На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал 
 

Кафедра теории и истории государства и права 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «Теория государства и права» 

Студента ____Алексея Викторовича Лапшина____________________ 

группа ____311_______форма обучения__ очная__________________ 

___________________Юридического___________________факультета 
 

на тему: «Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика» 
 

     Руководитель: Ю. Б. Кравченко,
                           к.ю.н., доцент 

     Оценка_____________________
     Подпись____________________
    «___»_______________2011 г. 
 
 
 
 
 
 

Владивосток
2011 

ПЛАН 
 

Введение…………………………………………………………………………..3  

Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов…………………………………………………………………………....5  

Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов………………………………………………………….12 

Глава 3. Актуальные проблемы сравнительного исследования демократического и тоталитарного государства в современной российской юридической литературе………………………………………………………..19 

Заключение……………………………………………………………………...22 

Список  использованной литературы………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Человечество  с древнейших времен ищет оптимальные  формы соотношения личности и  государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо  народа должно представлять высший закон для государства.
     Однако  практика далеко не всегда достигала  таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях - выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной  властью. Еще Аристотель выделял  два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - к интересам подданных, общества. Первый род правления выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы. При политическом режиме, где человек обладает солидным набором средств влияния на государство (участие в выборах, самоуправление, влияние на принятие законов), образуется демократическое правление.
     Политический  режим – это совокупность форм и методов реализации государственной  власти, определяющих характер политической жизни в стране, способ функционирования политической системы общества.
     Характер  политического режима зависит от особенности функционирования структур данной политической системы, степени  развития демократических признаков  в обществе, состояния законности, особенностей политической культуры и традиций.
     Конкретный  политический режим характеризуется  в конечном итоге соотношением институтов публичной власти с гражданским  обществом, его субъектами. 

     Актуальность  избранной для исследования темы заключается в спорах и дискуссиях вокруг теории демократии и тоталитарного режима, которые не прекращались во все времена существования человеческого общества. Извечное стремление людей создать рациональное и справедливое общество порождало великих гуманистов и кровавых диктаторов, смелые реформы и опустошительные воины. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам, но может действовать и в интересах всего общества.
     Целью написания данной работы является выявление  важной роли и значения каждого из политических режимов, каждый из которых устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие «государственно-политический режим», классифицировать и сравнить существующие режимы, исследовать актуальные проблемы сравнения демократического и тоталитарного государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов 

      Государственно-политический режим – совокупность методов  осуществления государственной  власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил.
      Понятие политический режим включает не только государство, но и политическую систему  в целом. В конституционном праве  «политический режим» называют устаревшей категорией и на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим»1.
     В рамках политологии  выделяют понятия:
     Государственный режим – характерные методы осуществления государственной власти.
     Политический  режим – среда и условия политической жизни общества, определяющие политический климат, существующий в обществе2.
     В науке конкурируют  в основном два  подхода в трактовке  режима:
     1) юридический, делающий акцент  на формальные нормы и правила  отправления власти институтами государства;
     2) социологический, опирающийся на  анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является социологический подход.  
 
 
 

_________________________
1. Чиркин В. Е. О публичной власти // Государство и право – 2003. - № 10
2. Грачев М. Н. Программа курса «Теория политики», 2007. – № 1. – С. 103–118.
     Появившись  в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.
      Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий — делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
    Политический  режим предполагает и требует  широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д.
    Вместе  с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.
          Таким образом, для  характеристики формы государства  имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни)1.
     Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств  и способов управленческого воздействия.2
     Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
     Государственный режим отражает уровень и формы  развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
     Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.
    Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные классификации политических режимов, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
     В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы1:
    авторитарный (государственная власть реально не формируется, не контролируется народом). Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц.
авторитарный  государственно-политический режим  подразделяется на следующие режимы:
а)    деспотический (характерен для абсолютной монархии)
б) тиранический (в отличие от деспотии, власть устанавливается насильственными действиями)
в)    тоталитарный (всеохватывающая, всепроникающая, всеконтролирующая власть)
г)    фашистский (крайняя форма тоталитаризма)
    демократический (основан на признании принципа равенства и свободы всех людей, участие народа в управлении государством)
 
