На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ
     Тюменский государственный  университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая работа
     на тему:
     Количественная и качественная определенность спроса, предложения и рыночного равновесия 
 
 

     Выполнила студентка
     Левая Н.Н. 
 
 

     Урай 2007
 

      Содержание

Введение
Глава 1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Факторы изменения спроса
1.3 Эластичность спроса
1.3.1 Ценовая эластичность спроса
1.3.2 Эластичность  спроса по доходу
1.3.3 Перекрестная  эластичность спроса
Глава 2. Предложение
2.1 Закон предложения
2.2 Факторы изменения  предложения
2.3 Эластичность  предложения
Глава 3. Рыночное равновесие
3.1 Установление  равновесной цены по Л. Вальрасу и А. Маршаллу
3.2 Устойчивость  равновесия.
3.3 Экономические  концепции и теории регулирования  рынка законы спроса и предложения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
 

       Введение

 
     Важнейшими  категориями микроэкономического  анализа являются спрос и предложение  на отдельных рынках. Рынок1 – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разные формы. Основные параметры любого рынка – спрос, цена и предложение (см. приложения рис.1). Ведущую роль в модели «спрос-предложение» играет цена. Можно легко убедиться в наличии прямой зависимости между количеством приобретаемых вещей и ценами на них : с ростом цены на товар, как правило, падает объем его реализации, и наоборот.
     Чтобы понять, как действует этот механизм цены на производителя, необходимо прежде всего разобраться в вопросе : как устанавливаются цены в процессе купли-продажи. Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки. Рынок как таковой состоит из продавцов и покупателей, поэтому исходя из приоритета спроса и предложения важно, кто раньше появился: продавец или покупатель, т.е. что первично: спрос или предложение. Многие желают хорошо одеваться, питаться, иметь хорошую квартиру, машину, дачу и многое другое. Но эти мечты способны стать реальностью только тогда, когда люди смогут  все это купить, т.е. с подобной точки зрения спрос является первичным стимулом производства. Спрос удовлетворяется производителями товаров. Несмотря на то что каждый производитель самостоятельно решает основные экономический проблемы: «Что, как и для кого производить?» - никакого беспорядка и анархии в обществе не отмечается. Причина этому – ориентир на цену. Ей и починяется производитель в условиях рынка. Именно цена в первую очередь стимулирует производителя изготовлять те или иные товары. Цена выполняет роль регулятора хозяйствования деятельности. Научите попугая произносить слова «спрос и предложение» - и перед вами экономист! В этой язвительной шутке большая доля правды, так как, по существу, эти простейшие экономические рычаги – спрос и предложение – способы дать глубокое  представление не только об отдельных экономических проблемах, но и о функционировании всей экономической системы в целом.
 

     Глава 1. Спрос2

 
     Любой покупатель стремится максимально  полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен  в своих действиях имеющейся  в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность  передать в обмен на необходимый  ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить  определенную комбинацию различных  планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и  одновременно наилучшим образом  удовлетворит его индивидуальные потребности  в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей  покупать нужные им товары, подкрепленное  их возможностью оплатить эти товары.
     Термин  «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос –  это то количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут  приобрести в данный момент по определенной цене и при определенных условиях.  Спрос изображается в виде графика(рис.2), показывающего количество продукта, которое потребители готовы и  в состоянии купить по некоторой  цене из возможных в течение определенного  периода времени. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые  можно представить в форме  таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое будет предъявлен спрос при разных ценах. Приведем пример: некто захотел приобрести компьютер со строго определенными  техническими характеристиками. С чего он начинает? С анализа цен на различных рынках и в магазинах  на подобные товары. Затем он сопоставляет цены на компьютеры с необходимыми ему потребительскими качествами. Далее  идет анализ собственных доходов  и следует вывод о том, как  покупка может отразится на содержимом кошелька. В результате в зависимости  от цен на компьютеры и от толщины  кошелька товар с оптимальными потребительскими характеристиками приобретается в  конкретном магазине. Поскольку точно  так же будет поступать и большинство  других покупателей, то формируется  цена спроса. В случае табличного способа  задания функции спроса значение цены записываются  в первом столбце  таблицы, а соответствующие объемы спроса – во втором ее столбце. При  использовании табличного способа  нередко возникает проблема оценки объема спроса для цены, не указанной в таблице. Тогда предполагают, что в промежутках между ближайшими табличными значениями цены кривая спроса представляет собой отрезок прямой. Допустим, что нам надо определить объем спроса для цены p, которая лежит между табличными значениями цены p1 и p2 , которым соответствуют объемы Q1 и Q2. Тогда искомый объем спроса Q для цены p приближенно равен: 

      . 

