выполнения отдельных задач проектов развития, связанных с различными исследованиями, технико-экономическими, экологическими и прочими экспертизами, проектными работами, функциями по управлению проектами строительства, контролю качества работ и т.д. Участники торгов - Заказчик и Консультанты.
    Содержание тех или иных торгов существенно различается. Для каждого из упомянутых видов торгов в мировой практике используются свои собственные тендерные и контрактные документы, структура и содержание которых определены в руководствах и положениях крупных международных финансовых организаций (Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Комиссия Европейского Сообщества, Азиатский Банк Развития и пр.), а также в национальных законодательствах, нормативах и методических указаниях отдельных стран. В силу существенных различий предмета торгов, соответственно применяются и различные методы оценки, использующие разные сочетания факторов цены и качества.
    В истории тендерной практики был период, когда победители торгов определялись исключительно на основании наименьшей запрашиваемой цены. Данный способ выбора представляется весьма простым и эффективным, однако, по опыту выполнения заключаемых по такому методу контрактов, заказчики быстро поняли, что наименьшая цена вовсе не обязательно означает необходимое качество и может являться единственным определяющим фактором только в отдельных случаях, когда привлекаемые к участию в торгах поставщики, подрядчики или консультанты достаточно хорошо известны заказчику как исполнители, стабильно обеспечивающие требуемый уровень качества. По этой причине, по мере развития тендерных процедур, заказчики были вынуждены вводить в конкурсные документы дополнительные требования по качеству, которые в ряде случаев могли становиться определяющими.
    В настоящее время руководства и типовые тендерные документы по приобретению товаров работ и услуг упомянутых выше международных финансовых организаций почти во всех случаях при проведении торгов на крупные заказы требуют учитывать факторы качества наряду с фактором цены.
    Удельный вес фактора качества выше всего для тех видов закупок, которые менее всего поддаются количественному описанию. Иными словами, чем понятнее и подробнее можно описать предмет закупок, тем выше удельный вес ценового фактора и ниже - качественного. В практике оценки тендерных предложений соотношения цены и качества выражаются как, например, 70:30, 80:20 и т.п. Для некоторых видов торгов такие соотношения заранее определяются Заказчиком в тендерной документации и являются обязательными при оценке результатов, в то время как при подведении итогов торгов других видов оценщики используют эти соотношения в рамках собственных методик, отработанных в ходе многочисленных торгов во многих странах мира.
    Торги на поставку товаров
    Товары являются предметом закупок, который легче всего поддается количественному и качественному описанию. Тендерная документация при закупках товаров содержит Технические спецификации, в которых детально описывается вид приобретаемых товаров и их подробные характеристики, включая параметры качества. Инструкции для претендентов четко определяют способы поставок и содержание сопутствующих работ и услуг с их подробным описанием. С этой точки зрения торги данного вида подразумевают наиболее точное описание закупки при наименьшем количестве неизвестных или переменных величин. С учетом этого обстоятельства на первый взгляд наиболее разумным представляется чисто ценовой выбор без особого учета фактора качества, который, так или иначе, оговаривается в тендерной документации.
    При рассмотрении предложений на поставку товаров и оборудования могут приниматься во внимание расходы на внутренние перевозки к объекту и страхование, эксплуатационные расходы, производительность и совместимость оборудования, наличие запчастей и возможности технического обслуживания, а также преимущества, связанные с обучением персонала и техникой безопасности и охраной окружающей среды".
    Учет качественных факторов при оценке предложений на поставку товаров осуществляется как указано в Руководстве Всемирного Банка, п. 2.51: "Неценовые факторы, используемые при определении самой низкой оценочной стоимости, по возможности выражаются в денежном эквиваленте или определяются в виде удельного веса...". При определении наименьшей оцененной стоимости оценщики при учете факторов качества либо добавляют определенные суммы к заявленной претендентом стоимости поставки (может добавляться сумма среднегодовых затрат на эксплуатацию), либо вводят поправочные коэффициенты для учета тех факторов, которые невозможно исчислить в денежном выражении (например, 1.2 при отсутствии источника запасных частей в стране Закупщика).
    Таким образом, итоги тендерных торгов на поставку товаров подводятся по наименьшей оцененной стоимости, которая представляет собой цену заявки претендента (ценовой фактор), скорректированную с учетом сумм и коэффициентов по другим параметрам оценки (качественный фактор). Говоря о соотношении цены и качества для данного типа торгов, можно предположить, что в большинстве случаев оно может быть выражено как 80-70 (цена) к 20-30 (качество) в зависимости от условий страны Закупщика, характера приобретаемых товаров и ряда прочих обстоятельств. Основное, о чем стоит помнить при организации торгов на закупку товаров, это то, что оценка предложений претендентов ни в коем случае не должна основываться только на заявленной ими стоимости поставки. 
 

