На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Нравственные ценности дошкольников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3-4
Глава 1      Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного  развития детей дошкольного  возраста 5
1.1      Понятие нравственного воспитания и  развития в современной  литературе 5-7
1.2      Особенности нравственных представлений  и чувств у  дошкольников 8-11
1.3      Методы  и средства нравственного  воспитания детей  дошкольного возраста 12-20
1.4     Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста 21-27
Глава 2      Экспериментальное изучение процесса нравственного развития детей дошкольного возраста 28
2.1      Организация и методы исследования 28-29
2.2      Анализ  результатов исследования 30-32
2.3      Методические  рекомендации по формированию нравственных представлений  дошкольников 33-38
     Заключение 39-40
     Список  использованных источников  
     Приложение  
 
 
 
 
     Введение
     Проблема  нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее  внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
    Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, характерные для современного общества, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации и требуют переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
     В отечественной психологии в соответствии с ее методологическими принципами нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка.
    Именно  в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются  и укрепляются основы личности и  отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии подходов к проблеме нравственного развития педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах [6,33].
    В процессе развития личность проходит периоды особой открытости  определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой  открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни [1,178]. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью  в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
    Разработка  методов воспитания нравственных качеств  личности и привычек нравственного  поведения является в настоящее  время одной из главных задач, которая ставится обществом и  родителями перед педагогами и психологами. Актуальность настоящей работы для  современной дошкольной педагогики заключается в определении основных путей, методов и средств нравственного развития у детей дошкольного возраста.
    Цель: изучить особенности нравственного развития дошкольников.
    Объект: нравственное развитие.
    Предмет: особенности нравственного развития дошкольников.
    Гипотеза: нравственное развитие дошкольников имеет свои особенности.
    Задачи  исследования:
    1. определить понятие нравственного воспитания и  развития в современной литературе;
    2. изучить  особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
    3. выявить особенности нравственных представлений и чувств у  дошкольников;
    4. в ходе экспериментального исследования изучить уровень нравственного развития дошкольников;
    5. разработать методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
     1. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста
     1.1. Понятие нравственного воспитания и  развития в современной литературе
     Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу [11,98].
     Нравственное развитие дошкольников – это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей [10,217].
     Основы  высоконравственной личности закладываются  в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А. Н.Леонтьева, В, С.Мухиной, С. Г.Якобсон, В. Г.Нечаевой, Т. А.Марковой и др.
     В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким  людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества, в котором живет. Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей: в различных развивающихся видах их деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления своим поведением, активность, самостоятельность, инициатива. В обществе сверстников между дошкольниками устанавливаются положительные взаимоотношения, формируются доброжелательность и уважение к окружающим, возникает чувство товарищества и дружбы. Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств [17,64].
     Основные  задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
     Нравственные  чувства, наряду с эстетическими и интеллектуальными, относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными [22,30].
     В дошкольном возрасте дети накапливают  первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.
     Призывая  детей поступать определенным образом, воспитатель разъясняет целесообразность и правильность такого поведения. Разъяснение проводится на конкретных примерах. Это помогает детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель заботиться о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в повседневной жизни. У дошкольников формируются представления о явлениях общественной жизни, о труде взрослых, его общественной значимости, о патриотизме, о нормах поведения в коллективе сверстников, об уважительном отношении ко взрослым. Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Отсутствие этических представлений мешает детям контактировать с окружающими людьми, может явиться причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых [18,55].  

     1.2. Особенности нравственных представлений и чувств у  дошкольников
     Ребенок, способный правильно оценить  и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне [9,25].
     Нравственное  воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к  усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
     В младшем возрасте стержнем, который  будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между  детьми, опора на свои чувства, эмоциональная  отзывчивость. В жизни ребенка  эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно [6,34].
     Становление эмоциональной среды дошкольника  самым тесным образом связано  с его нравственным воспитанием  и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а  что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
     Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок  формирует самые первые моральные  оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
     Первейшая задача родителей заключается в  том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать  их общественно ценными. Чувства  позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом [15,82].
     Дети  в общении формируют способность  выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию  и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.
     По  мере своего развития ребенок примеряет  на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться  к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
     Стратегия нравственного воспитания в детском  саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор [21,58]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
     Нравственное  воспитание определяется с помощью  определенных средств, среди которых  необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.
