На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Аудит расчетов по налогу на прибыль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


содержание 

     введение 3 

     1 Теоретические аспекты аудита расчетов по налогу на прибыль 5 

     1.1 Цели, задачи, информационное обеспечение аудита расчетов по   налогу на прибыль 5
     1.2 Нормативное регулирование расчетов по налогу на прибыль 6 

     2 Обзор методик аудита расчетов по налогу на прибыль 9 

     2.1 Методика Минфина РФ 9
     2.2 Методика Ю.Ю. Кочинева 13
     2.3 Методика Д.Ю.Филипьева 23
     2.4 Критический обзор методик аудита 37 

     3 Аудит расчетов по налогу на прибыль на примере МУП «Теплоцентраль» 41 

     3.1 Краткая характеристика предприятия 41
     3.2 Планирование аудита 42
     3.3 Аудит расчетов по налогу на прибыль по существу 44
     3.4 Обобщение результатов проверки 54 

     Заключение 56 

     Список использованных источников 57 

     Приложения 59 

 


введение

 
     Начиная с 2002 г. организации – плательщики  налога на прибыль обязаны параллельно с бухгалтерским вести и налоговый учет с целью исчисления налога на прибыль в соответствии с главой 25 НК РФ.
     Различия  в этих видах учета распространены в международной практике и обусловлены тем, что бухгалтерский учет логичен, он отражает реальную и действительную картину хозяйствования и формирования финансовых результатов. Налоговый же учет предназначен исключительно для целей налогообложения, налоговым законодательством установлен ряд ограничений и специальных правил для учета тех или иных расходов или убытков.
       Актуальность методических вопросов проверки налога на прибыль связана с тем, что данный налог является одним из наиболее сложных и спорных, так как некоторые пробелы в законодательстве создают трудности при определении налогооблагаемой базы. Поэтому искажения и нарушения в данной области учета и формирования бухгалтерской и налоговой отчетности могут повлечь за собой существенные последствия для проверяемого субъекта, в частности, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства.
     Многие  владельцы и руководители компаний в первую очередь ориентируют аудиторов на проверку именно начисления и уплаты налогов. В условиях жесткой фискальной политики государства незнание налогового законодательства приводит к неэффективному ведению бизнеса, либо вынуждает использовать нелегальные способы ухода от уплаты налогов, что связано с большим количеством рисков, начиная от штрафов и заканчивая полной потерей бизнеса и привлечением к уголовной ответственности.
     Аудит  налога на прибыль позволяет привести в соответствие с законодательством расходы фирмы, выявить налоговые риски, сделать необходимые исправления документов, ликвидировать возможность возникновения ошибки в расчетах, что в дальнейшем позволит избежать штрафных санкций и разбирательств с налоговыми органами.
     Главная цель данной работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты аудита налога на прибыль.
     Задачами  курсовой работы являются:
    определение целей и задач аудиторской проверки расчетов по налогу на прибыль, источников информации, используемых для проверки выбранного участка;
    установление основных нормативных документов, регулирующих действия аудитора при проверке расчетов по налогу на прибыль;
    обзор методик аудита расчетов по налогу на прибыль (на примере методик Минфина РФ, Ю.Ю. Кочинева и Д.Ю. Филипьева);
    проведение аудита налога на прибыль на примере МУП «Теплоцентраль». 

     1 Теоретические аспекты  аудита расчетов по налогу  на      прибыль

     1.1 Цели, задачи, информационное  обеспечение аудита расчетов  по   налогу на прибыль

 
     Основными задачами аудита расчетов по налогу на прибыль является получение доказательств  по вопросам:
    отражения текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской отчетности;
    отражения сумм отложенного налога в бухгалтерской отчетности согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
    классификации и раскрытия в бухгалтерской отчетности с должной степенью детализации информации о расходе по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах;
    состояния синтетического и аналитического учета расчетов по налогам;
    формирования налоговой базы, применения налоговых льгот;
    полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль.
     Две последние задачи не являются самоцелью, это непосредственные задачи налогового аудита. Однако их необходимо решать также  в процессе «классического» аудита, поскольку указанные моменты, в  конечном счете, влияют на достоверность  бухгалтерской отчетности.
     Учитывая вышеизложенное, можно выделить 2 основные цели аудита налога на прибыль:
    формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности в части показателей, отражающих расход по налогу на прибыль и налоговое обязательство;
    формирование мнения о соответствии применяемой методики порядка формирования и отражения в налоговом учете величины налоговых обязательств по налогу на прибыль нормам, установленным законодательством.
     Таким образом, специфика сегмента «Аудит  расчетов с бюджетом» (в том числе по налогу на прибыль) в отличие от других сегментов аудита заключается в том, что проверка проводится не только на соответствие требованиям нормативных актов РФ по бухгалтерскому учету, но и требованиям российского налогового законодательства.
     Данная  особенность отражается и в источниках формирования отчетной информации (бухгалтерской и налоговой), которая подвергается аудиторской проверке. Это продемонстрировано в таблице 1. 

