На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый контроль как экономическая категория

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     Финансы  являются  неотъемлемой  частью  экономических   отношений,   а финансовый  контроль  –  неотъемлемой  частью   финансов.   Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового  контроля, так  и в оценке его  значении.
     Проблема  переориентации финансового контроля,  его  адаптация  к  новым условиям является, на мой взгляд, одной из  основных  на  сегодняшний  день. Потому что  он касается как государства (так как с его  помощью  государство  увеличивает  собираемость   налогов),   так   предприятия,   организации `и учреждения (которые с помощью финансового контроля   могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
     Целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия финансовый  контроль, его  видов, основных методов. Работа состоит из трех глав, первая из которых  раскрывает  само понятие финансовый контроль, вторая и третья главы посвящены  двум  его  формам: государственному (по законодательству финансовый контроль в  Российской Федерации  осуществляется со стороны Президента, органов представительной власти и  специализированных органов. Каким образом и на  каком основании осуществляется  контроль со стороны всех вышеперечисленных государственных структур) и негосударственному (т.е.  контролю  со  стороны негосударственных структур,  прежде  всего со  стороны аудиторских фирм. Таким образом, моя курсовая работа  будет  представлять  собой  некое  теоретическое пособие, в  котором  будут  рассмотрены  все  аспекты  такого  понятия,  как финансовый контроль. 

 

     Глава 1. Финансовый контроль как экономическая  категория 

     1.1. Сущность финансового  контроля
     Финансовый  контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
     Таким образом, финансовый контроль, с одной  стороны, является одной из завершающих  стадий управления финансами, а с  другой, он выступает необходимым  условием эффективности управления ими.
     Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
     Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности  и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном  порядке.
     Финансовый  контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных  категорий, имеет определенную сферу  применения и соответствующую целевую  направленность. Объектом финансового  контроля являются денежные, распределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного  хозяйства.
     Непосредственным  предметом проверок выступают такие  финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную  стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны  производственной, хозяйственной и  коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также  механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
     Сферой  финансового контроля являются практически  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых  случаях  и  без  них (бартерные сделки и  т. п.).
     Контролю  подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и  имеющие нормальные результаты деятельности.
     Финансовый  контроль включает проверку:
    соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;
    составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
    финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.
     Перед финансовым контролем стоят следующие  задачи:
    содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
    обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
    выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
    содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
    обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам;
    содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность  может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические  меры воздействия конкретно проявляются  через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению  эффективности производства, его  интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
     Проблема  усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности. 

