На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Международная торговля, ее сущность, формы и направления развития. Состояние и перспективы развития внешнеторговых связей Республики Беларусь. Направления развития торговли развивающихся стран, их борьба за изменение положения в мировой торговле.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 28.08.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 30 с., 5 рис., 8 табл., 18 источников, 6 прил.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ, ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ, ЭСКПОРТ, ИМПОРТ, ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ
Объект исследования
: международная торговля.
Предмет исследования: факторы, динамика развития и структура современной международной торговли.
Цель работы: определение сущности, исследование направлений и форм международной торговли, тенденций развития в Республике Беларусь.
Методы исследования: качественный и количественный анализ, метод синтеза.
Исследования и разработки: раскрыта сущность, формы и направления международной торговли; проанализированы направления и формы развития международной торговли Республики Беларусь; раскрыты основные направления развития торговли развивающихся стран, их борьба за изменение положения в мировой торговле.
Автор работы подтверждает, что приведенный в курсовой работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положение и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
__________________
(подпись студента)
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1 Международная торговля: сущность, формы и направления развития
1.1 Сущность и роль международной торговли
1.2 Формы и направления международной торговли
2 Направления и формы развития международной торговли Республики Беларусь
2.1 Состояние и перспективы развития внешнеторговых связей Республики Беларусь
2.2 Внешняя торговля товарами и услугами на современном этапе развития Республики Беларусь
3 Основные направления развития торговли развивающихся стран, их борьба за изменение положения в мировой торговле
Заключение
Список источников литературы
Приложение А. Данные об объемах внешней торговли Республики Беларусь товарами за 2008 г. и январь-июль 2009 г. (млн. долларов США)
Приложение
Б. Изменение объемов внешней торговли, экспорта и импорта товаров Республики Беларусь за 2008 г. и январь-июль 2009 г.)
Приложение
В. Географическое распределение внешней торговли Республики Беларусь за 2008 г. и январь-июль 2009 г
Приложение Г. Объемы экспорта и импорта Республики Беларусь за 2008 г. и январь-июль 2009 г. по странам - основным торговым партнерам
Приложение Д. Объемы экспорта и импорта услуг Республики Беларусь за 2008 г. и январь-июль 2009 г
Приложение Е. Данные об экспорте и импорте основных видов услуг Республики Беларусь за 2008 г. и январь-июль 2009 г
Комплексная курсовая работа («Международная торговля», «Международный маркетинг», «Электронная торговля»)
ТЕМА: «Основные направления и формы международной торговли»
ВВЕДЕНИЕ

Международная торговля является наиболее развитой и распространенной формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение ее сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства, его программ развития.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую главную цель данной курсовой работы, состоящую в определении сущности, исследовании направлений и форм международной торговли, тенденций развития в Республике Беларусь.
Поставленная цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач:
- раскрыть сущность, формы и направления международной торговли;
- проанализировать направления и формы развития международной торговли Республики Беларусь;
- раскрыть основные направления развития торговли развивающихся стран, их борьбу за изменение положения в мировой торговле.
Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сама международная торговля, а предметом - факторы, динамика развития и структура современной международной торговли.
Изучением этой темы занимались и занимаются практически постоянно. Это является необходимым условием как работы отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли, а так же процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме. По вопросам международной торговли имеются статьи во всей без исключения литературе по международным экономическим отношениям. Можно выделить таких авторов: А. Смит, Д. Рикардо и др., осветившие теоретические основы международной торговли наиболее широко.
Применение анализа как метода исследования изменений в международной торговле на современном этапе предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран). Сама тематика работы предполагает изучение не только количественных характеристик изменений в международной торговле, но и качественной стороны этих изменений. В качестве результата проведенного анализа, применяя метод синтеза, будут сделаны выводы о динамике и структуре международной торговли.
1 Международная торговля: сущность, формы и направления развития

1.1 Сущность и роль международной торговли

Международная торговля - это важная и наиболее развитая сфера международных экономических отношений, отражающая состояние и перспективу движения различных товарных форм как между национальными экономиками, так и внутри - и между транснациональными корпорациями, рассматривающими мир как единое хозяйственное пространство [6, с. 27].
Посредством международной торговли экономики различных стран связаны между собой как никогда ранее. Она является мощнейшим фактором развития экономик отдельных стран и международной экономики в целом.