Таблица 1 – Источники формирования отчетной информации по налогу на прибыль 

Показатель  отчетности Форма отчетности Источник информации
Прибыль, рассчитанная по правилам бухгалтерского учета Отчет о прибылях и убытках Регистры бухгалтерского учета
Прибыль, рассчитанная по правилам налогового законодательства Декларация  по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущий расход по налогу на прибыль Отчет о прибылях и убытках, Декларация по налогу на прибыль Регистры налогового учета
Текущее обязательство по налогу на прибыль Бухгалтерский баланс, Декларация по налогу на прибыль Регистры бухгалтерского учета
Отложенное  налоговое обязательство или актив Бухгалтерский баланс Регистры налогового и бухгалтерского учета

     1.2 Нормативное регулирование  расчетов по налогу на прибыль

 
     При планировании и проведении аудита расчетов по налогу на прибыль аудитору необходимо использовать следующие законодательные и иные нормативные акты:
    Налоговый  кодекс РФ, в частности глава 25;
    Гражданский кодекс РФ;
    Федеральный Закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
    Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
    Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол № 25 от 22 апреля 2004 г.
    Постановление Правительства РФ «O классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» от 01.01.2002 г. № 1;
    Постановление Правительства РФ «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» от 08.02.2002 г. № 92;
    Перечень иностранных и международных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций-получателей грантов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.06.2008 г. № 485;
    Постановление Правительства РФ «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» от 12.11.2002 г. № 814;
    Приказ Минфина РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации и порядка ее заполнения» от 05.05.2008 г. № 54н;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 07.03.2002 г. № БГ-3-23/118;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации» от 05.0 1.2004 г. № БГ-3-23/1;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и Инструкция по ее заполнению» от 23.12.2003 г. № БГ-3-3/709@;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 14.04.2004 г. № САЭ-3-23/286@;
    Приказ МНС РФ «Об утверждении Инструкции по заполнению формы налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов» от 03.06.2002 г. БГ-3-23/275;
    Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. № 114н;
    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.06.1999 г. № 43н;
    другие нормативные акты РФ.
 
 


