На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Лекции по "Налоговому законодательству"

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

    Налог – основополагающая категория многих отраслей знаний. Без этого общественного  явления немыслима экономика, финансы, бухгалтерский учет, аудит, менеджмент, статистика.
    Через призму указанных направлений налоги рассматриваются как регуляторы макро- и микроуровней экономики любой страны, как основа доходов государственного бюджета, как показатели, формирующие результаты финансово – хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как элементы управления в организации, а в итоге – как факторы, влияющие на благосостояние общества, отдельных хозяйствующих субъектов, граждан.
    Юридические аспекты налогообложения, понятие  налоговых рисков, возможность нахождения законного компромисса между  лицами с разными налоговыми интересами рассматривает налоговое законодательство. Его основополагающие источники – Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ. Однако налоговое законодательство тесно связано с бюджетным, гражданским, административным, уголовным законодательством.  Весьма актуальны подзаконные нормативные акты, носящие разъяснительный характер, и судебные решения, создающие налоговые прецеденты и в дальнейшем соответствующие налоговое законодательство, а значит, и систему права. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел 1. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Тема: Понятие налоговых  правоотношений 

План:
    Понятие налоговых правоотношений, субъекты и объекты налоговых правоотношений
    Представительство в налоговых правоотношениях
 
    Понятие налоговых правоотношений, субъекты и объекты  налоговых  правоотношений
    Характеристика  налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
    Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие:
1) эти отношения  складываются в процессе проведения  финансовой деятельности, направленной  на формирование, распределение,  перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер;
2) их возникновение,  изменение и прекращение непосредственно  связаны с нормативными правовыми  актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения;
3) финансовые  правоотношения имеют денежный  характер;
4) эти отношения  имеют властный характер;
5) государство  само непосредственно или в  лице уполномоченных им субъектов  выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.
    Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные  образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.
    Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения  по взиманию налогов и сборов, в  которых государство в лице своих  налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.
    Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии  соответствующего закона, только в  форме правоотношения», поскольку  обязанность уплачивать налоги устанавливается  только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.
    Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны - налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.
    Организации – уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.
    Физические  лица как налогоплательщики имеют разное правовое положение (статус), которое определяется законодательством с целью применения соответствующих ставок, льгот, порядка и срока уплаты, получения налогового кредита.
    Объектом  правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение - налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.
    Под содержанием правоотношения понимаются права и обязанности субъектов налогового правоотношения.  

    2. Представительство  в налоговых правоотношениях
    До  НК представительство вообще не предусматривалось  и отсутствие этого института  порождало массу проблем. В частности, когда, например, у юридического лица (у физических лиц тоже были эти проблемы, связанные с несовершеннолетними детьми, с недееспособными гражданами и т.д.), есть недвижимость на территории другого субъекта Федерации, но по этой недвижимости никакой вид деятельности не ведется, то для того, чтобы уплатить налог за такое имущество, а налог на имущество все равно возникает, то необходимо было в этом субъекте Федерации уплачивать налог лично, тогда как на самом деле можно было воспользоваться гражданско-правовым договором и дать поручение уплатить этот налог. До кодекса такие ситуации были невозможны. Теперь специальная глава 4 НК закладывает несколько норм, которые регулируют представительство. И первое самое важное правило о том, что представительство возможно. При этом если налогоплательщик использует представителя, то это не лишает его самого права на личное участие в налоговых отношениях, что тоже важно.
    Представительство распадается на два вида: законное и уполномоченное. Законными представителями физлиц являются (в НК идет прямая отсылка к гражданскому законодательству, никаких иных лиц кроме тех, которые предусмотрены по ГК, нет) родители, усыновители или опекуны. Законными представителями налогоплательщика-организации выступают лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов. То есть, другими словами, кто может представлять юридическое лицо на основании закона или учредительных документов? Органы юридического лица. Таким образом, органы юридического лица, в том числе должностные лица - генеральный директор или исполнительный директор - это и есть законные представители организации.
    Проблема, которая здесь возникает в  законных представителях и которая  на практике проявляется, состоит в том, что эти отношения между законным представителем и организацией - это не гражданско-правовые отношения, потому что орган юридического лица не является субъектом права. Субъектом права является сама организация. Поэтому эти отношения внутри самой организации. Поэтому распространение на них норм гражданского права в данной ситуации невозможно. То есть это нормы, которые предусмотрены в учредительных документах и никаких иных вариантов нет.
    Что касается уполномоченного представителя, то здесь уже в полной мере действует ГК и, соответственно, уполномоченное представительство регулируется гражданско-правовым договором. НК только устанавливает некоторые ограничения на лиц, которые не могут быть уполномоченными представителями, то есть договор с которыми о представительстве интересов невозможен, будет ничтожен с самого начала. К таковым ограничениям, к таковым лицам, которые не могут быть уполномоченными представителями, относятся должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
    И еще один момент, который регулирует НК, касаемый уполномоченного представителя, - он действует на основании доверенности. Так вот, в отношении налогоплательщика  - физлица, у которого есть такой уполномоченный представитель, требуется нотариально заверенная доверенность, тогда как если речь идет об уполномоченном от организации, то действует доверенность, которая заполняется в установленном порядке.
    Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности представляемых ими лиц.
    Налоговые агенты – лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст.24 НК РФ).
    Сборщики  налогов и сборов – уполномоченные органы (государственные, местные самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием  от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечисления их в бюджет (ст.25 НК РФ)1
    Налоговый резидент (нерезидент) (англ. tax resident (non-resident)) - характеристика субъекта налогообложения, определяющаяся принципом постоянного местопребывания (резидентства). Налогоплательщиков подразделяют на лиц, имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты), и лиц, не имеющих в нем постоянного пребывания (нерезиденты). Отнесение налогоплательщика к той или иной категории устанавливает его налоговый статус, определяет налоговую обязанность (полную или неполную соответственно), а также иные различия в налогообложении (порядок декларирования и уплаты налога и др.).  

