На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность и функции ЦБ РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 17.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       Сущность и функции ЦБ РФ 

     Центральный Банк РФ (Банк России) – государственное  кредитное учреждение, наделенное правом выпуска  банкнот, регулирования  денежного обращения, кредита и валютного  курса, хранения официального золотовалютного  резерва.
     Центральный Банк РФ наделяется также правом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативную величину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков и предоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача – это проведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежного обращения.
     Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка России как публично-правовой организации законодательно определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами. Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка России являются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органов государственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.
     Принцип независимости – ключевой элемент статуса Центрального Банка Российской Федерации – проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
     Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
     Функции Банка России:
    во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
    является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
    устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    устанавливает правила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
    осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
    регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
    осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
    осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;
    определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
    организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
    проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений;
    публикует соответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами.
     Для реализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
     Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
     Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. 

     2.2 Направления денежно-кредитной  политики Банка  России 

     Денежно-кредитная политика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, по двум направлениям:
     - проведение экспансионистской  или расширительной  политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
     - проведение рестриктивной  или ограничительной  (жесткой) политики, направленной на  увеличение процентной  ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег больше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти. [4, с. 112]
     2.3 Инструменты кредитно–денежной политики ЦБ РФ 

     В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:
     - процентные ставки  по операциям Банка  России;
     - нормативы обязательных  резервов, депонируемых  в Банке России 
     - операции на открытом  рынке;
     - рефинансирование  банков;
     - валютное регулирование;
     - установление ориентиров роста денежной массы;
     - прямые количественные  ограничения.
     1. Процентные ставки.
     Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
     Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.
     Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге  активизируется платежный баланс, увеличивается  предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной  и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
    Резервные требования.
     Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой хранение части  резервов коммерческих банков в центральном  банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.
     Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности  банковской системы, используемый для  контроля денежных агрегатов посредством  снижения денежного мультипликатора.
     3. Операции на открытом рынке.
     Одним из самых важных средств регулирования  денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются  в продаже или покупке центральным  банком у коммерческих банков государственных  ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
     В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных  ценных бумаг, которые обладают высокой  степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.
     В настоящее время в мировой  экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.
     4. Рефинансирование банков.
     Термин  «рефинансирование» означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.
     Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
     Кредиты Банка России предоставляются в  соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации» банкам – резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации  в целях поддержания и регулирования  ликвидности банковской системы.
     Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами  единой государственной денежно-кредитной  политики.
     В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.
     Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.
     Последнее является главной целью данного  метода денежно-кредитной политики центрального банка.
     5. Валютное регулирование.
     Валютное  регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
     6. Ориентиры роста денежной массы.
     Банку России предоставлено право устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.
     7. Селективное регулирование.
     Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.
     Дабы  избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает  предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.
     Если  государство хочет не допустить  увеличения денежной массы, то оно может  всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский  кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.
     Государство в лице центрального банка может  влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы  к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие. 