     2 Обзор методик  аудита расчетов по налогу  на прибыль

     2.1 Методика Минфина  РФ

 
     В 2004 г. Минфин РФ утвердил Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг (утверждены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 23.04.2004 (Протокол от 22.04.2004 N 25)).
     Минфин  предлагает проводить аудиторскую проверку в 3 этапа:
    планирование аудита;
    проведение аудита по существу;
    завершение аудита.
     На  этапе планирования проводятся:
    оценка аудиторского риска и допустимой ошибки (уровня существенности);
    анализ учетной политики;
    составление программы аудита по существу, выбор аудиторских процедур.
     Анализ  учетной политики осуществляется с  целью:
    установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения из-за разницы в оценке и признании активов, обязательств, доходов и расходов;
    выявления постоянных и временных разниц при расчете прибыли;
    выявления ключевых по риску элементов;
    выражения мнения по вопросу применяемой учетной политики аудируемого лица для целей налогообложения.
     После анализа учетной политики, определяются «ключевые по риску области», вероятность  ошибок в которых высока. Такие  области, как правило, подлежат сплошной проверке, к ним могут быть отнесены:
    операции, неоднозначно трактуемые в законодательстве и сложные в понимании с точки зрения включения в налогооблагаемую базу операций со связанными сторонами;
    операции с различиями в методах учета, определенных бухгалтерским и налоговым законодательством или учетной политикой;
    другие операции.
     На  заключительной стадии планирования аудиторской проверки производится составление программы аудита по существу и выбор аудиторских процедур.
     Аудиторские процедуры, применяемые для получения  доказательств, состоят из тестов средств  контроля в отношении оценки организации  и эффективности функционирования систем учета и внутреннего контроля и процедур по проверке по существу.
     Аудиторские процедуры при проверке по существу налога на прибыль и расчетов с  бюджетом состоят из тестов на соответствие (детальных тестов) и аналитических  процедур.
     Тесты на соответствие имеют целью проверку соответствия содержащейся в документах информации установленным правилам, требованиям, нормативам; выявления в учетных документах ошибочных сумм, которые могут оказаться существенными.
     Аналитические процедуры имеют целью изучения полученных в ходе аудита результатов  и рассмотрения взаимосвязей отдельных  показателей, формирующих базу по налогу на прибыль и задолженность перед  бюджетом.
     Методы  проведения аудиторских процедур с  целью  получения достаточных и надлежащих по характеру аудиторских доказательств при проверке налога на прибыль состоят из:
    опроса персонала аудируемого лица;
    наблюдения;
    запроса и подтверждения;
    инспектирования первичных документов, учетных регистров, налоговых деклараций и другой документации;
    арифметических подсчетов;
    аналитических процедур.
     Детальный перечень аудиторских процедур, необходимых  для практического осуществления аудиторской проверки по налогу на прибыль, приводится в программе проверки по существу. В программе также определяется объем аудиторских процедур и делается ссылка на рабочий документ, в котором будут собраны аудиторские доказательства и сделаны выводы по каждому элементу аудиторской проверки налога на прибыль.
     Второй  этап проверки (проведение аудита по существу) включает в себя:
    проведение аудиторских процедур;
    детальное тестирование;
    аналитические процедуры;
    сбор аудиторских доказательств;
    оформление рабочих документов.
     На  данном этапе проводятся:
    проверка соблюдения налоговой политики;
    проверка правильности определения постоянных и временных разниц, налоговых активов и обязательств;
    проверка правильности определения текущего налога на прибыль и чистой прибыли.
     На  завершающем этапе аудита проводятся:
    обобщение и оценка результатов проверки;
    документальное оформление результатов проверки.
     На  данном этапе осуществляется анализ выполнения программы аудита, класссификация выявленных ошибок и нарушений, обобщение и оформление результатов проверки, формулируются виды оговорок по налогу на прибыль для аудиторского заключения по финансовой отчетности.
     Письменная  информация (отчет) аудитора руководству  и (или) собственникам должен содержать сведения о выявленных в процессе проверки:
    нарушениях учетной политики для целей налогообложения;
    недостатках в системе налогового учета и внутреннего контроля, которые привели или могут привести к нарушениям при расчете налога на прибыль и выполнению обязательств перед бюджетом;
    количественных отклонений при формировании базы по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством;
    искажениях в представлении и раскрытии информации по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом в финансовой отчетности.
     В письменной информации (отчете) аудитором  должны быть даны ссылки на законодательные  и нормативные акты, нарушения  которых выявлены в ходе проверки, и даны предложения по устранению данных нарушений.
     В аудиторском заключении по существенным искажениям и ограничениям, влияющим на мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности, могут быть даны следующие оговорки, касающиеся налога на прибыль:
    по разногласиям относительно налоговой политики и методов налогового учета;
    по разногласиям относительно раскрытия информации по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом в финансовой отчетности (классификации налоговых обязательств на текущие и долгосрочные, соблюдения принципа осмотрительности в отношении налоговых активов);
    по событиям, возникшим после отчетной даты, и условным фактам в хозяйственной деятельности, связанным с обязательством перед бюджетом по налогу на прибыль (по судебным делам и налоговым проверкам);
    по существенным суммам занижения расхода по налогу на прибыль и обязательств перед бюджетом;
    по ограничениям в объеме работы аудитора.