    Торги на выполнение работ
    Подрядные работы с точки зрения их детального описания представляют собой достаточно сложный случай, что можно объяснить их комплексным характером и наличием ряда неизвестных и переменных величин. Тендерная документация по подрядным торгам иногда бывает весьма объемной и состоит из нескольких томов, включающих инструкции для претендентов, проектные решения (чертежи), технические условия выполнения работ, сметы и другие документы. Подготовка такого большого объема документации на стадии подготовки торгов является трудоемким, дорогостоящим и длительным процессом. Тем не менее, Заказчики идут на такие затраты, стремясь представить претендентам как можно более точное описание работ, на основании которого можно было бы провести торги по методу ценового выбора.
    Руководство Всемирного Банка в п. 2.52 вполне ясно указывает: "...Применительно к контрактам на работы оценка стоимости предложений осуществляется исключительно в денежном выражении". И далее, в п. 2.58: "...Заемщик присуждает контракт тому участнику торгов, который обладает возможностью и ресурсами на уровне соответствующих стандартов, отвечающим требованиям, и имеют наименьшую оцененную стоимость".
    В документе "Принципы и правила закупок для проектов, финансируемых Европейским Банком Реконструкции и Развития, в статье 3.30 говорится: "Контракт присуждается участнику торгов, содержание конкурсной заявки которого сочтено в основном отвечающим установленным требованиям, и с точки зрения конкретных критериев оценки, изложенных в конкурсной документации, заявка определена как наиболее экономичная, а участник конкурса признан полностью способным выполнить контракт (подряд)". В этом положении можно заметить, что помимо ценовой оценки предложения должна рассматриваться и способность участника конкурса к выполнению подряда, т.е., оценщики обязаны проанализировать технические аспекты предложения подрядчика (организация и графики работ, наличие и состояние оборудования, опыт и квалификация руководящего персонала проекта и пр.). Такой анализ в практике международных торгов известен как техническая оценка и заключается в сравнении характеристик, не имеющих отношения к ценовому фактору и являющихся чисто качественными.
    В то же время в мире торгов существует и широко используется документ Международной Федерации Инженеров-консультантов (Federation Internacionale des Ingenieurs-Conseils) под названием "Тендерные процедуры" (Tendering Procedures), определяющий порядок проведения торгов на приобретение работ. В статье 4 "Представляемые документы" указано, что претенденты представляют дополнительную информацию в составе своих предложений, включающую сведения о субподрядчиках и их объемах работ, данные об оборудовании и основном персонале подрядчика, привлекаемых для выполнения работ, описание организации подрядчика на проекте и пр. Все эти сведения учитываются в ходе оценки тендерных предложений и представляют собой качественные факторы, принимаемые во внимание наряду с ценой претендента.
    Таким образом, несмотря на то, что положения Всемирного Банка упоминают лишь ценовую оценку предложений подрядчиков, в других основополагающих международных документах по практике торгов можно найти упоминание о технической, т.е. качественной оценке, что позволяет предполагать, что при проведении торгов по выбору подрядчиков учитываются как ценовые, так и качественные факторы.
    В действительности после вскрытия, краткой проверки и объявления цены предложений оценщики приступают к проверке комплектности, арифметической точности, наличия дополнительных условий и альтернативных вариантов в составе предложений. После того, как установлено соответствие предложений условиям конкурсной документации, определяется их оцененная стоимость с учетом описанных выше правил, после чего положения ранжируются по цене. При этом опытные оценщики иногда заранее не принимают к дальнейшему рассмотрению предложения с наибольшей и наименьшей стоимостью, так как, в конечном счете, они оказываются неприемлемыми либо по цене (предложение с наивысшей стоимостью), либо по соображениям качества выполнения работ (предложение с низшей стоимостью). Само по себе существование этого неофициального практического правила в отношении низшей цены достаточно ясно свидетельствует о том, что чисто ценовой выбор не является определяющим при проведении торгов на выполнение подрядных работ.
    Затем начинается техническая оценка предложений, в ходе которой рассматриваются кратко описанные выше параметры качества, обеспечивающие успешное выполнение работ подрядчиком. Известны случаи, когда предложения с низкой стоимостью отклонялись по причине отсутствия или крайней изношенности основного оборудования или из-за низкой квалификации предлагаемого руководящего персонала. Бывают ситуации, когда выясняется, что подрядчик в своем предложении не смог грамотно спланировать процесс строительства и не предусмотрел для его осуществления адекватных организационных структур и мероприятий. Все это также может служить причиной отклонения предложения, несмотря на его низкую стоимость.
    Таким образом, и теория и практика торгов на выполнение подрядных работ достаточно убедительно показывает, что чисто ценовой выбор не является единственно пригодным методом определения победителя торгов и используется только совместно с оценкой качественных факторов. При этом удельный вес качественного фактора бывает достаточно высоким, что подтверждается случаями отклонения низкостоимостных предложений при их несоответствии установленным в тендерной документации параметрам качества. Можно предположить, что в торгах на приобретение работ соотношение цена-качество обычно составляет 60:40, а в отдельных случаях, - при наличии большого количества дополнительных требований к претендентам, - может достигать и 50:50.
    Разумеется, данные соотношения цены и качества можно считать весьма условными. Однако, они достаточно убедительно подтверждают предположение о том, что оценка тендерных предложений на выполнение подрядных работ на крупных контрактах никогда не проводится только на основе заявленной претендентами цены, и представляет собой анализ сочетания ценовых и качественных факторов, где цена и качество представляют собой почти равнозначные параметры.
    Анализ особенностей оценки тендерных предложений для трех описанных выше типов торгов показывает, что даже при том, что руководства и правила закупок указывают ценовой выбор как единственный для отдельных видов торгов, параметры качества так или иначе обязательно принимаются во внимание при большем или меньшем их удельном весе. Опытные специалисты по оценке предложений всегда учитывают качественный фактор при определении поставщиков и подрядчиков, несмотря на отсутствие четких указаний по методике качественной оценки в официальных документах.
    Такая практика торгов основывается на достаточно длительном опыте тендерных процедур, который показывает, что только ценовой выбор не в состоянии обеспечить предоставление товаров, работ или услуг на надлежащем уровне качества и не способствует наиболее оптимальному освоению инвестиций, направляемых на реализацию проекта. В то же время учет качественных факторов представляет возможность наиболее полно реализовать основную цель торгов - получение товаров, работ и услуг за наименьшую стоимость при оптимальном их качестве. 
 

