На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация управленческого учета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
    Управление  предприятием достаточно сложный процесс, в основе которого лежит ежедневное принятие множества управленческих решений. А для принятия правильного, иногда единственно верного решения, нужна достоверная информация. Задачу предоставления необходимой информации решает управленческий учёт – система сбора и анализа данных о финансовой деятельности предприятия, ориентированная на потребности высшего руководства и владельцев предприятия в информации, необходимой для принятия стратегических и тактических управленческих решений.
    В настоящее время выживание и  успех деятельности любого предприятия  в условиях рыночной экономики с  присущей ей высокой конкурентной борьбой  во многом определяется степенью развития на нем управленческого учета.
    Управленческий учет - это больше, чем внутренняя бухгалтерия. Пользователями управленческого учета являются менеджеры всех уровней управления бизнесом предприятия. Управленческий учет использует не только фактические данные о совершенных операциях, но и оценочные данные (аналитика), данные о возможных событиях в будущем (планы и бюджеты). Управленческий учет представляет информацию для пользователей не только в денежном выражении и не только количественную, но и качественную (какой из видов деятельности или отделов наиболее прибылен и, что самое важное, почему). Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.
       Цель  данной курсовой работы заключается  в исследовании основ управленческого  учета и его постановки на предприятиях.
   В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
    доказать необходимость внедрения управленческого учета в организациях;
    классифицировать затраты для целей управленческого учета;
    раскрыть особенности методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции;
    разработать систему управленческого учета.
   В процессе исследования использовались различные материалы: нормативно-правовые акты, публикации в специализированной печати и прессе, данные статистических и социологических исследований.
   Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов предприятиями. 

 

        1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
       В настоящий момент во времена "жесткой  конкуренции" нельзя ни коим образом  недооценивать роль управленческого  учета на предприятии. Грамотно поставленный управленческий учет позволяет оперативно реагировать на текущие изменения в финансово-хозяйственной деятельности предприятия и вовремя принимать управленческие решения для максимизации прибыли, эффективного использования денежных средств и улучшения финансового состояния предприятия. Также без управленческого учета невозможно осуществлять процесс бюджетирования (планирования) на предприятии. 
             Основным объектом управленческого учёта являются затраты предприятия, которые делятся на две большие категории: активы (нереализованные, несписанные затраты) и расходы (реализованные, списанные затраты). Активы являются статьями балансового отчёта, расходы - статьями отчёта о прибыли и убытках. Капитал предприятия является источником формирования его активов. В свою очередь, активы компании нужны лишь для того, чтобы, став расходами, через списание себестоимости реализованной продукции, начисленных расходов по амортизации и т. д. сгенерировать доходы и, таким образом, увеличить капитал, богатство акционеров через полученную в результате этого прибыль.

       В целом, управление издержками - это умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них. Управление издержками - это:
    знание того, где, когда и в каких объемах расходуются ресурсы предприятия;
    прогноз того, где, для чего и в каких объемах необходимы дополнительные финансовые ресурсы;
    умение обеспечить максимально высокий уровень отдачи от использования ресурсов.
       Преимущества  эффективного управления издержками:
    производство конкурентоспособной продукции за счет более низких издержек и, следовательно, цен;
    наличие качественной и реальной информации отдельных видов продукции и их позиции на рынке по сравнению с продуктами других производителей;
    предоставление объективных данных для составления бюджета предприятия;
    возможность оценки деятельности предприятия с финансовой точки зрения;
    принятие эффективных и обоснованных управленческих решений.
       Можно сказать, что управленческий учет - это система управления прибылью предприятия через управление затратами.
       Но  проблема нехватки оборотных средств, да и конкуренция на рынке затрудняют существенное увеличение объема реализации, поскольку оборотные средства нужны  как предприятию-производителю для  увеличения выпуска продукции, так  и предприятиям-потребителям для возможности поглощения увеличившегося объема продукции, поэтому предприятиям необходимо пойти по пути снижения затрат, тем более что постановка на предприятии управленческого учета создает для этого все необходимые условия.
       Касаясь практических аспектов внедрения управленческого учета на российских предприятиях, следует подчеркнуть, что, как правило, вся необходимая для осуществления управленческого учета информация уже имеется. Зачастую необходимо лишь изменить формы и периодичность отчетности, упорядочить документооборот.
       Именно  бухгалтерский учет способен стать  информационной и методологической основой построения системы управленческого  учета на предприятиях. И именно такой подход делает внедрение управленческого  учета максимально быстрым и не требующим значительных финансовых затрат.
       Значительное  преимущество системы управленческого  учета состоит в ее гибкости. Из обширного арсенала практических инструментов и методов управленческого учета  каждое предприятие может выбрать  наиболее актуальные для него, в наибольшей степени учитывающие особенности хозяйственной деятельности данного предприятия. И внедрение этих методов и инструментов может идти постепенно - от самых простых и доступных к более объемным и сложным.
       Управленческий  учет, таким образом, становится необходимой методологической базой постоянного совершенствования системы управления предприятием.
       Эффективное управление затратами на разных уровнях  обеспечивается использованием методического  единства, предполагающего единые требования к информационному обеспечению, планированию, учету, анализу затрат на предприятии. Это обеспечивает система управленческого учета, которая соединяет все эти элементы в едином методологическом и методическом пространстве и выступает как комплексное, системное исследование затрат на производство.
       Управленческий анализ необходим для решения вопросов формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции.
       Управленческий  уровень отражает внутренние проблемы предприятия: размеры, стоимость и эффективность использования ресурсов производства, измерение затрат, формирование центров производства продукции, ее качество, конкурентоспособность, цену, сферу реализации, т.е. все те моменты, от которых зависят финансовые результаты.
     Преимущества  системы управленческого учета  следующие:
    она написана конкретно "под предприятие";
    система гибкая и при необходимости легко адаптируется к новым процессам, возникающим в рамках осуществления основной деятельности;
    она включает в себя как натуральные, так и финансовые показатели;
    при  должном  внедрении  системы  все  принципы  учета  понятны сотрудникам  и  руководителям  структурных  подразделений, а  промежуточная отчетность используется ими для более эффективного решения повседневных задач.
 

