Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
   Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
   «Южно – Уральский государственный  университет»
   Факультет «Экономика и управление»
   Кафедра «Экономики и финансов» 

   КУРСОВАЯ РАБОТА
   по  дисциплине «Финансы и кредит»
     На тему:
   Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации  
 
 

                  Руководитель  проекта, доцент
                  ___________М.В.  Подшивалова
                  ____________________2009г. 
                  Автор проекта
                  студент группы ЭиУ – 301                                                 
                  ___________М.В.  Заведеева                                                                    ____________________2009г.                                                                     

                  Проект  защищен
                  с оценкой
                                                         2009г. 
                   
                   

   Челябинск 2009
   АННОТАЦИЯ 

                 Заведеева М.В. Пояснительная записка к курсовой работе по предмету «Финансы и кредит». Челябинск: ЮУрГУ, ЭиУ-301, 2009, 65 с., 23 ил., 2 табл., 3 прил., библиогр. список – 30 наименований. 
               

            В первой  части данной работы дано краткое  теоретическое описание государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации, а именно Пенсионного Фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, перечислены их функции и задачи.
   Вторая  часть работы заключает в себе наглядные графические результаты функционирования фондов, а так же анализ представленных данных.
   В третьей части изложен прогноз  деятельности фондов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ОГЛАВЛЕНИЕ
Приложение А…………………………………………………………………………60
Приложение Б…………………………………………………………………………63
Приложение В ………………………………………………………………………...65 
 

   ВВЕДЕНИЕ
     «Во главу угла надо поставить гуманитарные вопросы,
   вопросы жизни человека,
   его социальных и имущественных прав!»[1]
   Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению.
   Актуальность  темы курсовой работы: Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.
   Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры  и источников формирования.
   В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
    изучить понятие, роль и структуры современных внебюджетных фондов РФ
    изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.
    дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

   ЧАСТЬ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

   1. Государственные внебюджетные фонды

   1.1 Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ.

   История возникновения внебюджетных государственных  фондов связана с развитием специальных  видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными.
   Создание  специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства  в области всегда актуальных военных  расходов, научных исследований, регулирования  экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.
     В России составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.
   Впервые целевые бюджетные фонды стали  создаваться в Российской Федерации  в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.
   При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.
   Пенсионный  фонд РФ (ПФР) был создан в целях  государственного управления финансами  пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

   Фонд  социального страхования (ФСС) был  создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

   Фонд  обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования  финансовых средств и обеспечения  стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
   Важным  звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает  Федеральное собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов Федерации  и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.
   Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.
   Область перераспределения бюджетных средств  гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки, перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.
     Но условий для экономической  самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности.
   Страховая природа средств внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.
     Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей [2].
    запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;
    денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
    формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
    страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
    на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";
    денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
    расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.
 
 
   1.2 Пенсионный фонд Российской Федерации
   Пенсионный  фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система  оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную  выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.
   ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного  обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.
   Программы реализуемые ПФР [3]:
    С 2005 года на Пенсионный фонд также возложены функции по начислению гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. С этой целью ПФР создан и поддерживается в актуальном состоянии единый регистр федеральных льготников, производятся регулярные выплаты получателям социальных льгот.
    С 2007 года на ПФР была возложена дополнительная задача – выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будут направлены не ранее 2010 года, поскольку соответствующий закон не предусматривает возможность распоряжения средствами МСК до достижения ребенком трехлетнего возраста. Однако в конце декабря 2008 года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в мире и в России, Правительство РФ разрешило гражданам с 1 января 2009 года направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. В кратчайшие сроки органами ПФР была проведена вся необходимая организационная работа и практически сразу после новогодних праздников были приняты первые заявления от граждан на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
    В 2010 году Пенсионному фонду исполнится 20 лет. К юбилею ПФР подходит в качестве одной из крупнейших организаций в стране, тысячи сотрудников которой ежедневно работают над тем, чтобы пенсионная система при любых условиях функционировала стабильно, надежно, а гарантированные государством выплаты осуществлялись полностью и точно в срок.
   Одно  из дальнейших направлений работы ПФР - повышение качества обслуживания клиентов. Фонд будет стремиться к  тому, чтобы  любое взаимодействие с гражданами было результативным и комфортным. С этой целью уже сейчас вводятся в строй новые клиентские службы, постоянно проводится обучение персонала и повышение его квалификации, активно используется сеть Интернет для предоставления услуг или справочной информации.
   Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.[3]:
    учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
    назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
    назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.
    персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
    взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
    выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
    управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
    реализацию Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009 года в Программу вступили свыше 1 750 000 россиян.
   В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации подлежат зачислению следующие  доходы [4]:
    налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
    неналоговые доходы:
    страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
    страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
    недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
    доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    безвозмездные поступления:
    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;
    безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
    прочие поступления;
      В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов (рисунок 1.2.1) [3].
   