             1.2. История конкурсных торгов.
    Конкурсные торги в России дело не новое, они имеют свою историю- Самый ранний из найденных документов о государственных закупках датирован 7 июля 1654 года и дан от имени царя Алексея Михайловича. Конкурса как такового еще нет, но уже появились его первые составляющие: публичный заказ, условия, поиск исполнителей. В эпоху Петровских реформ уже появляются первые законодательные акты, регламент и инструкция способов поиска подрядчиков и работы с ним. В дальнейшем происходит совершенствование системы государственных закупок. Следующий крупный документ - Регул провиантского правления, был принят в 1758 году, далее после проведения радикальных реформ государственного управления в России в 1775-1776 гг. в составе "Учреждения о губерниях" была включена статья "О контрактах по подряду, поставках и откупах", в которой учитывался весь опыт проведения торгов на поставки и закупки государственными органами.
      В период правления Николая I был принят новый общий документ для руководства госзакупками - "Положение 1830". Положение с множеством поправок и дополнений действовало до 1900 года. Новое положение было выпущено в 1900 году и проработало до 1917 года. Революционные события 1917 года и последовавшие за ними гражданская война, военный коммунизм, а затем внедрение системы планового хозяйства и централизованного распределения материальных ресурсов ликвидировали саму необходимость публичных торгов на государственные поставки и подряды.
        С началом экономических реформ в 1992 году государство провозгласило принцип конкурсного размещения закупок. Но в течение последующего пятилетия конкурсы почти не проводились, потому что с точки зрения нормативного обеспечения самих процедур торгов этот принцип регламентирован не был. Одним из первых документов, регламентирующих процедуры закупок, стал Указ Президента РФ от 08.04.1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", в соответствии с которым и
производятся на конкурсной основе закупки подрядных работ, оборудования поставки заказчика министерством строительства, архитектуры и ЖКХ.
    Учитывая, что процесс проведения конкурса представляет собой совокупность юридических процедур, строго регламентированных федеральным законодательством, и одним из обязательных принципов является соблюдение всех формальных процедур, как для крупных, так и для небольших объектов, (что иногда вступает в противоречие со сроками выполнения работ по несложным и некрупным объектам), однако какие - либо упрощения явились бы нарушениями действующего федерального законодательства.
    "Система отбора подрядных организаций" также заложена в Положение об организации закупки товаров работ и услуг для государственных нужд", утвержденное Указом Президента РФ от 08.04.1997г № 305, которое определяет право заказчика на проведение предварительного квалификационного отбора и определяет состав квалификационной документации для этой процедуры. Однако проведение предварительного квалификационного отбора также требует больших затрат времени, и проведение его на некрупных объектах нецелесообразно. В инструкциях поставщикам работ указаны квалификационные требования, которым должен отвечать подрядчик.
    Подрядные работы и услуги в строительстве коренным образом отличаются от товаров тем, что их нет в наличии в момент проведения торгов, что влечет за собой существенно более значительные риски для заказчика при принятии решений. Поэтому подрядные торги заслуживают специального порядка проведения, а главное - оценки предложений, в которой кроме цены контракта учитывалась бы оценка рисков государственного заказчика. В целях минимизации рисков заказчика критериями при выборе подрядчиков в конкурсной документации министерства строительства, архитектуры и ЖКХ определены:
        цена предмета торгов;
        сроки выполнения работ;
        технические возможности претендента;
        наличие квалифицированных кадров;
        наличие опыта выполнения проектов сопоставимого вида;
        финансовая устойчивость претендентов;
            наличие необходимых оборотных средств для выполнения             контракта.
Но все-таки в соответствии с действующим федеральным законодательством, основным критерием выбора сегодня является цена. Удельный