     1.2. Формы  финансового  контроля.
     Необходимым условием эффективности финансового  контроля является система бухгалтерского учета, обеспечивающая достоверность  и полноту отражения стоимостных  показателей деятельности подотчетного юридического или физического лица. Только при таком условии результаты финансового контроля дают возможность для анализа и объективной оценки динамики финансовых показателей и корректировки хода реализации финансовой политики на определенный период развития, как отдельной сферы деятельности, так и всего государства.
     В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные  сферы: государственный  и негосударственный финансовый контроль.
     Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую  роль в организации финансового контроля играет конституция страны.  Правовой регламент контроля зависит от типа государства,  его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
     Государственный финансовый контроль призван отслеживать  стоимостные пропорции распределения  валового национального     продукта.     Он распространяется на все каналы движения денежных  ресурсов,  так  или  иначе связанные  с формированием   государственных   ресурсов,    полнотой    и своевременностью их поступления  и целевым использованием.  Государственные  контролеры  наделены  правом  осуществлять  ревизии   и   проверки как в государственном  секторе, так и в сфере частного  и  корпоративного бизнеса, если таковые  предопределены общенациональными  экономическими интересами.
     Негосударственный  финансовый  контроль  подразделяется  на  внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
     Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно  отличаются   конечными   целями.  Главная  цель государственного контроля — максимизировать поступление  ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного  с (главным  образом,  внутрифирменного)  —  напротив,   минимизировать   свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью  повышения  нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы  контроля  ограничены правовыми рамками действующих законов.
     Мировое сообщество на  основе  многолетнего  опыта  разработало  основные принципы организации государственного  финансового  контроля,  к  реализации которых  стремится  каждое  современное  цивилизованное   государство. К  ним относятся такие универсальные  принципы, как независимость и  объективность, компетентность  и  гласность.  Независимость  контроля  должна   быть   обеспечена   финансовой самостоятельностью контрольного органа,  более длительными  по  сравнению  с парламентскими сроками  полномочий руководителей органов  контроля,  а  также их конституционным  характером. Объективность и компетентность  подразумевают неукоснительное  соблюдение контролерами действующего   законодательства, высокий  профессиональный  уровень  работы  контролеров  на  основе   строго установленных стандартов проведения ревизионной работы.    Гласность предусматривает постоянную связь государственных    контролеров    с общественностью и средствами массовой информации.
     1.3. Методы и приемы  финансового контроля.
     Специфика любого контроля как элемента управления - его вторичность: контролировать можно  только то, что уже имеется независимо от контроля. Финансовый контроль не является сам по себе инструментом непосредственной организации финансовой деятельности. Он имеет целью устранение или  предотвращение ошибок в этой деятельности или улучшение ее. Для осуществления  контроля необходимы критерии, с которыми сравнивается действительность. Такие  критерии определяются финансовым законодательством  и другими правовыми нормами  организации финансовой деятельности. Теоретической концепцией, определяющей сущность и организацию финансового контроля, является прежде всего отличие этих сравнительных критериев и границ вмешательства в финансовую деятельность различных структур контролирующих органов в различных государствах. Этим определяется и различие в системе органов финансового контроля и конкретных форм и методов работы.
     Под финансовым контролем понимается наблюдение, определение или выявление фактического положения финансовых показателей  деятельности по сравнению с заданным. По времени проведения финансового контроля он подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
     Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных   соглашений,  учредительских  документов и т. д. Таким образом он способствует предотвращению неправильного, нерационального расхождения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов деятельности хозорганов в целом. Еще на стадии составления финансовых планов (прогнозов) и смет доходов и расходов с его помощью могут быть выявлены дополнительные ресурсы, что особенно важно в условиях усиления ответственности предприятий за свое финансовое состояние. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов. Осуществляется он при проверке обоснованности расчетов прибыли, потребности в источниках финансирования капитальных вложений.  
     Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины в процессе исполнения финансовых планов предприятий, организаций и учреждений, при открытии кредитов финорганами, проверке документации по совершаемым операциям бухгалтерами предприятий, организаций и т.д.
     Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.
     По  приемам и способам осуществления финансового  контроля различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдение (мониторинг), ревизии.
     Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.
     Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более широкому кругу показателей, и определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства. Производятся опросы, анкетирование.
     Надзор — это контроль за осуществлением финансовых операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством. Систематическое и грубое нарушение норм, требований, приводящее к ущемлению интересов партнеров субъекта контроля, влечет за этой в ряде случаев применение санкций, например в виде отзыва лицензии на выполнение каких-либо видов деятельности (операций).
     Анализ  финансового состояния как метод финансового контроля должен быть системным и по факторным. Он проводится по периодической или годовой отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.
     Наблюдение (мониторинг) — это постоянный контроль за использованием финансовых ресурсов субъекта контроля и его финансовым состоянием.  Наблюдение может устанавливаться стороны кредитора с согласия субъекта, а также может вводить арбитражным судом при установлении признаков финансовой не состоятельности (невыполнений взятых на себя финансовых обязательств) предприятия.
     Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и представляет проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций за отчетный период.
     В зависимости от объекта различают  ревизии полные, частичные, тематические и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.
     По  характеру материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются  на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические  (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).
     Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается  цель, объект, тема и основные вопросы  ревизии.
     1.4. Виды финансового  контроля 
     Виды   финансового   контроля   весьма   разнообразны.    Их    принято  классифицировать по следующим критериям:
     1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
     Обязательный  контроль  за  финансовой   деятельностью   физических   и юридических  лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например,  к налоговым  проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных  ресурсов, обязательному  аудиторскому  подтверждению  данных   финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и  т. д.,  осуществляемым  в  основном внешними, независимыми контролерами.
     Инициативный  (внутренний) контроль  не   вытекает   из   финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления  финансами  для достижения тактических  и стратегических целей.
      2. Время проведения —   предварительный,   текущий   (оперативный), последующий;
     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для  предупреждения  финансовых  нарушений.
     Он  предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов   для  предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. 
     Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в   момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд  и  субсидий  и т. д.  Он  предупреждает  возможные   злоупотребления   при   получении и расходовании  средств,  способствует  соблюдению  финансовой  дисциплины и своевременности  осуществления денежных расчетов. Большую  роль  здесь  играют бухгалтерские  службы.
     Последующий финансовый контроль, проводимый  путем  анализа  и  ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации,  предназначен  для оценки результатов  финансовой деятельности экономических  субъектов,  эффективности осуществления  предложенной  финансовой  стратегии,   сравнения   финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.
     3. Субъекты контроля — президентский,  контроль  законодательных органов власти и местного  самоуправления,  контроль  исполнительных  органов власти, контроль финансово-кредитных органов,   внутрифирменный, аудиторский;
     4. Объекты контроля  — бюджетный,  контроль  за  внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

       Глава 2. Государственный финансовый контроль.