        2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
       Себестоимость продукции является объективной  экономической категорией и ее формирование должно происходить без регулирующего  воздействия государственных органов. Однако состав затрат, формирующих себестоимость продукции, в нашей стране устанавливается централизованно. Здесь применяется не разрешительный, а регулирующий принцип.
       Воздействие государства на формирование себестоимости  продукции проявляется в следующих  случаях:
    подразделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции;
    разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования (финансовых результатов, специальных фондов, целевого финансирования и целевого поступления и др.);
    установление норм амортизации основных средств (через классификацию амортизационных групп), тарифов отчислений на социальные нужды (единый социальный налог), размеров различных налогов и сборов (водный, земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых и др.).
       Одним из основных условий получения достоверной  информации о себестоимости продукции  является научно обоснованная классификация  затрат, включаемых в ее состав.
       Группировки затрат, применяемые в управленческом учете, намного шире, чем группировки затрат финансового учета.
       На  практике затраты предприятия традиционно  группируются и учитываются по составу  и видам, местам возникновения и  носителям.
       По  составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.
       Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента,- материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты  независимо от их места возникновения  и целевого назначения не делятся  на различные компоненты.
       Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.
       Учет  по видам затрат классифицирует и оценивает ресурсы, использованные в процессе производства и реализации продукции. По данному признаку затраты классифицируют по статьям калькуляции и экономическим элементам.
       Состав  затрат, включаемых в себестоимость  продукции, регламентируется соответствующими нормативными актами, прежде всего – Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и  главой 25 Налогового кодекса РФ (НК РФ) «Налог на прибыль организаций». Этими же документами установлен единый для всех предприятий перечень экономически однородных элементов затрат:
    материальные затраты;
    затраты на оплату труда;
    отчисления на социальные нужды (гл.25 НК РФ единый социальный налог (ЕСН) относит к прочим расходам);
    амортизация;
    прочие затраты.
       Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме затрат. Эта группировка используется при составлении приложения к балансу (форма №5).
       Для исчисления себестоимости отдельных  видов продукции производственные предприятия используют группировку  затрат по статьям калькуляции. Номенклатуру статей каждое предприятие может  устанавливать для себя самостоятельно с учетом своих специфических  потребностей. Их примерный перечень установлен отраслевыми инструкциями по учету и калькулированию себестоимости продукции. В наиболее общем виде номенклатура статей калькуляции выглядит следующим образом:
    «Сырье и основные материалы»;
    «Полуфабрикаты собственного производства»;
    «Возвратные отходы» (вычитаются);
    «Вспомогательные материалы»;
    «Топливо и энергия на технологические цели»;
    «Расходы на оплату труда производственных рабочих»;
    «Отчисления на социальные нужды»;
    «Расходы на подготовку и освоение производства»;
    «Расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования»;
    «Цеховые расходы»;
    «Общехозяйственные расходы»;
    «Потери от брака»;
    «Прочие производственные расходы»;
    «Коммерческие расходы».
       Итог  первых тринадцати статей образует производственную себестоимость, а итог всех четырнадцати статей - полную себестоимость продукции.
       По  месту возникновения затраты  группируются и учитываются по производствам, цехам, участкам, отделам и другим структурным подразделениям предприятия, т.е. по центрам ответственности. Такая группировка затрат позволяет организовать внутренний хозрасчет и определить производственную себестоимость продукции. Учет по центрам ответственности «привязывает» учет затрат к организационной структуре предприятия или организации.
       Завершающим этапом является группировка и учет по носителям затрат, т.е. продукции, работам, услугам с целью определения  их себестоимости.
       Наиболее  простой способ расчета себестоимости  продукции - деление суммарных затрат на объем выпуска. Однако применять этот способ можно только при условии, что предприятие производит один вид продукции, не образовывая при этом запасов полуфабрикатов или готовой продукции. Более сложный способ - калькуляция себестоимости по статьям затрат. Прямые затраты непосредственно включают в себестоимость продукции, а косвенные распределяют при помощи специальных баз и коэффициентов распределения.
       Приведенные классификации затрат характеризуют  определенную функцию в системе  калькулирования себестоимости  продукции, но они не полностью отвечают задачам управленческого учета затрат. В управленческом учете целью любой классификации затрат является оказание помощи руководителю в принятии правильных, рационально обоснованных решений, поскольку менеджер, принимая решения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтому суть процесса классификации затрат - это выделить ту часть затрат, на которые может повлиять руководитель.
       Практика  организации управленческого учета  в экономически развитых странах  предусматривает разные варианты классификации затрат в зависимости от целевой установки, направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный, целенаправленный учет затрат на производство. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуется для обеспечения информацией по исследуемой проблеме.
       Прежде  всего, в учете накапливается  информация о трех категориях затрат: расходы на материалы, рабочую силу и накладные расходы. Затем обобщенные затраты распределяются по направлениям учета:
    для калькулирования и оценки себестоимости произведенной продукции;
    для планирования и принятия управленческих решений;
    для осуществления процесса контроля и регулирования.
       В каждом из перечисленных выше трех направлений, в свою очередь, происходит дальнейшая детализация затрат в зависимости от целей управления.
       Для калькулирования и оценки себестоимости  произведенной продукции затраты  группируются по различным признакам.
       По  функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, производственные, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.
       Деление затрат по функциям деятельности позволяет  в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам затрат) и центрам ответственности. Для определения и оценки себестоимости продукции целесообразно было бы увязать учет затрат по видам и местам возникновения с учетом затрат по их носителям: видам продукции, работ, услуг.
       По  экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные.
       Основными называются затраты, непосредственно  связанные с технологическим  процессом производства: сырье и  материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.
       Накладные расходы образуются в связи с  организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят  из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.
       По  способу включения в себестоимость  продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.
       Прямые  затраты связаны с производством  определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.
       Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.
       Основные  затраты чаще всего выступают  в виде прямых, а накладные - косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство.
       В практической деятельности руководителю производственного предприятия  приходится принимать множество  управленческих решений, как например:
    выпуск какой продукции продолжать или прекратить;
    производить или покупать комплектующие изделия;
    какую установить цену на продукцию;
    покупать ли новое оборудование;
    менять ли технологию и организацию производства и др.
       Для достижения желаемых результатов необходимо пользоваться информацией о затратах, используя различные методы их группировки и обобщения.
       В этих условиях важное значение имеет  группировка затрат по отношению  к объему производства. По данному  признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.
       Постоянные  затраты не зависят от объема производства, то есть не изменяются при изменении  объема производства. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства. К ним можно отнести  арендную плату, амортизацию и др.
       Переменные  затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению  объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья  и материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.
       Кроме того, существуют смешанные затраты, которые содержат как постоянный, так и переменный компоненты. Часть  этих затрат изменяется при изменении  объема производства, а другая часть  не зависит от объема производства и остается фиксированной в течение отчетного периода. Иногда смешанные затраты также называют полупеременными и полупостоянными. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными.