    Качество проведения подрядных конкурсов можно обеспечить только тогда, когда все составляющие процесса взаимно увязаны, конкурсная документация детально проработана и в ней учтены действующие нормативные и правовые требования. Трудно оспаривать тот факт, что основной целью при проведении конкурсов является обеспечение наиболее выгодных условий сделки для заказчика, однако целесообразно в целях сохранения конкурентной среды подрядчиков, для того чтобы иметь партнеров, которые строят свой бизнес с расчетом на длительную перспективу, давать им возможность закладывать в своих конкурсных предложениях реальную заработную плату, накладные расходы, плановые накопления.
    Увлекшись сиюминутным эффектом от результатов конкурсов, можно оставить подрядчиков без средств на развитие производства, освоение и внедрение новой техники и технологий и через 2-3 года иметь недееспособный, слабый контингент подрядчиков и среди них нарождающихся монополистов со всеми вытекающими последствиями.
    Привлекая на конкурс большое число участников, повышая конкуренцию, заказчик увеличивает свои шансы приобрести продукцию по максимально выгодным условиям. Вот почему конкурсы (торги, русскому «торги» соответствует английское «tender») - признанный и, как правило, обязательный способ расходования средств в подавляющем большинстве цивилизованных стран мира.
    Как правило, только на конкурсной основе распределяются средства и в рамках программ международных финансовых институтов в России (и вообще в мире) - кредиты банков, гранты фондов и т. д. Применяют торги при удовлетворении своих нужд в продукции и частные компании, причем таких с каждым годом становится все больше и больше.
    Принято считать, что организация конкурсов позволяет заказчику экономить от 5 до 30% денежных средств. Реально заказчики в России в среднем редко получают более 10-12 процентов, но это тоже немало. Что же касается поставщиков, то за счет публичности процесса у них появляется шанс увеличить свой рынок сбыта.
    Современное представление о подрядных торгах в Российской Федерации сложилось в связи с внедрением в практику экономических и хозяйственно-правовых взаимоотношений и рыночных норм и принципов, что в большей степени требует повышения экономической эффективности разрабатываемых и реализуемых проектов.
     В строительном комплексе РФ подрядные работы в еще большей степени распределяются именно на конкурсах. По России в целом почти 94 процента средств осваивалось на подрядных торгах различных видов. А для заказчиков федерального уровня эта доля составила и вовсе 98,74%. Причем федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации главную часть средств, выделенных на эти нужды, осваивали именно на открытых торгах.
    Рассматривая процедуру проведения конкурсов с позиции поставщиков и заказчиков, необходимо определить те существенные моменты, которые являются основной мотивацией для участия обеих сторон.
    Заказчику необходим тендер, прежде всего, для выявления в кратчайшие сроки максимально возможного числа поставщиков (это особенно важно для новых фирм или при переходе компании на выпуск новой продукции), для выбора партнера с учетом наиболее приемлемых условий сотрудничества, особенно по цене товара или услуг.
    . В ходе тендерных торгов заказчики, чаще всего, находят более дешевые товары и услуги. Разница в уровне предложенных цен составляет порой 10-30%. А иногда заказчик предпочитает не гнаться за дешевизной, а выбрать наиболее удобные сроки поставки и/или более качественный товар. Свои требования он может заранее сформулировать в условиях тендера.
    Для поставщика участие в конкурсе - это, в первую очередь, шанс пополнить портфель заказов, возможность найти солидного, более устойчивого потребителя, а не фирму-однодневку. Немаловажно то, что в острой конкурентной борьбе у поставщика быстрее появится желание совершенствовать свое производство, чтобы выпускать продукцию или оказывать услуги на более высоком уровне и по более низким ценам. Именно в такой борьбе поставщики и создают фундамент своего будущего успеха.
    Из года в год статистика показывает положительную динамику развития конкурсной системы размещения заказов в строительстве: 
 
