На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политические идеалы античного мира

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

Введение
1. Политические  идеалы
2. Политические  идеалы античного мира
2.1 Пифагор  и Гераклит
2.2 Платон  и Аристотель
2.3 Цицерон
2.4 Августин-Блаженный  и Фома Аквинский
Заключение
Список  использованной литературы 

 

Введение 

     Социально-политический строй Древней Греции представлял собой своеобразную систему независимых полисов, т.е. небольших, иногда даже крошечных государств.
     Общей чертой полисной жизни VII - V вв. до н.э. являлась борьба между родовой аристократией, перераставшей в рабовладельческую наследственную знать, и торгово-ремесленными кругами, образовывавшими вместе с отдельными слоями крестьянства лагерь демократии.
     В зависимости от перевеса той или  иной стороны государственная власть в полисах принимала форму  либо аристократического правления (например, в Спарте), либо демократии (Афины), либо переходного правления тиранов.
     С превращением рабства в господствующий способ эксплуатации росло имущественное  неравенство свободных, обострялись  социальные противоречия древнегреческого общества.
     Постоянная  борьба между отдельными государствами, особенно между крупнейшими из них  — Афинами и Спартой, сопровождавшаяся государственными переворотами, частыми изменениями форм государственного строя и т.п., привлекала внимание к политическим вопросам, способствовала развитию политической идеологии.
     В результате продолжительных междоусобных войн, подорвавших экономику, полисы приходят в упадок и переживают глубокий кризис.
     Во  второй половине IV в. до н.э. древнегреческие  государства были покорены Македонией, а позже (II в. до н.э.) – Римом.
     Политическая  идеология Древней Греции, как  и других стран древности, формировалась  в процессе разложения мифа и выделения  относительно самостоятельных форм общественного сознания.
     Развитие  этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.
     Основные  политико-правовые идеи, концепции  и понятия древнегреческой и  древнеримской мысли прочно вошли  в сокровищницу всей последующей истории европейской культуры.
     Цель  работы рассмотреть политические идеалы античного мира.
     Работа  состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 

 

1. Политические идеалы

     Политический  идеал - совершенный образец политического  и государственного устройства общества; наилучший для данного конкретно-исторического этапа образ сознания и деятельности политического субъекта; политическая ценность, побуждающая к эффективной деятельности; образ политического деятеля, признанного в качестве идеального, отвечающего современным, образцовым требованиям масс; механизм нормативной, легитимной власти, соответствующей идеальным представлениям населения.

     Исходя  из реалий политической жизни, политический идеал служит фактором опережающего отражения действительности, побуждающим массы, личность действовать в направлении создания лучших форм человеческого бытия и сознания.

     Отсюда  функции политического идеала: прогностическая, регулирующая, оценочная, предметно-деятельностная, интегративная, социализирующая и другие.

     Политический  идеал, его сущность и содержание зависят от реальной политической жизни  общества и государства, их субъектов, политического режима, политической системы, сознания и культуры политической элиты и населения данной страны.

     Разработкой политического идеала как совершенной модели государственного и общественного устройства занимается довольно узкий круг людей - политических аналитиков, находящихся при власти и ее обслуживающих.

     Научная элита также занимается этой проблемой. Но, как показывает опыт нашей страны, ее концептуальные разработки остаются невостребованными. Наука движется собственным путем, и ее труды мало интересуют политиков.

     Политический  идеал есть важнейший, необходимый  компонент политического сознания и культуры, вне которого последние теряют целенаправленность мысли и действия политических субъектов.