     1. Группа художественных средств:  художественная литература, изобразительное  искусство, музыка, кино и др. Эта  группа средств очень важна  в решении задач нравственного  воспитания, поскольку способствует  эмоциональной окраске познаваемых  моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
     2. Средством нравственного воспитания  дошкольников является природа.  Она способна вызывать у детей  гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.
     3 Средством нравственного воспитания  дошкольников является собственная  деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый  вид деятельности имеет свою  специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
     Особое  место в этой группе средств отводится  общению. Оно, как средство нравственного  воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений .
     4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью [4,88].
     Окружающая  ребенка обстановка становится средством  воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
     Выбор средств воспитания зависит от ведущей  задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже  перевоспитываем).
     Нравственное  развитие дошкольников предполагает также  использование комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята следующая классификация методов нравственного воспитания детей:
     методы  формирования навыков и привычек поведения;
     методы  формирования нравственных представлений, суждений, сценок;
     методы  коррекции поведения [11,100].
     Рассмотрим  каждую из названных групп методов  подробнее.
       Методы формирования навыков  и привычек поведения. Эта группа  методов обеспечивает накопление  у детей практического опыта общественного поведения.
     Сюда  относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).
     Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.
     Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.
     Не  менее важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно-полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.
     Методы  формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:
     беседы  на этические темы;
     чтение художественной литературы;
     рассказ;
     рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;
     метод убеждения.
     Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.
     Методы  коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.
     Поощрение (воспитателя) может проявляться  в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о  положительных поступках ребенка  в кругу семьи или перед  сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.
     Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:
     1, Поощрять нужно своевременно  и умело.
     2, Поощрение предусматривает конкретные  определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.
     3. Поощрение должно быть заслуженным.  Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.
     4. В любом поощрении нужно знать  меру, не следует захваливать одних и тех же детей.    
     6. Необходимо учитывать возрастные  и индивидуальные особенности.
     Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной, нравственно направленной деятельностью. Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.
     Наказание может осуществляться в следующих  формах: замечание, лишение ласки, временный  отказ от бесед и разговора  с ребенком, запрет заниматься любимым  делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.
     Требования  к использованию наказаний:
     1. Прежде чем наказать, нужно выяснить  причину непослушания. Наказание  должно быть справедливым, за аморальный поступок,
     2. Наказание не является обязательным  методом воспитания.
     3. Наказание требует большого такта,  терпения, осторожности.
     4. Наказания нужно сочетать с  требовательностью. Взрослый должен  быть непоколебим в своем решении,  иначе ребенок будет надеяться на его отмену.
     5.   Воспитателю надо предусматривать  реакцию детей на наказание,  стараться, чтобы они осознали  неприемлемость их действий.
     6. Наказание базируется на уважении  к личности ребенка.
     7.  Взрослым нужно помнить о мере  наказания. Вред частых наказаний очевиден: ребенок начинает обманывать, чтобы избежать наказания или перестает реагировать на него. Частые наказания говорят о беспомощности воспитателя [11,104].           
     Рассматривая  методы нравственного воспитания дошкольников, нельзя не остановиться на роли игры в данном процессе.
     Сюжетно-ролевая  игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника, обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
     Условием  нравственного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.
     Но  нравственное развитие обуславливается  и тем, как дошкольник усваивает  нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в  какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему нравственного формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:
     1) Игра как единое целое. В  ней не выделяют разные планы  взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно, в этом случае мы говорим об организации игр с «хорошим нравственным содержанием», многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления.
     2) Игра как средство активного,  действенного проникновения ребенка  в жизнь взрослых. Игра является  условием открытия ребенком человеческих  взаимоотношений. Эта необходимость  осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.
     Если  обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления  нравственного содержания, раскрытие  нравственного смысла, реализация знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. В самом деле одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно.
     Ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию – это называют «эмоциональной децентрацией», т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения.
     Но  полноценной и всесторонней координация  становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация  различных точек зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:
     1. На самом низком уровне роли  не называются и дети не  называют себя именами лиц,  которые они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое разделение функций дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.
     2. Намечается разделение функций.  Выполнение роли сводится к  реализации действий, связанных  с данной ролью.
     3. Начинают выделяться специальные  действия, передающие характер отношений  к другим участникам игры. Появляется  специфическая ролевая речь, обращенная  к товарищу по игре в соответствии  со своей ролью и ролью выполняемой  товарищем.