       Разделение  затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.
       Производственные  затраты включают в себя:
      прямые материальные затраты;
      прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды;
      потери от брака;
      производственные накладные расходы.
       Производственные  накладные расходы состоят из расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования и цеховых  расходов.
       Периодические расходы подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.
       Важное  значение при калькулировании и  оценке готовой продукции имеет  группировка затрат в зависимости  от времени их возникновения и  отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие, будущего отчетного периода и предстоящие.
       К текущим относятся расходы по производству и реализации продукции  данного периода. Они принесли доход  в настоящем и потеряли способность  приносить доход в будущем. Расходы будущего периода - это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды (например, расходы на освоение вводимых в эксплуатацию цехов, производств, на подготовку и освоение новых видов продукции на действующих предприятиях). Такие затраты должны принести доход в будущем. К предстоящим относят затраты, которые в данном отчетном периоде еще не произведены, но для правильного отражения фактической себестоимости подлежат включению в затраты производства за данный отчетный период в плановом размере (расходы на оплату отпусков рабочих, выплату единовременного вознаграждения за выслугу лет и другие затраты, имеющие периодический характер).
       В процессе принятия управленческих решений  руководитель должен обладать достаточной  информацией, которая обещала бы выгоду предприятию от производства того или иного вида товара. В этих условиях особую значимость приобретает разделение затрат на альтернативные (вмененные), дифференциальные, безвозвратные, инкрементные, маржинальные и релевантные.
       На  предприятиях ограниченность ресурсов порождает ограничение производственных возможностей. Каждая ресурсная единица  обладает некоторой отдачей, характеризующей эффективность ее производственного использования. Отдача имеет свои пределы. Даже при самой лучшей, материалосберегающей технологии из тонны руды не получить больше тонны металла. Производительность людей, машин, оборудования также имеет верхний предел. В итоге, при данном количестве ресурсов существует предельный объем выпуска продукции. В этих условиях возможность увеличения производства одного товара достигается ценой снижения производства другого. На этом факте основывается понятие альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость товара определяется количеством другого товара, от которого приходится отказаться, чтобы приобрести, получить дополнительную единицу данного. Это цена отброшенной, упущенной альтернативы, которую пришлось заменить более предпочтительной, т.е. цена потери, упущенной возможности.
       Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду, когда выбор  одного действия исключает появление  другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы не ограничены, вмененные издержки равны нулю.
       Альтернативные  затраты иногда называют дополнительными.
            Дифференциальные затраты - это величина, на которую отличаются затраты при рассмотрении двух альтернативных решений.
       Дифференциальные  затраты также называют дополнительными  или приростными.
       Безвозвратные затраты - это такие затраты, которые были сделаны в прошлом в результате ранее принятого решения. Следовательно, они не могут повлиять на будущие затраты и не могут быть изменены никаким настоящим или будущим действием. Примером таких затрат может быть первоначальная стоимость закупленных материалов и оборудования. Несмотря на то, что приобретенные ресурсы не используются сейчас, затраты на их приобретение не могут быть изменены никакими будущими действиями.
       Инкрементные  затраты являются дополнительными  и возникают в случаях производства какой-то партии продукции дополнительно. Например, если в результате какого-то решения увеличиваются постоянные затраты (выплачивается премия за сверхурочные работы), то эти затраты называют инкрементными. Если принятое решение о дополнительном выпуске не влечет за собой увеличения абсолютной суммы постоянных затрат, то инкрементные затраты равны нулю.
       Маржинальные  затраты - это дополнительные затраты, когда производится еще одна единица продукции. Их отличие от инкрементных затрат состоит в том, что маржинальные затраты рассчитываются не на весь выпуск, а на единицу продукции. Маржинальные затраты обычно различны при разных объемах производства. Они уменьшаются с увеличением выпуска продукции. Например, предприятию выгоднее производить 10 комплектов мебельных изделий, чем один.
       В зависимости от специфики принимаемых решений затраты подразделяются на релевантные и нерелевантные.
       Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами  можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время, вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.
       Процесс управления на предприятии включает в себя не только прогнозирование, планирование, учет и анализ затрат, но и регулирование и контроль их уровня.
       Для этих целей применяется следующая  классификация затрат: регулируемые и нерегулируемые; эффективные и  неэффективные; в пределах норм и  по отклонениям от них; контролируемые и неконтролируемые.
       По  степени регулируемости затраты  подразделяются на полностью, частично и слабо регулируемые. Полностью  регулируемые затраты возникают, прежде всего, в сферах производства и распределения. Это затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны менеджера. Произвольные затраты имеют место, главным образом, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, маркетинге и обслуживании клиентов. Слабо регулируемые (заданные) затраты возникают во всех функциональных областях.
       Степень регулируемости затрат зависит от специфики  конкретного предприятия: применяемой  технологии; организационной структуры; корпоративной культуры и других факторов. Поэтому универсальной  методики классификации затрат по степени регулируемости не существует - ее можно разработать только применительно к конкретному предприятию. Степень регулируемости затрат будет различаться в зависимости от следующих условий:
    длительности периода времени (при длительном периоде появляется возможность воздействовать на те затраты, которые в коротком периоде считаются заданными);
    полномочий лица, принимающего решение (затраты, которые являются заданными на уровне начальника цеха, могут оказаться регулируемыми на уровне директора предприятия).
       Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах  об исполнении сметы по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности  каждого менеджера и оценить  его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.
       На  результаты деятельности предприятия  существенное влияние оказывает  деление затрат на производительные (эффективные) и непроизводительные (неэффективные).
       Эффективные - это производительные затраты, в результате которых получают доходы от реализации тех видов продукции, на выпуск которых были произведены эти затраты. Неэффективные - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. К ним относятся потери от брака, простоев, недостачи и порча товарно-материальных ценностей и др. Обязательность выделения неэффективных затрат трактуется тем, чтобы не допустить проникновения потерь в планирование и нормирование.
       Важное  значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их разделяют на контролируемые и неконтролируемые.
       Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления. По своему составу они отличаются от регулируемых, так как имеют целевой характер и могут быть ограничены какими-то отдельными расходами. Например, по предприятию необходимо проконтролировать расход запасных частей для ремонта оборудования, находящегося во всех подразделениях предприятия.
       Неконтролируемые - это затраты, не зависящие от деятельности субъектов управления. Например, переоценка основных средств, повлекшая за собой увеличение сумм амортизационных отчислений, изменение цен на топливно-энергетические ресурсы и т.п.
       Важным  условием эффективного контроля за затратами  является их деление на затраты в  пределах норм (стандартов) и по отклонениям  от них. На основании имеющейся информации об отклонениях по затратам руководитель может выработать и осуществить корректирующие воздействия. Он может выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонения или пересмотреть нормы (стандарты).
       При построении системы контроля затрат необходимо определить:
    систему подконтрольных показателей, состав и уровень детализации подконтрольных показателей;
      сроки представления отчетности;
    распределение ответственности за полноту, своевременность и достоверность информации, содержащейся в отчетах по затратам, то есть «привязка» системы контроля к центрам ответственности на предприятии.
       Для того, чтобы система контроля затрат на предприятии была эффективной, необходимо вначале выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты, а затем воспользоваться системой управленческого учета затрат. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять «узкие места» в планировании, формировании затрат и принимать соответствующие управленческие решения.
 