     Являясь важнейшим системообразующим фактором, политические идеалы играют огромную роль в формировании политического  сознания, определении ценностных и  мировоззренческих установок личности и общества в целом.
     Политические  идеалы наряду с политическими взглядами, настроениями, чувствами, мнениями фиксируются  в политическом сознании субъекта политики и, являясь неотъемлемой частью этого  сознания, выражаются в политической культуре субъекта политической деятельности.
     Политические  идеалы рассматриваются как отражение  тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически  назревших задач.
     Политические  идеалы — это не просто образ  желаемого или должного общественного устройства, вынесенный за пределы существующей реальности, с которыми она должна сообразовываться, а сама действительность, рассматриваемая в ее динамике с учетом перспектив ее развития.
     Политические  идеалы в ходе динамичного процесса развития общества, постоянно видоизменяясь, отражают уровень развития политического сознания.
     Появление новых политических идеалов является показателем способности людей  формировать более сложные смыслы, принимать более сложные решения  на более высоком рациональном и эмоциональном уровне.
     В этой связи, политические идеалы целесообразно  рассматривать сквозь призму представления  о государстве как идеальной  форме организации власти.
     Исследование  проблемы политического идеала значительное место занимало уже в античной философии, которая в качестве идеала политического устройства рассматривала три формы правления: совершенная демократия, совершенная олигархия, совершенная монархия.
     Политические  учения Античности (эпохи Древней  Греции и Древнего Рима) развивались в рамках философско-этической концепции государства. Наиболее яркими представителями являлись Платон, Аристотель.
     Необходимо  заметить, что античная политическая мысль находилась под большим  влиянием мифологических представлений. И это наложило отпечаток на основные политические идеи античных авторов. 

 

2. Политические идеалы  античного мира 

     Интенсивная торговая деятельность греков, расширявшая  их познавательный кругозор, совершенствование  технических навыков и умений, активное участие граждан в делах полиса, особенно демократического, вызвали кризис мифологических представлений и побуждали искать новые приемы объяснения происходящего в мире. На этой почве в Древней Греции зарождается философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. В состав философского мировоззрения входили тогда все формы теоретического сознания – натурфилософия, теология, этика, политическая теория и др.
     Политико-правовые учения Древней Греции складывались в результате сложных взаимодействий политической идеологии с иными формами общественного сознания. Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства.
     Правовая  мысль Древней Греции постоянно  обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург – в Спарте, Солон – в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
     На  содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало  также развитие этики, утверждение  в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения  и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.
     Начиная с III в. до н.э., когда древнегреческие  государства утратили свою независимость, в общественном сознании происходят глубокие изменения. Среди свободного населения нарастают настроения безысходности и аполитизма, усиливаются  религиозные искания. Теоретические исследования политики в этот период подменяются нравоучениями индивидуалистического толка (стоицизм, школа Эпикура).
     Политическая  мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях  софистов. Возникновение школы софистов как общественного движения было вызвано укреплением демократического строя Афин во второй половине V в. до н.э. Софистами (греч. «софос» – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. В этом отношении софисты реализовывали практически одну из программных идей демократии – идею обучения мудрости, распространения знаний. 