    Контрольные вопросы:
    Охарактеризуйте понятие налоговых правоотношений?
    Назовите субъектов и объектов налоговых правоотношений?
    Кто относится к взаимозависимым лицам?
    Понятие налогового резидента и не резидента?
    Раскройте правовое содержание представительства в налоговых правоотношениях. Кто и на каких основаниях может выступать представителем налогоплательщика и плательщика сбора? Какая статья налогового кодекса регулирует данный вид налоговых правоотношений?
    Литература:
    1. НК РФ;
    2. Налоговое право:  практикум/ под  ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
    3. Налоговое администрирование:  учебное пособие/  М.А. Невская, М.А.  Шалагина. М.: Издательство  «Омега –Л», 2009.-250с. 
     

    Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  О НАЛОГАХ И  СБОРАХ
    Тема: Порядок установления налогов 

    План:
    Понятие налогообложения и налоговой деятельности государства.
    Принципы налогообложения.
    Установление налогового обязательства.
    Введение налога.
 
    Понятие налогообложения  и налоговой деятельности государства.
    В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
    Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
    Денежные  средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей – это и есть их сущность. 

    2. Принципы налогообложения.
    Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:
"1. Подданные  государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, который он получает. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.
2. Налог,  который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...
3. Каждый  налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...
4. Каждый  налог должен быть устроен  так, чтобы он извлекал из  кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства".
    Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений, они стали "аксиомами" налоговой политики.
Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:
1. Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).
2. Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение  доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
4. Система  и процедура выплаты налогов  должны быть простыми, понятными  и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к   меняющимся  общественно-политическим потребностям.
6. Налоговая  система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого  ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения. 

