На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Государство как субъект управления обществом

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие  в социальной сфере, напрямую связаны  с развитием экономической и  политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.
Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные  основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с  реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают  глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как  социальная. Под социальной сферой понимается спектр общественных отношений, возникающих при осуществлении важнейших социально-экономических конституционных прав граждан. Реформирование экономики в целях создания рыночных основ ее организации невозможно без анализа социальных процессов, а также определения роли государства в их регулировании. Более того, многие исследователи отмечали, что цивилизованный переход к рынку предполагает приоритетность решения социальных проблем. Таким образом, очевидно, для России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики.
Цель данной работы: рассмотреть социальную политику в зарубежных странах и в России.
Задачи курсовой работы: раскрыть сущность понятия  «социальная политика»; отразить основные цели, функции и задачи социальной политики; определить субъекты социальной политики; рассмотреть модели социальной политики и зарубежный опыт формирования и реализации социальной политики; выявить особенности социальной политики в переходный период.
I. Сущность, содержание  и цели социальной  политики
1.1 Сущность, общие положения,  субъекты и цели  социальной политики
Социальная политика -- это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения  социального положении населении  в целом и составляющих его  классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, паромы, население города, поселки, региона и т.п.).
Среди общественных условий, формирующих социальное положение, наиболее важными являются:
1. Общественное  устройство (общественный строй), в  котором закреплено генеральное  распределение ролей в обществе, в первую очередь разделение  на эксплуататоров и эксплуатируемых,  господ и подчиненных.
2. Власть в  обществе как способ поддерживания  социальной устойчивости. Существенно важен тип доминирования господствующих классов по власти, варьирующий от прямой диктатуры до социального партнерства.
3. Власть в  хозяйстве (собственность). Собственность  это властно-хозяйственные отношения,  т.е. разделение на тех, кто  принимает в хозяйстве самые  важные, а то и все решения  и тех, кто обязан их только  исполнять. В распределении имущества  это разделение на господ и  подчиненных отражается и закрепляется. Но основными, определяющими в  собственности являются неимущественные,  а именно властно-хозяйственные  отношения.
4. Экономические  условия -- комплекс условий обеспечения средств существования и развития, необходимых и достаточных для воспроизведения и общественно нормальной эволюции социального положения социальных групп и общностей. Сюда относятся не только доходы, но и условия просвещения, образования, здравоохранения, обеспечение жилищами, коммунально-бытовыми услугами, уровень благоустройства населенных мест и т.п.
5. Экологическая  безопасность (уровень экологических  опасностей как в природной среде, так и в поселениях, и к сфере производства).
6. Защищенность  от социальных опасностей (социальная  защищенность) тот общественный  порядок, в котором субъекты  могут опираться на общественный  строй при выдвижении требований  по улучшению или отстаиванию  своего положения в обществе.
Параметры социального  положения - конкретные измерители социальною положения, его качественно-количественные характеристики (показатели и оценки), система которых позволяет достоверно и с необходимой и достаточной  определенностью судить о реальном, прогнозируемом или программируемом  социальном положении и комплексно оценивать его состояние (достигнутый  рубеж).
Определив сущность социальной политики, перейдём к уяснению ее содержания, т.е. тех важнейших  общественных процессов, которые и  составляют социальную политику.
Для содержательного  раскрытия содержательной политики необходимо охарактеризовать процесс  взаимодействия социальных трупп в  нескольких важнейших аспектах:
кто реально  участвует в социальной политике, т.е. определить круг её реально действующих  и социально пассивных субъектов;
состав наиболее влиятельных субъектов (классов, социальных групп);
решающие параметры  их социального положения;
их самые важные современные социальные проблемы;
место государства  в социальной политике;
цели наиболее влиятельных субъектов социальной политики, их стратегии и программные  приоритеты;
конкретно-историческое соотношение социальных сил;
сложившиеся устойчивые тенденции и векторы социального  развития;
степень социальной устойчивости общества, важнейшие факторы  его стабильности и нестабильности (это проблемы социальной безопасности, устойчивости, стабильности).
Сущность политики вообще и социальной политики выявляется через взаимоотношения устойчивых элементов социальной структуры -- социальных групп Устойчивость таких групп воспроизводится благодаря действию комплекса общественных условий их существования и развития (основные из них были обозначены).
Субъекты социальной политики -- это реально самостоятельные и притом фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры. Кроме самих социальных групп к субъектам политики относятся и представляющие их интересы организационные структуры.