   Рисунок 1.2.1 – Структура Пенсионного Фонда
   Нормативные документы, регламентирующие деятельность Пенсионного фонда РФ:
    Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № 2122-1 (ред. от 05.08.2000) «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)»;
    Положение «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (утверждено Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №2122-1) (ред. от 05.08.2000);
    Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ.
 
 
 
 
 
 
 
   1.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
   ФСС создан в целях обеспечения государственных  гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.
          В бюджет Фонда социального  страхования Российской Федерации  подлежат зачислению следующие доходы [4]:
    налоговые доходы:
    единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации;
    доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;
    налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 процентов;
    минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 процентов;
    единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5 процентов;
    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 процента;
    неналоговые доходы:
    страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
    доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    безвозмездные поступления:
    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;
    прочие поступления;
   Согласно  Положению «о Фонде социального страхования Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. N 101) (с изменениями от 24 июля 1995г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996г., 22 ноября 1997г., 23 декабря 1999г., 19 июля 2002г, от 02.08.2005 N 484, от 19.11.2008 N 862) основными задачами Фонда являются [5]:
    выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
    оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
    частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
    частичная оплата путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
    частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
    оплата проезда к месту лечения и обратно;
    создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
    обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
    финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
    проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
    осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
    участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Средства  Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
   Нормативные документы, регламентирующие деятельность Фонда социального страхования РФ:
    Указ Президента РФ от 07.08.1992 г. № 822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»;
    Указ Президента РФ от 28.09.1993 г. № 1503 «Об управлении государственным социальным страхованием в Российской Федерации»;
    Постановление Правительства РФ от 26.10.1993 г. № 1094 «Вопросы Фонда социального страхования Российской Федерации»;
    Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   1.4 Фонд обязательного медицинского образования
Федеральный фонд ОМС
   Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной  части государственного социального страхования. Федеральный фонд ОМС осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и уставом Федерального фонда ОМС. Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
   Полное  официальное наименование — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, сокращенное наименование — ФОМС.   
   Основными задачами Федерального фонда ОМС  являются [6]:
    финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;
    обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
    аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
   В целях выполнения основных задач  Федеральный фонд ОМС [7]:
    осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
    разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
    осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
    выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
    осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
    осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
    осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
    вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
    участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
    осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
    организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
    изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
    обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
    участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
    ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.
   В бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования подлежат зачислению следующие доходы [4]:
    налоговые доходы:
    единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
    налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
    минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента;
    единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;
    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента;
    неналоговые доходы:
    недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    безвозмездные поступления:
    межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
    прочие поступления;
   Страховые взносы (отчисления) в Федеральный  фонд перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями  в соответствии с установленным  порядком.
   Временно  свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
   Доходы  от использования временно свободных  финансовых средств и нормированного страхового запаса Федерального фонда могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами Федерального фонда, предусмотренными в настоящем уставе.
   Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели бюджетом Федерального фонда. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства Российской Федерации утверждаются федеральным законом.
   Структура ФОМС представлена  на рисунке 1.4.1
   

