На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 18.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ
                Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:      
   Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.      
  Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.      
   В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку
 К.  Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1, с.431].    
          В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
                 Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
                 В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
                Нравственное воспитание подрастающего поколения представляет собой многоплановый и многогранный процесс, связанный с другими педагогической деятельности. Изучение соответствующей отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность составить  представление о нравственном идеале, гуманизме и трудовой активности личности.
              Социально-нравственные аспекты  формирования всесторонне развитой  личности освящаются в работах  прогрессивных казахстких просветителей и педагогов: Абая Кунанбаева, Ыбрая Алтынсарина, Чокана Валиханова, Жусупбека Аймаутова, Ахмета Байтурсынова и других [2,  с. 365]
               Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы нравственного воспитания младших школьников (Байсерке Л.А., Альмухамбетов Б.А., Танабаев У., Шнибекова Э.И., Иманов А.К., Лысенко Т.Ф., и др.)
               Такие педагоги как Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева,  Л.И.Божович  и многие другие исследовали, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано.
            Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.   
            Объект исследования – младший школьник.
              Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.
           Задачи:
Ознакомиться  с феноменом возникновения нравственного воспитания.
Раскрыть  сущность и природу нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике.
      Рассмотреть содержание воспитательной работы учителя по формированию
      нравственных качеств школьников в учебной деятельности
Провести  опытно - экспериментальную работу
Дать  анализ состояния проблемы нравственного  воспитания школьников в теоретической  литературе.
Выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.
             Практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности младших школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств младших школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.
  
 
 
 
 
 
 
 

1 НРАВСТВЕННОЕ  ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА
1.1   Феномен возникновения нравственного  воспитания
             В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [3, с.191-192].
             В становлении нравственного воспитания как самостоятельной области исследования можно выделить несколько этапов:  
1этап: XI-XVIII вв.  
II этап: XVIII - первая половина XIX века.  
III этап: вторая половина XIX века.  
IV этап: XX век. В рассмотрении данного этапа можно выделить ряд подэтапов:  
а) период до 1917 года,  
б) советский период - 1917- 1990-ые гг.,  
в) постсоветский период - 1990-ые гг. - по настоящее время.

              Остановимся на сущностной характеристике каждого из этапов. Рассматривая первый этап становления и развития нравственного воспитания как научной теории можно выделить ряд подэтапов.  
               Мыслителей XI - XIII веков объединяла идея духовного совершенства личности, признания личных нравственных качеств, отраженных в летописях, хронографах, златоустниках.

                Второй этап становления и развития нравственного воспитания как научной теории пришелся на XVIII - первую половину XIX века (А.Ф.Афтонасьев, И.Ф.Богданович, П.Н.Енгалычев, И.В.Киреевский, И.И.Новиков, А.Н.Радищев и др.).
                Выдвигая идею общечеловеческого воспитания, педагоги XVIII века предлагали строить весь процесс воспитания на образцах добродетелей и примерах. В конечном счете в ребенке нужно воспитывать те добродетели и качества, которые принадлежат к доброму воспитанию, при помощи которых он может быть гражданином, полезным членом общества. В своих работах И.И.Бецкой определяет нравственные качества, которые необходимо формировать в школе: милосердие, любовь к ближнему, отечественный дух, благородную народную гордость, любовь к простоте и т.д. Большинство ученых - педагогов первой половины XIX века (И.Ф.Богданович, П.Н. Енгалычев, А.Ф. Афтонасьев, А.А. Ширинский -Шихматов, И.М. Ястребцов, А.Г.Ободовский) определили нравственное воспитание как процесс формирования нравственных привычек, чувств, способностей, добродетелей, нравственного сознания.
           В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [4, с. 345]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [5, с. 558].
           С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [6, с. 414].
              Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека» [7, с. 360].
               А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю».  «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ» [8, с. 289].                
                 А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»  [9, с. 120].
              Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [10, с.352].
             Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [11, с.102].
Многие  казахские ученые – просветители, писатели, поэты в своих трудах уделяли внимание нравственному воспитанию молодежи. 
       Суть нравственных идеалов Чокана Валиханова – в борьбе против общественного и нравственного зла в казахском обществе, в осуждении лживой и дикой морали общественной знати, утилитарного использования ими в достижении своих эгоистических целей, первичность  понятий  “совесть”, “справедливость”, “долг” и др., в борьбе против ханжеской религиозной морали. Путь развития нравственного самосознания казахского народа – в его просвещении. Чокан Валиханов справедливо утверждал: “только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа, только просвещение может вывести казахский народ на путь свободы и нравственного совершенства” [12, с. 196].