_________________
1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1998. С. 82.
а) либерально-демократический (основан на системе наиболее демократических  и гуманистических принципов. Экономическую  основу либерализма составляет частная  собственность. Государственная власть формируется путем выборов.)
б) гуманистический (сохраняет все ценности либерально-демократического режима, продолжает и усиливает его  тенденции, устраняя недостатки).
     Политический  режим характеризуется совокупностью  средств и способов осуществления государственной власти. Исходя из этого, различают три типа режимов1:
1) тоталитарный;
2) авторитарный;
3) демократический.
     На  мой взгляд, более точную классификацию  государственно-политических режимов  предлагает А. Б. Венгеров, поскольку  в истории имели место некоторое количество режимов, со своими особенными чертами, поэтому мы можем корректно различать существующие режимы. Например, можно точно различить два, на первый взгляд, одинаковых режима: деспотию и тиранию. Деспотический режим  был характерен для монархической формы правления, этот режим характеризовался крайним произволом в управлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Тиранический режим – также основан на единоличном правлении, лишен правовых и нравственных начал, построен на произволе, подчас терроре и геноциде. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота2. 
 

___________________
1. Никитин  А. Ф. Основы государства и  права. М.: Дрофа, 2008. С. 73.
2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1998. С. 79.
     Особо следует сказать о переходных и чрезвычайных государственно-правовых режимах, которые, как правило, носят временный характер1.
     Переходные  режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
     Чрезвычайные  государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы.
      В каждой стране политический режим определяется соотношением политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или достигнуто долговременное национальное согласие, политический режим стабилен. Если же в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно меняется.
     Следует также иметь в виду, что существует определенная взаимозависимость между различными элементами формы государства. Так, абсолютная монархия закономерно сочетается с авторитарными режимами. Республиканская же форма правления тяготеет к демократическому режиму. В свою очередь, унитарное государство с его жесткой централизацией может быть основой тоталитарного режима, а федеративное, основанное на добровольном объединении, больше приспособлено к демократии. 
 

____________________________
1. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы//общественные науки и современность, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2001. С. 53.
     Однако жесткой зависимости здесь все же нет. Можно говорить лишь об определенных тенденциях. Ведь те же федеративные, территориально большие государства вынуждены создавать обширный бюрократический аппарат управления, усиливать центральную власть как гаранта от возможного сепаратизма и распада, что обусловливает антидемократические начала управления. Кроме того, на соотношение элементов формы государства влияют национальные традиции, тип мышления (сравните, европейский – общинный и азиатский – единовластный), своеобразие культуры, религиозные приверженности населения и тому подобные объективные и субъективные обстоятельства.
      Политический  режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политическая власть. Если это методы убеждения, согласования, законности, парламентаризма, если применяется только правовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократический режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический1.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

___________________________
1. Перевалов В. Д.  Теория государства и права. Юрайт, М., 2009. С. 70.
Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов 

          Каждое государство  имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип  политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
    Демократический режим – режим, характеризующийся высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
     Демократическая политическая система – это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
    Характерные черты демократического режима:
    1) Суверенитет народа: именно народ  выбирает своих представителей  власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальный механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
    2) Периодическая выборность основных  органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
    3) Демократия защищает права отдельных  личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
    4) Равенство прав граждан на  участие в управлении государством: свобода создания политических  партий и других объединений  для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
     Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику (помощь детям, престарелым, инвалидам и т.д.), защиту личности от всех проявлений беззакония и т.д.
    Отличаются  разнообразием и антидемократические  политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии1.
    Антидемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.
    Тоталитарный  режим2 – режим, при котором власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами.
    Тоталитарными являются режимы, при которых:
    1) есть массовая партия (с жесткой,  полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
    2) партия организована не демократическим  способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.
    3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим – это идеологический режим, где всегда есть своя “ Библия”. Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР. 
 
 

______________________
1. Арон  Р. Демократия и тоталитаризм. - М.: Юрайт, 1999. – С. 35
2. Перевалов В. Д. Теория государства и права. Юрайт. М., 2009. С. 70.
    4) тоталитаризм строится на монопольном  контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
    5) при тоталитаризме существует  террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
     Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это  общество - самоед, не способное к  эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира. Специфику тоталитарного режима определяет лежащая в его основе тоталитарная идея. Именно она отличает одну форму тоталитаризма от другой.
    Одним из наиболее распространенных в истории  типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
    Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
    1) Автократизм (самовластие) или  небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек  (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
    2) Неограниченность власти, её не  подконтрольность гражданам, при  этом власть может править  с помощью законов, но их  она принимает по своему усмотрению.
    3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
    4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
    5) Отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  во вне политические сферы  и прежде всего в экономику.  Власть занимается главным образом  вопросами обеспечения собственной  безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
    6) Рекрутирование политической элиты  путем введения в состав выборного  органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.