     Если  например, объем спроса на картофель  при цене 10 руб. равен 400т., а при  цене 15руб. – 300т, то объем спроса при  цене 12 руб. приближенно равен 

     (3/5)*400+(2/5)*300=360 (т).

     1.1 Закон спроса3

 
     Под ценой спроса понимается та максимальная цена, которую потребитель согласен заплатить при покупке данного  товара или его определенного  количества. Понятно, что основное желание покупателя – купить товар подешевле и получше. А отсюда ясно, что чем ниже цена на товар, качество которого удовлетворяет покупателя, тем больше потребителей захотят приобрести именно этот товар. Данная ситуация формулируется в следующем законе спроса: При прочих равных условиях чем меньше цена, тем больше величина спроса, и наоборот.
     Проиллюстрирую  данный закон табличным и графическим  способами.
     В качестве примера составлю таблицу  гипотетической зависимости между  величиной спроса и значением  цены. 

P 10 8 6 3.5 2.5 2 1.5 1.4 1.35 1.33
Qd 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
 
     Из  таблицы видно, что при самой  высокой цене товар практически  не раскупается, а по мере снижения цены величина спроса возрастает, что  и подтверждает закон спроса. Приведем те же данные в графическом виде, используя таблицу. Отложим по вертикали  значение цен, а по горизонтали –  величину спроса (рис2).
     Анализируя  график можно выделить следующие  моменты :
    кривая спроса D показывает, какое количество товара потребители приобрели бы при различных уровнях цен;
    построенная по определенным точкам кривая D является функцией только одного параметра – цены;
    Используя представленный график, можно вычислить конкретное числовое значение величины спроса Qo для такой-то цены Po, которая еще не устанавливалась при торговых операциях.
     Вывод: и табличный, и графический способы  четко выявляют  обратную зависимость  величины спроса от изменения цены за единицу товара.
     Что лежит в основе этого закона?4 Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.
    Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что  нам показывает кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного  продукта больше по низкой цене, чем  по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта  они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителя охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
    В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй чебурек дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия или полезности, чем второй и так далее. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
    На несколько  более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода  указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату.  Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведу пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
     Закон спроса нарушается для товаров Гиффена  и товаров Веблена5.
     Товары  Гиффена (рис3)встречаются среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания бедняков. Если такой продукт (например, картофель) дорожает, то бедняки вынуждены сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов (мяса, сыра, и др.). Поскольку наш товар остается сравнительно дешевым продуктом, объем спроса на него растет, что в некоторой степени компенсирует отказ от качественных продуктов. Товары Веблена (рис3)встречаются среди дорогих товаров, которые приобретаются богатыми для демонстративного потребления: дорогие шубы, бриллианты. Цены в этом случае представляет собой основное потребительское качество товара, а поэтому чем она выше, тем больше объем спроса.
      Факторы изменения спроса
 
     Когда экономист строит кривую спроса (рис4), он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты 6величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса7.
     Основные  неценовые детерминанты: 1)Вкусы, или предпочтения, потребителей;2) число потребителей на рынке;3) денежные доходы потребителей;4) цены на сопряженные товары;5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.6) Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов.
     Что происходит, когда одна или более  детерминант спроса претерпевают изменения? Изменение одной детерминанты (или  более) изменяет положение кривой спроса на рисунке 4.Такое смещение положения  кривой спроса называется изменением в спросе. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо от D1 к D2, и наоборот, уменьшение спроса отD1 к D3).
    Потребительский вкусы. Изменение вкусов и предпочтений покупателей прежде всего связано с модой, со стимулированием спроса путем рекламы и других приемов (выставки, презентации). Большое влияние на вкусы и предпочтения отказывает также и качество товара (его долговечность, надежность, простота эксплуатации и т. п.). С другой стороны, повышение общей культуры общества может привести к тому, что имеющиеся на рынке товары уже не будут отвечать вкусам потребителей Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево (рис5). Также технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
    Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведу примеры. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расширило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил рост на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги.
    Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышения дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше стереоустановок, компьютеров, коньяка. И наоборот, при снижении  доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, или картофеля, или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и третьесортные автомобили. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
    Цена на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышения спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин.  Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь
     Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин  снижается и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
    Ожидания. Когда люди опасаются инфляции, рост цена цен и дефицита в будущем, они склонны к избыточному спросу на товары в настоящем. Так, если потребители ждут в ближайшее время повышения (снижения) цены на такой-то товар, то они будут стремится закупить больше (меньше) этого товара по нынешней цене,  тем самым способствуя сдвигу кривой спроса. Сюда же можно отнести ожидание  неких катастрофических событий. Например, после террористического акта в Америке 11 сентября 2001года в США и даже Европе были скуплены все средства индивидуальной защиты. И это при том, что рынок отреагировал на бешеный спрос столь же бешеным повышением цен на указанные товары.
    Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов. Важную роль может играть пример кого-то из друзей или близких, купивших качественный (или, наоборот, некачественный) товар, и даже распространяемые слухи подобного рода. В таких случаях вмешиваются субъективные факторы. Так, если кому-то из ваших знакомых случайно попался бракованный экземпляр в целом высококачественной марки товара (один из сотен тысяч исправных), то вы уже без крайней необходимости вряд ли приобретете товар этой марки, как бы его на расхватывали в рекламе.
 