        3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ УЧЕТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
       На  производственных предприятиях учет затрат и калькулирование себестоимости  продукции можно организовать различными методами. Всю их совокупность можно классифицировать по следующим признакам: оперативности контроля затрат, отношению к производственному процессу, полноте включения их в себестоимость продукции.
       По  оперативности контроля затрат выделяют учет затрат по фактической, нормативной и плановой (прогнозной) себестоимости.
       При использовании учета затрат по фактической себестоимости величина фактических затрат отчетного периода определяется по формуле (1):  

       Зф = Qф ? Цф,                                                (1), 

       где Зф - фактические затраты;
             Qф - фактическое количество использованных ресурсов;
             Цф - фактическая цена использованных ресурсов.
       Достоинство этого метода состоит в простоте расчетов. К недостаткам этого  метода можно отнести следующие  причины:
    отсутствие нормативов для контроля количества использованных ресурсов и цен на них;
    невозможность определения и анализа мест, виновников и причин выявления отклонений;
    невозможность расчета затрат в ходе производственного процесса: расчет может проводиться только в конце отчетного периода и др.
       Учет  затрат по нормативной себестоимости по сравнению с учетом по фактической себестоимости позволяет оценить не только какими были затраты, но и какими они должны были быть.
       Под нормативными понимают текущие (действующие) нормы затрат с поправками на изменение технологии и т.п. В практической деятельности используют различные нормативы: только по количеству, только по ценам, по количеству и ценам одновременно.
       При использовании нормативов только по количеству применяется следующая формула (2):  

                                                 3 = Цф х (Qн + Oq)                                          (2), 

       где Оq - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением количества использованных ресурсов.
       При использовании нормативов только по цене использованных ресурсов применяется следующая формула (3):  

                                        3 = (Цн + Oц,) x Qф                                               (3), 

       где Оц - отклонение фактических затрат от норматива, вызванное изменением цен.
       При использовании нормативов и по количеству и по ценам использованных ресурсов применяется следующая формула (3):  

                                   3 = (Цн + Оц) х (Qн + Оq)                                      (4), 

       Учет затрат по нормативной себестоимости в целом, по сравнению с учетом по фактической себестоимости, более эффективно решает задачу управления затратами. Основные достоинства этого метода заключаются в следующем:
      возможность контроля над затратами центров ответственности путем разработки бюджетов;
    возможность контроля затрат путем сопоставления фактических значений с нормативными;
    возможность выявления и анализа мест, причин и виновников возникших отклонений фактических затрат от нормативных;
    возможность оперативного принятия мер в ходе производственного процесса, а не только в конце отчетного периода и др.
       К недостаткам этого метода можно  отнести увеличение трудоемкости учетно-вычислительных работ и необходимость организации  учета как в пределах норм затрат, так и по отклонению от них.
       При организации учета методом плановой (прогнозной) себестоимости за основу берутся допустимые затраты на продукцию и единицу изделия исходя из прогрессивных норм расходов материалов, топлива, энергии, заработной платы и других затрат с учетом передового опыта технологии и организации производства, а также имеющихся резервов. Главное преимущество этого метода состоит в том, что плановые затраты основаны не на достигнутом уровне, а на прогнозе будущего. При этом используется технологическая документация, сведения о ценах поставщиков на следующие периоды, экспертные оценки и др.
       В практической деятельности в качестве плановых норм затрат можно использовать идеальные стандарты и прогнозные.
       Идеальные стандарты показывают, какими должны быть затраты предприятия в оптимальных условиях (т.е. при отсутствии потерь, брака, убытков и т.п.). Это цель, на которую должна ориентироваться вся политика управления затратами на предприятии.
       Прогнозные  стандарты устанавливаются с  учетом реальных условий функционирования предприятий: качества применяемых ресурсов, процента отходов, брака и т. д. Такие стандарты позволяют более реально оценить будущие затраты предприятия, но они не могут служить стимулом к их снижению. Поэтому рекомендуется устанавливать стандарты затрат на предприятии таким образом, чтобы достичь их было не слишком легко, но возможно.
       Стандарты затрат устанавливаются на относительно длительный период, чтобы менеджеры  могли опираться на них в принятии решений. Но чтобы стандарты не теряли актуальности, их необходимо периодически пересматривать. На практике чаще всего это делают в процессе разработки годового плана (бюджета).
       Стандарты устанавливаются на все виды затрат. Формула расчета затрат аналогична формуле, используемой в учете по нормативной себестоимости:  