Масштабы международной торговли постоянно растут. В современных условиях эта тенденция к росту объемов международной торговли проявляется весьма рельефно. Отчетливую тенденцию к росту обнаруживает и торговля услугами, хотя последняя развивается относительно медленнее торговли товарами.
Важно отметить, что рост объемов международной торговли заметно опережает рост объемов производства. Это происходит за счет углубления международного разделения труда, становления и развития мирохозяйственного разделения труда, которое лежит в основе международной экономической интеграции.
Все страны, так или иначе, зависят от международной торговли. Но мера зависимости различна, она определяется как отношение стоимости международной торговли (экспорт + импорт) к внутреннему национальному продукту.
Для малых развитых стран (Бельгия, Нидерланды. Швейцария, Дания, Швеция и др.) этот процент варьируется от 45-90%. Для больших развитых стран (Германия, Япония, Англия, Франция и др.) - от 25-35%. Для США этот процент составляет 9%. Для развивающихся стран зависимость от международной торговли велика Включение этих стран в международное и мирохозяйственное разделение труда должно ориентироваться на взаимозависимость в международной торговле.
Специфические черты международной торговли.
Международная торговля - это особая сфера международных экономических отношений. Она обладает рядом специфических черт, которые отличают международную торговлю от внутринациональной. Эти специфические черты выделяют международную торговлю в предмет специального исследования. К специфическим чертам международной торговли обычно относят:
- разные валюты;
- политическое вмешательство и контроль;
- различия в перемещении факторов производства между странами.
1. Разные валюты. Каждая страна использует различную валюту. Но речь идет не только о существовании отдельных национальных валют, но и о возможном изменении их ценового соотношения.
2. Политическое вмешательство и контроль. Правительство активно вмешивается и подвергает жесткому контролю отношения международной торговли и связанные с торговыми операциями валютно-финансовые отношения. Эти вмешательства и контроль заметно отличаются по степени и характеру от тех, что применяются в отношении внутренней торговли. Правительство каждой суверенной страны своей торговой и финансово-бюджетной политикой порождает свою собственную систему пошлин и ограничений на импорт, экспортных субсидий, свое собственное налоговое законодательство и т.п. Использование вышеназванного инструментария вмешательства и контроля противозаконно внутри какой-либо страны.
3. Различия в перемещении факторов производства между странами. Капитал перемещается внутри страны более свободно, чем между странами, что обусловлено наличием институциональных барьеров, различиями в налоговых законодательствах, в других мерах государственного регулирования экономики и бизнеса. Предположение некоторой способности факторов производства к перемещению между странами позволяет сделать следующий вывод. Международная торговля заполняет пробел, порожденный различиями в степени мобильности ресурсов внутри страны и между странами [4, с. 56].
Аргументы в пользу международной торговли сводятся к тому, что всякий раз, когда вмененные издержки различаются между странами, специализация и торговля повышают мировой уровень жизни. Именно свобода торговли позволяет всем странам специализироваться на производстве товаров, в которых они имеют сравнительное преимущество. Свободная торговля позволяет максимизировать мировое производство.
В основе международной торговли лежат две компоненты:
1. Различия в распределении экономических ресурсов между странами. В данном случае, речь идет не только о человеческих и природных, но также и об инвестиционных товарах.
2. Различия в технологиях или в комбинациях ресурсов, способных обеспечить эффективное производство каких-либо товаров [15, с. 31].
Взаимодействие этих 2-х компонент можно проиллюстрировать множеством примеров. Так, промышленное развитые страны обладают очевидным преимуществом в производстве капиталоемких товаров (машин, оборудования и т.п.), а слаборазвитые страны - экспорте сельскохозяйственной продукции, сырья и т.д. Но сравнительные преимущества необходимо рассматривать не в статике, а в динамике. По мере развития национальных экономик (изменения количества и качества рабочей силы, объема и состава капитала, возникновения новых технологий, изменения масштабов и качества земельных и природных ресурсов и т.п.) изменяется роль и место их в международном разделении труда. Именно принцип сравнительных преимуществ выступает ориентиром для специализации. Напомним, что этот принцип гласит: совокупный объем выпуска будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой ниже вмененные издержки.
Международная торговля способствует росту мирового производства. Специализация, основанная на использовании сравнительных преимуществ, способствует более эффективному размещению мировых ресурсов, а, следовательно росту мирового производства.