     В 2010 году реализация денежно-кредитной политики происходит в условиях, когда основные последствия наиболее острой фазы мирового финансово-экономического кризиса преодолены, но российская экономика еще не вышла на траекторию устойчивого роста. Масштабные антикризисные меры, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в 2008-2009 годах, позволили преодолеть дефицит ликвидности и не допустить дестабилизации функционирования банковской системы. Наметившееся улучшение основных макроэкономических показателей и индикаторов финансовой системы позволило Банку России приступить к постепенному сворачиванию мер, которые были введены им в острую фазу кризиса. Вместе с тем неустойчивое восстановление экономической активности и медленный рост банковского кредитования определяют задачу поддержания и расширения совокупного спроса.
     В целом с начала цикла смягчения денежно-кредитной политики до 1 июня 2010 года ставка рефинансирования Банка России была снижена на 5,25 процентного пункта (до 7,75%), минимальная процентная ставка по рыночным операциям предоставления ликвидности на срок до 7 дней – на 5 процентных пунктов (до 5%), ставка по однодневным депозитам и депозитам до востребования – на 5,25 процентного пункта (до 2,5%).
     Динамика денежной массы определяет инфляционные риски в средне- и долгосрочный период. Достаточно продолжительное (в течение предыдущих двух лет) снижение годовых темпов роста денежной массы ограничивало давление со стороны денежных факторов на динамику инфляции в 2009 году и первой половине 2010 года. Оживление экономики, укрепление рубля (преимущественно в I квартале 2010 года), а также замедление инфляции обусловливали продолжение начавшегося в предыдущем году увеличения спроса на деньги. Росло и денежное предложение. После острой фазы финансово экономического кризиса рост денежной массы во многом носил восстановительный характер и на 1.10.2010 годовой темп прироста денежного агрегата М2 составил 31,2%. Оценка темпов прироста денежного агрегата М2 в целом за 2010 год повышена до 25-28% (Приложение 2, таблица 2).
     В настоящее время Банк России считает, что инфляционные риски, обусловленные монетарными факторами, находятся на приемлемом уровне. Повышение гибкости курсообразования и уменьшение дефицита федерального бюджета способствовали снижению инфляционных рисков, связанных с формированием денежного предложения. Курсовая динамика оказывала заметное влияние на выбираемую экономическими агентами валютную структуру финансовых активов. По предварительным оценкам платежного баланса Российской Федерации, объем наличной иностранной валюты вне банков за девять месяцев 2010 года сократился на 13,0 млрд. долларов США. Согласно предварительным данным, объем депозитов в иностранной валюте в долларовом эквиваленте за январь-сентябрь 2010 года сократился на 6,1%, в то время как за аналогичный период предыдущего года этот показатель возрос на 15,6%. В результате доля депозитов в иностранной валюте в структуре денежного агрегата М2Х (включающего депозиты в иностранной валюте) снизилась до 16,8% на 1.10.2010 (на 1.10.2009 – 22,1%). Тем не менее, годовые темпы прироста широкой денежной массы М2Х в январе-сентябре 2010 года увеличивались и, по предварительным данным, на 1.10.2010 составили 22,9% (Приложение 2, таблица 3).
     Объем денежной базы в широком определении, характеризующий денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за январь-сентябрь 2010 года увеличился на 10,2% (за соответствующий период 2009 года он снизился на 13,9%). Годовой темп прироста широкой денежной базы на 1.10.2010 составил 48,3% (на 1.10.2009 ее объем сократился по сравнению с аналогичной датой предыдущего года на 9,7%). Опережающий рост денежной базы по сравнению с денежной массой отражает снижение денежного мультипликатора, составившее за рассматриваемый период 11,6%. Такая динамика стала следствием существенного роста уровня ликвидности банковского сектора: отношение совокупных банковских резервов к депозитам, включаемым в состав денежной массы (М2), возросло с 13,0% на 1.10.2009 до 19,4% на 1.10.2010. Это отражает потенциальную возможность расширения банковского кредитования. Изменение динамики денежной базы по сравнению с предыдущим годом было обусловлено главным образом ускорением роста международных резервов органов денежно-кредитного регулирования. За январь-сентябрь 2010 года объем чистых международных резервов в долларовом эквиваленте, рассчитанный по фиксированным курсам валют к доллару США, повысился на 14,4% (на 0,7% за тот же период 2009 года). Общий объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке в январе-сентябре 2010 года составил 44,5 млрд. долларов США, в результате чего в банковский сектор поступила ликвидность в объеме 1,3 трлн. рублей. При этом бюджетный канал в текущем году оказывал сдерживающее влияние на рост денежной базы вследствие формирования профицита расширенного бюджета (в январе-августе текущего года его величина по отношению к ВВП составила 0,9% по сравнению с дефицитом в размере 2,3% ВВП в январе-августе 2009 года). В этих условиях чистый кредит расширенному правительству со стороны органов денежно-кредитного регулирования за январь-сентябрь 2010 года сократился на 129,0 млрд. рублей (Приложение 2, таблица 4).
     С учетом фактически складывающихся тенденций Банк России уточнил параметры денежной программы на 2010 год. В целом, ожидаемые на конец года показатели близки к значениям параметров денежной программы по IV варианту, представленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов» и соответствующему среднегодовой цене на нефть сорта «Юралс» 80 долларов США за баррель. Прирост денежной базы в узком определении в 2010 году оценивается в 26%, и на конец 2010 года ее объем может составить 5,9 трлн. рублей (в IV варианте программы – тот же объем). Прирост чистых международных резервов органов денежно - кредитного регулирования в 2010 году в соответствии с прогнозом платежного баланса может составить 1,9 трлн. рублей (2,0 трлн. рублей исходя из IV варианта денежной программы на 2010 год). Прирост чистого кредита расширенному правительству со стороны Банка России в 2010 году оценивается в 0,8 трлн. рублей (в IV варианте денежной программы на 2010 год – 0,9 трлн. рублей). 
 

       Анализ денежно – кредитного  регулирования 2008 – 2009 год
              2008 (руб) 2009 (руб)
Чистые  требования к органам  государственного управления             1 308 572 975 582
Требования  к центральному банку 17 903 729 23 522 080
Требования  к федеральным органам государственного управления 6 906 204 7 881 932
Обязательства перед федеральными органами государственного управления 3 178 368 7 552 646
Требования  к населению 11 127 183 10 414 578
Обязательства перед центральными банками 46 198 935 35 045 866
Депозиты, включаемые в широкую  денежную массу 135 043 398 159 218 786
 
---
     Из  таблицы 2.1 следует что в период с 2008 по 2009 годы требования со стороны  кредитных организаций к организациям государственного управления уменьшились  на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%
 

      Глава 3. Основные направления единой государственной денежно- кредитной политики на 2009 г. И период 2010 и 2011 г 

     3.1 Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 

     В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи главной целью денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.
     В целях повышения эффективности денежно-кредитной политики Банк России продолжит движение в сторону свободного курсообразования, не препятствуя динамике обменного курса рубля, формирующейся на основе фундаментальных макроэкономических факторов. При этом Банк России сохранит свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.
     Сокращение интервенций на внутреннем валютном рынке, повышение гибкости обменного курса рубля и постепенное сворачивание антикризисных мер будут способствовать усилению роли процентной политики Банка России в снижении инфляции и инфляционных ожиданий экономических агентов.
     Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности и процентные ставки этого рынка также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Поэтому эффективность действий Банка России в области денежно-кредитной политики в значительной степени будет зависеть от состояния государственных финансов, успешности проведения умеренно-жесткой бюджетной политики, предусмотренной параметрами проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
     Преодоление острой фазы кризиса и восстановление роста экономики определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.
     Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное влияние проблемы в финансовом секторе оказывают на состояние практически всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе.
     Усиление конкуренции потребует изменения модели развития кредитных организаций в направлении большей диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.
     С целью повышения эффективности своих действий Банк России при проведении денежно-кредитной политики будет учитывать ситуацию на финансовых рынках, риски, обусловленные ростом денежных агрегатов, кредитов и цен на активы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.