 

    Таблица 1 - Количество конкурсов, проведенных в строительстве за период 2003-2007 гг 

Период 1 кварт. 2 кварт. 3 кварт. 4 кварт. Всего
2003 г 41233 43982 43223 42994   171432
2004 г 44091 48289 47745 47776   187901
2005 г 45208 52032 52284 61549   211073
2006 г. 48244 54127 55378 67641   225390
2007г. 48871 56614 57842 71453   234780
 
 
 

            Подрядные торги в составе инвестиционного проекта представляют собой способ выбора на конкурсной основе поставщиков и исполнителей работ, при котором заказчики путем одновременного привлечения большого числа участников (оферентов), материально гарантирующих надлежащее исполнение своих обязательств, стремятся достичь оптимальной цены при высоком уровне качества.
    Общим положительным результатом подрядных торгов является переход от переменных цен за периоды, определенных с учетом темпов инфляции, к контрактным, на основе твердой, неизменной до конца строительства цены, установленной тендером.
    Конкурсные торги являются основным инструментом экономической оптимизации цен в строительстве.
    При размещении заказов на конкурсной основе для государственных нужд в строительстве за 2007 год было проведено 234780 подрядных конкурсов и неконкурсных процедур размещения подрядов, что в 1,042 раз больше чем в 2006 году. Из них, за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов – 62522; за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации - 58742; за счет средств муниципальных бюджетов-113516. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Законодательная  база
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от  21 июля 2005 года (N 94-ФЗ) 

    Статья 10. Способы размещения заказа
    1. Размещение заказа может осуществляться:
    1) путем проведения торгов в  форме конкурса, аукциона, в том  числе аукциона в электронной  форме;
    2) без проведения торгов (запрос  котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных  биржах).
    2. Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
    2.1. При размещении заказов на  поставки товаров, выполнение  работ, оказание услуг путем  проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт.
  