   Рисунок 1.4.1 – Структура ФОМС
Территориальные фонды ОМС
   Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной  деятельности и  контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции [6]:
    аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;
    осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;
    проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
    выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
    совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;
    согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
   В бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы [4]:
    налоговые доходы:
    единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
    доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 процента;
    налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 процента;
    минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18 процентов;
    единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5 процента;
    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4 процента;
    неналоговые доходы:
    недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
    доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    безвозмездные поступления:
    межбюджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
    межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
    прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
   На 01.01.2008 года сложилась организационно-финансовая структура системы ОМС в Российской Федерации, представленная на Схеме движения финансовых средств в системе ОМС и структура системы ОМС (рисунок 1.4.2).                                                                                               

   Рисунок 1.4.2 – Структура движения финансовых средств в системе ОМС и  структура системы ОМС
   Нормативные документы, регламентирующие деятельность Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации:
    Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1(с изм. внесенными Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2288,ред. Федеральным законом от 01.07.1994 N 9-ФЗ) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
    Постановление Верховного Совета РФ от 24.02.1993 г. № 4543-1 (в ред. Федерального закона  от 05.08.2000 N 118-ФЗ) «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» вместе с «Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования», «Положением о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования», «Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
 
 
2. Базовые принципы и международные стандарты в области социального страхования [8].
   Право граждан на социальную защиту в качестве одного из основополагающих и неотъемлемых прав закрепила Декларация ООН о  правах человека и Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах. Для работающего населения основным институтом реализации права на социальное обеспечение является социальное страхование, обеспечивающее защиту наемных работников и самозанятого населения от наиболее значимых, серьезных и масштабных социальных рисков. Разработка политики в этой области должна основываться, в частности, на анализе соответствия принимаемых решений и последствий их реализации сущностным принципам, международным нормам и минимальным стандартам социального страхования.
   Базовые принципы социального страхования (обязательность; четкая зависимость между участием в финансировании системы и размером пенсий и пособий; обеспечение уровня выплат, сопоставимого с доходом застрахованного на протяжении трудовой жизни; обособленность средств; участие социальных партнеров в управлении и т.д.) общеизвестны. По мнению специалистов Международной организации труда (МОТ), системы социального страхования должны строиться таким образом, чтобы обеспечить экономическую приемлемость, индивидуальную справедливость и социальную эффективность [9]. Экономическая эффективность предусматривает оптимальное и справедливое распределение нагрузки между плательщиками страховых взносов и получателями пенсий и пособий, между различными группами страхователей. Индивидуальная справедливость подразумевает эквивалентность (или, по крайней мере, жесткую зависимость) объема участия застрахованного в финансировании системы и прав на получение денежных выплат и услуг по социальному страхованию. Для достижения социальной эффективности системы социального страхования должны обеспечивать минимальные гарантии (как в денежной, так и в натуральной форме) любому участнику системы.
   Достижение  экономической эффективности подразумевает  установление размера страхового тарифа, который бы не был обременительным для работающего населения и работодателей, но одновременно обеспечивал бы достаточность средств для покрытия текущих и будущих обязательств систем социального страхования.