    3.Установление  налогового обязательства.
    В Российской Федерации взимаются  федеральные, региональные и местные  налоги (сборы).
    Федеральные налоги (сборы) действуют на всей территории Российской Федерации.
    Региональные  и местные налоги действуют на всей территории, подведомственной установившим их региональным органом власти либо органом местного самоуправления соответственно, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    Порядок установления, изменения  и отмены федеральных  налогов
    1. Установление иных, помимо предусмотренных  НК, федеральных налогов (сборов), а также изменение или отмена федеральных налогов (сборов) не допускается. Все изменения в перечень федеральных налогов и сборов вносятся исключительно принятием федерального закона о внесении изменений в НК.
    2. Принятие решения об установлении иного, помимо предусмотренных НК, или отмене действующего федерального налога (сбора), а также внесение изменений в действующие федеральные налоги (сборы) в части определения налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок и (или) налоговых льгот допускается только одновременно с внесением в установленном порядке соответствующих изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете (внебюджетном фонде) на текущий финансовый год.
    3. Федеральные законы об установлении нового или отмене действующего федерального налога (сбора), а также об изменениях, вносимых в действующие федеральные налоги (сборы), подлежат официальному опубликованию не менее чем за один месяц до введения их в действие.
    4. Законодательная инициатива об установлении нового или отмене действующего федерального налога (сбора), а также об изменении действующего федерального налога (сбора) вносится в установленном порядке субъектом такой инициативы в виде проекта соответствующего федерального закона о внесении изменений в НК.
    При внесении проекта федерального закона об установлении нового или отмене действующего федерального налога (сбора) либо об изменении действующего федерального налога (сбора) необходимо представить  заключения на этот проект профильных комитетов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания, а также Правительства Российской Федерации. Если субъектом законодательной инициативы выступает Президент Российской Федерации либо Правительство Российской Федерации, заключение Правительства не требуется.
    Заключения  указанных профильных комитетов  и Правительства Российской Федерации  должны быть представлены субъекту законодательной  инициативы, направившему законопроект, в трехмесячный срок со дня получения  этого законопроекта.
    Установление  региональных и местных  налогов 
    1. Установление регионального или  местного налога происходит путем  введения в действие, внесения  изменений в действующий либо  прекращения действия ранее введенного  акта налогового законодательства.
    2. Установление регионального или местного налога осуществляется по решению соответствующего регионального органа власти или органа местного самоуправления.
    3. Решение о введении в действие, внесении изменений в действующий  либо о прекращении действия  регионального налога принимается только при наличии заключения регионального финансового органа, а о введении в действие, внесении изменений в действующий либо о прекращении действия местного налога — при наличии заключения местного финансового органа.
    4. Решение об установлении либо изменении действующего регионального или местного налога подлежит официальному опубликованию не менее чем за один месяц до вступления этого решения в силу.
    5. Решения о введении в действие  либо о прекращении действия  регионального или местного налога, а также о внесении в пределах своей компетенции изменений в действующий налог в части определения налогоплательщиков, налоговых ставок или налоговых льгот принимаются при утверждении соответствующего бюджета на следующий финансовый год.
    Внесение  изменений в региональные и местные налоги по указанным вопросам в течение текущего финансового года допускается только одновременно с внесением в установленном порядке изменений и дополнений в соответствующий бюджет на текущий финансовый год.
    Региональный  орган законодательной (представительной) власти или выборный орган местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе установить дополнительные требования или правила к установлению соответственно региональных или местных налогов, не противоречащие нормам (положениям) НК.
      Информация об установлении региональных  и местных налогов направляется  установившими их уполномоченными  органами в Федеральную налоговую  службу России и Министерство  финансов Российской Федерации,  а также в соответствующие  региональные органы налоговой службы и финансовые органы.
    Сведения  о действующих региональных налогах  и их основных положениях ежеквартально  публикуются Федеральной налоговой  службой России, а сведения о действующих  местных налогах и их основных положениях не реже одного раза в год публикуются соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы России. 

    4.Введение налога и сбора
    Порядок вступления в силу актов налогового законодательства имеет значительную специфику по сравнению с источниками  других отраслей права. Согласно ст. 5 НК различаются две группы актов налогового законодательства.
1-я группа. Федеральные  законы, вносящие изменения в  НК РФ в части установления  новых налогов и (или) сборов, а также акты субъектов РФ  и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы. Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий. При этом решающим является условие, наступающее позднее по времени.
2-я группа. Иные  акты, вносящие изменения и дополнения  в действующее налоговое законодательство. Акты этой группы вступают  в силу следующим образом: в  отношении налогов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов - не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.
Почему для актов налогового законодательства установлен более длительный срок вступления в силу, чем для актов иных отраслей права?
Налоговое законодательство - достаточно сложная отрасль для  толкования и правоприменения. Поэтому  участникам налоговых правоотношений требуется время, чтобы осмыслить и подготовиться к реализации новых налоговых норм. Кроме того, удлиненный срок обусловлен конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования. Задача государства - обеспечить оптимальный режим функционирования национальной экономики, составной частью которого выступает стабильная и предсказуемая налоговая система. Налогоплательщик вправе заблаговременно ознакомиться с изменениями налогового законодательства, распланировать свою деятельность до возникновения налоговой обязанности по конкретному налогу, получить разъяснения в налоговых органах, скорректировать экономическую стратегию. Это актуально для каждой организации и гражданина, поскольку налоговые реформы прямо и непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности, на осуществление права собственности, то есть речь идет об основных правах человека и гражданина.
    Для определения момента вступления в силу акта налогового законодательства важно установить два юридических  факта - дату официального опубликования акта и налоговый период.
    Согласно  части 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и  обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
    Под официальным опубликованием понимается первая публикация полного текста нормативно-правового акта в специальных печатных изданиях, признанных официальными действующим законодательством. Оговорка «полный текст» означает следующее: нормативный акт представляет собой единый, целостный документ и вступает в силу целиком при опубликовании акта по частям в нескольких выпусках официального издания, датой официального опубликования акта должна считаться дата опубликования его последней части.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ устанавливает два обязательных условия вступления в силу актов  законодательства о налогах - месячный срок с момента опубликования  и 1-е число очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Контрольные вопросы:
    Заполните сравнительную карту:
 