     2.2 Методика Ю.Ю.  Кочинева

 
     По  мнению Ю.Ю. Кочинева, в ходе проверки исчисления налога на прибыль аудитор должен удостовериться:
    в установлении учетной политикой порядка ведения налогового учета;
    в полноте и правильности формирования доходов в соответствующих регистрах налогового учета;
    в полноте и правильности формирования расходов в соответствующих регистрах налогового учета;
    в экономической оправданности и документальной подтвержденности расходов;
    в обоснованности оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции;
    в правильности определения налоговой базы;
    в правильности переноса суммы убытка на будущее;
    в правильности исчисления и своевременности уплаты налога и авансовых платежей;
    в правильности заполнения и своевременности предоставления налоговой декларации;
    в ведении бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, соответствии его установленным требованиям;
    в наличии инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на прибыль с налоговым органом.
     В соответствии с приведенным перечнем задач автор и предлагает проводить аудит.
    Установление учетной политикой порядка ведения налогового учета.
     Организация обязана вести налоговый учет доходов и расходов для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно ст. 313 НК РФ организация вправе:
    вести самостоятельные регистры налогового учета;
    использовать для цели налогового учета регистры бухгалтерского учета, в случае необходимости дополненные реквизитами.
     Порядок ведения налогового учета должен быть установлен в учетной политике организации.
     Источник  информации: приказ об учетной политике.
     Аудиторская процедура: просмотр этого документа.
    Полнота и правильность формирования доходов в соответствующих регистрах налогового учета.
     Организация обязана для цели исчисления налога на прибыль формировать в соответствующих регистрах налогового учета следующие виды доходов:
    доходы от реализации;
    внереализационные доходы.
     В составе доходов от реализации в  налоговых регистрах согласно ст. 248, 249 НК РФ должна быть отражена выручка  от реализации товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав. B составе внереализационных доходов  должны быть отражены доходы, указанные в перечне в ст. 250 НК РФ. Доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, не должны учитываться при определении налоговой базы.
     Порядок и момент признания доходов от реализации и внереализационных доходов должен соответствовать ст. 271, 316, 317 НК РФ. В случае если организация вправе применять кассовый метод налогового учета доходов и расходов (выручка от реализации без НДС не более одного миллиона в среднем за квартал в течение предыдущих четырех кварталов), порядок и момент признания доходов должны соответствовать ст. 273 НК РФ. Налоговый учет внереализационных доходов в виде процентов по долговым обязательствам (договорам займа, ценным бумагам и пр.) должен осуществляться с учетом особенностей, предусмотренных ст. 328 НК РФ.
     Источники информации:
    регистры налогового учета;
    первичные бухгалтерские документы.
     Аудиторские процедуры: аналитические процедуры (например, сравнение отраженных в налоговом учете доходов с данными предыдущих периодов, среднеотраслевыми данными и др.), опрос, подтверждение, просмотр документов, сравнение документов.
    Полнота и правильность формирования расходов в соответствующих регистрах налогового учета.
     Организация для цели исчисления налога на прибыль  должна формировать в регистрах налогового учета следующие виды расходов (ст. 252, 253 НК РФ):
    материальные расходы (ст. 254 НК РФ);
    расходы на оплату труда (ст. 255 НК РФ), в том числе расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324 НК РФ);
    суммы начисленной амортизации (ст. 256-259, 322 НК РФ);
    расходы на содержание, эксплуатацию, техническое обслуживание, поддержание в исправном состоянии, ремонт основных средств и иного имущества (ст. 260, 324 НК РФ);
    расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261, 325 НК РФ);
    расходы на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (ст. 262 НК РФ);
    расходы на обязательное и добровольное страхование (ст. 263 НК РФ);
    расходы, связанные с реализацией имущества и товаров (ст. 268 НК РФ);
    прочие расходы (ст. 264 НК РФ), в том числе расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию (ст. 267 НК РФ), долю убытка от реализации амортизируемого имущества (ст. 268 НК РФ);
    внереализационные расходы (ст. 265 НК РФ), в том числе расходы на формирование резерва по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ), расходы на оплату процентов по долговым обязательствам (ст. 269, 328 НК РФ).
     При осуществлении расходов по перечню, приведенному в ст. 270 НК РФ, организация  не вправе включать их в налоговые  регистры для исчисления налога на прибыль.