2.1 Пифагор и Гераклит 

     Пифагор (ок. 580 - 500 гг. до н.э.) был, по словам Геродота «величайшим эллинским мудрецом», Пифагор первым употребил понятие «философия» (любовь к мудрости) в отличие от самой мудрости (софии) и назвал себя философом, а не мудрецом, поскольку мудрым может быть лишь Бог, а не человек. Ученики и последователи Пифагора звались пифагорейцы. Их определение справедливости как воздаяния равным за равное представляло собой определенную философскую абстракцию древнего принципа талиона («око за око, зуб за зуб»). Пифагор полагал, что «наиболее содействует прочному существованию справедливости власть Богов, и, исходя от нее (как от принципа), он установил государственное устройство, законы, справедливость и правосудие».
     После божества, по Пифагору, следует более  всего уважать родителей и  законы, повинуясь им по убеждению, а не внешне и притворно. Законопослушание пифагорейцы считали высокой добродетелью, а сами законы («хорошие законы») большой ценностью. Причем, критикуя склонность к законодательным нововведениям, они расценивали как «хорошее дело» пребывание в «отцовских обычаях и законах, даже если бы они были немного хуже других». Наихудшим злом пифагорейцы считали анархию (безвластие). Критикуя анархию, они отмечали, что человек по своей природе не может обойтись без руководства, начальства и надлежащего воспитания.
     Гераклит  Эфесский (544 - 483 гг. до н.э.) в качестве идеала государственного устройства признавал закон, за который «народ должен сражаться... как за стены». При этом, по мнению философа, единая мудрость заключается в том, чтобы достигнуть такого знания, которое правит всем и всегда».
     С философским обоснованием интересов землевладельческой знати в VI в. до н.э. в Греции выступает Гераклит (VI в.). Выражая интересы родовой аристократии, Пифагор и Гераклит выступают с откровенным восхвалением аристократических форм рабовладельческого государства. Политические взгляды Гераклита характеризуются изречением: «Для меня один стоит десяти, если он — лучший».
     Согласно  философско-гносеологической позиции  Гераклита, люди не равны между собой. Мышление — великое достоинство. Но большинство людей неразумно, не понимает смысла того, с чем встречается, хотя и полагает, что понимает.
     Демократия для Гераклита — это правление «неразумных и худших». Отвергая демократию и считая разумным правление «лучших», Гераклит тем самым выступает как сторонник аристократии, т.е. «правления лучших». «Народ, — говорит Гераклит, — должен сражаться за закон, как за свои стены». Эта яркая формулировка идеи борьбы за право имеет в виду, конечно, не закон демократической партии, а надпартийный принцип законности как таковой, принцип господства закона в полисной жизни. Божественная справедливость и правда (дике) интерпретируются Гераклитом как то разумное начало (всеобщий логос), к которому восходит и которое выражает (должен выражать) человеческий закон. 

2.2 Платон и Аристотель 

     Наивысшего расцвета политическая мысль достигла в творчестве философов Древней Греции – Платона и Аристотеля, а также в творчестве мыслителя Древнего Рима – Цицерона. Для всех названных авторов было характерно подчинение своих политических идей представлению о целостности мира и глубокой взаимосвязи человека, общества и космоса.
     Устойчивое  представление об идеальном государстве, в европейской традиции, существует начиная с Платона (437 - 347 до н.э.). Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в работах «Государство», «Законы» и др. Названные произведения можно отнести к утопическому жанру, ибо в них Платон высказывает свое мнение не о реальном, но об идеальном, справедливом государстве. Последнее, по мнению мыслителя, есть максимальное воплощение мира идей в политической жизни общества. Такое государство представляет собой справедливое правление лучших и благородных и должно быть «красивым в целом». В нем гармонично сосуществуют три основных сословия общества – правители (философы), стражи и ремесленники. В нем правит закон. Он владыка над правителями. Государство, по мнению Платона, появляется как следствие многообразия человеческих потребностей и возникшего общественного разделения труда.