Особенности Виды  налога
Федеральные Региональные Местные
Порядок установления      
Порядок введения в действие и прекращения  действия      
Порядок отмены      
Территория      
Принадлежность  к бюджету      
 
    Используя НК РФ охарактеризуйте принцип установления Федеральных налогов.
    Используя НК РФ охарактеризуйте принцип установления Региональных и местных налогов.
    Используя НК РФ, определите действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Какая статья НК РФ регулирует данный вид налоговых правоотношений?
    Используя СПС «Консультант +», рассмотрите основные направления налоговой политики на 2010 г. Определите, введение какого налога, предусматривает государство в 2010 г и плановом периоде 2011-2012 гг? Какие изменения и дополнения планируется произвести в налоговом законодательстве с изменением сроков уплаты налогов и сборов?
    Литература:
    1. НК РФ;
    2. Налоговое право:  практикум/ под  ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
    3. Налоговое администрирование:  учебное пособие/  М.А. Невская, М.А.  Шалагина. М.: Издательство  «Омега –Л», 2009.-250с. 
     
     
     
     
     

Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  О НАЛОГАХ И  СБОРАХ 

Тема: Налоговые органы. Федеральная налоговая служба 

План:
    Понятие налоговых органов РФ, их права и обязанности
    Федеральная налоговая служба РФ.
 
    Понятие налоговых органов  РФ, их права и  обязанности
    Статьей 30 НК РФ установлено, что налоговые органы составляют единую систему контроля. В эту систему входят:
    федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба);
    территориальные органы Федеральной налоговой службы.
    Права налоговых органов
   Эти права  предусмотрены не только в специальной ст.31 НК, но и разбросаны в целом по НК, кроме того, предусмотрены в действующем специальном Законе «О налоговых органах Российской Федерации», который есть не что иное, как тот самый базовый закон 1991 года «О Государственной налоговой службе в РСФСР», но только в новой редакции 1999 года. Таким образом, права налоговых органов велики по объему и среди них есть существенные, важные права, есть малозначительные. Но всю эту группу полномочий можно классифицировать определенным образом.
    Первая  группа полномочий – полномочия налоговых органов в сфере правового регулирования вопросов налогообложения. Речь идет о праве налоговых органов издавать акты по вопросам налогообложения. Это могут быть нормативные акты, индивидуальные акты.
   Вторая группа полномочий – права налоговых органов в сфере исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налога. Это право на бесспорное списание сумм недоимок и пени, а также право на обращение в суд с исками для взыскания сумм налогов и пени за счет имущества налогоплательщиков.
   Третья группа прав – права налоговых органов в сфере осуществления налогового учета. Именно налоговые органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д.
   Четвертая группа прав налоговых органов – это права в сфере осуществления налогового контроля. Это наиболее многочисленная группа полномочий. Сюда входят:
    Право проведения налоговых проверок (выездных и камеральных).
    Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых.
   Пятая группа полномочий – права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности. В данном вопросе налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения 

