На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Религия как объект социологических исследований

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Кировская государственная медицинская академия 

Кафедра социальных наук 
 
 
 
 

Реферат

На тему: «Религия как объект социологических исследований»

 
 
 
 
                                                                                                                                                                            

                                                                                                                 Выполнила студентка :
                                                                                                              
                                                                                                                Группа Л-221
                                                                                            
                                                                                                                Нямхуу Булган 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Киров 2011 год 
 

Содержание 

    Религия как  объект социологии.................................... 3
 
    Социология  религии и другие науки о религии………4
 
 
    Социология  религии и теология......................................5
 
 
 
    Возникновение и развитие социологии религии………9
 
    Литература...........................................................................15

Религия как объект социологии

Социология религии  лежит на стыке двух областей знания: она является частью
социологии и  в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как
история религии  или психология религии. В силу специфики своего предмета она
лежит в той  пограничной области, где соприкасаются  эмпирическая наука,
философия и  теология. Таким образом, чтобы представить  социологию религии как
научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте  социологического
знания и в  контексте других наук о религии, а в более широком плане  —
определить соотношение  социологии и теологии. Наконец, следует  учитывать
общественную  значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная
уже с вопроса  о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не
является ли социологический анализ религии  грубым вторжением в запретную для
него область  «сокровенного».
           В этой связи имеет существенное значение
представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она
связана с основными  направлениями общественного развития последних двух
столетий и  каковы ее социально-культурные импликации.
Социология религии  является частью социологии, одной  из социологических
дисциплин, которые  используют выработанные социологией понятия и методы для
анализа отдельных  социальных феноменов, таких, как семья, политика,
образование и  т.д. Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом,
т.е. он изучает  религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам
исследования  социальное поведение человека (индивидов  и групп): как
образуются и  функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они
сохраняются или  перестают существовать, каковы отношения  между религиозными
группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе
ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные  верования интересны и
важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное
значение имеет  не вопрос о том, истинны они или  ложны, а вопрос о том, как
эти верования  — наряду с религиозными организациями  — влияют на поведение
людей.
            Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих
действий. При  этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид
может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она
придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять
на поведение  помимо верований и даже идти вразрез  с ними, стимулируя по тем
или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе
не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное,
т.е. в его  основе лежат определенные социальные регуляторы — нормы, ценности,
верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия
как предмет  социологического анализа есть совокупность структур, процессов,
связанных с  функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов
социальных связей, образцов поведения и т.д. — система  структур и отношений
по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из
главных проблем  социологии религии — проблема определения  того, что относится
к понятию «религия».
Если исходить из классификации социологических  знаний по их уровням —
конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту 

или иную социальную подсистему; и общесоциологические  теории, объясняющие
общество как  целостную систему, — то социология религии относится к числу
социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные,
характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти
данные, разрабатывает  ее теоретическую модель в рамках общесоциологической
теории.
      Социология религии — одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного
феномена в  различных его аспектах. Не только социологи, но и историки,
филологи, психологи, в принципе — все ученые, имеющие  дело с человеком и его
культурой, так  или иначе в своих исследованиях  затрагивают религию. Однако к
религиоведению  относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно
религия и только религия. К их числу наряду с социологией  религии относятся
психология религии, история религии, представляющие собой  самостоятельные
научные дисциплины.
      Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех
возможных способов осмысления религиозного феномена, то в него следует
включить наряду с научным подходом, т.е. отмеченными  выше научными
дисциплинами, также  феноменологию религии и теологию. Таким образом, место
социологии религии в религиоведении определяется ее отношением: а) к другим
наукам о религии, б) к феноменологии религии и  в) к теологии.
 
 
 
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социология  религии и другие науки о религии

 
 