     Концепции идеального государственного устройства особо подчеркивают, что политический идеал представляет собой категорию, которая выполняет функцию ориентира развития, образца, нормы общественного устройства, политической власти и деятельности. Описывая идеальное государство, Платон подчеркивает, что его создание не имеет в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот... сделать таким все государство в целом.
     Философ подчеркивал: «...мы основываем это [идеальное] государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким все государство в целом. Ведь именно в таком государстве мы рассчитываем найти справедливость... Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом...».
     Известный исследователь творчества Платона  А.Ф. Лосев отмечал, что Платон видел во всякой вещи ее углубленный онтологический корень, отблеск идеала, ибо реальные вещи только в той или иной, большей частью весьма несовершенной, форме воплощают в себе свою идею.
     Идеальному  государству, по Платону, противостоят несовершенные формы реального  государства.
     Тимократия  – власть честолюбивых, жадных и грубых правителей, переродившихся в рабов своих низменных страстей.
     Олигархия – власть узкой группы богатых  правителей, при которой бедные не участвуют в управлении государством.
     Демократия  – власть всех, не имеющая должной  системы управления. Из нее с необходимостью вырастает еще одна несовершенная форма.
     Тирания – власть одного. Это – наихудший  тип государства, ибо в нем  царят беззаконие, насилие и произвол.
     Политические  идеи Платона были подняты на новую  высоту его учеником Аристотелем (384 – 322гг. до н. э.). В работе «Политика» он предлагает анализ существующих в его время форм государства. При этом он отмечает, что само государство есть форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, ибо «человек – есть животное политическое». В государстве должна действовать власть закона и бесстрастный порядок. Граждане государства обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.
     Аристотель  выделяет правильные и неправильные формы государства с искаженными формами. В правильных формах истинная цель и смысл деятельности власти состоят в осуществлении общего блага. В них правят многие или один руководитель. В неправильных – реализуется воля и выгода только правителей.
     К правильным Аристотель относил такие формы государства, как:
     - Монархия – единоличная власть государя, могущая быть абсолютной либо патриархальной.
     - Аристократия – власть лучших людей, более предпочтительная, чем монархия. Она утверждается в странах, в которых высоко ценится личное достоинство людей.
     - Полития (республика) – выборная власть многих (большинства).
     К неправильным формам были отнесены:
     - Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только собственную выгоду и корыстные интересы.
     - Олигархия – власть группы недостойных богачей, радеющих лишь о собственной выгоде.
     - Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. По классификации Аристотеля существует пять разных видов демократии, худшей из которых он считает охлократию – власть толпы.
     Разница между правильными и неправильными  формами организации государственной  власти состояла в том, что государство  правильной формы властвует разумно, в согласии с представлениями (идеалами) о справедливости и добродетели, достигая «общего блага» и соблюдая «естественные законы».
     У государства неправильной формы  цели и характер власти искажены; властная организация противоречит естественным законам и не позволяет государству  в целом достичь общего блага, которое мыслится как конечная высшая цель существования и развития государства; власть существует сама по себе и не стремится к «добродетели». Деятельность правильных государств соответствует натуре той категории людей, которых Аристотель считал изначально свободными и равными.
     Политическим  идеалом Аристотеля является смешанная форма государства, представляющая собой синтез аристократии и «политии», в котором правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма позволяет примирить бедных и богатых, в равной мере осуществлять их основные интересы. 