    Обязанности.
    1. Соблюдать  налоговое законодательство.
    2. Осуществлять  контроль за соблюдением налогового  законодательства. Таким образом,  налоговые органы не взыскивают  налоги, не взимают, не собирают. Налоговые органы осуществляют  контроль за уплатой налогов,  контроль за соблюдением налогового законодательства, за исполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов. 
    3. Учет налогоплательщиков.
    4. Налоговым  органам вменено в обязанность  проводить разъяснительную работу  по применению налогового законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков и давать письменные разъяснения о применении норм налогового законодательства. У налогоплательщиков есть аналогичные права. И поскольку у налоговых органов есть аналогичная корреспондирующая обязанность, таким образом, законодатель создает полноценную норму, когда права налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов.
    5. Обязанность  осуществлять возврат или зачет  излишне взысканных или излишне  уплаченных сумм налогов, сборов  и пеней. 
    6. Обязанность  соблюдения налоговой тайны.
    7. Налоговые  органы обязаны направлять налогоплательщикам  копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов, (Это очень важно. Если эта  обязанность не выполнена, то  это сразу снимает вопрос об  ответственности налогоплательщика), а также налоговые уведомления и требования об уплате налога.
    8. Поскольку  налоговый орган – это не  правоохранительный орган, а именно  контрольный, то в обязанность  налоговых органов включается  обязанность передать информацию, материалы и документы в соответствующие органы (до Указов Президента – налоговую полицию, после – МВД) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации.
    Федеральная налоговая служба
   Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
   ФНС является уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
   ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно  и через свои территориальные  органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
   Контрольные вопросы:
    Раскройте правовой статус налоговых органов РФ. Ответ обоснуйте примерами из правовых документов. Какую ответственность и в каких случаях несут налоговые органы и их должностные лица?
    Литература:
    1. НК РФ;
    2. Налоговое право:  практикум/ под  ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
    3. Налоговое администрирование:  учебное пособие/  М.А. Невская, М.А.  Шалагина. М.: Издательство  «Омега –Л», 2009.-250с. 
     

    Раздел 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  О НАЛОГАХ И  СБОРАХ 

    Тема: Правовое регулирование организации налогового законодательства 

    План:
    Конституция РФ и Налоговый кодекс РФ в системе налогообложения.
    Нормативные правовые акты в системе налогообложения.
    Характеристика налоговой системы РФ
 
    Конституция РФ и Налоговый  кодекс РФ в системе  налогообложения
    Конституция российской Федерации определяет исходное начало налогового законодательства –  обязанность каждого платить  законно установленные налоги и  сборы (ст.57)
    Налоговый кодекс РФ занимает ведущее место  в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные,  и муниципальные нормативные акты  о налогах и сборах могут быть приняты только при условии их соответствия НК РФ.
    Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей. Часть первая (общая) устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц. Часть вторая (специальная) регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов и сборов.
    Налоговый кодекс РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового  акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами. 

    Нормативные правовые акты в системе  налогообложения
    Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения  в зависимости от уровня компетенции  подразделяются на:
      акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти (в частности, Минфин России)2;
      акты органов субъектов РФ;
      акты органов местного самоуправления.
      Международные договоры по вопросам налогообложения  являются составной частью законодательства о налогах и сборах Российской федерации. Статья 7 НК РФ закрепляет приоритет норм международных договоров над нормами российского законодательства о налогах и сборах: «»Если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятым в соответствии с ним нормативными правовыми актами  о налога и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации».
      Большое значение для целей налогообложения  имеют общие и специальные соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, о предотвращении уклонения от налогообложения, об обмене информацией. Такого рода международного соглашения заключены Российской Федерацией с более чем 70 странами (а всего их около 200).
      Акты  законодательства о налогах и  сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые  ставки, размеры сборов, устанавливающие  или отягчающие ответственность  за нарушение законодательства о  налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
      Акты  законодательства о налогах и  сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
      Акты  законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, их представителей, имеют обратную силу.
    Характеристика налоговой системы РФ.
    Налоговую систему любой страны характеризуют  экономические показатели: налоговый  гнет, соотношение прямых и косвенных  налогов, а также соотношение  между налогами от внутренней и внешней  торговли. Кроме того, налоговые  системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
    Налоговый гнет (налоговое бремя) – это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
    На  государственном уровне сумм налогов  обычно сопоставляется с валовым  внутренним продуктом (ВВП).  В Росси  в последние пять лет это отношение  находится в пределах 30-34 %. Есть и  другой показатель – полная ставка налогообложения, - в которой показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в бюджет (в России оценивается в 10-45?%).
    Соотношение прямых и косвенных  налогов – это показатель, который также отличает налоговую систему одной страны от другой.
    Соотношение между налогами от внутренней и внешней  торговли – это другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) составляет 12:1, в России – примерно 2:1.
    Особенности налоговых систем также связывают  с преобладанием в них тех  или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей  страны характерно пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, и др.). В  меньшей степени применяются прогрессивное ( налог на имущество физических лиц) и регрессивное (ЕСН) налогообложение.
    Налоговая система государства описывается  также с учетом политико-правовых характеристик, которые отражают:
      Пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами государственной власти;
      Роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;
      Степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.
       Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений  бюджетов различных уровней.
      Разные налоги. Эта форма подразумевает полное и не полное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а субъекты и органы на местах – региональные и местные налоги.
      Разные ставки. Эта форма означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а территориальные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в бюджет конкретной территории.
      Разные доходы. Для этой формы характерна ограниченность действий территориальных органов власти, поскольку между бюджетами разных уровней делятся суммы собранного налога.
    Основные  направления налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. связаны:
      С сохранением уровня номинального налогового бремени при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы;
      Унификацией налоговых ставок, повышением эффективности и нейтральности налоговых систем за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию.
    Конкретные  среднесрочные мероприятия в  рамках реформирования налоговой системы  затрагивают:
      Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения;
      Налогообложение девидентов, выплачиваемых российским лицам;
      Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний;
      Проблемы определения налогового резиденства юридических лиц;
      Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль организаций;
      Совершенствование налога на добавленную стоимость, налога на имущество физических лиц (введение налога на недвижимость), налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц;
      Индексацию ставок акцизов;
      Налогообложение организаций и физических лиц при совершении операций с ценными бумагами;
      Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности;
      Совершенствование систем налогообложения малого и среднего предпринимательства;
      Внедрение новых принципов работы налоговой службы, проведение организационных преобразований в системе налоговых органов.
 