Создаются классовые  политические организации, союзы, ассоциации, движения. И всё это действующие  лица социальной политики, ее субъекты.
Субъекты социальной политики - это граждане и социальные группы, а также представляющие их институты, организации и органы власти, реально активно взаимодействующие  в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы граждан и социальных групп в  этой сфере.
Главным субъектом  социальной политики является государство, осуществляющее социальную политику.
Государственная социальная политика - действия государства  в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими  обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими  усилиями, финансовыми ресурсами  и рассчитанные на определенные этапные  социальные результаты.
Следующая содержательная характеристика социальной политики -- система целей, которые ставят перед собою активные участники социальной политики (её субъекты). Что такое цели применительно к социальным взаимодействиям? Это желательные результаты общественных перемен. Каждая из социальных групп (классов) представляет себе не только своё сложившееся положение в обществе, но и своё реально возможное изменившееся к лучшему положение. Если социальная группа активно общественно действует (является субъектом социальной политики), она осознаёт улучшения своего положения в обществе как цель своих действий. Если социальная группа пассивна, то вместо цели у неё мечта, чаяние, надежда на чудо или на доброго субъекта социальной политики (на государство, например, или на влиятельного деятеля).
В тоталитарном обществе большинство субъектов  являются не настоящими, не самостоятельно действующими, декоративными. Реальным субъектом социальной политики является лишь правящая социальная группа (каста), все остальные -разве что объекты социальной политики.
В демократическом  обществе, в отличие от тоталитарного, не может быть ситуации фактической односубъектности. А потому не может быть и ситуации, когда в социальной политике на всех её субъектов одна цель. Каждый из реальных субъектов социальной политики имеет свои цели. Множественность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского (демократического) общества. 

1.2 Функции и  основные задачи социальной политики
В каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы её исторический тип ни складывался, всегда есть круг более  или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые  и составляют се реальное содержание. Все эти проблемы касаются состояния  и потребностей улучшения общественного  положения, общественных условий жизни  различных социальных групп. Обозначим  основной круг функций социальной политики.
1) обеспечение  социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества. Социальная структура может быть  разной в разных обществах,  она может качественно меняться  в истории одного и того  же общества в результате революций  и революционных реформ. Но она  должна обладать свойствами устойчивости  и самовозобновляемости и динамичности, иначе данное общество разрушается, приходит в упадок, перестаёт существовать. Социальная структура должна быть настолько устойчивой, чтобы выдержать как внутренние, так и внешние опасности ее разрушения и вместе с тем выносить в себе перспективу и потенциал качественного обновления путем реформ и революций.
2) обеспечить  политическую устойчивость власти. Такая устойчивость по-разному достигается в обществах разного типа и в разных конкретных исторических, но суть всегда сводится к такому распределению реального участия социальных групп (классов) в политических решениях, которое удерживало бы доминирующее влияние во власти того же самого господствующего класса. В противном случае, меняется классовый тип власти, становятся неизбежными революционные преобразования. Среди этих преобразований опять-таки приоритетным становится обеспечение политической устойчивости, по уже новой власти.
3) обеспечение  такого распределения власти  в хозяйстве (собственности), которое  признавалось бы большинством  справедливым, не требующим борьбы  за передел.
4) налаживание  такой системы распределения  экономических ресурсов и экономического  эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения. От распределения экономических ресурсов и решающей мере зависят материальные условия жизни людей в обществе, возможности решения проблем разных социальных групп. Инвестиции и их структура, уровень и дифференциация доходов, совокупный размер и структура ежегодных социальных расходов, условия и размеры социальной помощи и поддержки - эти и иные экономические параметры имеют социальный смысл и социальное предназначение.
5) обеспечение  обществом и государством необходимого  и достаточного уровня экологической  безопасности.
6) обеспечение  обществом и государством необходимом  и достаточного уровня социальной  защищенности как населения в  целом, так и каждой из его  социальной групп.
1.3 Модели социальной  политики: основные принципы построения
Современный мир  живет в условиях перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В этих условиях изменяются фундаментальные механизмы социально-экономического регулирования.
Социальная политика в достаточной мере структурированная  гиперсистема, в состав которой в качестве подсистем входят не только отрасли социальной сферы, но и политика в области труда и трудовых отношений, демографическая политика, социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения и т.д.