   Принцип эквивалентности обязательств является основным принципом, обеспечивающим страховой характер систем социальной защиты работающего населения, стимулирующим работников к участию в финансировании систем социального страхования. Его использование позволяет реализовать функцию компенсации утраченного дохода – то есть гарантировать размер пенсий и пособий, а также объем предоставляемых услуг по системе социального страхования, на уровне, сопоставимом с размером заработной платы работника до наступления страхового события.
   Для обеспечения минимального дохода необходим  определенный уровень нестрахового перераспределения в рамках систем между поколениями, группами с различным уровнем заработной платы, отраслями, регионами и т.д. Объем перераспределяемых средств должен быть достаточным для обеспечения минимального объема выплат и услуг, но не чрезмерным и не нивелирующим страховые принципы.
   Любая система социального страхования  должна отвечать этим кажущимся взаимоисключающими принципам. Определение оптимальных  параметров, сочетающих в себе все  три критерия, устраивающих всех социальных партнеров, позволяет создать эффективную и социально приемлемую модель социального страхования.
   Исходя  из этого, любая система социального  страхования, сформулированная на основе баланса между интересами застрахованных и страхователей, с одной стороны, и получателей пенсий и пособий, с другой, призвана обеспечивать гарантию определенного уровня «замещения» заработной платы при наступлении страхового события, одновременно гарантируя минимальный уровень дохода для всех участников системы.
   Международные нормы и стандарты нацеливают на реализацию обеих функций систем социального страхования, определяют основные количественные параметры, минимально необходимые для их реализации.
   Минимальные стандарты социального страхования  закреплены в базовых Конвенциях и Рекомендациях МОТ (в наиболее полном, систематизированном виде – в Конвенции № 102 1952 года), в дальнейшем в Европейском кодексе социального обеспечения, и подтверждены в Европейской социальной хартии.
   Конвенция № 102 и Европейский кодекс социального  обеспечения (1964) [10] определили «базовые» стандарты в отношении степени охвата по каждому виду социального страхования, относительного размера пенсий и пособий типичного бенефициария (получателя социальных пособий), условия предоставления и продолжительности выплат отдельных пособий, участия застрахованных в финансировании страховых систем. Ряд Конвенций и Рекомендаций МОТ и пересмотренный Европейский кодекс социального обеспечения (1990) [11] закрепили «повышенные» стандарты социального обеспечения.
   Наиболее важным параметром, определяющим относительный уровень обеспечения по системам социального страхования, является так называемый коэффициент замещения – размер пенсий и пособий как доля от заработной платы застрахованного. «Базовые» стандарты предусматривают следующие минимальные размеры пенсий и пособий после 30 лет уплаты страховых взносов:
    пособия по временной нетрудоспособности – 45%;
    пособия по безработице – 45%;
    пенсии по старости – 40%;
    выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:
    пособия по временной нетрудоспособности – 50%;
    пенсии по инвалидности – 50%;
    пенсии по случаю потери кормильца – 40%.
   «Повышенные»  стандарты увеличивают коэффициенты замещения, например, по системам пенсионного страхования, до уровня 50 - 65%.
   Важно заметить, что при определении  размера пенсий и пособий, для  обеспечения их сравнения с минимально допустимыми стандартами, в расчет могут приниматься не только обязательные общенациональные системы. При этом могут учитываться и дополнительные системы социального страхования, при условии, что они регулируются и контролируются государством или социальными партнерами и охватывают значительную часть занятых, заработная плата которых не превышает заработок квалифицированного рабочего – мужчины.
   Соблюдение  минимальных норм в отношении  уровня пенсий и пособий, закрепленных в Конвенции № 102 и Европейском кодексе социального обеспечения является и необходимым условием для реализации положений Европейской социальной хартии (п.2. ст.12). Пункт 3 той же статьи призывает государства добиваться постепенного подъема социальных систем для обеспечения более высокого уровня защиты. При этом Европейский комитет социальных прав при правовой оценке соответствия национальных систем социального страхования положениям Хартии считает, что государство, не обеспечивающее стандартов, определенных Конвенцией № 102 в отношении минимальных уровней пенсий и пособий, не выполняет также и пункт 3 статьи 12 (обеспечение более высокого уровня защиты), даже если оно предприняло усилия по повышению уровня своей системы социального обеспечения.
   Таким образом, достижение базовых минимальных  стандартов в отношении размеров пенсий и пособий, закрепленных в  Конвенции МОТ № 102 и Европейском  кодексе социального обеспечения 1964 года, фактически является стартовой позицией для становления современной системы социального страхования. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЧАСТЬ 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
1. Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды.  
     