2.3 Цицерон 

     Идеи  древнегреческих мыслителей получили дальнейшее развитие в творчестве мыслителей Древнего Рима.
     Среди них выделяются политические идеи знаменитого  оратора и трибуна Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н. э.). Он был первым разработчиком проблем правового равенства граждан в государстве. В трудах «О государстве», «О законах» он писал, что государство и право появляются не вдруг или по какому-то произволу, но в соответствии с всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры.
     Главную причину появления государства  он усматривал в том, что по мере развития общества настоятельный характер приобрела проблема защиты частной  собственности.
     Среди форм государства, по мысли Цицерона, выделяется государство-республика, которая основывается на велениях всеобщего разума и справедливости, а также на согласии по поводу общности интересов и прав граждан. Вслед за Аристотелем Цицерон выделяет следующие формы государства:
     - Монархию – царскую власть.
     - Аристократию – власть оптиматов.
     - Демократию – власть народа.
     Лучшей  формой государства, по мнению Цицерона, является смешанная, включающая в себя силу монархии, финансовое могущество оптиматов и опору на народ. Кроме  того, такое государство способно гарантировать правовое равенство граждан. 

2.4 Августин-Блаженный  и Фома Аквинский 

     Если  античные политические идеи исходили из извечного мирового порядка, связывающего воедино права граждан, государство  и политику, то во времена Средневековья  апеллировали к идее божественного сотворения мира и, следовательно, политики и государства. Среди выдающихся политических мыслителей этого времени следует назвать Аврелия Августина-Блаженного (354 – 430 гг.) и Фому Аквинского (1226 – 1274 гг.).
     Августин-Блаженный написал известный трактат «О граде божием», в котором утверждал, что человек, общество, государство и все живое есть плоды божественного творения. Следовательно, власть и государство от Бога. Если в государстве сохраняется справедливость и уважение к религии и церкви, то оно имеет авторитет, полномочия для правления людьми и основания для того, чтобы ему подчинялись, ибо церковь выше «земного града» и должна господствовать над государством. Из этой посылки он выводит доктрину «двух мечей», в которой обосновывает единство духовной и политической силы христианской церкви над обществом и государством.
     Другой  мыслитель – Фома Аквинский –  развивает политические идеи в работах  «О правлении государей» и «Сумма теологии». Вслед за Аристотелем  он отмечает, что человек есть существо политическое, общественное. И ему надлежит жить в государстве, которое, как и человек, является божественным творением. От Бога проистекает сила и власть государства, ибо «людям нужно, чтобы было у людей то, чем общество управляемо». Ф. Аквинский подразделяет формы правления на справедливые и несправедливые.
     Лучшей  формой он считает монархию, так  как «один управляет лучше, чем  многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым». По его мнению, церковь управляет  душами людей, а государство – внешними действиями подданных. Но духовная власть находится выше светской власти государства над людьми.
     Итак, у античных философов мы первые в  истории находим определения  государства и закона, классификации  форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому. античная политико-правовая идеология сделала первые шаги по осмыслению политической свободы.
     Но, политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима имела определенные недостатки: идея неумолимой судьбы, требующей смирения пронизывала всю политическую мысль этого периода. Ее рационализм был очень ограниченным и присущ только небольшой элите античного общества. 

 

Заключение 

     В античности философия стала мировоззренческой  основой политических и правовых учений. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государства и законов, их взаимодействие и общие закономерности развития.
     По  Аристотелю «всякое действительное знание, в том числе и политическое, имеет дело с общим и существующим по необходимости». Вот почему «мудрость и искусство управлять государством не будут тождественны».
     Именно  у древнегреческих философов  мы находим первые в истории определения  государства и закона, классификации  форм государственной власти, концепции перехода от одного политического устройства к другому.
     Громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии оказало  учение Платона.
     Под его воздействием складывались философские  и социально-политические взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона и других представителей античной политической мысли.
     Выдвинутые  Платоном идеи «правления философов» и «мудрых законов» были восприняты многими мыслителями эпохи Просвещения.
     Далеко  за пределы античности вышло и  влияние политико-правовых идей Аристотеля.
     Широкое распространение в последующей  политической мысли получило предложенное им определение государства как  объединения граждан ради общего блага. Отдаленные отголоски этого определения слышны и в современных концепциях государства всеобщего благоденствия.
     В политическую идеологию средневековья  и Нового времени из аристотелевского учения перешли классификация форм государства, положения о причинах смены политических состояний, смешанном  государственном устройстве.
     Представления Аристотеля о естественном и условном праве дали мощный толчок развитию естественно-правовых концепций.
     Таким образом, античная политико-правовая идеология  сделала первые шаги по осмыслению политической свободы.
     Государство и законы в Древней Греции начинают рассматриваться как установления, созданные самим человеком и призванные служить его интересам. 

 

Список  использованной литературы 

    История государства  и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой, проф. О.А. Жидкова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998. - 480 с.
    История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Юридическая литература,- 2007. – 576 с.
    История политических учений и современность: Лекции по политологии / Под ред. В.С. Максимовой – Петрозаводск: Изд-во Петр. ун-та, 1992. – 157 с.
    Политическая психология. Учебное пособие / Под общей ред. А. Деркача, В. Жукова, Л. Лаптева. - М.: Академический Проект,- 2003. - 917 с.
    Оврах Г.П. Политология / Г.П. Оврах. – Владивосток: ДВГУ,- 2000.
    Общая и прикладная политология / Под ред. В.И. Жукова, Б.Н. Краснова. – М.: МГСУ; Изд-во «Союз»,- 1997. - С.40-59.
    Юрчук В.С. История политических и правовых учений Учебный курс / В.С. Юрчук. – М.: МИЭМП,- 2009. – С.224-228.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.