    Статья 42. Запрос котировок
    1. Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
    2. Заказчик, уполномоченный орган  вправе осуществлять размещение  заказа путем запроса котировок  цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
(в ред.  Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ)
    3. Заказчик, уполномоченный орган  не вправе осуществлять путем  запроса котировок размещение  заказа на поставку одноименных  товаров, выполнение одноименных  работ, оказание одноименных услуг  на сумму более чем пятьсот  тысяч рублей в течение квартала.
(в ред.  Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ)
    Статья 55. Случаи размещения заказа у единственного  поставщика (исполнителя, подрядчика)
    Размещение  заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если:
    5) возникла потребность в работах  или услугах, выполнение или  оказание которых может осуществляться  исключительно органами исполнительной  власти в соответствии с их  полномочиями или подведомственными  им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования). К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта;
(в ред.  Федеральных законов от 31.12.2005 N 207-ФЗ, от 24.07.2007 N 218-ФЗ)
    6) возникла потребность в определенных  товарах, работах, услугах вследствие  непреодолимой силы, необходимости  срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи. При этом заказчик в срок не позднее трех рабочих дней со дня заключения контракта обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования). К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком и подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт в соответствии с настоящим пунктом, а также копия заключенного контракта;
(п. 6 в  ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 218-ФЗ)
    14) осуществляются поставки товаров,  выполнение работ, оказание услуг  для государственных или муниципальных  нужд на сумму, не превышающую  установленного Центральным банком  Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
(п. 14 введен  Федеральным законом от 20.04.2007 N 53-ФЗ) 

МИНИСТЕРСТВО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
N 5683-АП/Д05 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
N АЦ/10328 

ПИСЬМО
от 29 апреля 2008 года 

О СПОСОБАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ
НА  ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ  ПО КАПИТАЛЬНОМУ И  ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ
ОБЪЕКТОВ  КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА  ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД 

    В связи с возникающими вопросами о способах размещения заказа при выполнении работ по капитальному и текущему ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд Минэкономразвития России и ФАС России сообщают.
    Согласно  части 4.1 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) размещение заказа на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Размещение заказа на выполнение работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется также путем проведения конкурса. Положения части 4.1 статьи 10 Закона не применяются в части размещения заказа на выполнение работ по капитальному ремонту федеральных автомобильных дорог общего пользования исключительно путем проведения аукциона до 1 января 2009 года (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
    В отношении текущего ремонта объектов капитального строительства для  государственных или муниципальных нужд вопрос о способе размещения заказа в Законе не урегулирован. Вместе с тем согласно части 4 статьи 10 Закона Правительством Российской Федерации устанавливаются перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона. В отношении товаров (работ, услуг), включенных в данные перечни, не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказов. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р "О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона" (далее - перечень) код по ОКДП ОК 004-93 "4500000 Услуги строительные и объекты строительства" включен в перечень. Согласно ОКДП 004-93 код 4500000 включает код "4520080 Строительство зданий и сооружений "под ключ", включая ремонт (прим.: любой) и реконструкцию [4520500] - [4520529]".
    Таким образом, при размещении заказов на выполнение работ как по капитальному, так и текущему ремонту объектов капитального строительства не допускается применение конкурса в качестве способа размещения заказа <*>.
    --------------------------------
    <*> За исключением размещения заказа на выполнение работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, размещение заказов на выполнение работ по капитальному ремонту которых осуществляется также путем проведения конкурса. 