У каждого из фондов есть свой бюджет. Доходы в бюджет формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. На рисунке 1.1 вам представлена динамика поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ, включая ЕСН за 2007-2009 год в период  с января по сентябрь [12]. Из рисунка видно, сколько из этих денег перечислено в государственные внебюджетные фонды. С 2008 по 2009 год поступления увеличились незначительно всего на 8,7 млн.руб., по сравнению с тем, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом поступления увеличились на 253 млн.руб. Это объясняется замедлением роста экономики.

   

   Рисунок 1.1 -  Динамика и структура поступлений в бюджетную структуру за 2007-2008гг..
   Рассмотрим  подробнее доходы во внебюджетные фонды, сравнив доходы 2008 и 2009 годов [12]. По данным рисунка 1.2 видно, что наибольший удельный вес доходов в 2008 году занимают поступления в Пенсионный фонд – 79%, 10% в территориальные фонды ОМС, 6% - в федеральный ОМС и 5% - в ФСС. Больший процент поступлений в Пенсионный фонд обусловлен тем, что этот фонд выплачивает пенсии населению, которые в свою очередь формируется из их отчислений в виде налогов. Поступления в 2009 году изменились: на 1% увеличились поступления в ПФР и на 1% уменьшились в ФСС (Рисунок 1.3). Но так как данные представлены за январь-сентябрь, то к концу года структура может выровняться или остаться на уровне 2008 года, а может и измениться.
   

   Рисунок 1.2 -  Структура поступлений в основные  внебюджетные фонды РФ в 2008 году

   Рисунок 1.3 - Структура поступлений в основные  внебюджетные фонды РФ в 2009 году. 
 
 

2. Бюджет  Пенсионного фонда Российской  Федерации
   Бюджет  ПФР, согласно Федеральным Законам  об исполнении бюджета ПФР в период с 2005 по 2007 гг. [13], имеет стабильный профицитный характер и положительную динамику (рисунок 2.1). На практике же средств Пенсионного Фонда не хватает для обеспечения пособиями и пенсиями отвечающими своему  социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов.
   Общий профицит бюджета ПФР в 2008 году составляет 372 млрд. рублей. По распределительной  составляющей бюджета превышение доходов  над расходами составило 120,2 млрд. рублей. Эти средства были направлены на увеличение оборотной наличности по состоянию на 1 января 2009 года для выплаты пенсий и пособий в выходные и праздничные дни января 2009 года [14] .
   

   Рисунок 2.1 - Динамика доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ
   за  период с2005 по 2008 гг.
Доходы Пенсионного Фонда РФ.
   Доходная  часть бюджета Пенсионного Фонда  РФ состоит из двух основных разделов – это «Доходы» и «Безвозмездные платежи» (таблица 2.1), так вот на второй раздел в 2005–2006 гг. приходиться  более половины всех финансовых поступлений  в ПФР., а в 2007г. - 47 %. В общем динамика доходов бюджета ПФР стабильная и положительная (рисунок 2.2). Это показывает, что происходит улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, т.е. развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам – будущим пенсионерам, и средств работодателей.
Таблица 2.1 - Общие доходы бюджета Пенсионного Фонда РФ
Разделы: 2005 2006 2007
Сумма (тыс.руб.)
уд. вес, % Сумма (тыс.  руб.)
уд. вес, % Сумма (тыс.  руб.)
уд. вес, %
Доходы 667 741 517,0 49,5 804 472 650,4 49,1 1 036 015 696,4 53,2
Безвозмез-дные поступле-ния 693 130 600,0 51,4 833 107 300,0 50,9 919 950 600,0 47,3
 
   

   Рисунок 2.2 - Динамика доходов бюджета Пенсионного  фонда РФ
     за период с 2005 по 2007 гг.
   Теперь  рассмотрим каждый раздел более подробно. Основным в разделе «Доходы» является подраздел «Налоги и взносы на социальные нужды» (удельный вес в 2008г. - 53,2%). Он включает следующие статьи – «страховые взносы на выплату страховой части трудовой пенсии», «страховые взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии», которые имеют наибольший удельный вес в данном подразделе и составляют соответственно  44,92 % и 6,7% от общего объема доходов ПФР. Это обусловлено тем, что из этих денежных средств формируется пенсии. Также подразделы - «фиксированные взносы на выплату страховой части трудовой пенсии»; «фиксированные взносы на выплату накопительной части трудовой пенсии»; «дополнительный тариф для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», которые имеют удельный вес менее 1% (рисунок 2.3).
   