     Расходы должны признаваться в налоговом  учете в порядке и в сроки, установленные ст. 272 (при методе начисления) или ст. 273 НК РФ (при кассовом методе).
     Источники информации и аудиторские процедуры: те же, что указаны в проверке формирования доходов, а также инвентаризация (например, остатков незавершенного производства), осмотр и обследование (например, производственных участков, технологических цепочек), наблюдение (например, за технологическим процессом изготовления продукции), контрольные замеры (например, фактического расхода материалов), лабораторный контроль (например, соответствие свойств материалов установленным нормам), технологический контроль (например, осуществление контрольной операции).
    Экономическая оправданность и документальная подтвержденность расходов.
     Согласно  ст. 252 НК РФ организация вправе учитывать  в целях исчисления налога на прибыль любые расходы (кроме перечисленных в ст. 270 НК РФ), произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, при условии, что расходы документально подтверждены и экономически оправданны.
     Документально подтвержденными при этом признаются расходы, которые подтверждены первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, а также документами, косвенно подтверждающими производственные расходы.
     Экономически  оправданными следует признать расходы, в отношении которых организация может предоставить обоснование, что осуществление их направлено на получение дохода, который не мог бы быть получен, если бы эти расходы не были осуществлены.
     Источники информации и аудиторские процедуры: те же, что и при проверке доходов.
    Обоснованность оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции.
     Для цели исчисления налога на прибыль организация обязана все налоговые расходы, осуществляемые в течение отчетного периода, распределять на прямые и косвенные.
     Организация, изготавливающая продукцию, выполняющая  работы, оказывающая услуги, должна распределять расходы на прямые и  косвенные в соответствии с порядком, установленным ст. 318 НК РФ.
     Организация, осуществляющая оптовую и розничную  торговлю, должна распределять расходы на прямые и косвенные согласно порядку, установленному ст. 320 НК РФ.
     Косвенные расходы, осуществленные в течение  отчетного периода, в конце его  в полном объеме должны быть отнесены на уменьшение налогооблагаемой прибыли. Прямые расходы в конце отчетного периода должны быть распределены на сумму, относимую на уменьшение налогооблагаемой прибыли, и на суммы остатков незавершенного производства, готовой продукции на складе, отгруженной, но не реализованной продукции. Организация, изготавливающая продукцию, выполняющая работы, оказывающая услуги, должна распределять прямые расходы в соответствии с порядком, изложенным в ст. 319 НК РФ. Организация, осуществляющая оптовую и розничную торговлю, должна распределять прямые расходы согласно порядку, установленному ст. 320 НК РФ.
     Источники информации и аудиторские процедуры: те же, что и при проверке доходов.
    Правильность определения налоговой базы.
     Налоговая база (денежное выражение налогооблагаемой прибыли) должна определяться нарастающим итогом с начала года.
     Организация должна определять налоговую базу в  соответствии со ст. 274 и 315 НК РФ с учетом особенностей ее определения по следующим операциям:
    получение дивидендов (ст. 275 НК РФ);
    операции, осуществляемые обслуживающими производствами и хозяйствами (ст. 275.1 НК РФ);
    доверительное управление имуществом (ст. 276 НК РФ);
    передача имущества в уставный капитал (ст. 277 НК РФ);
    совместная деятельность (ст. 278 НК РФ);
    цессия (ст. 279 НК РФ);
    операции с ценными бумагами (ст. 280-282, 282.1, 329 НК РФ);
    операции с амортизируемым имуществом (ст. 323 НК РФ);
    операции, осуществляемые иностранной организацией в РФ через постоянное представительство (ст. 306-308 НК РФ);
    перечисление дохода российской организацией иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (ст. 309 НК РФ).
     Организация должна определять налоговую базу раздельно  по операциям, облагаемым по разным ставкам, а также по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок расчета налоговой базы.
     Источники информации и аудиторские процедуры: те же, что и при проверке доходов.
    Правильность переноса суммы убытка на будущее.
     Полученный организацией убыток, если он исчислен в соответствии с установленными правилами налогового учета, может быть перенесен на будущее в течение 10 лет. При этом налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие сумму убытка, в течение всего срока переноса убытка. Источники информации и аудиторские процедуры: те же, что и при проверке доходов.
    Правильность исчисления и своевременность уплаты налога и авансовых платежей.
     Налог на прибыль должен быть исчислен от налоговой базы по следующим ставкам (ст. 284 НК РФ):
     0% - по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей;