Международная торговля увеличивает доход и уровень жизни стран-участниц. В результате специализации и торговли страны имеют большее количество каждого вида продукта. Следовательно, на свою заработную плату рабочие могут приобрести больше товаров.
Каждая свободно торгующая страна может выйти за пределы своих производственных возможностей не только за счет своих ресурсов или использования результатов НТО, но за счет международной торговли:
- с помощью международной торговли каждая свободно торгующая страна в состоянии преодолеть узкие масштабы производства;
- эффект международной специализации и торговли сравним с обладанием большими объемами лучших по качеству ресурсов или внедрением новой техники и технологии;
- в результате международной торговли каждая свободно торгующая страна может в полной мере использовать географическую и человеческую специализацию [5, с. 23].
В результате может быть получен больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми эта страна располагает.
Международная торговля стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию. Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это заставляет местные фирмы внедрять последние достижения НТП, повышать качество продукции и в конечном итоге содействовать экономическому росту.
Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.
Выгоды от международной специализации и торговли, базирующиеся на принципе сравнительного преимущества очевидны. Нация, игнорирующая этот принцип, вероятно, поплатилась бы снижением жизненного уровня населения и замедлением темпов экономического роста.
1.2 Формы и направления международной торговли

Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. Классификация форм международной торговли приведена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Классификация форм международной торговли
Примечание - Источник: [6, с. 32]
Теоретики международной торговли приводят такую типизацию международной кооперации:
1. По количеству предметов
- однопредметная;
- многопредметная;
2. По количеству сторон
- двухсторонняя;
- многосторонняя;
3. По территориальному охвату
- локальная;
- региональная;
- межрегиональная;
- глобальная;
4. По стадиям процесса
- производственная;
- коммерческая;
5. По структуре связей
- внутрифирменная;
- внутриотраслевая;
- межотраслевая;
- горизонтальная;
- вертикальная;
- смешанная;
6. По организационной форме
- договорная;
- совместные программы;
- совместное предприятие;
7. По объектам связей
- производственная;
- научно-техническая;
- сбытовая;
- маркетинговая;
- промышленное сотрудничество [6, с. 35].
Торговля в сочетании с кооперацией предусматривает заключение контрактов связывающих производственные процессы независимых фирм. В зависимости от степени интеграции различают производственную, сбытовую, производственно-сбытовую и торговлю в составе консорциумов.
Популярной разновидностью международной торговли в последнее время стала компенсационная торговля в форме товарообменной (бартерной торговли), встречной торговли в виде обратной закупки продукции или компенсационных соглашений. Последние могут заключаться в виде: собственно, компенсационных соглашений, обратной закупки, соглашения, предусматривающие возмещение.
Внешнеторговая деятельность как форма реализации внешнеторговых связей классифицируется по ряду направлений: экспорт - продажа и вывоз за границу объекта внешнеторговой сделки; импорт - покупка и ввоз из-за границы объекта внешнеторговой сделки; реэкспорт - вывоз за границу ранее ввезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке; реимпорт - ввоз за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке; встречная торговля - совокупность внешнеэкономических отношений по обеспечению экспорта, влекущего за собой импорт [5, с. 24].
Говоря о регулировании мирового рынка сырья, необходимо отметить, что оно происходит двумя методами это заключение международных товарных соглашений (Маракерское соглашение по созданию Мировой организации торговли) с учетом программ развития, стабилизации, административного управления и создание международных отраслевых организаций, как например объединений стран экспортеров нефти (ОПЕК). Теоретики и практики международной торговли выделяют четыре основных ее метода - это прямая торговля, транзитная торговля, торговля через посредников, торговля через организованные товарные рынки. При этом, под методом они понимают организационную форму и порядок совершения внешнеторговых операций.
2 Направления и формы развития международной торговли Республики Беларусь

2.1 Состояние и перспективы развития внешнеторговых связей Республики Беларусь

Экономика Республики Беларусь всегда была ориентирована на внешние рынки. Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2008 гг. представлены данными таблицы 2.1 и рисунка 2.1.