                                    3 = (Цn + Оц) х (Qn + Оq),                                         (5), 

       где n - индекс планового значения соответствующих величин.
       Учет  по плановой (прогнозной) себестоимости  сохраняет все положительные  черты учета нормативной себестоимости, но по сравнению с ним обладает дополнительными преимуществами:
      обеспечивает более глубокую обоснованность плановых величин;
      обеспечивает увеличение точности прогнозов;
      повышает эффективность контроля.
       По  отношению к производственному  процессу управленческий учет затрат можно организовать в разрезе следующих методов: попередельный (попроцессный) и позаказный.
       Попередельный (попроцессный) метод управленческого  учета затрат применяется в производствах, где готовый продукт получается в результате последовательной обработки исходного материала на отдельных технологически прерывных стадиях, фазах или переделах.
       Переделом называется такая совокупность технологических  операций, которая завершается выработкой промежуточного продукта (полуфабриката) или же получением законченного готового продукта.
       Сущность  попередельного метода состоит в  том, что учет затрат ведется по переделам (процессам), а внутри них - по статьям калькуляции и видам продукции. При этом методе прямые затраты учитываются по каждому переделу, а косвенные - по цеху, производству, предприятию в целом с последующим распределением между себестоимостью продукции переделов согласно принятым базам распределения.
       Существуют  два варианта попередельного метода управленческого учета затрат: полуфабрикатный и бесполуфабрикатный. При полуфабрикатном варианте продукция каждого предыдущего передела является полуфабрикатом для последующих переделов или может реализовываться на сторону. Это определяет необходимость оценки полуфабрикатов по фактической, нормативной или плановой себестоимости, либо по расчетным или отпускным ценам. При этом варианте стоимость полуфабрикатов отражается по особой статье – «Полуфабрикаты собственного производства».
       При бесполуфабрикатном варианте по каждому  переделу учитываются, главным образом, только затраты на обработку. Себестоимость готовой продукции исчисляется суммированием затрат на сырье, исходные материалы, расходов всех переделов на обработку и общепроизводственных расходов. При этом калькулируют только себестоимость готовой продукции.
       Позаказный  метод управленческого учета  можно применять в индивидуальных и мелкосерийных производствах, а также опытно-экспериментальных  производствах и на ремонтных  работах.
       Сущность  позаказного метода заключается  в том, что учет затрат и калькулирование себестоимости продукции осуществляется по заказам на изготовление одного изделия или небольшой партии одинаковых изделий. Для этого на каждый заказ в бухгалтерии открывается карточка, в которой учитываются затраты по заказу в течение всего срока его выполнения.
       Прямые  затраты учитываются в разрезе  цехов и заказов на основании  первичных документов. Первичная  документация по учету таких затрат оформляется на каждый заказ отдельно. Косвенные затраты включаются в  себестоимость заказов путем распределения пропорционально принятой на предприятии базе распределения.
       В течение срока выполнения заказа затраты учитываются как незавершенное  производство. После окончания заказа он закрывается и подсчитываются затраты на его выполнение, которые за вычетом возвратных отходов, окончательного брака и возврата неиспользованных материалов на склад становятся фактической себестоимостью произведенной по заказу продукции. Если в соответствии с заказом изготавливалось несколько одинаковых изделий, себестоимость единицы определяется делением суммы затрат по статьям калькуляции на количество выработанной продукции.
       В большинстве случаев в практической деятельности организаций и предприятий  используют гибридные (смешанные) системы, сочетающие элементы как попередельного (попроцессного), так и позаказного методов управленческого учета затрат. Такие системы используются в серийном и поточном производствах: при производстве кондитерских изделий, в швейной промышленности и т.д. В частности, одной из наиболее перспективных гибридных систем является пооперационный учет, при использовании которого основным объектом отнесения затрат является операция. Затраты на каждую операцию распределяют по единицам продукции, прошедшим данную операцию, пропорционально средней величине добавленных затрат. Затраты на основные материалы относят на определенный вид продукции аналогично позаказному методу. Преимущество пооперационного учета состоит в «привязке» калькуляции к технологическому процессу.
       Производственные  предприятия в зависимости от полноты включения затрат в себестоимость продукции могут организовать управленческий учет затрат либо по полной себестоимости, либо по сокращенной (цеховой).
       При методе управленческого учета затрат по полной себестоимости в себестоимость  продукции включаются все издержки предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, прямые и косвенные. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, распределяют сначала по центрам ответственности, где они возникли, а затем переносят на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Чаще всего в качестве базы распределения выступает заработная плата производственных рабочих, производственная себестоимость и др.
       Метод учета по полной себестоимости позволяет  получить представление обо всех затратах, которые несет предприятие в связи с производством и реализацией одного изделия.
       Этот  метод широко распространен в  нашей стране и соответствует  сложившимся в России традициям  и требованиям нормативных актов  по финансовому учету и налогообложению. Однако метод учета по полной себестоимости не учитывает одного важного обстоятельства: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажу, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска - себестоимость растет.
       В современных условиях хозяйствования преимущество необходимо отдать методу управленческого учета затрат по сокращенной (цеховой) себестоимости, в соответствии с которым на продукцию списывают не все издержки предприятия, а только их часть - переменные затраты (цеховую себестоимость). Разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами представляет собой маржинальный доход. Маржинальный доход - это часть выручки, остающаяся на покрытие постоянных затрат и образование прибыли. При использовании этого метода постоянные затраты в себестоимость продукции не включают и относят на уменьшение прибыли того периода, когда возникли такие затраты.
       В деятельности любой организации в системе учета затрат на производство накапливается огромный массив информации, относящейся к учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции, работ и услуг всех цехов как основного, так и вспомогательного производств по всем временным периодам с момента внедрения. Данная информация составляет основу управленческого учета.  