     9% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными в предыдущем абзаце;
     15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями;
     0% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III;
      9 % - по доходам в виде процентов  по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
     15% - по доходу в виде процентов  по государственным и муниципальным ценным бумагам, за исключением облагаемых по иным ставкам, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;
     10% - по доходам иностранных организаций, не связанным с деятельностью в РФ через постоянное представительство, полученным от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов, или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
     20% - с иных доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, не указанных выше;
     20% - во всех остальных случаях. При этом 2% подлежит зачислению в федеральный бюджет, 18% - в бюджет субъекта Российской Федерации (законом субъекта Российской Федерации ставка может быть понижена до 13,5%).
     Налог на прибыль должен уплачиваться в  течение отчетного года в виде ежемесячных и ежеквартальных авансовых платежей. Порядок исчисления авансовых платежей установлен ст. 286 НК РФ.
     Авансовые платежи налога на прибыль должны уплачиваться (ст. 287 НК РФ): ежемесячные – не позднее 28 числа каждого месяца, ежеквартальные – не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Налог на прибыль по итогам налогового периода должен быть уплачен не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     Российская  организация, являющаяся источником дохода иностранной организации, должна в качестве налогового агента исчислить налог на прибыль в порядке, установленном ст. 310, 311 НК РФ, и уплатить его в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода (либо в валюте выплаты дохода, либо в рублях по курсу ЦБ РФ на день уплаты налога).  Организация, имеющая обособленные подразделения, должна осуществлять исчисление и уплату налога в соответствии с порядком, установленным ст. 288 НК РФ.
     Источники информации и аудиторские процедуры: те же, что и при проверке доходов.
    Правильность заполнения и своевременность представления налоговой декларации.
     Согласно ст. 289 НК РФ организация независимо от наличия у нее обязанности уплаты налога должна представлять в налоговый орган по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.
     Налоговые декларации должны представляться по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев (не позднее 28 числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом), года (не позднее 28 марта следующего года).
     Организация, осуществляющая исчисление и уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, должна представлять налоговые декларации ежемесячно не позднее 28 числа следующего месяца.
     Заполнение  декларации должно осуществляться в  соответствии с нормативными требованиями Минфина РФ.
     Источники информации: налоговые декларации.
     Аудиторская процедура: просмотр этик документов.
    Ведение бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, соответствие его установленным, требованиям.
     Согласно  ПБУ 18/02 организация обязана формировать  в бухгалтерском учете:
    прибыль по данным бухгалтерского учета (на счете 99);
    постоянные и временные разницы между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью (в аналитическом учете счетов учета активов и обязательств, в оценке которых возникли разницы);
    постоянные налоговые обязательства (на субсчете «Постоянные налоговые обязательства» счета 99);
    отложенные налоговые активы (на счете 09);
    отложенные налоговые обязательства (на счете 77);
    условный расход по налогу на прибыль (на субсчете «Условный расход по налогу на прибыль» счета 99).
     В результате формирования в бухгалтерском учете указанных операций текущий налог на прибыль, отраженный на счете 68, должен соответствовать налогу на прибыль, приведенному в налоговой декларации.
     Источники информации:
    обороты счета 09 «Отложенные налоговые активы»;
    обороты счета 77 «Отложенные налоговые обязательства»;
    обороты счета 99 «Прибыли и убытки», субсчета «Постоянное налоговое обязательство», «Условный расход по налогу на прибыль»;
    обороты счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»; 
    ведомости аналитического учета активов и обязательств, по которым возникают постоянные и временные разницы;
    налоговая декларация.
     Аудиторские процедуры: просмотр и сравнение  документов.
    Наличие инвентаризации (сверки) расчетов по налогу на прибыль с налоговым органом.
     Инвентаризация  расчетов с бюджетом по налогу на прибыль должна производиться в установленных Законом РФ «О бухгалтерском учете» случаях, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
     Источники информации: акт инвентаризации.
     Аудиторская процедура: просмотр этого документа.