      Контрольные вопросы:
        Раскройте основы правового регулирования организации налогового законодательства в РФ.
        О чем повествует Часть первая НК РФ?
        Структура Части второй НК РФ?
    Литература:
    1. НК РФ;
    2. Налоговое право:  практикум/ под  ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. –  240с.
    3. Налоговое администрирование:  учебное пособие/  М.А. Невская, М.А. Шалагина. М.: Издательство «Омега –Л», 2009.-250с. 
     

РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И  СБОРОВ 

Тема: Общий порядок исполнения налоговой обязанности 

План:
1. Понятие налоговой  обязанности.
2. Признание  налоговой обязанности исполненной.
3. Признание  налоговой обязанности неисполненной 

1. Понятии налоговой  обязанности.
    Налоговая обязанность по смыслу НК представляет собой конституционную обязанность  граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные  налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований. Указание на то, что субъектом этой обязанности является гражданин, не должно путать. В данном случае под гражданином понимаются физические лица. Поэтому и иностранцы, и лица без гражданства подпадают под число обязанных лиц. Кроме того, эта же обязанность распространяется на юридических лиц. Это утверждение опирается на постановление Конституционного Суда, который по делу об акцизах сказал, что юридическое лицо в налоговых отношениях – это объединение граждан, и в этом смысле на юридические лица распространяются права и обязанности налогоплательщиков – физических лиц.
    Налоговая обязанность возникает с момента  возникновения установленных налоговым  законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Здесь важным является слово «конкретный» налог или сбор. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик. Например, юридическое лицо встает на учет и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо – это потенциальный налогоплательщик. А налоговая обязанность у них возникает не вообще, а именно по поводу предоплаты конкретного налога или сбора.
    Так вот, обстоятельствами, с которыми налоговое  законодательство связывает возникновение  налоговой обязанности, являются следующие: 
Во-первых, это наличие объекта конкретного налога или сбора. 
Во-вторых, это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком). И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога. Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая.

    Наконец, третье обстоятельство – это наступление срока уплаты сбора или налога. Только когда все эти три обстоятельства существуют одновременно, только тогда и возникает налоговая обязанность по уплате конкретного налога или сбора. Сроки уплаты налогов или сборов определяются различными способами и впервые НК определил эти способы. В ст.57, п.3 даны способы определения сроков уплаты налогов или сборов, в том числе это может быть календарная дата (это самый простой вариант), например, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Это самый примитивный пример определения сроков уплаты.
    Следующий способ – это истечение периода  времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня. Тоже очень часто  применяется: скажем, в течение 5 дней после сдачи квартальной отчетности наступает срок уплаты налога.
    Далее таким способом может выступать  указание на какое-то событие или  указание на действие, которое должно быть совершено. Такими случаями события  или действия могут быть ситуации, связанные, как правило, с гражданином. Например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определенным сроком, связанным с событием или действием.  