Таблица 2.1 - Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2008 гг. (млн. долл. США)
1995
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
Объем внешней торговли Республики Беларусь
10367
15972
15737
17113
21504
30265
32687
42085
52968
72385
экспорт товаров
4803
7326
7451
8021
9946
13774
15979
19734
24275
32902
импорт товаров
5564
8646
8286
9092
11558
16491
16708
22351
28693
39483
сальдо
-761
-1320
-835
-1071
-1612
-2717
-729
-2617
-4418
-6581
со странами СНГ
6704
10469
10291
10679
13484
19201
18202
23121
30237
40460
экспорт товаров
3027
4399
4494
4384
5435
7318
7060
8609
11221
14406
импорт товаров
3677
6070
5797
6295
8049
11883
11142
14512
19016
26054
сальдо
-650
-1671
-1303
-1911
-2614
-4565
-4082
-5903
-7795
-11648
из них с Россией
5150
9315
9401
9899
12482
17704
15834
19944
26084
34189
экспорт
2185
3710
3963
3977
4880
6485
5716
6845
8879
10585
импорт
2965
5605
5438
5922
7602
11219
10118
13099
17205
23604
сальдо
-780
-1895
-1475
-1945
-2722
-4734
-4402
-6254
-8326
-13019
со странами вне СНГ
3663
5503
5446
6434
8020
11064
14485
18964
22731
31925
экспорт товаров
1776
2927
2957
3637
4511
6456
8919
11125
13054
18496
импорт товаров
1887
2576
2489
2797
3509
4608
5566
7839
9677
13429
сальдо
-111
351
468
840
1002
1848
3353
3286
3377
5067
Примечание - Источник: [18]
Рисунок 2.1 - Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 1995-2008 гг.
Примечание - Источник: [18]
Данные таблицы 2.1 и рисунка 2.1 свидетельствуют о том, что Республика Беларусь на протяжении всего анализируемого периода имела отрицательное сальдо внешней торговли со странами СНГ, в том числе и с Россией, а экспорт товаров со странами вне СНГ превышал импорт на протяжении анализируемого периода, что позволило сформировать положительное сальдо внешней торговли.
Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь со странами СНГ за 2000-2007 гг. приведены в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.
Таблица 2.2 - Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь (млн. долл. США)
Экспорт товаров
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Всего
4399,2
4493,7
4384,4
5434,6
7317,8
7060,3
8608,8
11221,4
14406,3
Азербайджан
6,8
5,0
4,5
8,7
14,9
28,0
34,5
86,4
105,4
Армения
0,7
1,2
2,9
7,3
8,8
12,9
19,5
20,3
23,6
Грузия
1,5
2,2
0,7
0,9
2,6
6,7
18,1
29,3
34,1
Казахстан
19,6
28,5
39,1
68,1
121,3
183,5
259,4
361,4
365,2
Кыргызстан
4,0
7,1
2,7
4,8
4,1
8,8
20,0
23,1
38,1
Молдова
38,4
43,8
43,2
55,9
73,5
102,2
95,7
144,8
242,2
Россия
3710,1
3962,7
3977,1
4879,9
6485,0
5715,8
6845,3
8878,6
10585,1
Таджикистан
2,4
2,6
3,0
4,1
11,8
8,6
13,6
27,7
37,4
Туркменистан
45,3
2,2
20,6
39,7
16,9
43,9
14,5
86,9
47,5
Узбекистан
10,7
16,6
19,0
21,7
39,1
42,1
54,2
93,1
138,0
Украина
559,7
421,8
271,6
343,5
539,8
907,8
1234,0
1469,8
2789,7
Примечание - Источник: [18]
Рисунок 2.2 - Основные показатели внешней торговли Республики Беларусь с Россией и Украиной
Примечание - Источник: [18]
Данные таблицы 2.2 и рисунка 2.2 свидетельствуют об увеличении экспорта Республики Беларусь, причем наибольший стоимостной объем экспорта Республики Беларусь характерен с Россией и Украиной.
По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-октябрь 2008 г. составил 63,6 млрд. долларов, в том числе экспорт - 29,4 млрд. долларов, импорт - 34,2 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-октябрем 2007 г. из расчета в фактических ценах увеличился на 52%, или на 10,1 млрд. долларов, импорт возрос на 51,3%, или на 11,6 млрд. долларов [18].