 
     2.1. Осуществление государственного  финансового контроля
     Само  понятие «государственный финансовый контроль» включает в себя следующие положения:
    контроль за исполнением федерального бюджета;
    контроль за исполнением бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    контроль за организацией денежного обращения;
    контроль за использованием кредитных ресурсов;
    контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга;
    контроль за состоянием государственных резервов;
    контроль за предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ;
    контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие федеральные внебюджетные фонды, а также кредитных и заемных средств, направляемых на финансирование федерального бюджета;
    контроль за своевременным финансированием расходов на социальную сферу по объему, структуре и целевому назначению, в том числе на оплату труда (денежное довольствие), выплату пенсий, стипендий, пособий и другие социальные выплаты.
     В настоящее время в Российской Федерации нет ни единого органа государственного финансового контроля. Важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности является президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины, осуществляемый в соответствии с Конституцией РФ посредством издания указов по финансовым бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных актов.
     Функции финансового контроля выполняет  также Главное контрольное управление Президента РФ, являющееся структурным подразделением Администрации Президента и действующее на основе Указа Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
     Главное   контрольное   управление   наделено   правом   требовать   от руководителей   государственных   органов,   организаций   и    предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой  информации,  необходимой  для  проведения  проверок;  привлекать к проверкам специалистов и представителей  правоохранительных  органов   и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам  проверок. Оно вправе  направлять  предписания  об  устранении  финансовых  нарушений, которые должны быть рассмотрены и течение 10 дней. Но оно  не  имеет  права самостоятельно применять какие-либо санкции.
     Органы  исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управлений.
     Правительство РФ на основании Конституции РФ и  Федерального закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств. При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
     Важнейшее место в системе финансового  контроля со стороны Правительства  РФ  занимает  Министерство  финансов  РФ   (Минфин),   которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде  всего Минфин  осуществляет:
    финансовый   контроль   в   процессе   разработки   федерального    бюджета;
    контролирует  поступление  и  расходование  бюджетных  средств   и   средств федеральных внебюджетных фондов;
    участвует в проведении валютного  контроля;
    контролирует  направление  и   использование   государственных   инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.
         По результатам контроля Минфин  вправе:
      требовать  устранения  выявленных нарушений;
      ограничивать и приостанавливать  финансирование  из  федерального бюджета предприятий и организаций  при  наличии  у  них  фактов  незаконного расходования  средств,   а   также   непредставления   ими   соответствующей отчетности; 
      взыскивать  государственные  средства,   используемые   не   по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
     Большую роль в проведении финансового  контроля  играет  осуществляемое Минфином  методическое  руководство  организацией  бухгалтерского  учета   в стране,  а  также  проведение  аттестации   по   аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности (сюда не входит аудит  банков).
     Следует   отметить,   что    контрольные    полномочия    Минфина    РФ распространяются  на финансовые  средства   только   федерального   уровня.
     Бюджетное законодательство РФ предусматривает  финансовую  самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления.  Они  сами  несут  ответственность  за  формирование   и   использование   своих   бюджетов   и внебюджетных фондов.
       Оперативный  контроль использования   государственных средств осуществляет  действующий в рамках Минфина  Департамент  государственного финансового контроля и аудита, а также органы  Федерального  казначейства.
     Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, созданный  Постановлением Правительства  РФ  от  6  марта  1998г.,  является преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент и его территориальные  подразделения  обязаны  проводить  комплексные  ревизии  и тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных   внебюджетных   фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной  деятельности  по  заданиям правоохранительных  органов,  а  также   органов   государственной   власти субъектов РФ и местного самоуправления.
     Органы  Федерального казначейства призваны осуществлять  государственную бюджетную политику; управлять процессом  исполнения  федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.
       На него возложены следующие  задачи:
     1. контроль за доходной и расходной  частью федерального  бюджета   в  ходе его исполнения;
     2. контроль состояния государственных  финансов  в  целом  (предоставление  высшим органам  законодательной   и  исполнительной  власти  отчетов  о финансовых операциях  Правительства РФ и состоянии  бюджетной системы;
     3. контроль совместно с Банком  России состояния государственного  внешнего и внутреннего долга  РФ;
     4. контроль государственных федеральных  внебюджетных фондов и  финансовых  отношений между ними и федеральным  бюджетом.
     Органы  Казначейства имеют право производить  проверки различных денежных документов,  отчетов  и  смет  в   государственных   органах,   банках, на предприятиях всех форм  собственности,  использующих  средства  федерального бюджета  и внебюджетных фондов, приостанавливать операции  по  их  счетам  в  банках. Они имеют  право  выдавать  предписания  о  взыскании  в  бесспорном порядке государственных  средств, с наложением штрафа в  размере  действующей учетной ставки  Центрального  банка  России,  а  также  налагать  штрафы  на коммерческие банки в  случае несвоевременного зачисления ими  поступающих  от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета  и  внебюджетных фондов в размере  действующей в данном банке процентной  ставки,  увеличенной на  10  пунктов.  Как правило,  органы   Казначейства   взаимодействуют   с налоговыми и правоохранительными органами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.