Религия — явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы
жизнедеятельности человека. Отсюда — возможность  и необходимость разных
подходов, методов  ее исследования, отсюда — такая  характеристика
религиоведения  как его многодисциплинарность. Психолог имеет дело с религией
как психическим феноменом, а не социальным, т.е. его интересуют не те
процессы, которые  происходят в обществе под воздействием религии, не функции,
выполняемые религией в обществе в отличие от морали, права, искусства или
философии, а  скорее субъективная сторона религии, религия в контексте
человеческой  психики. При всем различии, эти два  подхода к изучению религии
взаимно предполагают и дополняют друг друга.
     Центральная тема социологии религии — взаимодействие религии и общества.
Социология концентрируется  на социальном «измерении» религии, ее влиянии на
социальное поведение. Социолог должен при этом опираться  и на исторические
данные, но в  отличие от историка его интересуют общие правила, образцы
поведения, способы  религиозной мотивации, а не то, что  составляет
неповторимость  той или иной религии.
     Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип — принцип
опоры на эмпирические данные. Этот конституирующий научные  знания о религии
принцип одновременно является разделительной чертой между научным подходом к
изучению религии  и феноменологическим, философским  и теологическим. Социолог,
изучая религию, имеет дело с тем, что доступно чувственному восприятию.
Поэтому в религию  как предмет социологического анализа  он не включает
сверхъестественное, ограничиваясь только эмпирическими данными. Социолог
занимается тем, что может быть измерено, что можно  наблюдать и подлежит
проверке. Он не может удовольствоваться общим  впечатлением или теологическими
аргументами в  подтверждение, например, тезиса о том, что религиозная вера
вызывает и  обусловливает нравственное поведение. Только эмпирические данные
могут подтвердить  или опровергнуть это утверждение. Социолог должен получить
эти данные, и  только располагая ими, он может строить  теоретические модели.
     Социология религии — эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех
моментах социальной действительности, которые можно  увидеть, строго
зафиксировать и научно описать. Для социолога  религия — совокупность
поведенческих актов индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов
их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что  делают, что
высказывают и  думают люди, их мнения, и то, что  ими сделано, достигнуто,
реализовано в  этой их деятельности. Таким образом, областью, к которой
относится предмет социологии религии, является лишь доступное наблюдению
поведение человека в широком смысле слова, которое  включает его деятельность
(действия, или  устремления от них, отказ от  действий, речь, или наоборот —
молчание и  т.д.), а также те факторы, которые включены в эту деятельность
(среда обитания, климат и т.п.).
Как видим, вне  поля зрения, не включенным в предмет  научного социологического
исследования  остается объект, на который направлено субъективное религиозное
поведение: сверхъестественное, бог, трансцендентное и т.д.
Сказанное вовсе  не означает, что социология религии  занимается только лишь
внешней стороной религии, ее внешними проявлениями, фиксирует  лишь то, что
лежит на поверхности  и оставляет вне поля зрения «сущность» религии. Исходя
из эмпирических данных, социология и в данной области стремится к познанию
реальных, конкретных связей, взаимодействий, институтов, проникая в сущность
социальных явлений, постигая их природу, раскрывая до самых  первооснов
религию как  социальный феномен.
     Плодотворность социологического анализа религии в значительной мере зависит
от того, насколько  широко он использует данные, полученные в результате
исследования  религии другими областями научного знания — историей,
антропологией, этнологией, психологией, лингвистикой и др. В свою очередь,
социологическая концепция религии способствует развитию исследований в других
научных дисциплинах. Так, например, теоретические разработки М. Вебера в
области социологии религии оказались весьма важными  в экономических
исследованиях, для развития теории модернизации, культурологии.
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социология  религии и теология

 
 
Теология, как  и феноменология религии, в отличие  от социологии религии и
научного подхода  к изучению религии вообще, основывается на признании
действительного существования объекта религиозного отношения. Предмет
теологии —  бог и самообнаружение бога в  мире, его «откровение». Предмет  же
социологии религии  как науки — действия, включая  и суждения, которые
направлены также и к богу (в представлении действующих лиц), к тем явлениям,
в которых он, согласно их взглядам, себя обнаруживает. Исследования религии,
в которых понятия  «священное», «встреча со священным», «союз с богом»
присутствуют  в качестве предмета исследования, неизбежно оказываются
лишенными эмпирической основы.
    Таким образом, в теологии обязательно присутствует тот момент, который в
феноменологии может выступать в отвлеченно-теоретической  форме, — теолог
находится в  религиозной связи с объектом, который он стремится осмыслить. В
противоположность этому научное знание о религии  является объективным и,
таким образом, отличается от оценочного, идеологического, нацеленного заранее
на то, чтобы  нарисовать либо позитивный, либо негативный образ религии. 

Наука о религии не берет на себя не свойственные ей функции обоснования и защиты
или опровержения религии. Социология религии занимает нейтральную позицию в
споре между  воинствующей верой и воинствующим неверием. Вопрос — «как ты
относишься к религии» и вопрос — «что ты знаешь о религии», конечно,
соприкасаются, но все же это разные вопросы. Апологетически-религиозная  позиция
лишает социолога  объективности, возможности рассматривать  все без исключения
религиозные феномены как мирские и доступные научному анализу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Возникновение и развитие социологии религии