     2.3 Методика Д.Ю.Филипьева

 
     По  мнению автора, аудит налога на прибыль  необходимо проводить в двух направлениях:
    проверка правильности ведения налогового учета для целей налогообложения прибыли хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также правильности, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога;
    проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству Российской Федерации.
     Следовательно, основными задачами аудита будут являться:
    Анализ учетной политики для целей налогообложения.
    Проверка правильности ведения налогового учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству РФ, предполагающая:
    оценку качества постановки налогового учета;
    оценку полноты и достоверности информации, отраженной в первичных документах налогового учета, прежде всего в справках бухгалтера;
    проверку обоснованности данных налогового учета, отраженных в аналитических регистрах;
    проверку правильности определения и классификации доходов для целей налогообложения;
    проверку правильности определения и классификации расходов для целей налогообложения;
    проверку полноты и правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей;
    проверку правильности применения налоговых ставок;
    проверку правильности формирования показателей декларации по налогу на прибыль;
    оценку соблюдения порядка исчисления и сроков уплаты налога и сумм авансовых платежей.
    Проверка правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству РФ, предполагающая:
    оценку соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности данным синтетического и аналитического учета, составляющим текущее обязательство и отложенный налоговый актив и обязательство;
    проверку полноты и своевременности отражения текущих обязательств и отложенных налоговых активов и обязательств в бухгалтерской отчетности, согласно действующим принципам бухгалтерского учета;
    проверку правильности классификации и раскрытия с должной степенью детализации информации об условном доходе (расходе) по налогу на прибыль, текущем налоговом обязательстве, отложенных налоговых активах и обязательствах.
     По  мнению автора, проверку целесообразно осуществлять исходя из последовательной реализации укрупненных комплексов задач, указанных выше.
    Анализ учетной политики для целей налогообложения.
   Д.Ю. Филипьев считает, что любая аудиторская проверка должна начинаться с анализа положений учетной политики, применительно к рассматриваемому разделу учета –  с оценки влияния на прибыль имеющихся расхождений в методике бухгалтерского и налогового учета, что позволит, с одной стороны выявить все разницы, оказывающие влияние на величину налогового обязательства, а с другой стороны повысить эффективность проводимой аудиторской проверки.
     В ходе изучения учетной политики автор рекомендует осуществлять:
    изучение организации взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, оценку эффективности этой системы;
    исследование организации и техники налогового учета, применяемой системы регистров налогового учета;
    анализ применяемых методов признания доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль;
    анализ амортизационной политики в целях налогообложения прибыли, ее взаимосвязи с бухгалтерским учетом;
    анализ порядка списания на расходы в целях налогообложения МПЗ, ценных бумаг;
    анализ порядка налогового учета незавершенного производства, готовой продукции;
    анализ порядка создания резервов в целях налогообложения;
    анализ применяемого порядка исчисления налогов и авансовых платежей;
    анализ способа распределения налогов между головной организацией и обособленными подразделениями.
    Проверка правильности ведения налогового учета для целей налогообложения прибыли хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также исчисления, полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджет налога.
     Аудиторская проверка налогооблагаемой прибыли  и расчетов по налогу на прибыль должна начинаться с изучения принятой аудируемым лицом системы налогового учета. Аудитор должен изучить, принятую форму налогового учета аудируемым лицом, применяемые формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.
     Если  налоговый учет ведется способом, предусмотренным требованиями главы 25 НК РФ, аудитор проверяет правильность формирования установленных аудируемым лицом налоговых регистров и данных налогового учета. Если налоговый учет ведется на основании данных бухгалтерского учета, аудитор должен проверить достоверность информации, отраженной в справках или разработочных таблицах, позволяющих скорректировать данные бухгалтерского учета в целях получения информации для расчета налоговой базы.
     В любом случае аудитору необходимо собрать  доказательства относительно того, что данные налогового учета отражают порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
     В процессе проведения проверки, также  целесообразно провести:
    оценку полноты и достоверности информации, отраженной в первичных документах налогового учета, прежде всего в справках бухгалтера.
     Оценка  проводится путем анализа представленных документов, на предмет наличия в  них всех необходимых реквизитов и соответствия требованиям законодательства РФ. Следует иметь в виду, что порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
    проверку правильности определения и классификации доходов для целей налогообложения.
     Аудитор должен изучить порядок ведения  налогового учета доходов, принятый аудируемым лицом, исходя из правил и  норм действующего законодательства.
     Особое  внимание при проверке данного вопроса  должно уделяться установлению соответствия данных синтетического и аналитического учета показателям, отраженным в расчете налоговой базы.
    проверку правильности определения и классификации расходов для целей налогообложения.
     Аудитор должен изучить порядок ведения  налогового учета расходов, принятый аудируемым лицом, исходя из правил и  норм действующего законодательства, для чего осуществить проверку правильности исчисления расходов по видам. Перечень проверяемых расходов аналогичен методике  Ю.Ю. Кочинева.
     Особое  внимание при проверке данного вопроса  должно уделяться установлению, во-первых, соответствия данных синтетического и аналитического учета показателям, отраженным в расчете налоговой базы, во-вторых, экономической обоснованности и документальной подтвержденности расходов, принятых к налогообложению.
    проверку полноты и правильности формирования налоговой базы, отсутствие неправомерно исключенных статей.
     При проверке соответствия порядка формирования налоговой базы, принятого аудируемым лицом, исходя из правил и норм действующего законодательства, аудитор устанавливает:
    правильность определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях;
    правильность определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих хозяйств;
    правильность определения налоговой базы участниками договора доверительного управления имуществом;
    правильность определения налоговой базы по доходам, получаемым от передачи имущества в уставный (складочный) капитал (фонд) организации;
    правильность определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования;
    правильность определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами.
     Также в ходе проверки аудитор должен установить наличие раздельного учета доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен в соответствии с требованиями 25 главы НК РФ отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