     4. Выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которые выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.
     Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно, ведь ребенок действует под влиянием – он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. «Манипуляции» ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.
     Некоторые исследователи основным источником нравственного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета.  Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе.
     А.В.Запорожец  выделил два плана сюжетно-ролевой игры:
     – сюжетно-ролевые отношения;
     – реальные отношения по поводу игры.
     Сюжетно-ролевые  отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера  человеческих взаимоотношений, преимущественно  определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать  те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
     Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой  в частности) для нравственного  формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении  со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.       
     При подборе методов нравственного воспитания необходимо учитывать следующие принципы:
     - соответствие метода цели и  задачам воспитания;
     - гуманный характер метода;
     - реальность метода;
     - подготовленность условий и средств  для использования метода;
     - избирательность отбора метода;
     - тактичность применения метода;
     - планирование возможного результата  воздействия метода;
     - терпение и терпимость педагога  при использовании метода;
     - преобладающая практическая направленность  метода в нравственном воспитании  дошкольников [18,95].
     Методы  нравственного воспитания дошкольников применяются не изолированно, а в  комплексе, во взаимосвязи. Основаниями  для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.). 
 

    1.4. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
    Дошкольный  возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками [1,189].
    Дошкольное детство — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольное детство обладает самостоятельной ценностью вне зависимости от предстоящего ребенку школьного обучения.
    Ж. Пиаже приписывает маленькому ребенку  эгоцентризм, вследствие чего он еще  не может строить совместную деятельность со сверстниками (поэтому Пиаже считает, что общество детей возникает только в подростковом возрасте). В отличие от него А.П. Усова, а вслед за ней и многие отечественные психологи, и педагоги считают, что первое детское общество образуется в детском саду [3,86].
    В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка  от взрослого, что создает предпосылки  для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы  своего семейного круга и установленных  отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (взрослый - мама, врач и т.д.). В тоже время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
    Общение с детьми - необходимое условие  психологического развития ребенка. Потребность  в общении рано становится его  основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер [7,101].
    В настоящее время в теории и  практике дошкольной педагогики все  большее значение придается детской  коллективной деятельности на занятиях, как средству нравственного воспитания. Совместная деятельность объединяет детей  общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результат [1,198].
    Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием  ребенка, она тоже проходит этапы.
    До  трех лет игра представляет собой  манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок развивает координацию движений (см. "Последовательность развития движений").
    Собственно  игра возникает в 3 года, когда ребенок  начинает мыслить целостными образами – символами реальных предметов, явлений и действий.
    Главное, что ребенок получает в игре, –  возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.
    Игра - ведущий вид деятельности ребенка  дошкольного возраста. Предметом  игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила [2,8].
    Главное изменение в поведении состоит  в том, что желания ребенка  отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.
    Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим  процессом выполнения действий и  подчас забывают о результате - для  чего и для кого они это сделали.
    Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок, никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.
    Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими, жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").
      «Дошкольный возраст, – как  отмечал А.Н. Леонтьев (1983), – период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание [2,10].
    В качестве центральных новообразований дошкольного возраста (3–7лет) можно выделить: позиционные ролевые действия (функция осознания (1 фаза), функция отношения (2 фаза); позиционные умственные действия (тенденция к обобщению, установлению связей: функция понимания (3 фаза), функция рефлексии (4 фаза функционально-стадиальной периодизации Ю.Н. Карандашева, 1991).
    Центральное личностное новообразование дошкольного возраста – соподчинение мотивов и развитие самосознания. В процессе психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции.
    Внутренняя  позиция ребенка проявляется  через: эмоционально окрашенные образы; ситуативные ориентировки на усвоенные  нормативы; волю, выражаемую в упорстве; другие частные психические достижения.
    Д.Б. Эльконин (1989) в качестве основных психологических новообразований дошкольного возраста считал:
    1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже (1969) показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы, – результат деятельности людей. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Исследования Л.Ф. Обуховой (1996) показали, что для объяснения явлений природы дети используют моральные, анимистические и артификалистские причины: солнце движется, чтобы всем было тепло и светло; оно хочет гулять и двигаться и т.д.
    Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию. Он строит схемы глобального характера, мировоззренческие схемы. Д.Б. Эльконин (1989) замечает здесь парадокс между низким уровнем интеллектуальных потребностей и высоким уровнем познавательных потребностей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.