Увеличение стоимостных объемов внешней торговли в большей степени обусловлено повышением средних цен на экспортированные и импортированные товары. По сравнению с январем-октябрем 2007 г. средние цены экспорта возросли на 46%, импорта - на 27,9%. Физический объем экспорта увеличился на 4,1%, импорта - на 18,3%. За счет увеличения средних цен обеспечено 92,1% прироста стоимостного объема экспорта товаров и 64,4% импорта, за счет роста товарной массы - соответственно 7,9% и 35,6%. В октябре текущего года по сравнению с сентябрем средние цены экспорта упали на 7,7%, импорта - на 10%. Физический объем экспорта снизился на 0,5%, импорта - возрос на 6%. В январе-октябре 2008 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4747,6 млн. долларов, за январь-октябрь 2007 г. его величина составляла 3228,9 млн. долларов. Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с РФ увеличилось в 1,9 раза - с 6217,6 млн. долларов за январь-октябрь 2007 г. до 11577,3 млн. долларов за январь-октябрь 2008 г. [18].
Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). В январе-октябре 2008 г. в страну ввезено промежуточных товаров на сумму 25,6 млрд. долларов, или в 1,6 раза больше, чем за соответствующий период прошлого года. Экспорт промежуточных товаров составил 21,6 млрд. долларов, превысив уровень соответствующего периода прошлого года также в 1,6 раза. Средние цены на импортированные промежуточные товары увеличились на 33,7%, на экспортированные - на 56,8%. Физический объем этих товаров возрос на 17% и на 3,8% соответственно. Возросшие цены обеспечили 69,9% прироста стоимостного объема импорта и 94% экспорта промежуточных товаров.
Величина отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами увеличилась с 3129,8 млн. долларов в январе-октябре 2007 г. до 4053,8 млн. долларов в январе-октябре 2008 г. В январе-октябре 2008 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 179 странами мира. Товары поставлялись на рынки 136 государств, импортировалась продукция из 164 стран. Из общего объема экспорта республики на долю России приходится 32%, остальных стран СНГ - 11,8%, стран ЕС - 43,8%, остальных стран - 12,4%. Импорт из России составляет 61,4% общего объема импорта, остальных стран СНГ - 6,3%, стран ЕС - 20,6%, остальных стран - 11,7%. Основными торговыми партнерами республики в январе-октябре 2008 г. являлись: Россия - 47,8% от всего объема товарооборота, Нидерланды - 8,2%, Украина - 7%, Германия - 4,7%, Польша - 4,1%, Латвия - 3,3%, Китай - 2,5%, Соединенное Королевство - 2,4%, Бразилия - 1,9%, Италия - 1,5% [18].
Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь в 2008 году представлена данными рисунка 2.3.
Рисунок 2.3 - Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь в 2008 году (% к итогу)
Примечание - Источник: [18]
Анализ данных по объему экспорта Республики Беларусь по основным группам товаров позволяет сделать следующие выводы: наибольший удельный вес в общем объеме экспорта занимает экспорт минеральных продуктов, за 2008 г. он составил 37,9 % к общему объему экспорта страны, на втором месте продукция химической промышленности, включая химические волокна и нити - 18,9 %, немного ниже - машины, оборудование и транспортные средства - 18,7 %. Это три основные группы товаров в экспортном потенциале Республики Беларусь.
Анализ данных по объему импорта Республики Беларусь по основным группам товаров позволяет сделать следующие выводы: наибольший удельный вес в общем объеме импорта занимает импорт минеральных продуктов, за 2008 г. он составил 36,4 % к общему объему импорта страны (меньше, чем экспорт), на втором месте машины, оборудование и транспортные средства - 24,3 %, немного ниже - черные, цветные металлы и изделия из них - 17,3 %. Это три основные группы товаров в импортном потенциале Республики Беларусь.
2.2 Внешняя торговля товарами и услугами на современном этапе развития Республики Беларусь

По предварительным данным Национального банка Республики Беларусь объем внешней торговли товарами и услугами за январь-июль 2009 г. составил 29,1 млрд. долларов США, в том числе экспорт - 12,9 млрд. долларов, импорт - 16,2 млрд. долларов. К уровню января-июля 2008 г. из расчета в фактических ценах объем внешней торговли товарами и услугами составил 61% при прогнозе на 2009 год - 116,2-117,7%, экспорт - 56,1% (прогноз - 117-118,5%), импорт - 65,5% (прогноз - 115,5-117%). В январе-июле 2009 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 3301,9 млн. долларов (по прогнозу на 2009 год допустимая величина отрицательного сальдо составляет 1470- 1500 млн. долларов), в том числе сальдо внешней торговли товарами - отрицательное в объеме 4117,2 млн. долларов, услугами - положительное в размере 815,3 млн. долларов.