   

   Рисунок 2.3 – Структура доходов бюджета  ПФР
   по  разделу “Налоги и взносы на социальные нужды”

   Наименьший  удельный вес в разделе «Доходы» имеют подразделы «Штрафы, санкции, возмещении ущерба» – 0,0152 % в 2007г., «Прочие неналоговые доходы» – 0,0162 % в 2007г., «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов» – в 2007 – 0,0005 %. Данные представлены в приложении А, таблице А.1.

   Основным  в разделе «Безвозмездные поступления» (таблица 2.2) является подраздел «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ». Мы видим, что в 2007 году выросли поступления из негосударственных пенсионных фондов. Возросшее количество желающих передать свои пенсионные накопления из государственной структуры в частные компании аналитики связывают с повышением уровня финансовой грамотности населения. По мнению специалистов, люди наконец-то осознали, что от результатов инвестирования зависит размер их будущей пенсии [15].
   Таблица 2.2 – Структура доходов бюджета Пенсионного Фонда РФ по разделу «Безвозмездные поступления».
  2005г., Сумма (тыс.руб.)
2006., сумма (тыс.руб.)
2007г., сумма (тыс.руб.)
Безвозмездные поступления 693 130 573,90 833 107 322,40 919 950 602,40
  Безвозмездные поступления от  других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации   693 130 573,90 833 104 876,10 919 878 881,00
  Безвозмездные поступления от  негосударственных организаций 0 2 446,30 71 721,40
   Наибольшую  положительную динамику доходной части  бюджета Пенсионного Фонда РФ имели:
    Страховые взносы на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии, что связано с ростом заработной платы (фонд оплаты труда увеличился на 3,1%)
    Налоги на совокупный доход
    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
    Безвозмездные поступления от негосударственных организаций, что связано с возросшим количеством желающих передать свои пенсионные накопления из государственной структуры в частные компании
   Отрицательную динамику показали такие подразделы:
    Фиксированные взносы на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии

Расходы Пенсионного Фонда РФ.

   Расходная часть бюджета Пенсионного Фонда РФ имеет стабильную положительную динамику. Расходы ПФР на 2005г. составили  1 299 млрд. руб., на 2006 – 1 537 млрд. руб., а на 2007 – уже 1 782 млрд. руб. И включает следующие основные разделы «Общегосударственные расходы», «Образование», «межбюджетные трансферты» и «Социальная политика» (Рисунок 2.4).

   

   Рисунок 2.4 – Динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ за период с 2005 по 2007 гг.
   Раздел  «Общегосударственные расходы» включает такие статьи расходов ПФР, как «взносы в международные организации», «обеспечение соглашений с иностранными государствами и организациями». Данный раздел в среднем за рассматриваемый период занимает 0,0003 % в расходах. Раздел «Образование» включает расходы фонда на «переподготовку и повышение квалификации» и «учебные заведения и курсы по переподготовке кадров» и составляет около 0,0035 % в расходах бюджета ПФР. Раздел «Межбюджетные трансферты» составляет незначительную часть в расходах фонда, около 0,0004 % за последние два года рассматриваемого периода.  Основной раздел расходной части бюджета Пенсионного Фонда РФ – «Социальная политика», который занимает 99,9961 %. (см. рисунок 2.4). Раздел «Социальная политика» включает такой подраздел как «Пенсионное обеспечение», которое в общей сумме расходов Пенсионного Фонда РФ занимает 99,38 % в 2007г. Такой большой удельный вес объясняется тем, что эти средства этих статей будут направлены на выполнение основной функции бюджета ПФР: выплата государственных и социальных пособий. Данные представлены в приложении А, таблице А.2.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.