Структурная целостность  социальной политики определяется:
выбором обществом  стратегических целей и задач  социального развития, социальных приоритетов;
единым законодательством, формулирующим целостное социальное пространство для всех слоев населения;
протекционизмом государства и иных субъектов  социальной политики по обеспечению  финансирования социальной сферы;
единой социальной инфраструктурой, единым кадровым и  информационным обеспечением.
В качестве объекта  деятельности системы «социальная  политика» выступает все население  страны, независимо от принадлежности к той или иной социальной группе.
Субъектом деятельности этой системы являются органы власти, общественные организации и объединения  граждан. 

Анализ реализации социальной политики в мире позволяет  выделить два основных направления:
сакрально-патерналистское;
либеральное.
Сакрально-патерналистская  модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность  государственных структур за все, что  происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность  граждан в выборе направлений  и осуществлении принципов социальной политики, не оставляя возможности  хоть каким то образом влиять на неё. При данной модели социальной политики власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество - в качестве её объекта.
Для подобной ситуации характерно следующее: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть определяет не только то, что  нужно для его благосостояния, но и решает все насущные проблемы населения, в том числе и определяет приоритеты. Человек ставится в такие  условия, что от него самого чаще всего  мало что зависит в определении  своего социального статуса. Ресурсы  используются только субъектом деятельности системы, а факторы внешней среды, в силу закрытости системы, известны и учитываются также только ее субъектом. В такой модели объект деятельности системы достаточно пассивен, что нарушает основные принципы функционирования системы.
Иное направление  реализации социальной политики, условно  называемое либеральным, в настоящее  время в странах-членах организации  экономического сотрудничества и развития (ОАСР) подразделяется на три основных модели: социал-демократическую, корпоративную  и собственно либеральную модели.
II. Зарубежный  опыт формирования и реализации  социальной политики
2.1 Социальные  преобразования в странах Западной  Европы и США
Прежде чем  вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с  развитой системой рыночных отношений, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.
Огромное влияние  на систему социальной политики оказывают  основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система  функционирует.
Ключевым показателем  нормативных ценностей общества является сам характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным  образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше остаются все граждане. Другая ценность аналогичного характера - принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается  с пожилых, бедных и больных людей  на молодых, богатых и здоровых, чтобы  обеспечить предоставление необходимой  социальной помощи всем членам общества. 

Вторым, не менее  мощным фактором, способствующим проведению реформ в социальной политике, является структура и состояние национальной экономики в целом. В Западной Европе макроэкономическая политика во все большей степени отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной  страны в период регионализации и  глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств - членов Европейского союза критерии для вхождения  в европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте, также оказывали огромное влияние. Оба этих фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.
Итак, социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по трем направлениям.
Социал-демократическая  модель. Типична для скандинавских стран. Направления и пути реализации социальной политики в этих странах определяется политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. В. Ханеш определяет эту модель как «скандинавскую» (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высоки; финансируется в основном за счет налогов.
Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция  и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному  страхованию, дифференцированных по видам  трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с  государством. В. Ханеш называет данную модель «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.
Либеральная модель. Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную  поддержку социальных низов. Эта  модель нашла свое применение в англосаксонских  странах. В. Ханеш называет данную модель «англосаксонской». Эта модель получила распространение в Великобритании и Ирландии и включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль. Внутри англосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только низкооплачиваемые граждане. Рассматриваемая модель в том или ином виде нашла распространение и за пределами европейского континента - в США, Австралии и Новой Зеландии.
В. Ханеш выделяет еще одну модель социальной политики - рудиментарную представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.
Любые модели социальной политики не будут действенны без  финансового обеспечения. Финансирование социальных программ, всей социальной политики находится в прямой зависимости  от доли расходов во внутреннем валовом  продукте (ВВП).
В 1995 году расходы  на реализацию социальной политики в  странах ЕС составляли в среднем 28,4% ВВП, причем доля социальных расходов колебалась от 35,6% в ВВП Швеции до 19,9% в ВВП Ирландии. В Германии эта доля составляла 29,4%. При сравнении  этих цифр с ВВП на душу населения  очевидна следующая тенденция - по мере увеличения уровня доходов населения  увеличивается и относительная  величина расходов на социальное обеспечение.