 

        4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА В ЗАО «ЛАДА-ГЕЛЕНДЖИК-ТРАНС»
       Для достижения положительных результатов постановку управленческого учета рекомендуется осуществлять в несколько этапов:
    Определение финансовой структуры предприятия путем выделения центров финансовой ответственности.
    Разработка состава управленческой отчетности.
    Разработка методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.
    Разработка управленческого плана счетов.
    Разработка внутренних положений и инструкций, регламентирующих ведение управленческого учета.
       Этап 1. Определение финансовой структуры предприятия
       Прежде  чем приступить к сбору, обработке  и оценке управленческой информации, важно четко определить, какие  подразделения в состоянии представить  необходимые данные. С этой целью  создается финансовая структура  предприятия, которая представляет собой совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО).
       В соответствии с теорией и практикой  корпоративного управления отдельные  компании, структурные подразделения, службы, цеха, отделы или группы являются центрами финансовой ответственности. Их начальники несут ответственность за конкретные участки работ и решение поставленных руководством задач. В зависимости от полномочий и ответственности руководителей структурной единицы она может быть центром затрат, центром доходов, центром прибыли, центром инвестиций.
       Центр доходов — структурное подразделение, ответственное за сбытовую деятельность компании. Ее эффективность определяется максимизацией доходов компании в рамках выделенных для этих целей  ресурсов.
   Центр затрат — структурное подразделение, ответственное за выполнение определенного объема работ (производственного задания) в рамках выделенных на эти цели ресурсов. К данному типу ЦФО относится, как правило, большинство подразделений компании. В первую очередь производственные (цеха основного и вспомогательного производств, сервисные подразделения). При этом у центра затрат могут быть и доходы (например, выручка от реализации транспортным подразделением услуг на сторону), но если величина их незначительна, а оказание данных услуг не является основным бизнесом компании, ЦФО определяется как центр затрат. Как разновидность центров затрат могут выделяться центры закупок и центры управленческих расходов.
    Центр закупок — это разновидность центра затрат, он несет ответственность за своевременное и в полном объеме снабжение предприятия необходимыми материальными ресурсами в рамках выделенных на эти цели лимитов. К таким центрам ответственности относятся, например, отделы снабжения.
    Центр управленческих расходов — это разновидность центра затрат, он отвечает за качественное исполнение функций управления. К данному типу относится аппарат управления компании, в большинстве случаев без разделения его на структурные составляющие (управления, отделы).
   Центр прибыли — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное за финансовый результат от текущей деятельности. В большинстве случаев ответственность за текущую прибыль (или убыток) несет руководство компании. В отдельных случаях в составе компании могут выделяться центры прибыли, ответственные за финансовый результат по какому-либо виду деятельности. В составе центра прибыли могут находиться нижестоящие по иерархии центры дохода и центры затрат.
   Центр инвестиций — структурное подразделение (или компания в целом), ответственное  за эффективность инвестиционной деятельности. Традиционным заблуждением является определение в качестве центра инвестиций подразделения, занимающегося планированием и контролем инвестиционной деятельности (например, инвестиционного управления). Дело в том, что окончательные решения инвестиционного характера принимает руководство компании и несет за них всю полноту ответственности. Инструментом бюджетного управления для данного типа ЦФО выступает Бюджет инвестиций, а также Прогнозный баланс (или Бюджет по балансовому листу). В масштабах всего предприятия, как правило, центр инвестиций совпадает с центром прибыли и, в таком случае, центр ответственности определяют как центр прибыли и инвестиций.
   Таким образом, тип ЦФО определяет права  и ответственность структурного подразделения за назначенные для него финансовые показатели, являющиеся составной частью финансового результата компании в целом.
   Совокупность  взаимоувязанных и соподчиненных  центров ответственности, представляет собой финансовую структуру компании, которая основана на организационно-функциональной структуре, но не всегда с ней совпадает. Несколько подразделений компании могут быть определены как один ЦФО (например, службы аппарата управления могут быть определены как центр затрат во главе с руководителем компании), в то же время, несколько ЦФО могут быть выделены в рамках одного структурного подразделения (например, в рамках торгового дома могут быть выделены отдельно центр доходов оптовой торговли и центр доходов внешнеэкономической деятельности). При выделении центра финансовой ответственности необходимо учитывать возможность четкого определения перечня продукции, работ или услуг, предоставляемых внешним клиентам либо внутренним структурным подразделениям. Для центра финансовой ответственности характерна финансовая самостоятельность, то есть его руководитель должен иметь возможность определять и управлять финансовым результатом ЦФО.
     Для формирования финансовой структуры  вначале необходимо определить центр  инвестиций, то есть подразделение, ответственное  за эффективность использования полученной в рамках текущей деятельности прибыли.
     В ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» центром  инвестиций целесообразно назначить  само предприятие в целом, так  как только его руководство определяет инвестиционную политику, структуру и величину основных средств и контролирует финансовое состояние компании в целом. Ответственность за деятельность предприятия включает в себя и контроль текущей деятельности, поэтому данный центр определяется как центр прибыли и инвестиций.
     Таким образом, выстраивается иерархия центров финансовой ответственности, определяющая финансовую структуру компании. Сформированный набор центров ответственности и их иерархия закрепляется внутренним регламентным документом — "Положением о финансовой структуре компании", который включает в себя описание типов ЦФО, их состав и иерархию, полномочия руководителей, порядок исчисления (планирования и учета) финансовых результатов деятельности на основе применения системы ключевых показателей (Приложение Г). Этот документ разрабатывается финансовым директором (либо подразделением, подотчетным ему) и утверждается генеральным директором (президентом) компании. Руководители структурных подразделений наделяются правом вносить предложения по изменениям и дополнениям в данный документ.
Этап 2. Разработка управленческой отчетности
     Для каждого центра ответственности  надо разработать набор показателей, характеризующих эффективность  его деятельности, а также регламент  сбора, обработки и хранения полученной информации. Для этого нужно создать формы управленческой отчетности, в которые будут заноситься все данные.
   Разрабатывать управленческую отчетность необходимо с учетом следующих принципов:
    релевантности (управленческая отчетность должна быть полезной для принятия конкретных управленческих решений, а не просто информировать о тех или иных аспектах деятельности компании);
      оперативности;
    адресности (отчетность должна представляться конкретным менеджерам в соответствии с их положением в иерархии управления);
    достаточности (информации в отчетности должно быть достаточно для принятия управленческих решений на соответствующем уровне, в то же время она не должна быть избыточной и отвлекать внимание руководителей на несущественные или не относящиеся к делу сведения);
    аналитичности (управленческая отчетность должна предполагать возможность проведения последующего анализа с минимальными затратами времени);
      понятности;
      достоверности;
    сопоставимости (сопоставимость управленческой отчетности дает пользователям возможность выявить сходства и различия данных, представленных в нескольких пакетах отчетности. Сопоставимость достигается за счет использования одинаковых принципов учета в схожих сделках и условиях).
     Главные отличия управленческой отчетности от бухгалтерской заключаются в  степени детализации (в управленческой отчетности представлена более подробная аналитическая информация), способах группировки данных (в управленческой отчетности данные могут группироваться по принципам, отличным от бухгалтерских) и в степени точности информации (в некоторых случаях, особенно в оперативных управленческих отчетах, допускаются определенная погрешность и использование приблизительных данных).
   К традиционным формам отчетности можно  отнести и отчет о прибылях и убытках, баланс и отчет о  движении денежных средств.
   При разработке методики составления и  обработки отчетности требуется  взвешенный подход к определению  сроков подачи управленческой отчетности, количества представляемых данных, их формата.
      В ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» ежемесячную управленческую отчетность целесообразно составлять в период между 5-м и 10-м числами месяца, следующего за отчетным.
     Каждое  предприятие разрабатывает управленческую отчетность, ориентируясь прежде всего  на свои потребности в управленческой информации. С одной стороны, не имея всей информации, руководство компании не сможет принимать взвешенных решений, с другой — если информации слишком много, то менеджеру становится труднее выделить самые важные данные, оказывающие наибольшее влияние на развитие предприятия, таким образом управленческую отчетность ЗАО «Лада-Геледжик-Транс» целесообразно представить следующим образом (Приложение Б):
1. Управленческая  отчетность о финансовом положении,  результатах деятельности и изменении  финансового положения компании:
1.1. Управленческий  баланс.
1.2. Управленческий  отчет о прибылях и убытках. 
1.3. Управленческий  отчет о движении денежных  средств: 
2. Управленческая  отчетность по ключевым показателям  деятельности.
3. Управленческая  отчетность об исполнении бюджетов       
Эффективность управленческой отчетности повышается, если в ее совершенствовании принимает участие каждый руководитель. Он должен выполнить анализ того, какая информация нужна ему для успешного ведения его деятельности. Если эта информация может быть предоставлена другими подразделениями, необходимо согласовать возможность ее предоставления этими подразделениями.
      Цель системы управленческой отчетности – обеспечить предоставление потребителям информации нужные им сведения в нужное время и в нужном виде. Практически это означает необходимость создания единого информационного пространства (информационной системы), способного обеспечить сбор и структурирование всех первичных данных и формирование сводных отчетов, получатель которых имеет возможность проследить источник происхождения данных до первичного документа.  
    Этап 3. Разработка методов управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции

       Методику  учета затрат каждое предприятие  выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные потребности и  специфику бизнеса.
       В ЗАО «Лада-Геледжик-Транс» используется нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости  продукции. Однако целесообразно порекомендовать использование в управленческом учете одновременно несколько методов учета затрат, так как это позволит получать более подробную информацию по различным аспектам ее деятельности.
       Этап 4. Разработка управленческого плана счетов
       На  основе управленческого плана счетов регистрируются все хозяйственные операции, производимые предприятием. Группировка счетов и разработка аналитики по счетам производятся в зависимости от объектов учета и форматов управленческой отчетности.
       Важными факторами, влияющими на построение управленческого плана счетов, являются:
      взаимосвязь управленческого, финансового и налогового учета;
      специфика производства (массовое, позаказное и пр.);
      способ ведения оперативного учета.
     Разработка  плана счетов управленческого учета - чрезвычайно важная и ответственная  работа для создания всей системы  управленческого учета. Структура плана счетов (счета,  субсчета, аналитика) может учитывать финансовую и бюджетную структуру предприятия, обеспечив таким образом как внесение прогнозных и плановых величин, так и получение полностью сопоставимых фактических данных для анализа и корректировки бюджетов. То, с какой детализацией, в какой группировке и с какими аналитическими разрезами будут выделены отдельные счета, определит возможность получения и расшифровки данных в управленческих отчетах.
     Исходя  из вышеперечисленного необходимо разработать План счетов для целей управленческого учета в ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» (Приложение В).
       Этап  5. Разработка внутренних положений и инструкций
     Важнейшим требованием для эффективного функционирования системы управленческого учета  в организации является ее регламентное обеспечение.
       Как правило, составляются следующие основные внутренние положения и инструкции, определяющие нормы и правила  ведения управленческого учета (Приложения Б-Е):
      положение о финансовой структуре предприятия;
      положение об учетной политике;
      управленческий план счетов;
      положения об отделах (подразделениях) предприятия;
      должностные инструкции сотрудников предприятия.
       Одним из важнейших документов является положение  об учетной политике, поскольку на практике учетная политика, используемая в управленческом учете, может кардинально отличаться от учетной политики, используемой в финансовом учете, что обусловлено различием целей управленческого и финансового учета. Учетная политика содержит общие критерии ведения управленческого учета конкретного предприятия: валюта учета; методы оценки запасов; методы учета затрат, калькулирования себестоимости продукции и распределения косвенных затрат; принципы отражения доходов и расходов, курсовой разницы, начислений и резервов; определение уровня существенности и т. п. Учетная политика обеспечивает непрерывность и преемственность управленческого учета.
       В ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» учетная  политика для целей управленческого  учета была разработана на основе учетной политики для целей бухгалтерского учета (Приложения А-Б).
       В результате предприятие получает пакет  документации, который регламентирует правила и методы ведения управленческого  учета.
       Осуществив  все описанные этапы внедрения  управленческого учета, предприятие  получит систему, готовую к эксплуатации. Однако прежде чем эта система начнет эффективно работать, необходимо опробовать ее на практике и, если нужно, внести определенные корректировки, Одновременно следует обучать сотрудников, ответственных за ведение управленческого учета. И лишь после этого руководство компании сможет полноценно пользоваться плодами работы по внедрению системы управленческого учета. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
       Становление системы управленческого учета  достаточно трудоемкий и длительный процесс. На крупных предприятиях он занимает несколько лет. Система управленческого учета требует больших денежных средств и квалифицированных трудовых ресурсов. При ее становлении на предприятии необходимо решить ряд задач: по реорганизации финансовой службы, разработке системы учета затрат и установке программного пакета.
       Значительное  преимущество системы управленческого  учета состоит в ее гибкости. Из обширного арсенала практических инструментов и методов управленческого учета каждое предприятие может выбрать наиболее актуальные для него, в наибольшей степени учитывающие особенности хозяйственной деятельности данного предприятия. И внедрение этих методов и инструментов может идти постепенно - от самых простых и доступных к более объемным и сложным.
   Для эффективного ведения управленческого  учёта, который был бы в состоянии  решать все эти задачи, необходимо:
    привлечение высококвалифицированных специалистов, имеющих соответствующий опыт и сочетающих его со знаниями финансового анализа, бухгалтерского учёта, системы налогообложения, международных принципов финансового учёта, информатики;
    глубокое вовлечение руководства предприятия в процесс ведения учёта и в процесс его постановки; обеспечение руководством взаимодействия различных служб для предоставления соответствующей информации в центр управленческого учёта;
    обеспечение специалистов всей необходимой информацией, в частности самой конфиденциальной, так как при неполной информации управленческий учёт теряет смысл;
    разработка специфической для каждого предприятия методики, включающей параметры управленческого учёта (направления, центры дохода, центры затрат), учётную политику, форматы отчётности, процедуры получения информации;
    наличие компьютерных программ, специально разработанных или адаптированных для этих целей.
       Управленческий  учет, таким образом, становится необходимой  методологической базой постоянного  совершенствования системы управления предприятием.
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ: 