    проверку правильности формирования показателей декларации по налогу на прибыль.
     Результаты  проведенных налогоплательщиком расчетов величины налоговых обязательств отражаются в налоговой декларации. Аудитор, выражая мнение о соответствии порядка формирования аудируемым лицом налогов и сборов и отражения их в учете, требованиям действующего законодательства, фактически подтверждает (либо не подтверждает) правильность составления налоговой декларации, а также достоверности отраженных в ней показателей.
     Налоговое обязательство формируется в  определенной последовательности. Согласно данной последовательности определяются и этапы проверки.
     Первым  этапом проверочных действий служит проверка обоснованности определения объекта налогообложения. Аудитор обязан удостовериться в том, что аудируемым лицом был правильно идентифицирован объект налога, учтены особенности определения объекта обложения для нестандартных ситуаций, объекты правильно распределены в строках налоговой отчетности.
     На  втором этапе уточняется соблюдение временных рамок налогового периода.
     На  третьем (основном) этапе аудитором  подтверждается правильность арифметических расчетов налоговой базы и применения ставок налога. Определение и порядок исчисления налоговой базы, а также система налоговых ставок, установлены 25 главой НК РФ.
     На  четвертом этапе определяется окончательный  результат налогового расчета, уточняется соблюдение аудируемым лицом сроков предоставления налоговой декларации.
     Для проверки правильности составления  налоговой декларации, как правило, используется метод построчного  анализа.
    оценку соблюдения порядка исчисления и сроков уплаты налога и сумм авансовых платежей.
     В первую очередь аудитор устанавливает  принятый аудируемым лицом порядок  определения авансовых платежей по налогу на прибыль.
     Аудитор должен произвести:
    анализ ежемесячных авансовых платежей, либо сумм налога уплаченных исходя из фактической прибыли, полученной за налоговый (отчетный) период;
    анализ задолженности по налогу на прибыль на основе результатов деятельности за налоговый (отчетный) период.
     Проверка  фактической задолженности по налогу на прибыль будет включать:
    сверку прибыли до уплаты налога по данным налогового учета;
    сверку задолженности по налогу на прибыль с данными окончательной налоговой декларации.
    Проверка соответствия порядка ведения бухгалтерского учета расчетов по налогу на прибыль, законодательству РФ.
     В процессе проверки аудитор уделяет внимание следующим вопросам:
    Проверка полноты и правильности отражения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности об отложенных налогах.
   Аудитор, получает доказательства того, что отложенные налоговые активы и обязательства отражены в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств: отложенные налоговые активы – в составе внеоборотных активов по строке 145; отложенные налоговые обязательства – в составе долгосрочных обязательств по строке 515.
     Аудитору  следует иметь в виду, что разрешается  отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенных активов и обязательств (п. 19 ПБУ 18/02). Это возможно при одновременном наличии следующих условий:
    наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;
    отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.
     Наиболее  пристальное внимание при проверке правильности отражения информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности об отложенных активах следует уделить соответствию сальдо по статьям баланса «Отложенный налоговый актив» и «Отложенное налоговое обязательство» с данными отчета о прибылях и убытках.
     В общем случае показатели строк 145 и 515 бухгалтерского баланса не должны совпадать с показателями строк 141 и 142 отчета о прибылях и убытках. Разницы не будет только в случае отсутствия входного сальдо отложенных активов и обязательств на начало отчетного периода и отсутствия операций списания и корректировки отложенных активов и обязательств.
    Оценка соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности данным синтетического и аналитического учета, составляющим текущее обязательство и отложенный налоговый актив и обязательство.
     Во-первых, необходимо установить тождественность  данных по счетам 09 «Отложенный налоговый  актив» и 77 «Отложенное налоговое  обязательство» данным финансовой (бухгалтерской) отчетности по соответствующим показателям. Во-вторых, сверить данные аналитического учета с данными по счету 09 «Отложенный налоговый актив» и 77 «Отложенное налоговое обязательство». В третьих, выявить насколько соответствует уровень аналитического учета постоянных и вычитаемых разниц специфике деятельности предприятия и установить, отражаются ли постоянные и временные разницы отчетного периода в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникли эти разницы).
    Проверка правильности определения условного дохода (расхода) по налогу на прибыль.
     Выполнение  данной процедуры предусматривает  проведение общих аудиторских процедур по проверке правильности формирования доходов и расходов для целей  определения финансового результата по другим разделам аудита (проверка документов и бухгалтерских записей, запрос и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры).
    Проверка правильности выявления, квалификации и учета аудируемым лицом разниц, возникающих в результате применения двух самостоятельных систем учета.
   Исследованию  подвергается принятый аудируемым лицом  порядок выявления разниц, для  получения достаточной уверенности  в том, что все разницы, возникающие  в результате сравнения отдельных  составляющих, формирующих в отчетном периоде результат деятельности в бухгалтерском и налоговом  учете им выявлены, проанализированы и учтены.
     После этого аудитор устанавливает  правильность квалификации возникающих разниц (определения видов разниц и их суммы), для чего устанавливает:
    правильность определения разницы по отношению к расчетам с бюджетом в будущих периодах;
     Если  сумма оценки операции по разному  учитывается в бухгалтерском  учете и при налогообложении, то это постоянная разница, если сумма  оценки с течением времени будет  принята в одинаковом размере, то это временная разница.
    правильность определения вида возникшей разницы;
     Производится  оценка влияния разниц на величину налоговой базы, по сравнению с  выявляемой в бухгалтерском учете  величиной балансовой прибыли. Если различие приводит к уменьшению налоговой базы, то разница будет признаваться постоянной или временной налогооблагаемой и наоборот.
    проверка правильности квалификации разницы.
       Для этого необходимо по отдельной  операции проследить влияние  разницы на учет расчетов с  бюджетом (рассмотреть порядок формирования  суммы текущего налога на прибыль  только по данной конкретной  операции).
     Помимо  этого аудитор должен убедиться, что аудируемым лицом обеспечен  раздельный учет постоянных и временных  разниц, возникающих по хозяйственным  операциям, результат от которых  облагается по разным ставкам.
    Проверка правильности определения постоянных разниц и постоянных налоговых обязательств (активов).
   Аудитор устанавливает  причины возникновения постоянных разниц, правильность отражения в  учетных регистрах бухгалтерского учета сумм по операциям, связанным  с возникновением постоянных разниц, в разрезе возникающих разниц. Для этого необходимо:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.