Структура расходов на социальные программы в странах  ЕС выглядела следующим образом:
в 1995 году почти  во всех странах-членах ЕС больше всего  средств расходовалось на пенсионное обеспечение - в среднем 42,4% всех социальных расходов ЕС; доля этих расходов в странах  ЕС составила около 12,1% ВВП и варьировалась  от 5% ВВП в Ирландии до 15,4% в Италии;
вторая по величине статья расходов - здравоохранение. Это 26,2% всех социальных расходов ЕС и соответственно 7,5% ВВП; в отдельных государствах доля расходов па здравоохранение колебалась от 5% ВВП в Италии до 8,7% ВВП в  Германии;
средними можно  назвать расходы на следующие  сферы: социальное обеспечение безработных (8,1% общих социальных расходов ЕС; 2,3% ВВП ЕС), социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности (соответственно 8 и 2,3%) и помощь семьям и детям (7,3 и 2,1%) доля расходов на помощь безработным в отдельных странах колебалась от 0,5 % ВВП в Италии до 4,9% в Дании, на помощь нетрудоспособным и инвалидам - от 0,9% в Нидерландах до 4,7 % в Финляндии, на помощь семьям и детям - от 0,4% в Испании до 4,2% в Финляндии; 

сравнительно  невелики пособия для покрытия расходов на квартирную плату (1,9% общих расходов на социальные нужды и 0,6% ВВП ЕС).
Для всех стран-членов ЕС общим является то, что в финансировании сферы социального обеспечения (социальной политики) участвует как государство, так и предприятия и частные  организации. Почти везде государство (правительство и местные органы власти) финансируют социальные программы; источниками финансирования являются налоговые поступления и взносы. Доля государства выше всего в  странах, представляющих англосаксонскую  и скандинавскую модели (в Дании - 74,2%). Доля государства в странах  с континентальной (корпоративной) моделью сравнительно низка (в Голландии - 27,5%, в Германии - 37%), зато доля частных  организаций в этих странах значительна (Голландия - 46,9%, Бельгия - 35,2%, Германия - 29,3%).
2.2 Опыт социальных  реформ в странах  СНГ и Балтии
Распад Советского Союза в начале 90-х гг. привел к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики.
Экономика стран, расположенных на пространстве бывшего  СССР, расценивается международным  сообществом как переходная.
Существуют конкретные механизмы и формы трансформации  системы социальной политики в странах  с переходной экономикой. Формами  социальной защиты населения в странах  с переходной экономикой становятся:
Переход от тотально-государственной  системы социальной защиты преимущественно  на страховые основы.
Создание традиционной для рыночной экономики системы  социальной защиты и ее структуры, в  том числе:
а) пенсионного  страхования;
б) страхования  по болезни;
в) страхования  по безработице;
г) медицинского страхования;
д) страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
е) пособий для  семей;
ж) пособий малообеспеченным.
3) Ускоренное  развитие социальных услуг, особенно  таких их видов, которые приобретают  особую актуальность и общественную  значимость в условиях смешанной  экономики:
а) услуги, связанные  с активной политикой на рынке  труда, проводимые службой занятости;
б) услуги по социальному  обслуживанию населения, осуществляемому  территориальными социальными службами.
Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной политики, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных  стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.
Примером реализации социальных реформ по западному образцу  может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода, реализована классическая модель медицинского страхования. Это происходило на рубеже 1991-1992 г.
Стратегия социальных реформ, выбранная в Казахстане, имеет средне срочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения. Главная цель социальной политики в Казахстане - стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.
В этой связи  разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий  совершенствование системы защиты малоимущих слоев населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.
В Казахстане создается  система поддержки доходов путем  реформирования оплаты труда, разрабатываются  меры и создаются механизмы для  получения более высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости и  инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счет использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы. Осуществляется работа по совершенствованию системы социального страхования за счет его персонификации. Предусматривается создание трехъярусной системы пенсионного обеспечения:
первый ярус - гарантированные государством минимальные  пенсии;
второй ярус - пенсии, предоставляемые по обязательному  пенсионному страхованию;
третий - пенсии, предоставляемые за счет добровольного  пенсионного страхования.
В социальной сфере  принимаются меры по поддержке и  сохранению сложившейся системы  учреждений социально-культурного  и бытового назначения, осуществляются реформы здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется жилищной реформе.
Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано  с тем, что без должным образом обеспечиваемых прав личности, граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение - властям необходима поддержка проводимых реформ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.