       
    Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.99. № 33н (в ред. от 27.11.06 № 156н)
    Адамов Н.А., Рогуленко Т.М., Амучиева Г.А Основы управленческого учета.- СПб.: Питер, 2005.- 436 с.
    Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2004. - 576 с. 
    Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. -М.: Юристъ, 2003. - 618 с. 
    Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Юнити, 2003. - 350 с
    Друри Колин. Введение в управленческий и производственный учет – М., 1994
    Кондратова И.Г.   Основы управленческого учета: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 160 с.
    Николаева С.А. Управленческий учет: Пособие. – М.: ИПБ-Бинфа, 2002.
    Шеремет А.Д. Управленческий учет. – М.: ФБК-Пресс, 2004. – 512 с.
    Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности / Под ред. М.И. Баканова.-М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
    Адамов Н.А., Чернышев В.Е. Принципы построения системы управленческого учета в строительстве // Управленческий учет. – 2005. - №5.
    Арентино П. Управленческий учет: техника внедрения  //www.buch.ru- 02.11.2005
    Войко Д.В. Сущность управленческого учета и его место в управлении предприятием // Управленческий учет. – 2005. - №3.
    Грибановский В.М Концепция управленческого учета на современном этапе развития экономики России // Управленческий учет. – 2005. - №1.
    Палий В.Ф. Управленческий учет – новое прочтение внутрихозяйственного расчета // Бухгалтерский учет. – 2000. - №17.
    Пичунина Л. Управленческий учет и анализ как средство повышения прибыли // Финансовая газета. – 2000. - .№ 4.
    Чупахина Н.И.Методические подходы к постановке системы управленческого учета в условиях современных информационных технологий // Управленческий учет. – 2005. - №4.
    Чурина Л.И. Управление затратами – основа управленческого учета // Эпиграф. – 2005. - №12.
    Щукина И., Якобсон И. Управленческий учёт: особенности, терминология, применение // Бухгалтер и компьютер. – 2005. - № 3.
 
        
 
 
 

 

Приложение  А 
 
 

Приказ  № 93
об  утверждении
"Положения  об учетной политике организации на 2007 год"
по  предприятию ЗАО  «Лада-Геленджик-Транс» 
 
 

порт  Кавказ        29 декабря 2006 г. 
 
 

Приказываю установить: 

    Бухгалтерский учет ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Положениями по бухгалтерскому учету, Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н.
 
    Налоговый учет ведется в соответствии c Налоговым кодексом РФ и иными нормативными актами законодательства о налогах и сборах в РФ
 
    Утвердить Положение об учетной политике организации на 2006 год (Приложение N 1).
 
 
 
 
 
 
      Генеральный директор _______________________Канашин О.В. 
       
       
       
       
       
       
       

Приложение N 1
К приказу № 93  от 29.12.2006 г.
УТВЕРЖДАЮ:  
Генеральный директор
ЗАО «Лада-Геленджик-Транс» 

…………………………  Канашин О.В. 

Положение об учетной политике
организации на 2007 год 

Раздел I
Общие положения 

    1.1. Установить, что как бухгалтерский,  так и налоговый учет на  предприятии осуществляется бухгалтерской службой организации и бухгалтерскими службами обособленных подразделений как уполномоченных представителей организации, возглавляемыми главным бухгалтером.
    1.2. Установить, что следующие обособленные  подразделения выступают в качестве  уполномоченного (или законного)  представителя организации при исчислении налоговой базы, уплате в соответствующий бюджет субъекта РФ и предоставлении налоговых деклараций по месту нахождения этих обособленных подразделений:
        Головная организация ЗАО «Лада-Геленджик-Транс»
    в отношении  исчисления, уплаты и декларирования следующих налогов и сборов:
    а. Налог на имущество  по обособленному  подразделению;
    б. Налог на добавленную  стоимость;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.