 
Социология религии  начинает формироваться как научная  дисциплина примерно с
середины прошлого века. Своим возникновением она во многом обязана тем
процессам в европейском обществе, начало которым положила эпоха Просвещения и
антифеодальных  буржуазных революций. Одним из важнейших  источников социологии
религии была социально-философская  критика феодальных общественных отношений
и церкви как  социального института, в особенности — со стороны французских
энциклопедистов XVIII в. (Гельвеций, Гольбах, Дидро). Эта  критика
способствовала  пробуждению интереса к вопросам о социальной обусловленности
религии и ее роли в жизни общества. Религия  выделяется из совокупности
общественных  институтов как феномен особого  рода, по отношению к которому все
остальные общественные реалии рассматриваются как светские, секулярные.
Идеология Просвещения  рассматривала человека прежде всего  как «человека
разумного». «Просвещенный» человек способен, полагаясь на собственный разум,
на науку, устроить свою жизнь на разумных и справедливых началах. Перед ним
открывается перспектива  безграничного прогресса, ведущего в «царство разума».
Одним из первых мыслителей нового времени, обосновавшим возможность
рассматривать религию с позиций научного мышления, считаясь только с
существом дела и логикой, не ссылаясь на теологию, был И. Кант (1724—1804):
разум обладает более сильными аргументами, чем  те, которыми располагает
церковная доктрина и священное писание. Просвещенный человек должен жить
собственным умом, освободившись от сковывающих разум  догм, неоправданных
запретов и  робости перед авторитетами —  будь то политическими или
религиозными. В  этом направлении в XIX в.
О. Конта (1798—1857).
Конт считал, что к исследованию социальной жизни должно привлечь индуктивные
методы познания, с таким успехом используемые естественными науками. Он
полагал, что  таким образом сможет создать  науку об обществе — социологию. С
помощью социологии Конт искал пути преодоления кризисных явлений в
европейском обществе, вызванных потрясениями Французской  революции, надеялся
найти средства, обеспечивающие стабильность и развитие общества в
«нормальном»  русле. Тем самым встал вопрос: что лежит в основе социального
порядка и в этой связи — вопрос о социальной роли религии.
Учение Конта  о социальной динамике содержит эволюционную модель общества,
построенную с  помощью понятий, почерпнутых из истории религии. Это учение о
прогрессе общества, который проходит три стадии, соответствующие периодам
человеческой  жизни — детству, юности и зрелости. Первая стадия
«теологическая», на этой стадии человек тщетно пытается достичь «безусловного
познания внутренней сущности» явлений и причин их возникновения. Объяснение
строится по принципу аналогии: вещи и действующие силы наделяются
человеческими свойствами, например, волей.
В учении Конта  важны для нас два момента:
  1) религия,  по крайней мере на первой  стадии представлявшая собой
неотъемлемую  часть человеческого общества, затем  оказывается изживающей себя
и больше уже  не нужной, постепенно преодолеваемой, вытесняемой научным
знанием. Эта  мысль легла впоследствии в основу концепции секуляризации,
вытеснения религии  из различных сфер жизни общества и упадка ее влияния.
Развитие человеческого познания оставляет позади религию в ее исторически
данных, традиционных формах. Общественная жизнь организуется на иных основах.
  2) Каждая  стадия в учении Конта связана  с определенными социальными
структурами, властными  отношениями. Господству теологических идей, которое
охватывает человеческую историю от ее начала до XIII столетия, соответствует
доминирующая  роль в обществе духовенства и  военных, т.е. классов по
преимуществу  непродуктивных с точки зрения просветительского  сознания и
позитивизма. На философской стадии господствующие позиции начинает
завоевывать бюрократия, в первую очередь — юристы. Последней  исторической
формой теологического порядка вещей был, согласно Конту, соответствующий
христианскому монотеизму «католический и феодальный режим». Если на этой
стадии религиозные  верования служили связующей  силой, основой социального
порядка, то из-за неизбежного упадка религии возникает  угроза распада
социальных связей. Нужны новые опоры для социального  здания. На позитивной
стадии, утверждающейся в XIX в., в обществе ведущую роль начинают играть
инженеры, ученые. Задача объединения общества теперь, когда религия приходит
в упадок, переходит  к позитивному синтезу научного знания, которого
добивается социология, чтобы связать воедино идеи порядка  и прогресса.
Впоследствии  Конт, разочаровавшись в надежде  на разумную организацию общества
посредством просвещения  умов, приходит к выводу о необходимости  «второго
теологического  синтеза» как духовной опоры социальных связей. Он предлагает
светский, рационалистический вариант «позитивной религии» — культ
человечества  как единого «Великого существа», огромного социального
организма. В  этой религии социолог, лучше других знающий механизмы социальной
динамики и  способный руководить обществом, становится верховным жрецом.
   Идея  органического единства социальной  системы и ее эволюционного  прогресса
была центральной  в социологии Г. Спенсера (1820—1903), властителя дум
европейского  общества, включая Россию, в конце  прошлого столетия. Эволюция
ведет к утверждению  промышленного типа устройства общества, торжеству
принципов индивидуализма и утилитаризма. Вполне в духе этих принципов,
социальная мысль  в Англии рассматривала религию  не как основу социального
порядка и не как главную преграду на пути социального  прогресса, а скорее как
нечто менее  важное в деле поддержания образцов или в социальном изменении: с
точки зрения утилитарного индивидуализма гораздо более важными  регуляторами
жизни общества являются рынок и политическая деятельность, чем религия. Если
уж о религии  и идет речь, то как об одной из наиболее распространенных и
утонченных культурных привычек, специфической деятельности, не имеющей
большого значения и самой по себе довольно безобидной. Социология религии,
если таковая  вообще имеет место, должна заключаться  в выявлении условий и
препосылок организационной  стороны деятельности государственной  Церкви
Англии, ее успешности люди.  

 Главная функция религии:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.