         Ибрая Алтынсарына мы знаем как педагога – просветителя, ученого, поэта и прозаика, публициста и детского писателя. И можно смело утверждать, что вся эта многогранная деятельность великого человека пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений Ибрая Алтынсарына являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”.  
           Одна из основных тем хрестоматии  Ибрая Алтынсарына – призыв  к знанию. Она открывается “Посвящением”,  в которой воспевается наука,  сила знания и их значение в материальной и духовной жизни человека. 
           Таким образом, по мнению Ибрая Алтынсарыну, основу нравственности составляет образование и воспитание: “Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества”, “хорошо воспитанный ребенок впоследствии остается добропорядочным человеком”. Главными средствами нравственного воспитания является труд, и пример родителей – утверждает Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия у детей – главное средство борьбы против тунеядства и лени”.

            В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность [13, с. 235].
             Абай Кунанбаев не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно –эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа.
       Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”.  Высокие понятия  чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, Абай обогащал своими пони маниями  долга и ответственности за все, что происходит вокруг него. Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала.
       Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем 
Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися. 
            Магжан Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа. Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций, 
ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”.  Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”.

          Целью нравственного воспитания  Жумабаев считает формирование 
нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. “Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”.  Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”[14, с. 112]. 

       Развитие морального сознания  ребенка происходит через восприятие  и осознание содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.
      Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [15, с. 8-14].
        В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
       В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [16, с.58].
          На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш и многих других [17, с. 320].
      В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.
        «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями [18, с.201].
      В результате регламентированного характера  процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у  младшего школьника складываются нравственные  знания, характерные для учебной деятельности, нравственные  отношения, указывает И.Ф. Харламов.
     Учителю принадлежит приоритетная роль в  воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны [19, с.541].
      Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
      Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения [20, с. 89].
      Одна  из задач воспитания - правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей  и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
      Сущность и природа нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике
 
     Духовно-нравственное воспитание базируется на формирование у детей потребностей, мотивов, познания себя, достижения гармонии физического  и нравственно-духовного развития, обогащения национальными и общечеловеческими  ценностями, стремление к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждения добра и человеколюбия путем самосовершенствования и самореализации личных, интеллектуально-эмоциональных убеждениях учащихся. 

В этих целях предполагается: 

    Воспитание  учащихся в духе солидарности, национального  согласия, уважения и почитания культуры, традиций, языка других народов.
    Формирование у учащихся национальной гордости, уважения к родному языку.
    Реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение учащихся к культуре предков и межнациональных отношений.
    Разработка критериев сформированности духовно-нравственной культуры учащихся школы.
 
          Суть основных подходов к сущности нравственного воспитания заключается в следующем:
- Когнитивный  - процесс формирования самостоятельности  и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.  
- Оценочно - эмоциональный подход - процесс формирования оценочных суждений, характеризующих отношение к нравственным ценностям,  
взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств.  
- Мировоззренческий подход - процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящее  выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества.  
- Поведенческий (деятельностный) подход - процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения; свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе  жизнедеятельности;  
- Целостный подход - процесс формирования и развития нравственно целостной личности ребенка.

           Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.
Воспитание  – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в  общественной жизни.
           Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
           Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это  постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
            Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно [21, с.150].
           Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
             Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.
          Среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.
         Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?   
   «Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
    мотивационно-побудительный;
    эмоционально-чувственный;
    рациональный, или умственный.
           Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
            Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
            Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
          Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом – воспитывать. Нравственные чувства – отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком с результате воспитания и являются важнейшими составными доброты. Без нравственных чувств добрый человек не состоится».
            Чешский педагог М. Климова – Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему… Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности [22, с.142].
            Чувства – движущая сила стремления к цели. Если человек кого-нибудь любит, то хочет доставить ему радость.
            Чувства – источник вдохновения, радости, задора в интересной работе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.