    2.Признание налоговой обязанности исполненной.
   Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным нормативным правовым актом о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога и (или) сбора.
   Налоговая обязанность, как и любая друга, прекращается ее надлежащим исполнением. Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов и сборов досрочно. Согласно п. 3 ст.44 НК РФ основанием для прекращения налоговой обязанности также считается наступление одного из следующих обязательств:
      Смерть физического лица – налогоплательщика или признание его умершим в установленном порядке. Задолженность по имущественным налогам умершего лица, либо лица признанного умершим,  погашается наследниками пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским кодексом РФ для оплаты наследниками долгов наследователя;
      Ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст.49 НК РФ;
      Возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
      Обязанность считается исполненной  с момента  предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при  наличии достаточного денежного  остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными денежными средствами – с момента внесения  суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления, либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи (ФГУП «Почта России»). 

    Признание налоговой обязанности  неисполненной.
    Налог не признается уплаченным в следующих случаях:
      Отзыв налогоплательщиком или возврат банком налогоплательщику поручения на перечисление соответствующих денежных средств;
      Возврат местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для перечисления в бюджетную систему РФ;
      Неправильное указание налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшее не перечисление этой суммы в бюджетную систему РФ;
      Если на день предъявления налогоплательщиком в банк поручения на перечисления денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые в соответствии с гражданским законодательством должны быть удовлетворены ранее.
       
      Контрольные вопросы:
    Назовите основные характеристики исполненной обязанности по уплате налогов и (или) сборов.
    Назовите основные характеристики неисполненной налоговой обязанности.
    В 2005 г. И.И. Иванов сдавал в аренду квартиру. В марте 2006 г. И.И. Иванов рассчитал налог с полученного от аренды дохода и уплатил НДФЛ. Однако налоговою декларацию по форме 3-НДФЛ он предоставил в налоговую инспекцию 2 мая 2006г. Нарушил ли И.И. Иванов налоговую обязанность и будет ли он в данной ситуации нести ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации, если оно не привело к возникновению задолженности перед бюджетом?
      Литература:
    1. НК РФ;
    2. Налоговое право:  практикум/ под  ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. –  240с.
    3. Налоговое администрирование:  учебное пособие/  М.А. Невская, М.А.  Шалагина. М.: Издательство  «Омега –Л», 2009.-250с.
    4. Налоговый контроль  в Российской Федерации: учебное пособие/ А.З.Дадашев, И.Р. Пайзулаев. – М.: КНОРУС, 2009.-128с. 
     
     
     

РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И  СБОРОВ 

Тема: Исполнение обязанности  по уплате налога 

План:
    Налоговое уведомление.
    Требование об уплате налога.
    Инкассовое поручение.
    Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов (пеней, штрафов) при ликвидации и реорганизации юридического лица.
 
    Налогоплательщик  и плательщик сбора должны исполнять  свои налоговые обязанности самостоятельно. Они исчисляют сумму налога исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
    В предусмотренных налоговым законодательством  случаях обязанность по исчислению налога может быть возложена на налоговый  орган.
    Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления  срока платежа должен направить налогоплательщику налоговое уведомление, в котором указываются:
      размер налога, подлежащего к уплате;
      расчет налоговой базы;
      срок уплаты налога.
    Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
    Налоговая ставка -  это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокатские кабинеты, занимающиеся частной практикой, исчисляют налоговую  базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов  и хозяйственных операций.
    Налогоплательщики – юридические лица исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета.
    Налоговый период – это календарный год или иной период, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
    2. Требование об  уплате налога.
    Неисполнение  или ненадлежащие исполнение обязанности  по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
    Требование  об уплате налога – это письменное извещение, направленное налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него  недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
    Требование  об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение налогового законодательства.
    Согласно  п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения:
      о сумме задолженности по налогу;
      размере пеней, начисленных на момент направления требования;
      сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
      сроке исполнения требования;
      мерах по взысканию налога  и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщика.
    Требование  должно быть направлено налогоплательщику  не позднее трех месяцев со дня  выявления недоимки и в 10-дневный  срок с даты вступления в силу соответствующего решения, принятого по результатам  налоговой проверки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течении 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
    В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
    Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ. Взыскание налога с физических лиц производится в судебном порядке.
    Требование  об уплате налога направляется налогоплательщику  тем налоговым органом, в котором  налогоплательщик стоит на учете.
    Требование  об уплате налога может быть передано либо руководителю юридического лица, либо физическому лицу – налогоплательщику лично под расписку или другим способом который может подтвердить факт и дату получения требования.  Также требование об уплате налога может быть послано по почте  заказным письмом  и считается полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма. 