Фактор Влияние повышения  эффективности действия факторов спроса на сдвиг кривой спроса
Доходы  потребителей Вкусы и предпочтения покупателей
Спрос на дополняющий товар
Спрос на заменяющий товар
Ожидания
Субъективное  восприятие
                +                 +/-
                +/-
                +/-
                +/-
                +/-
     (дополн. к рис.5)
      Эластичность  спроса8
 
     Для фирмы при планировании объема и  структуры производства чрезвычайно  важно знать, от чего зависит спрос  на ее продукцию. Нас интересует, как изменится величина спроса при повышении (понижении) цены продукции на 1,10,100 рублей? Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна и другая ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а к ее снижению за счет сокращения величины спроса и, соответственно, уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами. Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент, Примером может служить эластичность спроса по цене  или

     1.3.1 Ценовая эластичность  спроса

     Если  обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер  равен: 

        

     где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;
     «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене
     Аналогично  можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической  величине.
     Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной  величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
     Например, снижение цены стирального порошка  на 5% вызвало увеличение спроса на него на 10%. Показатель эластичности будет  равен: 

      ,                 

     Спрос эластичен, если ценовая эластичность спроса больше единицы. В этом случае при незначительном повышении цены объем спроса существенно уменьшается. Спрос эластичен на те товары, которые легко замещаются в потреблении другими товарами. Например, маргарин одной марки замещается маргарином другой марки, апельсины заменяются мандаринами. Спрос неэластичен, если ценовая эластичность спроса лежит в пределах от нуля до единицы. В этом случае относительное изменение цены превышает относительное изменение спроса, то есть спрос слабо чувствителен к изменению цены. Спрос неэластичен на товары, которые слабо замещаются в потреблении другими товарами. Например, соль и пшеничная мука фактически не имеют заменителей. Спрос абсолютно эластичен, если ценовая эластичность спроса является бесконечно большой величиной. Это случается, когда имеется единственная цена, по которой товар покупается в неограниченном количестве, при этом любой другой цене отвечает нулевой спрос. Примером служит закупка правительством страны зерна у своих фермеров по фиксированной цене с целью поддержать отечественных сельскохозяйственных производителей. Спрос абсолютно неэластичен, если ценовая эластичность спроса равна нулю. В этом случае изменение цены не влияет на объем спроса. Примерами служат товары, без которых привычная жизнедеятельность человека нарушается: инсулин для больных сахарным диабетом, кофе и т.д. Единичная эластичность спроса имеет место, когда ценовая эластичность спроса равна 1. Этот случай интересен тем, что изменение цены не влияет на суммарную выручку продавцов на рынке. Например, при цене 3рубля купят 12т. яблок, при цене 4рубля – 9т и т.д. В любом случае выручка составит 36тыс. руб.
     Все возможные случаи эластичности для  линейной функции спроса9:
    Если цена равна нулю, то ценовая эластичность спроса также равна нулю, то есть спрос абсолютно неэластичен (точка А, рис 6)
    Если цена равна максимальной цене спроса, равной 4, то ценовая эластичность спроса бесконечно велика, то есть спрос абсолютно эластичен (точка В)
    Если цена равна 2 (половине максимальной цены спроса), то ценовая эластичность спроса равна единице(точка С)
    Если цена больше 2, но меньше 4, то спрос эластичен(отрезок ВС)
    Если цена больше 0, но меньше 2, то спрос эластичен (отрезок АС)
     Существует  два крайних случая. Первый случай — существование только одной  цены, при которой товар будет  приобретаться покупателями. Любое  изменение цены приведет либо к полному  отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному  увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 7). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным. Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 8) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и т. п.
     Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может  изменяться от нуля до бесконечности: 

        — спрос эластичен;
        — спрос неэластичен;
        — спрос с единичной эластичностью.

     1.3.2 Эластичность спроса  по доходу10

     Эластичность  спроса по доходу есть показатель, выражающий чувствительность спроса к изменению дохода покупателей. Он равен результату деления относительного изменения объема спроса на относительное изменение суммарного дохода 

      , 

     где D-спрос, I-доход. 

     Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении дохода покупателей на один процент. Она характеризует степень насыщенности спроса на данный товар. Спрос эластичен по доходу, если эластичность спроса по доходу больше 1. Спрос на такие товары слабо насыщен и с увеличением дохода потребители начинают его активно насыщать. Это выражается в том, что относительное увеличение спроса превышает относительное увеличение дохода. Такие товары называют товарами второго уровня или предметами роскоши (дорогая одежда, деликатесы, драгоценности). Спрос неэластичен по доходу, если эластичность спроса по доходу лежит в пределах от 0 до 1. Спрос на такие товары насыщен в высокой степени и с увеличением дохода спрос на них растет незначительно. Такие товары называют предметами первой необходимости (хлеб, чай, спички). Товары, для которых эластичность спроса по доходу положительна, называют нормальными. Спрос имеет отрицательную эластичность по доходу, когда при увеличении суммарного дохода покупателей объем спроса сокращается. Этим свойством обладают товары, которые потребляются вынужденно из-за ограниченности денежных средств. Иными словами, спрос на такие товары «перенасыщен». При увеличении своего дохода покупатель сокращает потребление данного товара или вовсе отказывается от него. Такие товары называют «низкокачественными» (инфериорными), к ним относятся дешевые макароны, крупы и т.д.

     1.3.3 Перекрестная эластичность  спроса11

     Объем рыночного спроса зависит не только от цены и суммарного дохода покупателей, но и от цен на другие товары. Обозначим  на товар через Х, а какой-нибудь другой товар через – У.
     Перекрестная  эластичность спроса товара Х по цене товара У есть результат деления  относительного изменения объема спроса на товар Х на относительное изменение  цены товара У: 

      , 

     Где Dx - объем спроса на товар Х, Py - цена товара У.
     Перекрестная  эластичность спроса показывает, на сколько  процентов изменится объем спроса на один товар при изменении цены другого товара на один процент. Она  характеризует степень взаимозависимости  двух данных товаров в потреблении. Перекрестная эластичность спроса положительна, если увеличение цены одного товара ведет к увеличению объема спроса на другой. Это случается, когда потребители сокращают спрос на подорожавший товар и увеличивают спрос на другой товар, который может использоваться для удовлетворения той же потребности. Такие товары называют взаимозаменяемыми(субститутами). Примерами служат: мясо-колбаса.
     Перекрестная  эластичность спроса отрицательна, если увеличение цены одного товара ведет к сокращению объема спроса на другой. Это случается, когда потребители сокращают спрос не только на подорожавший товар, но и на другой товар, необходимость в котором связана с объемом потребления первого товара. Такие товары называют взаимодополняемыми (комплементарными). Примерами служат: автомобиль – бензин, компьютер – дискета. Перекрестная эластичность спроса равна нулю, если увеличение цены одного товара не изменяет объем спроса на другой. Такие товары называют независимыми (несопряженными). Большинство пар товаров являются нейтральными: спички – абрикосы, тетради – гвозди.
     Отмечу  один случай, в котором показатель перекрестной эластичности спроса использовать нецелесообразно, поскольку он может  неверно характеризовать взаимосвязь  двух рынков. Если товар, на который  увеличена цена, занимает в бюджете  потребителей большое место (хлеб, транспорт), а само увеличение цены достаточно велико, то в итоге покупатели станут беднее и сократят потребление не только подорожавшего товара, но и  многих других. Если использовать определение  перекрестной эластичности спроса формально, то каждый из этих товаров и наш  товар окажутся взаимодополняемыми, а это неверно.
 

     Глава 2. Предложение

 
     Предложение – количество товара, которое производители желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях.
     Точно так же, как цене влияет на спрос, она влияет и на него предложение. Любой продавец руководствуется  своими «корыстными» целями, т.е. он хочет  продать свой товар подороже. Это  и понятно, ведь чем выше цена, тем  больше выручка и прибыль продавца, а значит – и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального  предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя  производство данного товара; затратности  производства других товаров, на которые  может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения  есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при  данной цене. Эта величина равна  сумме объемов индивидуального  предложения всех продавцов при  данной цене. Обычно объем рыночного  предложения называют для краткости  просто объемом предложения. Цена предложение – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается  графиком (рис9), , однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).Отложим величину предложения по оси абсцисс, а цену – по оси ординат. Линия предложения имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения находятся в прямо пропорциональной зависимости: когда цена растет, растет и предложение.  Второй способ – табличный, зависимость величины предложения от цены товара представлена в таблице. 

P 2 3 4 5 6 7
Qs 0 1 2 3 4 5
     Из  таблицы видно, что при самой  низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения увеличивается.12

     2.1 Закон предложения

 
     Легко заметить, что таблица показывает положительную, или прямую, зависимость  между ценой и количеством  предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и  величина предложения; со снижением  цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.