    По  логике Закона следует понимать, что  в части 4.1 статьи 10 Закона указание на применение аукциона при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд означает запрет на применение конкурса как способа проведения торгов при размещении заказов на поставку соответствующих товаров (выполнение работ, оказание услуг) и не накладывает запрета на использование иных способов размещения заказа, предусмотренных Законом.
    В частности, в статье 10 Закона в числе  способов размещения заказа определены:
    - проведение торгов в форме  конкурса, аукциона, в том числе  аукциона в электронной форме;
    - без проведения торгов (запрос  котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
    При этом установлено, что во всех случаях  размещение заказа осуществляется путем  проведения торгов, за исключением  случаев, предусмотренных Законом.
    Таким образом, по мнению Минэкономразвития  России и ФАС России, помимо обязанности использовать исключительно аукцион в качестве одного из способов проведения торгов, заказчики вправе осуществлять размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному (и текущему) ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов (в том числе путем проведения запроса котировок или у единственного поставщика (подрядчика)) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Законом. 

МИНИСТЕРСТВО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2008 г. N 3663-АП/Д05 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ  СЛУЖБА
25 марта 2008 г. N ИА/6294 

ПИСЬМО 

О СПОСОБАХ РАЗМЕЩЕНИЯ
ЗАКАЗОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОТНОСЯЩИХСЯ
К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ  РАБОТАМ, РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ  И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ 

    В связи с распоряжением Правительства  Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р, которым утвержден Перечень товаров (работ, услуг) (далее - перечень), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, Минэкономразвития России и ФАС России сообщают о способах размещения заказов на выполнение работ, относящихся к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации и технико-экономического обоснования.
    Согласно  Общероссийскому классификатору видов  экономической деятельности, продукции  и услуг (ОКДП) ОК 004-93 (далее - ОКДП ОК 004-93), код 4510120 "Архитектурно-планировочные работы на местности" включен в код 4510000 "Услуги по подготовке строительного участка, предшествующие строительству". При этом аналогичные работы, указанные в коде 4560220 "Архитектурно-планировочные решения", включены в код 4560000 "Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции". Коды 4510000 "Услуги по подготовке строительного участка, предшествующие строительству" и 4560000 "Проектная документация и технико-экономическое обоснование продукции" включены в код 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства". Вместе с тем аналогичные включенным в коды 4560220 и 4560000 виды работ включены в код 7421000 "Консультативные и инженерные услуги в области архитектуры, гражданского и промышленного строительства", к которому, в частности, отнесены проектно-конструкторские работы, составление чертежей, планировка крупных и мелких городов, инженерные услуги в области гражданского и промышленного строительства, в том числе инженерные изыскания для подготовки проектной документации и т.д. (код 7421000 не включен в перечень).
    Учитывая  имеющиеся в ОКДП ОК 004-93 разночтения  при включении работ, относящихся  к архитектурно-планировочным работам, разработке проектной документации, в том числе архитектурно-строительных решений и технико-экономического обоснования к различным кодам ОКДП ОК 004-93, Минэкономразвития России и ФАС России разъясняют, что при применении перечня заказчики вправе осуществлять размещение заказов на выполнение работ, связанных с разработкой проектной документации (в частности, архитектурно-строительное проектирование, архитектурно-планировочные работы и т.д.), а также разработкой технико-экономического обоснования, согласно коду 4560000 ОКДП ОК 004-93 путем проведения конкурса или аукциона.
    Одновременно  следует учитывать, что заказчики  вправе осуществлять размещение указанных  заказов путем проведения запроса  котировок или у единственного  поставщика (подрядчика) при соблюдении ограничений для использования данных процедур, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон).
    Кроме того, с учетом сноски к коду 4500000 в перечне, размещение заказов на выполнение работ, включенных в код 4500000 "Услуги строительные и объекты строительства" в отношении особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.3 Типы и формы  конкурсов
    Основным способом закупки товаров, работ, услуг являются открытые конкурсы (торги, тендеры). То есть такие конкурсы, в которых могут принимать участие любые поставщики, заинтересовавшиеся опубликованным в печатных СМИ объявлением о проведении открытого конкурса.
    Понятие "основной способ закупки" следует понимать так: если не существует специальных обстоятельств, позволяющих применять другие способы закупки в соответствии с действующим законодательством, то закупка должна осуществляться на открытом конкурсе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.