    3. Инкассовое поручение.
    Взыскание налога путем обращения взыскания  на денежные средства производится по решению налогового органа путем  направления в банк, в котором  открыты счета налогоплательщика (налогового агента) инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика – организации или индивидуального предпринимателя.
    Решение о взыскании принимается после  истечения срока,  установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев  после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение  о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в течение шести дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
    Инкассовое  поручение  на перечисление налога в бюджетную систему направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового  агента) – организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Взыскание налога производится с рублевых расчетных счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах – с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента), за исключением депозитных счетов. Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу ЦБ РФ на дату продажи валюты. Инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, с валютных счетов.
    Не  производится взыскание с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного счета. 

    4. Исполнение обязанности  по уплате налогов,  сборов (пеней, штрафов)  при ликвидации  и реорганизации  юридического лица.
    При ликвидации юридического лица обязанность по уплате налогов и сборов исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств и имущества указанной организации.
    При реорганизации юридического лица обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником. Реорганизации юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанности по уплате налогов правопреемника этого юридического лица. При наличии нескольких правопреемников исполнение обязанности реорганизованного юридического лица по уплате налогов и сборов производится  в соответствии с долей, если невозможно определить долю, то по решению суда, вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность.
    При слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо.
    При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения по уплате налогов признается  присоединившее его лицо.
    При разделении юридического лица, возникшее в результате такого разделения, признаются правопреемниками реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов.
    При преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.
    Контрольные вопросы:
    Налоговый орган принял решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и направил его в банк, где были открыты счета  данного налогоплательщика. Банк данного решения налогового органа не исполнил, каких – либо причин такого не исполнения в налоговый орган не сообщил. В праве ли налоговый орган предъявлять в суды иски о возмещении ущерба государству, причиненного вследствие неисполнения банком данного решения налогового органа. Если да, то на основании какого правового акта?
    Что понимается под требование по уплате налога? В каких случаях и в какой срок данное требование направляется?
      В течение 10 дней с даты вступления в силу решения, принятого по результатам выездной налоговой проверки;
      В течении трех месяцев с даты вступления в силу решения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки;
      В течении двух месяцев со дня выявления недоимки, обнаруженной не в результате налоговой проверки?
      Литература:
    1. НК РФ;
    2.ФЗ  от 2 октября 2007г.  №229 – ФЗ «Об  исполнительном производстве»
    3. Налоговое право: практикум/ под ред. А.Н. Козырина. – М.: Норма, 2009. – 240с.
    4. Налоговое администрирование: учебное пособие/ М.А. Невская, М.А. Шалагина. М.: Издательство «Омега –Л», 2009.-250с.
    5. Налоговый контроль  в Российской Федерации:  учебное пособие/  А.З.Дадашев, И.Р.  Пайзулаев. – М.: КНОРУС, 2009.-128с. 
     

РАЗДЕЛ 3. ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
    Тема: Порядок зачета и возврата, излишне взысканных сумм налога и сбора 

    План:
    Зачет сумм.
    Возврат сумм.
    Налоговые льготы.
 
    1. Зачет сумм.
    Глава 12 НК РФ закрепляет порядок зачета и  возврата излишне 
уплаченных сумм налогов и сборов.
    Если налогоплательщик уплатил большую сумму налога. То сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей. Зачет может быть произведен как по налогу, по которому был произведен излишний платеж, так и по иным налогам.
    Зачет либо возврат производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.
    В случае обнаружения фактов, свидетельствующих об излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть произведена совместная сверка расчетов. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
    Решение о зачете суммы излишне уплаченного  налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки, если такая сверка проводилась.
    Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию. Производится налоговым органом самостоятельно.  В этом случае решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня акта совместной сверки либо со дня вступления в силу решения суда.
    Заявление о зачете суммы излишне уплаченного  налога может быть подано в течение  трех лет со дня уплаты указанной  суммы. 

    2. Возврат сумм.
    Сумма излишне уплаченного налога, подлежит возврату по письменному заявлению  налогоплательщика в течение  одного месяца со дня получения налоговым  органом такого заявления. Возврат  налогоплательщику суммы излишне  уплаченного налога при наличие у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.
    Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Если налогоплательщик пропустил трехлетний срок с момента излишней уплаты налога из-за того, что он поздно узнал о переплате, то  он в праве подать в суд иск о возврате налога. Такой иск может быть подан в течении трех лет с того момента, как налогоплательщик узнал о переплате.
    Решение о возврате суммы излишне уплаченного  налога принимается налоговым органом  в течении 10 дней со дня получения  заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки. До истечения этого срока налоговый орган обязан направить в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога и сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течении пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.