Экспорт и импорт товаров. По данным торгового баланса объем внешней торговли товарами за январь-июль 2009 г. составил 26,3 млрд. долларов, в том числе экспорт - 11 млрд. долларов, импорт - 15,3 млрд. долларов. Стоимостной объем экспорта республики по сравнению с январем-июлем 2008 г. из расчета в фактических ценах уменьшился на 46,1%, или на 9,5 млрд. долларов, импорта - на 34,9%, или на 8,2 млрд. долларов. Данные об объемах внешней торговли товарами за 2008 год и январь-июль 2009 г. приведены в приложении А. Изменение объемов внешней торговли, экспорта и импорта товаров характеризуется следующими данными (приложение Б).
В январе-июле 2009 г. наблюдалось существенное сокращение стоимостных объемов внешнеторговых операций. Это обусловлено как снижением средних цен на экспортированные и импортированные товары, так и сокращением физических объемов поставок. По сравнению с январем-июлем 2008 г. средние цены экспорта снизились на 32,9%, импорта - на 23,6%. Физический объем экспорта уменьшился на 19,7%, импорта - на 14,8%.
Ситуация в торговле с Российской Федерацией также определялась снижением средних цен и физического объема. Средние цены на экспортированные товары снизились на 20,6%, на импортированные - на 31,7%. Товарная масса экспорта уменьшилась на 32,6%, импорта - на 12,7%. Средние цены на товары, импортированные из стран вне СНГ, уменьшились на 6% при снижении средних цен экспорта на 38,8%. При этом по сравнению с январем-июлем 2008 г. физический объем импорта сократился на 16,5%, экспорта - на 12,1%.
В январе-июле 2009 г. сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 4285,5 млн. долларов. За январь-июль 2008 г. его величина составляла 3067,7 млн. долларов. Отрицательное сальдо внешнеторговых операций Республики Беларусь с Российской Федерацией уменьшилось в 1,6 раза (с 8356,2 млн. долларов за январь-июль 2008 г. до 5385,2 млн. долларов за январь-июль 2009 г.). Структура сальдо внешней торговли по укрупненным группам товаров характеризуется данными, приведенными в таблице 2.3. Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли товарами являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие).
Таблица 2.3 - Структура сальдо внешней торговли Республики Беларусь товарами за 2008 г. и январь-июль 2009 г. по укрупненным группам товаров
Январь-июль 2008 г.
Январь-июль 2009 г.
Прирост, уменьшение (-)
Сальдо внешней торговли товарами - всего
-3067,7
-4285,5
-1217,8
в том числе по группам товаров:
инвестиционные
617,5
-536,6
-1154,1
промежуточные
-3170,5
-3456,7
-286,2
потребительские
-432,2
-247,5
184,7
Сальдо внешней торговли товарами с Россией
-8356,2
-5385,2
2971,0
в том числе по группам товаров:
инвестиционные
1370,4
379,9
-990,5
промежуточные
-10897,2
-6717,2
4180,0
потребительские
1214,9
973,3
-241,6
Примечание - Источник: [18]
В январе-июле 2009 г. в страну ввезено промежуточных товаров на сумму 11154,2 млн. долларов, или на 38,6% меньше, чем за январь-июль 2008 г. Экспорт промежуточных товаров составил 7697,5 млн. долларов, что на 48,6% меньше, чем в январе-июле предыдущего года. Средние цены на импортированные промежуточные товары уменьшились на 28,8%, на экспортированные - на 37,9%. Физический объем поставок этих товаров снизился соответственно на 13,8% и на 17,2%. Величина отрицательного сальдо внешней торговли промежуточными товарами увеличилась с 3170,5 млн. долларов в январе-июле 2008 г. до 3456,7 млн. долларов в январе-июле 2009 г.
Данные об объемах экспорта и импорта промежуточных товаров приведены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 - Данные об объемах экспорта и импорта промежуточных товаров
Январь-июль 2008 г., млн. долл. США
Январь-июль 2009 г., млн. долл. США
Январь-июль 2009 г. к январю-июлю 2008 г.
прирост, уменьшение (-), млн. долл. США
в процентах
Экспорт
14983,6
7697,5
-7286,1
51,4
доля промежуточных товаров в общем объеме экспорта, %
73,2
69,8
Импорт
18154,1
11154,2
-6999,9
61,4
доля промежуточных товаров в общем объеме импорта, %
77,2
72,9
Сальдо
-3170,5
-3456,7
-286,2< и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.